Воспитательная программа "Здоровье"
методическая разработка (физкультура и спорт) по теме
Данная программа содержит материал по здоровьесбережению в урочной и внеклассной работе с обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная программа "Здоровье"
МБОУ «Шлинская основная общеобразовательная школа»
Пояснительная записка.
Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения, ограниченной коммуникации, недостаточного самоуважения. Сохранение здоровья каждого - залог здоровья нации.
Статистические данные за последние годы показывают высокую заболеваемость детского населения. Анализ показывает, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижение уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни. Это сделало необходимым введение в воспитательную программу школы модуля «Здоровье», призванного обеспечить сохранение и улучшение физического, психического и социального здоровья.
Для успешной реализации идеи модуля воспитательной программы "Здоровье" в школе введён элективный курс «Здоровый образ жизни», работает кружок «Юный медик», которые непосредственно участвуют в работе этого модуля. Это позволяет систематически вести просветительскую работу, целенаправленно воспитывать установку на здоровый образ жизни, формировать понятие о здоровье, как о жизненной ценности, вести профилактику девиантного поведения, формировать социальную активность, воздействовать на сохранение и укрепление здоровья ребенка. Данная программа призвана показать достижения физического и духовного совершенства, сделать так, чтобы спорт, здоровье, гармония и красота стали несовместимой с хамством, сквернословием, вымогательством.
В школе первой ступени работает направление - «Азбука здоровья», второй ступени - «Золотые правила здоровья», «Быть здоровым и красивым».
Цели программы:
- Сохранение здоровья детей.
- Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
- Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Задачи:
- сформировать правильное отношение к своему здоровью, восприятие здоровья как жизненной ценности;
- сформировать способность к самодиагностике состояния здоровья и устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни;
- обучить учащихся самостоятельно снимать с себя психическое напряжение, подготовить к встрече со стрессами, опасностями и трудностями;
- формирование у педагогов, родителей и учащихся здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
- Формирование здорового образа жизни в семье.
- Улучшение организации питания учащихся.
Перечень направлений работы:
- Материально- техническое обеспечение образовательного учреждения;
- Мониторинг и коррекция развития учащихся;
- Организация рационального питания;
- Формирование валеологических знаний у учителей, учащихся и их родителей (беседы врачей - специалистов);
- Профилактика заболеваний детей и подростков;
- Предупреждение зависимого поведения (курения, алкоголизации, употребления психоактивных веществ);
- Воспитание культуры потребления медицинских услуг;
- Соблюдение валеологических требований на занятиях и во внеурочной деятельности;
- Профилактика травматизма и основы личной безопасности;
- Совершенствование системы спортивно - оздоровительной работы;
- Мониторинг и совершенствование гигиены помещения, школьной территории, спортивных сооружений;
- Контроль над выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся.
