Статья " Поход, как основная форма активного отдыха детей"
статья по краеведению
В данной статье кратко обозначена роль туризма и краеведения в познавательном развитии обучающихся; представлены формы и методы туристско-краеведческой деятельности, которые используются в развитии познавательной деятельности обучающихся. Кроме того, в статье рассматриваются вопросы, на которые следует обратить особое внимание при планировании и подготовке похода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pohod_kak_osnovnaya_forma_aktivnogo_otdyha_detey.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Анжеро-Судженского городского округа
«Станция юных туристов»
Статья
Поход, как основная форма
активного отдыха детей
Автор:
Чернова Анна Константиновна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «СЮТур»
Аннотация
В данной статье кратко обозначена роль туризма и краеведения в познавательном развитии обучающихся; представлены формы и методы туристско-краеведческой деятельности, которые используются в развитии познавательной деятельности обучающихся. Кроме того, в статье рассматриваются вопросы, на которые следует обратить особое внимание при планировании и подготовке похода.
Детский туризм - является одним из самых доступных и массовых форм активной деятельности. Это не только отдых и оздоровление для детей, но и средство их воспитания, но и одно из самых важных факторов познания окружающего мира.
Дополнительное туристско-краеведческое образование является своеобразной образовательно-воспитательной средой, в которой и осуществляется формирование увлеченных активной деятельностью в сфере физической культуры, спорта и туризма и краеведения обучающихся, с учетом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций.
В своей работе в области туризма и краеведения мы помогаем учащимся расти физически и духовно, познавать окружающий мир, себя. Во время туристских походов они учатся преодолевать различные трудности, закаливать себя физически, изучают родной край, учатся ценить дружбу, заботу и помощь друга, с пользой проводят свое свободное время.
Цель работы педагогов туристско-краеведческой направленности - это приобщение обучающихся к здоровому образу жизни через участие в походах и туристских путешествиях. Основные задачи, которые педагоги ставят перед собой, чтобы достичь поставленной цели таковы: обучать детей нормам здорового образа жизни, совершенствовать знания учащихся в области здорового образа жизни, через пребывание в условиях природной среды; развивать память, внимание, сообразительность, быстроту восприятия, логическое мышление, задатки и склонности к различным видам спорта; воспитывать любовь к здоровому образу жизни; умение работать в коллективе, уважать мнение товарищей, бережное отношение к природе.
Формы активного отдыха учащихся
Активный отдых имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения, как средство познания окружающей среды и человека в природных условиях. Оказывает воспитательное воздействие сравнительно простыми и доступными средствами: походы, путешествия, экскурсии, прогулки, туристские слёты и соревнования, а также краеведческая и природоохранная деятельность.
Основными формами туристской работы являются занятия туристско-краеведческой секции, походы, путешествия, туристские слёты, соревнования.
Туристский поход это путешествие с активным способом передвижения
в отдалённых от места жительства района, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной исследовательской целью.
По продолжительности различают походы однодневные, двухдневные,( походы выходного дня без ночёвки, с ночёвкой) и многодневные .
Путешествия - это многодневные походы, проводимые обычно в каникулярное время. Походы и путешествия могут быть ближними и дальними, т.е. их маршруты проходить по территории родного края (ближние) или выходить за его пределы, проходить по другим областям и регионам страны (дальние).
Прогулка представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма. В зависимости от времени года и подготовленности человека прогулки могут быть пешие, лыжные, велосипедные, лодочные. Это самая простая и доступная кратковременная форма туризма.
Экскурсия - коллективное посещение определённых объектов с познавательной или научной целью. Экскурсия также преследует цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.
Туристская экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, который осуществляется со специальными исследовательскими целями.
Поход, как основная форма активного отдыха детей
Одним из самых массовых и доступных форм занятий является туризм. Туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, одним из самых важных средств воспитания. Он характеризуется многими положительными свойствами:
Туристические маршруты выводят нас на свежий воздух. Ученые давно установили, что свежий воздух очень богат отрицательными ионами, которые обладают способностью быстро и эффективно снимать усталость. Туристический поход - это движение, физическая нагрузка, которая самым благотворным образом воздействуют на организм человека. Тренированный человек не так скоро утомляется, работоспособность у него всегда повышенная. Тишина леса, простор полей, аромат и краски леса - все многообразие красот родной природы заставляют забыть о будничных делах и заботах, раскрепощают нервную систему.
Наконец, туризм является профилактикой различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью.
Походы помогают воспитывать у учащихся действительную любовь к Родине, патриотизм, гражданственность. Любить что-то абстрактное, гордиться чем-то неизвестным, пытаться изменить к лучшему непонятное, не увиденное, конечно, невозможно. А вот в походах, на экскурсиях по своей малой Родине и за ее пределами школьники познают наше Отечество: природу, историю, культуру, любуются памятниками архитектуры, соприкасаются с творчеством и великими делами наших замечательных соотечественников, с реальной жизнью. Именно эти впечатления детства имеют исключительное значение в формировании любви к Родине. Чем полнее и ярче будут эти впечатления, тем глубже будет чувство Родины, патриотизма, гражданственности.
