обобщение опыта
методическая разработка по физкультуре по теме
Информация об опыте:
Условия возникновения и становления опыта:
С 2001 года работаю преподавателем плавания в Краснояружской СОШ №1, где обучаю плаванию детей с 1 по 11 классы. Столкнулся со сложностью в обучении детей плаванию, особенно спортивными способами, таких как: кроль на груди, спине, брасс, баттерфляй. И тогда решил использовать игровой метод в обучении детей плавать разными видами плавания.
Обоснование актуальности и перспективности опыта
Обучение плаванию связано с необходимостью преодолеть боязнь воды и неуверенность в своих силах. Поэтому правильно организованные занятия плаванием способствуют развитию таких волевых качеств, как смелость, решительность, настойчивость. Занятия плаванием, как правило, групповые, что способствует формированию чувства товарищества, дружбы, коллективизма. Плавание оказывает на организм человека всестороннее воздействие. Объясняется это многими факторами. Прежде всего, водная среда и создаваемое ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем, а также профилактику и лечение разных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем. Плавание в определенной мере способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов. Вода и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, уменьшают чрезмерное возбуждение. Плавание благотворно влияет на сердечнососудистую систему. В настоящее время плавание считается одним из лучших средств лечебной физкультуры для укрепления и развития сердечной деятельности. Занятия плаванием — лучшая тренировка дыхательной системы. Во время вдоха происходит усиленная работа мышц, участвующих в акте дыхания, которым приходится преодолевать давление воды на поверхность грудной клетки. Выдох, который обычно происходит в воду, также затруднен. Такая регулярная «гимнастика» приводит к укреплению и развитию мышц, участвующих в акте дыхания, увеличению подвижности грудной клетки и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). При регулярных занятиях плаванием нормализуется секреторная, моторная, всасывающая функция органов пищеварения. Во время плавания происходят
значительные изменения в крови. Даже обычное пребывание в воде температуры +20 С° в течение одной минуты вызывает увеличение количества эритроцитов на 20-25% и повышает содержание гемоглобина в крови/ С.В.Белиц-Гейман-2/Систематические движения в горизонтальном положении являются прекрасным корригирующим средством, устраняющим различные нарушения в осанке — сутулость, искривления позвоночного столба в различных плоскостях (сколиоз, кифоз), туго подвижность суставов. Наибольший эффект при дефектах осанки дает плавание брассом, несколько меньший — кролем на груди и на спине. Работа ног тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, предупреждает деформацию стопы. Плавание применяется также при лечении последствий переломов конечностей, заболеваний спинного мозга, связанных с расстройством двигательных функций, рекомендуется даже людям с хроническим повреждением двигательного аппарата. Занятия плаванием приводят к уменьшению лишних жировых отложений, а у худых стимулируют увеличение подкожной основы, что вместе с увеличением силы и объема мышц также способствует улучшению осанки. «Он не умеет ни читать, ни плавать», — так древние греки говорили о необразованном человеке, считая, что плавание — не только оздоровительное, но и образовательное средство.
Физическая активность младших школьников ограничена в результате возрастающей умственной и эмоциональной нагрузки, которая может послужить основой возникновения психосоматических заболеваний. Урок плавания, включенный в систему физического воспитания, способствует оптимизации восстановительных процессов в организме ребенка.
Таким образом, возникают следующие противоречия:
- между содержанием учебного материала и мотивационной готовностью его принятия обучающимися;
- между недостаточной сформированностью общеучебных умений и навыков и ограниченностью возможности их совершенствования в рамках традиционного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт | 96.5 КБ |
приложения | 121.5 КБ |
титульный | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Борисовский Евгений Евгеньевич
Содержание:
1.Информация об опыте………………….. ………………..3
2.Технология опыта……………………………………… .5
3.Результативность опыта ………………………………. .8
4.Библиографический список…………………………….. 10
5. Приложение к опыту……………………………………11
Информация об опыте:
Условия возникновения и становления опыта:
С 2001 года работаю преподавателем плавания в Краснояружской СОШ №1, где обучаю плаванию детей с 1 по 11 классы. Столкнулся со сложностью в обучении детей плаванию, особенно спортивными способами, таких как: кроль на груди, спине, брасс, баттерфляй. И тогда решил использовать игровой метод в обучении детей плавать разными видами плавания.