Содержание работы
1-4 классы «Азбука здоровья» | 5-9 классы «Золотые правила здоровья», «Быть здоровым и красивым». | |
Первая четверть | ||
I .Диагностика | ||
Состояние здоровья на начало учебного года | Состояние здоровья на начало учебного года (5-9кл.) | Мониторинг соматического здоровья |
Мониторинг соматического здоровья | ЦРБ, ОВОП – педиатр | |
II.Режим учебного процесса | ||
Составление расписания занятий с учетом с учетом санитарных норм – зам. директора по Увр | ||
Формирование банка данных на учащихся группы риска и больных детей - кл. рук. | ||
Мониторинг на классных часах с целью выявления психологического климата в классе, детей, нуждающихся в индивидуальном подходе | ||
Страхование учащихся – родители учащихся | ||
III.Уроки и здоровье | ||
Уроки Мойдодыра (1кл.) Уроки Айболита (2кл.) Уроки Знайки (3-4 кл) | Твое психическое здоровье | Умей контролировать эмоции |
Проведение специальной гимнастики на осанку | Проведение бесед о здоровом образе жизни | |
Организация специальных физкультурных групп – учитель ФК на основании мед. справок | ||
IV .Методическая работа с педагогическим коллективом | ||
Выступление на педагогических советах с анализом результатов проведенных диагностик | ||
Проведение обучающих семинаров
| ||
V.Работа с родителями | ||
Выступление на родительском собрании с результатами диагностик | ||
Проведение родительского лектория | ||
|
|
|
Индивидуальные консультации | ||
VI .Оздоровительная работа | ||
День здоровья – совет КФК, учитель ФК | ||
Викторина «Юный пешеход» | Викторина «Спорт» | Тематическая дискотека «Начало трагедии» |
Викторина «Красный, желтый, зеленый» | Самооценка физического и познавательного потенциала | Олимпиада «Здоровый образ жизни» |
Суд над наркоманией (ролевая игра) вожатая | ||
Вторая четверть | ||
I .Диагностика | ||
Диагностика общей утомляемости. | Состояние зрительного утомления (мониторинг позы) | Диагностика функционального состояния (9) |
II.Режим учебного процесса | ||
Проверка режима проветривания школьных помещений | ||
Отслеживание чистоты и безопасности пешеходных дорожек в зимний период - завхоз | ||
Смотр экологичности школьных помещений – учитель биологии | ||
III .Уроки и здоровье | ||
Уроки Мойдодыра (1кл): - Уход за руками и ногами | Как не заболеть (профилактика инфекционных заболеваний) | |
Уроки Айболита (2кл.): - прививки от болезней; -безопасность при любой погоде | Профилактические беседы с медицинскими работниками педиатр | Всемирный день борьбы со СПИДом вожатая |
Уроки Знайки (3-4 кл): - надо уметь сдерживать себя | Интегрированные уроки по истории, биологии, математике и ОБЖ по материалам серии книг «Здоровье», составитель проф. Касаткин В.Н. | |
IV. Методическая работа с педагогическим коллективом | ||
Проведение обучающих семинаров
| ||
МО кл. руководителей: Формы работы с классом для преодоления вредных привычек учащихся. | ||
Встреча со специалистами центров профилактики здоровья. | ||
V .Работа с родителями | ||
Проведение родительского лектория | ||
|
|
|
Индивидуальные консультации | ||
Встречи родителей со специалистами, врачами по теме «Здоровье детей в наших руках!» | ||
VI. Оздоровительная работа | ||
Неделя физической культуры. | ||
Большие психологические игры (5 кл) | «Зимние забавы» | |
Занятие «Ребенок в мире вредных привычек» | «Бесконфликтность»(7кл) | «Курение: дань моде, привычка, болезнь» |
Третья четверть | ||
I .Диагностика | ||
Диагностика школьных трудностей | Склонности к девиантному поведению (курение, алкоголь) | Склонности к девиантному поведению (наркотики и психотропные вещества) |
II.Режим учебного процесса | ||
Контроль освещенности в классах и коридорах - завхоз | ||
III. Уроки и здоровье | ||
Зимние забавы | Беседы «О вреде курения, алкоголя, наркотиков» | Деловая игра «Умей сказать НЕТ!» |
Уроки Мойдодыра | Деловая игра «Три товарища» | Лекция «Болен-лечись, а здоров - берегись» |
Уроки Айболита | Работа волонтерских групп | Мини-сочинение по профилактике зависимого поведения |
Интегрированные уроки по истории, биологии, математике и ОБЖ по материалам серии книг «Здоровье», составитель проф. Касаткин В.Н. | ||
IV.Методическая работа с педагогическим коллективом | ||
Проведение обучающих семинаров
| ||
Итоги диагностики склонности к девиантному поведению. | ||
МО класс. руководителей: Деловые игры по профилактике девиантного поведения и ЗОЖ. | ||
V.Работа с родителями | ||
Проведение родительского лектория | ||
|
|
|
Индивидуальные консультации | ||
Работа «Маминой школы» | ||
