СОПРЯЖЕННЫЙ МЕТОД – КАК СПОСОБ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ В ДЮСШ
методическая разработка по физкультуре по теме

Сабирова Юлия Николаевна

Данный материал будет полезен как тренерам -преподавателям, работающим в ДЮСШ, так и учителям физической культуры, занимающимся с детьми баскетболом в школьной секции. В работе расмотрен обзор литературы по проблеме применения метода сопряженного воздействия в учебно-тренеровочном процессе, а так же предложена методическая разработка с использованием этого метода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОПРЯЖЕННЫЙ МЕТОД – КАК СПОСОБ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ В ДЮСШ

        

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……...………...……………………………………………………..3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ.

1.1. Особенности использования средств и методов на этапе начальной подготовки в баскетболе………………………………………………………..6
1.2.Организационно-методическое обоснование повышения уровня физической подготовленности баскетболистов на этапе начальной подготовки………………………………………………………………………..15
1.3.   Характеристика сопряженного метода и его использование в игровых видах спорта……………………………………………………………………..22

ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Задачи и методы исследования………………………………………….27
  2. Организация исследования………………………………………………31

ГЛАВА III. АНАЛИЗ  РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Содержание учебно-тренировочного процесса баскетболистов с использованием сопряженного метода………………………………………...33

3.2. Результаты исследования и их обсуждение………………………………49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………..…………………………………………….58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…………………………………..61

ВВЕДЕНИЕ.

Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма. Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды (Д.И.Нестеровский,2004).

Эффективность спортивных игр  [5], для  гармоничного физического  развития и подготовленности  объясняется, во-первых, их спецификой, во-вторых,  глубоким разносторонним воздействием на организм занимающихся, развитием физических качеств и освоением жизненно важных двигательных навыков, в-третьих, доступностью для детей различного возраста и подготовленности, в - четвертых  тем, что уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне: от незначительной  на занятиях с оздоровительной направленностью до предельного физического и психического напряжения на уровне спорта высших достижений, в-четвертых, высокой эмоциональностью. Спортивные игры  по нашему мнению, являются эффективным средством развития двигательных способностей у подростков.

Проблема выбора средств и методов в тренировке детей и подростков исследована в работах В.П. Филина, В.Г. Алабина, В.С. Топчияна, П.И. Кабачковой, Г.А. Зельдович, Н.А. Минаевой, В.Г. Никитушкина и др. В результате исследований классифицированы средства подготовки в зависимости от возрастных особенностей, вида спорта и тренирующего воздействия, обоснованы эффективные методы тренировки.

Проблема определения допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок в занятиях с различными возрастными группами изучалась многими специалистами под руководством В.П. Филина, Ф.П. Суслова, М.Я. Набатниковой, В.К. Бальсевича и ряда других авторов. Сделаны первые попытки нормирования тренировочных нагрузок по объему и интенсивности.

Несмотря на достаточный объем литературных источников, раскрывающих методы воспитания физических качеств на различных этапах тренировки, проблема комплексного подхода в развитии двигательных способностей баскетболистов второго года обучения исследована недостаточно. В связи с этим, актуальным является изучение динамики изменения уровня развития кондиционных способностей юных баскетболистов на основе сопряженного метода.

           Методологическая основа исследования построена  на комплексе идей и научных положений теории и методики физического воспитания (Л.П.Матвеев, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, П.К. Петров,  В.П.Филин, В.И.Лях и др.), теории и методике спортивных игр (Ю.Д Железняк, Ю.М. Портнов).

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ.

  1. Особенности использования средств и методов на этапе начальной подготовки в баскетболе.

Подготовка юных баскетболистов в нашей стране осуществляется в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях. В школах проводится внеклассная спортивная работа, которая осуществляется в спортивных секциях. Группы начальной подготовки комплектуются из числа учащихся общеобразовательных школ, желающих заниматься спортом.

Основная форма обучения юных спортсменов - тренировка. Через систему тренировок осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие, решаются основные спортивные, оздоровительные и воспитательные задачи. Интересно поданная система спортивных упражнений в значительной степени предрешает успех тренировки, настраивает юных спортсменов на рабочий лад и чаще всего определяет конечную цель учебной работы на тренировке. Главная цель тренировки состоит не столько в том, чтобы юные спортсмены овладели той или иной системой упражнений, сколько в том, чтобы они поняли и усвоили определенные правила развития тех или иных закономерностей овладения конкретными спортивными умениями, пользуясь которыми они могли бы "проиграть" любую спортивную ситуацию.

Этап начальной подготовки – это «фундамент» физкультурно-спортивной деятельности юного баскетболиста. Работа на данном этапе  направлена на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники баскетбола[14].

Длительность этапа начальной спортивной специализации составляет 2-3 года. Основными направлениями в организации работы групп начальной подготовки юных баскетболистов являются достижения универсальности и разносторонности.

Главными задачами на этапе начальной спортивной специализации являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.

         Интерес  к проблеме  развития двигательных способностей  у детей и подростков  не угасает вот уже более ста лет. Главный человек, которому более всего интересна эта проблема — учитель. При её рассмотрении он находит ответ на главный вопрос: для чего необходимо систематически и направленно воздействовать на развитие физических способностей  у учащихся.

В группах начальной подготовки юные баскетболисты изучают основы техники баскетбола, индивидуальную и элементарную групповую тактику игры, осваивают процесс игры, получают теоретические сведения о строении организма, гигиеническом обеспечении тренировочного процесса, изучают тактическую подготовку с преимущественным развитием быстроты, гибкости и координации движения; сдают соответствующие нормативы. Стремятся к овладению техническими приемами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре. Обучаются основам индивидуальной, групповой и командной тактике игры в баскетбол. Осваивают процесс игры в соответствии с правилами баскетбола. Участвуют в товарищеских играх и в неофициальных турнирах по баскетболу, а также принимают участие в соревнованиях по ОФП, «Веселые старты», в которых основной задачей является результат выступления.

Основная установка программы начальной подготовки - обучающая. Заключается она в необходимости создания предпосылок для успешного обучения юных спортсменов широкому технико-тактическому арсеналу, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности. Основным показателем работы спортивных школ по баскетболу является выполнение в конце каждого года нормативных требований, предъявляемых к уровню подготовленности занимающихся.

Важным фактором при выборе средств подготовки является их разностороннее воздействие на организм. Избранные средства широко варьируются. Большое внимание уделяется акробатическим и гимнастическим упражнениям, легкой атлетике, разнообразным играм и т. п. Особое место в занятиях занимают упражнения с мячами. Их задачами является не только физическое развитие, но и освоение умений владеть мячом, согласовывать свои действия с мячом во времени и пространстве. По мере роста подготовленности баскетболиста эта способность приобретает решающее значение [9,15,22].

 Задачами этапа начальной подготовки являются:

1.  Отбор способных к занятиям баскетболом детей;

2. Формирование стойкого интереса к занятиям;

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;

4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры;

5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям;

6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола[1].