Обоснование актуальности и перспективности опыта
Обучение плаванию связано с необходимостью преодолеть боязнь воды и неуверенность в своих силах. Поэтому правильно организованные занятия плаванием способствуют развитию таких волевых качеств, как смелость, решительность, настойчивость. Занятия плаванием, как правило, групповые, что способствует формированию чувства товарищества, дружбы, коллективизма. Плавание оказывает на организм человека всестороннее воздействие. Объясняется это многими факторами. Прежде всего, водная среда и создаваемое ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем, а также профилактику и лечение разных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем. Плавание в определенной мере способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов. Вода и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, уменьшают чрезмерное возбуждение. Плавание благотворно влияет на сердечнососудистую систему. В настоящее время плавание считается одним из лучших средств лечебной физкультуры для укрепления и развития сердечной деятельности. Занятия плаванием — лучшая тренировка дыхательной системы. Во время вдоха происходит усиленная работа мышц, участвующих в акте дыхания, которым приходится преодолевать давление воды на поверхность грудной клетки. Выдох, который обычно происходит в воду, также затруднен. Такая регулярная «гимнастика» приводит к укреплению и развитию мышц, участвующих в акте дыхания, увеличению подвижности грудной клетки и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). При регулярных занятиях плаванием нормализуется секреторная, моторная, всасывающая функция органов пищеварения. Во время плавания происходят
значительные изменения в крови. Даже обычное пребывание в воде температуры +20 С° в течение одной минуты вызывает увеличение количества эритроцитов на 20-25% и повышает содержание гемоглобина в крови/ С.В.Белиц-Гейман-2/Систематические движения в горизонтальном положении являются прекрасным корригирующим средством, устраняющим различные нарушения в осанке — сутулость, искривления позвоночного столба в различных плоскостях (сколиоз, кифоз), туго подвижность суставов. Наибольший эффект при дефектах осанки дает плавание брассом, несколько меньший — кролем на груди и на спине. Работа ног тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, предупреждает деформацию стопы. Плавание применяется также при лечении последствий переломов конечностей, заболеваний спинного мозга, связанных с расстройством двигательных функций, рекомендуется даже людям с хроническим повреждением двигательного аппарата. Занятия плаванием приводят к уменьшению лишних жировых отложений, а у худых стимулируют увеличение подкожной основы, что вместе с увеличением силы и объема мышц также способствует улучшению осанки. «Он не умеет ни читать, ни плавать», — так древние греки говорили о необразованном человеке, считая, что плавание — не только оздоровительное, но и образовательное средство.
Физическая активность младших школьников ограничена в результате возрастающей умственной и эмоциональной нагрузки, которая может послужить основой возникновения психосоматических заболеваний. Урок плавания, включенный в систему физического воспитания, способствует оптимизации восстановительных процессов в организме ребенка.
Таким образом, возникают следующие противоречия:
- между содержанием учебного материала и мотивационной готовностью его принятия обучающимися;
- между недостаточной сформированностью общеучебных умений и навыков и ограниченностью возможности их совершенствования в рамках традиционного урока.
Ведущая педагогическая идея опыта Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формирование у детей навыков плавания через применение игрового метода обучения, направленная на развитие физической подготовленности школьников, их двигательных навыков в воде, умении плавать.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом осуществлялась 3 года. С 2010 года по 2013 год.
Аналитико-диагностический этап - проводился анализ литературы, сбор информации по проблеме, начальная диагностика.
Практический этап - в единой системе проводились практические занятия, индивидуальная и групповая работа с помощью игрового метода.
Аналитико-обобщающий этап - подводился итог работы с детьми по проблеме, итоговая диагностика.
Диапазон опыта
Диапазон опыта – «занятия + кружковая работа + воспитательная система». Диапазон применения опыта очень широк. В школе всегда есть дети, которые испытывают затруднения в умении держаться на воде и плавать. Для достижения поставленной цели в данном опыте предложены методические приемы, точнее игры, которые могут быть использованы на уроках в различных классах и для обучающихся разных возрастных групп.
Теоретическая база опыта
Навыки, сложившиеся на основе широкого применения игрового метода , оказываются значительно более доступными, легче переносятся в новые измененные обстоятельства, чем те, которые формировались при суженой, ограниченной выборке средств и условий задач. В настоящее время известно, что в обучении плаванию детей наиболее продолжительной и трудоемкой работой является формирование двигательного навыка спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Это связано, прежде всего, с некоторыми особенностями любого циклического вида спорта: необходимостью выполнения однообразных движений, неоднократно повторяемых в течение всего занятия. Причем в плавании эти движения выполняются в специфических условиях водной среды, т.е. в относительно большой изоляции от преподавателя, обучаемого коллектива, поэтому на этой стадии у детей часто снижается интерес к разучиваемому упражнению. Упражнения перестают привлекать новизной, а кропотливая работа, направленная на изучение техники, не всегда достаточно привлекательна для занимающихся.
Неоднократное повторение отдельных технических элементов в игровых условиях содействует скорейшему развитию у занимающихся способностей наиболее целесообразно выполнять изучаемые движения в изменяющихся условиях. Включая изученные элементы техники плавания в игровые ситуации, «мы способствуем развитию процессов стабилизации, обеспечивающих сопротивляемость сбивающим фактором» (ИА Бернштейн-1, 1946). И.А. Бернштейн отмечал, что самое существенное в обучении — выработка навыка: «Это не заучивание постоянной формулы двигательных импульсов». Должен формироваться не постоянный способ решения задач, а процесс решения двигательной задачи меняющимися способами. Таким образом, игры применяю для закрепления навыков скольжения (приложение № 1-5), отдельных плавательных движений (приложение № 6-8), а также техники плавания в целом.
Условия, которые выполняют в игре, заученные ранее действия, — разнообразны. Участвуя в игре, занимающийся приобретает способность совершенно точно выполнять требуемое упражнение даже при наличии отвлекающих (внутренних или внешних) раздражителей. Динамический стереотип, лежащий в основе навыка, становится более прочным и сложным. Более того, в игровой ситуации вырабатывается гибкость навыка, создаются предпосылки для появления его в новых динамических условиях. Разученные упражнения выполняются в ускоренном темпе из разных исходных положений.
