Рабочая программа по дополнительному образованию спортивной подготовки. Вид спорта легкая атлетика.
рабочая программа по физкультуре по теме
Рабочая программа по дополнительному образованию спортивной подготовки. Вид спорта легкая атлетика.
Программа составлена в соответствии с примерной программой спортивной подготовки для детей детском - юношеской школы по легкой атлетике на основе авторов программы В.Г. Никитушкин, Н.Н.Чесноков, В. Г. Бауэр, В.Б. Зелеченок, легкая атлетика – ОАО « Издательство Советский спорт» 2005г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
legkaya_atletika.docx | 34.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 89 г. КРАСНОДАРА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол № 1
от 30.08. 2013 года
Председатель педсовета
С.Д.Овечкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дополнительному образованию спортивной подготовки.
Вид спорта: Легкая атлетика
Количество часов: 288 (3 часа в неделю)
Учитель: Ловцова Светлана Юрьевна
Программа составлена в соответствии с примерной программой спортивной подготовки для детей детском - юношеской школы по легкой атлетике на основе авторов программы В.Г. Никитушкин, Н.Н.Чесноков, В. Г. Бауэр, В.Б. Зелеченок, легкая атлетика – ОАО « Издательство Советский спорт» 2005г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с примерной программой спортивной подготовки для детей детском - юношеской школы по легкой атлетике на основе авторов программы В.Г. Никитушкин, Н.Н.Чесноков, В. Г. Бауэр, В.Б. Зелеченок, легкая атлетика – ОАО « Издательство Советский спорт» 2005г.
Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) по бегу на короткие дистанции составлена на основе действующей учебной программы, нормативных документов Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, обобщения передового опыта работы тренеров с юными легкоатлетами и других научных исследований.
В программе нашли отражение построение учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах, основные задачи на различных этапах годичного цикла тренировки, распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах, ранжирование соревнований по значимости и их календарный план. Особенностью планирования программного материала является сведение максимально возможных параметров нагрузок, средств, методов контроля в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки.
Основная цель многолетней подготовки юных спортсменов в ДЮСШ, СДЮШОР - воспитание спортсменов высокой квалификации, потенциального резерва сборных команд страны, субъектов федерации, ведомств, активных строителей и защитников нашей Родины.
В процессе многолетней спортивной подготовки должны решаться следующие задачи:
- Гармоничное физическое развитие юных спортсменов, разносторонняя подготовка, укрепление здоровья.
- Подготовка квалифицированных спортсменов, подготовка резервов для сборных команд РФ.
- Подготовка инструкторов-общественников и судей по легкой атлетике.
- Теоретическая подготовка с основами педагогики, биомеханики, биохимии, физиологии, лечебной физической культуры.
Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях.
Учебная программа рассчитана на шестилетний период обучения в спортивной школе, состоящий из двух лет обучения в группах начальной подготовки и из четырех лет - в учебно-тренировочных группах. Спортивно-оздоровительный этап предусматривает обучение детей в возрасте 9-17 лет.
Настоящая программа имеет ряд существенных особенностей и значительно отличается от предыдущей. Так, например, для учебно-тренировочных групп программный материал практических занятий представлен в форме тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств или комплекса качеств, на совершенствование спортивно-технического и тактического мастерства.
С учетом Нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность спортивных школ (1995), в учебную программу внесены изменения в такие разделы, как учебный план, план-схема годичного цикла, распределение программного материала в микроцикле по годам обучения. Разделы программы по психологической подготовке, восстановительным мероприятиям и медико-биологическому контролю содержат практические рекомендации.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Подготовка юных бегунов на короткие дистанции ставит перед тренером сложные задачи. Многолетний спортивный опыт свидетельствует о том, что среди физических качеств скоростные труднее всего поддаются развитию. Узкий круг применяемых специальных скоростных упражнений приводит сначала к быстрому росту спортивных результатов, а затем к стабилизации скоростных возможностей спортсмена.
Передовой спортивный опыт и научные исследования показывают, что для достижения гармоничного физического развития и избежание преждевременной стабилизации скоростных качеств необходимо использовать широкий комплекс средств и методов спортивной тренировки. Особое место в системе подготовки юного спринтера должны занять наряду со скоростными силовые и скоростно-силовые упражнения специального и общеразвивающего характера, а также скоростные упражнения в затрудненных и облегченных условиях.
