Рабочая программа по физической культуре для 1 класса на 3 часа в неделю ФГОС
рабочая программа по физкультуре по теме

Календарно - тематическое планирование, пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_1_klass_no2_2012.doc138.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название предмета: физическая культура

Количество часов в неделю по учебному плану: 3

Общее количество часов в соответствии с программой: 99

Учебники, по которым работают учащиеся: Учебник: «Физическая культура» книга 1 для 1-2 классов  Б.Б.Егоров, Ю.Е. Пересадина, Москва: «Баласс» 2012 год.

п/п

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

по плану

по факту

Знания по физической культуре  

3 часа

1

1. Вводный инструктаж по охране труда.

2. Что такое «Физическая культура»?  Правила поведения на уроках.

3. Игры на свежем воздухе: «Не оступись», «Пятнашки».

1

Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями и подвижными  играми.

Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма.

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

2

1. Из истории физической культуры.

2. Путешествие.

3. Игры на свежем воздухе: «Не оступись», «Пятнашки».

1

Определять и кратко характеризовать историческую необходимость появления и развития физических упражнений.

Выявлять различия в основных способах передвижения человека.

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

3

1. Физические упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазания, ползание.

2. Игры: «Салки», «Кто быстрее?»  

1

Выявлять различия в основных способах передвижения человека.

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

Способы физкультурной деятельности

3 часа

4

1. Оздоровительные занятия. Режим дня.

2. Комплекс физических упражнений.

3. Подвижные игры: «Пятнашки», «Кто быстрее?»

1

Осваивать комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток.

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

5

1. Закаливание и правила проведения закаливающих процедур.

2. Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.

3. Игры: «Салки», «Волк во рву».

1

Оценивать свое состояние (ощущения) после закаливающих процедур.

Оценивать свой уровень физической подготовленности.

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

6

1. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

2. Игры на свежем воздухе: «Салки», «Волк во рву».

1

Осваивать универсальные умения по самостоятельному

выполнению упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.

Осваивать правила игры.

Физическое совершенствование

93 часа

7

1. Общеразвивающие упражнения с позами птиц и животных.

2. Игры: «У ребят порядок строгий», «Кто быстрее?», «Кто дальше?»

3

Осваивать универсальные умения по самостоятельному

выполнению упражнений с позами птиц и животных.

Осваивать правила игры.

8

1. Игровые задания с использованием строевых упражнений: «Становись! Разойдись!»

2. Игры: «К своим флажкам», «Белые медведи», «Салки».

3

Осваивать умения по самостоятельному выполнению строевых упражнений.

Различать и выполнять строевые команды: «Становись!», «Разойдись!», «Смирно!», «Равняйсь!».

Осваивать правила игры.

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

9

1. Игровые задания с использованием беговых упражнений.

С высоким подниманием бедра, захлёстом голени назад, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, противоходом, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.

2. Игры: «Лошадки», «Третий лишний», «Кто больше?».

3

Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений.

Осваивать технику бега различными способами.

Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений.

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений.

Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений.

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

10

1. Игровые задания с использованием прыжковых упражнений.

На месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее. Прыжки со скакалкой.

2. Игры: «Попрыгунчики-воробышки», «Волк во рву», «Салки на болоте»

3

Описывать технику прыжковых упражнений.

Осваивать технику прыжковых упражнений.

Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении прыжковых  упражнений.

Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений.

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении прыжковых упражнений.

Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении прыжковых упражнений.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении прыжковых упражнений.

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

11

1. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.

2. Игры: «Не оступись», «Не урони», «Быстро по местам».

3

Осваивать комплексы упражнений для формирования правильной осанки.

Осваивать правила игры.

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

12

1. Комплекс упражнений с малыми мячами

2. Игры: «Точно в цель», «Выстрел в небо», «Салки-догонялки».

3

Осваивать комплексы упражнений с малыми мячами.

Осваивать технику метания малого мяча с места.

