Оздоровительно-профилактические мероприятия в режиме учебного дня начальных классов
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Глибко Елена Владимировна

Биохимические  изменения  морфофункциональные  особенности детей младшего школьного возраста.

Влияние внеклассно  – оздоровительной  работы  на учащихся младшего  школьного  возраста.

Физиологические  особенности детей младшего  школьного  возраста  и  психологическое  развитие  учащихся.

Профилактика (сколиоза) осанки,  зрения.

Физкультурно - оздоровительные  мероприятия  в  режиме  учебного  дня.

Влияние  игровых  и  соревновательных  методов  на  психологическое развитие  учащихся младшего  школьного  возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Тема: ,, Физкультурные  оздоровительно – профилактические      

                         мероприятия  в  режиме  учебного  дня  для    

                         обучающихся  младшего  школьно  возраста.                                                            

        

                                                   

                                               

                                                 СОДЕРЖАНИЕ.

                                                      Введение.

                                                       ГЛАВА 1.

  1. Обзор  литературы.
  1. Биохимические  изменения  морфофункциональные  особенности детей младшего школьного возраста.
  2. Влияние внеклассно  – оздоровительной  работы  на учащихся младшего  школьного  возраста.
  3. Физиологические  особенности детей младшего  школьного  возраста  и  психологическое  развитие  учащихся.
  4. Профилактика (сколиоза) осанки,  зрения.
  5. Физкультурно - оздоровительные  мероприятия  в  режиме  учебного  дня.
  6. Влияние  игровых  и  соревновательных  методов  на  психологическое развитие  учащихся младшего  школьного  возраста.

                                                         ГЛАВА 2.

  1. Цели,  задачи, методы и организация исследования.
  1. Цель исследования.
  2. Задачи исследования.
  3. Методы исследования.
  4. Организация исследования.

                                                         ГЛАВА 3.

  1. Результаты исследования и их обсуждение.
  1. Анализ научно – методической литературы.
  2. Обсуждение результатов и педагогическое наблюдении.

Выводы.

Рекомендации.

Библиография.

        

                                       ГЛАВА 1

  1. Биохимические  изменения морфофункциональные особенности детей  младшего школьного возраста.

                                         Существуют особенности обмена веществ растущего организма.                  В спортивной практике по физической культуре и спорту, дети делятся на 3 группы.                                                        Мы  рассматриваем мл. шк. возраст 7 – 11 лет.              

   Детский организм отличается от взрослого по некоторым особенностям:

                          А) физиологическом

                          Б) морфологическом

                          В) биохимическом

   В развитии ребёнка отличаются скачки в росте и развитии, особенно показатели роста и веса от рождения до 3 лет ( бурные процессы обмена веществ), затем замедляется и второй скачек в росте наблюдается после 11 лет.

   В развитии организма выделяется усиленный синтез белка, в этом возрасте интенсивность синтеза белка превышает. Высока потребность в белке. Количество белка доходит 2г. на 1 кг. Веса. Потребность в углеводах мл. шк. возраста доходит до 10 – 11 г. на 1 кг. Веса. При физических нагрузках снижается сахар в крови, мощность гликониза, возрастает чистота дыхания. Организм ребёнка работает в напряженном ритме. Потребность в липидах доходит до 3г. на 1 кг. Веса.

  Организм ребёнка отличается большим содержанием воды, они её легко теряют, может наблюдаться обезвоживание, детям надо давать воды столько, сколько они хотят. В воспитании скоростных способностей можно выделить период ускоренного прироста результатов.

  1. (м) 7 – 9 лет              (д)  6 – 8 лет
  2. (м) 11- 12 лет           (д)  10 – 11 лет

 Период развития силовых способностей.

  1. 10 – 11 лет (д)         10 – 12 лет (м)

      Взрывная сила

  1.  6 – 7 лет и у (д) и у (м)
  2.  9 – 11 лет и у (д)  и у (м)

        

        

  1. Влияние внеклассно – оздоровительные работы на учащихся мл. шк возраста.

Эффективность учебно - воспитательного процесса в школе во много зависит от правильной организации физкультурно – оздоровительной работы. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность младших школьников с активными двигательными отдыхом. Рассмотрим влияние праздников на организм учащихся. Спортивные праздники развивают у детей учение анализировать, сопоставлять, обобщать.

   Обогащение школьников навыками, ощущениями , представлениями, понятиями, они расширяют диапазон их двигательных навыков, укрепляют здоровье. Особенно ценно в оздоровительном отношении проведение спортивных праздников на открытом воздухе и зимой и в летний период.

  Спортивные праздники должны занимать большое место в жизни детей мл. шк. возраста т.к.  их содержание и направленность соответствует возрастным особенностям данного возраста. Благотворное влияние спортивных праздников возможно только на правильной  постановке занятии с учётом их возрастных особенностей и физической подготовленности. При систематическом проведении праздников важно применять интенсивные нагрузки.

