Подвижные игры в тренировке гандболистов
методическая разработка по физкультуре по теме
Подвижные игры включают в свое содержание различные двигательные действия: ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание в цель и др., развивая при этом такие физические качества как: быстроту, ловкость, выносливость, силу, гибкость, координацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_v_trenirovke_gandbolistov.docx | 43.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры в тренировке
гандболистов.
ДЮСШ г. Долгопрудный
Якубов Ю.М.
г. Долгопрудный
2012 год.
Подвижные игры включают в свое содержание различные двигательные действия: ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание в цель и др., развивая при этом такие физические качества как: быстроту, ловкость, выносливость, силу, гибкость, координацию.
Любой тренер-преподаватель, который творчески подходит к планированию учебного процесса, всегда включает в подготовку юных гандболистов подводящие и подвижные игры.
Как бывают счастливы играющие дети, изобретательны, неутомимы, как, увлекаясь игрой, они отдаются ей всей душой, буквально превосходят сами себя. Связанные с игрой азарт, душевный подъем, неуемное стремление к победе вызывают у ее участников проявление необыкновенной смелости, расчетливости, сметливости и целый ряд других ценных личностных качеств. Победа, одержанная в игре, повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности. При этом подвижные игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным коллективным действиям, которые так необходимы в гандболе.
Порождаемые подвижными играми положительные эмоции возбуждают у ее участников страстное желание подвергнуть проверке в условиях максимального напряжения свои физические и психические возможности.
Благотворно действуя на нервную систему учащихся, подвижные игры весьма специфично, а главное свободно, ненасильственно и более эффективно, воспитывают интерес к преодолению трудностей и препятствий на пути к поставленной цели, побуждают полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с игроками команды, развивают мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувство ответственности и взаимовыручки.
Все это закрепляется в игровых ситуациях непосредственно в гандболе, а также способствует развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной системы, формированию правильной осанки.
Играя в планомерно подобранные тренером-преподавателем подвижные игры, занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко
прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, ловко и результативно действовать в командных состязаниях.
При планировании подвижных игр следует учитывать общую нагрузку тренировки и, соответственно, определять их основную цель и место среди других упражнений и заданий. Трудность применяемых на тренировках подвижных игр по физической нагрузке и сложности взаимодействия участников должна быть доступной занимающимся и возрастать постепенно.
В процессе проведения подвижных игр серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению общепринятых на тренировках норм и правил техники безопасности.
Подвижные игры на развитие и совершенствование
физических качеств
«Салки с мячом» (развивают: выносливость, быстроту, координацию движений). Двое водящих, действуя на небольшой площадке против группы в 5-8 игроков и передавая мяч друг другу в движении, стремятся осалить любого из игроков. Мяч в руках водящие могут держать не более 3 сек., затем необходимо передать его партнеру. Нести мяч в руках можно не более 3-х шагов. Осаленный мячом игрок на время выбывает из игры: он обегает (в среднем темпе; в быстром, с ускорением) три круга вокруг игровой площадки и вновь включается в игру (на бег по штрафным кругам можно установить контрольное время). Водящие обязаны осалить 5-8 игроков (по числу принимающих участие в игре). Повторные осаливания засчитываются . После этого водящими становятся следующие двое игроков, и так пока все игроки не побывают в роли водящих. Побеждает пара, затратившая меньше времени на осаливание установленного числа игроков. Варианты: 1. Водящие получают право вести мяч.
- За повторное осаливание игрока (после
штрафных кругов) водящие получают только
0,5 очка. - Осаливание можно проводить броском мяча.
- Вместо штрафных кругов осаленный выполняет
другие действии (20 передач в стенку;
жонглирование двумя мячами; ускорения
вдоль площадки; силовые упражнения).
