Защита в баскетболе
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Филипенко Ирина Александровна

помощь для тренера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_zashchity.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка защиты

Подготовка защиты начинается с первого дня тренировок. Основы техники игры в защите имеют первостепенное значение на начальных этапах тренировки команды, и тренеры должны постоянно уделять им внимание в течение сезона. (Когда пять игроков разыгрывают основные взаимодействия команды в нападении, тренер должен указывать, кто из них остается сзади на подстраховке. После броска команда быстро переключается от нападения к защите.)

 Тренер должен совершенствовать групповой отбор мяча при личной, зонной защите, или защите зонным прессингом. Он обязан включать в занятия упражнения для совершенствования техники защитных действий у лицевой линии и против игрока без мяча. Для того чтобы защита была агрессивной, надо показать игрокам, как опекать подопечного со стороны мяча. Им нужно объяснить также принципы свободной или оттянутой защиты. Тренер учит игроков никогда не позволять нападающему выходить на мяч впереди, особенно угловому игроку, прорывающемуся в трехсекундную зону.

 Игроки должны знать, как оттеснять своих подопечных с их излюбленных бросковых позиций (это особенно важно при защите против быстрого прорыва).

 Весьма существенно для игроков понять важность командной защиты.

 Самым большим бременем для команды является слабый или вялый защитник, и тренер всегда предпочитает агрессивного защитника, слабо играющего в нападении, снайперу, не желающему играть в защите.

 Чтобы подчеркнуть важность хорошей защиты, тренер должен придерживаться следующих положений:

 1.       Убеждать команду в необходимости согласованной, сыгранной командной защиты.

 2.       Расчленять защиту на составные элементы.

 3.       Совершенствовать групповые защитные взаимодействия на каждой тренировке и устанавливать правила для каждой фазы защиты.

 4.       Отводить на защиту столько же времени в тренировочном занятии, сколько и на нападение.

 5.       Рассредоточивать защитные упражнения в ходе тренировки. Занимающиеся устают во время игры, и это нельзя не учитывать в тренировке.

 6.       Никогда не оставлять без внимания неправильные или небрежные защитные действия. Исправлять ошибки в защите немедленно.

 7.       Поощрять хорошую игру в защите. Стабильность и надежность хорошей командной защиты могут выручить при слабой игре в нападении.

Общие основы нападения и защиты

 В баскетболе на поле встречаются две команды, стремящиеся победить друг друга. Эта борьба бывает очень острой и требует от игроков большого напряжения умственных и физических способностей.

 Игра любой команды в баскетбол складывается из наступательных действий (нападение), цель которых забросить мяч в корзину противника, и из оборонительных действий (защита), цель которых воспрепятствовать наступательным действиям противника.

 Наступательные и оборонительные действия у каждой команды должны быть разнообразны и соответствовать особенностям противника и условиям, в которых происходит игра.

 Для того чтобы успешно играть в нападении и в защите, нужно владеть техникой игры и уметь своевременно ее применять против конкретного противника в конкретной обстановке.

 Техника является основой мастерства.

 Нельзя успешно играть в баскетбол, если игрок не умеет ловить и вести мяч, передать его партнеру, резко остановиться или изменить направление своего движения в простой или сложной обстановке. В баскетболе много разнообразных технических приемов. Передача мяча, например, может быть выполнена одной и двумя руками, из-за спины и о площадку, на короткую и длинную дистанцию и т. п. Броски мяча по корзине, ведение мяча и его ловля столь же разнообразны.

 Все они одинаково важны для ведения игры и должны быть тщательно изучены и усвоены во время учебно-тренировочных занятий. Нельзя давать предпочтение какому-либо одному приему. Чем больше технических приемов выучили игроки, тем выше их техника, тем лучше вооружена команда. А чем лучше вооружена команда, тем легче ей бороться с противником и добиться победы.

