"Выбираем жизнь здоровую" - публикация для интернет-конференции
статья (физкультура и спорт) по теме
Предварительный просмотр:
ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ ЗДОРОВУЮ!
Горох Н.Г.
МОУ СОШ села Ключи Лысогорского района Саратовской области
Известно, что здоровье человека на 50% обусловлено его поведением, тем, что можно назвать культурой здоровья. Воспитывать эту культуру может и должна школа. Третий год наша сельская малокомплектная школа работает по программе «Здоровье». Целью программы стал поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей и достижений успеха.
Педагоги школы решали следующие задачи:
- Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
- Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
- Популяризировать преимущества здорового образа жизни, расшить кругозор школьников в области физической культуры и спорта.
- Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
На педагогическом совете школы была утверждена концепция «Здоровьесбережение в школе», проведены родительские собрания в каждом классе с целью ознакомления с Программой «Здоровье» и обозначением роли родителей в ее реализации. Были определены основные направления деятельности:
- Учебно-воспитательная работа
- Диагностическая работа
- Профилактическая и коррекционная работа
- Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа.
На данном этапе можно говорить об определенных результатах. В этом учебном году на базе нашей школы проходил районный семинар «Школа здоровья», где педагоги делились своими наработками по проблеме формирования у учащихся потребности в ЗОЖ.
Интерес гостей вызвали многие формы работы, применяемые в школе, в частности то, в систему работы школы введены интегрированные часы нравственности и здоровья. Их основная цель заключается в формировании ЗОЖ, сохранении и укреплении здоровья учащихся – физического и нравственного. Проводятся они в рамках реализации подпрограммы «10 ступенек здоровья» классными руководителями 1-9 классов. Часы нравственности и здоровья включают в себя этические занятия и динамическую разминку. Первая двадцатиминутка занятия проводится классным руководителем в форме этических бесед, психологических тестов, аналитических игр. Заключительные 25 минут проходят в спортивном зале, коридоре или, в отдельных случаях, в классе. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Чрезвычайно велика роль движений и для развития психики и интеллекта. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идёт процесс его психического развития. Двигательная активность ребёнка не только способствует возрастанию мышечной силы, но и увеличивает энергетические резервы организма.
Учёными установлена и прямая зависимость между уровнем двигательной активности и словарным запасом, развитием речи, мышлением детей. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Поэтому задачи курса по здоровьесбережению ставим такие:
- Воспитывать культуру отношения к своему здоровью;
- развивать физическую культуру, то есть способность человека на протяжении всей жизни использовать движение во благо своему здоровью;
- развивать физиологическую культуру, то есть знание своей физиологии плюс способность управлять ей;
- развивать психологическую культуру (научить человека управлять собственными эмоциями, но не подавлять!);
- развивать культуру интеллектуальную (управлять собственными мыслями).
Оздоровительное и коррекционное воздействие занятий в большей степени зависит от упражнений, которые включены в них. С помощью игр развивается внимание, сообразительность, целенаправленность и сдержанность. Коллективные игры благоприятствуют воспитанию дружеской сплоченности, коллективистских чувств и сознательной дисциплины.
С помощью элементов ритмики воспитывается чувство ритма, темпа, координированность и пластичность движений. Использование музыки как регулятора движений делает занятия ценными для двигательной ортопедии – дети приучаются согласовывать движения с музыкой, усваивать ускоренный или замедленный темп.
На занятиях дети учатся жить по таким принципам:
- Принимать себя и других такими, какие мы есть.
- Понимать себя и других.
- Прощать себя и других.
Уроки здоровья могут планироваться по усмотрению учителя с учетом его возможностей и возможностей детей, количества выделенных часов для занятий и времени проведения, а также условий, в которых они проводятся.
Также в школе действует подпрограмма антинаркотического воспитания учащихся.
В пояснительной записке школьной программы антинаркотического воспитания говорится, что вся программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. Учитель может находить убедительные, яркие и эмоциональные факты и доводы, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека на уроках литературы, биологии, обществознания, химии и других предметов.
Учителя начальной школы формируют навыки личной гигиены и труда по самообслуживанию, воспитывают чувство ответственности школьников за свои поступки, учат правильно действовать при предложении наркотических веществ.
На уроках естественного цикла рассматриваются конкретные примеры влияния алкоголя и наркотиков на физиологические процессы, происходящие в организме человека.
Гуманитарные дисциплины несут большие возможности эмоционального воздействия на школьников, на их нравственные и эстетические чувства, представления, на их общественные убеждения. Впечатляющие изображения распада личности, преступлений, очерствения души человека, утраты интереса к окружающим, как постоянных спутников алкоголизма и наркомании – все это должно быть выявлено в ходе анализа тех литературных произведений, которые дают для этого богатый материал: И.С.Тургенев «Муму» (5 класс), Притча о блудном сыне, А.С.Пушкин «Станционный смотритель»(6 класс) и т.д.
На уроках литературы и краеведения раскрывается следующий круг вопросов:
- Народ в своем фольклоре, обычаях и традициях всегда выступал с осуждением нетрезвого образа жизни.
- Пьянство во многих конкретных исторических ситуациях приводило к трагическим и разрушительным последствиям для целых народов.