  С тем чтобы организм школьника приспосабливался к ним постепенно . мы знаем, что мл. шк. возрасте характеризуется особенностью формирования двигательных функций, так сенсомоторные действия образуются лишь у школьников средних и старших классов. У мл. школьников план действий вырабатывается труднее и со значительными ошибками. Очень важны при проведении спортивных праздников возрастные особенности основных двигательных действий, так исследование нескольких авторов ( Крапивина В.П. 1954 г., Бондаревского  1967г.) показывают, что  равновесия развивается у детей не равномерно, совершенствование рефлекторных механизмов равновесия тела при прямостоянии более интенсивно происходит в период 7 – 12 лет, однако расчеты бега показывают, что мл.шк.возраста характеризуется непродолжительностью беговых и прыжковых упражнений, снижение результатов происходят за счет более выраженного уменьшения шага и частоты движения.

  1. Физиологические особенности детей мл.шк.возраста и психологического развития учащихся.

Это возраст 7 – 10 лет. К мл. шк. возрасту относятся учащиеся 1 – 3 класс. Это период равномерного, но достаточно интенсивного развития органов, функций. Вес тела ежегодно в среднем увеличивается на 2 – 4 кг., рост на 2 – 4 см. окружность грудной клетки на 2 – 4 см.

  Усиленно формируются кости и мышечная система, начинают срастаться кости таза, происходит окостенение костей кисти, предплечья. Мальчики растут в основном за счет увеличения длины ног, девочки – туловища. Укрепляются суставы. Изгибы позвоночника только формируются. Неправильное положение тела может привести к нарушению осанки.

  Увеличивается мышечная масса, однако строение мышц детей заметно отличается от строения мышц взрослых. Они эластичны при сокращении сильнее укорачиваются, а при расслаблении удлиняются. Следует помнить, что мышцы у детей развиваются не равномерно: быстрее формируется крупные, медленнее – малые. Это одна из причин того, что в мл. шк. возрасте учащиеся неуверенно выполняют тонкие движения, например, кистью плохо справляются с заданием на точность.

   В этом возрасте следует ограничивать высоту прыжков т.к. кости таза ещё весьма подвижны: уменьшать нагрузку при выполнении упражнений в висах и упорах.

  В виду того, что кости грудной клетки ещё не срослись и не окрепли. Осторожность в дозировке упражнений, выборе их обуславливается тем, что вегетативные функции, обслуживающие движения, отстают в развитии моторики.

  Сердце ребёнка не велико по объему, его мышца не обладает достаточной силой, регуляторные механизмы сердечно – сосудистой системы находятся в стадии становления. Физическая нагрузка вызывает значительное повышение частоты пульса: 90 – 100 ударов 1 мин., в покое  140 – 170 ударов при выполнении упражнений. Усиленный приток крови к работающим мышцам обеспечивается за счет увеличения частоты пульса, а не силой сокращения сердечной мышцы.

 

  1.    Частота дыхания у школьника младшего возраста повышенная до   20 –  22 раз в 1  мин.Поверхностное дыхание, одно из отличительных черт работы дыхательной системы.

   Дети этого  возраста очень эмоциональны, легко возбуждаются, процессы торможения у них недостаточно развиты , легко поддаются внушению. Большая  потребность в активность двигательной деятельности, стремятся использовать любую возможность побегать, прыгать – это предоставляет удовольствие.

  Дети 7 – 10 лет любят уроки физкультуры. В мл. шк. возрасте развиваются мышечные  двигательные ощущения улучшается зрительный контроль.

  Особенность восприятия – целостность нерасчлененность. В этом возрасте усиливается роль слова, в восприятии элементов и деталей движений.

  Объем восприятия в этом возрасте узок, они могут воспринимать 1 – 2 движения или не связанные между собой элементы, внимание часто переключаются на всевозможные посторонние объекты.  Рассеянность детей нередко оказывается следствием переутомления отсутствие привычки внимательно смотреть и слушать        

                           

1.4   Профилактика ( сколиоза ), осанки, зрения.

                         Профилактика осанки и коррекция сколиоза.

     Как уже сказано нарушение осанки чаще всего развивается из -  за неправильных привычных поз, которые принимают дети  в положении стоя, сидя, лёжа и при ходьбе. Очень часто можно видеть, как подружки долго стоят, разговаривая, оставив ногу в сторону. В этой позе таз наклонен в сторону отставленной ноги, поэтому позвоночник принимает S – образную форму. Стоя лучше равномерно распределять тяжесть тела на обе ноги. В положении сидя, дети т.к. нередко принимают неправильную позу. Когда парта, стол и стул не соответствует росту, они вынуждены сидеть согнувшись. Многие дети сидят в кресле, поджав под себя ноги – это положение т.же может привести к искривлению позвоночника.

    А как же нужно сидеть?

    Стопы должны обязательно опираться о пол, а бедра на 2/4 или ¾ касаться стула подколенные ямки не должны прижиматься к его переднему краю. Когда обоими предплечьями опираешься о стул, а спиной о спинку стула. Голову нужно держать прямо, чтобы равномерно  работали левые и правые мышцы шеи. Спать следует на ровном жёстком матрасе. Походка так же влияет на формирование осанки. Нужно ходить прямо, а некоторые сутулятся, что нередко приводит к увеличению грудного кифоза. Для того чтобы выработать красивую походку необходимо заниматься. Упражнения лучше включать в коплексы утренней и оздоровительной гимнастики, но можно выполнять и отдельно. Задача состоит в том чтобы увеличить силу и статистическую выносливость мышц – тогда они смогут в течении долгого времени удерживать позвоночник. Упражнения: напречь мышцы и удерживать 5 – 7 сек., затем пауза в течении 8 – 10 сек. И вновь повторить упражнение ( 3 – 5 раз). А зачет приступите для других мышц выполнять упражнение. Сначала использовать самые простые упражнения со временем их необходимо усложнять за счет изменения и положения, применение отягощений ( палки, гантели ). Статистически упражнение можно чередовать с динамическими,  при которых мышцы напрягаются непродолжительно. Такие упражнения рекомендуется включать в комплексные разминки на уроках мл. шк. возраста и других, а так же можно отводить специальное время до окончания урока (5-10)

  1. Осанка.