Игры на воде часто использую и для активного отдыха (приложение № 9-10). Как показывают исследования ученых, «положительный феномен Сеченова» наблюдается не всегда, а лишь при определенных условиях. Переключение на другой вид деятельности вызывает интерес и не утомляет.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в дополнении в учебный процесс урока новых структурных элементов, разнообразии применяемых средств (для техники плавания). Технология опыта предлагает систему конкретных методических приемов, методических рекомендаций по вовлечению учащихся в процесс обучения плаванию, используя игры.
Технология опыта
Цель опыта – создание необходимых условий для формирования у детей навыков плавания, через систему игр в условиях водной среды.
Задачи:
1. Укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;
2. Изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;
3.Всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
4. Ознакомление с правилами безопасности поведения в воде.
Игры на занятиях по плаванию применяю строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого занятия, его содержания, в тесной связи со всем изучаемым на уроках учебным материалом. Успешно решить задачу при обучении плаванию игровым методом помогают мне методические указания:
- Участники игры должны понимать содержание и задачи.
- Преподаватель обязан:
- правильно определить место выбранной игры среди других упражнений;
- учитывать длительность игры;
- использовать игры, распределенные по степени трудности с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей занимающихся;
- распределять играющих на команды, равные по силам;
- соблюдать объективное и беспристрастное судейство;
- обеспечить оптимальные нагрузки, интенсивность нагрузки следует чередовать с отдыхом;
- четко и кратко объяснять правила игры;
- отмечать и оценивать успехи участников игры;
- проводить анализ игровой деятельности;
- привлекать занимающихся к анализу своих действий;
- поручать организацию уже знакомых игр самим занимающимся;
- при определении результатов игры надо учитывать не только конечный результат, но и качество выполнения двигательного действия.
- Между играми и другими упражнениями, включенным в урок, должна быть тесная организационно-методическая взаимосвязь.
- Необходимо включать в игры только те элементы техники плавания или упражнения, которые достаточно хорошо освоены занимающимися.
- Нецелесообразно совмещать на одном и том же занятии изучение новых упражнений с разучиванием новой игры. Использование игры в целях содействия обучению плавания должно тесно сочетаться с задачами развития двигательных качеств. /Степаненкова Э.Я.-8/
Игры и развлечения на воде провожу в конце основной и в заключительной частях занятия, их продолжительность — 5—20 минут, а иногда и больше. Рекомендую завершать игры веселыми награждениями.
Подготовка к проведению, организация участников и объяснение игры
Самая важная роль в организации игры принадлежит учителю. Я обязан до малейших деталей продумать весь ход игры, особенно в тех случаях, когда игра проводится впервые и трудно предвидеть все ситуации, возникающие в ее ходе. Необходимо подготовить место проведения, инвентарь. От того, насколько быстро и четко будут организованы играющие, во многом зависят успех проведения и конечный результат игры. В начале игры выбираю водящего или разделяю участников на команды. /Смоленская Т.Б.-9/Водящего может назначить или выбрать члены команды (с помощью
«считалки», по жребию).
Если участников нужно разделить на команды, то пользуюсь такими
способами:
- расчет в строю. Игроки рассчитываются по 2, по 3, в зависимости от числа команд;
- капитаны по очереди выбирают себе игроков, вызывая их из строя. Формируя команды, стремлюсь к тому, чтобы состав каждой из них был примерно равен по силам. Капитанов команд обычно выбирают участники. Объяснение игры провожу в исходном игровом построении. Этому правилу изменять нельзя. Чтобы у играющих не возникло лишних вопросов, объяснение сопровождаю показом. Если вода в бассейне прохладная, рассказываю об условиях проведения игры на суше. Объясняю игру предельно кратко и ясно, особенно в тех случаях, если играющие находятся в воде.
Чаще всего придерживаюсь следующего плана изложения:
- название игры;
- роль играющих и их расположение;
- ход игры
- цель игры;
- правила игры.
Начиная игру необходимо разумно ее дозировать, своевременно закончить. В зависимости от подготовки играющих я упрощаю или усложняю отдельные правила. Особенно нужно следить за правилами выполнения технического приема, для изучения или закрепления которого применяется игра. В игре нельзя допускать пререканий, грубостей. Даю сигнал к окончанию тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры предупреждаю словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий». Необходимо предоставлять играющим максимум инициативы, оставаясь объективным и беспристрастным судьей. Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. Во время игры даю оценку действиям отдельных игроков, указываю на нарушения правил и ошибки, которые были допущены, отмечаю лучших игроков. К оценке игры привлекаю и участников. Объективный анализ приучает к правильной самооценке, критическому мышлению, повышает сознательную дисциплину, способствует развитию инициативы, укрепляет товарищеские отношения в команде, усиливает интерес к дальнейшим занятиям плаванием и в итоге способствует лучшему усвоению и закреплению материала.
/Смоленская Т.Б.-10/
Правила проведения игры
При проведении игры соблюдаю следующие правила:
- объясняя игру, четко рассказываю ее содержание и правила, выбираю водящего и делю игроков на группы, равные по силам;
- в каждой игре должны участвовать все занимающиеся, находящиеся в воде;
- если вода в бассейне прохладная, игра должна быть активной и проводиться в быстром темпе;
- во время игры тщательно слежу за выполнением правил, строго наказываю за все нежелательные проявления: грубость, нетоварищеское поведение, нарушение правил игры;
- после окончания игры обязательно объявляю результаты, называю победителей и проигравших, особо поощряю взаимную помощь и действия в интересах коллектива;
- каждую игру нужно вовремя закончить, пока она не надоела занимающимся, и они не очень устали.