Научность и личностный подход – вот основные принципы при выборе содержания урока или внеклассного мероприятия. В средних классах учителя и классные руководители стараются максимально использовать наглядность, демонстрационные опыты, в старших – активные формы обучения, привлечение школьников как носителей информации.
Антинаркотическое просвещение школьников в учебном и воспитательном процессе осуществляется педагогическим коллективом в едином комплексе с нравственным, трудовым, военно-патриотическим и физическим воспитанием. Главная задача – добиться не только хорошего знания учащимися особенностей действия наркотических веществ на организм, нравственно-правовых норм нашего общества, но и научить руководствоваться этой информацией в своем поведении. В феврале нынешнего учебного года учащиеся нашей школы приняли активное участие в районном конкурсе творческих работ (рисунки, сочинения, рефераты) «Не попади в плен вредных привычек». По всем номинациям и возрастным категориям наши ученики заняли 1 места: работа Кузнецовой Софии (6 класс) «Бросай курить», Горох Светланы (9 класс) «Уйти в себя. И не вернуться», рисунок Абросимовой Насти (9 класс) «Жить здорово!» Считаем, что это не только результат одаренности детей, но и той систематичной работы, что проводится в школе по профилактике вредных привычек.
Теме здоровьесбережения был посвящен мартовский педсовет в прошлом учебном году. Целью его стало проанализировать и оценить степень воздействия различных форм организации учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся, эффективность здоровьесберегающих технологий и проводимой работы по формированию ЗОЖ. Вопросы, которые обсуждались на педсовете:
- Здоровье – основа эффективности обучения (зам директора по ВР Горох Н.Г.)
- Состояние здоровья школьников - мониторинговые исследования в начальных классах (учитель начальных классов Кадушина М.В.)
- Критерии рациональной организации урока (завуч школы Затонская Г.В.))
- Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса - мастер-класс ( Горох Н.Г., Шлыкова О.М.)
- Внеклассные формы обучения и воспитания как средство формирования здоровья учащихся (Солоницына Н.В.)
- Методическая панорама «Здоровьесберегающие технологии».
Педагоги делились опытом использования на своих уроках технологии игровых форм обучения, развивающих эмоционально-чувственную сферу ребенка и учитывающих его индивидуальные психологические особенности; технологии личностно-ориентированного обучения, нацеленной на индивидуальное развитие личности ребенка (одаренного, способного, «обычного», нуждающегося в коррекции), на право ученика и родителей выбирать уровень обучения с точки зрения здоровьесбережения; технологии проектирования и моделирования, основанных на субъект-субъектных принципах взаимодействия ученика и учителя; технологии парной и групповой работы; тренинговых форм занятия; проведение уроков на природе; технологии психологического сопровождения образовательного процесса.
Традиционно в школе в течение более 10 лет проводятся Школьные олимпийские игры в мае и Осенняя спартакиада в сентябре. Ежемесячно планируются общешкольные Дни здоровья. Они всякий раз проходят по-разному: «Веселые старты» для малышей, Универсальные олимпийские игры, соревнования между школьниками, родителями и учителями и многое другое.
Особая страница в воспитании ЗОЖ в школе – это ежегодные конкурсы социально значимых проектов. Так в прошлом году учащиеся 7- 11 классов защищали свои проекты на тему «Модно быть здоровым», предлагая свои пути решения проблемы. В этом году в апреле прошел конкурс социально значимых проектов по следующим номинациям: «Наше здоровье в наших руках», «Спорт для всех». Учащиеся представляли как индивидуальные проекты, так и коллективные. Вот лишь неполный перечень проблем, поднятых учащимися: «Осанка – основа здоровья», «Хочешь быть здоровым – будь им», «Первый шаг к здоровью», «Как наше слово отзовется», «Мусор: жечь или не жечь?», «Сменка – чистота или здоровье?», «Спорт против курения и наркотиков» и т.д.
Конечно, не все проблемы нами решены. Но то, что в школе из 52 учащихся курит лишь 2 девочки-старшеклассницы (ни одного мальчика!!!) уже является определенным показателем.
Мы за здоровый образ жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивное мероприятие (семинар для учителей школ города) В здоровом теле – здоровый дух! Я выбираю жизнь!
В здоровом теле – здоровый дух!Если хочешь быть здоров – закаляйся!...
"Я выбираю жизнь!" классный час о здоровом образе жизни
"Я выбираю жизнь" классный час о здоровом образе жизни...
"Мы выбираем, жизнь!" - внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни
Общешкольное мероприятие для старшеклассников по профилактике вредных привычек...
Дискуссия «Я Выбираю жизнь!!! Какую жизнь я выбираю?»
Обсуждение проблем, связанных с ведением здорового образа жизни....
Курение или здоровье - выбирайте сами, "Я выбираю жизнь"(профилактика подростковой наркомании)
Классный час -конференция....
Статья. Публикация. "Вестник СПО" Май 2021г.-Стиль жизни – здоровый образ жизни! Или спорт как досуг.
Статья. Публикация. "Вестник СПО" Май 2021г.-Стиль жизни – здоровый образ жизни! Или спорт как досуг....
Комментарии
Применение опыта!
Спасибо за публикацию! Здорово,когда узнаёшь,что работаешь в одном направлении! Ведь,действительно,ЗДОРОВЫМ ЖИТЬ ЗДОРОВО!