КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
проект по физкультуре по теме
Во всех школьных предметах оценивается главным образом результат - знание и умение. Решил задачу правильно - получил хорошую оценку, неправильно - плохую. Но это спортивный принцип: если выиграл, значит, ты чемпион, а сколько тренировался, труда потратил - дело десятое.
Но есть принципиальное отличие школьной физической культуры от спорта; в спорте на 99 процентов важен результат как конечная цель, а в физической культуре - дорога к этой цели, культура тела, отношение к здоровью, ЗОЖ. Значит, главная задача учителя, по моему разумению, воспитать в учениках такое нематериальное понятие как любовь к физической культуре, а проще говоря - к движению во всем его многообразии, физической активности, такую любовь, которая обратится в потребность заниматься физическими упражнениями всегда, до конца жизни.
Не было бы проблемы, если бы изначально все ученики были равны по всем физическим данным. Но поскольку этого нет и не может быть, то они оказываются в неравном положении, что порождает парадоксы. Одному и тому же ученику можно поставить и «5», и «2». Пример; парень, одаренный от природы физически, легко выполняет все нормативы в своем возрасте на «5», но при этом курит, пропускает уроки, на соревнования или другие спортивные мероприятия его не дозовешься. Можно ему «5» поставить? Можно. А если «2»? Помню, как-то давно, была публикация в «Советском спорте» о конфликте в одной из школ, где учитель поставил «неуд» парню-чемпиону города. Большой скандал был. Но ведь способный лентяй к 30-40 годам может превратиться в развалину, а упорный и влюбленный в физическую культуру хлюпик -в прекрасно развитого, здорового человека.
Все дело в субъективном взгляде учителя на то, чему отдавать предпочтение - результату или отношению к учебной работе. Учитываются на практике оба параметра, а в каком соотношении, каждый учитель решает сам.
В школах нашей страны функционирует давно принятая методика выставления оценок по физической культуре. Но в последние годы на ее льется много критики.
Поэтому, из выше сказанного, напрашивается вывод - по физической культуре надо выставлять не одну, а две оценки - отдельно за результат, отдельно за отношение к работе. Но пока этого нет, конфликты неизбежны. «5» по математике трактуется однозначно, а «4» по физической культуре мало о чем говорит. То ли эту оценку поставили из жалости (или уважения) слабаку, то ли за плохое поведение чемпиону.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторский проект "Комплексная программа оценивания учащихся на уроках физкультуры" | 416.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра теории и методики физического воспитания и ОБЖ
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Авторский проект
■«
Исполнитель:
Надежкин Иван Михайлович
Сергеевская средняя школа
Н. Новгород, 2004 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . ...3
ГЛАВА 1 Использование различных вариантов методик
оценивания двигательной деятельности учащихся,:.
(по данным литературы) 5
ГЛАВА 2 Задачи, методы и организация исследования 8
ГЛАВА 3 Результаты исследования.
3.1 Формы организации физической культуры и спорта
в школе, в которых оценивается двигательная
деятельность учащихся 12
- Особенности проведения внеклассных занятий физическими упражнениями в школе 18
- Заболеваемость учащихся и какова роль физической культуры в этом 20
- Особенности существующей методики выставления оценок учащимся по физической культуре 26
- Варианты методик оценивания двигательной деятельности учащихся ,...30
- Особенности организации и содержание экспериментальной методики оценивания 33
- Апробация авторской методики оценивания двигательной деятельности учащихся 35
- Эффективность апробированной методики оценивания двигательной деятельности учащихся ...37
ВЫВОДЫ 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2... 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 50
ВВЕДЕНИЕ
Во всех школьных предметах оценивается главным образом результат - знание и умение. Решил задачу правильно - получил хорошую оценку, неправильно - плохую. Но это спортивный принцип: если выиграл, значит, ты чемпион, а сколько тренировался, труда потратил дело десятое.
Но есть принципиальное отличие школьной физической культуры от спорта; в спорте на 99 процентов важен результат как конечная цель, а в физической культуре - дорога к этой цели, культура тела, отношение к здоровью, ЗОЖ. Значит, главная задача учителя, по моему разумению, воспитать в учениках такое нематериальное понятие как любовь к физической культуре, а проще говоря - к движению во всем его многообразии, физической активности, такую любовь, которая обратится в потребность заниматься физическими упражнениями всегда, до конца жизни.
Не было бы проблемы, если бы изначально все ученики были равны по всем физическим данным. Но поскольку этого нет и не может быть, то они оказываются в неравном положении, что порождает парадоксы. Одному и тому же ученику можно поставить и «5», и «2». Пример; парень, одаренный от природы физически, легко выполняет все нормативы в своем возрасте на «5», но при этом курит, пропускает уроки, на соревнования или другие спортивные мероприятия его не дозовешься. Можно ему «5» поставить? Можно. А если «2»? Помню, как-то давно, была публикация в «Советском спорте» о конфликте в одной из школ, где учитель поставил «неуд» парню-чемпиону города. Большой скандал был. Но ведь способный лентяй к 30-40 годам может превратиться в развалину, а упорный и влюбленный в физическую культуру хлюпик -в прекрасно развитого, здорового человека.
Все дело в субъективном взгляде учителя на то, чему отдавать предпочтение - результату или отношению к учебной работе. Учитываются на практике оба параметра, а в каком соотношении, каждый учитель решает сам.
В школах нашей страны функционирует давно принятая методика выставления оценок по физической культуре. Но в последние годы на ее льется много критики.
Поэтому, из выше сказанного, напрашивается вывод - по физической культуре надо выставлять не одну, а две оценки - отдельно за результат, отдельно за отношение к работе. Но пока этого нет, конфликты неизбежны. «5» по математике трактуется однозначно, а «4» по физической культуре мало о чем говорит. То ли эту оценку поставили из жалости (или уважения) слабаку, то ли за плохое поведение чемпиону.
ГЛАВА 1
Использование различных вариантов методик
оценивания двигательной деятельности
учащихся (по данным литературы)
История не стоит на месте. Общество совершенствуется. Образование также идет вперед, ищет свои пути развития. Школьная физическая культура, ее содержание, методика преподавания, оценка также нуждается в серьезном пересмотре. Требования к школьной физической культуре, нормативы, предусмотренные ее программой, практически остаются неизменными. Исключение составляют рекомендации по индивидуальному подходу и учету индивидуальных сдвигов в течении года по результатам тестирования. Как говорил один киногерой: «Да-да, все правильно все правильно». Но в жизни реальной, а не на бумаге, получается по-другому. Каждый класс разделился на три группы: больных, менее больных и здоровых. Последних, к сожалению, становится все меньше. Да, оценки необходимы. Но дети есть дети, они все видят в сравнении. Можно оценивать результативность овладения навыком в обучении, но в любом случае ребята, физически лучше развитые, покажут более качественное выполнение движения. И зададут вопрос: «Почему я делаю лучше, а оценка одинаковая?» Оценка по справедливости, по труду зачастую вызывает недопонимание и у родителей учащихся, и у учителей - предметников.
