"Социально-педагогическая эффективность маркетинга в спортивных учреждениях"
презентация к уроку по физкультуре на тему
Организация маркетинговых мероприятий в спортивных учреждений, выполнение заказов семьи посредством предоставления физкультурно-спортивных услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marketingovaya_deyatelnost.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАРКЕТИНГА
В СПОРТИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
Разработчик: зам. по СМР
Анварова И.И.
Цель: изучение социально-педагогической эффективности маркетинга в системе физической культуры; удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов населения.
Задача: организация маркетинговых мероприятий в спортивных учреждениях, выполнение заказов семьи и учреждения посредством предоставления физкультурно-спортивных услуг; формирование активной личности, способной реализовать себя в социуме.
Сроки реализации программы: 2 года
Ключевые слова: маркетинг, маркетинговые мероприятия, физкультурно-оздоровительные услуги, социально-педагогическая эффективность маркетинга.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях формирования цивилизованных рыночных отношений и пересмотра господствующих парадигм, среди которых:
- признание товарной формы продукта педагогического труда,
- провозглашение физической культуры и спорта сферой социально-культурных услуг,
- переориентация физкультурного движения на максимально возможное удовлетворение интересов, запросов и потребностей населения, становятся очевидными необходимость и перспективность применения маркетинга в этой области.
В самом общем значении маркетинг – это социальный процесс, благодаря которому удовлетворяется спрос на товары и услуги различных покупателей /Починкин А.В., Какузин В.А. Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пос. – Малаховка: МГАФК, 2004. – 128 с./.
С позиции современной спортивной науки маркетинг представляет собой деятельность по изучению, формированию, наращиванию и удовлетворению потребностей граждан в занятиях физическими упражнениями и спортом посредством проектирования и оптимизации программ физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, реализуемых населению в форме соответствующих услуг /Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта: Монография. – М.: Советский спорт, 2003. – с. 256/.
Поводом для введения понятия маркетинг в спортивных учреждениях послужило то, что, во-первых, развитие детско-юношеского спорта (как большого, так и массового) признано одним из приоритетных направлений развития физкультурного движения в Российской Федерации. /Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2005 г.//Теория и практика физической культуры. 2001, 3 4, с. 2-8./
Во вторых, формирование современного социального заказа на дополнительные образовательные услуги – это одна из главных задач учреждения дополнительного образования. Оно предполагает, прежде всего, переориентацию всей деятельности учреждения на потребителя и исполнение им следующих аналитических функций:
- Изучение рынка спроса дополнительных образовательных услуг.
- Изучение особенностей запросов потребителей на дополнительные образовательные услуги.
- Изучение востребованности уже существующих дополнительных образовательных услуг в учреждении.
- Изучение и анализ потенциальных возможностей специалистов, работающих в УДО в условиях развивающихся рыночных отношений.
- Учет проблем педагогического коллектива учреждения по выполнению запросов потребителей, проверка готовности коллектива к освоению новых образовательных и информационных технологий.
Маркетинг преследует двоякую цель: с одной стороны, он направлен на получение экономической выгоды, с другой (поскольку этого требует специфика физкультурно-спортивной деятельности) – он ориентирован на получение ряда позитивных социальных и связанных с ними педагогических эффектов. Вопросам экономической эффективности маркетинга посвящено значительное число работ отечественных и зарубежных авторов, однако в современной литературе я не встретила описаний результатов исследований, касающихся изучения социально-педагогической эффективности маркетинга в системе физической культуры. Восполнение этого пробела и явилось целью моих научных изысканий. Для работы над своей программой я использовала следующую литературу: (см. приложение № 1).
Основной гипотезой послужило предположение о том, что применение маркетинга в проектировании и осуществлении физкультурно-спортивной работы с подростками будет способствовать:
- увеличению численности, стабилизации состава и минимизации потерь воспитанников центра;
- повышению уровня психологического комфорта, удовлетворенности занимающихся условиям занятий и характеристиками предоставляемых физкультурно-спортивных услуг;
- улучшению качества физкультурно-спортивных услуг;
- росту банка информации о ходе исследовательских и инновационных процессов в центре, увеличению количества реализованных инициатив, продуктов совместной творческой деятельности педагогов и занимающихся.
