"Социально-педагогическая эффективность маркетинга в спортивных учреждениях"
презентация к уроку по физкультуре на тему

Анварова Ильвиза Илгизаровна

Организация маркетинговых мероприятий в спортивных учреждений, выполнение заказов семьи  посредством предоставления физкультурно-спортивных услуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marketingovaya_deyatelnost.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ   МАРКЕТИНГА

В СПОРТИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Разработчик: зам. по СМР

Анварова И.И.

Цель: изучение социально-педагогической эффективности маркетинга в системе физической культуры; удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов населения.

Задача: организация маркетинговых мероприятий в спортивных учреждениях, выполнение заказов семьи и учреждения посредством предоставления физкультурно-спортивных услуг; формирование активной личности, способной реализовать себя в социуме.

Сроки реализации программы: 2 года

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговые мероприятия, физкультурно-оздоровительные услуги, социально-педагогическая эффективность маркетинга.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях формирования цивилизованных рыночных отношений и пересмотра господствующих парадигм, среди которых:

- признание товарной формы продукта педагогического труда,

- провозглашение физической культуры и спорта сферой социально-культурных услуг,

- переориентация физкультурного движения на максимально возможное удовлетворение интересов, запросов и потребностей населения, становятся очевидными необходимость и перспективность применения маркетинга в этой области.

В самом общем значении маркетинг – это социальный процесс, благодаря которому удовлетворяется спрос на товары и услуги различных покупателей /Починкин А.В., Какузин В.А. Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пос. – Малаховка: МГАФК, 2004. – 128 с./.

С позиции современной спортивной науки маркетинг представляет собой деятельность по изучению, формированию, наращиванию и удовлетворению потребностей граждан в занятиях физическими упражнениями и спортом посредством проектирования и оптимизации программ физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, реализуемых населению в форме соответствующих услуг /Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта: Монография. – М.: Советский спорт, 2003. – с. 256/.

Поводом для введения понятия маркетинг в спортивных учреждениях послужило то, что, во-первых, развитие детско-юношеского спорта (как большого, так и массового) признано одним из приоритетных направлений развития физкультурного движения в Российской Федерации. /Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2005 г.//Теория и практика физической культуры. 2001, 3 4, с. 2-8./

Во вторых, формирование современного социального заказа на дополнительные образовательные услуги – это одна из главных задач учреждения дополнительного образования. Оно предполагает, прежде всего, переориентацию всей деятельности учреждения на потребителя и исполнение им следующих аналитических функций:

  1. Изучение рынка спроса дополнительных образовательных услуг.
  2. Изучение особенностей запросов потребителей на дополнительные  образовательные услуги.
  3. Изучение востребованности уже существующих дополнительных образовательных услуг в учреждении.
  4. Изучение и анализ потенциальных возможностей специалистов, работающих в УДО в условиях развивающихся рыночных отношений.
  5. Учет проблем педагогического коллектива учреждения по выполнению запросов потребителей, проверка готовности коллектива к освоению новых образовательных и информационных технологий.

Маркетинг преследует двоякую цель: с одной стороны, он направлен на получение экономической выгоды, с другой (поскольку этого требует специфика физкультурно-спортивной деятельности) – он ориентирован на получение ряда позитивных социальных и связанных с ними педагогических эффектов. Вопросам экономической эффективности маркетинга посвящено значительное число работ отечественных и зарубежных авторов, однако в современной литературе я не встретила описаний результатов исследований, касающихся изучения социально-педагогической эффективности маркетинга в системе физической культуры. Восполнение этого пробела и явилось целью моих научных изысканий. Для работы над своей программой я использовала следующую литературу: (см. приложение № 1).

Основной гипотезой послужило предположение о том, что применение маркетинга в проектировании и осуществлении физкультурно-спортивной работы с подростками будет способствовать:

- увеличению численности, стабилизации состава и минимизации потерь воспитанников центра;

- повышению уровня психологического комфорта, удовлетворенности занимающихся условиям занятий и характеристиками предоставляемых физкультурно-спортивных услуг;

- улучшению качества физкультурно-спортивных услуг;

- росту банка информации о ходе исследовательских и инновационных процессов в центре, увеличению количества реализованных инициатив, продуктов совместной творческой деятельности педагогов и занимающихся.