VI .Оздоровительная работа | ||
Игра на свежем воздухе «Снеговик - года» | Прогулки в лес | Соревнования по баскетболу, волейболу, зимнему ориентированию, лапте. |
Конкурс агитбригад. Конкурс плакатов "Нет наркотику, сигарете". | ||
Четвертая четверть | ||
I.Диагностика | ||
Состояние здоровья на конец учебного года | ||
II.Режим учебного процесса | ||
Организация динамических пауз на свежем воздухе | ||
Экологический субботник – вожатая | ||
III.Уроки и здоровье | ||
Уроки Мойдодыра: -как правильно вести себя на воде | Интегрированные уроки по истории, биологии, математике и ОБЖ по материалам серии книг «Здоровье», составитель проф. Касаткин В.Н. | |
Уроки Айболита: -первая помощь при травмах | Уроки-практикумы «Умей сказать нет» | Как готовиться к экзаменам |
Уроки Знайки: -нехорошие слова, недобрые шутки | День защиты детей | |
Неделя ОБЖ и ПДД | ||
IV.Методическая работа с педагогическим коллективом | ||
Проведение обучающих семинаров
| ||
V .Работа с родителями | ||
Проведение родительского лектория | ||
|
| |
VI. Оздоровительная работа | ||
Игры на смекалку | Однодневные походы | Многодневные походы |
Общешкольный турслёт | ||
Нас вызывает Спортландия | Легкоатлетический турнир | |
Соревнования по спортивному ориентированию. |
Систематически в течение года осуществляется:
- работа спортивных секций
- работа тренажерного и хореографического залов
- специализированных медицинских групп
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм
- динамические паузы во время занятий
- физминутки во время уроков
- игры на свежем воздухе и динамический час в ГПД
- ведутся занятия элективного курса «Основы здорового образа жизни»
- цикл классных часов по планам классных руководителей
- разработка материалов по здоровьесберегающим технологиям и просветительской деятельности
- агитационная работа через информационный стенд «Уголок здоровья» и сменные выставки плакатов и бюллетеней
- профилактические мероприятия в начальной школе (согласно отдельному плану)
- мероприятия ежегодной диспансеризации
- валеологическая паспортизация кабинетов
- мониторинг заболеваемости
- отслеживание качества и организации горячего питания
- инструктирование по ТБ учителей и школьников
- регулярная дезинфекция помещений
- совершенствование материально-технической базы
Взаимодействие:
В ходе реализации программы складывается сотрудничество с ОВОП посёлка Куженкино, ЦРБ г. Бологое, спортивным комплексом в/ч 68586, Дворцом спорта для детей и молодёжи г. Бологое, Куженкинской СОШ, МОУ «Спенховская СОШ».
Мониторинг состояния здоровья обучающихся
Приложение № 1
Состояние здоровья обучающихся в классах в конце учебного года
Класс | Количество обучающихся | Количество обучающихся с отклонениями в физическом развитии | Количество обучающихся с нарушением осанки | Количество обучающихся с нарушением зрения | Количество обучающихся с хроническими заболеваниями | Частота острых заболева-ний | |||
Дефицит массы тела | Избыток массы тела | На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | ||||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
итого |
Приложение 2
Структура заболеваемости обучающихся в классах
Класс | Количество обучающихся | Заболевания желудочно-кишечного тракта | Болезни почек | Функциональные изменения сердечно-сосудистой системы | Заболева-ния щитовид-ной железы | Лор-пато-логия | Аллерги-ческие заболева-ния |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
итого |
Приложение 3
Распределение обучающихся по группам здоровья
Класс | Количество обучающихся | Количество обучающихся с первой группой здоровья | Количество обучающихся со второй группой здоровья | Количество обучающихся с третьей группой здоровья | Количество обучающихся с четвёртой группой здоровья |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».
Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...
Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»
Я не претендую на новизну приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...
Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика,...
Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)
1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....
Доклад на заседании МО заместителей директоров по воспитательной работе Ельниковского муниципального района "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"
Доклад "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"...
Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»
Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...