Сила побеждает силу, красота побеждает всех. ( Лопе де Вега)

   Формирование осанки начинается с раннего детства и продолжается в течении всей жизни человека.

   В физическом воспитании детей их возраста формирование правильной осанки, как показатель крепкого здоровья и хорошего физического развития – одна из наиболее важных задач.

   Воспитание правильной осанки надо начинать с детского возраста, пока тело ещё формируется, пока оно более податливо и послушно воле воспитания.

    Правильная осанка не возникает сама по себе. Её нужно формировать, как и все двигательные навыки с самого раннего детства. Осанка зависит от согласованных работ мышц, умение регулировать степенью мышечных усилий, которые обеспечивают правильное положение головы, позвоночника, плечевого пояса, таза и ног. При этом важна не только сила мышц, а равномерное их развитие, распределение мышечной тяги всех мышц, позволяющих сохранять правильную позу тела. Осанка так же зависит от рационального режима: правильного чередования труда и отдыха, от разумного распор. дня, полноценного питания и двигательного режима. ,, Cтремление к красоте тела, - пишет профессор В. В. Гориневский – столь же понятно,  как стремление к красоте речи, к красоте слога, как вообще всё стремление человека к прекрасному. ‘’

        

  1.        Коррекция сколиоза – процесс двигательный и сложный. Он может быть эффективным  лишь в том случае, если содержит комплекс специальных мероприятий. Среди них следующие :
  1. Устранение причин, вызывающих укрепление позвоночника( правильно сидеть, стоять, лежать или носить тяжёлый портфельв одной руке.
  2. Выполнение физических упражнений с целью оздоровления организма, укрепление мышц спины и живота ( средств плавания, передачи мяча двумя руками, ходьба на лыжах).
  3. Систематическое занятие лечебной гимнастикой не реже 3 раз.
  4. Разгрузка позвоночника. Это следует делать ежедневно, чтобы снизить нагрузку на позвоночник не только после занятий физкультуры, но и после долгого сидения, стояния и ходьбы. Эффективный способ ( лежа на спине или животе 30-40 и более минут).
  5. Использование ассиметричных поз.
  6. Вытяжение позвоночника в различных и.п. ( лёжа на наклонной плоскости, упоре.)
  7. Массаж спины с целью укрепления мышц на стороне выпуклости позвоночника.

Перечисленным корригирующим мероприятиям целесообразно уделять ежедневно не менее 1 часа.

        

  1. Профилактика зрения.

Успех в работе любого учебного заведения, и конечно же школы, зависит от согласованных действий всех педагогов от единых требований, воздействия на учащихся. Важнейшая задача – укрепление здоровья детей. Педагоги регулярно применяют особенно в мл. шк. возрасте специальные физические и интеллектуальные разрядки, позволяющие давать формирующемуся организму ребёнка необходимый отдых.

   Учителя физической культуры нередко называют учителем здоровья. Он заботится о развитии у детей гибкости, быстроты, силы, выносливости, печется о том чтобы дети получили необходимые знания о закаливании, соблюдали здоровый образ жизни. И все - таки некоторые жизненно важны органы и системы детского организма подчас не падают в поле внимания педагога. Это касается в частности, органов зрения детей, хотя заданиях на занятиях физкультуры связанны со зрительными сигналами и требуют особой тренировки зрения. Бондаренко С.В. предлагает игровые упражнения, которые можно применять на уроках физической культуры и в процессе физкультурно – оздоровительных мероприятиях в режиме учебного и продленного дня.

  Можно утверждать, что зрительный анализатор – самый неподготовленный и чувствительный к учебным нагрузкам орган ребёнка, впервые приходящего в школу.

  В этот период острота зрения у большинства здоровых детей 6 – 7 лет составляет 0,8 – 0,9. Начальные классы в период обучения школьника предполагает  чрезвычайно высокий уровень зрительных нагрузок в связи с интенсивным овладением чтением, письмом, счётом. В результате, как свидетельствует статистика заболеваемости, данный период предоставляет собой своеобразную зону повышенного риска приобретения так называемой школьной формы близорукости.

  Приведём несколько групп игр. В основу игр положены  2 ведущих принципа тренировки глаза ( по Э.С.Аветисову).

  1. Раскачка аккомодации ( способность глаза ясно видеть предметы, находящимся от него на различном расстоянии).

  1. Релаксация ( уменьшение напряжения) основных функциональных структур зрительного аппарата.

   Специально восстановительные зрительные игры.