Осваивать правила игры.

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

13

1. Игровые задания с использованием баскетбольных мячей.

2. Игры-эстафеты с кубиками и баскетбольными мячами.

3

Осваивать технику ведения баскетбольного мяча на месте.

Осваивать технику передачи баскетбольного мяча двумя руками от груди на месте.

Осваивать технику ловли баскетбольного мяча двумя руками.

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

14

1. Игровые задания с использованием строевых упражнений: строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

2. Игровые задания с использованием акробатических упражнений: упоры (присев, лежа, согнувшись); сед на пятках; группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью). Перекаты из упора присев назад и боком.

3. Игры: «Лиса и ёжики», «День – ночь», «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Змейка», «Не урони мешочек»,

9

Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений.

Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!»

Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений.

Осваивать технику акробатических упражнений.

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в группах при разучивании акробатических упражнений.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений.

Проявлять качества координации при выполнении акробатических упражнений. 

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

15

1. Игровые задания с использованием гимнастических упражнений прикладного характера: Передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).

2. Игры: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»

9

Осваивать технику упражнений на гимнастической стенке

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в группах при разучивании и выполнении гимнастических упражнений.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений.

Описывать технику гимнастических упражнений прикладной направленности.

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении гимнастических упражнений.

Выявлять характерные ошибки в выполнении гимнастических упражнений прикладной направленности.

Проявлять качества  координации при выполнении упражнений прикладной направленности.

16

1. Игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

2. Игровые задания по преодолению гимнастической полосы препятствий.

3. Игры-эстафеты с использованием акробатических и гимнастических упражнений.

3

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в группах при выполнении акробатических и гимнастических упражнений.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических и гимнастических упражнений.

Описывать технику акробатических и гимнастических упражнений прикладной направленности.

Выявлять характерные ошибки в выполнении акробатических и гимнастических упражнений прикладной направленности.

Проявлять качества  координации при выполнении упражнений прикладной направленности.

17

1. Инструктаж по охране труда на занятиях по лыжной подготовке.

Значение занятий на лыжах. Температурный режим.

2. Игровые задания с использованием строевых упражнений. Построение с лыжами в руках, укладка лыж на снег и надевание креплений.

3. Техника ступающего шага (без палок). Прохождение дистанции ступающим шагом до 500 м.

1

Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений.

Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма.

Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой.

Моделировать технику базовых способов передвижения на лыжах.

18

1. Игровые задания с использованием строевых упражнений. Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.

2. Техника ступающего и скользящего шага (без палок). Прохождение дистанции ступающим шагом до 1000 м.

2

Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений.

Моделировать технику базовых способов передвижения на лыжах.

Осваивать универсальные умения контролировать скорость передвижения на лыжах по частоте сердечных сокращений.

Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов.

19

1. Повороты на месте переступанием, игры «У кого лучше», «Ветер», «Солнышко».

2. Одноопорное скольжение без палок с  размашистым движением рук и попеременным скольжением на дистанции до 1000 м.

3

Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений.

Объяснять технику выполнения поворотов, спусков и подъемов.

Осваивать технику поворотов, спусков и подъемов.

Осваивать технику базовых способов передвижения на лыжах.

Осваивать универсальные умения контролировать скорость передвижения на лыжах по частоте сердечных сокращений.

Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов.

20

1. Учить косому подьему на склон 15 – 200 (без палок) и спуску в низкой стойке; подъём ступающим шагом.

2. Скольжение без палок и с палками с ритмичной работой рук и хорошей амплитудой.

3

Проявлять координацию при выполнении поворотов, спусков и подъемов.

Осваивать технику базовых способов передвижения на лыжах.

Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов.

21

1. Техника подъемов и спусков с палками.

2. Эстафета с этапом до 50 м с поворотами и передачей палок (или касанием рукой плеча следующего).

3. Пройти дистанцию от 500 м до 1000 м с палками.