В качестве дополнительной гипотезы было принято предположение о том, что естественными следствиями достижения перечисленных результатов будут:

- позитивные сдвиги в социализации и социальной интеграции детей и подростков;

- сокращение проявлений девиантного поведения;

- улучшение состояния здоровья;

- повышение уровня сформированности физической культуры личности занимающихся (формирование устойчивого интереса, знаний, умений, навыков в области физкультурно-спортивной деятельности, прирост индивидуальных показателей физической подготовленности).

Методы исследования

Для исследовательской деятельности применяются следующие исследовательские методы:

  • опрос (интервью, анкетирование, беседа);
  • анализ и сегментирование рынка (рынком выступает группа людей, реально или потенциально заинтересованных в занятиях физическими упражнениями и спорте как услуге или зрелище и способных за это платить /Починкин А.В., Какузин В.А. Экономика физической културы и спорта: Учеб. пос. -  Малаховка: МГАФК, 2004. – с. 80)
  • педагогические наблюдения;
  • педагогический эксперимент;
  • контент-анализ нормативно-методической документации;
  • антропометрия;
  • тестирование физической подготовленности;
  • методы математической статистики.

Организация исследования предусматривает несколько взаимопересекающихся этапов.

1-й этап. Анализ и сегментирование рынка

  1. Выявление характера спортивных интересов, потребностей, запросов и пожеланий детей, подростков, молодежи и их родителей относительной занятий избранным видом спорта

Эту задачу мы решаем при помощи опроса (интервью, анкетирование, беседа, опрос по телефону). Полученные данные мы обрабатываем, делаем выводы, заключения, опрос планируется проводить 2 раза в год – в начале и конце учебного года.

По итогам первого опроса, проведенного в начале  учебного года, мы выявили необходимость в новом объединении для девочек и девушек. До этого момента в нашем центре преобладали секции для мальчиков и юношей.

  1. Анализ внутренней и внешней среды учреждения

- под внутренней средой понимается оценка финансовых, материально-технических, кадровых и других возможностей, профессиональной готовности коллектива учреждения к работе с целевыми группами занимающихся

- по внешней – в первую очередь, оценка конкурентная

Финансовым и материально-техническим возможностям центра, несмотря на то, что они оставляют желать лучшего, была дана оценка «удовлетворительно».

Что касается кадровых возможностей и профессиональной готовности коллектива, в кадрах произошли изменения и перестановки.

В учреждении были введены новые спортивные направления.

  1. Определение уровня физического развития и физической подготовленности участников эксперимента

– антропометрия (таблица)

- тестирование  физической подготовленности (тесты)

Тренеры-преподаватели совместно с медицинским работником проводят оценку уровня физической подготовленности и развития воспитанников посредством исследования антропометрических данных, тестирования физической подготовки, приема контрольных нормативов в начале и конце учебно-тренировочного цикла.

  1. Выявление на этой основе качественно однородных групп занимающихся

На данный момент в учреждении занимаются 755 воспитанников по 5 направлениям.

2-й этап. Разработка годового плана маркетинга.

При разработке годового плана определяются мероприятия, устанавливается ответственность, подбираются сотрудники-исполнители намеченных мероприятий (если требуется, то организуется их обучение).

Основной упор делается на:

  • совершенствование предоставляемых физкультурно-спортивных услуг, предусматривающее:

- определение целевой ориентации;

- составление расписания занятий;

- подбор средств и методов физического воспитания;

- определение характеристик материально-технического и кадрового обеспечения занятий в соответствии с характером спортивных интересов, потребностей, запросов и пожеланий учащихся, а также в зависимости от уровня их физической подготовленности;

  • проведение коммуникативных акций:

- организация наружной и внутренней рекламы школы;

- организация витрин и стендового оформления (фотоотчетов о проведении мероприятий, предоставляемых физкультурно-спортивных услугах, достижениях педагогического коллектива и воспитанников и трансляциях их в учреждении);

- предоставление воспитанникам возможности приглашения (один раз в квартал) одного-двух гостей (друзей, одноклассников, членов семьи) к участию в тренировках;

- организация и проведение семейных праздников, спортивных соревнований и показательных выступлений;

- приглашение корреспондентов и размещение в местных газетах информации о центре;

- приглашение на спортивные праздники представителей Администрации, местного благотворительного фонда, спонсоров и родителей занимающихся;

- организация встреч с известными спортсменами и тренерами и др.