Примером может послужить ситуация, которую описывает Соловьева И.А.:
«Несколько раз мне приходилось становиться с довольно банальным вариантом отношении к нашему предмету со стороны других учителей. Подходит классный руководитель и мило напоминает, что такой-то потенциальный вундеркинд идет на отличника и проблемы у
него только с физической культурой. Нельзя ли поставить «5», а то картина успеваемости при очередном отчете на педагогическом совете пострадает. Да ради бога, какие проблемы, только давайте сперва пройдем в мой кабинет и проанализируем рост показателей вашего протеже. Если он действительно претендует на красную страницу, то должен быть достаточно воспитан и образован не только в теории и практике школьной программы, но и в умении следить за своим собственным физическим развитием. Следовательно, если он не относится к медицинским группам, предусматривающих полное освобождение от уроков или серьезные ограничения в занятиях по моему предмету, его показатели в развитии двигательных качеств должны иметь положительную динамику. Пусть у соискателя отнюдь не блестящие показатели, но если относительно его исходного уровня отмечается явный прогресс, то почему бы не оценить его старания на «отлично»? Если же человек несмотря на прекрасные оценки по другим предметам не осознает вреда пассивности для собственной персоны и не помышляет о дальнейшем самосовершенствовании, то об авансах в плане проставления «пятерок» и речи быть не может. Ругаться и апеллировать к администрации бесполезно, поскольку все результаты за несколько лет зафиксированы»(Соловьева И.А., 2001).
То, что в школе назрела реформа оценивания знаний, умений и навыков на уроках физической культуры, стало проявляться в широких масштабах последние 5 лет. «За изменение существующей системы оцен-А по физической культуре выступают многие учителя. Подтверждением тому служат результаты анкетирования, проведенного нами в 2000 году среди учителей физической культуры Петрозаводска и районов Карелии, а также среди учителей - участников финала V Всероссийского конкурса «Мастер педагогического труда по физическому воспитанию». Из опрошенных нами педагогов 63% ответили, что их не удовлетворяет принятая сейчас бальная система оценки. При этом 28% учителей предлагают ввести 10-бальную систему, 33%-«зачет-незачет», 39%-оценивание по
росту личных результатов»(Куликовский А.В. 2001).
На этой почве, в конце каждой четверти, идут «ожесточенные бои» между администрацией, учителями - предметниками и учителем физической культуры, который не хочет чтобы нисходительно и наплевательски относились к его предмету, а следовательно здоровью. Причины здесь лежат очень глубоко. В последнее время при поступлении во все высшие учебные заведения проверяются знания по русскому языку, английскому языку и по другим предметам. А если бы еще проверяли и оценивали физическое развитие и здоровье абитуриентов, то отношение к физической культуре и со стороны родителей учащихся, администрации школы, учителей- предметников и самих учащихся изменилось бы к лучшему и здоровье абитуриентов было лучше. Ряд авторов (2,3,8,9,11, 12) считают, что в школе нужно менять систему оценивания. Но существованием такой проблемы, предлагаются и разнообразные методики выставления оценок других авторов. Так, В.Г.Липатов (2000) считает, что оценку нужно выставлять за каждый урок физической культуры, а также еще оценивать разные рекорды, участие в соревнованиях, работу в секциях и другое. Кроме этого В.Б.Межуев (2000) и А.В.Куликовский (2001) рекомендуют всем учащимся, занимающимся на уроках физической культуры, ставить не оценку, а «зачет». В.Иванов (2002) рекомендует в аттестатах об окончании IX и XI классов ставилась оценка за каждый раздел программы по физической культуре (легкая атлетика, гимнастика, и другие).
«Таким образом, наши данные служат еще одним подтверждением правильности идеи изменения существующей системы оценки по физической культуре»(Куликовский А.В. 2001).
ГЛАВА 2 Задачи, методы и организация исследования
Задачи исследования
- Выявить особенности содержания форм физической культуры и спорта в школе , в которых оценивается двигательная деятельность учащихся.
- Выявить реальное состояние проведения внеклассных занятий физическими упражнениями в школе.
- Определить уровень заболеваемости учащихся и роль физической культуры в этом.
- Изучить особенности существующей методики выставления оценок учащимся по физической культуре.
- Изучить авторские методики оценивания двигательной деятельности учащихся.
- Выявить особенности организации и проведения экспериментальной методики оценивания.
- Апробировать авторскую методику оценивания двигательной деятельности учащихся.
- Выявить эффективность апробированной методики оценивания двигательной деятельности учащихся.
Используемые методы исследования.
Метод литературного обзора(документация)- во-первых; с его помощью можно сравнить полученные данные с настоящими, во-вторых; он даст всю информацию о состоянии физической культуры и спорта в школе. Изучению подвергается документация касающаяся физической культуры включая - методическую литературу и рабочие документы по физической культуре в школе. С их помощью можно получить сведения о самом объекте исследования, изучить отдельные характеристики исследуемого, а также различные аспекты его функционирования. В этом
методе мы используем контен-анализ (Ядов В.А. 1972 с.126).
Наблюдение - позволяет получить первичную информацию об изучаемом вопросе. Наблюдение группируются по типу связи исследователя с объектом изучения (непосредственное, опосредованное, открытое, скрытое) и по характеристикам времени и пространства (непрерывное, дискретное, узкоспециальное).
Непосредственное и опосредованное наблюдения будут применены для определения форм организации физической культуры в школе. При непосредственном наблюдении имеются прямые отношения между объектом и исследователем, когда информация получается из первоисточни-
А. В этом исследовании материал будет получаться с позиции; исследователь - участник процесса.
Опосредованное наблюдение осуществляется с привлечением исследователем помощников для оказания помощи в работе. К такому наблюдению будут привлекаться родители учащихся, дети которых занимаются физической культурой и которые занимаются недостаточно, которые ходят на секции, и которые не ходят. Будут привлекаться учителя школы, как непосредственные участники учебного процесса. И 2-3 уче-4 А4 а из разных классов, для выявления интереса и отрицательного отношения изнутри школьного коллектива учащихся. Один ученик из младших классов и два ученика из старших, при этом один - мальчик, а другой-девочка.
Анкетирование - будет проводится для определения положительного или отрицательного отношения учащихся к новой (авторской) методике выставления оценок, а также к определению их любимого предмета и любимого учителя в школе. (Л.П.Трофимова. Методика подготовки курсовых и квалификационных работ по специальности. 1998. с.8). Анкеты будут розданы всем учащимся 5-9 классов в конце II четверти. Каждый
класс отвечает в один день после всех уроков.
Педагогический эксперимент - метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него, создавая исскуственные условия для выявления определенных свойств, когда сознательно изменяется течение естественных процессов.
Педагогический эксперимент может быть различным и его классификация осуществляется на основе ряда признаков: а) время действия экспериментальных условий - длительность и кратковременность;
б) структура изучаемых педагогических явлении - простая и сложная;
в) цели исследования - эксперимент, преобразующий ход педагогического
процесса, эксперимент констатирующий, контролирующий и т.д.;
г) организация их проведения - лабораторный, естественный, комплексный
(Спирин Л.Ф., 1972).
Педагогический эксперимент по применению новой (авторской) методики оценивания на уроках физической культуры и других формах физической культуры будет проходить в естественных условиях. Только существующая методика будет заменена на авторскую.
