О пользе домашних заданий
статья по физкультуре по теме
Форма домашних занятий физическими упражнениями станет продуктивной, если постоянно отслеживать динамику развития физической подготовленности. Для этого нами разработан дневник домашних заданий, включающий в себя следующие разделы: памятка для родителей, позволяющая оценивать выполнение домашних заданий ребенком; дата выполнения задания; раздел, свидетельствующий о динамике результатов двигательного тестирования, простейших функциональных показателей (пульс, частота дыхания в покое) и данных физического развития (масса и длина тела); содержание домашних заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_polze_domashnih_zadaniy.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
О пользе домашних заданий.
Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную тревогу. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. По нашим сведениям, только учащихся средних школ, имеющих отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, в Ульяновске и области насчитывается 61,6%. Во многом причиной этого является их низкая двигательная активность. Так, согласно статистическим данным, 85% времени своего бодрствования старшеклассники проводят за учебным столом, а до 24 часов в неделю уделяют просмотру телевизионных передач. Появившиеся в последние годы компьютерные игры также отвлекают внимание детей, что еще больше усиливает недостаток двигательной активности учащихся.
Сколько же должны двигаться дети и подростки, чтобы обеспечить себе хорошее здоровье? Согласно данным Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры, недельный объем двигательной активности школьников должен быть от 14 до 21 часа. Уроки физической культуры в школе компенсируют лишь 16% необходимого суточного объема движений. В результате среднесуточный объем двигательной активности (без учета интенсивности) у большей части школьников составляет чуть больше половины гигиенической нормы. Как отмечают ученые НИИ возрастной физиологии РАО, дети, поступившие в I класс, сразу вдвое уменьшают свою двигательную активность.
Становится очевидным, что три урока физической культуры в неделю не способны обеспечить ни развивающий, ни поддерживающий тренировочные эффекты. Поэтому необходимо широкое внедрение в режим школьного дня таких форм занятий физическими упражнениями, как гимнастика до уроков, физкультурные минутки и физкультурные паузы, подвижные игры на переменах, час здоровья, спортивный час в группах продленного дня.
Еще одной эффективной формой занятий физическими упражнениями являются домашние задания по физической культуре, которые начали широко применяться еще в 90-е годы. Анализ медицинской документации, проведенный в отдельных школах, показал, что учащиеся, систематически выполняющие такие домашние задания, значительно реже обращаются за медицинской помощью, меньше болеют простудными заболеваниями. Кроме того, регулярное выполнение этих заданий учениками влечет за собой и успешное освоение программного материала.
Домашние задания по физической культуре в настоящее время широко используют в МБОУ-СОШ № 4 г. Армавира Краснодарского края.
Чтобы данная форма занятий физическими упражнениями была продуктивной, необходимо постоянно отслеживать динамику развития физической подготовленности. Для этого нами разработан дневник домашних заданий, включающий в себя следующие разделы: памятка для родителей, позволяющая оценивать выполнение домашних заданий ребенком; дата выполнения задания; раздел, свидетельствующий о динамике результатов двигательного тестирования, простейших функциональных показателей (пульс, частота дыхания в покое) и данных физического развития (масса и длина тела); содержание домашних заданий.
В состав домашних заданий включают такие физические упражнения, которые школьники могут выполнить самостоятельно. К ним относятся кроссовый бег, сгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа, бег в максимальном темпе на короткие дистанции, упражнения со скакалкой и др. Задание ребенок может выполнять как в помещении, так и на улице.
Для повышения эффективности домашних заданий мы стремимся к тому, чтобы учебник был убежден в практической пользе их применения, понимал и умел выполнять физические упражнения, входящие в их содержание; знал требования учебной программы к уровню развития двигательных качеств; владел навыками самоконтроля при выполнении физических упражнений; знал сроки проверки домашних заданий.
Контроль за выполнением домашних заданий осуществляют учитель физической культуры и родители ученика.
Чтобы родители могли грамотно участвовать в контроле за выполнением домашних заданий, с ними проводят соответствующие методические занятия в школе в рамках родительских собраний, семинаров по здоровому образу жизни. Здесь родители знакомятся с правильностью выполнения наиболее сложных упражнений, обучаются способам контроля за состоянием ребенка во время действия физических нагрузок, своевременному выявлению признаков утомления и переутомления.
