РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья по физкультуре по теме

Титаренко Ирина Николаевна

В условиях внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения  направляющую и организующую роль за формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей берут на себя родители и учителя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zst_fgos_noo.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.

В условиях внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения  направляющую и организующую роль за формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей берут на себя родители и учителя.

Воспитывать культуру здоровья у обучающихся необходимо, опираясь на зону актуального развития, учитывать особенности возраста.

        Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников – взрослых и детей.

Учителю физической культуры реализовать на практике здоровьесберегающие технологии можно на уроках здоровья.

Цели проведения таких уроков:

1. укрепление физического и психического здоровья учащихся;

2. привитие интереса к систематическим занятиям физкультурой, формирование привычки к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье, психику ребенка;

3. формирование культуры двигательной активности учащихся;

4. воспитание нравственной культуры учащихся, интереса к истории спорта, желания побеждать в себе свои отрицательные привычки и недуги.

Для успешного изучения любого предмета, физкультура – не исключение, необходима положительная мотивация, поэтому учителю надо стремиться к привлечению всех детей к самостоятельной работе на уроке.

Проводя работу по внедрению занятий физическими упражнениями в быт учащихся, стараться принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. И в зависимости  от этого давать домашние задания. Особенно кропотливо должна вестись работа с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, целесообразно привлекать их к общественной деятельности, давать им поручения, с которыми они могут справиться, доверять им командование отделением или даже всем классом, например, при проведении общеразвивающих  упражнений.

Кроме того,  для слабых учеников и обучающихся  подготовительной и специальной медицинских групп преподаватель может иметь в наличии раздаточный материал, помогающий им овладеть разделом  «Основы  знаний» и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность («Правила игры в мини-баскетбол, волейбол», «Приемы самоконтроля», «Органы кровообращения», «Осанка», «Комплекс упражнений для развития мышц») .            

В процессе обучения дети двигаются недостаточно. Большую часть дня учащиеся сидят на уроках, за приготовлением домашних заданий, за чтением книг, перед экраном телевизора, компьютера. Вследствие этого возникает дефицит  мышечной деятельности, возрастают зрительные нагрузки. Для разнообразия проводимых многими учителями физкультминуток, могут быть подобраны новые виды  упражнений и рекомендовано включить в комплекс гимнастику для глаз и органов дыхания.

       У детей с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, поэтому особое внимание следует обращать на соблюдение правил техники безопасности  этими учащимися при прыжках в длину, занятиях на спортивных снарядах  и других, сложных в физическом плане упражнениях. Поскольку им не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: прыжки в длину, высоту, акробатикой, снарядной гимнастикой и т.д., на уроках, посвященных данным темам, они могут осваивать адаптированный  курс лечебной гимнастики.

         На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности, плоскостопие. Таким детям ограничивается нагрузка, ими выполняются  общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц, сохраняющим свод стопы), дополнительно рекомендуются специальные упражнения: ходьба босиком по скошенному лугу, галечнику, так же - комплекс упражнений, с учетом врачебных требований, для профилактики плоскостопия и лечения начальных его форм.

Ребята должны не только красиво выполнять предлагаемые учителем задания, но и учиться совершенствовать их, привносить в их выполнение что-то новое. Со второго класса имеет смысл  вводить творческие задания, например, составить комплекс утренней гимнастики.

Специфика уроков физкультуры – многократные повторения, отработка двигательного навыка. Удерживать внимание и интерес ребят помогает разнообразие упражнений, вовлечение обучающихся в работу. Так, ученики могут выполнять общеразвивающие упражнения с различными предметами: теннисными, баскетбольными, набивными мячами, скакалками; на гимнастических скамейках и т.д.

       Для  развития  мотивации учитель может ввести понятия «личный рекорд» (слабые дети), «рекорд класса», «рекорд параллели» (хорошо развитые дети); первоклассникам вручать поощрительные медали (золотые и серебряные) и почетные грамоты в конце каждой четверти.

        Уроки здоровья должны быть насыщены разнообразными эстафетами, подвижными играми, которые являются прекрасным закреплением определенного физического навыка в измененных условиях.

         Обучающиеся на таких занятиях придумывают названия для упражнений, эстафет, тем самым, анализируют, где в будущей жизни могут пригодиться данные навыки ( «Юные пожарники», «Спецназ»).

        Важным элементом урока здоровья является беседа о здоровом образе жизни, о правилах поведения при выполнении физических упражнений. Обучающиеся выясняют, какие физические качества развиваются благодаря физическому совершенствованию, осознают роль и значение разделов программы по спортивно-оздоровительной деятельности в развитии физических способностей и укреплении здоровья.

Учитель предлагает ученикам  дополнительно читать спортивную литературу, газеты, просматривать спортивные новости в Интернете. Итогом этой работы являются стенгазеты из серии «Здоровье и спорт».

На уроках формирование умений и навыков происходит на основе осмысления спортивных понятий и техники их выполнения. Например, понятие – «метание» и техника выполнения его различных видов – метание в цель, на дальность.

Детям часто приходится анализировать какое-то сложное упражнение, разбивая его на части и отрабатывать поэлементно. При этом учитывать и процесс синтеза, т.е. соединение элементов должно приносить желаемый результат (кувырок вперед).  

Обучающемуся приходится контролировать себя, уметь замечать ошибки, исправлять их, т.е. идет осознание процесса учения, создаются условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.  Благодаря рефлексии определяется  социальная роль ребёнка как ученика, направленность на саморазвитие.

Уроки физической культуры должны развивать у обучающихся способность к организации самостоятельной учебной деятельности, посредством формирования универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах.

Обязательным условием уроков физической культуры является самоконтроль. Обучающиеся проводят простейшие наблюдения за состоянием своего организма, что позволяет избежать потери здоровья.

Вся работа учителя и обучающихся должна быть направлена на  понимание здоровья как универсальной ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в учреждении дополнительного образования

В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – научить детей методам сохранения своего здоровья путем ук...

Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе учителя истории и обществознания МОУ «СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» Попковой Т.Ю.

ПланКонцепция здоровьесберегающего образования.Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.Культура здорового образа жизни личности.Оп...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ.

Реализуя здоровьесберегающие технологии, учитель должен приложить все усилия, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью, нормой жизни для каждого ребенка. Воспитывать сознательное отношение к своем...

Реализация здоровьесберегающих технологий во внеурочное время

Материал содержит сообщение, презентацию к сообщению, музыку для релаксации...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Здоровье ребёнка. Что представляет собой здоровьесберегающие технологии. Технологии личностно-ориентированного образования, их классификация, которая влияет на физическое воспитание и оздоровление шко...

Статья «Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»

Педагогические технологии в области здоровьесбережения, как правило, ориентированы на  внеурочные модули.  Однако перегруженность сегодняшнего школьника, активно вовлечённого в дополни...