Туризм создает благоприятную среду для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Педагог учит этому своим личным примером. Во время похода перед педагогом открываются такие стороны характера воспитанников, которые, невозможно познать в условиях обычной школьной жизни. Туристская группа-это не класс. Походная жизнь сближает туристов, они лучше узнают друг друга. Часто туристский коллектив, эффективно воздействует на нарушителей дисциплины.
Туристические мероприятия и подготовка к ним помогают ребятам приобретать опыт общения с окружающими людьми, дипломатии, решая различные текущие вопросы. В совместной деятельности, особенно в автономных условиях ребята накапливают опыт формирования отношений друг с другом и взрослыми людьми (руководителями), проявляют свои лучшие качества, высокие нормы и ценности человеческого поведения: дружбу, взаимовыручку, щедрость, понимание, заботу о более слабых. Этот опыт человеческого взаимодействия обеспечивает детям психологическое здоровье.
Туризм учит «пробовать на вкус» природу. Непосредственное общение с природой учат детей бережному отношению к ней, способствует экологическому воспитанию.
Занятия туризмом укрепляют здоровье, тренируют организм, закаляют характер, вырабатывают такие черты как выносливость, силу, ловкость, воспитывают волевые качества. Занятия туризмом для подростков - это и романтика, и приключения, и реализация потребностей в риске. Походы позволяют наиболее полно удовлетворить эту потребность. Здесь все время надо быть начеку, преодолевая трудности маршрута. А сюрпризы природы: ураганный ветер, снег, дожди, холодные ночи, мошкара и комары и многие другие опасные, экстремальные ситуации, которые надо преодолеть, найти выход. Интересный парадокс: по статистическим данным, находясь в походе, человек рискует в десятки раз меньше, чем оставаясь дома. Это объясняется не отсутствием опасности, а готовностью и умением ее преодолевать.
В походе реализуются возможности каждого, происходит становление личности, ее самоутверждение и еще многое другое необходимое подростку в повседневной жизни и подготовке его к самостоятельной жизни.
При подготовке к походу учитывают:
1.Варианты подъезда и выезда с маршрута:
2.Сведения о возможности организации заброски и пополнения продуктов на маршруте:
3.Запасные и аварийные выходы с маршрута:
4.Дополнительные сведения: пункты телефонной и телеграфной связи, магазины, медицинские пункты, интересные экскурсионные объекты.
5.Адреса и телефоны туристских организаций:
6.График движения
Предварительная подготовка похода
Предварительная подготовка к путешествию – основной фактор успешности проведения туристского путешествия. Конечно, сами педагоги провели большую подготовку для того, чтобы поход непременно состоялся:
-разрабатывается план подготовки и проведения похода, составляется смета расходов по организации и проведению похода в определённы район;
-ведётся переписка по электронной почте с принимающей стороной по организации похода;
- подбирается и проверяется всё необходимое снаряжение для проведения запланированных мероприятий,
-составляется меню и перечень необходимых продуктов, утверждённый СанЭпидСтанцией, получаются продукты;
-принимаются меры по обеспечению безопасности в путешествии;
-оформляется приказ о проведении похода, проводится инструктаж с руководителями туристской группы;
-заполняется маршрутный лист или маршрутная книжка, оформляется страховка на участников похода;
Подготовка детей к прохождению маршрута
-в течение учебного года на занятиях, экскурсиях, в однодневных походах, соревнованиях в рамках учебной программы «Школа безопасности» школьники получают определённые знания, умения, навыки, которые требуют особого закрепления в естественных природных условиях;
- изучаются литературные источники о районе путешествия и подбирается картографический материал, заготовливаются памятки (по охране природы);
-проводятся беседа о предстоящем походе летом и опрос об ожиданиях и пожеланиях по проведению путешествия;
-организовывается вакцинация (для желающих привиться против клещевого энцефалита);
-распределяются походные обязанности;
-подготавливается снаряжение (личное и групповое);
-получается медицинский допуск к участию в туристском походе, проводится инструктаж о правилах передвижения туристской группы, ТБ при бивачных работах, ТБ при купании и т.д.;
В течение учебного года проводится работа с родителями учащихся:
-родители приглашаются на соревнования, которые проходят в течение учебного года;
- проводятся родительские собрания;
-организовываются фотовыставки, просмотр фильмов о районах предстоящих путешествий;
-заключаются договора и пишутся заявления на участие детей в туристском путешествии.