4. Игры: «Не задень», «Смелее с горки», «Кто дальше?», «Кто быстрее?», «Салки на лыжах».

12

Объяснять технику выполнения поворотов, спусков и подъемов.

Осваивать технику поворотов, спусков и подъемов.

Осваивать технику базовых способов передвижения на лыжах

Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов.

Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами передвижения.

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

22

1. Разминка: эстафета с этапом до 50 м (2 – 3 раза).

2. Соревнования на дистанции 500 м с раздельным стартом через 10 – 20 сек. парами (девочки после мальчиков).

1

Осваивать технику базовых способов передвижения на лыжах

Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов.

Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами передвижения.

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

23

1. Игры-эстафеты с этапом до 50 – 80 м: без палок; с палками; со спуском и подъемом.

2. Игра: «Салки на лыжах»

1

Проявлять координацию при выполнении поворотов, спусков и подъемов.

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

24

1. Разминка: круговая эстафета с этапом до 150 м (2 раза).

2. Соревнования на дистанции 500 м с раздельным стартом через 10 – 20 сек. парами (девочки после мальчиков).

1

Осваивать технику базовых способов передвижения на лыжах

Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов.

Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами передвижения.

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

25

1. Комплекс общеразвивающих упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища с большими мячами, набивными мячами, гимнастическими скакалками, гимнастическими палками.

2. Игры-эстафеты с предметами: с большими мячами, набивными мячами, гимнастическими скакалками, гимнастическими палками.

3. Игры: «Салки» (различные варианты), «Охотники и утки», «Два Мороза», «Зайцы в огороде», Подвижные игры с элементами спортивных игр.

4. Домашнее задание: Комплекс утренней гигиенической гимнастики.

6

Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения.

Развивать физические качества.

Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр.

Излагать правила и условия проведения подвижных игр.

Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.

Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач.

Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.

Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности.

Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр.

Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.

Моделировать и составлять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток.

26

1. Игровые задания с использованием строевых упражнений. Расчет на первый –  второй и выполнение команд «Смирно!», «Вольно!»

2. Ходьба (на носочках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы). Медленный бег до 1 мин.

3. Комплекс упражнений в парах с баскетбольными или набивными мячами. 4. Учить с прямого разбега прыжку в высоту через резинку.

5. Учить (фронтально) метанию в вертикальную цель.

6. Игры: «Смена сторон», «Вызов номеров», «Точно в цель», «Выстрел в небо», Подвижные игры с элементами спортивных игр.

4

Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «На первый – второй рассчитайсь!».

Осваивать разные виды ходьбы.

Проявлять выносливость при выполнении медленного бега.

Осваивать умения выполнять комплекс упражнений с мячами.

Описывать технику прыжковых упражнений.

Осваивать умения выполнять прыжок в высоту с прямого разбега.

Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений.

Осваивать технику метания малого мяча с места.

Выявлять характерные ошибки в технике метания малого мяча.

27

1. Игровые задания с использованием строевых упражнений. Перестроение из одной шеренги в две.

2. Преодоление полосы из пяти препятствий.

3. Комплекс упражнений с малыми мячами. Ведение мяча на месте.

4. Многоскоки. Прыжки через качающуюся скакалку.

5. Учить прыжкам в длину с разбега 5 – 7 шагов на мат с отталкиванием удобной ногой от подкидного мостика.

6. Игры: «Смена сторон», «Вызов номеров», «Охотники и утки»,                               «Зайцы в огороде», Подвижные игры с элементами спортивных игр.

6

Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений.

Осваивать умения выполнять комплекс упражнений с мячами.

Осваивать технику ведения баскетбольного мяча на месте.

Описывать и осваивать технику прыжковых упражнений.

Осваивать умения выполнять прыжок в длину с 5 – 7 шагов разбега.

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

28

1. Комплекс упражнений сидя и лежа на полу.

2. Повторить технику прыжка в длину с места (фронтально).

3. Челночный бег 3 х 10 м.