Учитель проверяет дневник домашних заданий перед началом каждого урока физической культуры. При этом он обращает внимание на отметку родителей о факте и качестве выполнения таких заданий. Кроме того, учитель проводит один раз в два месяца тестирование с использованием таких упражнений, как прыжок в длину с места, наклон туловища вперед, бег на 30 м, челночный бег 3 х 10 м, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, 6-минутный бег. Тестирование осуществляют не с целью выставления оценки, а для выявления динамики в развитии физических качеств, что в определенной мере отражает качество выполнения учениками домашних заданий по физической культуре.
При реализации данной формы повышения двигательной активности учащихся используем разработанную нами компьютерную программу по оценке и коррекции физической подготовленности школьников, которая основана на рекомендованной в 2009 г. Министерством образования Российской Федерации учебной программе физического воспитания (авторы В.И.Лях, Г.Б.Мейксон). Компьютерная программа позволяет оценивать уровень развития таких двигательных качеств, как скоростные, координационные, скоростно-силовые, силовые, а также гибкость и выносливость. Кроме того, эта программа позволяет получать интегральную оценку уровня физической подготовленности; сохранять данные исследования; проводить их статистическую обработку; выводить на монитор список всех школьников, участвовавших в тестировании; осуществлять оперативный поиск школьника по фамилии; систематизировать учащихся по различным критериям; прослеживать изменение результатов контрольных упражнений на протяжении одного учебного года и всех лет обучения в школе. На основе использования данной программы каждый школьник получает рекомендации по двигательной активности, в которых учтены его индивидуальные особенности (возраст, пол, структура моторики, уровень физической подготовленности) и предусмотрены те или иные физиологические режимы при выполнении физических упражнений. Распечатки индивидуальных рекомендаций, предлагаемые компьютерной программой, вкладываются в дневник домашних заданий и представляют собой основное его содержание.
Для проверки эффективности использования домашних заданий нами было проведено исследование, в котором приняли участие 418 учащихся мужского пола в возрасте 12-17 лет. Были сформированы две группы: школьники, выполняющие домашние задания (210 человек), и те, кто его не выполняют (208 человек). Все участники эксперимента отнесены по состоянию здоровья к основной медицинской группе. В начале и в конце учебного года проводилось тестирование физической подготовленности участников исследования. Данные тестирования были введены в компьютерную программу, что позволило нам оперативно получить информацию о динамике развития отдельных двигательных качеств и общей физической подготовленности участников эксперимента.
Результаты проведенного исследования показали, что в начале учебного года школьники из обеих групп имели примерно равные уровни физической подготовленности. В экспериментальной группе учащихся с низким уровнем физической подготовленности было выявлено 23%, со средним — 40% и с высоким — 37%. В контрольной группе эти показатели соответственно составили 25,41 и 34%. Тестирование в конце учебного года показало наличие положительной динамики в обеих группах. Однако общее количество позитивных изменений в группе школьников, выполнявших домашние задания, оказалось в 2,2 раза больше, чем в контрольной группе.
Использование домашних заданий также способствует тому, что многие наши ученики успешно справляются с учебными нормативами, а выпускники IX и XI классов показывают хорошие и отличные результаты на школьных выпускных и вступительных экзаменах в АГПА г. Армавира.
Таким образом, внедрение в практику обучения домашних заданий по физической культуре, использование при этом дневника домашних заданий, контроля за их выполнением со стороны учителей физической культуры и родителей, а также применение компьютерной программы по оценке и коррекции физической подготовленности продемонстрировали высокую эффективность данной формы занятий физической культурой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашнее задание - это очень важное задание!
Совет для родителей...
Презентация, задание к уроку, домашнее задание к уроку информатики в 5 классе по теме Основная позиция пальцев на клавиатуре
Данный материал содержит презентацию, задание к уроку и домашнюю работу (сканированная копия упражнений из рабочей тетради к УМК Информатика и ИКТ, Босова Л. Л.) по информатике в рамках УМК Л. Л. Босо...
Домашнее задание для учеников 8класса, находящихся на домашнем обучении
Материал можно использовать для подготовки к контр. работе и непосредственно для контрольной...
Создание интерактивных заданий и работа с виртуальным классом (индивидуальное и дифференцированное домашнее задание) с помощью ресурса LearningApps.org
Текст выступление на МО учителей информатики города Тюмени. Представлен опыт использования интерактивных заданий ресурса LearningApps.org на уроках, а также использование ресурс...
Задание 3 Изобразительно - выразительные средства ( домашнее задание к Практикуму)
Содержится теоретический материал и тест...
АМО ДОМАШНИЙ ДОЖДЬ (проверка домашнего задания)
Активный метод позволит быстро проверить и оценить домашнюю работу...
"Польза домашних животных"
Расскажи о пользе домашних животных....