"Мотивация учения- основное условие успешного обучения"
методическая разработка на тему

Доронина Лидия Николаевна

Публикация тезисов доклада в материалах VIII Всероссийской научно- практической конференции "Поиск эффективных форм и методов обучения: современное состояние, проблемы, перспективы". Дата публикации 14.02.2015г.

Учитель должен научить ученика управлять  своей деятельностью в процессе обучения. Что необходимо для этого?  Сформировать у учащихся нужную мотивацию. Если мы не сможем это сделать, то «все наши поиски и построения превращаются в прах».
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доронина Л.Н.

Мотивация учения - основное условие успешного обучения

Доронина Лидия Николаевна

Учитель технологии

МБОУ лицей №12 г.Ишимбай Республика Башкортостан

Учитель должен научить ученика управлять  своей деятельностью в процессе обучения. Что необходимо для этого?  Сформировать у учащихся нужную мотивацию. Если мы не сможем это сделать, то «все наши поиски и построения превращаются в прах».

Все наши замыслы, поиски и построения

превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.

В.А.Сухомлинский

Деятельность современного учителя в равной степени направлена как на ученика, так и на самого себя. В связи с этим современный педагог должен не только владеть технологиями, направленными на содействие человеку в его самореализации и развитии, но и заниматься собственным саморазвитием. Ожидая перемен от кого-то, пусть каждый начнёт с себя.

        Поэтому главным в образовании становится  не передача фактических знаний, а развитие личности  ученика. Учитель может быть хорошим профессионалом, отлично знать свой предмет. Но если он передает знания в виде готовых логических схем, то, в лучшем случае, "создаст" из ученика эрудита, а не образованного человека, столь востребованного сегодня, поскольку образованность подразумевает  умение мыслить и творить.

Совершенствование образования часто понимается как увеличение объёма знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук. Усложняются программы, ученики ориентируются на максимально возможное  усвоение содержания предметов без учёта индивидуальности. Согласно данным Госкомсанэпидемнадзора России у 15% учащихся возникают нервно - психологические отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок.  У учащихся, которые часто находятся в положении не справившегося, порождается комплекс неполноценности по отношению к учёбе, который полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха, вызывает неприязнь к предмету и школе, а часто и отказ от учения.

Ориентация на максимум усвоения во всех областях знаний опасна и для сильного ученика. Стремление учиться на «отлично» по всем предметам в условиях объективного усложнения содержания обучения приводит к перегрузке школьника, мешает проявлению его способностей и дарований в какой-либо области.

Ученик всегда участвует в какой - либо деятельности.  Задача учителя - предложить ему такие виды деятельности, которые позволят сформировать у него положительную мотивацию. Таким образом, современный урок предполагает как разнообразие форм учебной деятельности, так и личностный, индивидуальный подход.

Побуждение к деятельности может быть внутренним и внешним. В случае внешнего побуждения (стимулирования) человек приступает к  работе под воздействием стимулов ради получения награды, поощрения, вознаграждения от окружающих людей. Часто родители поощряют своих детей не за реальный результат в учёбе, а за полученные любым способом отметки. В психологии эта ситуация определяется как подмена мотива учебной деятельности.

Внутренняя мотивация связана с самим процессом получения знаний, их объёмом, глубиной, прочностью, а также процессами, происходящими в самом человеке. Внутренним фактором и мотивами учебной деятельности могут быть приятные эмоции, связанные с удовлетворением от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважением от полученного результата.

Это возможно при системном использовании технологии проблемного диалога, технологии развития критического мышления, ИКТ.

На уроке следует использовать стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий; позитивное и уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений, выводов ученика; активное принятие оригинальности, своеобразия пред ложений и мнений учащихся, их выводов, оценок; помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности, ориентация учащихся на освоение процесса обучения, а не на стремление к заданным извне результатам.

Трудно переоценить значение мотивации в учебной деятельности. Не редкость случаи, когда ученики, обладающие объективно меньшими способностями, благодаря интересу к занятиям и усердию добиваются лучших результатов в учёбе.

Важная задача учителя - способствовать развитию познавательной активности каждого ученика. От сформированности познавательной активности учащихся зависит эффективность образования в целом.

Необходимым условием целенаправленной работы по развитию  личности является организация собственной учебно - познавательной деятельности учащихся. Учитель должен уметь создавать перед детьми проблемные ситуации и учить их разрешать, поощрять творческую активность учащихся, ориентироваться на развитие метапредметных и личностных УУД, а не только на запоминание учебной информации; использовать сюжетно-ролевые игры, элементы тренинга, анализ ситуации, повышать долю учебных занятий творческого характера.

Учитель должен создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию, когда им осуществляется работа по самосовершенствованию.

 Что же оказывает влияние на ученика в образовательном процессе?  Это - межличностные отношения ученика с учителями, одноклассниками; направленность и особенность организации учебного процесса, приоритетные методы преподавания; степень профессиональной компетентности учителей, готовых к инновационной деятельности и стремящихся к профессиональному росту; материальные условия реализации образовательного процесса- степень комфортности учебных помещений, обеспеченность и качество учебной литературы, школьного оборудования, соблюдение санитарно- гигиенических требований.

Таким образом, ведущей функцией современного учителя является формирование у учащихся мотивации непрерывного успешного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учения - основное условие успешного обучения

Мотивация учения – основное условие успешного обучения (1.слайд)(2 слайд)1.Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. ...

Презентация на тему «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»

Презентация на тему «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения» полезна для использования на родительском собрании....

"Мотивация учения – основное условие успешного обучения"

В данной статье рассматриваются вопросы причин спада мотивации и условия её формирования....

Педагогический совет "Мотивация учения – основное условие успешного обучения"

Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Чт...

Мотивация учения - основное условие успешного обучения.

Проблему формирования мотивации учения у школьников можно считать одной из самых актуальных в образовательном процессе, т.к. ее недостаток - одна из главных причин низких результатов учебы....

Мотивация ученика - основное условие успешного обучения

В связи сложившейся обстановкой в нашем мире, мы долгой время были оторваны от общества, и наши дети были вынуждены обучаться дистанционно. Как тяжело было в этот период им, вам, учителям это не секре...

Педагогический совет на тему: «Мотивация учения - основное условие успешного обучения. Обмен опытом»

Понятие "мотивация обучения", способы влияния на мотивацию достижения, способы повышения мотивации обучения у школьников...