«Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования»
опыты и эксперименты по физкультуре по теме

Лысов Александр Владимирович

 

Общеизвестно, что туризм несет в себе огромный социально-культурный потенциал и является, прежде всего, важным элементом не только физической, но и экологической, нравственной, эстетической и других сфер культуры.

Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать, полезен - он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете, - "Без странствований не создается ни одна индивидуальность".

В школе туризм может именоваться не только школьным, но и педагогическим туризмом.

Для детей туризм - способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенною образа жизни. А для учителей он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие.

И те и другие понимают, что туризм не просто развлечение, что в нем нельзя провести четкую разделительную черту между "делом и потехой". Если и квалифицировать туризм как отдых, то это не тот отдых, от которого, по выражению Н.К. Крупской, можно только "устать и поглупеть".

Одна из функций туризма состоит в том, чтобы снять утомление, дать человеку физическую и психологическую разрядку, что способствует восстановлению и дальнейшему развитию его физических и духовных сил. При этом следует учитывать и факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый универсальный фактор отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа на время туристских мероприятий. Здесь важно то, что туристская работа достаточно разносторонняя и сочетает в себе удовлетворение потребностей людей в отдыхе и здоровом развлечении с просветительными и воспитательными задачами.

В походе, как на рентгене, ребенок виден насквозь, вся его жизнь там - быт, труд, преодоление трудностей и лишений, интеллектуальный процесс, коммуникабельность, ментальность, эмоциональность - все раскрывается до дна в живом общении. В обычной школьной жизни таких возможностей никогда не возникает. А доскональное знание педагога своих подопечных - непременное условие хорошей работы.

Объективно педагогический потенциал школьного туризма весьма велик. Несомненно, коэффициент полезного педагогического действия его зависит не столько от его "природных" свойств, сколько от подхода к нему организаторов, от их понимания, умения и опыта и этой области.

Повышает педагогическую значимость туризма  самостоятельность  ребят в походе, когда  они решают вместе все вопросы жизни группы. Дети  в походе сами варят пишу, сами раскладывают ее по мискам, ставят палатку, укладывают свой рюкзак, моют посуду и т.п.

Комфорт - враг воспитания. Он развращает и духовно сушит человека. А в туристском походе, смысл которого в испытании себя временным отказом от благ цивилизации, в проверке и закалке своего характера и борьбе с лишениями и трудностями автономного бытия, он просто абсурден.

Тяга к путешествиям дремлет почти в каждом ребенке. Ее лишь надо разбудить.

 Как форма досуговой  деятельности туризм очень полезен педагогике и поэтому он  получил постоянную прописку  в  нашей школе.

Туристское общение имеет целью совместное освоение участниками ценностей туризма, обмен ими. В туристской деятельности это проявляется в избирательных и добровольных контактах, а именно в регулярных занятиях клубных комиссий и школ и в нерегламентированных групповых занятиях. Важнейшим аспектом туристской работы является социальное творчество, присущее в той или иной мере почти всем туристским занятиям и особенно активно развивающееся в туристских труппах. Их повседневная жизнь сама вырабатывает и развивает бескорыстие, коллективизм, стремление и умение сотрудничать, помогать товарищам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образования муниципального образования Абинский район МОУ СОШ №10 ТЕМА: « Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования» Автор : Лысов А.В. 2010 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туризм как средство активного отдыха

Человек с рюкзаком на проселочной дороге или труднопрохо­димой таежной тропе — привычный персонаж современной жиз­ни. Одни через снега и ледяные торосы пробиваются к Северному полюсу, другие карабкают...

Тема: «Развитие туризма и популяризация активного отдыха».

1.Введение      Полноценное восстановление сил и работоспособности возможно только при обеспечении активного отдыха. Как же правильно организовать своё свободное время д...

Доклад на тему: "Туристические походы как форма активного отдыха, укрепления здоровья.

В материале повествуется об оздоровительной ценности туристических походов...

Туризм - как вид активного отдыха

Туризм -  как вид активного отдыха...

Возможности школьного туризма как средства интеграции основного и дополнительного образования в МАОУ "Курманаевская СОШ"

Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит туризму и краеведению, занимающим прочные позиции в учебно-воспитательном процессе, осуществляющих ра...

Урок ОБЖ "Туризм как вид активного отдыха"

Туризм как вид активного отдыха...

Статья " Поход, как основная форма активного отдыха детей"

В данной статье кратко обозначена роль туризма и краеведения в познавательном развитии обучающихся; представлены формы и методы туристско-краеведческой деятельности, которые используются в развитии по...