Программа дополнительного образования.
календарно-тематическое планирование (физкультура и спорт, 9 класс) по теме
Программа дополнительного образования по спортивным играм. Программа расчитана на обучающихся 5-10 класс. Два часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sportivnym_igram_-_kopiya_-_kopiya.docx | 39.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
При разработке программы, за основу была принята программа дополнительного образования по физкультурно-спортивному воспитанию разработанная ДООЦ «Центральный», автор – составитель: кандидат педагогических наук Николаичева И.М., 2007г. В программе использован материал, который учащиеся изучают на уроках физической культуры (футбол, баскетбол, волейбол, пионербол, легкая атлетика). При планировании занятий педагог дополнительного образования, должен учитывать индивидуальные особенности занимающихся, систематически оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение, а так же обязан сформировать у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиене, режиму дня, питанию, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.
В группы учащихся необходимо распределять по возрастным категориями по физическому развитию. Данной программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов и участие в соревнованиях. Материал распределен от простого к сложному. Для групп первого года обучения используется простой материал, а для старших групп более сложный.
Основные задачи теоретических занятий – дать необходимые знания по истории и теории спортивных игр, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о технике и тактике видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований; об инвентаре, о правилах поведения в спортивных помещениях.
При подборе средств и методов практических занятий педагог дополнительного образования должен иметь ввиду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, баскетбол, волейбол, пионербол, подвижные игры).
Упражнения подбираются в соответствии с образовательными, физически развивающими и воспитательными задачами.
Образовательная программа “спортивные игры” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься игровыми видами спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает эти виды спорта очень популярными среди школьников и молодёжи, являясь увлекательными спортивными играми, представляющими собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Актуальность программы
Спортивные игры доступны всем, играют в них как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках.
Выбор спортивной игры – футбол, баскетбол, волейбол, пионербол - определился популярностью их вюношеской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы учащийся мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий спортивными играми. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья учащихся.
Занятия спортивными играми способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости передач, чёткости удара, броска и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игр, развивает самостоятельность тактических, индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к играм.
Эти особенности спортивных игр создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе выше перечисленного у обучающихся поведенческих установок, спортивные игры, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяют обогатить внутренний мир учащегося, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Спортивные игры», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Педагогическая целесообразность- позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Цель программы:
Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий спортивными играми.
Задачи программы:
Образовательные:
- дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта(футбол, баскетбол, волейбол, пионербол,легкая атлетика, подвижные игры);
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
- обучить учащихся технике и тактике спортивных игр.
2. Развивающие:
- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивать двигательные способности посредством игр: футбол, баскетбол, волейбол, пионербол;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
3. Воспитательные:
- способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- пропаганда здорового образа жизни;
В кружок «Спортивные игры» зачисляются все желающие ученики, допущенные по состоянию здоровья школьным врачом.
Программа рассчитана на детей и подростков от 10 до 15 лет.
Срок реализации программы - 3 года.
Учебно-тренировочная нагрузка на группу 2 раза в неделю по 1 часу, 72 часа в год.
Форма и режим занятий. - групповая.
Форма подведения итогов.
Основной показатель работы кружка«Спортивные игры» - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической и теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагог кружка использует варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистамиДООЦ «Центральный».
Контрольные игры, тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла (2 раза в год), они незаменимы при подготовке школьников к окружным и городским соревнованиям.
Ожидаемые результаты.
К концу 1 года обучения учащиеся:
Должны знать:
- будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
- узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку;
-узнают правила игры в: футбол, баскетбол, волейбол, пионербол;
- правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
-Знать правила проведения соревнований по футболу, баскетболу, волейболу, пионерболу.
Должны уметь:
- Провести специальную разминку;
- Овладеть основами техники: футбола, баскетбола, волейбола, пионербола.
Разовьют следующие качества:
- координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
- общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
- адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;
- коммуникабельность, в результате коллективных действий.
К концу 2 года обучения учащиеся:
Должны знать:
- технические и тактические приемы в спортивных играх (футбол, волейбол, баскетбол, пионербол);
- получать разносторонние знания о положении дел в современных спортивных играх;
Должны уметь:
- проводить специальную разминку для: футболиста, баскетболиста, волейболиста, легкоатлета;
- овладеть различными приемами техники футболиста, баскетболиста, волейболиста, легкоатлета;
- усвоить приемы тактики игры в футбол, баскетбол, волейбол;
- овладеть навыками судейства в футболе, баскетболе, волейболе;
- овладеть навыками общения в коллективе;
Разовьют следующие качества:
- улучшат большинство из показателей физических качеств: координации движений, быстроты реакции и ловкости, общей выносливости организма к продолжительным физическим нагрузкам;
- повысится уровень противостояния организма обучающихся стрессовым ситуациям
По окончании третьего года обучения, учащиеся:
- освоят короткие и дальние передачи точно в цель в движении и стоя;
- освоят:
в футболе: удары по воротам под острым углом, навесы с угловой подачи;
в баскетболе: дальние и короткие броски в корзину, бросок с двойного шага после выполнения финта, бросок в корзину с центрального вбрасывания;
в волейболе и пионерболе: атака противника после выполнения финта в воздухе, длинные подачи мяча;
- освоят правильные взаимодействия игроков до и после выполнения технических комбинаций.
