Значимость введение игры в занятия по обучению плаванию с кадетами Оренбургского президентского кадетского училища
статья по физкультуре (5 класс) по теме

Мочалкин Евгений Валерьевич

В статье описываются результаты исследований по введению игровых технологий на уроках по плаванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_v_obuchenii_mochalkin.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значимость введение игры  в занятия по обучению плаванию

с кадетами Оренбургского президентского кадетского училища

Мочалкин Е.В. мастер спорта, инструктор по физической культуре,

Оренбургское президентское кадетское училище

         В 2010 году открылось Оренбургское президентское кадетское училище.  Первый набор учащихся охватил детей нескольких возрастов, и первого сентября начали свои занятия дети от десяти и до пятнадцати летнего возраста. Столь широкий возрастной диапазон требует индивидуального подхода к обучению плаванию для детей каждой возрастной группы.  При этом, чем старше возраст обучаемых, тем сложнее происходит формирование навыка плавания. Подростковый возраст характеризуется высокими показателями физического развития – рост и вес тела, но в то же время в этом возрасте плохо развиваются координационные способности и подвижность в суставах (гибкость). У детей, ранее не занимавшихся плаванием наблюдается высокий порог тревожности перед занятиями на воде, скованность в движениях, иногда негативный эмоциональный настрой. Поэтому введение в занятия по плаванию подвижных игр на воде является наиболее эффективным средством начального обучения плаванию и снятия эмоционального напряжения [1].

           Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые по избранному виду спорта. Подготовительные игры способствуют образованию навыков, необходимых в данном виде спорта, повышению мотивации к занятиям этим спортом, а также повышают психологическую готовность к тренировочному процессу.

        В подростковом периоде (13-15 лет учащиеся 7-8-х классов) мальчики начинают увлекаться силовыми играми.  Возрастает значимость спортивной победы в игре.  В этом возрасте им нравятся те игры, в которых они могут проявить себя с лучшей стороны. Большой интерес подростки проявляют к командным играм. У подростков хорошо используются игры, подготовительные к спортивным, и спортивные игры. Подростки любят тренировать отдельные навыки, необходимые для спорта. Они понимают их пользу и с увлечением играют в игры с мячом, подготовительные к различным видам спорта. Не исключением  являются занятия в бассейне – для учащихся 7 – 8 классов большое место занимают спортивные  игры в воде и игры в воде с элементами борьбы. Урок плавания имеет свои особенности – на уроке ярко проявляется разница между теми кто имеет навык плавания, теми кто держится на воде и теми кто не умеет плавать. Так как в президентсткое кадетское училище дети поступают только с 5 класса На уроке, как правило, происходит  рассортировка коллектива.

        В воде среди детей этого возраста популярны игры с нырянием, эстафетное плавание с усложненными правилами, а также подготовительные игры к водному поло.

          Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, лёгкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.).  Такие игры направлены на закрепление и совершенствование разученных предварительно технических и тактических приёмов и навыков того или другого вида спорта. Образовательная сторона игры будет стоять на должной высоте, если педагог, воспитатель будут обращать на это должное внимание.

       Основные задачи подвижных игр применяемых на занятиях по плаванию на воде:

1) укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию;

2) содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;

3) воспитывать у подростков необходимые морально-волевые и физические качества;

4) прививать воспитанникам организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

        Значительное место в начальной подготовке пловца, а также на последующих этапах занимают игры, проводимые в воде. Одни из них - для новичков, осваивающих водную среду, - проводятся в неглубоком месте и содержат простые задания. Другие применяются в занятиях со спортсменами, совершенствующимися в плавании, и направлены на закрепление скоростно-силовых качеств, воспитание специальной техники спортивных и прикладных способов ныряния, транспортировки на воде и пр.

В содержание игр для новичков входят упражнения, позволяющие освоится с водой, преодолеть водобоязнь:

А) погружение в воду с передвижением по дну;

Б) всплывание и лежание на воде;

В) выдох в воду, открывание глас в воде;

Г) скольжение по воде, впрыгивание в воду и ныряние.

           В содержание игр и эстафет, проводимых на глубине по грудь и более, включается проплывание отрезков:

А) с доской в руках и доской зажатой между ногами;

Б) со спортивными и прикладными способами ныряния, транспортировкой;

В) с мячом (как подготовительные к освоению игры в водное поло);

Г) игры с плаванием с ластами (для девочек и девушек).

        Сложны и разнообразны движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата. Условия игрового соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.

       Для общефизической подготовки пловца используются разнообразные игры и эстафеты с элементами бега, прыжков и метаний, а также игры для овладения техникой ведения, передач, бросков, приёма и ловли мяча, что особенно важно ватерполистам. Пловцам рекомендуются и спортивные игры по упрощённым правилам. Игровой метод, в силу присущих ему особенностей, является методом совершенствования двигательной деятельности. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициативность, без которых спортивная деятельность невозможна. Тренеру важно подобрать игры, оказывающие влияние на те группы мышц, которые без специальных упражнений развиваются слабо.

