РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА УРОКАХ
по физкультуре по теме
РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА УРОКАХ. Методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА УРОКАХ
Ведущее место среди отклонений, выявляемых у учащихся школ, занимают нарушения
опорно-двигательного аппарата, главным образом, функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы.
Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия наследственных и социально – гигиенических факторов.
Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащихся требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата:
- контроля подбора мебели, соответствующей длине тела учащихся;
- контроля за позой учащихся во время занятий;
- контроля веса ранца с ежедневным учебным комплектом;
- правильная и точная коррекция обуви (компенсация дефектов стоп) плоскостопие, косолапость
- проведение физкультминуток на уроках;
- обязательные специальные упражнения на формирование правильной осанки, укрепление
«мышечного корсета» на уроках физической культуры;
- создания благоприятного двигательного режима;
- отказ от таких вредных привычек как стояние на одной ноге.
С первых дней учёбы в школе необходимо уделять внимание формированию правильной позы
первоклассников (а также учеников 2-х, 3-х, 4-х, 5-х классов), обучать детей самым простым приёмам контроля рабочей позы во время занятий в школе и дома. Очень радует то, что во всех кабинетах начальной школы висят плакаты «Как правильно сидеть за партой во время занятий». На протяжении многих лет, приходя на уроки в начальную школу, я вижу эту кропотливую работу всех наших учителей по формированию правильной позы у детей. (Пример). Ведь при резко наклонённой позе, необходимой для выполнения письменных работ, значительно возрастает нагрузка на мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также уменьшается расстояние от глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении ученикам приходится опираться грудью на поверхность стола, что ещё в большей степени затрудняет работу внутренних органов. В связи с этим, в профилактике нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также зрения учащихся, большое значение имеет правильная поза.
Проведение физкультминуток – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время физкультминуток обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц для снятия локального утомления общего воздействия, для улучшения мозгового кровообращения, корригирующие упражнения для нормализации осанки, «зарядку для глаз», упражнения для мобилизации внимания. Для проведения физкультминуток могут быть использованы специальные комплексы из 3-4 упражнений. Рекомендуется физкультминутки проводить на 15 и 25 минутах урока. Такие интересные, увлекательные, имитационного характера, с произношением стихов физкультминутки
проводят учителя, работающие в 5-х классах и, конечно, в начальной школе. (Пример: Карпова Е.В., Павлова Л. В., Яковлева Н.Г., Цветкова С.Н., Алексеева Н.А.и т.д.)
Профилактикой нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата на уроках физкультуры мы начинаем заниматься с первого занятия, обращая внимание на осанку детей при построении на первых минутах урока (особенно в начальной школе). В подготовительную часть урока включаем несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения на формирование осанки и профилактики плоскостопия. Темп выполнения упражнений медленный, умеренный с
- 2-
повторением 6-8 раз. Корригирующие упражнения, в большинстве, выполняются из положения лёжа на спине и животе, на боку, стоя в упоре на коленях. В этих положениях легче следить за
выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения упражнений умеренный и средний, повторение упражнений 8-12 раз. Все упражнения должны выполняться в обе стороны.
В заключительной части урока учителями даются упражнения на расслабление, выполняемых из исходных положений лёжа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки. Выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая дыхания.
Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют упражнения с предметами (палки, скакалки, мячи). С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы.
Необходимо рекомендовать детям выполнение физических упражнений в виде «домашних заданий» с предварительным их разучиванием на уроках и последующей их проверкой на выполнение. Это упражнения: обычная ходьба, следя за осанкой: ходьба на носках, руки за головой; ходьба на пятках, руки на пояс; ходьба на наружнем своде стопы, руки на поясе, локти отведены назад; упражнение «сборщик» собираем ногами мелкие предметы; ходьба по линии, руки в стороны и т.д.
Рекомендуемые упражнения для учащихся и учителей для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
- И.П.- сидя на стуле, положить кисти рук на бёдра, лопатки соединить, подбородок головы у правого плеча. 1-4-очерчиваем полукруг подбородком, поворачиваем голову влево.(6-12 раз).
- То же, но с сопротивлением.
- И.П.- сидя на стуле, спина прямая.1Наклон головы вправо, 2-И.П, 3- наклон головы влево, 4-И.П.
- То же, но с сопротивлением.
- И.П. сидя на стуле, спина круглая, упереться руками в бёдра. 1. Отвести локти и плечи назад, лопатки соединить. 2. И.П.
- И.П.- сидя на стуле, спина прямая, кисти на лбу.1Наклон головы вперёд с сопротивлением кистей рук. 2. наклон головы назад с сопротивлением кистей рук, сомкнутых за головой.
- И.П.- сидя на стуле, руки вниз, спина прямая.1-4 – круговые движения плечами вперёд и назад (вместе и поочерёдно), и т.д.
Упражнения выполняются медленно. Повторения от 6 до 12 раз.
Большого Вам здоровья и хорошего настроения.
Спасибо за внимание.
Степанова И.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА).
Предупреждение нарушений осанки и профилактика заболеваний ОДА....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ВАЛЕОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ШКОЛЬНИКА"
Данный материал позволяет:формировать новые анатомо-физиологические понятия (сколиоз,плоскостопие, остеохондроз);формировать гигиенические понятия;Данный материал раскрывает:роль двигательной активнос...
Упражнения для развития и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата на уроках физической культуры.
Гимнастика в нашем современном обществе решает несколько задач связанных с развитием и сохранением психофизических способностей человека. Все виды развивающих и сохраняющих оздоровительных...
Комплекс упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Комплекс упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата....
Технологическая карта урока по теме:" Основы физической реабилитации При заболеваниях опорно двигательного аппарата(плоскостопие)
Технологическая карта урока по теме:" Основы физической реабилитации При заболеваниях опорно двигательного аппарата(плоскостопие)...
Консультация для педагогов"Система использования на музыкальных занятиях дыхательных и музыкально-ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания"
Принимая во внимание, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учреждения, в основу музыкальных занятий наряду с развитием музыкальных способностей детей включена...