      А) ,, Цветные сны’’

      Б) ,, Метёлки’’

      В) ,, Жмурки’’

      Г) см.стр. 35 Ф.К. 1993г. №2

              Специально тренирующие игры.

А) ,, Цветная мозаика’’

Б) ,, Далеко – близко’’

В) ,, Меткие стрелки’’

Г) ,, Из какой команды ловкие ребята?’’

Д) ,, Поймай зайку’’

Е) ,, Круговерть’’

  Все игры желательно применять комплексно, используя игры и восстановительного  и тренирующего воздействия. Это связанно с особенностями процессам адаптации зрения детей мл. школы возраста к учебному труду. В начале учебного года, в 1 четверти доминируют специально – восстановительные игры в соотношении 2:1. В остальных четвертях данного  соотношения измениться в сторону преобладания специально – тренирующих игр – 3:1. Специальные зрительные игры применяют только после упражнений, повышающих двигательную активность детей на фоне увеличительных показателей кровообращения, в заключительной части уроков физической культуры, спортивных часах, а так же последними в комплексах гимнастики до занятий, физкультпаузы и физкультминуток.

  1. Физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня

   А)  Гимнастика до занятий.

Каждый школьный день нужно начинать с выполнения гимнастических комплексов . гимнастика до занятий является одним из обязательных элементов физкультурно – оздоровительных мероприятий, проводимых в режиме учебного дня. Её основное название – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, активизации  основных функций организма учащихся. Занятия гимнастикой рекомендуется проводить на открытом воздухе, а в ненастную погоду – в проветренном помещении. Продолжительность гимнастики не должна привышать 8 – 10 минут.

    Б) Физические упражнения удлиненных переменах.

Организация двигательной деятельности  учащихся на перемене является хорошим средством активного отдыха, укрепление здоровья и восстановления работа способности. Переключение с одного вида на другой, подвижные игры способствуют повышению продуктивности последующей учебной работы.  Игры и упражнения во время перемен надо проводить на открытом воздухе, что способствует закаливанию организма и укреплению здоровья перемены проводятся в течении 30 мин. За 5 минут до окончания перемены надо подать команды к окончанию занятий и разойтись по классным комнатам.

   В) Ежедневные физкультурные занятия в группах предложенного дня.

Проводятся на открытом воздухе с целью закаливания организма и обеспечении активного отдыха младших школьников. Они способствуют психической разрядке, противодействуют развитию чрезмерного утомления и тем самым повышают умственную работоспособность учащихся. Помимо этого спортивный час содействуют воспитанию интереса и потребности в самостоятельных занятиях физических упражнений, формированию умения организованно играть в коллективе сверстников, а так же проводить простейшие игры с небольшой группой товарищей. Полезно включать в спортивный час простейшие соревнования, например бег на 25 – 30 м. прыжки с шеста, метание малого мяча, проводиться в игровой форме и не требует специальной подготовки.

Для младших школьников интересны различные спортивные развлечения и аттракционы: катание на самокатах, велосипедах, набрасывание колец и т.д. Полезны  и интересны занятия зимой: различные катания санях, лыжах, коньках.

  Г) Кружки физической культуры создаются для работы с детьми мл. школьного возраста. Основными задачами являются приобщение учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями, внедрение физической культуры в их повседневную жизнь, повышение уровня физической подготовленности. Кружки работают в течении года по 45 – 60 минут – 2 раза в неделю. В кружках проводится подготовка к участию в физкультурных праздниках, днях здоровья, показательных выступлениях.

  Д) Кружки лечебной, физической культуры.

Организуются для школьников медицинской группы или имеющих те или иные отклонения. Основная задача ЛФК – укрепление здоровья занимающихся, повышение их физической кондиции с целью перевода в спортивную крупу.

  Е) Физкультурные паузы.

Проводятся на уроках по мере утомления учащихся с целью отдыха рук, глаз и переключения с одного вида деятельности на другой. Полезно физкультурные паузы проводить при открытых форточках, они способствуют повышению продуктивности последующей учебной работы.

1.7Влияние игровых и соревновательных методов на психологическое развитие учащихся мл. шк. возраста.

   Занятия физическими упражнениями могут действительно стать потребностью для школьников только в том случае, если будут вызывать у них интерес, приносит удовольствие, по крайней мере удовольствие.

  Определённого успеха в этом учитель сможет добиться, используя некоторые приемы психологии, помогающие создать у учащихся положительный эмоциональный настрой на предстоящие занятие, соревнование, игру что в конечном счёте повысит и их эороректив. Задача учителя – научить своих воспитанников вслушиваться в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их и пытаться воспроизводить в последующих занятиях. А для этого учащиеся должны научиться произвольно концентрировать своё внимание на определённых мышечных группах.

  Успех занятий будет во многом зависеть от педагогического мастерства и энтузиазма самого учителя.  Серьёзного внимания на занятия физической культуры и спортом заслуживает борьба со сквернословием  и это зарождается уже в младшем школьном возрасте.  Наибольшую актуальность эта задача имеет при проведении подвижных и спортивных игр, во время которых не редко возникают острые и конфликтные ситуации, предъявляющие жесткие требования к нравственности занимающихся. Конечно поэтому подвижные и спортивные игры должны стать предметом особого внимания учителя и средством эфорективного нравственного воспитания учащихся. Всячески поощряя высоко нравственное поведение школьников в конфликтных ситуациях, возникающих в играх, и строго порицая любые появления грубости, жестокости, сквернословия, нужно добиваться от них стремление следовать своеобразному кодексу чести. Иногда следует прибегать и к коллективному осуждению нарушителей этого кодекса, постоянно убеждая учащихся в том, что отвечал грубостью на грубость, человек проявляет слабость, а не силу характера, и наоборот: сдерживая себя в таких ситуациях, он демонстрирует  свою волю благородство, закаляет свой характер, поднимаясь по лестнице духовного самосовершенствование.

