"Я с удовольствием иду на урок физкультуры"
статья по физкультуре на тему

Осипкина Валентина Геннадьевна

По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Материал, который я представляю это личный опыт моей работы по теме личностное-ориентированное обучение учащихся на уроках физической культуры. По данной теме я работаю в течении восьми лет. Результат моей работы - это качественные показатели учащимися по итогам районных олимпиад по физической культуре, призовые места на районных и межрайонных соревнования. Но большая заслуга - стопроцентная посещаемость учащихся уроков физкультуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Как часто я слышала от ребят, что им не нравятся уроки физической культуры. Не работая в школе, я недоумевала. Как можно не любить физические упражнения. Наверное, зто от того, что мне повезло с учителем физкультуры. С первых дней работы в школе я поставила для себя главную цель-найти контакт с каждым ребёнком. Как? Перечитала литературу, походила на уроки к лучшим учителям школы и многое для себя открыла и за 13 лет моей педагогической деятельности продолжаю открывать. «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»

Ж.Ж.Руссо.

Эти слова великого человека помогают мне в работе с детьми разного возраста, разной физической подготовленности, во – первых, найти контакт, во- вторых, приучить его работать на уроках,  в –третьих, увидеть радость в глазах ребёнка от достигнутого.

При  обучении принципиально важной стороной является позиция ученика в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых и сверстников. Каждый ученик приобретает навыки в обучении данного упражнения через свой путь согласно физической подготовленности с учётом личности каждого учащегося. Гуманный подход к ребёнку в учебно-воспитательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно -  ориентированных педагогических технологий.

   Несомненно, эмоциональный фон является важным фактором любого урока. Эмоциональность возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры  и существует на всём его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу урока  в  зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого ими интереса к упражнению, в связи с оценками их деятельности.

    Как показал мой опыт,  замечания учителя, высказанные в обидной форме, снижают активность учащихся на уроке  так  же, как и насмешки товарищей, причём это особенно заметно в средних классах. Старшеклассники меньше ориентированы на оценку своей деятельности другими,  поэтому к насмешкам одноклассников они относятся более спокойно. Зато для старшеклассников весьма значим фактор «достигаемые результаты».  Исходя из этого, постоянной моей заботой на уроке физической культуры является создание и поддержание радостного настроения школьников на уроке, так как личностно-ориентированный подход предполагает организацию равномерного, уважительного общения с учеником, при котором учащийся является субъектом своей деятельности:

  -педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе,

  -оптимистическую веру в ребёнка,

  -сотрудничество, мастерство общения,

  -отсутствие прямого принуждения,

  -терпимость к детским недостаткам,  

  -право на собственную точку зрения,

  -стиль отношения учителя и учеников:

   не запрещать, а направлять,

   не управлять, а соуправлять,

   не принуждать, а убеждать,

   не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

   -учение без принуждения:

    требовательность без принуждения,  основанная на доверии,

    увлечённость,

    замена принуждения желанием, которое порождает успех,

   опора на самостоятельность и самодеятельность детей.

  Поэтому на уроке   я  постоянно сотрудничаю с учащимися.  Школьники высказывают свои мысли о пользе занятий физической культурой,  рассуждают о том, какими средствами можно добиться хорошей физической подготовки, как вести самоконтроль, в каких спортивных секциях необходимо заниматься, на их взгляд.  Ребята с удовольствием высказывают свои мнения, взгляды,  затем я незаметно стараюсь убедить учеников принять тот ответ, содержание которого соответствует правильной позиции.

   Однако радость на занятиях  -  это не только и не столько веселье, сколько радость труда, учения. На мой взгляд,  занятие по физической культуре становится радостным для школьников, когда они двигаются, а не сидят,  замерзая  на скамейках, когда они видят мою улыбку,  незатейливые шутки, когда видят результат своего труда. Я заметила, что чем менее развиты и воспитаны  дети, тем большее значение для них имеют побочные радости, например, что урок ведёт любимый учитель, что на занятии можно побегать, посмеяться, поиграть. Чтобы у школьника сформировать положительное отношение к урокам физической культуры,  я стараюсь, чтобы радостные переживания у него возникли многократно. В активную деятельность урока так же вовлекаю детей,  освобождённых врачом от выполнения физических упражнений. Эти ребята готовят и рассказывают материал о спорте как в устной форме, так  и в виде презентаций. Частично освобождённые дети сами контролируют себя на уроке.

   Всем учащимся очень нравится на уроках физической культуры игровая, сюжетная форма работы.

   Важным условием высокой эффективности работы обучающихся, проявление инициативы и активности является оценка их деятельности. Практика работы по физическому воспитанию в школе показала, что не все обучающиеся справляются с предъявляемыми требованиями и предметом «Физическая культура». В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по предмету «Физическая культура» избрана посещаемость занятий, ориентированная  прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей школьников, а не на выполнение учебных нормативов. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на моих уроках физической культуры дети получают оценку за старание  и активное участие в процессе урока. Такой подход в оценивании в действительности позволяет играть оценке свою стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к обучающимся требования предметом «Физическая культура». Мой опыт преподавания физической культуры в системе личностно-ориентированного обучения показал, что удалось значительно повысить показатели физической подготовленности учащихся, успеваемость, качество обучения школьников:

 хорошая посещаемость уроков, качественная успеваемость, призовые на районных и межрайонных соревнованиях. Но даже это для меня неглавное. Главное, что у ребят не возникает желания сбежать с урока, уроки физической культуры они любят. Об этом свидетельствуют высказывания самих ребят.

  • Физкультура - самый интересный урок. На него я хожу всегда с хорошим настроением, но больше всего мне нравится гимнастика.
  • Перед уроком мы всегда гадаем с девчонками, а какую очередную интригу придумал, нам учитель не было ни одного урока, который не начался бы с сюрприза, Валентина Геннадьевна  всегда с улыбкой и шутками.
  • Сидеть на уроках скучно, и тут звонок. А следующий урок физкультура! Я испытываю такое счастье: ведь на уроке мы не только много занимаемся, но и общаемся.

 Готовясь к занятиям, учитываю индивидуальное предпочтение обучающего в работе, поэтому систематически анализирую физическую подготовленность каждого школьника (беру за основу результаты сдачи тестов по физической культуре). В зависимости от физической подготовленности строю занятия, стараясь помочь каждому ученику проявить себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физкультуры "Учебно-тренировочные устройства в пространстве урока физической культуры"

Урок с использованием тренажёров и учебно-тренировочных устройств для учащихся 2 класса.Урок построен в игровой форме с использованием электронной презентации "Правила безопасности при выполнении упра...

Бинарный урок по физкультуре и английскому языку "Мой любимый урок - физкультура!"

технологическая карта интегрированного урока по физической культуре и английскому языку в коррекционной школе...

Презентация к уроку физкультуры "Использование компьютерных технологий на уроках физкультуры"

Презентация предназначена , в первую очередь, для учителей физической культуры, она раскрывает необходимость применения современных технологий при изучение предмета. Урок проводиться в режиме онлайн ,...

Читаем с удовольствием!План -конспект урока.Технологическая карта урока.

План-конспект урока .Технологическая карта урока....

Урок физкультуры XXI века (гаджеты на уроках физкультуры)

Про образовательные технологии чаще всего говорят в контексте математики и естественнонаучных дисциплин. Реже — к приложениям, интернету и гаджетам прибегают для препода...