 Любая, самая удачная тактическая мысль не может быть осуществлена без хорошего овладения техникой игры. Действия всего коллектива, все усилия, затраченные на то, чтобы отобрать мяч у противника, могут оказаться бесполезными из-за неточной передачи или неумелой ловли мяча. Каждый баскетболист должен стремиться довести до совершенства технику владения мячом и передвижения. Технически подготовленный и разносторонний игрок наиболее опасен для противника.

 Тренер должен добиваться, чтобы игроки применяли самые простые и рациональные приемы. В зависимости от обстановки могут быть применены и более сложные приемы, но искусственно усложнять технику и применять более сложный и «красивый» прием, когда этого не требует обстановка, не нужно.

 Простота, рациональность технических приемов, необходимых для достижения результата команды, является характерной чертой советской школы баскетбола.

 Вычурность и искусственное усложнение техники для показа личных возможностей игрока всегда идет в ущерб результатам команды и является особенностью игроков буржуазных команд.

 Кроме того, неоправданное усложнение технических приемов требует большего расходования сил игрока.

 Искусство экономного расходования сил и стремление максимально упрощать различные сложные технические приемы нужно воспитывать у игроков с первых шагов их обучения. Лучше затратить больше времени на учебу и привить игроку чувство целесообразности применения приемов, чем потом исправлять укоренившиеся ошибки. Стремясь к простоте применения технических приемов, игроки не должны избегать трудных положений, им следует применять технические приемы и производить затрату сил не большую, чем требует обстановка.

 Основная цель тактики — победа.

 Главная тактическая задача — определение (выбор) средств (технических приемов) и способов ведения игры против конкретного противника. Этот выбор должен происходить с учетом условий игры. Прежде всего необходимо принимать во внимание качества собственной команды и команды противника, а также условия погоды, освещение, размеры площадки, качество грунта, особенности поля и т. п.

 Только правильный учет всех условий помогает избирать самые целесообразные средства и способы ведения игры, т. е. определить тактику команды.

 Иначе команда будет играть «вслепую», ее тактика не сможет обеспечить успеха и пойдет на пользу противнику.

 Правильно определить и выбрать тактику можно при условии, если игроки и команда в целом хорошо знают разнообразные средства и способы игры и различные формы их применения.

 Этому игроки должны обучаться в процессе систематических занятий.

 Детальное изучение тактики, проверка ее на практике дают также возможность совершенствовать старые и находить новые способы ведения игры. Знание разнообразных тактических способов защиты и нападения, умение их применять на практике свидетельствуют о тактической зрелости игроков и команды.

 Обучение тактике дает основные руководящие положения для действий игроков и команды в разных условиях.

 В то же время тактика не может содержать рецептов на всевозможные ситуации, которые могут встретиться в игре.

 Передовая тактика несовместима с консерватизмом и привычкой действовать по шаблону.

 Скудные знания тактических приемов вынуждают игроков и команду применять одинаковые способы борьбы против любого противника, а это нередко приводит к поражению. Шаблонная тактика становится беспомощной, как только изменяется или усложняется обстановка игры. Стандартная тактика ликвидирует маневренность действий, творческую инициативу игроков и команды.

 Действия игроков команды на поле определяются тем, нападает команда или защищается. Команда бывает в положении нападающей, когда она владеет мячом.

 Игроки нападающей команды с помощью передвижений и разных технических приемов стараются преодолеть сопротивление защищающегося противника и приблизить мяч к его щиту на такое расстояние и в такое положение, из которого можно с успехом бросить мяч в корзину. Защищающаяся команда стремится, применяя все средства, разрешенные

 правилами баскетбола, отобрать мяч у нападающей команды или усложнить ее продвижение к щиту и не дать ей возможности бросить мяч в корзину.

 Успех команды в защите и в нападении будет достигнут, если в борьбе принимают участие все пять игроков.

 Поэтому основным условием успешной игры являются активные и умелые действия всех игроков команды в защите и нападении.

 По правилам игры мяч переходит к другой команде, если она непосредственно в игре отберет мяч, при технических ошибках противника (пробежка, двойное ведение и т. п.) и после попадания мяча в корзину. Каждая команда в течение игры много раз бывает в положении нападающей и защищающейся.