Организация исследования: в предложенной (авторской) методике оценивания двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры, контингент исследуемых будет в возрасте 11-15 лет, т.е. с 5 по
9 классы. Все проводимые мероприятия по исследованию будут проводится в школе, не прерывая учебного процесса. Новая (авторская) методи-УА оценивания по Липатову, введется вместо существующей методики и будет оцениваться не только урок, но и другие спортивные мероприятия, кружки, секции и т.д. Эксперимент вводится на I и II четверти 2003-200*1 учебного года.
Сбор и обработка информации зависит от задач и методов исследования. При литературном обзоре вся информация выносится, записывается, суммируется и выводится в таблицы. При наблюдении, контакт с участниками исследования (учащиеся, родители, педагогический коллектив)
по ходу запись, пометка о нужной информации с выводом в таблицы. При анкетировании - это сбор анкет и обработка их оговоренным способом и вывод полученной информации в таблицы.
В авторской методике оценивания четвертная оценка будет определятся в зависимости от количества набранных баллов в течение, определенного количества уроков в четверти, учебной четверти. Учитываются: 1) оценки за урок; 2) премиальные за улучшение личных рекордов и рекордов школы; 3) участие в соревнованиях; 4) работа в спортивных секциях (в том числе внешкльных). Более подробное содержание см. в Гл.З п.3.4
ГЛАВА 3 Результаты исследования
3.1 Формы организации физической культуры и спорта в школе, в которых оценивается двигательная деятельность учащихся.
Поскольку в авторской методике физические движения и физические качества, будут оцениваться не только на уроке физической культуры, но и на других видах спортивных мероприятии, то ниже мы приводим основное содержание этих форм физической культуры в школе.
Урок физической культуры имеет определенную структуру; вводная часть, основная и заключительная.
Вводная часть (7-10 мин.) начинается с построения учащихся и определения задач урока. Затем учащиеся готовятся к выполнению физических упражнении, предусмотренных планом урока: а в это время осуществляется психологическая и физиологическая их подготовка. Психологическая подготовка заключается в акцентировании внимания учащихся на решении поставленных задач с помощью заданий на внимание Физиологическая подготовка направлена на достижение готовности организма к непосредственному выполнению задач урока с помощью обще-развивающих и подготовительных упражнений. Содержание упражнений зависит от материала, запланированного на урок, от условий для занятий и состояния учащихся. Нагрузка в это время не должна вызывать утомления.
В основной части урока (30-35 мин.) решаются учебные задачи, связанные с воспитанием морально-волевых качеств личности, укреплением здоровья, развитием двигательных (физическихя) качеств. Сложные двигательные действия осваиваются в начале этой части урока, затем совершенствуется и закрепляется ранее пройденный материал. Упражнения,
требующие проявления координации, ловкости, скоростных и скоростно-силовых качеств, выполняют в начале основной части урока, связанные с силой и выносливостью - в конце.
В заключительной части урока (3-5 мин.) необходимо создать условия для постепенного перехода от возбужденного состояния, вызванного интенсивными занятиями физическими упражнениями, к последующей работе на других уроках. Этому способствуют спокойная ходьба, малоподвижные игры, упражнения на внимание и тому подобное.
Этапы обучения. Первый этап - ознакомление. Задача этапа - формирование представления о двигательных действиях.
Второй этап-разучивание. На этом этапе в основном применяется целостный способ выполнения движения, на фоне которого выделяются определенные его элементы.
Третий и четвертый этапы - закрепление и совершенствование; ими заканчиваются освоение движений.
Следовательно, на уроках физической культуры решаются следующие задачи; обучение школьников двигательным действиям, предусмотренных программой; укрепление здоровья; физическое развитие, воспитание моральных и волевых качеств, привычка самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Утренняя гимнастика - выполняется ежедневно учащимися самостоятельно в домашних условиях. Комплексы упражнении зарядки разучиваются на уроках физической культуры под руководством учителя. Контроль за регулярным выполнением зарядки осуществляется учителем физической культуры, классным руководителем (через родителей учащихся) и физкультурным активом школы.
Гимнастика до занятий - проводится в школах, где имеются для этого условия, ежедневно до начала уроков. В комплексы гимнастики до занятий входят пять-шесть несложных упражнений, составляемых учителем физической культуры. Гимнастика до занятий проводится по классам
под руководством инструкторов- общественников или физоргов и, как правило, на открытом воздухе, а в случае неблагоприятной погоды - в проветриваемых помещениях.
Физкультминутки на уроках - проводятся в классе во время уроков по усмотрению учителя в зависимости от степени утомления учащихся и содержания занятии (на любом уроке, начиная со второго, кроме пения и физической культуры).
Комплексы физкультминуток состоят из трех-пяти упражнении, повторяемых по 4-6 раз, и выполняются под руководством учителя или физорга класса (физоргов инструктирует учитель физической культуры).
Подвижные игры на переменах - проводятся на больших переменах (желательно на свежем воздухе) под руководством учителя или кого-то из учащихся. Как правило, во всех играх дети учавствуют добровольно, по желанию. Для игр старших и младших школьников лучше отводить отдельные места. Хорошо проводить одновременно несколько игр, что дает детям возможность выбора. Игра, проводимая во время перемены, должна отвечать следующим требованиям; допускать возможность смены состава участников; быть хорошо знакомой детям; иметь простые правила; отвечать физической подготовленности учащихся; быть интересной. Необходимо поощрять стремлние ребят к самостоятельным играм.
Занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе - организуются в обязательном порядке для освобожденных по состоянию здоровья от уроков физической культуры. Зачиление таких учащихся в группы для занятий проводится по приказу директора школы на основании заключения врача. Комплектование групп проводится из расчета не более 15 человек в каждой. Занятия проводятся три раза в неделю по 30 минут до или после уроков (в отдельных случаях занятия могут проводится два раза в неделю по 45 минут). Занятия с такими группами могут проводить учителя физической культуры, имеющие физкультурное образование и прошедшие специальные курсы,
а также специалисты лечебной физкультуры.
Секции ОФП - создаются в каждой школе. В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях с ними различных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы. Рекомендуется вовлекать в занятия таких секции в основном учащихся младших и средних классов, и особенно тех, которые относятся к подготовительной медицинской группе. При наличии в секции большого количества учащихся они распределяются по группам в зависимости от пола и возраста. Занятия в группах проводятся два раза в неделю продолжительностью по 45-60 минут. Общее руководство занятиями в секции ОФП осуществляется учителем физической культуры. Для проведения таких занятии в групп-пах привлекаются старшеклассники и учащиеся ДЮСШ.
Спортивные секции - создаются для учащихся, желающих заниматься тем или иным видом спорта в школе. При создании секции прежде всего учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу (наличие соответствующей спортивной базы и лиц, которые практически могут проводить занятия в них). Общее руководство работой секции возлагается на учителей физической культуры, привлекающих для проведения занятий в них общественных тренеров, лучших спортсменов школы и учащихся ДЮСШ. Учителя физической культуры могут проводить занятия в секциях в зависимости от своих возможностей и необходимости, связанной с особенностью вида спорта. В отдельных случаях могут создаваться по ряду видов спорта платные секции.
Занятия в секциях проводятся два-три раза в неделю по 60-90 минут. Запись в секции производится через физоргов классов. До зачисления в секцию учащийся обязан пройти медицинский осмотр у школьного врача или в поликлинике. Перед соревнованиями или после перенесенного заболевания учащемуся необходимо пройти дополнительный медицинский осмотр.