Начальный   этап  обучения баскетболу – это  создание предпосылок и ознакомление с техническим приемом (тактическим действием). В качестве предпосылок успешного обучения выступают двигательный опыт обучаемого, уровень развития физических качеств, знание об изучаемом приеме игры (ориентировочная основа действия и основные опорные точки, основные моменты движения).

На этом этапе происходит повышение уровня развития основных и специальных физических качеств, расширение двигательного опыта, создание ориентировочной основы действия и ознакомление с основными опорными точками. Формируется образ, модель изучаемого приема игры[6].

Средствами начального этапа обучения являются:

1. Общеразвивающие и подготовительные упражнения.

2. Аудиовизуальное средства.

Общеразвивающие упражнения направлены на повышение уровня развития основных физических качеств и расширение двигательного опыта, подготовительные - на развитие специальных для конкретного приема игры качеств. При помощи аудиовизуальных средств формируется представление, «образ» приема.

Методы:

1. Методы развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

2. Методы наглядного восприятия.

3. Словесные методы.

4. Аудиовизуальные воздействия.

Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования[7].

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.

Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Например, к числу специально подготовительных упражнений  относятся  у  игровиков - игровые действия и комбинации. Другим примером могут служить упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательного действия. К числу специально подготовительных относятся в определенных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических качеств, необходимых дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы[7].

        Состав специально подготовительных упражнений в решающей мере определяется спецификой избранной спортивной дисциплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену.

Объясняется это тем, что нередко многократное выполнение соревновательных упражнений из избранного вида спорта не позволяет в необходимой мере совершенствовать силу, быстроту, выносливость, подвижность в суставах так, как этого можно добиться с помощью специальных упражнений. Причина этого прежде всего, заключается в том, что очень часто число повторений соревновательных упражнений в целостном виде нельзя сделать достаточно большим главным образом из-за высоких нервных и физических напряжений, что особенно важно учитывать в индивидуальных видах спорта.

В зависимости от преимущественной направленности специально подготовительные упражнения подразделяются на подводящие способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.

К числу специально подготовительных упражнений относятся  и имитационные упражнения, которые подбираются таким образом, чтобы действия спортсмена возможно больше соответствовали по координационной структуре характеру выполнения и особенно по кинематике избранной спортивной дисциплине[12].

        Среди множества специально подготовительных упражнений тренер должен уметь не только подбирать их для решения конкретной поставленной задачи, но и создавать новые из частей, элементов, связок движений. Это должны быть упражнения, сходные по координации, усилиям, характеру, амплитуде и другим особенностям с соревновательным упражнением. Однако все средства тренировки должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Одни из них должны дальше улучшать уже сильные стороны спортсмена, другие средства должны подтянуть отдельные отстающие технические действия или физические качества[16].

        К основным средствам, применяемым в процессе интеграции локальных результатов обучения в игровую деятельность, относятся:

- упражнения сопряженного характера, совмещающие совершенствование двух или нескольких видов подготовленности;

- комплексные упражнения с последовательным чередованием компонентов подготовленности;

- специальные игровые задания состязательного характера, включающие все виды подготовленности при господствующем значении одного из них;

- подводящие и подготовительные игры, построенные на использовании игровых действий в различных сочетаниях и с различной последовательностью их воспроизведения;

- учебные двусторонние игры с акцентированным совершенствованием сформированных взаимосвязей между компонентами подготовленности;

- контрольные и официальные игры с системой установок на игру и последующим анализом результатов[6].

          Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятельности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; соревновательный метод.

        В основе метода сопряженных воздействий заложена возможность успешно решать задачу развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки. Применительно к занятиям по баскетболу сущность метода сопряженных воздействий проявляется также в создании условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и тактических умений, технико-тактических навыков и специальных физических кондиций, устанавливая между ними рационально и целесообразно необходимые количественные и качественные соотношения, адекватные специфике игровой деятельности. Сопряженный метод придает занятиям эмоциональную окраску, позволяет экономить время и приближает обучение к специфическим требованиям самой игры.

          Игровой метод может быть представлен упражнениями в игровой форме и игрой. Существуют два основных подхода к применению игрового метода в обучении навыкам баскетбола: 1) путь логического сопоставления игровых действий в баскетболе и в применяемых игровых заданиях или играх с акцентом на достижение адекватности между ними; 2) применение игр с использованием сочетаний игровых действий в режимах мышечной работы, идентичных специфическим условиям непосредственно игрового противоборства[16].

        Участие юных баскетболистов в специальных игровых упражнениях, подвижных и подготовительных играх связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных технико-тактических задач с выборочным проявлением двигательного потенциала на фоне повышенного эмоционального и функционального состояния организма. Тем самым создаются облегченные условия синтеза имеющегося арсенала игровых навыков и качеств, приобретенных в процессе локальных педагогических воздействий, с последующим переносом положительных результатов непосредственно в основную игровую деятельность.

 Метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности подразумевает конструирование в игровой форме сходных с предстоящей игровой деятельностью ситуаций, включая особенности противодействия «условных» соперников. Повторное воспроизведение конкретных технико-тактических действий в нападении и защите с учетом сильных и слабых сторон противодействия позволяет адаптироваться к напряженным условиям соревновательного противоборства, повысить надежность и результативность основных слагаемых игровой деятельности.

         Повышение эффективности педагогического процесса путем применения специально организованной соревновательной деятельности составляет основу соревновательного метода. Он может быть представлен соревнованиями на количественный или качественный результат при выполнении отдельных игровых действий. Дух состязания должен пронизывать каждое тренировочное занятие на этапе совершенствования компонентов подготовленности занимающихся. Но особая ценность соревновательного метода заключается в возможности создавать условия двигательной деятельности, максимально приближенные к игровым, и тем самым стимулировать возможно полную комплексную реализацию результативных сторон предшествующего автономного обучения, одновременное взаимосвязанное совершенствование всех компонентов подготовленности играющих[16].

        В основу методики физической подготовки по программе «Баскетбол» для ДЮСШ  положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала школьников. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности[1].

2.Организационно-методическое обоснование повышения уровня физической подготовленности баскетболистов на этапе начальной подготовки.

Баскетбол характеризуется разнообразной двигательной деятельностью. Он включает бег, ходьбу, прыжки, метания, ловлю и броски, различные силовые упражнения. Эти упражнения выполняются в условиях взаимодействия с игроками своей команды и командами соперников. Эффективность действий спортсмена в игре обусловлена быстротой оценки игровых положений и действиями игроков, совершенствованием технических приемов, уровнем физического развития[10].

По мнению многих специалистов (А.Л.Дулина, 1996; Ю.М.Портнова, 1997; А.Я.Гомельского, 1997; Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова, 2004; Д.И.Нестеровского, 2004), для баскетбола характерны высокий динамизм в развитии ситуаций, постоянное чередование оборонительных и наступательных фаз игры, непрерывное переключение игроков от одних двигательных действий к другим, многообразие способов их выполнения, вариативность скорости и направлений перемещений, определяющее значение зрительного анализатора в оценке изменяющихся условий и выборе адекватных ответных действий, комплексное задействование практически всех групп мышц и функциональных систем организма, преобладание скоростно-силового режима мышечной работы, синхронность в деятельности верхних и нижних конечностей и т.д. В связи с этим баскетболисты, занимающиеся в детско-юношеских спортивных школах, особенно в группах спортивного совершенствования, для эффективной соревновательной деятельности должны обладать достаточным уровнем физической подготовленности и высоким уровнем технико-тактического мастерства.