 Частая смена этих положений требует от всех игроков умения быстро перестраивать свою игру из нападения в защиту и обратно.

 Успешные действия нападения приносят результат непосредственно, а успешные действия защиты закрепляют его. Они взаимно дополняют друг друга, и несовершенство одного из них отрицательно влияет на общий результат команды. Если умело нападающая команда забросила много мячей в корзину противника и, плохо защищаясь, пропустила в свою корзину столько же мячей,— результат всей игры сведен к нулю.

 Все действия нападения и защиты делятся по своему характеру на коллективные и индивидуальные. К индивидуальным относятся самостоятельные действия отдельных игроков без помощи партнеров. Коллективные действия, в зависимости от того, участвуют в них все или несколько игроков команды, делятся на командные и групповые действия.

 В командных действиях принимают участие все пять игроков, в групповых же действиях участвует лишь часть игроков команды. Командные действия осуществляются путем применения систем нападения. Групповые действия — путем применения комбинаций. Успех этих систем и комбинаций зависит от своевременности и правильности индивидуальных действий.

 Для индивидуальных действий игроку могут быть даны различные тактические задания, направленные на полное использование индивидуальных особенностей его техники, тактики, физических данных против слабых сторон противника. Такие задания даются до игры, если есть представление о противнике, и в течение игры в результате сведений, полученных путем разведки в процессе игры.

 Отсюда можно сделать вывод, что основные задачи команды в игре следующие:

 Коллективными и индивидуальными действиями всех игроков команды преодолеть сопротивление противника и забросить в его кольцо максимальное количество мячей.

 Коллективными и индивидуальными действиями всех  игроков команды ликвидировать действия нападающей команды и как можно меньше пропустить мячей в свою корзину.

Индивидуальная защита

Индивидуальные предпосылки. Эффективность защитных планов команды определяется индивидуальными способностями каждого игрока. К ним относятся скорость, быстрота и живость ума, агрессивность, желание, гордость, предвидение и приспособляемость.

 Скорость и быстрота. Высокая скорость бега дает возможность защитнику двигаться из одной позиции в другую быстрее, чем другим игрокам. Это позволяет ему исправлять ошибки в защите и занимать новую защитную позицию, ликвидируя опасные ситуации. Быстрота, главным образом ног, рук и кистей, позволяет защитнику держать нападающего в напряжении и нейтрализовать его превосходство в скорости. Поскольку обычно активные действия в защите начинаются в 5—6 м от обороняемой корзины, быстрота реакции может быть более ценным качеством, чем скорость, но, как бы то ни было, и то, и другое является основой хорошей защиты.

 Живость ума и агрессивность. Игрок, который мгновенно реагирует при переходе от нападения к защите, будет всегда готов прикрыть свободного игрока противника, предупредить неожиданный маневр нападающих и сорвать атаку. Живость ума в сочетании с агрессивностью, т. е. способностью атаковать в защите и финтами, может вынудить нападающего больше думать о защите мяча, которым он владеет.

 Желание и гордость. Независимо от того, насколько техничен защитник, он не сможет хорошо защищаться без желания и гордости, поскольку защита требует тяжелой работы и решительности, которые редко поддерживаются одобрением и похвалой. Напористость приходит от желания, которое включает решимость сыграть как можно лучше в защите, полную сосредоточенность на прикрепленном игроке противника и работу без устали. Преодоление усталости сверхусилием ведет к успеху.

 Гордость — это чувство удовлетворения от того, что ты лучшим образом выполнил свою часть работы, несмотря на то, что она не очень заметна.

 Предвидение и приспособляемость. Предвидение — это способность предугадывать действия нападающих, что позволяет решить, пойти ли на перехват передачи, разменяться ли подопечными и т. д. Умение действовать в соответствии с изменившейся обстановкой характеризует приспособляемость. Эти способности базируются не столько на инстинкте, сколько на тщательном изучении индивидуальных и командных особенностей игры противника с самого начала встречи.