Физкультурные праздники - проводятся, как правило, два раза в учебном году. Один из них посвящается началу учебного года, другой - его окончанию.
В программе физкультурного праздника следует предусматривать; -торжественное открытие, парад участников;- показательные выступления; - массовые соревнования;- массовые подвижные игры, аттракционы, спортивные развлечения; - награждение.
Рекомендуется открытие и закрытие праздника проводить в торжественной обстановке приближенной к ритуалу Олимпийских игр, фестивалей.
Спортивные соревнования - важными условиями их проведения являются массовость, стабильность, организованность, согласованность со сроками городских и районных соревновании, а также соблюдение до-стимых норм нагрузок для учащихся соответствующих возрастов.
Непременное условие - проведение школьных соревновании во внеурочное время должно строго соблюдаться и находится под контролем руководства школы. Внутришкольные соревнования проводятся как на командное так и личное первенство.
Соревнования на первенство школы между классами рекомендуется проводить в форме спартакиады.
Туристические походы - в них развиваются такие качества, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и дисциплинированность. Походы бывают пешие, на лыжах, велосипедные доходы.
Оценивать физическую деятельность учащихся на уроках физической культуры, подвижных играх на переменах, секциях ОФП, спортивных соревнованиях и туристических походах буду я сам,так как проводить их также буду я (исследователь). От таких форм, как утренняя гимнастика, физкультминутки на уроках, информация будет поступать от помощников (родителей и учителей). Не будет оцениваться гимнастика до занятий и занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, так как эти занятия в школе не проводятся.
3.2 Особенности проведения внеклассных занятий физическими упражнениями
в школе.
О значимости занятий и мероприятий среди учащихся, была проведена мини-анкета (приложение 1), результаты которой выделены в таблицу (таблица 1).
таблица 1 результаты исследования о популярности занятий физическими упражнениями среди учащихся школы (в %)
№ | Вопросы | Да | Нет |
1 | Ваше отношение к физической культуре положительное ? | 82 | 11 |
2 | Занимаетесь ли Вы утренней гимнастикой? | 15 | 85 |
3 | Часто ли Вы болеете? | 12 | 88 |
4 | Закаливаетесь ли Вы? | 8 | 92 |
По таблице видно, что учащиеся положительно относятся к физкультуре в целом, но самостоятельные занятия физическими упражнениями дома не преобладают. И чтобы узнать причину такой тенденции нежелания заниматься самостоятельно физическими упражнениями дома и был задан учащимся всего один вопрос: почему Вы самостоятельно не занимаетесь дома утренней зарядкой и закаливанием? Все результаты в таблице.
таблица 2 причины отказа от занятий физическими упражнениями и закаливанием (в %)
№ | Причина | Результаты |
1 | Не хочу | 66 |
2 | Боязнь простудиться | 16 |
3 | Не разрешают родители | 10 |
4 | Занимаюсь | 8 |
Рассматривая занятия физическими упражнениями проводимые в школе, то о самих занятиях можно сказать по результатам. Так, за первые 3 года мы становились 2 раза победителями соревнований по баскетболу, 3 раза за подряд выходили в финал по этому же виду спорта, и 2 года за подряд выезжали на зональные соревнования как победители в своем районе.
Оценивая степень проведения внеклассных занятий физическими упражнениями следует уделить внимание не на большой выбор видов занятий. Точнее проводились самые основные: секции ОФП, секции по видам спорта (баскетбол), школьные соревнования.
3.3 Заболеваемость учащихся и какова роль физической культуры в этом
Наша жизнь постоянно приподносит примеры того, как очевидно нарушается соотношение требовании к разуму и телу; первые из них завышены, а вторые занижены. И как следствие - одна из деградации современного человека; гиподинамия, недостаток естественных движений. А это значит; паталогия С.С.С, отклонения в осанке, быстрая утомляемость, вялость, огромное число простудных заболеваний, плохое усвоение учебного материала, отклонения в психике.
Статистика всегда отражает государственную политику. Вот несколько цифр из нашей современности - рубежа XX и XXI веков. Они иллюстрируют отношение к проблемам охраны здоровья россиян, к здоровью нации, к будущему страны: 95% детей рождаются с паталогией (данные Минздрава России 1995г., вряд ли за последние года эта цифра уменьшилась); 40% выпускников школ по состоянию здоровья имеют ограничения в выборе профессии; 30% учащихся составляют «группу риска»; 10%) допризывников не соответствуют требованиям кондиции военнослужащих (во многих регионах этот показатель значительно выше); каждый третий ребенок начальной школы психически нездоров.
Применяя скрытое наблюдение; мы поставили перед собой задачу определить пропуски учащимися уроков и количество освобожденных от занятий физической культуры после каких болезней и на какой срок. Эта задача будет решаться путем полного изучения и анализа медицинских справок учащихся и освобождении от занятий физической культуры за последние 5 лет.
В результате такого изучения и анализа мы выявили, что пропуски уроков за последние пять лет имели в первые три года рост, а последние два года спад (рис. 1) (таблица 3).
Рис. 1
учебный год
В первой группе столбцов пропуски по уважительным причинам. Во второй группе столбцов пропуски по неуважительным причинам. В третьей группе столбцов общее количество пропущенных уроков в каждом учебном году.
таблица 4 распределение пропусков уроков учащимися по уважительным (справкам) и не уважительным причинам за последние 5 лет
№ | Учебный год | По уважит, причинам | По неуважит, причинам | Всего |
1 | 1997 - 1998 | 90 | 34 | 124 |
2 | 1998 - 1999 | 115 | 34 | 149 |
3 | 1999 - 2000 | 128 | 34 | 162 |
4 | 2000 - 2001 | 94 | 17 | 111 |
5 , | 2001 - 2002 | 78 | 24 | 104 |
Из таблицы видно, что пропуски по уважительным и неуважительным причинам зависят также от общего количества пропусков. Если в первые три года общее количество пропусков росло, при том, что
по неуважительным причинам все три года цифра одинакова, конечно же чистое совпадение. Хотя некоторые пропуски и неучитывались, могло быть и по другому. В последние два года общее количество стало уменьшаться и уважительные причины тоже пошли по нисходящей, что не скажешь о неуважительных причинах, но мы хотим еще раз повториться, что эти цифры могли выглядеть совсем по другому, из-за ряда причин. Из всего изложенного следует сказать, что постепенный рост с последующим спадом ( мы надеемся, что такой спад будет продолжаться и в следующем учебном году ) количества пропусков зависит от, во-первых; в постановке определенных, четких требований со стороны администрации, во-вторых; проведенная работа с родителями, в-третьих; осознание учащимися о необходимости посещения занятий и в-четвертых; наименьшее количество пропусков положительно сказывается при выведении четвертных и годовых оценок.
Освобожденные от занятий физической культуры приносят больше медицинских справок, чем болеющие учащиеся не ходящие в школу, но они пропускают занятий меньше чем другие. Количество освобожденных за последние пять лет становится с каждым годом все больше и больше (рис. 2).