Успешному проведению игр в воде помогает непосредственное участие педагога. Это позволяет быстрее организовать занимающихся, вовлечь их в игру. Если я не участвую в игре, то я должен выбрать для себя такое место, чтобы хорошо видеть, как идет игра.
Игры на воде провожу как с новичками, так и с теми, кто хорошо умеет плавать. По мере повышения спортивной подготовленности занимающихся игры делаю более сложными.
Выбор игры зависит от педагогических задач обучения, условий для проведения игры, глубины и температуры воды, количества занимающихся в группе, их возраста, уровня подготовленности. /Г.А.Васильков и В.Г.Васильков-4/
Результативность опыта:
Результативность опыта отслеживалась на учащихся одного класса в течение трех лет.
Мониторинг критерия «умение плавать учащихся»
№ | Критерий «умение плавать» | 2010-11 г. (3-а кл.) (ч.-%) | 2011-12 г. (4-а кл.) (ч.-%) | 2012-13 г. (5-а кл.) (ч.-%) |
1 | Хорошо плавающие | 2 ч. - 8% | 4ч. - 16% | 20 ч. - 80% |
2 | Плавающие | 18 ч. - 72% | 16ч. - 64% | 3ч. - 12% |
3 | Не умеющие плавать | 4 ч. - 16% | 4ч. - 16% | 2ч. - 8% |
4 | Освобожденные | 1ч. - 4% | 1ч. - 4% | 1ч. - 4% |
Результативность опыта отслеживалась так же по успеваемости учащихся на уроках физической культуры при изучении раздела программы «плавание».
Результаты успеваемости учащихся
Учебный год | Предмет (раздел программы) | Качество знаний | Успеваемость |
2010-2011 (3-а) | Физическая культура (плавание) | 81,5% | 100% |
2011-2012 (4-а) | Физическая культура (плавание) | 82,4% | 100% |
2012-2013 (5-а) | Физическая культура (плавание) | 83% | 100% |
Как видим из таблицы качество знаний учащихся по предмету высокое. В течении последних 3-х лет учащиеся МОУ «Краснояружская СОШ №1» всегда побеждает в первенстве района по плаванию. Воспитанники школы, в составе сборной района, в 2011 году заняли 1 место в областных соревнованиях среди допризывной молодежи (2012 г.-2 место, 2013г.-3 место), где одним из видов является плавание. В 2011-2012 учебном году - 2 место в областных соревнованиях по многоборью (2013г.-3 место). По результатам прошлого учебного года 4 человека сдали нормативные требования по плаванию на 1 юношеский разряд, 2 человека на 2 юношеский разряд.
В школе учащиеся систематически посещающиеся занятия к 4 классу умеют плавать.
Таким образом, на занятиях плавания применение игрового метода обучения способствует формированию у учащихся навыков плавания, что делает представленный опыт результативным.
Библиографический список
1. И.А. Бернштейн-О ловкости и ее развитии. (М.: Физкультура и спорт, 1991)
2. С.В.Белиц-Гейман - Мы учимся плавать.- Книга для учащихся.-
М.Просвещение. 1987г.
3. Н.Ж.Булгакова - Отбор и подготовка юных пловцов.- М.Физкультура и спорт 1986г.
4. Г.А.Васильков и В.Г.Васильков - От игры к спорту.-М.Физкультура и
спорт. 1996г.
5. А.Н.Колгушкин - Целебный холод воды.- М.Физкультура и спорт. 1986г.
6. Т.И.Осокина - Как научить детей плавать.- Книга для воспитателей детского сада, М. Просвещение, 1995г. 7. Т.И.Осокина, Г.А.Тимофеева, Т.Л.Богина - Обучение плаванию в детском
саду.-М.Просвещение. 1991г.
8. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М.:Академия, 2001. - 368 с.
9. Смоленская Т.Б. Обучение плаванию младших школьников / Т.Б. Смоленская http://festival.1september.ru/articles/211037/
10. Смоленская Т.Б. Игровой метод — обязательное методическое требование физического воспитания /
Т.Б.Смоленская http://festival.1september.ru/articles/211037/
11. Ю.Н.Чусов - Особенности закаливания спортсмена.- М.Физкультура и спорт. 1987г.
12. Э.Г.Черняев и В.Н.Топоров - Как научить детей плавать.- Киев:
Рад.шк. 1987г.
13. Ежегодник 1986 г. -Плавание.- сост.З.П.Фирсов.М.Физкультура и
спорт. 1986г.
Приложение
Приложение №1- Игры, направленные на повышение уровня общего физического развития.
Приложение №2- Игры для ознакомления со свойствами воды.
Приложение №3- Игры на всплывание и держание на воде.
Приложение №4- Игры с прыжками в воду.
Приложение №5- Игры с выдохами в воду.
Приложение №6- Игры с имитацией элементов техники плавания.
Приложение №7- Игры, применяемые при обучении различным элементам техники плавания.
Приложение №8-стр.- Игры, помогающие освоить элементы прикладного плавания.
Приложение №9-стр.- Игры и развлечения на воде.
Приложение №10-стр.- Игры с погружением в воду.
Предварительный просмотр:
Приложение
Приложение №1- Игры, направленные на повышение уровня общего физического развития.
Приложение №2- Игры для ознакомления со свойствами воды.