Защитная стойка и равновесие. Существуют две защитные стойки при держании игрока с мячом. Первая стойка — с выставленной вперед ногой, или уступом (боксерская), другая — параллельная (борцовская стойка).

 Стойка с выставленной вперед ногой. В этой стойке ноги располагаются примерно на ширине плеч, одна из них выставлена вперед. Игрокам с сильнейшей правой рукой кажется более удобной стойка с выставленной вперед левой ногой, левши предпочитают выставлять вперед правую ногу. Расстояние между ступнями незначительно варьируется у разных игроков. Высоким игрокам удобнее стоять в более широкой стойке. Но очень узкая или чрезмерно широкая постановка ног опасна для защитника. Чем уже поставлены ступни ног, тем труднее игроку сохранять равновесие. Чем шире стойка, тем труднее начать первое движение. Вес тела должен быть равномерно распределен на подушечках ступней, но не на носках. При устойчивом положении центр тяжести смещается назад, а не вперед. Ноги в коленях слегка согнуты, таз опущен, чтобы снизить центр тяжести тела, туловище слегка наклонено вперед, голова поднята вверх. Голова, плечи и спина составляют прямую линию. Любое движение головой или плечами выведет защитника из равновесия и даст преимущество нападающему.

 Руки и кисти следует держать в удобном положении, и их движения должны помогать в удержании равновесия. Рука над впереди стоящей ногой должна быть поднята, и ею нужно размахивать из стороны в сторону. Другая рука должна быть отставлена в сторону. Движения рук и кистей являются сдерживающим защитным средством, так как они выводят противника из равновесия и препятствуют его движению.

 Игроки выполняют в защите разное количество движений. Многие из них расходуют много энергии, но каждое движение в защите должно быть выполнено обдуманно.

 Параллельная стойка. В широкой, или параллельной, стойке ступни ног расположены параллельно и расставлены, как правило, шире плеч, вес равномерно распределен на обе ноги, ноги в коленях согнуты, таз опущен, туловище более напряжено, чем в стойке с выставленной вперед ногой, а руки и кисти опущены вниз. Эта стойка обычно используется для активной атаки на игрока, закончившего ведение. Кроме того, ее принимают защитники, атакующие дриблера, который двигается к корзине, и игрока, выполняющего проход с дальней от мяча стороны.

Использование зрения, слуха и голоса. Тремя важными дополнениями к основам игры в защите являются зрение, слух и голос. Игрок должен видеть все вокруг себя, как прямо, так и на периферии.

 Не следует сосредоточиваться только на подопечном, когда тот не владеет мячом, кроме тех случаев, когда тренер дает специальное задание. Обычно, опекая нападающего без мяча, защитник видит, где находится мяч, и следит за возможной постановкой боковых заслонов.

 Защитник, опекающий игрока с мячом, должен быть постоянно готовым среагировать на предупреждения партнеров голосом. При игре в защите голос постоянно используется для предупреждения партнеров о заслонах, для сигнала на переключение, для ободрения, наконец, для нервирования противника и подъема командного духа.

Работа ног и передвижение в защите. Четыре типа работы ног служат основой хорошей индивидуальной защиты. Первый — бег спиной вперед; второй — передвижение приставными шагами, или боксерским шагом; третий — бег и остановки на полной скорости и четвертый — поворот кругом для восстановления защитной позиции.

 В защите надо уметь передвигаться спиной вперед так же легко и свободно, как и при обычном беге. Бег спиной вперед неестествен и поэтому требует постоянной тренировки и хорошего равновесия. Вес тела при этом слегка смещается в сторону, противоположную движению. Если сместить вес тела назад, защитник упадет на спину.