4. Ведение баскетбольного мяча в шаге.

5. Упражнение в подтягивании; мальчики – в висе, девочки – в висе лежа.

6. Игры-эстафеты с ведением, передачей и ловлей баскетбольного, волейбольного и футбольного мяча, Подвижные игры с элементами спортивных игр.

4

Осваивать умения по самостоятельному выполнению комплекса упражнений сидя и лёжа на полу (на развитие гибкости).

Описывать и осваивать технику прыжка в длину с места.

Описывать и осваивать технику челночного бега.

Осваивать технику ведения баскетбольного мяча на месте.

Осваивать технику передачи баскетбольного мяча двумя руками от груди на месте.

Осваивать технику ловли баскетбольного мяча двумя руками.

Проявлять качества силы, выносливости при выполнении подтягивания

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

29

1. Разучить комплекс УГГ для выполнения утром дома.

2. Ходьба с изменением скорости. Медленный бег с преодолением простейших препятствий до 1,5 мин, дыхательные упражнения после бега.

3. В парах метание мяча с места на дальность.

4. Встречная эстафета с этапом до 30 м. с передачей эстафетной палочки.

Бег 30 м.

5. «Кто быстрее?», «Кто дальше?», «К своим флажкам», «Белые медведи», «Салки» (различные варианты), Подвижные игры с элементами спортивных игр.

6

Осваивать умения по самостоятельному выполнению комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики.

Осваивать технику медленного бега.

Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений.

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений.

Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений.

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

30

1. Комплекс упражнений УГГ.

2. Шестиминутный бег или бег на 1000 м без учета времени.

3. Игры-эстафеты с ведением, передачей и ловлей баскетбольного, волейбольного и футбольного мяча, Подвижные игры с элементами спортивных игр.

4. Беседа с детьми: «О правилах приема воздушных и солнечных ванн летом», «О правилах поведения при купании в открытых водоемах». Дать задание не умеющим плавать: за лето научиться держаться на воде, а тем, кто умеет это делать – проплыть любым способом 5 – 10 м..

4

Осваивать умения по самостоятельному выполнению комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики.

Осваивать технику медленного бега.

Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр.

Излагать правила и условия проведения подвижных игр.

Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.

Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач.

Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.

Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности.

Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр.

Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.

Оценивать свое состояние (ощущения) после закаливающих процедур.

Соблюдать правила техники безопасности при купании в открытых водоёмах.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая    программа   разработана на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по физической культуре, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения», реализуемого РАО по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию, Москва «Просвещение» 2010 год.

Рабочие программы физическая культура Предметная линия учебников В.И. Ляха 1- 4 классы,

 допущенной МО РФ, Москва «Просвещение» 2011 год. Автор: доктор педагогических наук В.И.Лях.

Цели и задачи:

Целью рабочей программы по физической культуре является формирование у учащихся 1-х классов основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Задачи курса:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
  • формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
  • овладение школой движений;
  • развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
  • выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
  • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Специфика программы:

Программа обучения физической культуре направлена на:

  • реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн) и региональными климатическими условиями;
  •  реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
  • соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
  • расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
  • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Основные содержательные линии курса:

Основные содержательные линии курса «Физическая культура» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе следующими блоками:

«Знания о физической культуре»,

«Способы двигательной деятельности»,

«Физическое совершенствование».

Структура программы:

Содержание раздела «Знание о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.

Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.

      Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с  содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами:

  • «Гимнастика с основами акробатики»,
  • «Легкая атлетика»,
  • «Подвижные и спортивные игры»,
  • «Лыжные гонки.

    При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

   

Содержание программы:

Знания о физической культуре

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

 Способы физкультурной деятельности

Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.

Физическое совершенствование

 Физкультурно-оздоровительная деятельность:

комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Спортивно-оздоровительная деятельность:

- Гимнастика с основами акробатики

Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.

Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.

Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).

- Легкая атлетика

Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.

Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.

- Лыжные гонки

Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.

Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом.

Повороты переступанием на месте.

Спуски в основной стойке.

Подъемы ступающим и скользящим шагом.

Торможение падением.

- Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».

На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».

На материале спортивных игр:

Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».

Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

 - Общеразвивающие физические упражнения

на материале гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, подвижных и спортивных игр: развитие гибкости, координации, быстроты, выносливости, силовых способностей, формирование осанки.

Отличие данной программы заключается в том, что:

Программа разработана с учётом особенностей детей - первоклассников, в соответствии с письмом Министерства образования РФ « Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» от 20 апреля 2001г. № 408/13-13, в котором прописаны рекомендации по организации уроков обучения грамоте в первом классе, а именно:

«Обучение первоклассников должно строиться с учётом особенностей организации деятельности детей седьмого года жизни.

Особое внимание со стороны учителя требуют первые дни ребёнка в школе. Следует помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, фиксировать внимание ученика на положительных проявлениях поведения.

Многие дети могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. 3hro не является отрицательной характеристикой ученика, отражает его возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости»

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих трудности в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих. И те, и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.

Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками.

Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она должна быть «дробной», т.е. включать несколько видов деятельности.

Продолжительность урока - 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая. Их рекомендуется проводить на 10-й и 20 - й минутах урока.

Контроль оценка

В первом классе исключается система бального оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежит темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов

В первом классе домашние задания не задаются. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются».

Мера овладения способами двигательной деятельности определяется по достижению необходимых требований к результатам учебной деятельности учеников и обучающей деятельности учителя. Программа не предусматривает повторение пройденного материала. Преподаватель по своему усмотрению выбирает и использует материал для повторения. В любом случае, на каждом уроке должны быть представлены (в разной мере представительства по количеству и затратам времени) все базовые способы двигательной деятельности или иными их разновидностями. С учетом структуры урока, целесообразно следующее распределение базовых способов двигательной деятельности по его частям. Подготовительная - взаимодействия с партнером, вращения, передвижения, ритмика. Заключительная - вращения, ритмика. Основная - все способы двигательной деятельности. Перечень разновидностей способов двигательной деятельности представлен в соответствии с классификацией введенной выше.

        Физическая подготовка предполагает развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) и двигательных способностей (равновесие, расслабление, чувство ритма и т.д.). Оптимальным результатом физической подготовки следует считать тот, который характеризуется выполнением всеми учениками (отнесенных к основной медицинской группе) социально задаваемых норм (государственных или региональных) на уровне не ниже удовлетворительного. Применение средств физической подготовки в процессе урока должно быть комплексным. При комплексации средств, следует ориентироваться на приоритеты в развитии того или иного двигательного качества или их сочетаний. В 1 - 4 классах ведущее значение должны иметь средства для развития быстроты и ловкости. Программа предлагает ориентирующий набор средств физической подготовки. Однако этот набор не должен быть обязательным к реализации, т.к. важно не  как достигнут результат, а какова мера его соответствия социально задаваемым нормам физической подготовленности школьников. Поэтому учитель может использовать как предлагаемый, так и свой (при условии соответствия их научно-методическим требованиям)  набор средств физической подготовки.

           Теоретическая подготовка по учебному предмету “физическая культура” рассматривается как объективно необходимое направление содержательного обеспечения программы. Без соответствующей теоретической подготовленности учащихся невозможно формирование их осмысленного отношения к физкультурной деятельности и особенно их самодеятельности.

        В определении базового состава знаний была осуществлена их классификация по основанию практического обеспечения физкультурой деятельности. В соответствии с данным основанием выделены пять блоков знаний.

1 блок - знания по истории и организации физкультурной деятельности.

2 блок -  знания по основам техники базовых способов двигательной деятельности и требований к ним.

3 блок - знания о биологических основах двигательных действий.

4 блок - знания о психолого-педагогических основах двигательной деятельности.

5 блок - знания по основам личной практики физкультурной деятельности.