способы проверки результативности
Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства. Используются методы анкетирования, опроса, тестирования, анализа полученных данных.
формы подведения итогов
Программа предусматривает участия в соревнованиях разных уровней: школьного, районного и прочих.
Учебно-тематический план1- года обучения
2 часа в неделю (72 часа в год)
№ п/п | Название тем | |||
теория | практика | всего | ||
1 | Теоретические сведения по разделу «Спортивные игры» | 6 | - | 6 |
2 | Общефизическая подготовка | - | 9 | 9 |
3 | Специальная подготовка | 3 | 12 | 15 |
4 | Техническая подготовка | 4 | 12 | 16 |
5 | Тактика игр | 4 | 12 | 16 |
6 | Учебные игры | 2 | 8 | 10 |
7 | Общее количество часов в год | 19 | 53 | 72 |
Учебно-тематический план 2 - года обучения
2 часа в неделю (72 часа в год)
№ п/п | Название тем | |||
теория | практика | всего | ||
1 | Теоретические сведения по разделу «Спортивные игры» | 6 | - | 6 |
2 | Общефизическая подготовка | - | 9 | 9 |
3 | Специальная подготовка | 3 | 12 | 15 |
4 | Техническая подготовка | 4 | 12 | 16 |
5 | Тактика игр | 4 | 12 | 16 |
6 | Учебные игры | 2 | 8 | 10 |
7 | Общее количество часов в год | 19 | 53 | 72 |
Учебно-тематический план 3 - года обучения
2 часа в неделю (72 часа в год)
№ п/п | Название тем | |||
теория | практика | всего | ||
1 | Теоретические сведения по разделу «Спортивные игры» | 6 | - | 6 |
2 | Общефизическая подготовка | - | 9 | 9 |
3 | Специальная подготовка | 3 | 12 | 15 |
4 | Техническая подготовка | 4 | 12 | 16 |
5 | Тактика игр | 4 | 12 | 16 |
6 | Учебные игры | 2 | 8 | 10 |
7 | Общее количество часов в год | 19 | 53 | 72 |
Методическое обеспечение образовательной программы
№ | Тема программы | Форма организации и проведения занятия | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата |
1 | Общие основы «спортивных игр» (правила игр и методика судейства) | Групповая, подгрупповая, | Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. Конспекты занятий для педагога. | Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства. | Вводный, положение о соревнованиях по спортивным играм. |
2 | Общефизическая подготовка | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки | Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего | Тестирование, карточки судьи, протоколы |
3 | Специальная подготовка | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест. |
4 | Техническая подготовка (футболиста, баскетболиста, волейболиста) | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего Терминология, жестикуляция. | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование |
5 | Игровая подготовка | В парах | практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи | Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование |
Содержание программы 1 года обучения
1. Теоретические сведения – 6 часов
- Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях: футбола, баскетбола, волейбола;
- Инвентарь и оборудование для игр: футбол, баскетбол, волейбол;
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях спортивными играми;
- Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;
- Сведения о строении и функциях организма человека;
- Влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена, самоконтроль на занятиях футболом, баскетболом, волейболом;
- Правила игры в футбол, баскетбол, волейбол, пионербол;
- Оборудование места занятий, инвентарь для:футбола, баскетбола, баскетбола, пионербола;
2. Общефизическая подготовка – 9 часов (развитие двигательных качеств)
- Подвижные игры
- ОРУ
- Бег
- Прыжки
- Передачи мяча
3.Специальная физическая подготовка – 12 часов
- Упражнения для развития прыжковой ловкости
- Упражнения для развития силы
- Упражнения для развития выносливости
- Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития внимания и быстроту реакции
4. Техническая подготовка -12 часов
- техника выполнения элементов: футбола, баскетбола, волейбола, пионербола;
- обводка мячом вспомогательных стоек: в футболе и баскетболе;
- передвижения на площадке: футболиста, баскетболиста, волейболиста;
- стойкиигроков на площадке;
- основные технические взаимодействия игроков;
- передачи мяча: в футболе, баскетболе, волейболе;
- удары по мячу в футболе и волейболе.
