Управленческий аспект деятельности в работе одаренными детьми в школе
методическая разработка по физкультуре по теме
Управленческий аспект деятельности в работе одаренными детьми в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlencheskiy_aspekt_deyatelnosti_v_rabote_odarennymi_detmi_v_shkole.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Управленческий аспект деятельности в работе одаренными детьми в школе В современном российском обществе возрастает потребность в людях
неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.
Таким образом, к настоящему времени предметом активного исследования стали вопросы философии образования и его реформирования как сферы, направленной на развитие индивидуальных возможностей личности. В связи с этим большое внимание стало уделяться одаренным детям, их обучению, развитию, социализации. Одаренность как психолого – педагогическая проблема занимает одно из ведущих мест и в зарубежной и в российской науке.
Проблема в российской педагогике: Её основным назначением считалось интеллектуальное воспитание учащихся путем актуализации и усложнения ментального (умственного) опыта ребёнка.
Существует множество определений одаренности. Одаренный (талантливый) ребенок, подросток, молодой человек выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность обычно подразделяют на :
- Общую и специальную (по широте проявления);
- Общую интеллектуальную, конкретную академическую, творческую, лидерскую, художественную, психомоторную (по типу развития способностей);
- Повышенную и высокую (по уровню развития способностей);
- Раннюю и позднюю (по темпу возрастного развития);
Одаренность требует особого внимания и в ранние, и в подростковые и юношеские годы, так как проявившие яркие способности дети могут не подтвердиться в дальнейшем, а заурядные дети могут оказаться талантливыми, поэтому к каждому ребенку следует относиться с надеждой и ожидание.
Существуют различные подходы к пониманию одаренности. Но можно выделить четыре.
Развитие личности должно быть заверщающим звеном развития одаренности ребенка и движения человека от общего к высшему и послевузовскому образованию.
Работа с одаренными детьми очень ответственная и скрывает в себе ряд трудностей для педагогов. Поэтому имеет смысл выделять ряд требований к педагогам, и диктует определенные требования к личности педагога:
- Желание работать нестандартно;
- Поисковая активность, любознательность;
- Знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
- Готовность педагога к работе с одаренными детьми.
Основные нормативные документы, регламентирующие работу с одаренными детьми.
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 172 (Подпрограмма "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы)
Цели:
Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование государственной системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.
- В Комплексе мер особое внимание уделено вопросам подготовки и подбора специалистов для работы с одаренными детьми, создания соответствующей материально-технической инфраструктуры, действительно системному подходу к решению такой важной задачи как поиск, поддержка и развитие одаренности.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
- доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения школьного возраста;
- количество одаренных детей школьного возраста - победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров, проведенных в рамках подпрограммы;
-количество всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад и иных конкурсных мероприятий, проведенных для выявления одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности,
- наличие системы планирования сопровождения развития одаренных детей и талантливой молодежи в образовательном учреждении
Исходные документы для организации работы:
- Программа развития школы - отдельный раздел по работе с одаренными детьми
- Годовой план школы, включающий планы воспитательной работы, экспериментальной работы, работы методических объединений, социально – психологической службы, развития учительского потенциала
- Планы работы объединений дополнительного образования, факультативов, элективных курсов, индивидуальной работы с учащимися.
Планирование работы с одаренными детьми на год включает следующие направления:
- Планирование конкурсных мероприятий
- Планирование работы с одаренными и мотивированными учащимися, включающей урочную и внеурочную деятельность
- Организация работы по совершенствованию профессиональной компетентности учителя
- Организация школьного самоуправления, способствующего развитию социальной компетентности учащихся
Управленческая деятельность
- выявление потребности ОУ в практических действиях по развитию одаренности обучающихся, постановка целей относительно программы развития
- анализ деятельности ОУ по развитию одаренности обучающихся за предыдущий период
- планирование и организация деятельности ОУ по развитию одаренности обучающихся
- координация работы структурных подразделений
- привлечение специалистов различных областей, как педагогических, так и научных и культурных
Образовательная деятельность
- Разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных и мотивированных учащихся
- Организация продуктивной образовательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей
- Использование разных форм учебной работы, требующих от ученика использования разных учебно-познавательных «инструментов»
- Подбор учебно-методических комплектов по темам, с материалами, систематизированными «по ученику», для использования в режиме индивидуального обучения
- Использование технологий личностно ориентированного обучения в арсенале учителя
- Практикумы, проекты и внеурочная деятельность по предмету
- Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам различных уровней
Воспитывающая деятельность
- планирование воспитательной работы с учетом способностей и возможностей одаренных и мотивированных детей
- отбор и использование технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества одаренных и мотивированных детей
- консультирование родителей мотивированных учащихся по созданию оптимальных условий жизни и развития их детей
- подготовка и организация общешкольных выставок, конференций и иных форм отчетов
Экспериментальная деятельность
- планирование экспериментальной деятельности ОУ с учетом мероприятий по развитию одаренности учащихся
- планирование, организация и проведение школьных предметных недель и предметных олимпиад
- привлечение учащихся к деятельности «Школьного научного общества»
- организация и проведение творческих отчетов, «Дней Науки», «Дня Чтения», «Ученика Года» и других общешкольных дел.