 Передвижение приставными шагами — основное движение защитника, позволяющее сохранять правильную защитную позицию. Когда нападающий двигается поперек площадки, первым движением защитника является короткий шаг ближней ногой в этом же на^; правлении. Другая нога быстро приставляется на расстояние 15—! 20 см от первой. Игрок повторяет быстрые, скользящие шаги, сохраняя равновесие и позицию по отношению к игроку с мячом и заставляя последнего двигаться к боковой линии или в направлении партнера. При этом ноги никогда не должны пересекаться.

 Опекая дриблера, который двигается по направлению к корзине, защитник начинает передвижение приставными шагами с ближней по направлению прохода ноги, оттесняя дриблера к лицевой линии или в направлении своего партнера. При этом если нападающий сумел обойти защитника, последний делает скрестный шаг и бежит на полной скорости, чтобы восстановить защитную позицию.

 Во время бега на полной скорости игрок должен остановиться, жестко поставив осевую ногу, и сильно согнуть ноги, чтобы снизить центр тяжести, восстановить равновесие и немедленно принять основную защитную стойку.

 Хороший защитник обычно подготовлен психологически и физически к быстрым стартам и постоянному изменению направления движения. Стартовое движение начинается с короткого шага ближайшей ногой в желаемом направлении и отталкивания дальней ногой. Одновременно рука и плечо выполняют мах в этом направлении. Изменение направления движения начинается с остановки в положении равновесия, без потери времени, и повторной стартовой процедуры.

 Поворот кругом для восстановления защитной позиции используется в тех случаях, когда нападающий обходит защитника с ведением. Защитник должен сделать поворот на 360°. Для этого он отталкивается ближайшей к нападающему ногой, повертывается на сзади стоящей ноге на 180° наружу от дриблера, отталкивается другой ногой и заканчивает полный поворот, восстановив защитную позицию.

Командная защита

Основной целью командной защиты является ограничение возможностей для атаки корзины, предотвращение ситуаций быстрого прорыва и противодействие взаимодействиям позиционного нападения. Тренер останавливается на одном из типов защиты исходя из нескольких факторов, самый важный из которых — оценка индивидуальных способностей игроков.

 Правильной защитой будет та, которая лучшим образом ограничивает атакующие возможности нападающих. Хорошая командная защита сочетает в себе сильные стороны как личной, так и зонной защиты. Для личной защиты основным ориентиром является прежде всего игрок, а затем уже мяч. Но команды, использующие главным образом личную защиту, не исключают при этом и преимуществ зонной защиты. Мы имеем в виду свободное держание игроков без мяча, а также оттягивание защитников с дальней от мяча стороны площадки под корзину, чтобы препятствовать проникновению нападающих в эту область и группировке защитников под корзиной и в середине. С другой стороны, игроки, использующие зонную защиту, для которых главным является мяч, а затем уже игрок противника, должны быть готовы применить принципы личной защиты против игрока с мячом. Зона сегодня не только прикрывает область штрафного броска. Игроки используют принципы личной защиты, атакуя нападающего с мячом и препятствуя передачам мяча в позицию центрового игрока.

Основные задачи защиты

Действия команды в нападении могут принести успех только в том случае, если они будут подкреплены умелыми действиями в защите.

 Крепкая и прочная защита закрепляет достигнутый командой результат и, наоборот, при плохой защите команда легко теряет достигнутое превосходство.

 Показательным, с этой точки зрения, было выступление мужской команды Египта на первенстве Европы по баскетболу 1953 г.

 Команда Египта показывала в ряде игр хорошие образцы игры в нападении, но... была совершенно беспомощной в защите, и это сказалось на ее окончательном результате: она заняла восьмое место.

 Значение защиты трудно переоценить. Прочная защита не только закрепляет успех, достигнутый командой, но и накладывает свой отпечаток на характер действий в нападении.

 Команда, уверенная в своей защите, смелее играет в нападении, не боится идти на обострение игры, более уверенно делает броски в корзину не только с близкого, но и с среднего и дальнего расстояния.

 Совершенно по-другому складывается игра, если команда плохо владеет защитой.

