Рабочая программа 5-9 классы по ФКГОС
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме

 

Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена на основе Примерной и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов» В.И.Ляха, А.А.Зданевича (М:Просвещение,2010).

      Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmafkgos5-9.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво

Утверждаю

 Приказом № ____от_______

Директор ОУ:

_________________       Л. И. Гришкина

Рассмотрена

Протокол № 1 от 30.08.2013

Руководитель ШМО учителей физической культуры:                

__________________  Романова И.Л.

Рабочая программа

по физической культуре

5-9  классы

Рабочую программу составили

учителя физической культуры:

Грехов Г.Б

Романова И.Л.

Соловьёва Е.В

2013 год

1. Пояснительная записка 

Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена на основе Примерной и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов» В.И.Ляха, А.А.Зданевича (М:Просвещение,2010).

      Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

    Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач, направленных на:

  •   укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  • развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
  • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
  • углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах, инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
  • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности  и укрепления здоровья;
  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяются содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий.

Программа структурирована по разделам, содержание программного материала состоит из двух частей-базовой и вариативной. В  базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент - «кроссовая подготовка». Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных и национальных особенностей ученика. Вариативная часть программы обусловлена необходимостью учёта индивидуальных особенностей детей. Вариативная часть включает в себя программный материал по разделу «Подвижные игры с элементами баскетбола» и «кроссовая подготовка». Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.

Обучение сложной технике основных видов спорта основывается на приобретённых в начальной школе простейших двигательных умениях и навыках. Высокое качество этого процесса обеспечивается умелым применением подводящих и подготовительных упражнений, расчленённого и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения (проблемное и программированное обучение, метод сопряжённого обучения и развития двигательных качеств и др.)

        В качестве основного учебного материала в основной группе используются обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в полном объеме, а также сдача контрольных нормативов с дифференцированной оценкой.

       В подготовительную группу включаются дети, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе используются те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.         Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе; обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом дети и подростки, отнесенные к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений.         

      Аттестация учащихся по триместрам по текущим оценкам, а также по результатам тестирования по каждому разделы программы. Оценка успеваемости по физической культуре в 5-9 классах производится на общих основаниях и включает качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление той или иной оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих  достижений и достижений товарищей. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям, желание улучшить собственные результаты.

2.Общая характеристика учебного курса по физической культуре

Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры основой образования по физической культуре является двигательная деятельность. В соответствии со структурой двигательной деятельности программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».

Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и её развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека».

Раздел «Способы двигательной активности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся на самостоятельные занятия физической культурой.

Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объёму учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Это раздел включает в себя несколько тем:

Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся, комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, упражнений по коррекции осанки и телосложения развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, имеющим отклонения в физическом развитии.

Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью» ориентирована на возрастные интересы учащихся к соревновательной деятельности. Основу темы составляет углублённое изучение одного из базовых видов спорта

Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» включает в себя физические упражнения на развитие физических качеств. Предлагаемые упражнения распределены по разделам  базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего качества.

3.  Место учебного курса в учебном плане.

       Курс физической культуры изучается с 5 по 9 класс из расчёта 3 часов в неделю: 5 класс-102 часа, в 6 классе -102 час, в 7 классе -102 часа, в 8 классе-102 часа, в 9 классе -102 часа. Третий час на преподавание предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 года №889. В приказе указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развития физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

 Рабочая программа рассчитана на 510 часов на пять лет обучения (3 часа в неделю).

4.Содержание курса

   Знания о физической культуре

  1. История физической культуры.
  2. Физическая культура (основные понятия)
  3. Физическая культура человека

Способы двигательной физкультурной деятельности

  1. Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
  2. Оценка эффективности занятий физической культурой (самонаблюдение и самоконтроль)

Физическое совершенствование

  1. Физкультурно-оздоровительная деятельность (оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели)
  2. спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

-гимнастика с основами акробатики;

-лёгкая атлетика;

-лыжные гонки;

-спортивные игры (баскетбол, футбол);

-упражнения общеразвивающей направленности;

5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности  

     

тема

       характеристика деятельности обучающихся

1

Знания о физической культуре

Характеризовать Олимпийские игры древности, раскрывать содержание, правила соревнований. Раскрывать причины возникновения олимпийского движения.

Определять основные направления развития физической культуры в обществе, раскрывать целевое назначение каждого из них

Подбирать и выполнять упражнения по профилактике нарушения и коррекции осанки.

Регулировать физическую нагрузку и определять степень утомления по внешним признакам. Планировать самостоятельные занятия физической подготовкой, определять содержание и объём занятий для каждой части.

Раскрывать понятие техники двигательного действия и использовать основные правила её освоения в самостоятельных занятиях

Раскрывать понятие здорового образа жизни, спортивной подготовки, всестороннего и гармоничного физического развития.

Определять назначение физкультурно-оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня. Уметь составлять комплекс физических упражнений для самостоятельных занятий, определять дозировку температурных режимов, правилами безопасности при проведении закаливающих процедур.

Характеризовать качества личности, приёмы массажа, силу бани, организовывать и проводить самостоятельные занятия. Руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах.

2

Способы двигательной деятельности

Готовить места для занятий на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями. Выявлять факторы ТБ при занятиях ФК и своевременно устранять их. Составлять планы самостоятельных занятий физической подготовкой, отбирать ф.упр. и определять их дозировку.

 Тестировать развитие основных физических качеств и соотносить их с показателями физического развития определять их приросты.

Физическое совершенствование

3

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Самостоятельно осваивать упр-я с различной направленностью, составлять и выполнять комплексы упр-ний в соответствии с индивидуальными особенностями, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время занятий.

