«Проблематика преподавания физической культуры в средних профессиональных учреждениях»
статья по физкультуре по теме

костиков дмитрий владимирович

рассмотрены проблемы , возникающие у преподавателя физической культуры в профессиональной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kostikov.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Московский государственный колледж книжного бизнеса и информационных технологий»

СТАТЬЯ

Тема: «Проблематика преподавания физической культуры в средних профессиональных учреждениях»

Подготовил

Костиков Дмитрий Владимирович

преподаватель физической культуры

Москва, 2013 год

В последнее время всё больше проблем в учебных заведениях возникает с тем, что обучающиеся отказываются ходить на занятия по физической культуре, а если и ходят то всеми силами стараются увильнуть от занятий, отсидеться на скамейке. Так почему же занятия физической культуры так непопулярны сейчас среди молодёжи, почему не занимаются спортом в свободное время? Наверное, каждый из преподавателей в той или иной степени сталкивается в своей работе с такого рода проблемами.

Попробуем рассмотреть их с точки зрения самого обыкновенного «физрука», работающего в бюджетном колледже или в обычной средней школе города Москвы или  сельской школе ближайшего Подмосковья.  Конечно, существуют учителя, которые справляются с такими проблемами, но это не значит, что в своей деятельности они с ними не сталкиваются.

У наших обучающихся существует несколько причин, которыми они аргументируют своё нежелание заниматься физической культурой. Одним из самых распространённых ответов является «не пойду на физкультуру, потому что лень нести форму». Существуют и другие варианты этой причины: «тяжело», «дайте форму, позанимаюсь» - но суть проблемы остаётся неизменной. До студента очень тяжело довести такое простое правило, как принципы гигиены, наш обучающийся подчас забывает, что форма должна быть удобной, воздухопроницаемой и в тоже время безопасной. Как же убедить ребёнка в том, что спортивная форма просто необходима на занятиях, как их убедить в том, что её приносить обязательно? Ничего придумывать не надо - все придумали до нас: в Европе, в США, а также и в элитных частных школах России давно поставили личные шкафчики, в которых ученики и оставляют форму. Но в большинстве учебных заведениях России это проблема остаётся. Причина – нет места и денег…

Второй причиной по популярности является ответ «не модно». А вот здесь трудно не согласиться. Что модно? Модно иметь навороченный гаджет, фирменные «шмотки», а вот занятий спортом или физкультурой в этом списке нет. Почему? Да потому что политика государства в настоящее время направлена не на оздоровление нации, а на рыночные отношения купли-продажи. И хотя в последнее время появляются социальные проекты, которые пытаются продвигать спорт в массы, но их недостаточно, чтобы обратить процесс. И если выйти на улицу, то в ближайшей видимости вы заметите магазины, аптеки, но почти не найдёте спортивных залов или спортивных комплексов. Пока политика государства будет направлена на лечение, а не на оздоровление нации, пока зомбирование молодёжи будет продолжаться, и материальное благо будет ставиться выше духовного, понятие «модно» и «физическая культура» в мозгу  подростка не соединиться, даже если им будет руководить опытный и талантливый педагог.

На третьем месте причин стоит «зачем ходить, потом  приду и всё за один раз сдам», а ещё есть такой вариант «куплю зачет». Да, в умах нескольких поколений уже сложился стереотип о важных и не важных предметах (музыка, ИЗО, ОБЖ ...). Почему-то не только обучающиеся, но и многие преподаватели считают, что физическая культура не относится к основным предметам, которые необходимо посещать, считая, что без неё ученик сможет прожить, забывая подчас про здоровье ребёнка, которое напрямую влияет на умственные способности обучающегося. И как часто классное руководители и администрация закрывают глаза на отсутствие учеников на дисциплине, но неоднократно напомнят преподавателю физической культуры про того или иного ученика, которому необходимо иметь оценку не ниже четырёх, а может быть, даже и пять. А в старших классах существует вообще такой стереотип, что «физрук – алкаш», поэтому зачёт можно просто купить за бутылку. Как можно говорить о здоровье нации, если есть такое предвзятое отношение к физической культуре. Кругом кричат о здоровье подрастающего поколения, здоровье сберегающих технологиях  в обучении, инновационном подходе и так далее, а о помощи преподавателям, которые занимались, занимаются и, надеюсь, будут заниматься здоровьем подростков,  вспоминают в последнюю очередь.