Различают общую и специальную физическую подготовку[16].

Общая физическая  подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.

Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.

Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей  организма  путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические качества, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека[5].

Специальная физическая подготовка (СФП) - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП - увеличивается[13].

Обучение навыкам игры в баскетбол рассматривается как успешное лишь в том случае, если занимающиеся могут результативно использовать свой двигательный потенциал в условиях игрового противоборства. Формирование взаимосвязей между отдельными компонентами подготовленности составляет основу обучения игровой деятельности[10].

Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок и решаемых задач.

Единственно правильное решение вопроса об использовании общей и специальной физической подготовки состоит в их разумном сочетании на разных этапах учебно-тренировочного процесса. На начальном этапе подготовки должна преобладать базовая ОФП независимо от вида спорта[13].

Один из ведущих специалистов в теории спортивной подготовки В.Н. Платонов (1986) отмечает, что современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.

Средствами физической подготовки являются специальные упражнения и элементы избранного вида спорта. Соотношение ОФП и СФП в процессе спортивной тренировки меняется по мере роста спортивного мастерства постепенно возрастает удельный вес СФП. В зависимости от квалификации спортсменов на ОФП отводится от 70% (в начальный период подготовки) до 30%(для спортсменов высших разрядов) тренировочного времени[2].

На начальном этапе обучения (10—12 лет), когда эффективность средств баскетбола еще незначительна (малая физическая нагрузка при выполнении упражнений по технике и в двусторонней игре), объем общей физической подготовки составляет 60—70% общего времени, отводимого на занятия. Целесообразно периодически выделять отдельные занятия на общую физическую подготовку. В этом случае в подготовительной части занятия даются знакомые упражнения и игры. Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением юных спортсменов технике и тактике баскетбола. Основным средством ее (кроме средств баскетбола) являются специальные упражнения (подготовительные), которые особенно большую роль играют на начальном этапе обучения. Подготовительные упражнения укрепляют кисти рук, развивают силу и быстроту сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, прыгучесть, быстроту реакции и - ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещения в ответных действиях на сигналы, специальную выносливость (прыжковую, скоростную, скоростно-силовые усилия), прыжковую ловкость, специальную гибкость, необходимые для овладения техникой и тактикой игры[1].

Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными, баскетбольными, теннисными, хоккейными мячами, со скакалкой[13].

Практика показывает, что занятия баскетболом обычно начинаются с 7-8 лет. Первым звеном, наиболее массовым, являются общеобразовательные школы, где этот вид спорта включен в разные формы физического воспитания. Углубленные целенаправленные занятия баскетболом рекомендуется начинать в возрасте 10-11 лет[7].

Длительность этапа начальной спортивной специализации составляет 2-3 года. Основными направлениями в организации работы групп начальной подготовки юных баскетболистов являются достижения универсальности и разносторонности. Исходя из этого, на занятиях групп начальной подготовки решаются следующие задачи:

1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.

2. Воспитание специальных качеств, необходимых для успешного овладения навыками игры (координация движений, быстрота, гибкость, ловкость, способность ориентироваться в меняющейся обстановке, скоростно-силовые).

3. Укрепление опорно-двигательного аппарата.

4. Обучение основам техники перемещения и стоек, ловли, передач, ведения мяча, броска мяча в кольцо.

5. Начальное обучение тактическим действиям в нападении и защите.

6. Выполнение нормативных требований по видам подготовки.

7. Привитие навыков к соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола и стойкого интереса к занятиям баскетболом.

8. Первичный отбор способных к занятиям баскетболом детей.

В соответствии с этими задачами происходит, и распределение учебного времени [12].

Основными задачами занятий баскетболом в группах начальной подготовки являются всесторонняя физическая подготовка, овладение основными техническими приемами и элементарными тактическими приемами игры, воспитание стойкого интереса к занятиям. С детьми 10-13 лет следует проводить трехразовые тренировки в неделю продолжительностью 90 мин. В 13-14-летнем возрасте продолжительность занятий увеличивают до 2-2,5 часа.

Основная установка программы начальной подготовки - обучающая. Заключается она в необходимости создания предпосылок для успешного обучения юных спортсменов широкому технико-тактическому арсеналу, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности. Основным показателем работы спортивных школ по баскетболу является выполнение в конце каждого года нормативных требований, предъявляемых к уровню подготовленности занимающихся[1].

Важным фактором при выборе средств подготовки является их разностороннее воздействие на организм. Избранные средства широко варьируются. Большое внимание уделяется акробатическим и гимнастическим упражнениям, легкой атлетике, разнообразным играм и т. п. Особое место в занятиях занимают упражнения с мячами. Их задачами является не только физическое развитие, но и освоение умений владеть мячом, согласовывать свои действия с мячом во времени и пространстве. По мере роста подготовленности баскетболиста эта способность приобретает решающее значение[10].

Начальный  этап подготовки предусмотрен для тренировки всех желающих детей заниматься спортом по программе общей физической подготовки, не имеющих медицинских противопоказаний. Этапы начальной подготовки, учебно-тренировочный и спортивного совершенствования определены нормативными документами для детских спортивных школ. В нашей  работе целесообразно отметить несколько тенденций, характерных для развития детско-юношеского спорта в стране.

На ранних этапах подготовки (предварительной подготовки и начальной спортивной специализации) особенно важно выявить морфологические особенности занимающихся, их соответствие конкретным требованиям вида спорта, определить сенситивные периоды в свете развития основных физических качеств, способности к обучаемости различным упражнениям, типологические свойства нервной системы, темперамент.

Результативность процесса спортивной тренировки во многом зависит от правильного планирования средств и методов для развития физических качеств. Тренер-преподаватель должен хорошо знать основные средства и методы развития и совершенствования разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств и методов их совершенствования применительно к конкретным условиям[14].

Эффективность тренировочного процесса может быть обеспечена на основе определенной структуры, представляющей собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов тренировочного процесса, их общую последовательность и закономерное соотношение друг с другом[13].

Спортивные занятия с юными спортсменами строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Их эффективность в значительной степени зависит от рациональной организации, обеспечивающей должную плотность занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки, тщательного учета индивидуальных особенностей занимающихся. В зависимости от вышеперечисленных факторов, этапа подготовки предпочтение может быть отдано различным организационным формам тренировочных занятий; групповой, индивидуальной, фронтальной, а также самостоятельным занятиям[17].

В основу методики физической подготовки по программе «Баскетбол» положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала школьников. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности [1].

1.3.   Характеристика сопряженного метода и его использование в игровых видах спорта.

Конкретный эффект любого педагогического средства  определяется не только его содержанием и формой, но  и способом применения, т.е. методом.

В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

При совершенствовании технической подготовки у баскетболистов, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах, применяются следующие методы: метод усложнения, метод многоканальной реализации двигательных программ, метод моделирования, метод переключений, интервальный метод, метод сопряженных воздействий, метод круговой тренировки (Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, 2004).