В качестве дополнительной гипотезы было принято предположение о том, что естественными следствиями достижения перечисленных результатов будут:
- позитивные сдвиги в социализации и социальной интеграции детей и подростков;
- сокращение проявлений девиантного поведения;
- улучшение состояния здоровья;
- повышение уровня сформированности физической культуры личности занимающихся (формирование устойчивого интереса, знаний, умений, навыков в области физкультурно-спортивной деятельности, прирост индивидуальных показателей физической подготовленности).
Методы исследования
Для исследовательской деятельности применяются следующие исследовательские методы:
- опрос (интервью, анкетирование, беседа);
- анализ и сегментирование рынка (рынком выступает группа людей, реально или потенциально заинтересованных в занятиях физическими упражнениями и спорте как услуге или зрелище и способных за это платить /Починкин А.В., Какузин В.А. Экономика физической културы и спорта: Учеб. пос. - Малаховка: МГАФК, 2004. – с. 80)
- педагогические наблюдения;
- педагогический эксперимент;
- контент-анализ нормативно-методической документации;
- антропометрия;
- тестирование физической подготовленности;
- методы математической статистики.
Организация исследования предусматривает несколько взаимопересекающихся этапов.
1-й этап. Анализ и сегментирование рынка
- Выявление характера спортивных интересов, потребностей, запросов и пожеланий детей, подростков, молодежи и их родителей относительной занятий избранным видом спорта
Эту задачу мы решаем при помощи опроса (интервью, анкетирование, беседа, опрос по телефону). Полученные данные мы обрабатываем, делаем выводы, заключения, опрос планируется проводить 2 раза в год – в начале и конце учебного года.
По итогам первого опроса, проведенного в начале учебного года, мы выявили необходимость в новом объединении для девочек и девушек. До этого момента в нашем центре преобладали секции для мальчиков и юношей.
- Анализ внутренней и внешней среды учреждения
- под внутренней средой понимается оценка финансовых, материально-технических, кадровых и других возможностей, профессиональной готовности коллектива учреждения к работе с целевыми группами занимающихся
- по внешней – в первую очередь, оценка конкурентная
Финансовым и материально-техническим возможностям центра, несмотря на то, что они оставляют желать лучшего, была дана оценка «удовлетворительно».
Что касается кадровых возможностей и профессиональной готовности коллектива, в кадрах произошли изменения и перестановки.
В учреждении были введены новые спортивные направления.
- Определение уровня физического развития и физической подготовленности участников эксперимента
– антропометрия (таблица)
- тестирование физической подготовленности (тесты)
Тренеры-преподаватели совместно с медицинским работником проводят оценку уровня физической подготовленности и развития воспитанников посредством исследования антропометрических данных, тестирования физической подготовки, приема контрольных нормативов в начале и конце учебно-тренировочного цикла.
- Выявление на этой основе качественно однородных групп занимающихся
На данный момент в учреждении занимаются 755 воспитанников по 5 направлениям.
2-й этап. Разработка годового плана маркетинга.
При разработке годового плана определяются мероприятия, устанавливается ответственность, подбираются сотрудники-исполнители намеченных мероприятий (если требуется, то организуется их обучение).
Основной упор делается на:
- совершенствование предоставляемых физкультурно-спортивных услуг, предусматривающее:
- определение целевой ориентации;
- составление расписания занятий;
- подбор средств и методов физического воспитания;
- определение характеристик материально-технического и кадрового обеспечения занятий в соответствии с характером спортивных интересов, потребностей, запросов и пожеланий учащихся, а также в зависимости от уровня их физической подготовленности;
- проведение коммуникативных акций:
- организация наружной и внутренней рекламы школы;
- организация витрин и стендового оформления (фотоотчетов о проведении мероприятий, предоставляемых физкультурно-спортивных услугах, достижениях педагогического коллектива и воспитанников и трансляциях их в учреждении);
- предоставление воспитанникам возможности приглашения (один раз в квартал) одного-двух гостей (друзей, одноклассников, членов семьи) к участию в тренировках;
- организация и проведение семейных праздников, спортивных соревнований и показательных выступлений;
- приглашение корреспондентов и размещение в местных газетах информации о центре;
- приглашение на спортивные праздники представителей Администрации, местного благотворительного фонда, спонсоров и родителей занимающихся;
- организация встреч с известными спортсменами и тренерами и др.
