"Исследование гибкости у учащихся 1-4 классов"
методическая разработка по физкультуре по теме
Цель работы: Изучить и исследовать методы воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: Урок физической культуры направленный на воспитание гибкости.
Предмет исследования:
1. Анализ научно и учебно-методической литературы.
2. Разработать комплекс упражнений для воспитания гибкости.
3. Выявить эффективность разработанного комплекса упражнений для воспитания гибкости у школьников младших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_gibkosti_u_uchashchihsya_1-4_klassov.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
Введение
Глава 1. Физическое развитие учащихся младшего школьного возраста.
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития школьников.
1.2. Развитие гибкости у школьников младшего возраста.
1.3. Гибкость как одна из двигательных способностей.
1.4. Виды гибкости.
1.5. Этапы развития гибкости.
1.6. Формирование гибкости на уроках физкультуры.
1.7. Пути развития гибкости младших школьников во внеурочное время.
Глава 2.
2.1. Цели и задачи исследования
2.2.Методы исследования
2.3. Организация исследования
Глава 3. Полученные результаты и их обсуждение.
3.1. Комплекс упражнений для воспитания гибкости
3.2.Результаты тестирования.
Заключение.
Введение
Достаточный уровень физической подготовленности является одной из предпосылок хорошего здоровья нации в целом.
С раннего возраста человек наследует индивидуальный физический потенциал, который развивается в период созревания организма, предопределяя его физические качества.
Каждое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль, особенно у детей.
Общее среднее образование - обеспечивает разностороннее развитие склонностей и способности детей. Делится оно на три этапа. В представленной работе нас будет интересовать первый этап - это начальная школа - первые 3-4 года обучения. Она призвана обеспечить первоначальное развитие личности ребенка, должна сформировать желание учиться, потребность к двигательной активности, научить элементам по проведению физических занятий в режиме дня, а также привить ребенку любовь и уважение к спорту.
К сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта.
В своей работе хотелось бы более подробно остановиться на проблеме развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
Цель работы: Изучить и исследовать методы воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: Урок физической культуры направленный на воспитание гибкости.
Предмет исследования:
- Анализ научно и учебно-методической литературы.
- Разработать комплекс упражнений для воспитания гибкости.
- Выявить эффективность разработанного комплекса упражнений для воспитания гибкости у школьников младших классов.
Глава 1. Физическое развитие учащихся младшего школьного возраста.
Физическое развитие - закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственным фактором и условиям жизни.
Такая характеристика как гибкость связана, прежде всего, с опорно-двигательным аппаратом и двигательными центрами, более подробно рассмотрим возрастные особенности опорно-двигательной системы, двигательных качеств и нервной деятельности.
Для обсуждения рассматриваемой в настоящей работе темы важное значение имеет знание физиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст или период второго детства включает детей от 6 - 7 лет до 11 лет у девочек и 12 - у мальчиков.
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития школьников.
В младшем школьном возрасте наблюдается интенсивное развитие организма ребенка. Процесс окостенения в этот период еще не закончился.
Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.
Рост и вес. Длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки плавно увеличивается. В среднем за год длина тела увеличивается на 4-5 сантиметров, вес - на 2-3 килограмма, окружность грудной клетки - на 2-3 сантиметра. Минимальный прирост длины тела наблюдается в возрасте с 7 до 8 лет у девочек и с 8 до 9 лет у мальчиков. Мальчики и девочки растут почти одинаково. Однако рост у мальчиков увеличивается преимущественно за счет длины ног, у девочек в большей мере за счет длины туловища.
1.2 Развитие гибкости у школьников младшего возраста.
Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности.
Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.
Оптимальный объем физических упражнений благоприятно воздействует на развитие костного аппарата. Но если подросток выполняет неадекватную его возрасту физическую нагрузку, то может происходить преждевременное окостенение и прекращение роста трубчатых костей организма.
Одно из важнейших условий развития физических навыков у детей младшего школьного возраста является правильное и грамотное развитие гибкости подрастающего организма.
1.3. Гибкость как одна из двигательных способностей.
Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющих амплитуду различных движений человека. Этот термин более приемлем для оценки суммарной подвижности в суставах тела. При рассмотрении гибкости в отдельных суставах, правильнее говорить о подвижности в них (подвижность в голеностопных, локтевых, плечевых суставах и др.). Это качество человека является необходимой основой эффективного совершенствования в виде деятельности, связанной с техническим совершенствованием в большинстве локомоций движения. При недостаточной гибкости у человека резко усложняется и, конечно же, замедляется процесс освоения двигательных навыков, столь необходимых в спортивной деятельности и быту индивида.
Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации, снижению экономичности работы. При этом часто является причиной повреждения мышц и связок, т.е. спортивного травматизма.
Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма.
Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 - 7 лет. У детей 9 - 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Для развития пассивной гибкости наиболее благоприятным периодом будет являться возраст 9 - 10 лет, а для активной - 10 - 14 лет.
Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости.
1.4. Виды гибкости.
Гибкостью называется способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость может быть активной и пассивной.
Активная подвижность обусловлена силой мышечных групп, окружающих сустав, их способностью производить движения в суставах за счет собственных усилий.
Активная гибкость - способность достигать больших амплитуд движения в каком-либо суставе за счет активности мышечных групп, проходящих через этот сустав.
Активная гибкость развивается следующими средствами:
- упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет тяги собственных мышц;
- упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет создания определенной силы инерции.
Пример: махи ногами, махи ногами с утяжелителями, сочетание махов ногами с утяжелителями и махов ногами без них, амплитуда подъема прямой ноги махом вверх из положения стоя.
Пассивная подвижность соответствует анатомическому строению сустава и определяется величиной возможного движения в суставе под действием внешних сил. Соответственно этому различают и методы развития гибкости.
Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которой можно достичь за счет внешних сил. Показатели пассивной гибкости, как правило, выше показателей активной.
Пассивная гибкость развивается упражнениями, в которых для увеличения гибкости прилагается внешняя сила: вес, сила, вес различных предметов и снарядов. Эти силы могут прикладываться кратковременно, но с большей частотой или длительно, с постепенным доведением движения до максимальной амплитуды. Хотя последний способ выполнения упражнений эффективен, он применяется несколько реже в связи с тем, что длительное удержание мышц в растянутом состоянии вызывает неприятные ощущения. Упражнения на растягивание мышц и связок следует выполнять, возможно, чаще, особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда гибкость снижается.
Наибольшее значение имеет активная подвижность. Однако величина ее в значительной степени определяется уровнем пассивной подвижности, которая характеризует в основном способность человека к выполнению широкоамплитудных движений. Вместе с этим необходимо отметить, что в спортивной практике принято определять только амплитуду активной подвижности и, имеющей наибольшее практическое значение, так как именно она в значительной степени реализуется при выполнении физических упражнений.
Хотя между активной и пассивной подвижностью прямой корреляционной взаимосвязи не обнаруживается, пассивная является резервом для активной гибкости. Для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 - 10 лет, а для активной - 10 - 14 лет.
Кроме пассивной и активной форм, гибкость можно подразделить на общую и специальную виды. Под общей гибкостью подразумевают подвижность в суставах и сочленениях, необходимую для сохранения хорошей осанки, легкости и плавности движений. Специальная гибкость - необходимый уровень подвижности, которая обеспечивает полноценное владение техническими действиями спортсмена. Специальная гибкость — способность успешно (результативно) выполнять действия с минимальной амплитудой.
Гибкость у детей развивают, используя специальные упражнения на растягивание мышц и связок. К их числу относятся всевозможные движения, выполняемые с помощью родителей и собственными силами и обеспечивающие растягивание мышц и связок в разных положениях. Большое значение для хорошей "проработки" мышечно-связочного аппарата имеет изменение направления и амплитуды движений и варьирование исходного положения.
1.5. Этапы развития гибкости.
Весь процесс воспитания гибкости можно разделить на три этапа:
I этап - «суставной гимнастики». Задачей этого этапа является не только повышение общего уровня развития активной и пассивной подвижности в суставах, но и укрепление самих суставов, а также тренировка мышечно-связочною аппарата с целью улучшения эластических свойств и достижения прочности мышц и связок. Специальные исследования, проведенные на животных, показали, что этому способствуют упражнения на растягивание. На данном этапе осуществляется как бы "проработка" всех суставов.