Рассмотрим более подробно каждый из этих методов.

Метод усложнения заключается в том, что сокращаются число пространственных характеристик условий выполнения действия и время реализации двигательной задачи, усложняются исходные и заключительные положения и фазы технических действий, изменяются темп и ритм отдельных фаз в общей структуре технического приема, возрастает скорость выполнения, как отдельных фаз, так и приемов в целом.

Метод многоканальной реализации двигательных программ. В рамках этого метода разработаны средства формирования определенных вариантов выполнения технического приема, например, броска мяча в корзину, соответственно обозначенным ранее типовым игровым ситуациям. Наиболее целесообразны следующие ситуационные установки в совершенствовании техники броска мяча в корзину с направленностью:

- на стабильность;

- быстроту выполнения;

- увеличение высоты траектории полета мяча;

- выполнение броска с максимально дальней дистанции (А.Я.Гомельский, 1997; Ю.М.Портнов, 1997).

Наряду с этими методами технической подготовки при совершенствовании скоростных движений используется контрастный метод. Физиологическая основа этого метода заключается в воздействии на мышечную чувствительность и функции анализаторных систем путем контрастного изменения пространственно-временных и весовых параметров двигательного управления (мяч, кольцо): уменьшается диаметр кольца, изменяются размеры и массы мячей, создаются искусственные ограничения зрительного контроля.

Интервальный метод. При планировании интервальной тренировочной программы, тренер должен оперировать пятью переменными факторами:

- временем упражнения;

- интенсивностью упражнения;

- числом повторений или числом упражнений;

- продолжительностью восстановительной паузы;

- видом деятельности во время восстановительной паузы.

Одним из традиционных методов подготовки в баскетболе стала так называемая круговая тренировка, которая представляет собой комплекс упражнений, выполняемых в порядке последовательной смены «станций».

В замкнутой системе ни один процесс, ни одно действие ее элементов не может протекать изолированно, самостоятельно. В ответ на локальное включение в работу ее составляющих вовлекаются в большей или меньшей степени и другие процессы и элементы. Поэтому в упражнениях, направленных на развитие определенных двигательных качеств, формируются соответствующие взаимосвязи этих качеств и требуемые соотношения их уровней и одновременно технических навыков их использования. Этим неразрывным и сопряженным процессом в известной степени можно управлять для получения нужных количественных и качественных характеристик взаимосвязей параметров двигательной деятельности. На этом основано применение метода сопряженных воздействий. (Н.Г.Озолин, 2003; Е.В.Федотова, 2003; М.В.Сахарова, 2004).

Существуют три теоретически возможных варианта сопряженных воздействий на различные стороны подготовки баскетболистов: физическая – техническая, физическая – тактическая, техническая – тактическая.

Тренировка с преимущественным сопряженным воздействием на физическую и техническую подготовку баскетболистов осуществляется в двух основных формах:

а) выполнение легкоатлетических упражнений на фоне жонглирования, ведения и передач мяча;

б) выполнение упражнений по совершенствованию техники владения мячом на дорожке стадиона, в парке и т.д.

Тренировки с преимущественным сопряженным воздействием на физическую и тактическую подготовку представляют собой вариант, когда скоростные тактические взаимодействия в двойках, тройках, пятерках выполняются поперек или вдоль футбольного поля, т.е. на увеличенной площади для взаимодействия.

Техническая и тактическая подготовка квалифицированных игроков сливается в неразрывное целое – технико-тактическое мастерство. Поэтому практически любое упражнение по совершенствованию техники или тактики обладает сопряженным эффектом.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.
При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура[2].

           В основе метода сопряженных воздействий заложена возможность успешно решать задачу развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки. Применительно к занятиям по баскетболу сущность метода сопряженных воздействий проявляется также в создании условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и тактических умений, технико-тактических навыков и специальных физических кондиций, устанавливая между ними рационально и целесообразно необходимые количественные и качественные соотношения, адекватные специфике игровой деятельности.

Сопряженный метод придает занятиям эмоциональную окраску, позволяет экономить время и приближает обучение к специфическим требованиям самой игры. 

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

Результативному освоению современных навыков игры в баскетбол на определенном этапе обучения содействует  метод сопряженных воздействий. Его сущность состоит в создании оптимальных условий для взаимосвязанного комплексного совершенствования игровых приемов и необходимых для их эффективного воспроизведения физических качеств. Это достигается благодаря серийному повторению элементов техники игры с повышенной интенсивностью, а также конструированию упражнений с чередованием заданий на совершенствование технических приемов и акцентированное развитие специальных физических качеств в логической последовательности, присущей баскетболу[2].

Среди других методов, наиболее полно соответствующих особенностям СФП, выделяется сопряженный метод, который выражает методическую идею В.М. Дьячкова (1972) о единстве специальной физической и технической подготовки спортсменов. Этот метод характеризуется целесообразным подбором таких средств и методов, которые обеспечивают возможность развития СФП и совершенствования спортивной техники (Пойманов В.П., 1982).

     В основе метода сопряженных воздействий заложена возможность успешно решать задачу развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки. Применительно к занятиям по баскетболу сущность метода сопряженных воздействий проявляется также в создании условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и тактических умений, технико-тактических навыков и специальных физических кондиций, устанавливая между ними рационально и целесообразно необходимые количественные и качественные соотношения, адекватные специфике игровой деятельности. Сопряженный метод придает занятиям эмоциональную окраску, позволяет экономить время и приближает обучение к специфическим требованиям самой игры.

ГЛАВА ІІ. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Этапы  и методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.

2. Экспертное оценивание.

3. Педагогическое тестирование.

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики.

1. Анализ научно-методической литературы.

В процессе исследования обобщались и анализировались данные научно-методической литературы об особенностях использования средств и методов на этапе начальной подготовки в баскетболе, об организационно-методическом обоснование повышения уровня физической подготовленности баскетболистов, об особенностях использования метода сопряженного воздействия в учебно-тренировочном процессе баскетболистов.

Анализ научно-методической литературы по вопросу подготовки учебно-тренировочного процесса баскетболистов позволил выявить, что для  рациональной подготовки баскетболистов в ДЮСШ необходимо использовать разнообразные средства и методы, один  из наиболее эффективных – метод сопряженного воздействия.

Анализ литературных источников по данным вопросам дал возможность получить относительно полное представление о состоянии изучаемого вопроса, а также разработать методику повышения физической подготовленности баскетболистов, направленную на рационализацию подготовки баскетболистов в ДЮСШ, сформулировать цель  и задачи исследования.

2. Экспертное оценивание.

Для определения уровня технической подготовленности спортсменов, применялся метод экспертной оценки технических элементов: ведение мяча на 20 м (с),  передача мяча двумя руками от груди в движении, штрафной бросок, бросок мяча мосле ведения, передача мяча от груди в движении.