Рис.2
количество освобожденных отФК за 5
лет
В основном освобожденные от занятий физической культуры - это по болезни и после ее, а количество постоянно освобожденных от физической культуры колеблется в нескольких единицах, в последние два года - это составляет 2 человека, один с плохим зрением, а другой-с врожденным вывихом ног в тазобедренных суставах. Освобождение учащиеся получают после, в основном, болезни простудными и инфекционными заболеваниями (таблица 4. Данные приведены только за последний год, т. к. по всем остальным годам болезни и количество почти те же самые).
таблица 4 болезни, после которых учащиеся освобождаются от занятий физической культуры.
№ | Заболевание | Количество заболевших |
1 | Фарингит | 20 |
2 | ОРВИ | 16 |
3 | Ангина | 11 |
4 | Раны (ушибы) | 10 |
5 | ОРЗ | 7 |
6 | Гипертермический синдром, острый ринит, врожденные заболевания, вертебральная люмбомия | по 2 |
7 | Цистит, острый гайморит, бронхит, пищевая токсикоинфекция | по 1 |
На сколько дней освобожден ученик после болезни, это зависит в первую очередь от той болезни, которой он болел и конечно же как тяжело и долго. В основном освобождение от занятий физической культуры давалось, двоим на весь учебный год, а дальше распределение было таким: от 1 дня до 1-2 месяцев.
И чтобы подтвердить свои наблюдения и анализ медицинских справок мы обратились в медицинское учреждение, в котором проходят медицинский осмотр учащиеся школы и ДДУ за последние пять лет. Ниже привожу таблицу и показатели за последний год (таблица 5).
таблица 5 показатели работ ДДУ и школы за 2001-2002 уч. год
№ | Показатели | Школа | ДДУ |
1 | Общая заболеваемость, уровень, структура | 50 | 42 |
2 | Острая заболеваемость | 46 | 35 |
3 | Число посещений детей | 55 | 22 |
4 | Заболеваемость детей в случае на 1 ребенка | 0,9 | 1,9 |
5 | Заболеваемость детей в днях на 1 ребенка | 3,2 | 9 |
6 | % групп часто болеющих детей | - | 4 |
7 | Число детей с отклонениями в состоянии здоровья, хронически больных | 4 | 1 |
8 | Распределены по группам | ||
9 | основная | 52 | - |
10 | подготовительная | - | - |
11 | специальная | 1 | - |
12 | освобождены | 2 | - |
13 | Число детей функционально незрелых к обучению | ||
14 | Число детей с нарушением адаптации к ДДУ и школе | 2 | |
15 | Число детей нуждающихся в оздоровлении | 4 | 4 |
16 | Распределение детей по группам здоровья | ||
17 | I | 26 | - |
18 | II | 28 | - |
19 | III | 1 | - |
20 | Число детей ни разу неболевших | 12 | - |
Проанализировав, такие таблицы за последние, пять лет мы выявили такую тенденцию по пунктам; опуская первые три пункта, которые в основном зависят от количества учеников в школе. В таблицах интересует не только данные по. школе, но и цифры по ДДУ тоже заинтересовывают. Так заболеваемость на одного ребенка снизилась с 1,2 до 0,9, как и заболеваемость в днях с 4,7 до 3,0 в 2000 году и 3,2 в 2002 г. На одном уровне находится число детей с отклонениями и хронически больных. И что самое главное пугает, так это понижение с каждым годом количества детей ни разу не болевших (рис. 3). Рис.3
учебный год
количество детей ни разу неболевших в течении уч.года
3.4 Особенности существующей методики выставления оценок учащимся по физической культуре.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащихся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументировать их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным условиям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся Должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и
позволяет осуществлять опрос фронтально.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы учащиеся сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.п.
По технике владения двигательными действиями ( умениями, навыками).
Оценка «5»- двигательное действие выполнено правильно ( заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и точно.
Оценка «4»- двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3»- двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.
Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.
Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.
Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.
По способам (умениям) осуществлять физкультурно - оздоровительную деятельность.
Оценка «5»- учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики. При этом учащийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценивать его.
Оценка «4»- имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Оценка «3»- учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической способности или включенных в утреннюю, атлетическую и ритмическую гимнастику; испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря; с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.
Умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность оценивается методом наблюдения, опроса, практического выполнения индивидуально или фронтально во время любой части урока.
По уровню физической подготовленности. Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определенных физических качеств учитель должен принимать во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у детей определенного возраста,
исходный уровень достижений конкретных учащихся. При прогнозировании прироста скоростных способностей, являющихся наиболее консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. Например, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости темпы прироста могут быть довольно высокими.
При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведенных аргументов, поскольку в каждом конкретном случае прогнозирование этих темпов осуществить невозможно. Задания учителя по улучшению показателей физической подготов-лености должны представлять для учащихся определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.
Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимися за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовленности. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение осуществлять собственно двигательную, физкультурно- оздоровительную и спортивную деятельность.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими раздела «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия». ( Под общей редакцией проф. Кофмана Л.Б. 1998. с.26).
3.5 Варианты методик оценивания двигательной деятельности учащихся.
С более частыми предложениями об отмене существующей методики оценивания высказываются учителя физической культуры по всей стране. Поэтому они предлагают провести реформу оценивания на уроках физической культуры. Параллельно с критикой существующей методики преподаватели предлагают разные, новые методики оценивания на уроках физической культуры. Ниже приводим несколько из них.
Методика оценивания Межуева В.Б.
« Всем учащимся, занимающимся на уроках физической культуры, ставить не оценку, а зачет. Учащимся, которые не посещают уроки или ходят ( кому положено) на занятия в специальных медицинских группах во внеурочное время, а также пропустившим более 50% учебных занятий без освобождения и не по болезни, ставить «незачет». А вот особо отличившимся учащимся, успешно справившимся со всеми требованиями учебной программы ( и практическими, и теоретическими ), сдавшими все зачеты по тестированию на пятерку, ставить как итог работы за четверть и за год оценку «5». Думаю, такой подход пойдет на пользу не только учителю, но и ученику, а самое главное - выиграет педагогическое сотрудничество.
В выпускных IX и XI классах предложить учащимся, имеющим «зачет», сдать экзамен по выбору, если у них есть желание иметь оценку «5» или «4» в свидетельстве об окончании IX класса или в аттестате за XI класс». (Межуев В.Б. №7 2000).
Методика оценивания Исаева И.С.
« С начала учебного года принимаю на уроках у учащихся первых классов все нормативы, которые встречаются у них в период обучения в начальном звене школы, а частично, и в среднем. Принимаю нормати-
вы только сам и очень тщательно. Результаты заношу в свой рабочий журнал. Длинные дистанции принимаю только весной. Таким образом набираю базу данных на каждого конкретного ребенка в первом классе и больше уже за все время обучения не заглядываю в программу с нормативами.
Чтобы ученики первого класса показывали максимальный результат по каждому виду испытаний, стимулирую их присуждением в классе чемпионских званий ( хотелось бы с сопутствующими атрибутами, но пока это не очень получается). У мальчиков и девочек отдельно, а так как испытаний много, то чемпионами в классе могут стать большинство.
В последующих классах принимаю эти нормативы дважды в год. Если ученик улучшает свой результат хотя бы на 1 см. или 0,1 сек., я ему говорю «плюс» и ставлю «пятерку». Если улучшения прежнего результата нет, то ученик получает «четверку» и я ему говорю «ноль». Если же ученик показывает худший результат, я ему говорю «минус» и ставлю оценку «три». У всех учеников, получивших «ноль» или «минус», есть право исправить свою оценку во внеурочное время.
