Возможности применения музыкального сопровождения в частях урока по физической культуре с игровой направленностью.
статья по физкультуре (7 класс) на тему

Дивлет-Кильдеева Ирина Геннадьевна

Предназначено для  учителей физической культуры работающих с детьми  среднего и старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozmozhnosti_primeneniya_muz._soprovozhdeni.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Возможности применения музыкального сопровождения

в частях урока физической культуры с игровой направленностью.

И.Г. Дивлет – Кильдеева

Средняя школа № 617, Приморского района г. Санкт-Петербург

        Давно известно, что ритмичная музыка, является могучим воспитывающим и организующим средством, применение её на занятиях, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у детей  единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, что очень важно на уроках по физической культуре.

        Большое внимание музыкальной стимуляции физической и умственной работоспособности человека уделял Аристотель. Он отмечал, что музыка решает в обществе определенные задачи, она способна управлять сознанием и поведением людей, регулировать их умственную и физическую деятельность, давать эстетическое наслаждение, исцелять от болезней, формировать у слушателей вкусы, интересы, социальные установки, нормы и идеалы.

        Применение музыкального сопровождения на уроках  физической культуры (гимнастики, лёгкой атлетики, игровой направленности), написано в исследованиях различных авторов: Ю.Г. Каджиспарова (2005), Сайкиной Е.Г. (1997)

       Грамотное применение музыкального сопровождения на уроках физкультуры может способствовать повышению интереса, развитию таких необходимых школьникам двигательных способностей, как координация движений, быстрота, выносливость, умение быстро ориентироваться в пространстве, что предполагает возможность использовать его в уроках игровой направленности (в частности  по баскетболу).

        Хотя уроки по баскетболу, уже сами по себе достаточно эмоциональны, привлекательны и кажется, что незачем дополнительно стимулировать у учащихся интерес к таким занятиям с помощью каких – либо побочных средств воздействия.

        Однако при более внимательном рассмотрении этого вопроса становится ясным, что игровые ситуации, которые так нравятся детям, в процессе проведения урока занимают лишь незначительную её часть.

        Большая же часть урока, обычно рутинная для учеников работа – многократные однообразные повторения, обусловленные учебной программой:

общеразвивающие, подготовительные и специальные упражнения, различные виды ловли мяча, всевозможные передачи, ведение, броски по кольцу и т.д. без чего невозможно грамотное овладение, закрепление и совершенствование навыков игры в баскетбол.

        Свободно играть в баскетбол дети любят, а вот увлечь их многократно повторять, закреплять элементы техники баскетбола в обыденной, неигровой ситуации без дополнительных стимулов оказывается  непросто.

        Действенную помощь может оказать функциональная музыка, которую можно подобрать в зависимости от музыкальных интересов (ведь в наше время трудно найти школьника, равнодушного к музыке).

        При использовании музыкального сопровождения  на уроках по баскетболу включаю простые и уже освоенные технические действия, которые не нуждаются в специальном объяснении и разучивании, а выполняются сразу по мере их показа учителем, без потери времени между упражнениями на детализированные устные пояснения. Это могут быть упражнения с мячом «жанглирование», передачи в парах, ведение с изменением высоты и скорости отскока и другие упражнения на ловкость, которые можно проводить в водной части урока.

        Целесообразно использовать музыку не в течении всего  урока, а лишь в те промежутки времени, которые характеризуются повторяющимся выполнением простых или твёрдо заученных упражнений, не требующих от учащихся большого сосредоточения внимания на выполняемой работе.

        Характер, ритм и темп музыкального сопровождения для уроков игровой направленности необходимо подбирать с учётом ритма и темпа выполняемых под неё специальных упражнений, при этом музыка должна нравиться  учащимся, иначе она будет вызывать раздражение, мешать, а не помогать работе на уроке. Ориентируясь на музыкальные вкусы и интересы школьников, не желательно, чтобы одна и та же мелодия звучала в течение долгого времени, что также снижает полезный эффект воздействия на занимающихся.

        Музыкальное сопровождение в уроках с игровой направленностью можно применять во всех частях: подготовительной, основной, заключительной. Чаще всего используется музыкальное сопровождение в подготовительной части урока по физической культуре, где оно способствует эффективному врабатыванию организма, повышает эмоциональный фон и улучшает настроение занимающихся.

Подготовительная часть:

        Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фирилёва (2003г.) считают, что целенаправленно подбираемая учителем музыка своими динамическими оттенками непроизвольно регулирует степень напряжения и расслабления мышечных усилий, плавность или порывистость выполняемых двигательных действий.  Немаловажное

значение для управления процессом выполнения упражнений имеет акцентирование сильных долей такта, отчётливость их выражения и строгая равномерность темпа.

        Музыкальное сопровождение можно использовать при выполнении строевых упражнений, в ходьбе, беге, упражнений типа заданий, по звуковому и зрительному сигналу.

        Большая возможность применения музыкального сопровождения предоставляется в комплексах упражнений общеразвивающей направленности, решающих задачи подготовительной части урока. Это могут быть комплексы без предметов, на гимнастических снарядах (стенка, скамейка), упражнения в движении, с мячом.

        При комплексе упражнений направленных на умение жанглировать мячом («Восьмёрка», «Маятник» и др.). Можно использовать ритмичную музыку: (четыри  четверти). Например: 1 куплет – ведение правой рукой, припев -  ведение с низким отскоком. 2 куплет – ведение левой рукой и т.д.

        В основной части урока, где происходит обучение владению технических приёмов с мячом, целесообразно проводить музыкальное сопровождение только по мере нарастания утомления и падения физической работоспособности учащихся  или при многократной отработке того или иного технического приема.