 Такая команда обычно теряет свою активность в нападении. Действия команды становятся излишне осторожными, появляется боязнь потерять мяч, исчезает решительность при броске в корзину. Это заставляет игроков терпеливо выжидать ошибок противника, бесконечно передавая мяч друг другу, не рискуя делать бросок в корзину с среднего или дальнего расстояния.

 Некоторые команды впадают в другую крайность: легко идут на обмен ударами и стараются успеть забросить противнику больше мячей в корзину, чем это успеет сделать противник. Игра таких команд всегда характерна очень большим счетом.

 Из сказанного видно, что содержание игры в защите и в нападении взаимно связаны и несовершенство одного из этих действий отрицательно влияет на рост спортивного мастерства команды, на дальнейшее развитие игры. Умелая защита заставляет команду совершенствоваться и искать новые формы нападения, и, в свою очередь, технически и тактически сильное нападение побуждает искать и более совершенные формы защиты.

 Наблюдения, проведенные на крупнейших Всесоюзных соревнованиях 1953—1954 гг., дают основание сделать вывод, что мастерство игроков в нападении возросло неизмеримо выше, чем в защите.

 В первенстве СССР 1954 г. мужская команда «Динамо» (Тбилиси), занявшая первое место, забрасывала в среднем в корзину противника 60 очков и в то же время пропускала в среднем в свою корзину 46 очков.

 Встреча команд ЦДСА (Москва) — «Наука» (Киев) закончилась со счетом 95 : 75. Команды ЦДСА (Москва) и «Жальгирис» (Каунас), занявшие на первенстве 1954 г. второе и третье места, забивали в среднем в корзину противника соответственно 71 и 72 очка и в то же время пропускали в свою корзину ЦДСА — 60 и «Жальгирис» — 61 очко.

 Подтверждением может служить также следующий факт: мужские команды —участницы первенства СССР 1953 г. совершали в защите в среднем по 43 персональных ошибки за игру. Во встрече мужских команд ЦДСА — «Жальгирис» обе команды пробили друг другу в общей сложности 100 штрафных бросков.

 Главные задачи защиты состоят в следующем:

 1)       Защитить свою корзину от бросков.

 2)       «Держать» противника, т. е. препятствовать ему выполнять любые игровые действия — ловить, передавать, вести мяч, выходить на свободное место и пр.

 3)       Бороться за овладение мячом.

 Полноценно действовать в защите игроки могут только в том случае, если команда умеет равноценно выполнять все эти задачи.

 Команда, строящая свою защиту исключительно на охране своей корзины, действует пассивно и обречена, как правило, на поражение. Наоборот, команда, умеющая полноценно сочетать охрану своей корзины с плотным держанием противника и активной борьбой за мяч, действует активно и обычно овладевает инициативой в игре и добивается победы.

 В ходе соревнования, однако, возможны случаи, когда, в зависимости от конкретной игровой обстановки, целесообразно сосредоточить основное внимание на решении одной из названных выше задач.

 Приведем такой пример. Команда проигрывает 2—3 очка. До конца игры остается меньше одной минуты. Мяч находится у противника. В такой обстановке целесообразно сосредоточить основное внимание на борьбе за овладение мячом.

 Другой пример. Противник овладел инициативой и забивает один мяч за другим. Команде в этом случае надо сосредоточить свое внимание на защите своей корзины и тем самым сдержать наступательный порыв противника.

 Защита прежде всего должна быть стойкой. Для игры в защите нужны высокие морально-волевые качества игроков. Ошибка, допущенная игроком в защите, чревата более серьезными последствиями, чем ошибка в нападении. Если игрок совершит грубую ошибку в нападении (за исключением персональной ошибки), то в результате команда только потеряет мяч. Грубая же ошибка в защите влечет за собой бросок в корзину и изменяет счет игры в пользу противника.

 Игра в защите требует прежде всего, чтобы игроки действовали самостоятельно. Если в нападении наиболее важно умение игрока взаимодействовать с партнерами, то главное для защиты — умение каждого игрока самостоятельно и полноценно справляться с защитными функциями, не требуя помощи партнера. Победу в борьбе с противником при прочих равных условиях получает тот, у кого больше воли к победе. Команды же, у которых игроки не обладают высокими волевыми качествами, играют в защите неровно.