Приложение №3- Игры на всплывание и держание на воде.
Приложение №4- Игры с прыжками в воду.
Приложение №5- Игры с выдохами в воду.
Приложение №6- Игры с имитацией элементов техники плавания.
Приложение №7- Игры, применяемые при обучении различным элементам техники плавания.
Приложение №8-стр.- Игры, помогающие освоить элементы прикладного плавания.
Приложение №9-стр.- Игры и развлечения на воде.
Приложение №10-стр.- Игры с погружением в воду.
Приложение № 1
Игры, направленные на повышение уровня общего физического развития
Эти игры провожу с детьми, которые уже хорошо освоились в воде, умеют плавать. Целесообразно включать их в заключительную часть занятия, чтобы внести некоторое разнообразие в учебно-тренировочный процесс. В играх этой группы участники не только развивают свойства и качества, которые особенно необходимы пловцам, но и закрепляют определенные элементы техники плавания. Умелый подбор игр на уроке мне дает возможность регулировать физическую и эмоциональную нагрузку занимающихся.
«Буксир» Задача игры: развитие силы мышц рук.
Описание игры: нога прикрепляются к концу резинового амортизатора. Устраивается соревнование, кто дальше растянет резиновый амортизатор, работая одними руками. Условия можно видоизменить: к ногам игроков привязывается жгут, и они плывут в разные стороны, работая одними руками, стараясь перетянуть соперника за установленную границу.
Методические указания: соперников лучше подбирать одного уровня подготовки.
«Топтание воды»
Задачи игры: развитие силы мышц ног, совершенствование техникидвижения ногами при плавании способом брасс.
Описание игры: сохраняя вертикальное положение в воде, играющие «топчут» воду на месте. При этом ноги выполняют одновременные или попеременные движения (как в брассе).
Методические указания: «топтание воды» можно производить, помогая руками или подняв руки из воды (в виде соревнования).
«Кто выше выпрыгнет из воды» Задача игры: отработка прыжка из воды.
Описание игры: это упражнение выполняют на глубоком месте. Находясь в вертикальном положении, нужно выпрыгнуть как можно выше, сделав сильное движение ногами, как в брассе, и одновременно оттолкнувшись руками от воды.
Методические рекомендации: это упражнение можно проводить как соревнование (например, доставание подвешенных призов).
«За мячом — вплавь»
Задачи игры: совершенствование техники плавания, развитие скорости. Описание игры: играющие делятся на две команды и выстраиваются в колонны. Игроки, стоящие первыми, держат мяч. По сигналу ведущего они бросают мяч вперед и прыгают в воду, плывут за ним (кролем, брассом). Догнав мяч, перебрасывают его вперед. Обогнув буй на расстоянии 10—15 м, возвращаются назад и передают мяч следующему игроку. Методические указания: игроки плывут только одним способом. Плыть с мячом нельзя.
«Пятнашки в воде» Задача игры: развитие силы.
Описание игры: игрокам разрешается плавать любым способом. Водящий «пятнает», касаясь головы. Убегающий может погружаться в воду и продвигаться в любом направлении, а также вылезать на бортик бассейна и вновь прыгать в воду.
«Перетягивания и переталкивания»
Игроки одной команды упираются руками в плот или дорожку с одной стороны, игроки другой — с противоположной. По сигналу ведущего игроки начинают работать ногами (кролем, брассом или дельфином), стараясь оттеснить соперников за заранее обозначенный рубеж.
Второй вариант: игроки кладут стопы ног на плот или дорожку. По сигналу ведущего начинают работать руками и ногами (кроль, брасс или дельфин). Третий вариант: игроки соревнуются попарно. На стопы игроков надевают веревочные петли. Игроки плывут в разные стороны, делая движения только руками. Выигрывает тот, кто перетянет партнера в свою зону. Возможности применения игр в обучении и тренировке пловцов практически безграничны. Например, для повышения интереса к плаванию на длинные дистанции можно с успехом использовать промежуточные финиши с поощрительными очками. При этом борьба проводится в парах или в командах.
В воспитании выносливости хорошие результаты дает плавание «один против эстафеты», плавание с выбыванием. Для уравнивания сил можно пользоваться гандикапом. Хорошие результаты дает следующая игра: спарринг - партнеры стартуют с разных концов бассейна и стремятся, как можно больше секунд выиграть друг у друга. В данном случае можно использовать ускорение, дополнительно стимулируя быстрое выполнение поворотов, стартов и др.
Интересно, что примерно равные по силам партнеры встречаются только на середине бассейна, а в остальное время могут лишь предполагать, как обстоит дело у соперника. Особенно острая борьба разгорается на финише. Здесь важно помнить о том, что высокий эмоциональный фон может привести к перенапряжению, так как желание быть первым заставляет пловца почти полностью выкладываться.
Приложение №2
Игры для ознакомления со свойствами воды
«Море волнуется»
Задачи игры: освоение с водой, ознакомление с плотностью и сопротивлением воды.
Описание игры: занимающиеся становятся в шеренгу по одному лицом к берегу и берутся руками за шест или другой предмет, символизирующий лодку у причала. По команде «Море волнуется» игроки расходятся в любом направлении, выполняя произвольные гребковые движения руками, помогающие передвижению по дну в воде.