Учитель должен постоянно доводить до сознания занимающихся эту мысль и учить соблюдать ,, золотое правило ‘’ нравственности: относиться к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе самому. Ни в коем случае нельзя допускать насмешек над слабыми или имеющими какие – либо физические недостатки учениками. Особенно важно это в отношении учащихся, отнесённых с спец. мед. Группе, имеющих ранимую психику. Невнимательное отношение к ним, любая посмешка или подчеркивание недостатков могут иметь серьезные негативные последствия, усиливать или порождать комплексы неполноценности, и без того достаточно выраженные у большинства из них.

   Истактичное отношение может навсегда оттолкнуть особо ранимых учащихся от занятий физической культуры, они нуждаются гораздо больше, чем здоровые и физически развитые школьники.

   

        

                                                                                         ГЛАВА 2.

                               Цели, задачи, методы и организация исследования.

  1. Цели исследования.

Цель: определить эффективность физкультурно – оздоровительно – профилактических мероприятий в в режиме учебного дня.

  1. Задачи:
  1. Определить состояние внеклассной физкультурно – массовой, оздоровительно – профилактической работы в школе интернате № 24.
  2. Определить исходный уровень развития физических качеств у учащихся 3 класса.
  3. Обосновать содержание воздействия методики физкультурно – оздоровительно – профилактических мероприятий в режиме учебного дня на школьников 3 класса.
  4. Экспериментально проверить её эффективность путем сравнительного анализа физической подготовленности учащихся, занимающихся по разработанной методике с физической подготовки, учащихся в рамках школьной программы.
  1. Методы исследования.
  1. Анализ научно – методической литературы.
  2. Метод педагогического наблюдения.
  3. Метод педагогического тестирования.
  4. Метод педагогического эксперимента.
  5. Метод математической статистики.
  1. При работе было рассмотрено около 14 источников научно – методической литературы, в которых затрагивались вопросы в области физической культуры и оздоровительно профилактических мероприятий в режиме учебного дня.
  2. Метод педагогического наблюдения проводился в школе интернате № 24, г. Тайшете. В наблюдении принимали участие мальчики и девочки 3 классов. Общее количество наблюдаемых, 20 человек.
  3. Метод педагогического тестирования проводился для определённых общего физического развития у детей мл. шк. возраста.

   

Использовались следующие тесты:

 А) Бег 30 м. ( в сек. )

 Б) Прыжки со скакалкой ( кол – во раз за минуту.)

 В) Метание набивного мяча.

 Г) Прыжок с места.

                                   Бег 30 м. проводился по 2 человека с высокого старта, прыжки со    скакалкой проводится и фиксируется время 1 минута у одного человека ( учащегося)считается количество раз ученик сможет выполнить прыжков за определенное время ( прыжки выполняются на двух ногах.), метание набивного меча проводится так, учащийся выходит за линию, мяч в обеих руках над головой метание происходит произвольно без команды измеряется расстояние от той черты где находился учащийся до точки падения мяча, прыжок с места проводится так, учащийся уходит за линию и принимает стойку для прыжка толчком двумя, измеряется расстояние от места толчка до точки приземления.

  1. Педагогический эксперимент проводился в школе интернате № 24. Условия проведения занятий физкультуры в контрольном экспериментальном классе были одинаковы. При этом контрольный класс 3 ,,б,, занимались по общешкольной программе, а класс 3 ,,а,, ( экспериментальный) занимался по разработанной методике, которая базировалась преимущественно на использование игр и игровых упражнений.
  2. Метод математической статистики проводился для сравнительного анализа результатов тестирования с требованиями государственной программы по физическому воспитанию для учащихся средних школ ( в частности для 3 ,,б,, с показателями учащихся 3 ,,а,,

                   

  1.  Организация исследования.

Исследование проводилось в сентябре . в исследовании принимали участие два 3 класса ,, а ,, ( 18 чел.) и ,, б ,, (20 чел) школы -  интерната № 24 г. Тайшет. Возраст учащихся 9 – 10 лет. Общее физическое развитие учащихся того и другого классов приблизительно равны.

  1 этап – теоретический – изучалась научно – методическая литература.

                       2 этап – состоял из педагогического тестирования и педагог эксперемента.

                  Эксперимент проводился на уроках физкультуры.Классы (группы) занимались по следующим направлениям:

  1. Контрольный класс на основе действующей программы по физкультуре.
  2. Экспериментальный – на основе разработанной методике, направленной на развитие оздоровительно – профилактических мероприятий в режиме учебного дня. Эксперимент проводился в спортивном зале ( 2 – 3 четв.) и на спортивной площадке ( 1 – 5 четв.)