«Прорвись в зону» (сила, ловкость). Играют две команды по 6-8 игроков - защитники и нападающие. Защитники строятся вдоль (снаружи) линии площади вратаря, где лежат несколько мячей. Нападающие находятся на игровой площадке, их задача - прорваться в площадь вратаря и выбросить оттуда мяч. Защитники препятствуют этому. Нападающие используют смену мест, быстрые перемещения, заслоны, обманные движения. Игрок, ворвавшийся в площадь ворот, может выбросить оттуда только один мяч. Запрещается обхватывать и толкать соперника. Единоборства разрешены в рамках правил гандбола. Через равные промежутки времени команды меняются ролями. Побеждает команда, завладевшая большим количеством мячей. Варианты: 1. Единоборства разрешаются по правилам регби.
- Защитников больше, чем нападающих.
- Мячи лежат в воротах, а нападающий в площади
вратаря может сделать только три шага. - За повторно выброшенные мяч одним и тем же
игроком начисляется дополнительное очко.
«Мяч за стенкой» (сила, выносливость). Две команды становятся лицом друг к другу перед средней линией поля. В 2-х м сзади каждой команды с равными интервалами лежат три набивных мяча. Взявшись за руки (обнявшись за талию) и упершись плечами (грудью) в игроков противоположной команды, обе команды (по сигналу) 'стремятся оттеснить соперников к их мячам. Единоборство останавливается, как только кто-то из игроков коснется мяча. Этот мяч убирают с площадки. Проигрывает команда, потерявшая все три мяча.
Варианты: 1. В исходном положении игроки стоят спиной друг к другу.
- Увеличивают или уменьшают количество
набивных мячей. - Увеличивают расстояние между игроками и
мячами.
«Петушиная атака» (сила, прыгучесть, выносливость). Две команды располагаются в площади вратаря. Поочередно одна команда атакует, другая защищается. По сигналу игроки обеих команд начинают прыжки на одной ноге. Задача атакующих - вытолкнуть защищающихся из площади
вратаря. Толкать соперника можно только плечом (но не руками). Если любой игрок коснется пола второй ногой, он выбывает их игры. Побеждает команда, затратившая на игровое задание меньше времени. Варианты: 1. Обе команды выступают в роли атакующих,
побеждает команда чей игрок останется в зоне
последним.
- Соперники распределяются по парам; помогать
соперникам можно только вытеснив своего
личного соперника. - Разрешается выталкивать соперников и руками
(но без захватов).
«Бросай дальше» (сила, ловкость). Две команды по 4-5 игроков стоят в центре игрового поля лицом друг к другу в колоннах по одному. Направляющие держат набивные мячи по 1-1,5 кг. По сигналу они совершают броски с места в сторону ворот команды соперников. Траектории полета мячей не пересекаются. После броска игроки уходят в коней своей колонны. Игроки, стоящие за бросающими, подбирают мяч команды соперников и с места его приземления выполняют бросок в обратном направлении. Задача команд - оттеснить соперников обоими мячами к площади вратаря (к лицевой линии; к условному предмету, линии). Соревнование можно проводить и на время. Варианты: 1. Игра состоит из серий бросков (из-за головы
двумя руками; поочередно правой и левой рукой от плеча; двумя руками через голову назад и пр. 2. Броски проводят с 1-2-3 шагов разбега.
«Перехвати мяч» (сила, ловкость).
Учащиеся распределяются на группы по 4-5 игроков. В каждой
группе - один водящий. Он стремится перехватить набивной
мяч, который остальные игроки передают друг другу. Как
только водящему удастся овладеть мячом или коснуться его
рукой, место водящего занимает игрок, сделавший последнюю
передачу. Побеждает игрок, меньше времени выступавший в
роли водящего.
Варианты: 1. Ограничивают время владения мячом каждым
игроком. 2. Игра ведется двумя набивными мячами
«Водящий в круге» (выносливость, сила, ловкость). Учащиеся распределяются на группы по 5-6 игроков и становятся по внешней стороне круга диаметром 5 м. В круге - водящий. По сигналу все бегут по кругу, передавая друг другу набивной мяч. Водящий стремится перехватить мяч. Побеждает игрок, позволивший партнерам сделать наименьшее количество передач. Изменение темпа бега и его направления проводят по сигналу тренера. Варианты: 1. Ограничивают способ передачи мяча.