Правила игры: по команде ведущего «На море тихо» играющие стараются быстро занять первоначальное положение. Затем ведущий произносит: «Раз, два, три — вот на место встали мы»,— после чего все «лодки» снова собираются у «причала». О — игроки, Ф — водящие. Тот, кто опоздал, не может продолжить игру и получает штрафное очко. Методические указания: пространство, на которое «расплываются лодки», должно быть ограничено. Между первой и второй командой ведущему необходимо выдержать небольшую паузу, чтобы играющие могли остановиться, изменить направление и двигаться к причалу.
«Рыбы и сеть»
Задачи игры: освоение с водой, воспитание чувства коллективности. Описание игры: все участники игры — «рыбы», — держась за руки, разбегаются по бассейну. Водящие стараются поймать кого-нибудь из них в сети. Пойманный присоединяется к водящим, увеличивая сеть. Игра заканчивается, когда все «рыбы» переловлены.
Методические указания: «Рыбам» запрещается разрывать сеть силой, выбегать. «Рыба» считается пойманной, если она попала в сеть, т.е. круг, образованный играющими. Выигрывают те участники, которые к концу игры не попали в сеть.
Приложение №3
Игры на всплывание и держание на воде.
«Медуза»
Задачи игры: ознакомление с подъемной силой воды, ощущением состояния
невесомости.
Описание игры: участники игры, сделав глубокий вдох и задержав дыхание,
по команде ведущего приседают под воду, затем, наклонившись,
поднимаются на поверхность. Руки и ноги полусогнуты.
Методические указания: упражнение необходимо выполнять на
задержанном дыхании; поднявшись на поверхность, считать до десяти.
«Поплавок»
Задачи игры: ознакомление с подъемной силой воды, ощущением состояния невесомости.
Описание игры: сделав предварительно глубокий вдох и задержав дыхание, игроки приседают под воду. Затем, обхватив колени руками, поднимаются на поверхность. В этом положении каждый «поплавок» старается продержаться на воде до счета «десять». Соревнуются две команды и отдельные игроки. Методические указания: перед выполнением упражнения все играющие по команде ведущего должны сделать глубокий вдох и задержать дыхание на выдохе.
«Пятнашки с поплавком»
Задача игры: совершенствование навыка всплывания и лежания на воде. Описание игры: водящий старается догнать кого-нибудь из игроков и дотронуться до него. Спасаясь от «пятнашки», этот принимает положение «поплавка». Если «пятнашки» дотронется до него раньше, чем он примет данное положение, то оба игрока меняются ролями. Второй вариант: в зависимости от подготовки участников вместо «Поплавка» можно выполнить «Медуза».
Приложение №4 Игры с прыжками в воду
Эти игры предназначены для обучения технике прыжков в воду и стартов
«Не отставай» Задача игры: отработка навыка прыжка в воду.
Описание игры: участники садятся на бортик и свешивают ноги в воду. По сигналу ведущего игроки спрыгивают в воду, быстро поворачиваются лицом к бортику и дотрагиваются до него руками. Выигрывает тот, кто занимает положение раньше всех.
Методические указания: игры можно проводить с неумеющими плавать, если глубина воды доходит до пояса или груди занимающихся.
«Прыжки в круг» Задачи игры: отработка навыка прыжка в воду.
Описание игры: участники игры поочередно спрыгивают ногами вниз в воду, стараясь попасть в обруч или круг, лежащий на воде. Методические указания: сначала прыжки могут выполняться из положения приседа, затем из положения стоя с шага, с толчком от бортика. Победит тот, кто меньше всех коснется руками круга. Преподавателю необходимо обращать внимание на правильное исходное положение при выполнении прыжков в воду. Перед прыжком игроки должны захватывать пальцами ног передний край тумбочки, бортика, чтобы не поскользнуться и не упасть назад.
«Кто дальше прыгает?»
Задачи игры: формирование навыка глубокого погружения под воду с
головой.
Описание игры: занимающиеся становятся на бортик бассейна на
расстоянии 1 м друг от друга. По команде ведущего выполняют прыжок
ногами вперед - вниз («На старт!», «Марш!»). Выигрывает тот, кто дальше
прыгнет.
Методические указания: прыжки выполняются всеми участниками
одновременно (по команде ведущего).
Приложение № 5
Игры с выдохами в воду
«У кого больше пузырей?»
Задача игры: совершенствование навыка выдоха в воду. Описание игры: но команде ведущего игроки погружаются с головой в воду и выполняют продолжительный выдох через рот. Выигрывает участник, у которого при вдохе было больше пузырей, т.е. сделавший продолжительный выдох в воду. Методические указания: необходимо напомнить играющим, что перед погружением в воду обязательно нужно сделать вдох.
«Ваньки - встаньки»
Задачи игры: освоение с водой, совершенствование навыка выдоха в воду. Описание игры: разделившись на пары, участники становятся друг напротив друга, берутся за руки. По первому сигналу находящиеся справа, делая глубокий выдох, приседают под воду. По второму сигналу под воду приседают участники, что находятся слева. Их партнеры выпрыгивают из воды и делают вдох.
«Качели»
Задача игры: совершенствование ритма дыхания. Описание игры: игроки, взявшись за руки, становятся парами спиной друг к другу. Поочередно наклоняясь к воде, они поднимают своих партнеров на спину. Выигрывает та пара, которая больше других несколько раз подряд выполнит вдох-выдох в воду. Методические указания: участники игры должны стать боком к ведущему.