 В тех случаях, когда команда владеет инициативой в игре, она играет в защите лучше, но стоит ей только потерять инициативу и пропустить несколько мячей в свою корзину, как игроки в защите теряются, у команды пропадает уверенность в своих силах и в эти минуты она может пропустить в свою корзину больше мячей, чем за всю игру.

 Игрокам должно быть привито чувство ответственности за игру в защите. Потеря чувства ответственности хотя бы у одного игрока нарушает прочность защиты и дает преимущество нападающей стороне.

 Крайне важно также, чтобы игрок правильно реагировал на временный успех противника, на свою неудачу.

 Игрок, совершивший ту или иную ошибку, должен сознательно отнестись к неудаче, отдать себе отчет в причинах ошибки, мобилизоваться для того, чтобы устранить ошибку и вторично не допустить ее.

 Защитник не должен терять самообладания и проявлять горячность. Игрок, теряющий самообладание или проявляющий излишнюю горячность, не может быть полноценным защитником и обычно совершает грубые ошибки.

 Чтобы своевременно мобилизовать усилия команды на игру в защите и внести в нее спокойствие и уверенность, игрокам нужно поддерживать друг друга при временной неудаче. Необходимо также, чтобы капитан и тренер правильно руководили командой.

 Защита должна быть гибкой и маневренной, она не терпит стандарта и шаблона. Действия в защите должны строиться в зависимости от особенностей игры противника. Неудачи в защите зачастую происходят вследствие неправильной расстановки игроков, или ошибочного предварительного плана защиты, или же изменения характера действий нападающей команды. Каждой команде необходимо уметь своевременно обнаруживать эти ошибки и быстро перестраивать игру в защите. Чем выше и разнообразнее индивидуальная подготовка игроков, чем лучше команда владеет различными системами зашиты и их вариантами, тем выше ее маневренность и гибкость защитных действий.

 Не менее важно, чтобы защита была активной.

 Команда, защищаясь, должна заботиться и о нападении. Команда должна не только обороняться, но и стремиться активно бороться за мяч.

 Активная защита, постоянно угрожающая перейти в нападение, должна быть свойственна каждой команде.

 Уместно здесь вспомнить слова великого русского полководца Суворова: «отступая бей, но не отбивайся».

 Активная игра в защите помогает команде захватить инициативу в свои руки. Чтобы уверенно захватить инициативу, очень важно заставить противника изменить привычную для него манеру игры и навязать ему наиболее неблагоприятную для него форму игры.

 Очень важно своевременно переходить от нападения к защите.

 Нападающая команда не должна забывать о защите, ей необходимо всегда быть готовой к внезапной потере мяча. Своевременный переход от нападения к защите зависит прежде всего от чувства ответственности игроков за игру в защите. Кроме того, игроки должны уметь быстро переключаться от нападения к защите, а также правильно подстраховывать друг друга на случай, если мяч будет потерян.

 Команда всегда должна стремиться в защите численно превосходить противника и возвращаться в защиту так же стремительно, как это она делает, переходя в нападение.

Защита против быстрого прорыва

Защита против команд, успешно применяющих быстрый прорыв, должна организовываться заблаговременно, т. е. тогда, когда еще команда ведет нападение.

 Для этой цели передвижения игроков в передовой зоне должны производиться с таким расчетом, чтобы в районе средней линии находились два-три игрока на случай потери мяча.

 Показательна в этом отношении была игра на первенстве Европы 1953 г. для мужских команд между СССР и Израилем. Команда Израиля, пытаясь вести борьбу против успешно проводимого командой СССР быстрого прорыва, вынуждена была строить свое нападение с таким расчетом, чтобы оставить для подстраховки в заднем ряду передовой зоны трех-четырех человек. Кроме того, в момент броска по корзине игроки не вели борьбу за мяч, отскочивший от щита, а немедленно отступали в свою тыловую зону. Этот же прием использовался и при выполнении штрафного броска, когда игроки команды Израиля и не пытались даже занять место у области штрафного броска, а отступали в свою тыловую зону.