Для юных спортсменов, занимающихся в группах начальной подготовки, основными задачами станут:
- укрепление здоровья;
- улучшение физического развития;
- овладение основами техники выполнения упражнений;
- разносторонняя физическая подготовленность;
- выявление задатков и способностей, привитие интереса к тренировочным занятиям;
- воспитание черт характера.
Для юных бегунов на короткие дистанции, занимающихся в учебно-тренировочных группах, основными задачами станут:
- дальнейшее укрепление здоровья;
- гармоничное физическое развитие;
- укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно - сосудистой системы.
Методическая часть программы включает учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок и планирование спортивных результатов по годам обучения; организацию и проведение педагогического и медико-биологического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий.
В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок. Она строится на основе следующих методических положений:
- ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответствующие показатели, достигнутые сильнейшими взрослыми спортсменами;
- увеличение темпов роста нагрузок от этапа начальной спортивной специализации на последующих этапах;
- соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагрузок возрастным особенностям и уровню подготовленности юных спортсменов;
- учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем растущего организма юного спортсмена.
На этапе начальной подготовки основное внимание спортсмена и тренера нацелено на создание фундамента общей физической подготовки. Поэтому тренировочные занятия строятся с акцентом на развитие физических качеств, таких, как быстрота, гибкость, ловкость, скоростно-силовые качества, выносливость. Параллельно с этим проводится обучение основам техники видов легкой атлетики и других видов спорта. Соотношение ОФП и СФП находится в пределах 80-90/10-20% на первом году обучения и 80-85/15-20% - на втором.
На этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки в избранном виде спорта соотношение парциальных приемов тренировочной работы и акцент на преимущественном использовании тех или иных нагрузок находятся в прямой зависимости от факторов, определяющих общую и специальную подготовленность юных спортсменов. Общая физическая подготовка в первые два года обучения в учебно-тренировочных группах занимает 60-80% и направлена на развитие основных физических качеств и формирование разнообразных двигательных умений и навыков. В 3-й и 4-й годы обучения в учебно-тренировочных группах содержание ОФП в большей мере приближается по своему воздействию к избранному виду спорта и составляет 30^40%, в то же время происходит увеличение до 40-60% доли специальной физической подготовки которая направлена на развитие специальных физических качеств и совершенствование спортивной техники.
Наряду с общей специальной физической подготовкой учебный план для спортивных школ должен предусматривать и такие важные разделы, как теоретическая подготовка, контрольно-переводные испытания, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, восстановительные мероприятия, медицинское обследование.
Примерный учебный план по разделам подготовки рассчитан на 52 недели, в нем предусмотрено 46 учебных недель и 6 недель - спортивно-оздоровительный лагерь.
Наличие спортивно-оздоровительных групп - основная функция ДЮКФП, ДЮСШ и неспециализированных отделений СДЮШОР.
Численный состав занимающихся, объем учебно-тренировочной работы, норматив оплаты труда* тренера-преподавателя за работу в спортивно-оздоровительных группах устанавливаются администрацией спортшколы в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность спортивных школ.
Максимальный состав спортивно-оздоровительных групп не должен превышать двух минимальных с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.
Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах -6-17 лет в ранних видах спорта, 9-17 лет - в остальных.
