Мотивация учения - основное условие успешного обучения
методическая разработка по физкультуре по теме
Мотивация учения – основное условие успешного обучения
(1.слайд)
(2 слайд)1.Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
- познавательные;
- коммуникативные;
- эмоциональные;
- саморазвития;
- позиция школьника;
- достижения;
- внешние (поощрения, наказания).
Формирование учебной мотивации у школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.
2.Составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение школьника к учению. Выделяется несколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения (3слайд):
положительное, отрицательное, безразличное (или нейтральное ).
3. На различных уровнях положительного отношения школьников к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивого до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной. (4 слайд)
Признаки положительного отношения
· Активность учеников в учебном процессе
· Умение ставить перспективные цели
· Умение отстаивать свое мнение
· Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности
· Умение преодолевать трудности на пути достижения цели
· Поиск нестандартных способов решения учебных задач
· Гибкость и мобильность способов действий
· Переход к творческой деятельности
· Увеличение доли самообразования.
(5 слайд) Для отрицательного отношения школьников к учению характерны
· Бедность и узость мотивов
· Слабая заинтересованность в успехах
· Слабая нацеленность на оценку
· Неумение ставить цели, преодолевать трудности
· Нежелание учиться
· Отрицательное отношение к школе, учителям
(6 слайд) Безразличное отношение имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.
4. Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов (7 СЛАЙД)
во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
во-вторых. - организацией учебного процесса;
в-третьих. - особенностями обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний. самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
в- четвёртых, - особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу;
в-пятых. -спецификой учебного предмета.
5. Существует много различных причин снижения мотивации учении. Перечислим некоторые. (8СЛАЙД)
Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются:
· неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;
· невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием,
· неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом:
· особенности личности учителя, не всегда уделяют должного внимания мотивации учащихся.
(9СЛАЙД) Причинами снижения мотивации зависящими от ученика, являются:
· низкий уровень знаний:
· несформированность учебной деятельности, и. прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний:
· реже - несложившиеся отношения с классом;
· в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие.
6. (10СЛАЙД) Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. (11СЛАЙД)
7.Для того, чтобы правильно организовать процесс мотивации и управлять им необходимо знание ведущих мотивов учения школьников по возрастам. Рассмотрим характеристику мотивации по Немовой.(12 СЛАЙД)
8. Наиболее значимыми в работе по формированию мотивации учения можно считать следующие установки и действия учителя. (13-14 слайд)
· учет возрастных особенностей школьников;
· создание ситуации успеха;
· выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
· вера учителя в возможности ученика;
· использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
· формирование адекватной самооценки у учащихся;
· совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;
· использование коллективных и групповых форм работы;
· эмоциональная речь учителя;
· применение поощрения и порицания;
· создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
· нестандартная форма проведения уроков;
· использование игровых технологий.
9. (15СЛАЙД) Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:
- интересоваться делами, учебой ребенка;
- помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
- объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);
- чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
слайды по мативации | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ- ПРОЯВЛЯЕМАЯ УЧАЩИМИСЯ, МОТИВИРОВАННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ УЧЕНИЯ. познавательные коммуникативные Мотивы : эмоциональные саморазвития позиция школьника достижения внешние (поощрения, наказания)
Определяются 3 типа отношения к учению: Положительное Отрицательное Безразличное Учебная мотивация
Признаки положительного отношения Умение преодолевать трудности на пути достижения цели Умение отстаивать свое мнение Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности Поиск нестандартных способов решения учебных задач Умение ставить перспективные цели Активность учеников в учебном процессе
Отрицательное отношение Неумение ставить цели, преодолевать трудности Слабая заинтересованность в успехах Бедность и узость мотивов Слабая нацеленность на оценку Отрицательное отношение к школе, учителям
Безразличное отношение Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов
Факторы влияющие на учебную мотивацию : Образовательная система, образовательное учреждение; Организация учебного процесса Специфика учебного предмета Особенности педагога, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу Особенности обучающегося ( возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с др. учениками и т.д.)
Причины снижения мотивации, зависящие от учителя: не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием особенности личности учителя, ( не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся) неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся
Причины снижения мотивации, зависящие от ученика: несформированность учебной деятельности, и прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний в единичных случаях -задержки развития, аномальное развитие реже - несложившиеся отношения с классом низкий уровень знаний
Роль учителя
Мотивация
Характеристика мотивации учения школьников Чувство долга Престижная мотивация Мотив избегания наказания Начальная школа Интерес к определенному предмету Желание иметь высокую отметку Познавательный интерес Подростковая школа Продолжение образования в профессиональных учебных заведениях Выбор предмета с позиции будущего Отметка как критерий качества знаний Внутренняя и собственная мотивация Старшая школа
Формирование мотивации учения Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Совместный с учащимися выбор средств по достижению цели Формирование адекватной самооценки у учащихся Создание ситуации успеха Учет возрастных особенностей школьников Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним)
Формирование мотивации учения Нестандартная форма проведения урока Использование игровых технологий Эмоциональная речь учителя Использование коллективных и групповых форм работы Применение поощрения и наказания Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»
Презентация на тему «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения» полезна для использования на родительском собрании....
"Мотивация учения – основное условие успешного обучения"
В данной статье рассматриваются вопросы причин спада мотивации и условия её формирования....
"Мотивация учения- основное условие успешного обучения"
Публикация тезисов доклада в материалах VIII Всероссийской научно- практической конференции "Поиск эффективных форм и методов обучения: современное состояние, проблемы, перспективы". Дата публикации 1...
Педагогический совет "Мотивация учения – основное условие успешного обучения"
Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Чт...
Мотивация учения - основное условие успешного обучения.
Проблему формирования мотивации учения у школьников можно считать одной из самых актуальных в образовательном процессе, т.к. ее недостаток - одна из главных причин низких результатов учебы....
Мотивация ученика - основное условие успешного обучения
В связи сложившейся обстановкой в нашем мире, мы долгой время были оторваны от общества, и наши дети были вынуждены обучаться дистанционно. Как тяжело было в этот период им, вам, учителям это не секре...
Педагогический совет на тему: «Мотивация учения - основное условие успешного обучения. Обмен опытом»
Понятие "мотивация обучения", способы влияния на мотивацию достижения, способы повышения мотивации обучения у школьников...