 Такие действия команды Израиля нельзя признать правильными. Борьба против быстрого прорыва должна идти по двум направлениям: часть игроков, находящаяся ближе к средней линии, должна при потере мяча немедленно отступить в свою тыловую зону для борьбы с первыми атакующими игроками противника, вторая же часть игроков, расположенная ближе к щиту, вступает в борьбу за мяч после отскока его от щита. Если схватку у щита выиграл противник, то не следует игрока с мячом оставлять в покое, а нужно немедленно закрыть его и помешать ему сделать первую передачу. Борьба против первой передачи ведется параллельно и другим игроком. У команд, применяющих быстрый прорыв, обычно заранее устанавливается место игрока, который принимает первую передачу. Следовательно, второму защитнику нужно быстро закрыть и этого игрока. Для более успешного выполнения этой задачи, команда должна разведать и определить место игрока для приема первой передачи.

 Задержка первой передачи лишает команду противника основного оружия — быстроты, а это дает защищающейся команде необходимое время для организации обороны.

 Суммируя все сказанное, можно сформулировать следующие три основных приема борьбы против быстрого прорыва: а) усиление подстраховки для своевременной борьбы против атакующих игроков противника; б) борьба за мяч, отскочивший от щита, и в) борьба против первой передачи.

Техника и тактика защиты

Успех игры в защите зависит от мастерства защитных действий всех игроков команды.

 Команда может добиться высокого мастерства в защите только в том случае, если она уделит серьезное внимание индивидуальной подготовке игроков.

 Действия в защите крайне сложны, многогранны и требуют упорной, настойчивой и кропотливой работы.

 Действия в защите требуют, чтобы игроки тактически тонко понимали игру и обладали отличными техническими навыками, высокими физическими качествами, быстротой, выносливостью, силой и ловкостью, быстротой двигательной реакции, хорошо тренированным вниманием, а также были настойчивыми и хладнокровными.

 В имеющейся литературе при описании техники игры ограничиваются в большинстве случаев только анализом техники нападения, защите же уделяется очень мало внимания.

 Возможно, это одна из причин того, что в учебно-тренировочной работе специальной технической подготовке игроков для действий в защите тренеры уделяют крайне мало внимания и времени.

 В данной книге сделана попытка полнее раскрыть технику и тактику защиты.

 Каждый игрок обязан владеть следующими основными техническими приемами игры в защите:

 а)       защитной стойкой,

 б)       передвижением, так называемым «боксерским шагом», остановками, поворотами,

 в)       приемами борьбы за овладение мячом (перехват, выбивание, вырывание, взятие мяча после отскока от щита).

 Техническая подготовка должна сочетаться с тактической подготовкой игрока, в которую входит: а) выбор места, б) ориентировка и наблюдение за подопечным игроком и окружающей обстановкой, в) разведка противника, г) борьба с заслонами, д) борьба с численно превосходящим противником.

 Остановимся подробнее на основных технических и тактических приемах игры в защите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Призентация "Личная защита в баскетболе"

Призентация для урока физкультуры раздел Баскетбол...

Урок по физической культуре с применением ИКТ "Баскетбол. Техника защиты"

Конспект и презентация по теме Баскетбол. Техника защиты...

Мастер-класс по баскетболу «Упражнения используемые в подготовительном этапе при обучении личной защиты»

Упражнения используемые в подготовительном этапе при обучении личной защиты...

Зонная защита в баскетболе

Зонная защита в баскетболе, схемы, недостатки, достоинства....

Методическая разработка - Защита в баскетболе

Действия баскетболистов в защите занимают приблизительно 50% игрового времени. И в современном баскетболе во многом определяют итоговый результат. Многие специалисты считают, что игра команды в баскет...