Испытуемым  были  предложены  следующие  контрольные упражнения  из четырех тестов,  позволяющих оценить уровень специальной технической  подготовленности юных баскетболистов. Критерии оценивания уровня специальной технической  подготовленности взяты из Примерная  программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) (а Ю.М.Портнов, В.Г.Башкирова,  В.Г.Луничкин,       М.И.Духовный,    А.Б.Мацак, А.Б Саблин, 2004г.  Оценивание проводилось 3я тренерами- преподавателями.

Тест 1. Ведение мяча на 20 м . Отмеряется расстояние 20 м. По сигналу испытуемый начинает бег с ведением мяча правой рукой.

Тест 2.Штрафные броски. Испытуемый занимает место у штрафной линии и по сигналу начинает выполнять броски в баскетбольное кольцо.

Тест 3.Броски в движении после ведения. Упражнение выполняется на правой стороне площадки. От средней линии баскетболист ведет мяч к щиту, входит в трехсекундную зону между первым и вторым и совершает бросок в движении.

Тест 4. Ловля и передача мяча от груди в движении. Два игрока на расстоянии 3–4 м друг от друга передают  мяч от груди.

Оценка техники производилась по 5-ти балльной шкале.

 5 баллов  – двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

4 балла – двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений. Имеются несущественные ошибки.

3 балла – двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущены одна существенная или несколько несущественных ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

2 балла – двигательное действие выполнено с грубыми нарушениями техники или многочисленными мелкими ошибками.
Основными методами оценки техники овладения двигательными действиями являются наблюдение, вызов, упражнения и комбинированный метод.

3. Педагогическое тестирование. 

Результативность технических действий баскетболистов оценивалось по следующим тестам.

     Тест 1. Ведение мяча на 20 м (с). Отмеряется расстояние 20 м. По сигналу испытуемый начинает бег с ведением мяча правой рукой. Секундомер останавливается при пересечении финишной линии.

      Тест 2.Штрафные броски (из 10 раз). Испытуемый занимает место у штрафной линии и по сигналу начинает выполнять броски в баскетбольное кольцо. Засчитываются только результативные броски.

    Тест 3.Броски в движении после ведения (из 5 раз). Упражнение выполняется на правой стороне площадки. От средней линии баскетболист ведет мяч к щиту, входит в трехсекундную зону между первым и вторым и совершает бросок в движении. Упражнение повторяется 5 раз. Учитывается количество попаданий, а также экспертная оценка техники выполнения упражнения.

Тест 4. Ловля и передача мяча от груди в движении. Учитывается количество передач мяча без потерь за 30сек.

4. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент проводился на базе ДЮСШ №7,  с баскетболистами группы начальной подготовки 2 года обучения (ГНП 2). Экспериментальная группа состояла из мальчиков 11-12 лет в количестве 12 человек, в контрольную группу так же вошло 12 мальчиков того же возраста.

В основе планирования программы учебно-тренировочного процесса в экспериментальной и контрольной группе лежала программа Примерная  программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) (а Ю.М.Портнов, В.Г.Башкирова,  В.Г.Луничкин,       М.И.Духовный,    А.Б.Мацак, А.Б Саблин, 2004г.    

В содержание учебно-тренировочного процесса   в экспериментальной группе в целях повышения уровня физической и технической подготовленности нами использовался на этапе проведения эксперимента   метод сопряженного воздействия.

 Тренировочные занятия проводились количестве 4-х раз в неделю, продолжительностью 2 часа.

 Учебно-тренировочный процесс в контрольной группе осуществлялся на основе предложенных программой средств и методов тренировки.

5. Методы математической статистики.

Метод математической обработки данных мы применяли для точности и достоверности педагогических выводов, вытекающих из математических формул (Петров П. К., 2001).                                                    

  1. вычисление средней арифметической величины (X) для каждой группы в отдельности по следующей формуле:

                                            -            Σ  X i

                                           X =           n

                     где Σ - знак суммирования; X i  - значение отдельного измерения;

n -общее число измерений в группе.

  1. вычисление процентного прироста результата ( %), по следующей формуле

         X  – Υ

% = ————    *100 %

           Υ

   где  Х - средняя арифметическая величина после эксперимента;

Υ - средняя арифметическая величина до эксперимента.

  1. вычисление среднего квадратичного отклонения (δ ) по следующей формуле

             X iмакс - X iмин

δ =     ±               K

где Xiмакс    - наибольший показатель; Xi мин - наименьший показатель;

К - табличный коэффициент, равный в данном случае 3,08.

  1. вычисление стандартной ошибки среднего арифметического значения (m)

                                           δ

по формуле: m=  ±    √n-1                                                                

где δ - квадратичное отклонение;   √n-1, так как n< 30 в нашем случае.

  1. определение достоверности различий по t-критерию Стьюдента (t) по следующей формуле:

                  X э - Xк

tst =           2               2

                                                      √ m э  +  m к              

где X - средняя арифметическая величина; т - стандартная ошибка среднего арифметического значения.

 Содержание учебно-тренировочного процесса баскетболистов с использованием сопряженного метода.

    Технология моделирования учебного материала по баскетболу у занимающихся в группе начальной подготовки 2го года обучения осуществлялась на основе  Примерной  программы для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) Ю.М.Портнов, В.Г.Башкирова,  В.Г.Луничкин,       М.И.Духовный,    А.Б.Мацак, А.Б Саблин, 2004г.

Цели и задачи учебно-тренировочного процесса баскетболистов второго года обучения являются: обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов, формирование стойкого интереса к занятиям, всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма; воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры; обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям; привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.

Тематический план распределения учебного материала по видам подготовки представлен в таблице 1.

Таблица 1.


п/п

Виды подготовки

Количество часов

1.

Теоретическая подготовка

24

2.

Практические занятия

Общая физическая

93

Специальная физическая

56

Техническая

75

Тактическая

54

Игровая

60

Контрольные и календарные игры

30

Восстановительные мероприятия

2

Контрольные испытания

16

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травматизма, оказание первой медицинской помощи.

4

Всего часов

414

Количество часов в неделю

9

Количество занятий в неделю

4

Техническая подготовка, применяемая на данном этапе.

I. Техника нападения.

1. Передвижения и стойки: передвижения c максимальной скоростью, ускорения, остановки; сочетание передвижений с остановками, прыжками, поворотами; сочетание передвижений, остановок, прыжков с техническими приёмами нападения.

2.Владение мячом: ловля мяча (на максимальной скорости передвижения при сопротивлении противника, на максимальной высоте прыжка при сопротивлении противника  с целью последующей атаки корзины); (после резкого входа в 3-секундную зону; в наивысшей точке прыжка с целью последующей атаки корзины; приём  голевых передач, скрытых передач, мяча в движении на максимальной скорости, сброшенного мяча в условиях, моделирующих различные игровые ситуации повышенной сложности; сочетание различных способов ловли мяча с техническими приёмами нападения в разных игровых ситуациях повышенной сложности;  Передача мяча (длинная передача мяча двумя и одной рукой сверху, передача мяча игроку, убегающему «в отрыв»; длинная передача в сторону боковой линии, передача мяча нападающему, входящему в 3-секундную зону в различных игровых ситуациях, передача мяча после ловли в прыжке, первая передача «в отрыв» после подбора мяча при активном сопротивлении противника; передача мяча с разворотом на 180°; передача мяча центровому игроку с целью атаки корзины, скрытые передачи из различных исходных положений; передача мяча с финтами, сбрасывание мяча при проходах на кольцо);

Броски мяча (в прыжке с ближних, средних дистанций, а также при активном сопротивлении противника, добивание мяча, бросок мяча в прыжке с разворотом на 180°; бросок мяча двумя, одной руками сверху вниз, на месте и в движении; штрафной бросок; добивание мяча после отскока от щита или кольца двумя и одной рукой в одно касание; многократное добивание мяча при активном противодействии; бросок мяча с места с дальних дистанций при активном сопротивлении противника; бросок мяча после резкого входа под кольцо в игровых ситуациях повышенной сложности).