Меры по обеспечению безопасности
- в целях обеспечения безопасности при прохождении маршрута были привлекаются проводники со стороны принимающей стороны;
-в группе (направляющий и замыкающий) имеется радиосвязь;
-группа снабжается GPS навигатором и картографическим материалом;
- время проведения - период спада клещевой активности, но в группе имеются реппеленты- баллончики с аэрозолем от клещей для нанесения на одежду и снаряжение, а дети и руководители проходят вакцинацию против клещевого энцефалита в течение учебного года ;
-наличие у детей медицинской справки-допуска;
- наличие мобильной связи (МТС присутствует на протяжении всей тропы);
-обязательное присутствие медицинского работника, имеющего необходимый комплект медикаментов в районе путешествия;
-страхование всех участников путешествия от несчастного случая (на время проведения путешествия);
-соблюдение всех нормативно-правовых актов и санитарно-эпидемиологических правил и норм по организации и проведению многодневных туристских путешествий;
Финансовое и материальное обеспечение путешествия
Материальное обеспечение группы необходимым снаряжением личным (рюкзак, туристский ковёр, спальный мешок), групповым (палатки, котлы, рем.набор), несла организация, проводящая путешествие (МБОУ ДОД «Станция юных туристов» Анжеро-Судженского городского округа).
Питание участников путешествия обеспечивалось продуктами базовой столовой при Управлении Образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа из расчёта 150 руб. на 1 человека в сутки (по городской программе организации летнего оздоровительного отдыха детей). Перечень продуктов для многодневного путешествия был утвержден Санитарно-Эпидемиологической Станцией города.
Все остальные финансовые расходы: проезд, страхование, проживание на базе отдыха, экскурсионное обслуживание, аптечка, несли участники путешествия.
Рекомендации:
- При планировании путешествия надо учитывать коэффициент на ж/д билеты, который изменяется в течении года;
- Стоимость аренды автотранспорта будет зависеть от стоимости ГСМ в данном регионе.
Исследовательско - познавательная работа в походе
(проводится на протяжении всего маршрута или на отдельных участках)
Выбор общественно-полезной работы определяется изучением информации о данном маршруте. Отсюда ставится и цель работы: знакомство с интересными объектами на маршруте, их посещение, фотосъёмка и описание. Определение местоположения по карте.
Общественно-полезная работа
Результативность общественно полезной работы в походе зависит от соблюдения таких правил: выполнение заданий не должно вредить познавательной ценности путешествия, мешать активному отдыху или безопасности туристской группы; необходима предварительная договоренность, согласованность полезной инициативы туристов с соответствующими учреждениями; требуется подготовка (образовательная, трудовая) туристов, обеспечения их необходимым рабочим инструментом, приборами исследований и т.п.. Перед туристами следует поставить конкретные задачи, доступные для выполнения; желательно создать интересную торжественную атмосферу для общественно полезной работы, элементы соревнования; следует доводить работу туристов до логического завершения, награждать самых активных ее участников, обеспечивать наглядность результате.
Итак, основным условием успешного осуществления общественно полезной деятельности является создание комфортной психологической атмосферы в группе, заинтересованности в результатах своего труда, сознательное отношение к ней
Всем известно, что охрана природы - одна из наиболее злободневных проблем современности.
Немного поразмыслив над глобальностью вопроса охраны природы решаем внести посильный вклад в дело охраны природы: изготавливаем с ребятами памятки, ламинируем (с целью продления срока годности) и ставим цель нашей общественно- полезной работы.
Цель:
Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю через пропаганду правил поведения в природе.
Данная общественно - полезная работа была выполнена участниками в качестве учебно-тренировочного мероприятия для усвоения определённых знаний и формирования навыков поведения в природных условиях.
По итогам пройденного похода всегда делаются выводы . Выглядеть они могут следующим образом:
Цели и задачи, поставленные перед группой перед походом, выполнены.
1. Маршрут был пройден полностью всеми участниками группы без травм и заболеваний.
2. Сложность маршрута, график и темп движения, уровень сложности
препятствий соответствовал уровню физической, технико-тактической и морально-волевой подготовке участников.
3. Поход был совершён в благоприятных погодных условиях.
4. Поход был пройден без особых трудностей, значит, группа может пройти и более сложный маршрут.
5. Запланированный график движения группы был выполнен полностью.
Таким образом, главную цель путешествия можно считать достигнутой - обучающиеся готовы к совершению категорийных пешеходных походов.
Туризм способствует сохранению и укреплению здоровья, экологическому воспитанию, решает проблемы общения, рационального использования свободного времени, помогает изучить природу родного края. А изучение родного края – это прекрасное дополнение к школьным курсам природоведения, экологии, географии, ботаники, зоологии, истории и других предметов. Ведь как бы ни были глубоки знания, почерпнутые из учебников и книг, они не заменят изучение природы, населения, экологии лицом к лицу. Не заменят собственных наблюдений, поисков, встреч с интересными людьми.