В конце каждой четверти проводилось повторное тестирование с целью получения банка информации срезультатом экспетимента.

   3 этап – математическо – статестическая обработка результатов исследования и их обсуждение.

 

        

           

                                                                       ГЛАВА 3.

                                     Результаты исследований и их обсуждение.

            3.1  Анализ научно – методической литературы.

     Анализ научно – методической литературы позволяет констатировать:

       Физическое воспитание в системе воспитания детей дошкольного возраста должно занимать одно из центральных мест и решать общие задачи физического воспитания.

    Одно из основные задач учебного педагогического процесса – воспитание интереса к занятиям физической культуры.

   В любом случае нужно делать так, чтобы дети и учащиеся были извлечены физической культурой  и спортом. Для детей младше школьного возраста чаще всего нужно проводить соревнования, спортивные праздники, эстафеты, подвижные игры, так как – это эффективнейшее средство развития быстроты, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Очень важна адаптация ребенка в школе. Для того чтобы успешно адаптироваться в школе и полноценно включиться в учебно воспитательный процесс игровые методы развивающего и психокоррекционного характера обязательно должны быть введены в младший школьный возраст. Это требование необходимо создать для детей постоянно поддерживающего психологического ,, фона ,,. Создание оптимальных психологических условий для успешного развития их мышления и физической подготовки личности. Важной ролью в приобщении школьника к ежедневным занятиям физическими упражнениями принадлежит физкультурно оздоровительной работе в режиме учебного дня, внеклассной и внешкольной физкультурно оздоровительного и спортивно массовой работе. Развитие этих форм физического воспитания поможет решению задач, внедрение физической культуры в повседневную жизнь и быт учащихся. По высказыванию Б. М. Шияна  (1988 ) - ,, Пробуждение интереса к физической культуре и спорту – задача, которую следует решать уже в начальной школе, так как привычки, заложенные в детстве, весьма прочны. Стойкий интерес к физическим упражнениям у детей может быть вызван только тогда, когда занятия будут приносить им радость ,,. Одним из человеческих источников познания окружающего мира для ребенка является двигательная деятельность. Чем большим каличеством разнообразных движений и действий овладеет ребёнок, тем шире будут его контакты с большой действительностью, а значит и благоприятнее условия для психологического развития.

  1. Педагогическое наблюдении и обсуждение результатов.

  Эффективность – учебно – воспитательного процесса в школе во многом зависит от правильной организации физкультурно оздоровительной, внеклассной, спортивной – массовой работы. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность младших школьников с активным двигательным отдыхом.  Спортивные праздники развивают у детей умение анале6зировать, сопостовлять, обобщать. Обогощая школьников новыми ощущениями, представлениями и понятиями, они расширяют диапазон их двигательных навыков укрепляют здоровье. Особенно ценно в оздоровительном отношении проведение спортивных праздников на открытом воздухе и зимой и летом. Благотворное влияние спортивных праздников на школьников возможно только на правильной  постановки  занятий с учётом их возрастных особенностейи физической подготовки.

  При систематическом проведении праздников важно применять интенсивные нагрузки с тем чтобы организм школьника приспосабливался к ним постепенно. Младший школьный возраст характеризуетсярядом особенностей формирования двигательных функций: ребята лучше запоминают временные, затем  пространственные и хуже силовые параметры движений. Очень важны при проведении спортивных праздников возрастные особенности основных двигательных действий так исследование В. П. Крапивенцева ( 1954 ), Е. Я Бондаревского ( 1967 ) показывают, что функция равновесия развивается у детей не равномерно, совершенствование рефлекторных механизмов равновесия тела при прямостоянии более интенсивно в период 7 – 12 лет, однако расчеты бега показывают, что мл. шк. возраста характеризуется непродолжительностью беговых и прыжковых упражнений снижение результатов происходит за счет более выраженного уменьшения длины шага и частоты движений. В прыжках не хватает точности. При бросках мяча в цель заметно улучшается точность по падения, однако слабо развито метание мяча на дальность так как слабо развиты мышцы плечевого пояса. Физическая работоспособность может увеличиваться на 50%. Следует учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста. Формируется процесс восприятия. В мл. шк. возрасте происходит интенсивный рост мускулатуры, развитие мышечной силы и координаций движений при общем увеличении подвижности одного упражнения не могут продолжительное время выполнять однообразные, даже посильные для них движения.

        

 

Исходя из всех вышеперечисленных критериев, учитывая особенности эмоциональных состояний младших школьников, мы пришли к выводу, что усвоение двигательных навыков, предусмотренных программой по физическому воспитанию, следует проводить уделяя большое внимание эмоциональному состоянию, то есть проведения внеклассной работы соревнований и т. д.

  В педагогическом наблюдении методом тестирования зафиксировали уровень физического развития учащихся двух групп 3 классов. В этих группах были предложены тесты по общей физической подготовке методов и их форм в режиме учебного дня.

