Управленческий аспект деятельности в работе одаренными детьми в школе
методическая разработка по физкультуре по теме

Булгаков Андрей Александрович

Управленческий аспект деятельности  в работе одаренными  детьми в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управленческий аспект деятельности  в работе одаренными  детьми в школе                                                                                                         В современном российском обществе возрастает потребность в людях

неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

  Таким образом, к настоящему времени предметом активного исследования стали вопросы философии образования и его реформирования как сферы, направленной на развитие индивидуальных возможностей личности. В связи с этим большое внимание стало уделяться одаренным детям, их обучению, развитию, социализации. Одаренность как психолого – педагогическая проблема занимает одно из ведущих мест и в зарубежной и в российской науке.

 Проблема в  российской педагогике: Её основным назначением считалось интеллектуальное воспитание учащихся путем актуализации и усложнения ментального (умственного) опыта ребёнка.

 Существует множество определений одаренности. Одаренный (талантливый) ребенок, подросток, молодой человек выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность обычно подразделяют на :

  • Общую и специальную (по широте проявления);
  • Общую интеллектуальную, конкретную академическую, творческую, лидерскую, художественную, психомоторную (по типу развития способностей);
  • Повышенную и высокую (по уровню развития способностей);
  • Раннюю  и позднюю (по темпу возрастного развития);

 Одаренность требует особого внимания и в ранние, и в подростковые и юношеские годы, так как проявившие яркие способности дети могут не подтвердиться в дальнейшем, а заурядные дети могут оказаться талантливыми, поэтому к каждому ребенку следует относиться с надеждой и ожидание.

  Существуют различные подходы к пониманию одаренности. Но можно выделить четыре.

 Развитие личности должно быть заверщающим звеном развития одаренности ребенка и движения человека от общего к высшему и послевузовскому образованию.

  Работа с одаренными детьми очень ответственная и скрывает в себе ряд трудностей для педагогов. Поэтому имеет смысл выделять ряд требований к педагогам, и диктует  определенные требования к личности педагога:

  • Желание работать нестандартно;
  • Поисковая активность, любознательность;
  • Знание психологии  подростка и психологии одаренных детей;
  • Готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Основные нормативные документы,  регламентирующие работу с одаренными детьми.

  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 172 (Подпрограмма "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы) 

Цели:  

Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование государственной системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

  • В Комплексе мер особое внимание уделено вопросам подготовки и подбора специалистов для работы с одаренными детьми, создания соответствующей материально-технической инфраструктуры, действительно системному подходу к решению такой важной задачи как поиск, поддержка и развитие одаренности.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

- доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения школьного возраста;

- количество одаренных детей школьного возраста - победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров, проведенных в рамках подпрограммы;

-количество всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад и иных конкурсных мероприятий, проведенных для выявления одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности,

- наличие системы планирования сопровождения развития одаренных детей и талантливой молодежи в образовательном учреждении

Исходные документы для организации работы:

  • Программа  развития школы -   отдельный раздел по работе с одаренными детьми
  • Годовой план школы, включающий планы воспитательной работы, экспериментальной работы, работы методических объединений, социально – психологической службы, развития учительского потенциала
  • Планы работы объединений дополнительного образования, факультативов, элективных курсов, индивидуальной работы с учащимися.  

Планирование работы с одаренными детьми на год включает следующие направления:

  • Планирование конкурсных мероприятий
  • Планирование работы с одаренными и мотивированными учащимися, включающей урочную и внеурочную деятельность
  • Организация работы по совершенствованию профессиональной компетентности учителя
  • Организация школьного самоуправления, способствующего развитию социальной компетентности учащихся

Управленческая деятельность

  • выявление потребности ОУ в практических действиях по развитию одаренности обучающихся, постановка целей относительно программы развития
  • анализ деятельности ОУ по развитию одаренности обучающихся за предыдущий период
  • планирование и организация деятельности ОУ по развитию одаренности обучающихся
  • координация работы структурных подразделений
  • привлечение специалистов различных областей, как педагогических, так и научных и культурных

Образовательная деятельность

  • Разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных и мотивированных учащихся
  • Организация продуктивной образовательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей
  • Использование разных форм учебной работы, требующих от ученика использования разных учебно-познавательных «инструментов»
  •  Подбор учебно-методических комплектов  по темам, с материалами, систематизированными «по ученику», для использования в режиме индивидуального обучения
  • Использование технологий личностно ориентированного обучения в арсенале учителя
  • Практикумы, проекты и внеурочная деятельность по предмету
  • Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам различных уровней

Воспитывающая деятельность

  • планирование воспитательной работы с учетом способностей и возможностей одаренных и мотивированных детей
  • отбор и использование технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества одаренных и мотивированных детей
  • консультирование родителей мотивированных учащихся по созданию оптимальных условий жизни и развития их детей
  •  подготовка и организация общешкольных выставок, конференций и иных форм отчетов