Далее. Если ученик устанавливает рекорд класса в каком-то виде испытаний, то он получает поощрительную оценку «пять» как чемпион класса. Если этот результат окажется рекордным для параллели классов, то я ему ставлю еще одну «пятерку». Таким образом, ученик может получить три «пятерки» за один результат. Если несколько учеников показывают одинаковый наивысший результат, то все они объявляются чемпионами.
В некоторых видах испытаний есть возможность удвоения результата но инициатива обязательно должна исходить от ученика - это главное. Если он показывает результат на две «пятерки», я их ему ставлю, но перед тем как отметить этот результат, напоминаю ему, что отныне исходным показателем для него будет его удвоенный результат. В случае трехкратного подряд повторения прежнего результата, то есть результата,
при котором я говорю «ноль», ставлю оценку не «четыре», а «три». Если чемпион класса - параллели не улучшает, а повторяет свой результат, то в этом виде состязания звание чемпиона и соответсвующие ему награды не присуждаются. За участие в любых соревнованиях, проводимых в школе, городе, всегда ставлю своим ученикам «пятерки».
На уроках постоянно акцентирую внимание учеников на том, что Каждый из них спорит сам с собой и если он где-то недорабатывает, поленится, то это сразу же отразится на его оценке. Если хочешь иметь хорошие оценки и пользоваться уважением одноклассников, необходимо находить время для дополнительных занятий физической культурой и спортом». (Исаев И.С. 2001).
Методика оценивания Иванова В.
« В документах об окончании IX и XI классов ставится сейчас одна оценка. А нельзя ли сделать так, чтобы в аттестатах оценивался каждый раздел программы.
С легкой атлетикой проблем в школе быть не должно: заниматься ею можно везде и всегда. Что ученик умеет и знает, то и оценивается.
Лыжная подготовка. Если в школе нет лыжной базы или у детей нет лыж, нет возможности заниматься лыжной подготовкой, в аттестате делается прочерк.
Спортивные игры. Каким играм обучают в школе, то и учитывается. Пример. Спортивные игры: волейбол - «4». Спортивные игры: баскетбол -«4», футбол - «4» ( то есть, если две игры, то каждая имеет свою оценку).
Гимнастика. Тоже проблема. Если есть необходимый инвентарь, дети занимались, ставится соответствующая оценка. Если нет возможности для занятий гимнастикой - прочерк.
Все это много места в аттестате не займет. Образец. Физическая культура : легкая атлетика - «4»; гимнастика - «3»; лыжная подготовка -«4» спортивные игры, волейбол - «3». ( Иванов В. 2002).
3.6 Особенности организации и содержание авторской методики оценивания.
В своем эксперименте мы использовали методику оценивания двигательной деятельности Липатова В.Г. Вот ее суть:
« Условия определения оценки по физической культуре.
Четвертная оценка определяется в зависимости от количества набранных баллов в течение учебной четверти. Учитываются: 1) оценки за урок; 2) премиальные за улучшение личных рекордов и рекордов школы; 3) участие в соревнованиях; 4) работа в спортивных секциях ( в том числе внешкольных).
Урок при условии выполнения предложенных на нем заданий оценивается в 2-4 балла (в зависимости от трудности задания ). Личный рекорд в основных тестовых упражнениях дает дополнительно 1 балл, рекорд школы в своей возрастной группе - 3 балла, рекорд класса - 2 балла. Участие в соревнованиях - от 1 до 10 баллов (в зависимости от ранга соревнований и занятого места). За помощь товарищам, классу, учителю в проведении занятий,соревнований,спортивных мероприятий -по 10 баллов (по усмотрению учителя). Занятия в школьной спортивной секции (2 раза в неделю) - по 1 баллу за тренировку. Спортивные занятия в ДЮСШ - до 20 баллов ( с учетом отзыва тренера).
Штрафные баллы: 1)за опоздание на урок-1 балл; 2) за нарушение спортивной формы-1-2 балла; 3) за нарушение дисциплины и недостойное поведение - по усмотрению учителя.
В случае пропуска уроков по уважительной причине (медицинская справка в случае болезни обязательна ) компенсация: 2 балла за урок при оценке «3» за предыдущую четверть; 3 балла - при оценке «4» или «5».
Для оценки «5» за 20 уроков в четверти надо набрать 75 баллов; «4» - 60 баллов, «3» - 40 баллов ...
Для наглядности и реального ощущения происходящего мы не только представляли все оценки на стенде в цифровом выражении, но и рисовали диаграмму роста суммы баллов, которая, как живая, росла после каждого урока. Возле стенда почти всегда стояла толпа учеников -до и после уроков, на всех переменах. Не могли побороть любопытства и учителя, не имеющие к физической культуре никакого отношения. Игровой азарт овладел почти всеми. Борьба шла не только за оценку, но и за то, чтобы занять 1-е место в классе по сумме баллов. Борьба шла и между отличниками и между чемпионами разных классов -кто станет абсолютным чемпионом школы». (Липатов В.Г. 2000 ).
3.7 Апробация авторской методики оценивания двигательной деятельности учащихся.
Эксперимент по авторской методике оценивания двигательной
деятельности учащихся проводился с 1 сентября по 31 декабря 2003-
200*/ учебного года, в 5-9 классах. Разрешение на внедрение авторской
методики оценивания было получено от директора школы, результатом
которого был издан приказ по школе Кроме того
о проведении эксперимента в школе было предупреждено и ознакомлено с методикой руководство РОО. На общешкольном собрании родителей учащихся мы ознакомили присутствующих родителей о проведении эксперимента. После родители задали несколько вопросов по особенностям применяемой методики оценивания, ответив и дав разъяснения родители были не против по ее проведению. После этого все содержание методики написали на листах и вывесили на спортивном стенде для более тщательного ознакомления с ее содержанием и требованиями учащимся. Кроме того, с методикой оценивания, учащихся ознакомили дополнительно в каждом классе на уроках физической культуры. Объяснили, как и за что будут ставится баллы за урок, баллы за внеклассную работу и за что ставятся штрафные баллы.
Для ведения подсчета суммы баллов в каждом классе завели тетрадь, в которой указали вышеперечисленные требования методики в виде таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ). Каждую четверть эта таблица практически не изменялась, а менялись только номера уроков. Такая тетрадь служила для хорошего подсчета только для меня самого ( исследователя ). Для всеобщего обозрения и подсчета своей суммы баллов учащимися, чтобы они сами, а также классные руководители и родители, были в курсе дел своих детей по физической культуре. Кроме таких таблиц, были созданы дополнительно таблицы и
графики на каждого ученика, в которых отображались сведения, как о сумме баллов за отдельную четверть, как и общая сумма баллов.
Все выше перечисленные таблицы и графики заполнялись в соответствующее время, то есть после каждого урока физической культуры, соревнования, секции и других мероприятии. Но вся эта работа требует времени, чтобы немного снять с себя такую обязанность, мы ее поручили выполнять ученице 9 класса. Это было плюсом и потому, что в применяемой методике есть графа, в которой говорится, что за оказание организационной помощи преподавателю ставятся дополнительные баллы.