5. Тактика игры – 12 часов
- Передачи мяча в нападении;
- Прием передачи в нападении и перехват в защите;
- Тактика защитных действий игроков на площадке;
- Удары мяча по воротам. Броски мяча в корзину.
- Удары волейбольного мяча через сетку («Тушь»)
6. Учебная игра – 8 часов
- парные игры;
- «игра защитника против атакующего»;
- «игра атакующего против защитника»
содержание программы 2 года обучения
- Теоретические сведения – 6 часов
- Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях спортивных игр;
-Инвентарь и оборудование для спортивных игр;
-Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях;
-Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;
-Сведения о строении и функциях организма человека;
-Влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена, самоконтроль на занятиях спортивными играми;
-Правила игры в: футбол, баскетбол, волейбол, пионербол;
- Общефизическая подготовка – 9 часов (развитие двигательных качеств)
- Подвижные игры
-ОРУ
-Бег
-Прыжки
- Специальная физическая подготовка – 12 часов
- Упражнения для развития прыжковой ловкости
-Упражнения для развития силы
- Упражнения для развития выносливости
-Упражнения для развития гибкости
-Упражнения для развития внимания и быстроту реакции
4. Техническая подготовка -12 часов
- передачи мяча;
- удары по мячу в футболе;
- удары по мячу в волейболу;
- бросок мяча в баскетболе;
-штрафные удары и пенальти.
5. Тактика игры – 12 часов
Передачи:
- атакующие;
- подготавливающие атаку;
- защитные, не позволяющие противнику атаковать.
Прием подач мяча:
- атакующим игрокам;
- защитникам;
6. Учебная игра – 8 часов
- игра защитника против атакующего;
- игра атакующего против защитника;
- игра атакующего против атакующего;
- парные игры и командные.
содержание программы 3 года обучения
1.Теоретические сведения – 6 часов
- Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игр: футбол, баскетбол, волейбол, пионербол;
- Инвентарь и оборудование для игр;
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях;
-Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;
- Правила игры и методика судейства соревнований;
- Оборудование места занятий, инвентарь для игр;
- Действующие правила игр.
2. Общефизическая подготовка –9 часов (развитие двигательных качеств)
- Подвижные игры
- ОРУ
- Бег
- Прыжки
- Передачи
3. Специальная физическая подготовка – 12 часов
- Упражнения для развития прыжковой ловкости
- Упражнения для развития силы
- Упражнения для развития выносливости
- Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития внимания и быстроту реакции
4. Техническая подготовка -12 часов
- передачи мяча;
- удары по мячу в футболе;
- удары по мячу в волейболу;
- бросок мяча в баскетболе;
- штрафные удары и пенальти
Совершенствовать передачи:
- дальние навесные;
- об пол;
- игра «стенкой»;
- верхние навесные;
- Совершенствовать технику приёма мяча и последующую его обработку;
5. Тактика игры – 12 часов
Атакующие удары мяча в футболе:
- завершающий удар;
- контратакующий удар;
- навесной укороченный удар.
Броски мяча в баскетболе, отличающиеся по длине полета мяча:
- короткие;
- средние;
- длинные.
Удары по высоте в воолейболе:
- ниже уровня сетки;
- выше уровня сетки;
6. Учебная игра – 8 часов
- игра защитника против атакующего;
- игра атакующего против защитника;
- игра атакующего против атакующего;
- парные игры и командные.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕДля занятий по программе требуется спортивный школьный зал 9x18
спортивный инвентарь и оборудование:
- Футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи для каждого обучающегося;
- набивные мячи;
- перекладины для подтягивания в висе – 2 штук
- скакалки для прыжков на каждого обучающегося
- секундомер
- гимнастические скамейки – 3 штук
- Баскетбольные щиты и кольца 2 шт.
- сетка для волейбола
- гимнастические маты – 4 штуки
- гимнастическая стенка
- игровые стойки
Литература для педагога:
Николаичева И.М. Государственное образовательное учреждение Детский оздоровительно-образовательный центр «Центральный» «Программа дополнительного образования по физкультурно-спортивному воспитанию». 2007г.
Анохина И.А., Николаичева И.М. «Использование современных оздоровительных направлений в занятиях спортивными играми» М. 1996г.
Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М. Просвещение 1986г.
Соткова И.Г., Чибисов Н.В. «Программа для групп оздоровительной направленности ДЮКФП и ДЮСШ» М. 1994г.
Карелина О.В. «Ни дня без гимнастики» М. Физкультура и спорт 1981г.
Хелен Эдом «Играем в футбол» Практическое пособие. М.1998г.
Рипа М.Д. «Занятие физической культурой со школьниками» М. Просвещение 1998г.
Виленский М.Я. «Физическая культура 5-7 классы» М. Просвещение 2008г.
Лях В.И., Зданевич А.А. «Физическая культура 10 – 11 классы» М. Просвещение 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...