Экспериментальная деятельность

  • планирование экспериментальной деятельности ОУ с учетом мероприятий по развитию одаренности учащихся
  • планирование, организация и проведение школьных предметных недель и предметных олимпиад
  • привлечение учащихся к деятельности «Школьного научного общества»
  •  организация и проведение творческих отчетов, «Дней Науки», «Дня Чтения», «Ученика Года» и других общешкольных дел.
  • выявление одаренных и мотивированных учащихся
  • отбор направлений работы объединений дополнительного образования с учетом пожеланий учащихся и родителей
  • отбор и использование технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества учащихся
  • помощь педагогам в создании банка одаренных и мотивированных учащихся (приведение его в соответствие с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»)
  •  подбор диагностических материалов для выявления одаренных и мотивированных учащихся (разработка пакета методик для диагностики типа и уровня одаренности и динамики развития одаренных детей и подростков)
  •  обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого   обучающегося

Методическая деятельность

       планирование работы методических объединений с учетом мероприятий по развитию одаренности учащихся

  • помощь в трансляции  положительного опыта учителей в педагогическое сообщество;
  •  помощь в овладении педагогами приемами анализа и обобщения собственного опыта через статьи, выступления на педсоветах, семинарах, участие в профессиональных объединениях и т.д.;
  • подготовка методических рекомендаций для учителей предметников
  • определение критериев эффективности работы педагогов с одаренными учащимися
  • организация и проведение семинаров по направлению работы с одаренными учащимися

Планируемые результаты:

  • Рост доли учащихся, охваченных системой работы в динамике развития одаренности
  • Рост доли педагогов, вовлеченных в деятельность по развитию одаренности учащихся
  • Увеличение доли участников и победителей конкурсных мероприятий различных уровней
  • Выстраивание индивидуальных траекторий развития конкретных учащихся

Документы ОУ по направлению «Одаренные дети»:

  • Раздел в программе развития школы
  • Положение о деятельности ОУ по направлению «Одаренные дети»
  • План работы ОУ по направлению «Одаренные дети»
  • Банк данных одаренных и мотивированных детей
  • Диагностический пакет выявления признаков одаренности (от психологов)
  • Функционал ответственного (учителя, заместителя директора и др.) по работе с одаренными детьми

Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, -  одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми.                                   Отсюда цель нашей школы.

  Создать систему выявления ОД:

  1. Психолого – педагогические исследования первоклассников (с использованием методики детской (вариант В. Михала, завершение предложений.).

Анкетирование, как распознать одаренность. Привлекать детей к участию в конкурсах, выставках рисунков, поделок.

  1. Системное наблюдение за детьми из класса в класс и создание благоприятных условий, для их творчества.

  Необходимо развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету.

  • Организация исследовательской работы учащихся.
  • Опережающие задания творческого плана.
  • Участия в олимпиадах, конкурсах и конференциях.

 При организации учебного процесса необходимы:

  • Нестандартные уроки.
  • Включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины.
  • Работа с дополнительной литературой.
  • Обдумывание и размещение, высказывание своего мнения, нестандартные задания.
  • Предпрофильное и профильное обучение.
  • Выставка творческих работ, конкурсов.

Большую работу проводят учителя, помогая учащимся освоить азы написания исследовательских работ. С которыми они выступают на школьных  и городских конференциях. Учащиеся с 1-4 класс в школе принимаю участие в конференции «Планета юных исследователей». Уже есть участники и победители среди первоклассников. Только тот учитель, который занимается этой работой, знает насколько этот неимоверный труд, но он и благодарный. Дело не только в призовых местах, конкретных знаниях, вы помогаете сделать ученику шаг в будущее. Исследовательская деятельность развивает свойства мышления, необходимые не только для адаптации к дальнейшей жизни, но и для плодотворного влияния на саму жизнь.

  Работа по развитию творческих способностей организована при проведении предметных декад, которые в системе проводятся  в нашей школе. С кем работает учитель – предметник, готовясь к мероприятию? Конечно, с самым способным, надежным, творческим. В чем сложность -  выбор среди детей – небольшой, поэтому приходиться учителям работать часто с одними и теми же учениками. Мы их перезагружаем? Да! Отнимаем у них свободное время? Да! Но мы их раскручиваем, помогаем им и себе выявить, развивать и реализовать академические, художественно – артистические, лидерские способности.  Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся  - проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

  Мероприятия:

  • Конкурсы рисунков, защита экологических проектов (чистая дорога в школу.

 Каждый человек талант по – своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребенка и развить ее дальше.

 Участие детей нашей школы в различных мероприятиях из года в год увеличивается. Увеличивается и количество победителей и призёров.

  Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая особого  к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. А это самые яркие звезды нашей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

теме «Формирование индивидуального стиля педагога как один из основных аспектов управленческой функции методической работы в школе»

Можно с уверенностью сказать, что сегодня каждый руководитель образовательного учреждения заинтересован в педагогическом коллективе, обладающим общекорпоративным духом («команда единомышленников...

Управленческие аспекты в работе руководителя детской общественной организации, старшего вожатого, классного руководителя

•В данной презентации представлены управленческие аспекты, которых должен знать руководитель детской общественной организации, старшая вожатая и даже классный руководитель, т.к. управление - это осуще...

Управленческий аспект реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности гимназии

Качество результатов образования – понятие весьма сложное в своем междисциплинарном научном объяснении и очень простое в обыденном понимании. Его можно свести к пяти простым позициям: 1) Человек сам...

"Социально-педагогические аспекты деятельности учителя в современной школе"

В связи с процессом урбанизации, свя­занной с концентрацией промышленно­сти, торговли и транспорта в городах, поя­вилось множество новых профессий, в ко­торых молодежи трудно ориентиро...