Таким образом, оценивание деятельности по физической культуре в школе происходило практически целый день, и включало несколько видов деятельности.
3.8 Эффективность апробированной методики оценивания двигательной деятельности учащихся.
Эффективность апробированной методики оценивания мы определяли по нескольким критериям: по числу соревнований в учебном году; по количеству часов занятий в секциях; по пропускам уроков и другим критериям.
Так как в предлагаемой методике оценивания есть пункт, в котором оцениваются физические упражнения на разных соревнованиях, то и само количество соревнований увеличилось в несколько раз. Если за последние 5 лет это количество не превышало 12 видов, то к 1 сентября 2002 года эта цифра достигла 38 видов соревнований (таблица 6 ) (рис. 4 ).
таблица 6 рост количества школьных соревнований
№ | Учебный год | Количество видов соревнований | Выполнение (в % ) |
1 | 1997-1998 | 6 | 100 |
2 | 1998-1999 | 7 | 92 |
3 | 1999-2000 | 9 | 90 |
4 | 2000-2001 | 11 | 100 |
5 | 2001-2002 | 12 | 100 |
6 | 2002-2003 | 38 | 100 |
Из таблицы и рисунка видно, что количество соревнований в последнем учебном году резко увеличилось. Это напрямую связано с применяемой методикой оценивания.
В методике также учитываются занятия в школьных и внешкольных спортивных секциях. Поэтому журналы посещения таких секций дадут
четкую картину занятий физическими упражнениями учащимися (таблица 7 ). Рис. 4
рост количества школьных соревнований
таблица 7 количество занимающихся учащихся в спортивных кружках и в секциях
№ | Учебный год | Общее кол-во | В нач. классах М Д. | Общее кол-во | В ст. классах м. д. |
1 | 1997-1998 | 27 | 12 15 | 40 | 25 15 |
2 | 1998-1999 | 32 | 15 17 | 35 | 19 16 |
3 | 1999-2000 | 29 | 14 15 | 35 | 19 16 |
4 | 2000-2001 | 23 | 13 10 | 39 | 19 20 |
5 | 2001-2002 | 20 | 10 10 | 37 | 16 21 |
6 | 2002-2003 | 15 | 7 8 | 31 | 12 19 |
По таблице видно, что с каждым годом количество занимающихся уменьшается. Но это зависит от общего числа учеников в школе, а оно также с каждым годом уменьшается.
Следующим критерием определения эффективности авторской методики оценивания является пропуски занятий учащимися. Выполняя задачу по определению пропусков учащимися и количество освобожденных от занятий, мы применили скрытое наблюдение, изучение и анализ медицинских справок учащихся. За предыдущие 5 лет из общего числа пропусков мы взяли среднюю величину за первые две четверти и сравнили с пропусками за такой же период 2002-2003 учебного года (таблица 8 ).
таблица 8 пропуски уроков учащимися по уважительным и
неуважительным причинам за I и II четверти
№> | Период | По уваж. Причинам | По неуваж. причинам | Всего |
1 | Средняя величина за последние 5 лет | 505 | 145 | 650 |
2 | 2002-2003 уч.год | 606 | 310 | 976 |
Из таблицы видно, что в последнем учебном году пропуски уроков резко возросли. Причинами такого роста являются; во-первых; слабое физическое здоровье, во-вторых; нежелание заниматься физкультурой самими учениками, в-третьих; несоблюдение режима дня, в-четвертых; нежелание заниматься ЗОЖ, в-пятых; употребление спиртных напитков и курение, в-шестых; большая учебная нагрузка в школе и нехватка времени и в-седьмых; резкий переход со старой методики оценивания на новую. Это результаты проведенного среди учащихся 5-9 классов анкетного опроса (ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ).
В результате этого же анкетного опроса, в котором выявлялось отношение учеников к авторской методике оценивания, уроки физической культуры учащимся нравятся более всего, а преподаватель физической культуры также пользуется наибольшей популярностью среди учеников.
Кроме того, все внутришкольные соревнования проводимые в новом учебном году также понравились учащимся. Авторская методика оценивания тоже им нравится, и они высказались за ее дальнейшее применение (таблица 9 ).
таблица 9 показатели интереса учащихся к предметам
до эксперимента и после него ( в единицах)
№ | Предмет | До эксперимента | После эксперимента |
1 | Физкультура | 35 | 46 |
2 | ИЗО | 15 | 26 |
3 | Литература | 42 | 23 |
4 | Труд | 3 | 17 |
5 | Алгебра | 24 | 9 |
6 | География | 9 | 6 |
7 | Музыка | 3 | 6 |
8 | Русский язык | 7 | 4 |
9 | Граждановедение | 0 | 3 |
10 | История | 11 | 2 |
11 | ОБЖ | 1 | 1 |
12 | Биология | 5 | 0 |
Применение до эксперимента «старой» методики оценивания, которая была наработана годами, не выявлено больших трудностей, а если они и были, то сглаживались на фоне положительных сторон используемой методики. Поэтому резкий переход с одной методики на другую резко выразил положительные и отрицательные стороны авторской методики оценивания. Положительные-это оценивание как практической части, так и теоретической, оценивание всех форм организации физической культуры и спорта в школе и вне школы и другое. Отрицательные же
в большенстве всего касаются организации и контроля проведения авторской методики оценивания. « Это во-первых; огромная нагрузка на учителя. Ведь приходиться фиксировать множество показателей, делать записи в черновую тетрадь, переносить их на стенд, чертить графики, таблицы. Прямо скажем, такая работа - для фанатиков. Представленная система приемлема для реализации в небольших, если думать о всеобщем охвате учащихся, школах ( с контингентом не более 200 учеников ) или применительно к ограниченному числу классов.
С ложности с текущей успеваемостью. Своеобразия во взаимоотношениях с классными руководителями и с родителями учащихся. Нейтрализация умельцев набирать необходимые для оценки «5» сумму баллов, не включаясь в желаемой мере, в предлагаемую игру». (Липатов В.Г. 2000г.).
И один из самых главных критериев эффективности применяемой методики оценивания - это сами оценки за четверть у учащихся. По сравнению с этим же периодом (2 четверти ) прошлого учебного года, в текущем учебном году у учащихся оценки улучшились. Так если до этого оценка «3» выводилась до 40% за четверть, то в текущем году она выводится до 10% за четверть. Оценка «4» выводилась до 40%, в текущем году до 50%, оценка «5» выводилась до 20%, при авторской методике до 40%.
выводы
- В результате изучения экспериментальной методики оценивания физических упражнений выявлено, что оцениваемые упражнения содержаться не только в урочной форме, но и в других формах организации физической культуры до туристических походов.
- В результате выявленных данных реальное состояние проведения внеклассных занятий физическими упражнениями находится на низком уровне. Вследствие плохой организации со стороны администрации школы и учителя физической культуры, а также недостаточного оснащения необходимым инвентарем.
3 В результате исследования было выявлено, что заболеваемость
учащихся остается высокой, хотя последние три года идет к снижению,
основными причинами, которой являются недостаток физических
движений, нежелание заниматься и отсутствие профилактики.
4 Установлено, что при существующей методике, оцениванию подле
жат только упражнения и знания выполняемые в основном на уроках
физической культуры с использованием различных методов оценки
техники владения двигательными действиями и знаний учащихся.
