"Выбираем жизнь здоровую" - публикация для интернет-конференции
статья (физкультура и спорт) по теме

Горох Надежда Геннадьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vybiraem_zhizn_zdorovuyu.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ ЗДОРОВУЮ!

Горох Н.Г.

МОУ СОШ села Ключи Лысогорского района Саратовской области

Известно, что здоровье человека на 50% обусловлено его поведением, тем, что можно назвать культурой здоровья. Воспитывать эту культуру может и должна школа.  Третий  год наша сельская малокомплектная  школа работает по программе «Здоровье». Целью программы стал поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей и достижений успеха.

Педагоги школы решали следующие задачи:

  1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
  2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
  3. Популяризировать преимущества здорового образа жизни, расшить кругозор школьников в области физической культуры и спорта.
  4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.

На  педагогическом совете школы  была утверждена концепция «Здоровьесбережение в школе», проведены родительские собрания в каждом  классе с целью ознакомления с Программой «Здоровье» и обозначением роли родителей в ее реализации. Были определены основные направления деятельности:

  1. Учебно-воспитательная работа
  2. Диагностическая работа
  3. Профилактическая и коррекционная работа
  4. Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа.

На данном этапе можно говорить об определенных результатах. В этом учебном году  на базе нашей школы проходил районный семинар «Школа здоровья», где педагоги делились своими наработками по проблеме формирования  у учащихся  потребности в ЗОЖ.

Интерес гостей вызвали многие формы работы, применяемые в школе, в частности то,  в систему работы школы введены интегрированные  часы нравственности и здоровья. Их основная цель заключается в формировании ЗОЖ, сохранении и укреплении здоровья учащихся – физического и нравственного. Проводятся они в рамках реализации подпрограммы «10 ступенек здоровья» классными руководителями 1-9 классов. Часы нравственности и здоровья включают в себя этические занятия и динамическую разминку. Первая двадцатиминутка занятия проводится классным руководителем в форме этических бесед, психологических тестов, аналитических игр. Заключительные 25 минут проходят в спортивном зале, коридоре или, в отдельных случаях, в классе. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Чрезвычайно велика роль движений и для развития психики и интеллекта. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идёт процесс его психического развития. Двигательная активность ребёнка не только способствует возрастанию мышечной силы, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Учёными установлена и  прямая зависимость между уровнем двигательной активности и словарным запасом, развитием речи, мышлением детей. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Поэтому задачи  курса по здоровьесбережению ставим такие:

  1. Воспитывать культуру отношения к своему здоровью;
  2. развивать физическую культуру, то есть способность человека на протяжении всей жизни использовать движение во благо своему здоровью;
  3. развивать физиологическую культуру, то есть знание своей физиологии плюс способность управлять ей;
  4. развивать психологическую культуру (научить человека управлять собственными эмоциями, но не подавлять!);
  5. развивать культуру интеллектуальную (управлять собственными мыслями).

Оздоровительное и коррекционное воздействие занятий в большей степени зависит от упражнений, которые включены в них. С помощью игр развивается внимание, сообразительность, целенаправленность и сдержанность. Коллективные игры благоприятствуют воспитанию дружеской сплоченности, коллективистских чувств и сознательной дисциплины.

С помощью элементов ритмики воспитывается чувство ритма, темпа, координированность и пластичность движений. Использование музыки как регулятора движений делает занятия ценными для двигательной ортопедии – дети приучаются согласовывать движения с музыкой, усваивать ускоренный или замедленный темп.

    На занятиях дети учатся жить по таким принципам:

  1. Принимать себя и других такими, какие мы есть.
  2. Понимать себя и других.
  3. Прощать себя и других.

Уроки здоровья могут планироваться по усмотрению учителя с учетом его возможностей и возможностей детей, количества выделенных часов для занятий и времени проведения, а также условий, в которых они проводятся.

Также в школе действует подпрограмма  антинаркотического воспитания учащихся.

В пояснительной записке школьной программы антинаркотического воспитания говорится, что вся программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. Учитель может находить убедительные, яркие и эмоциональные факты и доводы, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека на уроках литературы, биологии, обществознания, химии и других предметов.

Учителя начальной школы формируют навыки личной гигиены и труда по самообслуживанию, воспитывают чувство ответственности  школьников за свои поступки, учат правильно действовать при предложении наркотических веществ.

На уроках естественного цикла рассматриваются конкретные примеры влияния алкоголя и наркотиков на физиологические процессы, происходящие в организме человека.

Гуманитарные дисциплины несут  большие возможности эмоционального воздействия на  школьников, на их нравственные и эстетические чувства, представления, на их общественные убеждения. Впечатляющие изображения распада личности, преступлений, очерствения души человека, утраты интереса к окружающим, как постоянных спутников алкоголизма и наркомании – все это должно быть выявлено в ходе анализа тех литературных произведений, которые дают для этого богатый материал: И.С.Тургенев «Муму» (5 класс), Притча о блудном сыне, А.С.Пушкин «Станционный смотритель»(6 класс) и т.д.

На уроках литературы и краеведения  раскрывается  следующий круг вопросов:

  1. Народ в своем фольклоре, обычаях и традициях всегда выступал с осуждением нетрезвого образа жизни.
  2. Пьянство во многих конкретных исторических ситуациях приводило к трагическим и разрушительным последствиям для целых народов.