- Ограничивают время владения мячом.
- Передачу и ловлю мяча выполняют только в
прыжке.
«Приземли мяч» (сила, быстрота, ловкость). Две команды ведут игру на уменьшенной площадке (например, волейбольной) по правилам гандбола, но набивным мячом 1 кг. На лицевых линиях площадки обозначают места для приземления мяча. Задача каждой команды - приземлить мяч в зоне соперников. Команды атакуют по очереди в течение определенного времени. Побеждает команда, добившаяся большего числа приземлений мяча.
Варианты: 1. Вводят персональную опеку нападающих. 2. Игру ведут по правилам регби.
«Биатлон с тремя мячами» (выносливость, ловкость). Две команды по 5 игроков в каждой выстраиваются вдоль 1 противоположных боковых линий перед средней линией поля, лицом к разным воротам. Перед каждой командой три мяча: набивной, гандбольный, теннисный. По сигналу по одному игроку от команды начинают бег по периметру площадки (против часовой стрелки, с забеганием в площадь вратаря). Игрок, первым на финише пересекший среднюю линию после круга бега (по принципу велосипедной гонки преследования), приносит своей команде 1 очко. Второй круг игроки поворачиваются кругом и из-за средней линии броском мяча стремятся поразить заранее установленную цель. За каждое попадание команда получает 1 очко. Следующий круг игроки бегут с теннисным мячом и, преодолев круг, бросают мяч из-за средней линии в противоположные ворота. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Число кругов биатлона тренер определяет в зависимости от подготовленности занимающихся.
Варианты: 1. Игру ведут только гандбольным мячом.
- Броски в цель выполняют через все поле,
из площади вратаря. - На дистанции вводят препятствия (барьеры -
прыжки, пролезания; скамейки - прыжки,
кувырки; и др.).
Подвижные игры с единоборствами
«Обыграй -убеги» (обыгрывание финтом, персональная опека).
Две команды строятся одна против другой в колоннах по одному по лицевой линии с разных сторон от ворот. Одна команда - нападающие, другая - защитники. Первая пара соперников выбегает в поле перед площадью вратаря. Нападающий становится лицом к центру, защитник перед ним. Нападающий делает несколько перемещений (ложных движений) вправо и влево с остановками и рывками, стремясь оторваться от защитника, обыграть его. В заключение нападающий делает резкий рывок к боковой линии. Если защитник во время этого рывка не осалит нападающего, тот приносит своей команде победное очко. Все пары повторяют подобные действия потоком. Затем команды меняются ролями. В игре могут одновременно участвовать 4-6 команд. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Варианты: 1. Увеличивают расстояние между нападающим и защитником.
- Нападающий действует с мячом.
- Нападающий действует последовательно против
двух-трех и более защитников.
«Пять против троих» (перехват мяча, обыгрывание передачей).
Пятеро нападающих с мячом перемещаются на ограниченной площадке (круг, квадрат), передавая мяч друг другу без ведения. Трое защитников стремятся перехватить мяч. На это им дается 30 сек., после чего один защитник меняется ролями с нападающим. Игра продолжается, пока все учащиеся не побывают в роли нападающего и защитника. Побеждает пятерка, сделавшая большее число передач за один тайм. Варианты: 1. Ограничивают время владения мячом каждым
нападающим. 2. Уменьшают игровую площадку.
- Изменяют соотношение нападающих и
защитников. - Вводят ограничение в способы передач мяча.