Отличие рабочей программы на изучение курса по легкой атлетики, отводиться
288 часов (9 часа в неделю).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тренировочных занятий Вид спорта Легкая атлетика Группа СФП-1(6 часов)
№ | Содержание занятий | Количество учебных часов по месяцам | ||||||||||||
Теоретическая подготовка | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | - | - | 28 | |
1. | Состояние и развитие легкой атлетики в России и мире | 1 | 1 | 2 | ||||||||||
2. | Влияние физических упр.на организм юного спортсмена | 1 | 1 | 2 | ||||||||||
3. | Воспитание морально-волевых качеств спортсмена | 1 | 1 | 2 | ||||||||||
4. | Гигиенические требования к занимающимся спортом | 1 | 1 | 2 | ||||||||||
5. | Основы физ. подготовки и развитие физ. качеств | 1 | 1 | 1 | 3 | |||||||||
6. | Основы тактической подготовки спортсмена | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |||||||
7. | Спортивные соревнования и их значение | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |||||||
8. | Правило игры | 1 | 1 | 1 | 3 | |||||||||
9. | Профилактика спортивного травматизма | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ||||||||
Практическая подготовка | 23 | 26 | 23 | 25 | 23 | 21 | 23 | 23 | 23 | 23 | 26 | - | 260 | |
1. | Общая физическая подготовка | 6 | 7 | 5 | 6 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 8 | - | 66 |
2. | Специальная физическая подготовка | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 6 | 6 | 5 | 6 | 8 | - | 66 |
3. | Техника подготовка | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | - | 43 |
4. | Тактическая подготовка | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 22 |
5. | Игровая подготовка | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | - | 32 |
6. | Контрольные и календарные игры | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | - | 20 |
7. | Инструкторская и судейская практика | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | - | - | 7 |
8. | Контрольные нормативы | - | 2 | - | - | - | - | - | - | 2 | - | - | - | 4 |
Всего часов: | 26 | 28 | 26 | 26 | 26 | 24 | 26 | 26 | 26 | 26 | 28 | - | 288 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
подготовки группы СФП№1 по легкой атлетике
№ | Вид подготовки | Количество часов | ||
Всего | В том числе | |||
Теория | Практика | |||
1. | Теоретическая подготовка -состояния и развитие в России легкой атлетике -влияние физ.упражнений на организм юного спортсмена -воспитание морально-волевых качеств спортсмена -гигиенические требования к занимающимся спортом -основы физической подготовки и развитие физ. качеств -основы тактической подготовки занимающихся -спортивные соревнования и их значение -правило игры -профилактика спортивного травматизма | 28 2 2 2 2 3 5 5 3 4 | 28 2 2 2 2 3 5 5 3 4 | |
2. | Общая физическая подготовка -упражнения для рук и плечевого пояса -упражнения для мышц ног -упражнения для мышц туловища -упражнения для всех групп мышц -упражнения для развития силы -упражнения для развития быстроты -упражнения для развития гибкости и координации -упражнения для развития ловкости и подвижности -упражнения для скоростно-силовых качеств -упражнения для развития общей выносливости | 66 4 4 5 5 8 8 8 8 8 8 | 66 4 4 5 5 8 8 8 8 8 8 | |
3. | Специальная физическая подготовка -упражнения для развития быстроты и стартовой выносливости -совершенствования скоростных качеств, старт, финиш. -развитие мышления, ловкости, резкости, подвижности -упражнения для развития скоростно-силовой выносливости | 66 16 16 17 17 | 66 16 16 17 17 | |
4. | Техническая подготовка -техника бега на короткие дистанции 30м,60м, 80м, 100м. -техника прыжка в длину с места, с разбегу. -техника метание -техника прыжка в высоту -техника эстафетного бега -техника кроссовой подготовки -техника бега на длинные дистанции 200м,400м,500м, 1000м. | 43 | 43 | |
5. | Тактическая подготовка а) -индивидуальные действия -индивидуальные -групповые действия; -командные действия; б) -индивидуальные действия -групповые действия -командные действия. | 22 3 3 2 4 2 2 3 3 | 22 3 3 2 4 2 2 3 3 | |
6. | Игровая подготовка | 32 | 32 | |
7. | Контрольные и календарные игры | 20 | 20 | |
8. | Инструкторская и судейская практика | 7 | 7 | |
9. | Контрольные испытания | 4 | 4 | |
Всего часов: | 288 | 28 | 260 |
Литература
- Алабин В.Г. Организационно- методические многолетней тренировки юных легкоатлетов Учебное пособие – Челябинск, 1977г.
- Вацула И. азбука тренировки легкоатлета – Минск 1986г.
- Легкая атлетика программа для детских юношеских спортивных школ. « Советский спорт 1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию спортивной подготовки. Вид спорта ОФП.
Рабочая программа по дополнительному образованию спортивной подготовки. Вид спорта ОФП. Программа составлена в соответствии с методическим пособием представленным материалом по развитию...
Программа элективного курса «Основы избранного вида спорта (легкая атлетика)»
Программа курса обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса подготовки юных легкоатлетов, преемственность в решении задач укрепления здоровья гармонического развития ю...
Программа дополнительного образования по физической культуре (легкая атлетика)
Программа по легкой атлетике. Программа нправленна на укрепление здоровья, совершенствование физических и моральн-волевых качеств....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общекультурное, общеи...
Рабочие программы по дополнительному образованию: легкая атлетика, мини-футбол, ОФП с элементами пауэрлифтинга
Рабочая программа доп образования для старшего и младьшего звена по легкой атлетикеРабочая программа доп образования для старшего и младшего звена по мини-футболуРабочая программа доп образования...