Проблемы возникают не только во время проведения аудиторных занятий, но и при организации соревнований и внеаудиторных занятий по физической культуре. Часто такие мероприятия превращаются просто в формальность, так как администрации просто некогда обращать внимание на такую «мелочь», как организация досуга молодёжи. Всё делается для галочки. И что самое обидное, всё это происходит на глазах у детей, которые всё видят, всё замечают и делают свои выводы, негативно сказывающихся отношении к физическому воспитанию. Вовлечение в спорт, ЗОЖ, отказ от вредных привычек -  все превращается в формальность.

Отдельное «спасибо» надо сказать министерству образования, которое с каждым годом уменьшает количество часов по физической культуре в учебных заведениях. Так 14 лет назад, когда пришел работать в колледж, на всех курсах с 1 по 3 курс физическая  культура была два раза в неделю по 2 часа, потом  количество часов стали сокращать: на первом курсе 2 раза по 2 часа, а на 2-3 курсах стало 2 часа в неделю, ну а сейчас 3 часа в неделю на первом и по 2 часа на последующих курсах. Спасибо за заботу о физическом благополучии детей, тем более,  что 2 часа в неделю нельзя назвать регулярными занятиями.

Не надо сбрасывать со счетов и введение третьего стандарта образования. На бумаге всё красиво расписано, теоретически всё работает, а на самом деле? Ввели обязательно к изучению разделы «плавание», «лыжная подготовка», «единоборства», «аэробика», «военно-прикладная физическая подготовка», но в министерстве забывают, что многие учебные заведения России не могут себе этого позволить: либо место не позволяет, либо финансирование. А где же и как проводить? Эту проблему перекинули на руки администрации учебного заведения. Результат - на бумаге все проводится, а в реальности нет. Лыжных баз как не было так и нет, бассейны не построили, техникой единоборств  и аэробики, а особенно, методикой их преподавания,  владеет, дай бог,  каждый второй преподаватель. Да, есть методики «сухого плавания» и «лыжная подготовка в бесснежных районах», но, например, как бывший пловец  считаю, что плавание без «воды» - это анекдот, либо замещение  физической культуры, её активной, практической части на псевдо занятия с низкой моторной плотностью, либо на теоретические занятия с применением передовых технологических достижений. Поэтому надо было сначала  провести переподготовку учителей физической культуры  под преподавание новых разделов (у меня в дипломе методики преподавания единоборств, НВП, лыж и плавания в экстремальных условиях нет!), затем обеспечить материально-техническую базу, а потом вводить стандарт.

Несколько слов об оценке деятельности преподавателей физической культуры. Сейчас стало модным считать количество призовых мест в соревнованиях между учебными заведениями и на их основе оценивать качество работы преподавателя. По-моему, это не совсем корректно.  Во-первых, за 2 часа в неделю подготовить  победителя невозможно, во-вторых, в соревнованиях участвуют, как правило, действующие или бывшие спортсмены, а значит, роль преподавателя сводится только к организаторским способностям, в-третьих, цель соревнований выявить абсолютный максимум человека, команды, а цель физической культуры, которой занимается педагог, совсем в другом. Вследствие получается: пришел спортсмен в колледж - преподаватель молодец, не пришел – преподаватель плохой. Вот и занимаются преподаватели, по возможности, натаскиванием сильных учеников к соревнованиям, ведь это почет, да и материальные блага в виде стимулирующего фонда, повышения квалификации. А я думаю, должен заниматься этим тренер в спортивной школе, а учитель, преподаватель должен заниматься популяризацией активного образа жизни, привлечением в базовый спорт, донесением до подростков доступности, разнообразности, увлекательности  физических  упражнений. Нельзя на основе количества медалей и количества студентов, участвующих в соревнованиях от колледжа, делать выводы о развитии физкультурного движения в колледже  и качестве преподавания этой учебной дисциплины в учебном заведении.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный семинар для учителей физической культуры. «Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры.

Глава 1. Современная школа и здоровье учащихся и учителей.Состояние здоровья школьников России. Понятие «здоровья»Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков, школьные факторы риска.Вли...

О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ....

О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ...

ПРОГРАММА самообразования Гильмутдиновой Венеры Миннигатовны учителя физической культуры муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского мун

ПРОГРАММА  самообразования Гильмутдиновой Венеры Миннигатовныучителя физической культуры  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная ш...

Проблематика преподавания физической культуры в средней школе

Такое понимание спровоцировано некоторыми проблемами, которые могут возникнуть в процессе преподавания предмета в реальных условиях. К таким проблемам можно отнести отсутствие сплоченности и дисциплин...