3.Ведение мяча: проход под кольцо из исходного положения лицом и спиной к защитнику; проход вдоль лицевой линии с последующим сбрасыванием мяча партнёру, входящему в 3-секундную зону; ведение мяча со сменой режима и характера передвижения; дриблинг; проходы  из положений спиной, боком к щиту при активном сопротивлении противника; ведение мяча на максимальной скорости со сменой высоты отскока в игровых ситуациях при активном сопротивлении противника; обводка на скорости с различными способами маневрирования в ситуациях высокой игровой сложности; проход под кольцо с правой и левой стороны с последующей атакой корзины при активном сопротивлении противника.

II. ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ

1. Передвижения (сочетание передвижений, стоек  с техническими приёмами защиты в различных частях площадки; сочетание остановок и прыжков с техническими приёмами защиты; передвижения и стойки при подстраховке центрового игрока; передвижения и стойки при противодействии игрокам различного амплуа при их месторасположении в различных частях площадки.

2. Овладение мячом (отбивание и перехват голевых передач; противодействие дриблингу; отбивание и перехват мяча при передачах центровому игроку; противодействие броску сверху вниз; перехват и отбивание мяча при сбрасывании; сочетание подбора мяча у своего кольца с последующей передачей в отрыв; противодействие игрокам, находящимся в различных зонах площадки; противодействие при смене позиций центрового игрока.

По мнению Озолина Т.В., существуют три теоретически возможных варианта сопряженных воздействий на различные стороны подготовки баскетболистов: физическая – техническая, физическая – тактическая, техническая – тактическая.

Тренировка с преимущественным сопряженным воздействием на физическую и техническую подготовку баскетболистов осуществляется в двух основных формах:

а) выполнение легкоатлетических упражнений на фоне жонглирования, ведения и передач мяча;

б) выполнение упражнений по совершенствованию техники владения мячом на дорожке стадиона, в парке и т.д.

В ходе эксперимента нами был разработан и апробирован комплекс физических упражнений, преимущественно сопряженного воздействия на физическую и техническую подготовку.

Для оптимизации учебно-тренировочных занятий в группе начальной подготовки 2-го года обучения применялись упражнения сопряженного характера для обучения двигательным навыкам, соответствующих программному материалу. Принцип планирования и реализации экспериментального содержания учебно-тренировочного процесса баскетболистов группы начальной подготовки заключается в подборе адекватных средств и методов тренировочных воздействий и обеспечение сопряженного развития физических качеств и технической подготовки баскетболистов.

Метод сопряженного воздействия подразумевал выполнение приема  или действия в усложненных условиях, что позволяло приблизить условия выполнения к игровым. Для этого уточнялись: расстояние, темп, ритм, скорость и сила выполнения двигательного действия, использовался соревновательный метод,  с указанием на точность и правильность выполнения двигательных действий.

Также  увеличивалось и  количество участвующих игроков, обусловливались противодействия и сбивающие факторы, создавались простейшие модели игровых ситуаций, повышались  требования к нужному качеству и эффективности выполнения баскетбольных приемов, проводились простейшие игры и т. п.

В ходе эксперимента нами был разработан комплекс упражнений сопряженного воздействия, направленный  на физическую и техничеческую подготовку. Упражнения были разбиты на группы: 1) упражнения сопряженного характера с ведением мяча, 2) упражнения с ловлей и  передачами мяча, 3)упражнения с бросками. Учебно-тренировочные занятия в экспериментальной группе проводились 4 раза в неделю по 2 часа. Упражнения сопряженного характера входили в состав каждой тренировки и применялись в основной части после упражнений общеразвивающего характера с и составляли 40% от нее.

Упражнения с ведением  мяча.

Базовым элементом  техники баскетбола является ведение мяча, одна используя метод сопряженного воздействия можно предложить различные вариации ведения, например:

1. Стоя на месте. Разновысокое ведение. Несколько ударов с высотой отскока 60-80 см и сразу же переход на низкое ведение с высотой отскока 10-15 см.
2. Стоя на месте. Очень частое низкое ведение попеременно левой и правой рукой
.

3. Ведение  2х мячей одновременно.

4. Стоя на месте. Ведение двух мячей.
5. Стоя на месте. Ведение трех-четырех мячей.

6. Сидя на скамейке. Очень низкое ведение, высота отскока не более 5-7 см от пола.
7. Сидя на скамейке. Ведение мяча под вытянутыми вперед ногами в быстром темпе.
8.  Бег на носках с ведением мяча.
9. Бег на пятках с ведением мяча.
10. Бег на краях стопы (поочередно внешнем и внутреннем) с ведением мяча.
11.Бег в полуприседе с ведением мяча.
12.  Передвижение в глубоком приседе с ведением мяча.
13. Спортивная ходьба с ведением мяча.
14.Гладкий бег с поворотами и ведением мяча.
15. Гладкий бег с переводами мяча с руки на руку перед собой, за спиной и между ногами.
16. Бег приставными шагами: мяч проходит между ногами на каждом шаге.
17. Бег окрестным шагом с ведением мяча.
18. Бег спиной вперед с ведением мяча.
19. Передвижение спиной вперед в глубоком приседе с поворотами на 90° с ведением мяча.
20. Бег с выбрасыванием прямых ног вперед с ведением мяча.
21.  Бег с высоким подниманием бедра. Мяч переводится с руки на руку ударом под ногой на каждом шаге.
22. Передвижение попеременными прыжками с ноги на ногу с ведением мяча.
23.Передвижение прыжками на двух ногах с ведением мяча.
24. Передвижение прыжками на одной ноге с ведением мяча.
25. Гладкий бег с ведением двух мячей с обязательными переводами за спиной и между ногами.
26. Ведение одного или двух мячей, поднимаясь и спускаясь бегом по лестнице. Мяч (мячи) должен ударяться о каждую ступеньку.
27.  Ведение мяча во время серийных прыжков.
28. Ведение мяча во время прыжков с разворотами на 180 и 360°. Мяч переводится между ногами или за спиной.
29.Ведение мяча во время прыжков через гимнастическую скамейку: лицом, боком, спиной вперед. Сначала мяч ударяется в пол только с одной стороны скамейки. По команде тренера игрок переводит мяч через скамейку одновременно с прыжком.