«Гандбольное регби» (игра корпусом, держание соперника). Играют две команды по 5-7 человек. Одна команда с мячом атакует. Мяч можно держать в руках не более 3 сек., нести не более 3 шагов (после этого должна последовать передача партнеру). Вести мяч запрещается. Задача нападающих -занести или забросить мяч в ворота соперников (вход в площадь вратаря разрешен). Игроки защищающейся команды не могут касаться игроков нападения руками. Их цель -преградить путь нападающим к воротам (встать у них на пути) и попытаться перехватить мяч. За нарушение правил игры назначается свободный броссЗк с места нарушения. Побеждает команда, поразившая ворота соперников большее число раз. Варианты: 1. Мяч можно передавать только назад, как в регби.
- Защитники применяют персональную опеку.
- Разрешается ведение мяча.
- За вбегание с мячом в ворота соперников
начисляют 2 очка.
«Кто раньше» (игра корпусом, владение мячом). Две команды строятся в колонны по одному в площади ворот, лицом в поле. Нейтральный вратарь стоит между ними. Он выбрасывает мяч вперед (и в стороны) каждой очередной 1 паре игроков из разных команд. Оба игрока бегут за мячом. Игрок, овладевший мячом, становится нападающим, другой -защитником. Нападающий ведет мяч до противоположной площади вратаря. Защитник мешает ему и стремится выбить мяч. Если нападающий заведет мяч в площадь вратаря и возьмет мяч в руки, он получает 1 очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Варианты:! Игроки вначале начинают бег, а мяч вводят в игру им вслед.
2. Нападающий обязан провести бросок
в противоположные ворота (с вратарем).
3. Ограничивают время на бросок в ворота.
«Обыграй своего» (уход от опеки, персональное держание). Две команды - нападающих и защитников - играют по гандбольным правилам на площадке, разделенной
на несколько зон (от 6 до 10). В каждой зоне - два игрока, по одному от каждой команды. Выбегать из своей зоны нельзя. Первый игрок, с мячом (атакующая команда) стоит вне игровой площадки. По сигналу он передает мяч партнеру в первой зоне, тот должен передать мяч нападающему во вторую зону и т.д. Защитники в зонах стремятся перехватить мяч. Нападающий последней зоны, получив мяч, ведет его к первой зоне и оттуда вводит мяч в игру, так же как в начале игры. Все его партнеры в это время передвигаются на одну зону вперед, что позволяет менять пары противоборствующих.
Игра длится до тех пор, пока все игроки не побывают в роли вводящих мяч в игру (прошедших до последней зоны). Если же нападающий теряет мяч в одной из зон, он возвращается к месту старта и начинает игру с другим мячом. Победители определяются зону в установленное время. Варианты: 1. В каждой зоне играют по два игрока каждой
команды.
Мяч должен побывать у обоих нападающих. 2. Применяются поощрительные очки для
защитников, перехвативших два и более мяча.
Использованная литература.
- Подвижные игры в тренировке гандболистов. Москва, 1990
- Коджаспиров Ю.Г. Игровая рационализация занятий.
Москва, 1997 г. - Клусов Н.П. Подвижные игры в занятиях ручным мячом.
Москва, 1999 г. - Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических
упражнений. Москва, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УПРАЖНЕНИЯ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ ПО ФУТБОЛУ
Игра - очень важный момент в воспитании ребенка....
Подвижные игры в тренировке гандболистов
Подвижные игры в тренировке гандболистов...
Доклад на тему «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ТРЕНИРОВКЕ ГАНДБОЛИСТОВ»
Доклад на тему «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ТРЕНИРОВКЕ ГАНДБОЛИСТОВ». данный материал предназначен для выступления на методическом объединении....
Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по теме: "Подвижные игры народов России".Кружок "Подвижные игры".Направление спортивно оздоровительное.
Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 3 классе по ФГОС....
Подвижные игры для тренировки вестибулярного аппарата.
Материал статьи знакомит с играми в единоборствах, направленными на тренировку функции равновесия. С их помощью можно также учить ребят анализировать свои действия: выявлять причины ошибок и искать сп...
План-конспект урока 1 класс Подвижные игры. Тема: Подвижные игры на развитие внимания, с элементами релаксационных упражнений.
Цель: Овладение элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств в игровых упражнениях. Тип урока: обучающий. Форма организ...