Приложение №6
Игры с имитацией элементов техники плавания
«Моторная лодка»
Задача игры: ознакомление с техникой движений ногами при плавании способом кроль на груди.
Описание игры: команды принимают исходное положение (лежа, руки вверху, одна напротив другой), интервал между игроками— 1 м. По сигналу преподавателя игроки принимают положение прогнувшись, начинают быстро работать ногами вниз- вверх от тазобедренных суставов. Задание выполняется в течение 10—15 секунд. Игроки другой команды считают количество движений, преподаватель суммирует их. Затем меняются местами. Выигрывает команда, которая наберет большее количество очков. Методические указания: положение игроков следующее: голова между руками, ноги в коленях выпрямлены, носки натянуты, ступни повернуты вовнутрь.
«Кто сильней?» Задача игры: ознакомление с техникой движений руками при плавании способом кроль на груди.
Описание игры: нужно организовать три—четыре колонны игроков с интервалом между игроками 1 м; линию финиша обозначить на расстоянии 3-5 м. По сигналу тренера направляющие принимают исходное положение (лежа, руки вверх). По другому сигналу игроки быстро двигаются вперед, работая руками: сгибают правую руку и ставят ее под грудью на пол, затем отталкиваются вперед. Имитация повторяется левой рукой. При движении ноги выпрямлены, носки натянуты.Выигрывает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание. Методические указания: при движении ноги сгибать запрещается.
«Согласованные движения» Задача игры: ознакомление с техникой движений руками при плавании кролем на груди.
Описание игры; участники принимают исходное положение (наклонившись, ноги врозь, правая рука впереди, ладонью вниз). По сигналу преподавателя игроки выполняют движения руками способом кроль. Преподаватель оценивает технику выполнения и координацию движений. Методические указания: упражнение можно выполнять лежа на гимнастической скамейке (при задержанном дыхании и в сочетании с дыханием).
«Круговое движение» Задача игры: ознакомление с техникой движений руками при плавании способом кроль на спине.
Описание игры: по сигналу преподавателя участники выполняют круговые движения назад руками, имитируя гребки, как при плавании кролем на спине. Упражнение выполняют 15-20 раз правой, а потом —левой рукой, в конце — поочередно. Преподаватель определяет игроков, у которых лучше подвижность в суставах и которые точнее выполняли движения. Методические указания: упражнения можно выполнять лежа на спине (в таком случае на три коротких шага приходится один гребок).
«Плывем брассом»
Задача игры: ознакомление с техникой плавания способом брасс. Описание игры: принять исходное положение лежа на гимнастической скамейке, руки вверху. На счет «раз» — гребок руками, ладони наружу (вдох). На «два» — сгибание рук в локтевых суставах и подтягивание ног (начало выдоха). На «три» — руки вверх, толчок ногами (выдох). На «четыре» — исходное положение (скольжение). Упражнение выполняется 2—3 раза по 10—15повторений. Методические указания: преподаватель оценивает технику движений.
«Прыжки»
Задача игры: ознакомление с техникой старта с тумбочки. Описание игры: по сигналу преподавателя игроки принимают исходное положение — старт пловца. По команде «Марш!» игроки приседают и, используя мах рук вперед и вверх, сильным толчком ног прыгают вверх, выпрямив вверх руки и туловище. Методические указания: побеждает тот, кто точнее и выше выпрыгнул. Упражнение повторить 8-10 раз.
Приложение №7
Игры, применяющиеся при обучении
различным элементам техники плавания
«Фонтан»
Задачи игры: обучение и совершенствование техники работы ногами
способом кроль на спине.
Описание игры: играющие входят в воду и берутся на руки, образуя круг.
По сигналу, не отпуская рук, ложатся на спину, вытягивая ноги к центру
круга, и начинают одновременно работать ногами, стараясь поднять как
можно больше брызг.
Методические указания: ноги в коленях не сгибать, движение — от бедра.
«Ромашка»
Задачи игры: обучение и закрепление техники работы ногами способом кроль на груди и на спине.
Описание игры: игроки берутся за руки, образуя круг. Затем рассчитываются на первый-второй. Первые номера занимают исходное положение: лежа на спине, ноги направлены в центр круга, работают способом кроль. Вторые номера, лежа на груди, держат первых за руки и двигаются по кругу, ногами выполняя способ кроль. Через 30 секунд игроки меняются местами. Победителем признается тот, кто дольше удержался в горизонтальном положении и лучше работал ногами.
«Плавающие стрелы» Задачи игры: постановка обтекаемого положения тела, умения тянуться вперед, сохраняя равновесие; обучение технике работы ногами способом кроль на груди.
Описание игры: играющие выстраиваются в одну шеренгу и по сигналу преподавателя выполняют упражнение — скольжение сначала без помощи ног, затем с движениями ногами, как в кроле. Методические указания: скольжение на груди выполняется с вытянутыми вперед руками; движение ног — от бедра. Упражнение выполняется и лежа на спине.
«Мельница» Задача игры: обучение технике движений руками способом кроль на груди и на спине.
Описание игры: игроки выстраиваются в шеренгу. Затем по сигналу ведущего отталкиваются от бортика бассейна и выполняют скольжение кролем, стараясь быстрее доплыть до определенного места. Побеждает тот, кто раньше других преодолеет заданное расстояние Методические указания: при движении руками ноги прямые, но не напряженные. На спине дыхание произвольное, на груди с задержкой.