Научность и личностный подход – вот основные принципы при выборе содержания урока или внеклассного мероприятия. В средних классах учителя и классные руководители стараются максимально использовать наглядность, демонстрационные опыты, в старших – активные формы обучения, привлечение школьников как носителей информации.

Антинаркотическое просвещение школьников в учебном и воспитательном процессе  осуществляется педагогическим коллективом в едином комплексе с нравственным, трудовым, военно-патриотическим и физическим воспитанием. Главная задача – добиться не только хорошего знания учащимися особенностей действия наркотических веществ на организм, нравственно-правовых норм нашего общества, но и научить руководствоваться этой информацией в своем поведении. В феврале нынешнего учебного года учащиеся нашей школы приняли активное участие в районном конкурсе творческих работ  (рисунки, сочинения, рефераты) «Не попади в плен вредных привычек». По всем номинациям  и возрастным категориям  наши ученики заняли 1 места: работа Кузнецовой Софии  (6 класс) «Бросай курить», Горох Светланы (9 класс) «Уйти в себя. И не вернуться», рисунок Абросимовой Насти (9 класс) «Жить здорово!» Считаем, что это не только результат одаренности детей, но и той систематичной работы, что проводится в школе по профилактике вредных привычек.

Теме здоровьесбережения был посвящен мартовский педсовет в прошлом учебном году. Целью его стало проанализировать и оценить степень воздействия различных форм организации учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся, эффективность здоровьесберегающих технологий и проводимой работы по формированию ЗОЖ. Вопросы, которые обсуждались на педсовете:

  1.  Здоровье – основа эффективности обучения (зам директора по ВР Горох Н.Г.)
  2. Состояние здоровья школьников - мониторинговые исследования в начальных классах  (учитель начальных классов Кадушина М.В.)
  3. Критерии рациональной организации урока  (завуч школы Затонская Г.В.))
  4. Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса  - мастер-класс ( Горох Н.Г., Шлыкова О.М.)
  5. Внеклассные формы обучения и воспитания как средство формирования здоровья учащихся (Солоницына Н.В.)
  6. Методическая панорама «Здоровьесберегающие технологии».

Педагоги делились опытом использования на своих уроках  технологии игровых форм обучения, развивающих эмоционально-чувственную сферу ребенка и учитывающих его индивидуальные психологические особенности; технологии личностно-ориентированного обучения, нацеленной на индивидуальное развитие личности ребенка (одаренного, способного, «обычного», нуждающегося в коррекции), на право ученика и родителей выбирать уровень обучения с точки зрения здоровьесбережения; технологии проектирования и моделирования, основанных на субъект-субъектных принципах взаимодействия ученика и учителя; технологии парной и групповой работы; тренинговых форм занятия; проведение уроков на природе; технологии психологического сопровождения образовательного процесса.

Традиционно в школе в течение более 10 лет проводятся Школьные олимпийские игры в мае и Осенняя спартакиада в сентябре. Ежемесячно планируются общешкольные Дни здоровья. Они всякий  раз проходят по-разному: «Веселые старты» для малышей, Универсальные олимпийские игры, соревнования между школьниками, родителями и учителями и многое другое.

Особая страница в воспитании ЗОЖ в школе – это ежегодные конкурсы социально значимых проектов. Так в прошлом году учащиеся 7- 11 классов защищали свои проекты на тему «Модно быть здоровым», предлагая свои пути решения проблемы.  В этом году в апреле прошел конкурс социально значимых проектов по следующим номинациям: «Наше здоровье в наших руках», «Спорт для всех». Учащиеся представляли как индивидуальные проекты, так и коллективные. Вот лишь неполный перечень проблем, поднятых учащимися: «Осанка – основа здоровья», «Хочешь быть здоровым – будь им», «Первый шаг к здоровью», «Как наше слово отзовется», «Мусор: жечь или не жечь?», «Сменка – чистота или здоровье?», «Спорт против курения и наркотиков» и т.д.

Конечно, не все проблемы нами решены. Но то, что в школе из 52 учащихся  курит лишь 2 девочки-старшеклассницы (ни одного мальчика!!!) уже является определенным показателем.

Мы за здоровый образ жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я выбираю жизнь!" классный час о здоровом образе жизни

"Я выбираю жизнь" классный час о здоровом образе жизни...

"Мы выбираем, жизнь!" - внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни

Общешкольное мероприятие для старшеклассников по профилактике вредных привычек...

Дискуссия «Я Выбираю жизнь!!! Какую жизнь я выбираю?»

Обсуждение проблем, связанных с ведением здорового образа жизни....

Статья. Публикация. "Вестник СПО" Май 2021г.-Стиль жизни – здоровый образ жизни! Или спорт как досуг.

Статья. Публикация. "Вестник СПО" Май 2021г.-Стиль жизни – здоровый образ жизни! Или спорт как досуг....


 

Комментарии

Спасибо за публикацию! Здорово,когда узнаёшь,что работаешь в одном направлении! Ведь,действительно,ЗДОРОВЫМ ЖИТЬ ЗДОРОВО!