        Методика проведения подвижных игр на воде определяется целями и задачами, которые решаются с их помощью. Всесторонее воспитание и гармоничное развитие занимающихся возможно только в результате многолетнего, систематического и правильно организованного процесса обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит преподавателю.

       Организуя обучение преподаватель должен стремиться:

1) воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;

2) содействовать формированию жизненно важных двигательных навыков и умений;

3) укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию.

        Воспитание человеческой морали тесно связанно с выбором игр. Нужно подбирать игры, ярко отражающие  нашу действительность, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.

        Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.

     Перед играющими необходимо каждый раз ставить образовательные задачи, соответствующие трудностям предстоящей игры. В дальнейшем игры должны систематически усложнятся, чтобы не потерять воспитательного значения.

        Подвижные игры помогают не только в решении ряда специальных задач, но и (имея в виду природу игровой деятельности) всегда встречает хороший приём у занимающихся, новый интерес к тренировочным занятиям. Игра, как объект информации о предстоящей работе, не представляет для человека неопределённости. Игра является толчком к спорту. Провести игру или эстафету, т.е. включить “эмоциональный” рычаг у занимающихся продолжать тренировку с желанием и интересом. В спорте широко используются игры, основным содержанием которых является содействие развитию силы, быстроты, ловкости и др. качеств. При подборе и проведении игр (как вспомогательные средства) усиливается избирательное направление, их воздействие на развитие специальных навыков и качеств, необходимых спортсмену. Игра – морально волевое воспитание.

          Анализируя игровой материал, преподаватель обязан, наметив игру, предварительно продумать весь процесс игры и предвидеть, какие моменты её могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интереса, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления.

Руководитель. Хорошо знающий детей, предварительно намечает, кому из играющих быть капитаном, первым водящим. Какую роль отвести наименее организованным детям, как вовлечь в игру слабых и пассивных игроков.

Для проведения некоторых игр он заранее намечает помощников из участников, определяет их функции и, если нужно, даёт им возможность подготовиться с правилами игры и местом её проведения (бассейн).

          Важно, чтобы обстановка способствовала правильному процессу игры, развитию детского творчества, привитию организаторских способностей, хорошему усвоению правил, товарищескому поведению в игре, проявлению своих индивидуальных способностей, умению бороться в коллективе за интересы коллектива.

Пример игры, применяемый для лучшего освоения с водой:

Наименование игры: "Водолазы".

Преимущественный вид движений входящий в игру: подводное плавание, ныряние, собирание предметов со дна.

Двигательные навыки, развивающиеся в игре: навык задержки дыхания, навык плавания с открытыми глазами, ориентирования под водой, навык быстроты передвижения.

Физические качества, воспитывающиеся в игре: смелость, ловкость, быстрота координации, гибкость.

Морально-волевые качества воспитывающиеся в игре: внимание, решительность, терпение, целеустремлённость, быстрота реакции, быстрота ориентировки.

Используемая литература

  1. Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: ФКиС, 2001. -400 с.
  2. Дукальский В.В.. Маряничева Е.Г. Игры на воде при обучении детей плаванию. – Краснодар.: КГИФК, 1990 г. – 110 с.
  3. Л.В. Былеева, И.М. Коротков  Подвижные игры. -  ФКиС, 1982г.- 230 с.
  4. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать - М.;ООО "Издательство Астрель"; 2003. - 863 с. (профессия - тренер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГОССЛУЖАЩИХ, И ЕЕ ИНТЕГРАЦИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА

Главная цель создания Оренбургского президентского кадетского училища - развитие системы поддержки талантливых детей, подготовка всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей для ...

«ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА КАК СИСТЕМА И ПРОЦЕСС МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ КАДЕТ 5-11 КЛАССОВ»

В методической разработке представлен опыт организации системы телевидения и радиовещания в образовательном учреждении.   Работа выполнена в рамках реализации деятельности региональной ...

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское уч

I. Организация и осуществление образовательной деятельности1. Настоящий Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных ор...

Подготовка кандидатов, поступающих в Кызылское президентское кадетское училище с 2014 по 2016 гг, в МБОУ "Хову-Аксынская СОШ

По итогам республиканского рейтингования по поступлению  в КПКУ МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»  заняла 2 место в 2016 году....

Подготовка кандидатов, поступающих в ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище» в 2017 году.

В результате  в  ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище» из 7 кандидатов в 2017 году, поступили 2 учащиеся,  Саны-Хоо Алина Аликовна, Шулуу Менди Юрьевна,  об...

"Военная составляющая в деятельности воспитателя Ставропольского президентского кадетского училища".

Система воспитательной работы Ставропольского президентского кадетского училища основана на интеграции учебной и внеурочной деятельности, в рамках которой происходит постоянное взаимодействие с культу...

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА

Проблема исследования ценностных ориентацией молодежи в юношеском возрасте остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардиналь...