ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ, ОТНЕСЕННЫМИ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Четыркин Константин Васильевич

В работе предлагаются разработки  занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «ЯЛГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ,

ОТНЕСЕННЫМИ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

 К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

Подготовил:

 Четыркин Константин Васильевич

– учитель физической культуры и ОБЖ.

Проблема, над которой я работаю, это «Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию  здоровья к специальной медицинской группе»

Дети по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы - основную, подготовительную и специальную.

Комплектование СМГ (специальной медицинской группы) имеет ряд особенностей. Оно должно проводиться к каждому новому учебному году на основе учета возраста, показателей физической подготовленности, степени выраженности патологического процесса. Списки групп составляются к концу учебного года по данным медицинских осмотров, проведенных в апреле-мае текущего года, визируются школьными врачами и печатями детских лечебно-профилактических учреждений. Наполняемость группы составляет 8-10 человек.

При комплектовании контингента СМГ выделяю 2 подгруппы:

Подгруппа А: дети, которые имеют отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, позволяющие надеяться на перевод их в основную (подготовительную) группу в течение нескольких лет занятий.

Подгруппа Б: дети, имеющие органические, труднообратимые изменения в состоянии органов и систем, для данной категории детей главной и вполне достижимой целью занятий должен стать переход в подгруппу А.

Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ - дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей. Это построение на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом -менее. Перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений (ЧСС), дети, у которых ЧСС выше 80 уд/мин, становятся на левый фланг. Такой же принцип осуществляется при проведении эстафет и игр.

Основной формой физического воспитания, занимающихся в СМГ, являются уроки оздоровительной гимнастики (ОГ), проводимые 2-3 раза в неделю по 30-40 минут. Включаются они  в расписание 6-м уроком .

Занятия (уроки) должны быть построены и выдержацы по схеме: подготовительная, основная, заключительная части. Построение занятий СМГ не отличается от обычных уроков физического воспитания, но имеет свои принципиальные особенности.

Подготовительная часть длится 7-12 минут и состоит из общераз-вивающих гимнастических упражнений, проводимых в медленном и среднем темпе и чередующихся с дыхательными упражнениями. Нагрузка повышается постепенно, путем выполнения упражнений для различных мышечных групп и увеличения числа повторений каждого движения.

Упражнения выполняются из исходных положений - стоя, сидя. Не следует давать много новых упражнений, поскольку это затрудняет период врабатывания.

Основная часть продолжается 15-23 минуты, предусматривает развитие адаптивных возможностей организма детей, овладение ими спортивно-прикладными двигательными навыками и развитие физических качеств: гибкости, силы, быстроты, выносливости, ловкости. Уровень физической нагрузки важно повышать своевременно, чтобы не упустить наиболее благоприятный период - середину учебного года. Характер нагрузок должен быть универсальным. Нерационально, например, наращивать силу детей в ущерб развитию быстроты, ловкости, координации движений.

В заключительной части занятия ОГ (3-5 мин.) даются упражнения, восстанавливающие организм после интенсивной физической нагрузки: спокойная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и внимание. Подводя итоги занятий, преподаватель должен дать детям индивидуальные задания на дом.

Построение занятий проводится с учетом возрастных особенностей детей. Чаще в школьной программе приходится довольствоваться созданием 3-х возрастных групп.

Глава 1. Примерное содержание урока (занятия) по физической культуре со школьниками 1-4 классов в специальной медицинской группе.

Подготовительная часть: построение, объяснение задач урока, подсчет пульса и частоты дыхания, уточнение самочувствия, медленная ходьба с изменением направления движения, ходьба в полуприседе и приседе.

Упражнение 1. «Кролики и великаны». Исходное положение -о.с. 1-2 полуприсед , 3-4 - встать, подняться на носки, руки вверх. Выполнять 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - руки на поясе, 1 - руки вперед, 2- руки вверх, 3- руки в стороны, 4 - исходное положение. Повторять 6-8 раз.

Упражнение 3. «Часы». Исходное положение — руки на поясе, наклоны в стороны на каждый счет с речитативом: «Тик-так, так-так, целый день вот так». Повторять 12 раз.

Упражнение 4. Исходное положение - о.с. 1- поднять левую ногу, согнуть в колене и сделать хлопок под ней, 2 - исходное положение, 3, 4 - то же с хлопком под правой ногой. Повторять 10-12 раз.

Упражнение 5. «Боксеры». Исходное положение - руки согнуты в локтях, 1- наклон вперед, 2 - исходное положение, 3- наклон назад, 4- исходное положение. Повторять 6-8 раз.

Упражнение 6. Исходное положение - руки на поясе, 1- наклон вперед, 2- исходное положение, 3- наклон назад, 4- исходное положение. Повторять 6-8 раз.

Упражнение 7. Исходное положение - руки на поясе. 1- шаг правой в сторону, 2- подняться на носки, руки вверх, 3-опуститься на всю ступню, руки на поясе, 4- исходное положение, 5-8 - то же шагом левой. Повторять 4-6 раз.

Упражнение 8. «Море волнуется». Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки вверх, кисти опущены, 1- встать на пятки, кисти вверх, 2-встать на носки, кисти вниз. Повторять 6-8 раз. Медленная, спокойная ходьба.

Основная часть: выполнение каждым занимающимся индивидуального комплекса гимнастических упражнений, рекомендованного при конкретном заболевании. Простые упражнения на гимнастической стенке, спокойная ходьба, дыхательные упражнения, метание малых мячей на меткость и дальность.

Подвижные игры:

- «Перемена мест» (ловкость).

- «Белые медведи» (ловкость, выносливость). Спортивные игры.

Заключительная часть: спокойная ходьба, дыхательные упражнения, подсчет пульса, частоты дыхания, подведение итогов урока, задание на дом, организованный уход с места занятий.

Глава 2. Примерное содержание урока (занятия) по физической культуре со школьниками 5-7 классов в специальной медгруппе.

Подготовительная часть: то же, что и с 1-4 классами, только необходимо добавить упражнения с гимнастической палкой, сочетая упражнения с дыханием, прыжками, наклонами назад, вперед, в сторону, ОФП с равновесиями, наклонами вперед, наклонами вперед с доставанием ладонями пола. Заканчивать упражнениями на дыхание и спокойной ходьбой.

Основная часть: выполнение индивидуального комплекса гимнастических упражнений, лазание по канату, упражнения на гимнастической стенке, ходьба на месте и в движении на носках, руки в стороны, удерживания на голове груза (мешочек с песком), спортивные игры (баскетбол, волейбол и др.).

Подвижные игры:

1. «Удочка» (ловкость). Преподаватель в центре круга на высоте голени крутит веревку, через которую играющие перепрыгивают.

2. «Мяч ловцу». На разных сторонах площадки чертятся 2 круга, в которых находятся ловцы. Игроки команд, передавая мяч друг другу, стараются передать его своим ловцам.

3. Эстафета «Увернись от мяча». Играют 3 команды, которые располагаются по краям и в середине площадки. Игроки крайних команд стараются волейбольным мячом попасть в игроков средней команды.

Заключительная часть: спокойная ходьба с выполнением дыхательных упражнений, построение, подсчет пульса, частоты дыхания, уточнение самочувствия, подведение итогов урока, задание на дом.

Глава 3. Примерное содержание урока (занятия) по физической культуре со школьниками 8-11 классов в специальной медгруппе.

Подготовительная часть: то же, что и в 5-8 классах, необходимо добавить бег в среднем темпе (2-3 минуты) с постепенным замедлением темпа.

Упражнения 1 и 2. На восстановление дыхания.

Упражнения 3 и 4. Наклоны вперед и в сторону на каждый шаг (6-8 раз).),

Упражнения 5 и 6. С короткой (сложенной вдвое) скакалкой, поднять ее вверх, правую ногу на носок - вдох, опустить скакалку за голову, приставить ногу - выдох (6-8 раз);

Упражнение 6. Скакалка перед грудью, 1- скакалку вверх, наклон назад, 2- наклон вперед, прогнувшись, 3- присед, скакалку вперед, 4- исходное положение (6-8 раз);

Упражнения 7 и 8. В парах, стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, наклоны, поочередные сгибания с сопротивлением, оказываемым партнером (8-10 раз).

Медленная ходьба, дыхательные упражнения.

Основная часть: индивидуальные комплексы гимнастических упражнений. Упражнения с легкими гантелями (1-3 кг), на тренажерах, спортивные игры, лазание по канату, упражнения на гимнастической стенке.

Подвижные игры:

1. Линейная эстафета, с передачей эстафетной палочки:

а. с увеличением расстояния;

б. на коньках, на лыжах;

в. с палками, без палок.

2. Встречная эстафета.

3. Эстафета с переносом предметов (мячи, кегли и т.д.).

Заключительная часть: ходьба по залу, выполнение дыхательныхупражнений, построение, подсчет пульса, частоты дыхания, уточнение самочувствия, подведение итогов урока, задание на дом.

По сложившейся практике в основной части занятий выполняются главным образом свободные, корригирующие и дыхательные упражнения. Широко используются упражнения с гимнастическими снарядами (гантелями, палками, мячами, обручами, эспандерами, булавами, скакалками, флажками и т.п.) и на гимнастических снарядах (стенках, скамьях, канатах, бревнах и т.п.). Избирательно, с учетом патологии опорно-двигательного аппарата, выполняются упражнения на растяжение, с сопротивлением и на расслабление. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки в покое и при сменах положения тела. Занятия должны включать движения, основанные на ползании, лазании, метании и ловле мяча.

Особое значение имеют дыхательные упражнения. Только при рациональном дыхании достигается максимальный эффект от занятий ОГ. Основная группа дыхательных упражнений направлена на тренировку фазы выдоха.

Следует отметить, что для детей, имеющих отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Им рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, но прежде всего мелкие и средние (кисти и стопы, голени и предплечья, шеи и лица, груди и живота). Используется ходьба, дозированный бег в медленном темпе. Важнейшее значение имеют упражнения на тренировку внимания и управляемой релаксации.

Детям с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, астма, гайморит и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Уделяется внимание дыхательным упражнениям, способствующим тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Удлинению фазы выдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произношением гласных (а, у, е, и, ё, о) и согласных (р, ж, ш, щ, з, с), звуков или их сочетаний (например, бре, бры, бру, и т.п.). Эти упражнения рекомендуется выполнять в течение всего учебного года дома в перерывах между домашними заданиями и в часы досуга, а также в каникулярное время.

Дыхательные упражнения имеют первостепенное значение и при занятиях с детьми, страдающими эндокринной патологией (ожирение, сахарный диабет, гипофизарно-надпочечниковая недостаточность и др.).

Детям с обнаруженными нарушениями желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь, колит, холецистит и др.) рекомендуется на занятиях увеличивать число статических упражнений для мышц живота и нижних конечностей, выполняемых в медленном темпе с паузами релаксации. Для них так же, как и для детей с нарушениями мочеполовой системы, рекомендуется увеличение числа упражнений, выполняемых лежа на коврике на полу и в антиортостатических позах.

Детям с заболеваниями органов зрения рекомендуются специальные упражнения на тренировку глазных и глазодвигательных мышц, ограничение прыжковых элементов и резких изменений положения тела.

    Музыкальное сопровождение стимулирует центральную нервную систему и создает позитивный эмоциональный настрой у занимающихся. Занятия на открытом воздухе тренируют метеоустойчивость 'учащихся.

    Всех детей (также) нужно обучать навыкам водного, воздушного и солнечного закаливания, основам гигиенического массажа и самомассажа.

Ярким примером осложнений, связанных с гипокинезией и гиподинамией, является распространение у значительной части школьников компьютерной болезни: многочасовые занятия у экрана компьютеров без пауз активного отдыха приводят к постепенному ухудшению двигательных функций, к быстро прогрессирующему снижению остроты зрения.

Для снятия утомления, связанного с работой на компьютере, рекомендуется проводить специальные дополнительные занятия оздоровительной гимнастики (ОГ) не менее 1-2 раза в неделю по 25-30 минут.

3.1.Примерный комплекс упражнений при "компьютерной болезни"

1. Различные виды ходьбы в медленном и среднем темпе 1-2 минуты.

2. Поднять руки вверх, вдохнуть, расслабленно потряхивая опустить руки, выдохнуть(4-6 раз).

3. Жонглирование теннисными мячами (2 минуты, 2-3 мяча).

4. В руках резиновый мяч. Ударить мячом об пол, быстро повернуться кругом через правую сторону и поймать мяч. То же через левую сторону (2-4 раза).

5. Исходное положение - стоя на гимнастической скамейке (или половице), руки в стороны, глаза закрыты. Ходьба с закрытыми глазами 10-20 шагов (обратить внимание на осанку).

6-7. Исходное положение - ноги на ширине плеч, упражнение с палкой за спиной на уровне лопаток. Одновременные повороты головы и туловища справа налево, и наоборот (по 4 раза). Поднять палку вверх - вдох, опустить правый конец палки к правому колену, поворачивая туловище направо - выдох. То же к левому колену (по 2 раза в каждую сторону).

8-9-10. Прыжки, ноги врозь и скрестно, сгибание рук в локте. Обычная ходьба.

11. Исходное положение -стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Держа палец правой руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку (10-12 раз).

12. Исходное положение -стоя. Вытянуть вперед руку, смотреть на кончик пальца, расположенный по средней линии лица до тех пор, пока палец не начнет двоиться (6-8 раз).

13.-14. Различные упражнения для движения глаз с отведением и подведением руки.

15. Быстро моргать в течение 1 минуты (сидя, с перерывами).

16. Исходное положение -сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок, голова неподвижна (8-10 раз).

17. Исходное положение -сидя. Указательными палицами фиксировать кожу надбровных дуг. Медленно закрывать глаза, удерживая пальцами кожу надбровных дуг (8-10 раз).

18. Исходное положение - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко обоих глаз, спустя 1 -2 секунды снять пальцы с век (3-4 раза).

19. Последовательно смотреть сначала вдаль через окно, затем переводить взгляд на карандаш в вытянутой руке и далее продолжать фиксировать взглядом карандаш, приближая его постепенно на расстояние около 10 см (4-6 раз).

20. Свободная ходьба, потягивания, дыхательные упражнения (1, 5-2 минуты).

Характер двигательного режима СМГ не должен быть лечебно-охранительным и «щадящим», т.к. при этом не будут реализовываться новые компенсаторные возможности организма. В процессе физического воспитания следует стремиться к оптимальному переводу детей на щадя-ще-тренирующий и тренирующий режимы. При этом следует учитывать, что при одних и тех же упражнениях у девочек пульс на 5-10 ударов в минуту выше, чем у мальчиков. Игровая форма проведения занятий, элементы соревнований увеличивают частоту пульса на 15-20 и более ударов в минуту, даже через 3-5 минут. Для достижения тренировочного эффекта требуется поддержание нагрузки в середине урока на высоте пульса 70-75% от максимально допустимого для данного ребенка. По данным российских исследователей (Велитченко В.К., М.: 1980 г.), для подгруппы А средняя величина тренирующего пульса колеблется от 125-140 ударов в минуту в начале четверти до 100-150 ударов в минуту к концу четверти, а для подгруппы Б средняя величина тренирующего пульса изменяется от 115-120 в начале до 125-140 в конце учебного года. Во время врачебно-педагогических наблюдений определяется не только адекватность физической нагрузки функциональным возможностям занимающихся, но и оценивается качество урока, т.е. соответствие его педагогическим принципам: чередования нагрузки для различных мышечных групп, постепенности возрастания и снижения нагрузки, достижения достаточной моторной плотности (60-75% времени урока). Важными факторами являются также благоприятный эмоциональный фон, привлекательность и эстетичность проведения каждого занятия.

Появление первых признаков утомления на занятии должно регистрироваться не только показателями пульса и частотой дыхания. Визуальные признаки (изменение цвета кожи, избыточная потливость, нарушение координации движения и др.) разграничиваются физиологами на три степени.

Признаки утомления на уроке физической культуры СМГ.

Утомление

Признаки

небольшое

значительное (большое)

Окраска кожи лица

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Потливость

Пот на лице, шее, ступнях

Пот в области плечевого пояса и туловища        

Дыхание

Учащенное до 23-25 дыханий в 1 минуту

Учащенное, свыше 25-27 дыханий в 1 минуту, смешанный тип дыхания

Движение

Бодрая походка, точное выполнение команд

Неуверенный шаг, покачивание, сбои при выполнении координационных упражнений

Внимание

Хорошее

Неточность в выполнении команды, ошибки при перемене направления

Самочувствие

Жалоб нет

Жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение, одышку

Примечание: для учащихся СМГ физическая нагрузка на уроках должна быть небольшой, категорически нельзя допускать значительного утомления.

Медицинским работникам школ необходимо постоянно проводить с родителями и детьми индивидуальные и коллективные беседы о роли двигательной культуры и основах здорового образа жизни людей. Очень важно обеспечить занимающихся комплексами упражнений в форме физкультурных пауз (физкультминуток), которые они могут выполнять дома во время приготовления уроков или работы за компьютером, обучить элементам самоконтроля.

Таблица 4

Дневник самоконтроля.

Показатели

Дни занятий

1

2

3

4

и т.д.

1

Самочувствие

2

Работоспособность (баллы)

3

Сон (баллы)

4

Аппетит

5

Масса тела

6

Утренний пульс в покое

7

Пульс до занятий

8

Пульс после занятий

Рекомендуется ведение дневника самоконтроля, начиная с 1-го класса

        

Глава 4. Критерии оценок учащихся спецмедгруппы

1-4 классы. Теория - правила поведения в спортзале и на улице. Правильное дыхание при ходьбе, беге. Формирование правильной осанки. Двигательный режим.

Практика: "Строевые упражнения, челночный бег 3x10 м, оценка выполнения поворотов на месте", бег в медленном темпе с переходом на ходьбу, 10, 15, 20, 45 секунд бег, 30 секунд ходьба; ОФП, метание мяча в цель с расстояния 6 метров.

Выявлять по показаниям ЧСС реакцию организма школьников на физическую нагрузку. Обучение и контрольное выполнение подсчета ЧСС за 10 секунд, прыжки в длину с места, упражнения с мячами: ведение в ходьбе, перебрасывание мяча друг другу, прыжки в длину с разбега (техника), метание мяча на дальность. Например: бросок мяча в цель на точность (количество попаданий из 10 бросков), 5 раз - «5», 4 раза - «4», 3 раза - «3», менее 3 раз - «2»; метание мяча 150 г- 20 м- «5», 15 м- «4», 12 м- «2», девочки 15 м- «5», 12 м- «4», 9 м- «3», менее 9 м- «2».

Специальные упражнения учащихся - проверка выполнения домашнего задания. Упражнения для развития гибкости, силы, равновесия, брюшного пресса определяет сам учитель в зависимости от диагноза заболевания.

Техника низкого и высокого старта. Лыжи: оценка спуска со склона в низкой стойке, в средней стойке, подъем «лесенкой» и «полуелочкой», оценка прохождения дистанции 500 м попеременным 2-х шажным ходом.

5-9 классы. Теория: значение физической культуры для развития организма, правильное оформление дневника самоконтроля, личная и общественная гигиена, освоение материала по пройденным темам теоретического курса, составление комплексов утренней гигиенической гимнастики, инструкторская и судейская практика, врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом.

Практика: выполнение физических упражнений, направленных на коррекцию заболевания, умение подсчитать ЧСС - по частоте пульса и количество дыханий в 1 минуту, выполнение контрольных нормативов с учетом противопоказаний, умение правильно выполнить строевые упражнения, упражнения на осанку. Посещаемость занятий рассматривается в первую очередь при выставлении оценок.

Аттестация производится за освоение следующих тем: гимнастика, основные движения руками, ногами, туловищем, танцевальные шаги, акробатические элементы, равновесие, опорные прыжки, поднимать и переносить небольшие тяжести, упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами, лазание по канату, гимнастической стенке.

Легкая атлетика - умение продемонстрировать технику бега на короткие, средние дистанции, способы метания гранаты, мяча на дальность и в цель, в движущуюся цель, толкание ядра, прыжков в высоту и длину.

Из раздела лыжной подготовки - за умение показать технику владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и при передвижении, из раздела плавания - за освоение с водой, умение правильно выполнять движения руками, ногами и проплыть отрезок дистанции изученным способом.

Спортивные и подвижные игры. Элементы спортивных и подвижных игр, участие в проведении соревнований, составление комплекса на коррекцию заболевания. Например, бросок малого мяча в цель на точность (количество попаданий), 6 раз - оценка «5», 5 раз - оценка «4», 4 раза -«3», 3 раза - оценка «2» из 10 бросков, как юноши так и девушки.

10-11 класс. 1. Посещаемость занятий рассматривается в первую очередь при выставлении итоговой оценки.

Теория: значение и методы воспитания физических качеств:

а. силы;

б. выносливости;

в. гибкости;

г. ловкости;

д. быстроты (по четвертям, полугодиям).

Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Оздоровительное и прикладное значение гимнастики, спортивные игры. Организация соревнований по волейболу и др., уметь подсчитать ЧСС по частоте пульса, и количество дыханий за 1 минуту, современные проблемы теории и практики физической культуры, составить и обосновать комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительное значение туризма.

Практика: показать элементы игры в баскетбол, волейбол и др. виды, выполнить 8 упражнений на силу; лыжи - выполнить одновременный и попеременный 2-х шажный ходы, поворот кругом, переступание, подъем «елочкой», спуск в основной стойке с небольшого склона; выполнить 8 физических упражнений на укрепление мышц брюшного пресса; 4 упражнения на улучшения кровообращения в органах брюшной полости, технику низкого старта; выполнить контрольные нормативы с учетом противопоказаний. Дневник самоконтроля, показать 8 физических упражнений на расслабление, составить комплекс при заболеваниях органов дыхания, сердечно-сосудистой системы.

Например, поднимание туловища (руки за голову), поднимание ног из положения лежа (см.нормативы для 5-9 классов).

Баскетбол: штрафной бросок мяча в корзину (количество раз из 10 бросков) юноши 6 раз- «5» , 5 раз - «4», 4 раза - «3», менее'З раз - «2»; девушки 5 раз- «5», 4 раз - «4», 3 раза - «3», менее 3 раз - «2»

4.1.  Развитие физических качеств

Принцип индивидуализации заключается в строгом соответствии физической нагрузки функциональным возможностям организма учащегося. Индивидуальный подход - главное требование оздоровительной тренировки (опрос самочувствия, пульс).

Воспитание физических качеств

Воспитание ловкости (метание в цель, толкание ядра, прыжки в длину и высоту, а также эстафеты и спортивные игры). Проявлять осторожность при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при высокой степени миопии, желудочно-кишечного тракта, гипертонической болезни.

Быстрота. Сначала воспитывают быстроту движения, а затем быстроту реакции. Это различные беговые упражнения в быстром темпе на короткие дистанции, упражнения с предметами и элементами спортивных игр. Быстрота реакции воспитывается в основном игровым методом. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов зрения занятия необходимо начинать после воспитания таких качеств, как выносливость, гибкость и ловкость. При этом не следует давать очень короткие отрезки (10-15 м), т.к. во время их пробегания происходит слишком быстрая смена деятельности, что вредно. В СМГ с патологией пищеварительной системы необходимо учитывать моторику кишечника (диспептические расстройства, гиперацидный гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки).

Выносливость. Постепенное повышение физической нагрузки сначала за счет объема, а потом ее интенсивности. Наиболее полезным для СМГ будет воспитание общей выносливости, повышающей возможности вегетативной системы организма. Это ходьба, бег, плавание, лыжи, коньки и др. Самым доступным является бег, в начале чередуется медленный бег с ходьбой (150-160 шаг/м). Объем беговой нагрузки в 1-ю неделю для девочек 400-600 метров, отрезки бега от 50 до 200 м, количество повторений от 3 до 8 раз (нагрузка индивидуально). Далее объем беговой нагрузки повышается за счет уменьшения интервалов отдыха и увеличения длины дистанции, добавляется бег в переменном темпе от 100 до 400 м, специальные беговые упражнения, кросс от 500 до 2000 м, время непрерывной работы доводится до 30-45 минут.

При этом ЧСС в каждом задании достигает максимума, это 150-170 уд/мин. После отдыха (1-2 мин) ЧСС не должна превышать 120-140 уд/мин. Повторную работу можно начинать только при снижении ЧСС до 120 уд/мин, отдых следует продлить до 3-4 мин, а последующую нагрузку снизить.

Сила. Используются: методы повторных и динамических усилий. Метод статических усилий применять не следует. При миопи и гипертонической болезни занятие нужно начинать постепенно, после развития выносливости, гибкости, ловкости и быстроты.

При других заболеваниях сердечно-сосудистой системы, а также болезнях желудочно-кишечного тракта воспитывать силу следует так же постепенно, а при заболеваниях опорно-двигательного аппарата - с учетом коррекции. Применяются прыжковые упражнения с места и с разбега, метания, упражнения с метболами, ОФП, подтягивание, отжимание (с учетом противопоказаний). Необходим строгий, дифференцированный подход в выборе величины усилий, объема и темпа движений, продолжительности пауз отдыха. Максимальная величина ЧСС в упражнениях на силу 130-150 15 уд/мин. Следует соблюдать осторожность при болезнях сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, миопии. Нагрузка должна чередоваться с упражнениями на расслабление и дыхание.

Контрольные упражнения. Бег 100 м. Техника низкого старта. Пробежать с улучшением предыдущего результата. Юноши - 1 км, девушки -500 м с улучшением результата. Прыжок в длину и с места с улучшением результата. Метание гранаты - техника и на дальность. Плавание - брасс девушки -25 м, юноши -50 м. Гимнастика - сгибание - разгибание рук в упоре лежа. Спортивные игры - овладеть элементами, играть по упрощенным правилам, турпоход до 15 км. 16

Приложение 1.

Физическая работоспособность детей (кгм/мин) по PWC 150-10 методом велоэргометрии или степ-теста

Возраст,

Мальчики

Девочки

лет

5

195

150

6

200

175

7

250

210

8

300

240

9

370

310

10

420

340

11

495

360

12

550

420

13

650

450

14

730

440

15

740

444

16

850

450

17

890

470

Приложение 2.

Показатели физической подготовленности по физическим тестам

А. Обязательные:

1. Подтягивания или отжимания (сила) (раз).

2. Быстрота бега на 10, 30 метров (сек.).

3. Метание (теннисного мяча) на дальность (м).

4. Прыжки в длину, высоту с места (м).

5. Бег на выносливость в течение 1,5 минут.

Б. Дополнительные:

1. На статическую выносливость (упражнения «Рыбка» или «Угол») на время в секундах.

2. Статическое равновесие, стоя на одной ноге или «Ласточка» с закрытыми глазами, в секундах.

3. Гибкость - наклоны вперед, стоя на скамейке в см от нулевой линии. |

4. Координация движений - бросание мяча о стену попеременно руками в течение 30 секунд с 1 метра.

5. Силовая выносливость - количество седов из положения лежа на спине. 17

Приложение 3.

Индивидуальная карта

учащегося МОУ «Ялгинская СОШ», занимающегося физкультурой

в специальной медицинской группе

Фамилия,

Год рождения

Развернутый

Сопутст.

Перенесен.

Осмотры

Рекомендации

имя

Мед. группа

Дата за-числени:

диагноз

заболевания

заболевания

врача

врача и учителя физкультуры

Эффективность физвоспитания:

a. сколько пропущено занятий по основной болезни, по сопутствующим заболеваниям по сравнению с прошлым годом;

b. улучшение показателей антропометрии;

c. переведена ли из спец. медгруппы в подготовительную, основную, продолжает ли занятия в спец.группе, освобождена от физкультуры, занимается ЛФК в ЛПУ (нужное подчеркнуть).

Задание врача, учителя физкультуры на дом на время каникул________________

Подпись_______________________

(*) комплекс составляется учителем физкультуры совместно с врачом. Время на занятия 15-20 минут, примерное количество упражнений - 8-10. Упражнения выполнять как утреннюю гигиеническую гимнастику и физкультпаузу во время подготовки уроков.

Приложение 4.

Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями

после некоторых заболеваний

Название болезни

С начала посещения школы

Примечание

Ангина

2-4 недели

В последующий период опасаться охлаждения (лыжи, плавание)

Бронхит, острый катар

1-3 недели

верхних дыхательных

путей

Отит острый

2-4 недели

Пневмония

1-2 месяца

Плеврит

2-4 недели

Острые инфекционные заболевания

1-2 месяца

При удовлетворительном результате функциональной пробы (20 приседаний)

Острый нефрит

2 месяца

Гепатит инфекцион-

8-12 месяцев

ный

Аппендэктомия

1-2 месяца

Перелом костей ко-

1-3 месяца

Обязательное продолжение

нечности

лечебной гимнастики, начатой в период лечения

Сотрясение мозга

2 месяца и более, до

В зависимости от тяжести

года

состояния и характера травм

Приложение №6

Среднегрупповая частота пульса у учащихся специальной медицинской группы 4-8 классов при различных видах физических упражнений (*)

Виды физических упражнений

Частота пульса

п/ п

средняя

миним.

максим.

1.

Построение

91

77

112

2.

Ходьба медленная

105

86

119

3.

Ходьба строевая (средний темп)

118

104

151

4.

Ходьба спортивная быстрая

135

122

162

5.

Бег трусцой (медленный - 2 мин.)

129

112

152

6.

Бег со скоростью 2,5 м/сек до 2 мин

148

135

175

7.

Дыхательные упражнения

100

90

118

00

Общеразвивающие упражнения:

а. для плечевого пояса

б. комплекс утр.гигиен.гимнастики -5 мин.

118

115

120

126

104

147

9.

Элементы баскетбола:

а. передача мяча на место

б. броски мяча по кольцу с места

в. броски мяча по кольцу после ведения

г. ведение мяча прямолинейно в медленном темпе

д. передача мяча от груди двумя руками после ведения

132 125

149

131

146

120 118

125

120

114

146 137

166

145

170

10.

Подвижные игры малой интенсивности

154

120

176

11.

Упражнения (эстафета) с набивным мячом (1 кг)

169

144

184

12.

Упражнения на гимнастической скамейке, и.п. сидя без предметов, наклоны вперед, назад, в стороны

120

108

131

13.

Упражнения стоя у гимнастической стенке (махи, наклоны, приседания)

122

ПО

143

14.

Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне (низком: ходьба, повороты, соскоки и др.)

135

123

145

15.

Танцевальные упражнения

132

124

148

16.

Лыжная подготовка: равномерное медленное передвижение по ровной местности (обучение технике, прогулка)

124

119

150

17.

Прыжки в высоту с разбега

132

128

136

18.

Упражнения на брусьях

132

128

136

(*) Частота пульса определяется пальпаторно на лучевой или сонной артерии сразу после выполнения упражнений и телеметрически - методом записи радиоэлектрокардиограммы.

Литература

1. М.Д.Рипа, В.К.Велитченко, С.С.Волкова. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. -М.:/Просвещение/ 1988.

2. В.К.Величенко Организация занятий по физическому воспитанию с учащими, отнесенными к СМГ.-М.: 1980.

3. А.Коротаев, М.Д.Рипа. Врачебно-педагогические аспекты Организации и методики занятий со школьниками в СМГ (методические рекомендации). - М.:,2000

4. В.Ю.Молдовановов, Ю.И.Смирнов. Программно-методическое пособие

для проведения занятий по физическому воспитанию со студентами СМГ, Ставропольского регионального государственного педагогического института детства. - Ставрополь, 2000.

5. Еженедельная приложение к газете «Первое сентября», «Спорт в школе» № 31-32, 33-34, 35-36, 23, 11, 41-42 1998г. Примерная программа Н.С.Никольского, учителя физкультуры школы №83 г.Красноярска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"

Вашему вниманию предлагается рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"...

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 31.10.2003 N 13-51-263/123 "ОБ ОЦЕНИВАНИИ И АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ"

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подгото...

Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....

Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе.

В специальных медицинских группах, как правило, занимаются школьники с различными заболеваниями. При их относительно одинаковом функциональном состоянии следует учитывать противопоказания к занятиям о...

Физические упражнения для школьников с отклонением в состоянии здоровья (специальные медицинские группы)

Общие рекомендации по физическому воспитанию школьников в разных  группах здоровья...

Презентация "Занятия на уроке физической культуры с детьми специальной медицинской группой здоровья"

Занятия на уроке физической культуры с детьми  специальной медицинской группой здоровья...