Подведение итогов похода имеет большую педагогическую ценность. В любом походе дети чему-то учатся. Оценить их действия, высказать замечания и предложения по исправлению недостатков - значит наметить пути дальнейшего совершенствования каждого члена группы. В оценке действий каждого, похвале за хорошую работу, помощь коллективу дети видят признание их значимости. Это помогает в становлении их жизненной позиции, в желании и далее приносить пользу своему коллективу.
После проведения однодневного похода разбор действий участников можно провести на следующем занятии. После завершения многодневного похода каждый член группы представляет свой краткий письменный отчет о выполнении своих должностных обязанностей. На общем собрании происходит заключительное обсуждение итогов работы каждого члена коллектива и группы в целом. Важно, чтобы все дети знали оценку своего участия в походе.
Детям важно рассказать о своем походе друзьям, учителям, родителям. Это можно сделать, оформив фотогазету, дневник похода или организовав вечер, на котором юные туристы расскажут о своих впечатлениях.
Но это больше для себя - где мы были, что испытали. А для других? Для тех, кто пойдет по этому маршруту? Помните, как группа готовилась к походу? Ребята искали тех, кто бывал в этих местах, и были рады любой информации, которую от них получали. Самая простая форма - паспорт маршрута. Он содержит скупые, очень сжатые сведения, вписанные в отпечатанный образец. Более сложная форма - отчет о походе. Отчет - ценное пособие для групп, которые пойдут по этому маршруту. Работа над отчетом - очень важная форма воспитания школьников. Она дает возможность приучить ребят к наблюдательности, бережному отношению к полученному практическому опыту освоения района, желанию и умению делиться своими знаниями, своим опытом с другими: узнал сам - расскажи товарищам.
Заключение
В данной статье кратко обозначена роль туризма и краеведения в познавательном развитии обучающихся; представлены формы и методы туристско-краеведческой деятельности, которые используются в развитии познавательной деятельности обучающихся, проанализированы полученные результаты.
Работа по развитию познавательной деятельности обучающихся средствами туризма и краеведения будет продолжаться и совершенствоваться.
Список литературы
1. Алиева Л.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития личности ребенка [Текст] /Под ред. Остапца-Свешникова А.А. Л.: Подразделение оперативной печати,1993.
2.Ионов, Ю.И. Туристские маршруты по Кузбассу [Текст] / Ю.И. Ионов – Кемерово: Кемеровское книжное издательство,1981.
3. Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа. [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Соловьёв.– Кемерово: ОАО « ИПП « Кузбасс»; ООО «Скиф», 2006. – 384 с.
4. Туризм в Кузбассе. [Текст]: учебное пособие / В.Я.Северный (авт.- сост.)
[и др.]. – Кемерово: ИПП «Кузбасс»: ООО «Скиф», 2009. – 244 с.
5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. [Текст] – М.: Изд. центр Вентана – Граф,2002 – 240с; ил
6. Остапец – Свешников А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. [Текст] – М.: Педагогика, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего отдыха детей и подростков "Сириус"
Направление – социально-педагогическое Уровень реализации – от начального до основного общего Летнее время благоприятно для позити...
По родным просторам" - программа летнего отдыха детей и подростков
Ежегодно в каникулярное время на базе нашего Центра организуется профильный лагерь для учащихся. Наибольшей популярностью пользуются лагеря в летние каникулы. При выполнении данной программы...
Авторские перепесни к летнему отдыху детей.
Лето, дети, песня- понятия неразделимые! Предлагаю Вашему вниманию- перепесни собственного сочинения. На знакомые мелодии дети поют с превиликим удовольствием песни о лагере, о друзьях, о каникулах......
Программа «Турист» Малозатратная форма организации отдыха детей во время осенних каникул (площадка кратковременного пребывания детей)
Данная программа разработана с целью организации отдыха детей во время каникул. Расчитана на школьников с 5 по 8 класс, с указанием необходимого снаряжения с сеткой мероприятий и приложением....
Сборник материалов Всероссийского форума организаторов детского отдыха по вопросам дополнительного образования детей в организациях отдыха детей и их оздоровления (Ялта, 28-29 октября 2016
Форум проводился Министерством образования и науки Российской Федерации, оператор форума - ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" (РУДН) по итогам Всероссийского заочного конкурса допо...
Пора в поход. (Роль похода в активном отдыхе детей)
В статье рассматривается поход как основная форма активного отдыха детей. Поход как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего пок...
Педагогический образовательный проект «Учимся - отдыхая» (Активизация каникулярного отдыха детей)
В настоящее время молодое поколение все активнее осваивают Интернет, так как в жизни современного человека информация играет огромную роль. Закономерным является возникновение у него желания заявить о...