Данные упражнения отрабатывают технические действия и одновременно развивают физические  качества баскетболиста. В процессе учебных занятий по баскетболу целесообразно давать баскетболистам различные упражнения с мячами, развивающие определенные двигательные качества.

2. Упражнения с ловлей и передачей мяча.

Данные упражнения могут применяться  как в обычных условиях, так и в усложненных, например:

  1. Передачи мяча в парах. Выполняются различными способами (двумя руками от груди, двумя руками сверху, одной рукой сбоку, с отскоком от площадки) в соответствии с техникой конкретного приема. Обратить внимание на исходное положение ног, туловища, держание мяча. После выпуска мяча из рук локти должны быть выпрямлены, кисть, хлестко пославшая мяч, расслаблена. Ноги помогают движению рук. Можно провести соревнование, какая пара быстрее наберет 20, 30 и более передач, или сделать их больше за определенный временной интервал.
  2. Передачи мяча в парах двумя мячами одновременно. Чтобы мячи во время упражнения не сталкивались, партнеры должны использовать различные способы передачи мяча. Например, параллельная передача двумя руками: один – от груди, другой – с отскоком от площадки.
  3. Передачи мяча в тройках, в шеренгах по кругу. По сигналу преподавателя игроки меняют направление передачи мяча.
  4. Передачи мяча между четырьмя игроками, стоящими на месте. Расстояние между игроками должно меняться в зависимости от подготовленности занимающихся (от 4 до 9–10 метров). В этом построении возможны любые способы передачи мяча.
  5. Передачи мяча при движении одного из игроков спиной вперед. Игрок движется спиной вперед, передавая мяч игроку, двигающемуся вперед к нему лицом. Дойти до конца площадки и двигаться, поменявшись ролями.
  6. Передачи мяча в парах двумя руками от груди в стену: а) стоя на месте; б) со сменой мест.
  7. Передачи по кругу через одного, стоя на месте. 7–9 игроков встают в круг. Мяч передается через одного. Интенсивность возрастает при введении использования двух-трех мячей.
  8. Передачи двумя мячами в тройках: а) стоя на месте; б) со сближением и отдалением игроков друг от друга.
  9. Встречные передачи в колоннах. После передачи игрок уходит в конец своей колонны (см. рисунок). 

  1. Передачи мяча по треугольнику. Игрок, передав мяч, перебегает в конец той колонны, в которую передан мяч.
  2. Передачи мяча по четырехугольнику. Игроки становятся в колонны в четырех углах. После передачи перебегать в конец колонны, куда передан мяч. При усвоении упражнения и для повышения интереса можно ввести в игру второй мяч.
  3. Передачи по кругу, передвигаясь в низком приседе. Игроки в низком приседе на линии круга, лицом друг к другу, один из них с мячом. Передвижение по кругу в низком приседе с передачей двумя руками от груди. Можно использовать передачу с отскоком от пола, а также двумя мячами.
  4. Передачи мяча в тройках на бегу через среднего игрока. Расстояние между игроками 4–5 метров. Вторая тройка начинает выполнять упражнение, как только первая достигнет середины площадки.
  5. Передачи мяча в тройках при продвижении от кольца к кольцу. Мяч передавать через среднего игрока, немного отстающего во время движения от двух других («движение в тройке углом назад»). Затем в это упражнение можно включить одного защитника, потом двух и трех (см. рисунок). 

  1. Передачи мяча в тройках при продвижении от кольца к кольцу. Игрок, выполнивший передачу, забегает за спину партнера, которому только что была адресована передача (см. рисунок). 

  1. Ловля и передача мяча на бегу. Образуются две встречные колонны. Один игрок между ними в стороне. После передачи ему мяча игрок бежит вперед, получает ответный пас, передает его игроку, стоящему напротив, а сам бежит в конец другой колонны (см. рисунок). 

  1. Игрок 1 с мячом (см. рисунок), стоящий первым в колонне, передает мяч первому из трех игроков, стоящих вдоль боковой линии, а сам движется вперед, получая обратную передачу и, уже не останавливаясь, передает мяч второму игроку, стоящему вдоль боковой линии, снова получает в движении мяч и передает его третьему игроку. Поймав от него мяч, игрок ведет мяч до конца площадки, отдает его игроку из другой колонны, а сам встает последним в эту колонну. Упражнение выполняется одновременно с двух сторон. На боковой линии могут стоять 2, 3 или 4 игрока. Можно завершать упражнение броском мяча в корзину в движении. 

  1. Передачи в прыжке. Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии трех метров, ноги на ширине плеч. Ловля и быстрая передача мяча в одном прыжке на месте. То же, но на расстоянии 4–5 метров в движении бегом по кругу.
  2. Ловить мяч, передавая его друг другу в парах. Учиться ловить мяч можно и после удара о стену. После 8–10 передач смена рук.
  3. Группа баскетболистов стоит в кругу, в центре которого располагается один из участников. Он поочередно передает мяч каждому стоящему в кругу (разновысокие передачи, об пол, немного правее или левее игрока). Правильность ловли мяча контролируется игроком, стоящим рядом с уже выполнившим прием.
  4. Группа баскетболистов, стоя лицом в круг, перемещается по часовой стрелке (или наоборот), передавая один мяч (а потом два и три) друг другу. Следить за работой кисти при ловле.
  5. Один игрок передает мяч другому, бегущему навстречу и ловящему мяч с остановкой в два шага. Через 3–5 передач игроки меняются ролями. Обратить внимание на вынос двух рук вперед при ловле и укрывании мяча после остановки.
  6. Ловля мяча, переданного партнером в сторону от ловящего на 2–3 метра. Сделать 5–10 передач вправо и 5–10 передач влево. Раньше времени к месту ловли мяча не выходить.
  7. Ловля и передача мяча в движении во встречных колоннах. Игрок из колонны (1) движется навстречу передающему мяч (2) из другой колонны, ловя мяч на первом шаге. На втором шаге он готовится к передаче выходящему из другой колонны третьему игроку (3) и перед началом третьего шага передает ему мяч в безопорном положении. Третий передает мяч в движении четвертому (4) и так далее. После ловли и передачи мяча каждый игрок уходит в конец противоположной колонны и вновь готовится к участию в этом упражнении (см. рисунок). 

  1. Ловля и передача мяча в парах, движущихся от одного кольца к другому: а) при передвижении приставными шагами на расстоянии 3–4 метра друг от друга; б) при передвижении обычным беговым шагом. В этом упражнении обратить внимание на ловлю мяча.

  1. Броски баскетбольного мяча после ведения.