Приложение №8
Игры, помогающие освоить элементы прикладного плавания
Игры данной направленности провожу для того, чтобы помочь занимающимся овладеть некоторыми элементами прикладного плавания. Ныряние, погружение под воду, прыжки в воду, транспортировка предметов и партнера — составляющие элементы этих игр
«Утка-нырок» Задача игры: обучение технике ныряния в глубину.
Описание игры: на глубине по пояс наклониться вперед и сделать стойку на кистях.
Методические указания: упражнение выполнено правильно, если обе ноги одновременно подняты над поверхностью воды.
Задачи игры: обучение технике ныряния в глубину и ориентирования
подводой.
Описание игры: участники игры делятся на две команды. Одна команда
на глубине 1,5— 2 м прячет предметы в квадрате площадью 10м2.
Другая как можно быстрее пытается найти и поднять наверх. После
этого команды меняются ролями. Побеждает команда, которая быстрее
справилась с заданием. Методические указания: во время ныряния запрещается отнимать предметы, топить соперника, нырять с открытыми глазами.
«Спасатели»
Задача игры: обучение технике спасения с помощью подручных средств. Описание игры: играющие делятся на две команды: «спасателей» и «пострадавших». «Пострадавшие» находятся на расстоянии 15-20 м от берега. По сигналу ведущего «спасатели» берут надувной матрац (бревно, доску) и бегут (плывут) в направлении своего «пострадавшего», затем кладут его на матрац и транспортируют на берег. Выигрывает команда, быстрее оказавшая помощь «пострадавшему». Затем «спасатели» и «пострадавшие» меняются ролями.
Методические указания: «спасатели» должны перемещаться либо бегом, либо вплавь (по указанию ведущего).
Приложение №9 Игры и развлечения на воде
«Бой всадников»
Игроки разбиваются на пары, и один из них садится на плечи другому. «Всадники» (сидящие на плечах) стараются стащить в воду друг друга.
«Соревнования на доске»
Игроки ложатся на доски или садятся на резиновые надувные круги и по команде плывут наперегонки любым способом.
«Волейбол в воде» Задачи игры: дальнейшее освоение с водой.
Описание игры: игроки становятся в круг и ударами передают мяч друг другу, стараясь как можно дольше продержать его в воздухе. Методические указания: в зависимости от уровня подготовки игра может проводиться как на мелком, так и на глубоком месте бассейна.
«С донесением вплавь»
Игроки плывут любым способом на определенное расстояние. Они держат в руке сухую шапочку или другой предмет— «донесение».Выигрывает участник, не замочивший «донесение» и приплывший первым.
«Чехарда»
Вариант 1. Занимающиеся, немного наклонившись, выстраиваются в колонну по одному на расстоянии 2 м друг от друга. Последний в колонне перепрыгивает через каждого стоящего впереди.
Вариант 2. Стоящий последним в колонне перепрыгивает через впереди стоящего и ныряет под широко расставленные ноги другого.
«Бой лодок»
Игроки делятся на пары и садятся на досточки (круги, матрацы). По сигналу ведущего стараются столкнуть друг друга в воду. Выигрывают те участники, которые не упали в воду.
Приложение№10
Игры с погружением в воду.
«Кто быстрее спрячется под воду?» Задачи игры: освоение с водой, ознакомление с ее выталкивающей силой.
Описание игры: по сигналу ведущего игроки должны быстро присесть под воду, пытаясь удержаться на дне. Методические указания: перед погружением в воду необходимо выполнить глубокий вдох, задержать дыхание на выдохе.
«Лягушата».
Задача игры: освоение с водой.
Описание игры: играющие («лягушата») подпрыгивают вверх по сигналу «Щука», по сигналу «Утка» прячутся под воду. Игрок, оДз неправильно выполнивший команду становится в середину круга и продолжает игру вместе со всеми.
Методические указания: необходимо похвалить игроков, которые не ошиблись ни разу.
«Водолазы» Задачи игры: совершенствование навыков ныряния и открывания глаз в воде.
Описание игры: игроки («водолазы») достают со дна какой-либо яркий предмет. Игра может быть и командной. Играющиеся делятся на две команды с равным количеством участников в каждой. Выигрывает команда, игроки которой собрали все предметы раньше, -чем другая команда. Методические указания: число брошенных на дно предметов должно соответствовать количеству «водолазов», поэтому ныряющие могут быть разделены на две, три или четыре команды.
«Поезд в тоннель» Задачи игры: совершенствование навыков ныряния, открывания
глаз в воде, ориентирования под водой.
Описание игры: участники игры выстраиваются в колонну по
одному и кладут руки на пояс стоящего впереди («поезд»). Двое играющих стоят лицом друг к другу, держась за руки над водой («тоннель»).Чтобы «поезд» прошел через «тоннель», изображающие «поезд» поочередно подныривают Методические указания: во время ныряния нужно обязательно
открывать глаза и выполнять произвольные гребковые движения руками и ногами
Предварительный просмотр:
МОУ « Краснояружская средняя общеобразовательная школа №1
Краснояружского района Белгородской области»
Формирование у детей навыков плавания через применение игрового
метода обучения.
Автор опыта: Борисовский Е.Е.,
преподаватель МОУ
«Краснояружская СОШ №1»
п. Красная Яруга, 2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагога.
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...