        Вызываемые музыкой положительные эмоции в сочетании с непроизвольной регуляцией ритма выполняемой работы снимает усталость.

        Совершенствование навыков быстрого ведения мяча с изменением направления движения или ведение с обводкой, например: 1-3 – высокое ведение, 4-6 –низкое ведение или 1-3 – среднее ведение, 4-6 – низкое ведение мяча. В этих случаях музыкальное сопровождение должно подбираться с четким ритмом и ясно выраженным мелодическим рисунком.

        Сильные доли в музыкальном произведении подсознательно связываются у учеников с нарастанием мышечного усилия и выходом, а слабые с ослаблением мышечного усилия и вдохом.

        Учебная игра в баскетбол с использованием быстрого ведения с изменением направления движения и передачи мяча одной рукой от плеча производится без музыкального сопровождения.

        В основной части урока можно использовать упражнения общей физической подготовки, координационной способности, прыгучести. Можно использовать круговую тренировку под музыку или игру по станциям, например: 1-упражнения на пресс; 2 – прыжки на скакалке; 3- приседания; 4 – отжимания и др. Включается музыка -  выполняется работа на станции, заканчивается музыка -выполняется переход к другой станции.

        В заключительной части урока с игровой направленностью, также может использоваться музыкальное сопровождение. Музыка должна соответствовать задачам заключительной части урока, успокаивать и восстанавливать силы  занимающихся.

        В заключительной части урока проводятся упражнения на растягивание, дыхание, в расслаблении, аутотренинг и др. Музыкальное сопровождение характеризуется медленным темпом, тихим и умеренным звучанием, что позволяет снятию физических и психоэмоциональных напряжений у учащихся и осуществляет переход в более спокойное состояние. Позволяет настроиться на следующий урок. Подведение урока и задание на дом осуществляется без музыки, в обычных условиях.

        Аналогичным образом учитель может планировать и проводить уроки с применением музыки и по другим спортивным играм из школьной программы – волейболу, гандболу, футболу.

        В нашей школе проводился опрос учащихся 6 – 7х классов, где проводились уроки по физической культуре с игровой направленностью как под музыкальное  сопровождение, так и без него. На вопрос: « Какие уроки вам больше нравятся: с применением музыкального сопровождения или без неё?». 90% учащихся ответили, что с музыкой. Некоторые учащиеся приносили свои кассеты и диски с любимыми мелодиями и просили включить в одной из частей урока.

        Применение музыкального сопровождения на уроках по спортивным играм помогает бороться с монотонностью, способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер движений и ускоряет овладение техникой движений (темп, амплитуду, нужное напряжение мышц) и ускоряет овладение техникой движений.

        Целенаправленно используемая музыка на уроках по физической культуре в школе будет эффективна, если придерживаться следующих правил:

- музыка подобранная к отдельным частям урока, должна способствовать решению задачам  урока;

- темп и ритм музыкального сопровождения подбирается соответственно темпу и ритму выполняемых упражнений;

- музыкальное сопровождение должно подбираться соответственно возрасту учащихся;

- оптимальная громкость музыкального сопровождения физических упражнений для школьников находятся обычно в пределах 70-80 децибел (Ю.Г. Коджаспиров, 2005 г.);

- не рекомендуется использовать печальную, скорбную музыку т.к. она отрицательно влияет на эмоциональное состояние учащихся.

        В результате проведенных педагогических наблюдений за применение музыкального сопровождения в течении учебного года  и по  результатам опроса учеников старших классов, где уроки также проходили под музыкальное сопровождение, было определено, что:

       - применение музыкального сопровождения на уроках по физической культуре помогает поддерживать высокий темп работы на уроке;

        - способствует повышению эмоционального  фона на уроке, вызывает положительные эмоции;

        - быстрее происходит разучивание технических действий;

        - улучшает показатели оценок за технические решения;

        - содействует выполнению большого  объёма  нагрузки на уроке.      

        Музыка, кроме большой силы эмоционального воздействия, способствует формированию у учащихся единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, что приводит к значительному повышению эффективности урока физической культуры в школе.

ЛИТЕРАТУРА.

         

  1. Каджаспаров Ю.Г.  Планирование уроков с музыкальной стимуляцией. – Москва ФК в школе № 1,2,3, 20005 г.
  2. Сайкина Е.Г. , Фирилева Ж.Е.  Музыкальное  обеспечение уроков ФК в школе. Сборник научно-метод. работ РГПУ им. А.И. Герцена, СПБ. 2003 г.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физической культуре «Совершенствование игровых и тактических упражнений по баскетболу».

Урок  проведен   на  Районном   семинаре-практикуме  учителей физической культуры   «Методика организации малых нетрадиционных форм физкультурно-оздоровительной рабо...

Инновационные подходы в проведении вводно-подготовительной и заключительной частей урока по физической культуре

Современные условия оказывают негативное влияние на организм детей. Это учебные перегрузки, гиподинамия по вине педагогов, опережающий уровень образования. Учебные нагрузки перестали дозироваться и ко...

Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции

Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции...

Музыкально-игровая деятельность на уроках адаптивной физической культуры для обучающихся 4 класса с ОВЗ

Можно использовать в работе при планировании внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в области физической культуры и спорта направленность физкультурно-спортивная «Лёгкая атлетика»

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика» разработана для оздоровления и физического развития детей 12-15 лет с нарушением интеллекта.  Направленность....

Методическая разработка урока по физической культуре по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».

Данная разработка представляет собой конспект урока физической культуры по ФГОС с использованием инновационных технологий, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическо...

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ"

В статье расскрывается понятие "координационные способности"к функции центральной нервной сис­темы. Статья содержит комплекс общеразвивающих упражнений на развитие координационных способ...