Методы здоровьесберегающих технологий
статья по физкультуре по теме

Методы здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Методы здоровьесберегающих технологий

Поцметодами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения (от греч. metodos — буквально путь к чему-либо) — это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие метопы:

в структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.

Приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.); информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня города, района, школы, класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем — самостоятельно) результаты самонаблюдений за свои» здоровьем.

При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером — перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитывают показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушениях режима жизни.

Самочувствие — чувство, испытываемое человеком в зависимости от состояния его физических и душевных сил.

В дневник записывают: самочувствие хорошее (ощущение бодрости, жизнерадостности, наличие интереса к выполняемой работе, плохое (наличие жалоб на боли, слабость, вялость, головокружение, сердцебиение и другие неприятные ощущения).

Боль — защитный безусловный рефлекс. Боли сопровождаются учащением сердечных сокращений, повышением артериального давления, увеличением содержания сахара в крови и др. При появлении болей необходимо срочно выяснить их причину (нужна консультация врача) и принять необходимые меры.

Изменение самочувствия, вызванное ухудшением общего состояния организма, требует в ряде случаев коренных изменений в режиме дня учащегося.

В дневнике отмечают: вечером, перед сном — устал/не устал, переутомился; на следующий день — усталости нет, осталось чувство усталости и т. п.

Настроение — внутреннее душевное состояние. Обычно самочувствие и настроение совпадают, но возможно и несоответствие между ними—удовлетворительное самочувствие при плохом настроении i г т. п. Плохое настроение может быть и у здорового человека при неудачах, неприятных ощущениях, а хорошее возможно и у больного, например при хороших известиях, вызывающих положительные эмоции.

В дневник записывают: настроение хорошее, удовлетворительное, плохое.

Сон — имеет исключительное значение для поддержания здоровья, работоспособности и жизнедеятельности человека. Он предупреждает истощение нервных клеток, создает условия для восстановления их работоспособности.

Сон ничем нельзя заменить. Он должен продолжаться 9—10 час. В жизни младшего школьника важное значение имеет организация сна.

Эффективность сна зависит от соблюдения ряда гигиенических правил: ужинать полагается за 2—3 часа до сна; полезна прогулка (20— 30 мин.) перед сном; спать надо с открытым окном или форточкой и в крайнем случае в хорошо проветренном помещении; не кутаться.

Полноценность сна определяется тремя основными качествами: периодичностью, продолжительностью и глубиной. Периодичность подразумевает вполне определенное время отхода ко сну и подъема— это вырабатывает привычку сразу просыпаться в конкретное время, а также быстро и крепко засыпать именно в указанное время. Продолжительность сна определяется временем, необходимым для полноценного отдыха. Сокращение продолжительности сна резко отрицательно сказывается на состоянии организма школьника: снижается работоспособность, быстрее наступает утомление, возникает переутомление. По свидетельству французских исследователей установлено, если в начальных классах дети спят меньше 8 часов, то из каждых 100 таких школьников 61 не успевает в учебе.

Бессонница или повышенная сонливость часто являются одним из признаков наступившего переутомления. После такого сна не ощущается бодрости, появляется чувство разбитости, вялость. В дневник записывают продолжительность, качество сна, а также причины его нарушения.

Аппетит — это один из признаков нормальной жизнедеятельности организма. Ослабление аппетита, его отсутствие могут быть при заболеваниях, а также в результате утомления или болезненного состояния. Для нормальной деятельности организма имеет значение состав пищи и соблюдение определенных гигиенических правил. Прием пищи в одно и то же время вызывает аппетит, улучшает работу пищеварительных желез, способствует выделению желудочного сока, благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается.

В дневнике здоровья в графе «Аппетит» записывают: хороший, удовлетворительный, повышенный, плохой, отсутствует.

Пищеварение и аппетит взаимосвязаны. Расстройство пищеварения у здорового человека может быть одним из признаков недостаточного восстановления организма, переутомления.

В дневнике записывают: нормальный стул, запор, понос, изжога, отрыжка и др.

Работоспособность зависит от многих причин: от самочувствия, настроения, утомления. В дневник записывают: повышенная, обычная, пониженная.

Педагоги являются организаторами самоконтроля и поэтому должны хорошо знать его особенности. Они проводят беседы с учениками о значении самонаблюдений для сохранения здоровья, для соблюдения правильного режима дня, указывают на недопустимость появления вредных привычек. Рассказывают о сущности каждого

показателя, о его благоприятных и неблагоприятных изменениях путях исправления возникших отклонений. Изучив динамику результатов наблюдений за состоянием здоровья учащихся, педагог вместе с родителями может подвести итоги работы по здоровьесбережению у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии: коррекция и развитие интеллекта методом кинезиологии.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОМ КИНЕЗИОЛОГИИ.Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.Мишель де МонтеньДля ребенка 6 - 17 лет средой жизне...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ».

В статье рассматриваются активные формы и методы обучения, используемые на уроках литературы (уроки-диспуты, ролевые игры, уроки-концерты), их влияние на сохранение здоровья школьников....

« Формы и методы здоровьесберегающих технологий на уроке ОБЖ »

Катастрофические показатели здоровья молодого поколения самым неблагоприятным образом сказываются на безопасности государства, его обороноспособности, производительности труда в народном хозяйстве, ин...

Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании. Здоровьесберегающие технологии как современные методы в профессиональном образовании.

Аннотация. Статья раскрывает понятие "здоровьесберегающие технологии", объясняет необходимость применения их в образовательном процессе. Основное внимание в работе акцентируется  на непреры...

Пути и методы здоровьесберегающих технологий на уроках технологии.

Многие годы ребёнок проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов...

Нетрадиционные методы здоровьесберегающих технологий

Су-Джок терапия2. Массаж и самомассаж3.Аурикотерапия4. Кинезиологические упражнения...

Хромотерапия, как метод здоровьесберегающей технологии в учреждении дополнительного образования.

Важнейшей социальной задачей современного общества является укрепление психофизического здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Психофизическое здоровье является необходи...