Средовый подход
статья по физкультуре (7 класс) по теме
Физическая культура- средовый подход
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Выполнила: учитель физической культуры
ГБОУ СОШ №1351
Дорофеева Мария Викторовна
2013 г.
(Слайд 2)
В XXI столетии, в период резкого снижения здоровья населения в образовательных учреждениях особое значение приобретает здоровьесберегающая функция физического образования, одной из приоритетных задач которого является освоение подрастающим поколением основных ценностей физической культуры, укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни. Принципиально важным является определение среды в концепции средового подхода, которая в воспитании рассматривается как основа технологии опосредованного управления через среду формированием и развитием личности. Под средовым подходом понимается традиция освоения среды, использования ее возможностей, метод воспитания средой в педагогике (Ю.С. Мануйлов). В средовом подходе среда жизнедеятельности субъекта выступает как средство формирования образа жизни. Образ жизни, в свою очередь, является способом достижения педагогической цели -личности как субъекта обладания ценностями среды.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
(Слайд 3) В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов. Наиболее разработанный, традиционный подход может быть назван "ЗУНовским". Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском подходе. Второй подход называется компетентностным. Третий - системно-деятельностный подход в образовании.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.
Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.
В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.
Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.
Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:
- семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной, профессиональной;
-общество - к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию;
- государство – к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности.
В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
(Слайд 4)
Цель физического воспитания в школе: содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
(Слайд 5)
Решение задач физического воспитания направленно на:
- содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей.
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
- углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
К формам организации занятий по физической культуре в школе относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более полной реализации цели и задач по физической культуре в нашей школе уроки физической культуры дополняются внеклассными формами занятий (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, физкультминутки, подвижные перемены, занятия ГПД , спортивные кружки т. д.)
(Слайд 6) Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
- уроки образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
- уроки образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки;
- уроки образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решения соответствующих задач на этих уроках, формируют представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля ее и влиянии на развитие систем организма.
(Слайд 7)
В процессе обучения применяются методы физического воспитания:
- словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
- наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);
- метод разучивания нового материала (в целом и по частям);
- методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.)
(Слайд 8)
Используются современные образовательные технологии:
- здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
- личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
- информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры, занятия научно- исследовательской работой;
Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть зачетных упражнений (тесты) для определения уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов по плану на уроках легкой атлетики (сентябрь,май). Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения по пройденным разделам программы.
В соответствии с федеральным базисным планом и учебным планом ГБОУ СОШ №1351 учебный предмет «Физическая культура» является обязательным в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год при трехразовых занятиях в неделю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на средовый подход
Презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/12/picture-223134-1365752481.jpg)
статья: Эскизы станковой картины – путь к профессиональному средовому рисованию.
Поисковые эскизы к станковой композиции формируют пространственное воображение , необходимое при выполнении эскизного (средового) рисунка, который является профессиональным языком в любой области худо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-599778-1426067775.jpg)
Лекция по ТиМ ФКиС. Особенности построения тренировки в условиях среднегорья и других необычных внешне средовых условиях
Особенности построения тренировки в условиях среднегорья и других необычных внешне средовых условиях...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-1077388-1541531525.jpg)
Доклад на форуме средовиков "Средовой подход: от теории к практике" г. Нижний Новгород
quot;Монтессори- педагогика = Средовой подход?"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-1077388-1541531525.jpg)
"Организация работы инновационной площадки по средовому подходу"
Выступление на межрегиональном форуме педагогов исследователей среды "Средовой подход в решении образовательных задач" г. Нижний Новгород...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-1077388-1541531525.jpg)
"Организация работы инновационной площадки по средовому подходу"
Выступление на межрегиональном форуме педагогов исследователей среды "Средовой подход в решении образовательных задач" г. Нижний Новгород...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-262696-1390193256.jpg)
Средовой подход к организации процесса обучения немецкому языку
Выдающаяся роль среды в образовании человека еще со времен Платона осознается и осмысливается педагогами.Создание педагогической среды является важнейшей задачей учителей, воспитателей. Педагог должен...