5 В результате изучения различных методик оценивания по физи
ческой культуре учащимся выявлено, отойти от существующей методики
выставления оценок, вместо ее предлагаются другие, как выставление
четвертных оценок по разделам программы; выставление оценок по
показанным показателям; ставить не оценку, а зачет или не зачет.
6 На основе изученного материала следует, что экспериментальная методика оценивания по Липатову В.Г. предполагает, во-первых; оценивание всех физических упражнений во всех формах организации физической культуры в школе и вне школы, во-вторых; оценивание организаторских способностей , в виде оформления различных протоколов соревнований, объявлений и другое. Что позволяет учащимся постоянно совершенствоваться с разных сторон, а не останавливаться на достигнутом.
- Вследствие апробации экспериментальной методики оценивания двигательных действий, видны очевидные различия в ее осуществлении, по отношению к существующей методике, это оценивание каждого ученика в различных компонентах его деятельности по физической культуре в школе, наглядная демонстрация текущей успеваемости на стендах, использование графиков и таблиц, а также посвящение для этоо большого количества времени.
- Экспериментально установлено, что использование данной методики в школьных условиях вполне реально, потому что она хоть и сложная в исполнении, но очень интересная для учащихся, а также экспериментальная методика позволяет ученикам индивидуально совершенствовать свои технические, физические способности и качества.
Практические рекомендации
На основании результатов экспериментальной методики необходимо
продолжить, углубить и расширить эту работу в плане совершенствова
ния полученных данных и вывода их на более совершенный уровень
возможного использования в профессиональной деятельности по
физической культуре и спорту в школьных учреждениях.
Список использованной литературы
1 Под редакцией Бабанского Ю.К. Педагогика. М., Просвещение.
1998 с. 475
- Иванов В. Оценку - по разделам программы. Физическая культура в школе. 2002 № 5 с. 57
- Исаев И.С. Побуждает детей работать над собой. Физическая-* культура в школе. 2001 № 5 с. 53
- Качашкин В.М. Методика физического воспитания. Изд. пятое, доп., М., Просвещение. 1980 с. 300
- Под общей редакцией Каюрова B.C. Книга учителя физической культуры. М., Физкультура й спорт. 1973 с. 335
- Под редакцией проф. Кофмана Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. М., Физкультура и спорт. 1998. с. 495
- Куколевский Г.М. Здоровье и физическая культура. М., Медицина 1979. с.190
- Куликовский А.В. Справедливая оценка. Физическая культура в школе. 2001. №7. с. 53
- Липатов В.Г. Оценка-по комплексу показателей. Физическая культура в школе. 2000. №7 с. 44-45
- Литвинов Е.Н. и др. Программа физического воспитания учащихся I - XI классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). М., Просвещение. 1996. с. 256
- Межуев В.Б. Оценка - за труд. Физическая культура в школе. 2000 №7 с. 45
- Соловьева И.А. Да, проблему надо решать. Физическая культура в школе. 2001 №2 с. 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
I. Введение анкеты
Основной целью мини-анкеты будет выявление учащихся занимающихся самостоятельно внеклассными видами физических упражнений. Полученные данные будут использоваться при проведении пропаганды здорового образа жизни.
МИНИ - АНКЕТА
Уважаемый респондент!
Просим Вас ответить на ряд вопросов, что позволит выявить изменение Вашего субъективного мнения под влиянием проводимых занятий физическими упражнениями.
Для этого необходимо, прочитав вопрос, ответить на вопрос в одном из двух ответов.
№ | Субъективное мнение | Ответ | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Ваше отношение к физической культуре? | ||
2 | Занимаетесь ли Вы по утрам утренней гимнастикой? | ||
3 | Часто ли Вы болеете? | ||
4 | Закаливаетесь ли Вы? |
П. Сообщите некоторые сведения о себе. 5. Ваш возраст
10-11 | 12- 13 | 14 | 15 | 16 |
6. Пол
м | Д |
7. Сколько лет учитесь в школе.
4-5 л. | 6 л. | 7 л. | 8 л. | 9 л. |
Благодарим за работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица подсчета баллов по авторской методике выставления оценок
№ | Ф.И. ученика | Номера уроков | Рекорды | Участие в сорев. | Секции | Орга-низац. | ДЮСШ | сумма |
Штраф | Итоговая сумма | Оценка | ||||||
* |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 I. Введение анкеты Основной целью анкеты будет определение предметов, учителей школы, к которым учащиеся испытывают уважение и желание учиться, а также отрицательные черты при проведении занятий физическими упражнениями. Полученные данные будут использоваться при изменении качества проводимых занятий.
АНКЕТА Уважаемый респондент! Просим Вас ответить на ряд вопросов, что позволит выявить изменение Вашего субъективного мнения под влиянием проводимых занятий физическими упражнениями.
Для этого необходимо, прочитав вопрос, ответить на его в свободной форме.
№ | Субъективное мнение | Ответ |
1 | 2 | 3 |
1 | Назовите три предмета, которые Вам нравятся в школе? | |
2 | Назовите три преподавателя, которые Вам нравятся или уроки которых Вы любите? | |
3 | Нравится ли Вам применяемая экспериментальная методика оценивания? | |
4 | Назовите положительные и отрицательные стороны экспериментальной методики оценивания? | |
5 | Хотели бы Вы, чтобы экспериментальную методику применять и дальше? | |
6 | Назовите причины, по которым Вы нежелаете |
заниматься физической культурой? | ||
7 | Ваши пожелания относительно проведения занятий Физическими упражнениями? |
П. Сообщите некоторые сведения о себе. 8. Ваш возраст
ГО-Ил. | 12-13 л. | 14 л. | 15 л. | 16 л. |
9. Пол
м. | Д |
10. Сколько лет учитесь в школе
4-5 л. | 6 л. | 7 л. | 8 л. | 9 л. |
11. Сколько лет Вы занимаетесь физическими упражнениями
Не занимаетесь | 1 г. | 2-3 г. | 4-6 л. | 7-8 л. | 9 л. |
Благодарим за работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности оценивания учащихся на уроках физической культуры.
Оценивание сильных, слабых и освобождённых учеников....
Критерии оценивания продуктивной деятельности учащихся на уроках физической культуры
Качественные и количественные критерии успеваемости учащихся по базовым составляющим физической подготовки и итоговая оценка...
Современные подходы к оцениванию учащихся на уроке физической культуры.
Диалог о модернизации подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся и создании соответствующих технологий только начинается. Самая главная задача, которую необходимо решить, – это обеспече...
Критерии оценивания учащихся на уроках физической культуры в системе ФГОС
Главная задача уроков физической культуры в формате ФГОС – не поставить ученику отметку за его физическую форму, а пробудить интерес к спорту, мотивировать к формированию качеств, умений и развитию фи...
Оценивание учащихся на уроках физической культуры
Оценивание учащихся на уроках физической культуры...
Положение об оценивании учащихся на уроках физической культуры
ПОЛОЖЕНИЕоб оценивании учащихся на уроках физической культуры в ГБОУ СОШ №77 с углубленным изучением химии Петроградского района Санкт-Петербурга. 1....
Критерии оценивания учащихся на уроках физической культуры в системе ФГОС
Критерии оценивания учащихся на уроках физической культуры всистеме ФГОС...