- выявление одаренных и мотивированных учащихся
- отбор направлений работы объединений дополнительного образования с учетом пожеланий учащихся и родителей
- отбор и использование технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества учащихся
- помощь педагогам в создании банка одаренных и мотивированных учащихся (приведение его в соответствие с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»)
- подбор диагностических материалов для выявления одаренных и мотивированных учащихся (разработка пакета методик для диагностики типа и уровня одаренности и динамики развития одаренных детей и подростков)
- обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося
Методическая деятельность
планирование работы методических объединений с учетом мероприятий по развитию одаренности учащихся
- помощь в трансляции положительного опыта учителей в педагогическое сообщество;
- помощь в овладении педагогами приемами анализа и обобщения собственного опыта через статьи, выступления на педсоветах, семинарах, участие в профессиональных объединениях и т.д.;
- подготовка методических рекомендаций для учителей предметников
- определение критериев эффективности работы педагогов с одаренными учащимися
- организация и проведение семинаров по направлению работы с одаренными учащимися
Планируемые результаты:
- Рост доли учащихся, охваченных системой работы в динамике развития одаренности
- Рост доли педагогов, вовлеченных в деятельность по развитию одаренности учащихся
- Увеличение доли участников и победителей конкурсных мероприятий различных уровней
- Выстраивание индивидуальных траекторий развития конкретных учащихся
Документы ОУ по направлению «Одаренные дети»:
- Раздел в программе развития школы
- Положение о деятельности ОУ по направлению «Одаренные дети»
- План работы ОУ по направлению «Одаренные дети»
- Банк данных одаренных и мотивированных детей
- Диагностический пакет выявления признаков одаренности (от психологов)
- Функционал ответственного (учителя, заместителя директора и др.) по работе с одаренными детьми
Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, - одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. Отсюда цель нашей школы.
Создать систему выявления ОД:
- Психолого – педагогические исследования первоклассников (с использованием методики детской (вариант В. Михала, завершение предложений.).
Анкетирование, как распознать одаренность. Привлекать детей к участию в конкурсах, выставках рисунков, поделок.
- Системное наблюдение за детьми из класса в класс и создание благоприятных условий, для их творчества.
Необходимо развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету.
- Организация исследовательской работы учащихся.
- Опережающие задания творческого плана.
- Участия в олимпиадах, конкурсах и конференциях.
При организации учебного процесса необходимы:
- Нестандартные уроки.
- Включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины.
- Работа с дополнительной литературой.
- Обдумывание и размещение, высказывание своего мнения, нестандартные задания.
- Предпрофильное и профильное обучение.
- Выставка творческих работ, конкурсов.
Большую работу проводят учителя, помогая учащимся освоить азы написания исследовательских работ. С которыми они выступают на школьных и городских конференциях. Учащиеся с 1-4 класс в школе принимаю участие в конференции «Планета юных исследователей». Уже есть участники и победители среди первоклассников. Только тот учитель, который занимается этой работой, знает насколько этот неимоверный труд, но он и благодарный. Дело не только в призовых местах, конкретных знаниях, вы помогаете сделать ученику шаг в будущее. Исследовательская деятельность развивает свойства мышления, необходимые не только для адаптации к дальнейшей жизни, но и для плодотворного влияния на саму жизнь.
Работа по развитию творческих способностей организована при проведении предметных декад, которые в системе проводятся в нашей школе. С кем работает учитель – предметник, готовясь к мероприятию? Конечно, с самым способным, надежным, творческим. В чем сложность - выбор среди детей – небольшой, поэтому приходиться учителям работать часто с одними и теми же учениками. Мы их перезагружаем? Да! Отнимаем у них свободное время? Да! Но мы их раскручиваем, помогаем им и себе выявить, развивать и реализовать академические, художественно – артистические, лидерские способности. Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся - проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Мероприятия:
- Конкурсы рисунков, защита экологических проектов (чистая дорога в школу.
Каждый человек талант по – своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребенка и развить ее дальше.
Участие детей нашей школы в различных мероприятиях из года в год увеличивается. Увеличивается и количество победителей и призёров.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая особого к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. А это самые яркие звезды нашей школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
теме «Формирование индивидуального стиля педагога как один из основных аспектов управленческой функции методической работы в школе»
Можно с уверенностью сказать, что сегодня каждый руководитель образовательного учреждения заинтересован в педагогическом коллективе, обладающим общекорпоративным духом («команда единомышленников...
Управленческий аспект реализации деятельности инновационной площадки «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии организации учебного процесса на принципах сенсорно–моторной свободы В.Ф.Ба
Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления....
Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в детской школе искусств
Методическая разработка для концертмейстеров ДШИ и ДМШ....
Управленческие аспекты в работе руководителя детской общественной организации, старшего вожатого, классного руководителя
•В данной презентации представлены управленческие аспекты, которых должен знать руководитель детской общественной организации, старшая вожатая и даже классный руководитель, т.к. управление - это осуще...
Управленческий аспект реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности гимназии
Качество результатов образования – понятие весьма сложное в своем междисциплинарном научном объяснении и очень простое в обыденном понимании. Его можно свести к пяти простым позициям: 1) Человек сам...
Выпускная квалификационная работа «Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в детской школе искусств»
Материал необходим для концертмейстеров ДШИ....
"Социально-педагогические аспекты деятельности учителя в современной школе"
В связи с процессом урбанизации, связанной с концентрацией промышленности, торговли и транспорта в городах, появилось множество новых профессий, в которых молодежи трудно ориентиро...