   После проведенной работы учащимся контрольной и экспериментальной групп предлагается итоговый тест для определения уровня физического развития. Полученные результаты в сравнении были сведены в таблице ( № 2, № 3)

   Анализируя полученные показатели итоговых тестов двух групп ( таб. № 2, № 3) наблюдаем, что в прыжках со скалкой средний показатель вырос и в экспериментальной, и в контрольной группах, но рассматривая ( таб. №4)  

                                                           Средний показатель таб. №4

                                            Прыжки со скакалкой  ( количество раз)

                                                                          3 ,, а ,,                                              3 ,, б ,,

мальчики

10,6

5,4

девочки

14

5,6

группа

12,3

5,5

Мы можем провести сравнительный анализ физического развития экспериментальных и контрольных групп. В экспериментальной группе средний показатель у мальчиков вырос на 10,6 раз, у девочек на 14 раз и в среднем группе составил 12,3 раза.

  В контрольной группе средний показатель у мальчиков вырос на 5,4 раза, у девочек на 5,6 раза и в среднем по группе составил 5,5 раз.

 

        

 Сравнивая средний показатель экспериментальной и контрольной групп, мы видим, что прироста экспериментальной групп выше чем у контрольной: у мальчиков на 5,2 раза у девочек на 8,4 раза, и в целом по группе на 6,8 раз.

   Анализируя полученные показатели итоговых тестов двух групп ( таб. №2, №3) наблюдаем, что в метании набивного мяча средний показатель прироста выроси в группе  3 ,, а ,, класса, и в группе 3 ,, б ,, класса, но рассматривая ( таб. №5) мы можем провести сравнительный анализ физического развития экспериментальной и контрольной групп.

                                         Средний показатель прироста. Таб. №5

   

                                                        Метание набивного мяча.

                  3 ,, а ,,

                      3 ,, б ,,

Мальчики

42

14,2

Девочки

27,8

20

группа

34,9

17,1

  В экспериментальной группе средний показатель прироста у мальчиков вырос на 42 (см.), у девочек на 27,8 (см.), и в среднем по группе составил 34,9 (см).

  В контрольной группе средний показатель прироста у мальчиков вырос на 14,2 (см.), у девочек на 20 ( см. ), и в среднем по группе составил 17,1 ( см. ) сравнивая средний показатель прироста экспериментальной и контрольной групп, мы видим что средний показатель прироста экспериментальной группы выше чем у контрольной группы, у мальчиков 27,8 ( см. ), у девочек 7,8 ( см. ) и в целом по группе на 17,8 ( см. ) анализируя полученные показатели итоговых тестов двух групп (таб. № 2, № 3), наблюдаем что в прыжке в длину с места средний показатель прироста вырос и в экспериментальной и контрольной группах, но рассмотрев ( таб. № 6 ) мы можем привести сравнительный анализ физического развития эксперементальной и контрольной групп.

                                 

                                             Средний показатель прироста. Таб. № 6

                   

                                                      Прыжок в длину с места ( см. )

Экспериментальная группа.

      Контрольная группа.

Мальчики

12,4

4,8

Девочки

11,2

5,2

группа

11,8

5.

В экспериментальной группе средний показатель прироста, у мальчиков вырос на 12,4 ( см. ), у девочек на 11,2 ( см. ) и в среднем по группе составил на 11,8 ( см. )

   В контрольной группе средний показатель прироста у мальчиков вырос на 4,8 ( см. ), у девочек на 5,2 ( см. ) и в среднем по группе на 5 см. сравнивая средний показатель прироста экспериментальной и контрольной групп, мы видим что у экспериментальной группы прирост выше чем у контрольной группы.

                  Результаты сдачи нормативов О.Ф.П Сентябрь  2011 - 2012

                  Гр. 3 ,, а ,, класс ( эксперт. )                               Таб.№6

                                                                                                 Гр. 3 ,, б ,, класс ( конрт.)

   

Ф.И.

30м.

Скак,1м.

Метен.

мяча

Прыжки с места

Ф.И.

30м.

Скак 1м.

Метание мача

Прыжки с места

Андреев Г.

6,8

44

250

114

Копачев М.

6,6

56

325

125

Дегтярёв А.

6,6

50

300

126

Веселов А.

6,5

59

336

136

Паршин А.

6,4

60

350

147

Скляров В.

6,7

51

223

123

Черепахов С.

6,7

52

260

120

Иванов М.

6,8

40

245

115

Чуприн Е.

6,5

55

330

138

Чернышенко Д.

6,9

41

220

110

Алимова В.

6,8

86

330

130

Бояришкова Т.

6,7

86

328

130

Кузницова О.

7,1

50

260

108

Бурахова И.

6,9

82

305

127

Галеева А.

6,6

90

345

139

Пискунова К.

7,1

60

265

109

Гераскина М.

6,9

79

310

124

Салышкова Р.

7,3

44

215

104

Шнитко Т.

7,2

45

220

115

Хоменко К.

7,0

64

280

120

Средний показатель О Ф П мальчики.

6,6

52

298

129

Вписать нормативно данные

6,7

49

270

122

Средний показатель О Ф П девочки.

6,9

70

293

123

7,0

67

278

118

  По таблице № 1 видно , что общее физическое развитие учащихся 3 класса в сравнении с нормативными данными находятся в основном на среднем уровне развития ( программа по физической культуре для учащихся 1 – 11 класс, общеобразовательная средняя школа г. Москва ,, Просвещение ,, 1996г.

   Зная первоначальный уровень физического развития учащихся 3 класса, мы провели эксперимент где группа 3 ,, а ,, класс экспериментальная, а группа 3 ,, б ,, класс контрольная.