1. Ближний  бросок  в  движении  (рис.  2).  Две  колонны  баскетболистов  выстраиваются  на  равном  расстоянии  от  корзины – одна  справа,  другая  слева,  у  боковых  линий  площадки.  Игрок  1  правой  колонны  ведёт  мяч  к  щиту  и  выполняет  бросок  из-под  кольца  с  отскоком  от  щита,  после  чего  занимает  место  в  конце  левой  колонны.  Игрок  5  левой  колонны  бежит  под  щит,  ловит  отскочивший  либо  заброшенный  мяч,  передаёт  его  игроку  2  правой  колонны,  а  сам  занимает  место  в  конце  правой  колонны.  И  так  все  игроки  по  очереди  выполняют  упражнение

2. Упражнение в ведении мяча вдоль всей площадки . Команда делится на три группы с равным количеством игроков в каждой. Первый игрок каждой группы по команде тренера начинает скоростное ведение и на полной скорости продвигается к противоположному концу площадки. На противоположной лицевой линии он поворачивается кругом и ведет мяч в обратном направлении другой рукой. На лицевой линии он передает мяч следующему игроку в колонне. Следующий игрок в колонне не должен начинать движение, пока мяч не пересечет лицевую линию.      
3.Ведение с преодолением препятствий (рис. 19). Команда делится на три группы. Для каждой группы устанавливается пять препятствий. Игроки ведут мяч от одной лицевой линии до другой и обратно, меняя ведущую руку при прохождении каждого препятствия. До первого препятствия они ведут мяч правой рукой, затем переводят его на другую руку и т. д. Вернувшись назад, они передают мяч из рук в руки следующему игроку в колонне.
4.Упражнение в ведении мяча вдоль всей площадки и бросках в движении (рис. 20). Команда делится на две группы. Первый игрок в каждой колонне ведет мяч к боковой корзине, выполняет бросок в движении, подбирает мяч, ведет его к корзине на дальней стороне площадки, выполняет бросок в движении, подбирает мяч, ведет его к стартовой линии и выполняем заключительный бросок в движении. Следующий игрок в колонне подбирает мяч и повторяет упражнение.     
5. Упражнение в ведении мяча вдоль всей площадки с поворотами (рис. 21). Команда делится на три группы, и помощник устанавливает пять препятствий для каждой группы. Игроки 1, 6 и 11 быстро ведут мяч к первому препятствию, останавливаются справа от него (ведение на месте), выполняют поворот на левой ноге, переводят мяч с правой руки на левую, обходят препятствие слева и продолжают ведение левой рукой. У следующего препятствия игроки останавливаются, поворачиваются на правой ноге, обходят его справа и продолжают движение к третьему препятствию. Затем они снова выполняют поворот на левой ноге и переводят мяч на другую руку, ни на секунду не останавливая ведение. Так они доходят до противоположного конца площадки, обходят последнее препятствие и возвращаются назад, выполняя поворот у каждого препятствия. На стартовой линии занимающиеся передают мяч следующему игроку из рук в руки.
6.Упражнение в ведении мяча с поднятой головой (рис. 22). Игроки выстраиваются под корзиной за лицевой линией. Первый игрок в колонне ведет мяч с поднятой головой в направлении тренера, который располагается на полпути между ближайшим кругом области штрафного броска и центральной линией лицом к дальней корзине. На дальнем конце площадки три игрока обращены лицом к дриблеру — один у левой боковой линии, другой в круге области штрафного броска и третий у правой боковой линии. Как только игрок с мячом проходит мимо тренера, тот указывает на игрока, которому дриблер должен передать мяч. Тренер произвольно выбирает разных игроков. Если он показывает налево, то принимающий игрок на левой стороне площадки (на рисунке игрок 1) начинает движение в сторону дриблера. Дриблер немедленно передает мяч этому игроку и двигается навстречу. Затем он принимает передачу из рук в руки, продолжает ведение к корзине и выполняет бросок в движении. Игрок сам подбирает мяч, ведет его с любой стороны площадки в обратном направлении вдоль боковой линии и передает мяч следующему игроку в колонне. Второй игрок, который начинает упражнение после приема передачи, ведет мяч к тренеру и передает его игроку, указанному тренером. Если тренер хочет, чтобы мяч был передан игроку, расположенному в области штрафного броска, он поднимает руку над головой. Тренер должен указать игрока, принимающего мяч, только после того, как дриблер пройдет мимо него, чтобы он не видел, на кого указывает тренер.     
7. Ведение, поворот, передача (рис. 23). Четыре колонны игроков занимают места с одной стороны площадки. Первый и третий игроки в колоннах владеют мячами. Для каждой колонны на площадке устанавливаются препятствия.
Это парное упражнение в ведении, при помощи которого игроки учатся останавливаться, выполнять поворот на «внутренней» ноге (ноге, ближней к препятствию) и передавать мяч игроку, следующему сзади. Игрок, следующий сзади, должен рассчитывать движения так, чтобы у дриблера было время увидеть его, перед тем как сделать передачу. Игрок, принявший передачу, быстро ведет мяч к следующему препятствию, выполняет поворот и отдает мяч первому игроку, который к тому времени уже двигается сзади него. Баскетболисты контролируют мяч, ведя его рукой, дальней от препятствия, к которому приближаются. Каждый из двух игроков обходит препятствие со своей стороны. По мере продвижения вдоль площадки первый игрок должен выполнять остановку прыжком перед препятствием, приземляясь так, чтобы опорная нога (нога, ближайшая к препятствию) была расположена сзади или на одном уровне с другой ногой. Когда он выполняет поворот, игрок, следующий сзади, принимает передачу из рук в руки и затем быстро ведет мяч к очередному препятствию дальней от него рукой. Продвигаясь по площадке, один игрок ведет мяч правой рукой, делает остановку, поворачивается на левой ноге и отдает мяч партнеру из рук в руки. Второй игрок ведет мяч левой рукой, останавливается, поворачивается на правой ноге и передает мяч партнеру из рук в руки.
Четыре пары начинают упражнение одновременно. Достигнув противоположного конца площадки, игроки ждут, пока остальные закончат упражнение. Чтобы выполнить упражнение в обратном направлении, игроки меняются местами.
8. Ведение с изменением темпа и  с сопротивлением (рис. 24). Игроки выстраиваются в четыре колонны так же, как в предыдущем упражнении. Первый игрок выступает в роли защитника, второй — в роли дриблера. Игрок ведет мяч с сопротивлением защитника, но не пытается обойти его, а просто укрывает мяч. По свистку игрок останавливается, продолжая ведение на месте и укрывая мяч, затем переводит мяч на другую руку и ведет его до следующего свистка. Тренер должен дать сигнал свистком 3—4 раза во время ведения от одного конца площадки до другого, останавливая игроков у ближней линии штрафного броска, в середине площадки, у дальней линии штрафного броска и на дальней лицевой линии. При каждой остановке игрок переводит мяч на другую руку и меняет направление движения. На дальней лицевой линии игроки меняются ролями.
    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...

Методика подготовки юных легкоатлетов в ДЮСШ

В данном материале предоставлены рекомендации для подготовки юных спорстменов, посещающих ДЮСШ...

Особенности обучения начальной подготовки юных футболистов в ДЮСШ

Задачи, которые, необходимо решать для того, чтобы процесс начальной подготовки юных футболистов был эффективным. Учет индивидуальных особенностей детей. Мотивация на начальном этапе обучени...

Использование различных методов и приёмов на уроках русского языка и литературы как способ успешной подготовки к итоговой государственной аттестации обучающихся

Учителя на уроках русского языка и литературы для того, чтобы урок был эффективным, чтобы заинтересовал детей, используют различные методы и приёмы. О некоторых методах и приёмах речь идёт в этой стат...