3-й этап. Организация и проведение физкультурно-спортивных занятий и маркетинговых мероприятий, разработанных в ходе теоретического и эмпирического исследований.
Согласно составленному годовому плану маркетинга ведется работа по организации и проведению занятий и запланированных мероприятий.
Основное содержание занятий составляют физические упражнения из видов спорта, избранных самими детьми и подростками. Экспериментальные занятия проводятся с учетом, с одной стороны, требований запросов и пожеланий участников исследования и, с другой стороны, в соответствии с исходным уровнем физической подготовленности занимающихся.
Занятия в недельном цикле распределяются неравномерно: их количество может определяться самими испытуемыми и составлять от 2 до 4 раз в неделю, продолжительность занятия – 2-3 академических часа.
Каждое занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Занятия проводятся тренерами-преподавателями, большинство из которых имеют высшее педагогическое образование (в том числе и по специальности физическая культура), вторую, первую и высшую квалификационные категории.
4-й этап. Определение показателей и оценка эффективности применения маркетинга в проектировании и осуществлении
физкультурно-спортивной работы с учащимися.
Этот этап является заключительным. Обсуждение и оценка результатов эксперимента осуществляется по следующим критериям:
- численность воспитанников, занимающихся в учреждении;
- посещаемость занятий;
состав лиц, охваченных различными формами физкультурно-спортивных услуг;
удовлетворенность занимающихся организацией, процессуальной стороной и достигнутыми результатами занятий;
- уровень психологического комфорта в учреждении и группе;
- готовность участников эксперимента к дальнейшему продолжению физкультурно-спортивной деятельности;
- уровень качества предоставляемых физкультурно-оздоровительных услуг;
- количество культивируемых видов спорта;
- количество спортивных секций;
-количество спортивно-массовых мероприятий, организованных в учреждении, учитывая при этом долю организованных мероприятий:
а) по инициативе самих членов клуба
б) как продукт совместной творческой деятельности педагогов и занимающихся;
- изменения в кадровой ситуации (штатный состав сотрудников, повышение их квалификации);
- необходимость, эффективность и перспективность маркетинговой работы;
- численность «трудных» подростков;
- количество занимающихся, состоящих на учете в КДНиЗП;
- уровень организованности, дисциплинированности и школьной успеваемости детей и подростков.
Реализация данной программы привела к формированию соответствующего пакета предложений по предоставлению дополнительных образовательных услуг, постепенному приведению функционального содержания, форм и методов деятельности учреждения в соответствие с требованиями и потребностями основного заказчика (дети, родители). Также организованная маркетинговую деятельность способствовала выходу на новый, более совершенный уровень представления физкультурно-оздоровительных услуг в учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка методиста Терешиной Светланы Витальевны по теме: "Социально-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей"
Что такое метод проектов? Понятие проектной деятельности обучающихся УДОРоль педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся в УДО...
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЁНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Основной целью деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья. Работая с семьями и изучая проблемы каждой, социальный педаго...
Эссе о роли и месте социального педагога в социально-педагогической деятельности образовательного учреждения
А кто такой "социальный педагог"? Как этому научить?? А что он делает в школе? Эти вопросы я слышу регулярно.. от родителей и даже от некоторых коллег.. Хотя при возникновении каких-либо поведенческих...
Научная статья "Социально-педагогическая адаптация детей группы риска в учреждении дополнительного образования".
Статья полезна социальным педагогам и классным руководителям....
Социально-педагогическая деятельность социального педагога с семьей «группы риска» в условиях образовательного учреждения
Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся не по их успеваемости или совершению или несовершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей се...
Продуктивность социально-педагогической деятельности педагогического работника. Проведение комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся.
За последние десятилетия наблюдается с каждым годом увеличивающийся поток населения к столице республики и близлежащим населенным пунктам, следовательно, наш...