Требования к результатам:

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Формы организации учебного процесса

К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

  • Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют рефераты по физической культуре выполненные другими учащимися, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.

  • Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).

  • Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие формы организации учебного процесса:

  • комплексный урок, урок-экскурсия, игровой урок, урок-соревнование, уроки спортивной тренировки, уроки прикладной физической подготовки, лечебные уроки, методические уроки, домашняя работа и др.

      Крайне необходимо при этом использовать и сочетать групповое обучение и индивидуальное.

  • Под индивидуальным понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности.
  • Групповое обучение предполагает работу учителя с группой учащихся. Преимущество, прежде всего во времени, т.е. в производительности обучения, один учитель за одно и  то же время обучает не одного, а группу учащихся.

Итоговый контроль

Программа предусматривает многоуровневую систему контроля:

  • самоконтроль (при введении нового материала),
  • взаимоконтроль (в процессе его отработки),
  • текущий тематический контроль (при тестировании, как базовых способов двигательной деятельности, так и текущего уровня физической подготовленности учащихся),
  • итоговый контроль (итоговое тестирование учащихся по освоению ими необходимого уровня знаний, умений и навыков в области теоретической, технической и физической подготовленности).

Таблица предметных требований к знаниям и умениям учащихся                                                            по физической культуре 1 класс

Знания о физической культуре

Способы физкультурной деятельности

Физическое совершенствование

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
  •  характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  • раскрывать на примерах (из истории или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
  • ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
  • Ученик получит возможность научиться выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
  • планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности.

  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
  • организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  • измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
  • Ученик получит возможность научиться вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
  • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
  • выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
  • выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
  • выполнять организующие строевые команды и приемы;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
  •  Ученик получит возможность научиться сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
  •  играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
  • выполнять передвижения на лыжах.

Список литературы

  1. Предметная линия учебников В.И. Ляха 1- 4 классы, Москва «Просвещение» 2011 год. Автор: доктор педагогических наук В.И.Лях.
  2. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Учебник: «Физическая культура» книга 1 для 1-2 классов  Б.Б.Егоров, Ю.Е. Пересадина, Москва: «Баласс» 2011год.
  4. Лях В.И. Мой друг – физкультура.  Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2006.
  5. Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. Москва: «Баласс» 2011год.
  6. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – Москва,              Физкультура и спорт,  1998.
  7. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 1998.
  8. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре  1-4  класс, Москва «Вако» 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре 6 класс (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физкультуре 6 класс (3 часа в неделю)...

Рабочая программа по физической культуре 9 класс в соответствии с требованиями ФГОС (102 часа)

Рабочая программа по физической культуре 9 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе авторской программы В.И. Ляха. В программе кроссовая подготовка заменена лыжной, за счет вариат...

Рабочая программа по физической культуре 10 класс в соответствии с требованиями ФГОС (102 часа)

Рабочая программа по физической культуре 10 класс (102 часа) составлена  в соответствии с требованиями ФГОС на основе авторской программы В. И. Ляха. Программа включает лыжную подготовку вместо к...

Рабочая программа по физической культуре 8 класс в соответствии с требованиями ФГОС (В.И. Лях, 2 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре 8 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС (2 часа в неделю) на основе авторской программы В.И. Ляха....

Рабочая программа по физической культуре 7 класс в соответствии с требованиями ФГОС (В.И. Лях, 3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре 7 класс составлена  в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе авторской программы В.И. Ляха, 3 часа в неделю....

Рабочая программа по физической культуре 6 класс в соответствии с требованиями ФГОС (В.И. Лях, 3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре 6 класс состалена в соответствии с требованиями ФГОС на основе авторской программы В.И. Ляха  и рассчитана на 3 часа в неделю....

Рабочая программа по физической культуре 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС (В.И. Лях, 3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре 6 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС  на основе авторской программы В.И. Ляха и рассчитана на  3 часа в неделю....