3-й этап. Организация  и проведение физкультурно-спортивных занятий и маркетинговых мероприятий, разработанных в ходе теоретического и эмпирического исследований.

Согласно составленному годовому плану маркетинга ведется работа по организации и проведению занятий и запланированных мероприятий.

Основное содержание занятий составляют физические упражнения из видов спорта, избранных самими детьми и подростками. Экспериментальные занятия проводятся с учетом, с одной стороны, требований запросов и пожеланий участников исследования и, с другой стороны, в соответствии с исходным уровнем физической подготовленности занимающихся.

Занятия в недельном цикле распределяются неравномерно: их количество может определяться самими испытуемыми и составлять от 2 до 4 раз в неделю, продолжительность занятия – 2-3 академических часа.

Каждое занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Занятия проводятся тренерами-преподавателями, большинство из которых имеют высшее педагогическое образование (в том числе и по специальности физическая культура), вторую, первую и высшую квалификационные категории.

4-й этап. Определение показателей и оценка эффективности применения маркетинга в проектировании и осуществлении

 физкультурно-спортивной работы с учащимися.

Этот этап является заключительным. Обсуждение и оценка результатов эксперимента осуществляется по следующим критериям:

- численность воспитанников, занимающихся в учреждении;

- посещаемость занятий;

состав лиц, охваченных различными формами физкультурно-спортивных услуг;

удовлетворенность занимающихся организацией, процессуальной стороной и достигнутыми результатами занятий;

- уровень психологического комфорта в учреждении и группе;

- готовность участников эксперимента к дальнейшему продолжению физкультурно-спортивной деятельности;

- уровень качества предоставляемых физкультурно-оздоровительных услуг;

- количество культивируемых видов спорта;

- количество спортивных секций;

-количество спортивно-массовых мероприятий, организованных в учреждении, учитывая при этом долю организованных мероприятий:

а) по инициативе самих членов клуба

б) как продукт совместной творческой деятельности педагогов и занимающихся;

- изменения в кадровой ситуации (штатный состав сотрудников, повышение их квалификации);

- необходимость, эффективность и перспективность маркетинговой работы;

- численность «трудных» подростков;

- количество занимающихся, состоящих на учете в КДНиЗП;

- уровень организованности, дисциплинированности и школьной успеваемости детей и подростков.

Реализация данной программы привела к формированию соответствующего пакета предложений по предоставлению дополнительных образовательных услуг, постепенному приведению функционального содержания, форм и методов деятельности учреждения в соответствие с требованиями и потребностями основного заказчика (дети, родители). Также организованная маркетинговую деятельность способствовала выходу на новый, более совершенный уровень представления физкультурно-оздоровительных услуг в учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка методиста Терешиной Светланы Витальевны по теме: "Социально-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей"

Что такое метод проектов? Понятие проектной деятельности обучающихся УДОРоль педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся в УДО...

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЁНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Основной целью  деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья. Работая с семьями и изучая проблемы каждой, социальный педаго...

Эссе о роли и месте социального педагога в социально-педагогической деятельности образовательного учреждения

А кто такой "социальный педагог"? Как этому научить?? А что он делает в школе? Эти вопросы я слышу регулярно.. от родителей и даже от некоторых коллег.. Хотя при возникновении каких-либо поведенческих...

Социально-педагогическая деятельность социального педагога с семьей «группы риска» в условиях образовательного учреждения

Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся  не по их успеваемости или совершению или несовершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей се...