   В группе 3 ,, б ,, класс занятия с сентября 2011  по апрель 2012 проводились на основе программы по физическому воспитанию для учащихся 1 – 11 класс общеобразовательных средних школ ( Москва ,,Просвещение,, 1996) , а основным направлением в работе учащихся с группой 3 ,, а ,,  стали физкультурно оздоровительные профилактические мероприятия с использованием игрового и соревновательного.

                                                                            ВЫВОД

  1. При работе было рассмотрено 15 источников научно – методической литературы, в которых затрагивались вопросы в области физической культуры и оздоровительно профилактических мероприятий в режиме учебного дня.
  2. Метод педагогического наблюдения проводился в школе интернате № 24 г. Тайшете. В наблюдении принимали участие мальчики и девочки 3 классов. Общее количество наблюдаемых 20 человек.
  3. Метод педагогического тестирования проводился для определения уровня физкультурного развития у детей младшего школьного возраста

                Использовались тесты:

     А. бег 30 м.

     Б. прыжки со скакалкой ( количество раз за минуту.)

     В. Прыжки с места ( см. )

 Бег 30 м. проводился по 2 человека с высокого старта, время фиксировалось секундомером, прыжки со скакалкой проводится и фиксируется время 1 мин. У одного учащегося, считается количество прыжков, которое выполнил ученик за отведенное время( прыжки выполняют на 2 ногах). Прыжок с места проводится так, учащийся принимает исходное положение за определенной линией и выполняет прыжок толчкомдвумя ног, измеряется расстояние от места толчка до места призеиления ( по отметки пяток )

  1. Педагогический эксперимент проводился в школе интернате № 24. Условия проведения занятий физической культурой в контрольном и эксперементальном классе были одинаковы. При этом контрольный класс 3 ,, б ,, занимался по общешкольной программе, а класс 3 ,, а ,, экспериментальный, занимался по разработанной методике, которая базировалась на использовании игр и игровых, соревновательных упражнений.
  2. Метод математической статистики проводился для сравнительного анализа результатов тестирования с требованиями государственной программы по физическому воспитанию для учащихся средних школ  ( в частности для 3 ,, б ,, с показателями 3 ,, а ,, классов) высчитывались среднеарифметические , среднеквадратические отклонения.

 

                                                                   Библиография.

  1. Викторов А. В.  ,, какой же быть вне классной работе,, Ф.К 1993 №2 2 – 9
  2. Викторов А. В.   ,, Физическая культура в школе,, М.1997г. № 4 стр. 1 – 10
  3. Волгецкий Э.П.  ,, в интересах участников, а не устроителей,, Ф.К. 1991 № 10 стр.40-46.
  4. Гурова Е.С.  ,новое это забытое старое,, Ф.К. 1990 № 8 стр. 47-55.
  5. Гончарова И.А.  ,, новый год,, спорт праздники. Ф.К. 1994 № 6 стр.43-48.
  6. Дмитриев В. Н.  ,,игры на свежем воздухе,, Н. 1998г. стр. 5-209.
  7. Дмитриева О.В. ,, школьные Олимпийские Игры,, Ф.К. 1993 № 6 стр. 40-45.
  8. Коротков И. С.  ,, подвижные игры,, ФИС 1971 стр. 3 – 113
  9. Каюров В. Н. ,, книга учителя физкультуры  ФИС – М 1973, стр 50 - 60
  10.  Качашкин В. М ,,методика физ. Восп – я М 1980, стр 27 – 37
  11. Литвинова М. Ф. ,, народные игры,, М 1986 стр.3 – 77
  12. Матвеев, Мелжикров. Методика физического восприятия с основными теориями ФИС – М 1991 стр240
  13. Минаев, Шиян Б. М. основы методики физического восприятия М 1989 стр.250 255
  14. Морозов В.М. здоровый образ науки Ф.К 1983 №3 стр.25 – 35
  15. Морозов В. М. здоровый образ науки Ф.К №5 стр.43 - 44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты - тренинги по учебным дисциплинам начальных классов

Тесты предназначены как тренировочные, так и для проверки знаний учащихся начальных классов правил правописания, таблицы умножения и др. учебного материала. Выполнение их предполагает непосредственную...

Мероприятие на 8 марта для начальных классов

Конкурсная программа для девочек...

Внеклассное мероприятие по химии для учеников начальной классов "Химия чудес"

Ученики начальных классов с удовольствием принимают участие в проведении химических опытов, что повышает интерес к данному предмету, хотя он будет преподаваться у них только через несколько лет....

Сценарий спортивного мероприятия "Малая Олимпиада" - для учащихся начальных классов.

О школьном спортивном мероприятии, посвященном Олимпиаде - 2014г. в г. Сочи....

Методические рекомендации по организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня

Формы физкультурно-оздоровительной работы и методика их проведения с учащимися....

Методические рекомендации по организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня

Занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма человека, формируют у него разнообразные двигательные умения и навыки.  По да...

Физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня

Гимнастика до учебных занятий, с которой должен начинаться учебный день, является составной частью физкультурно-оздоровительной работы школы. Ее цель — оптимизировать уровень возбудимости и функ...