4

Гимнастика с основами акробатики

Знать и различать строевые команды, чётко выполнять строевые приёмы.

Описывать технику акробатических упражнений и составлять акробатические комбинации. Осваивать технику упражнений предупреждая появление ошибок, соблюдать правила ТБ, исправлять ошибки. Оказывать помощь сверстникам при освоении акробатических упр-ний. Анализировать технику упражнений сверстников, выявлять типовые ошибки.

Описывать и осваивать базовые шаги аэробики, составлять из них комбинации и выполнять под музыкальное сопровождение.

5

Лёгкая атлетика

Описывать технику выполнения беговых , прыжковых упр-ний, метания теннисного мяча разными способами, осваивать её самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.

Применять л/а упражнения для развития физических качеств, выбирать индивидуальный режим физической нагрузки, контролировать её по ЧСС.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения л/а упражнений, соблюдать правила безопасности.

Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации.

Включать л/а упражнения в различные формы занятий ФК.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении л/а упражнений

6

Спортивные игры (баскетбол)

Организовывать совместные занятия со сверстниками, осуществлять судейство игры.

Описывать технику игровых действий  приёмов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приёмов, соблюдать правила ТБ. Моделировать технику игровых действий и приёмов, варьировать её в зависимости от ситуации и условий возникающих  в процессе игровой деятельности.

Выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.

Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств.

Применять правила подбора одежды на открытом воздухе, использовать игру в баскетбол в организации активного отдыха

7

Волейбол

Организовывать совместные занятия волейболом  со сверстниками, осуществлять судейство игры.

Описывать технику игровых действий  приёмов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приёмов, соблюдать правила ТБ.

Моделировать технику игровых действий и приёмов, варьировать её в зависимости от ситуации и условий возникающих  в процессе игровой деятельности.

Выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.

Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия волейбол для развития физических качеств.

Применять правила подбора одежды на открытом воздухе, использовать игру в волейбол в организации активного отдыха

8

Лыжная подготовка

Описывать технику передвижения на лыжах, осваивать её самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

Моделировать способы перемещения на лыжах в зависимости от особенностей лыжной трассы, применять передвижение на лыжах для развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по частоте ЧСС.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах; соблюдать   правила ТБ.

Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой, использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха

9.

Упражнения общеразвивающей направленности (ОФП)

Организовывать и проводить самостоятельные занятия физической подготовкой: лёгкой атлетикой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.

Выполнять нормативы физической подготовки по гимнастике с основами акробатики, по лёгкой атлетике, по лыжной подготовке, по баскетболу, по футболу

               

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение:

1. «Физическая культура 5-7 классы» под общей редакцией М.Я. Виленского

 (М: Просвещение, 2011)

2. «Физическая культура 8-9 классы» под общей редакцией В.И.Ляха (М: Просвещение, 2011)

Материально-техническое обеспечение:

  1. Перекладина гимнастическая (пристеночная)
  2. Стенка гимнастическая
  3. Комплект навесного оборудования

 (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)

  1. Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные
  2. Палка гимнастическая
  3. Скакалка детская
  4. Мат гимнастический
  5. Кегли
  6. Обруч пластиковый детский
  7. Планка для прыжков в высоту
  8. Стойка для прыжков в высоту
  9. Флажки: разметочные с опорой, стартовые
  10. Рулетка измерительная
  11. Лыжи детские (с креплениями и палками)
  12. Щит баскетбольный тренировочный
  13. Сетка для переноса и хранения мячей
  14. Волейбольная сетка универсальная
  15. Сетка волейбольная
  16. Аптечка
  17. Мяч малый (теннисный)
  18. Барьеры легкоатлетичекие тренировочные
  19. Табло электронное настенное
  20. Комплекты форм (баскетбольная, футбольная)
  21. Гранаты для метания(500г,700г)

Пришкольный стадион (площадка)

 1.Игровое поле для мини-футбола

   2.Плошадка игровая баскетбольная

   3.Площадка игровая волейбольная

   4.Городок гимнастический

   5.Полоса препятствия

Спортивный зал (кабинеты)

  1.Спортивный зал (игровой)

  2.Кабинет ЛФК (бревно гимнастическое, гимнастические перекладины, беговая дорожка,    степ-тренажёр)

  3.Подсобный кабинет для хранения инвентаря и оборудования

7. Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса)

Выпускник научится:

  • рассматривать физическую культуру как явление культуры;
  • характеризовать основы здорового образа жизни;
  • определять базовые понятия и термины физической культуры;
  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями;
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий;
  • руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:

  • использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепление собственного здоровья, повышение уровня физических кондиций;
  •  составлять комплексы физических упражнений, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом возможностей организма;
  • Классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе индивидуальных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
  • Самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
  • Тестировать показатели физического развития и основных физических качеств;
  • Взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности.

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

  • Выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма;
  • Выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующих на развитие физических качеств;
  • Выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
  • Выполнять лёгкоатлетические упражнения в беге, прыжках в  длину, в метании теннисного мяча  разными способами;
  • Выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику, умение последовательно чередовать их в процессе прохождения дистанции, выполнять спуски, торможения на лыжах с пологих склонов одним из изученных способов;
  • Выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол и баскетбол;
  •  выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8-9 класс углубленный уровень ФКГОС к УМК Афанасьева О.В.

Сквозная рабочая программа 8-9 класс включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование и календарно-поурочное планирование....

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по географии 10-11кл ФКГОС-2004

Рабочая программа по географии 10-11кл ФКГОС-2004...