Учитывая, что особенно широкими возможностями для воспитания гибкости обладают дети до 9 - 13 лет, целесообразно занятия суставной гимнастикой планировать именно на этот возрастной период. Причем необходимо систематически воздействовать и на те суставы, которые без применения физических упражнений менее всего развиваются в повседневной жизни. Обычно у младших школьников слабо развита подвижность в разгибательных движениях, в поворотах рук, ног и туловища.
2 этап - специализированного развития подвижности в суставах. Задачей данного этапа является развитие максимальной амплитуды в тех движениях, которые способствуют быстрейшему овладению спортивной техникой и на этой основе - улучшению спортивных результатов.
В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.
Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими - задача упражнений на растягивание
Основные правила применения упражнений в растягивании:
не допускаются болевые ощущения
движения выполняются в медленном темпе
постепенно увеличивается их амплитуда и степень применения силы помощника
Преимущественное воспитание подвижности в суставах в тренировке представителей всех видов спорта осуществляется в подготовительном периоде. Упражнения для воспитания подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой. Здесь решается задача повышения уровня развития активной и пассивной подвижности в суставах. Специальные упражнения можно включать в ежедневную зарядку и разминку перед основными занятиями.
Высокого уровня развития пассивной подвижности и в суставах дети могут достигнуть за 2-4 месяца специальной тренировки, причем темпы развития пассивной подвижности до предела зависят от суставно-связочного аппарата.
На развитие активной подвижности требуется значительно больше времени. Методика воспитания активной подвижности в суставах изучена недостаточно.
Упражнения на растягивание необходимо использовать в течение всего года, так как при длительном перерыве в их применении подвижность в суставах ухудшается. Это, как правило, отражается на спортивных результатах. Многие спортсмены в соревновательном периоде используют неоправданно малое число упражнений на растягивание с небольшой дозировкой, а это не может способствовать поддержанию подвижности в суставах на достигнутом уровне
В тренировочном цикле меняется соотношение используемых методов воспитания гибкости. На первом этапе подготовительного периода преимущественно развивается пассивная подвижность в суставах, на втором - активная, в соревновательном периоде - как пассивная, так и активная
Следует особо подчеркнуть необходимость правильного сочетания в тренировочном цикле упражнений на растягивание и силу. Важно не только максимально полно развивать отдельно силу и подвижность, но и постоянно приводить их в соответствие между собой. Только таким путем можно добиться эффективного использования подвижности в суставах для достижения высокого результата. Нарушение этого требования приводит к тому, что одно из качеств, имеющее более низкий уровень развития, не дает возможности в полной мере использовать другое качество.
3 этап - поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне. Показатели подвижности в суставах не могут длительное время удерживаться на требуемом уровне. Если упражнения на растягивание исключить из тренировки, то подвижность в суставах ухудшится, поэтому упражнениями на растягивание нужно заниматься в течение всего года, меняя их дозировку
Низкий уровень развития гибкости объясняется не только анатомо-физиологическими особенностями организма, но и недостатками методики развития этого качества, особенно в том случае, когда усилия направляются преимущественно на растягивание мышц - антагонистов, а не на увеличение силы и амплитуды сокращающихся мышц. Оказывается, что на практике чаще работают не над активной, а над пассивной гибкостью.
В практике физической культуры и спорта широко распространены два основных вида упражнений для развития гибкости: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах.
1.6. Формирование гибкости на уроках физкультуры.
К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей.
Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров - разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей.
Упражнения на гибкость должны занимать значительное место в занятиях физическими упражнениями детей, так как именно в детском возрасте она развивается наиболее успешно.
Наиболее универсальной и эффективной является форма тренировочного занятия. При этом оно не всегда похоже на традиционный урок, но основные компоненты урока присутствуют при любой форме занятий. Это обязательные части занятий - подготовительная, основная и заключительная. Даже, если формой является игра, ей должна предшествовать подготовительная часть - разминка и организация игры, основная - собственно игра и заключительная - плавное снижение нагрузок.
В качестве методических основ развития гибкости можно широко использовать в занятиях общеподготовительные упражнения, с элементами сгибаний и разгибаний, наклонов и поворотов туловища. Эти упражнения направлены на повышение подвижности во всех суставах и осуществляются без учета специфики вида деятельности. Вспомогательные упражнения подбираются с учетом специфики рода деятельности (например, вида спорта).
Упражнения на гибкость могут носить активный, пассивный и смешанный характер. Арсенал средств, применяемых для развития гибкости, также разделяется на развивающие пассивную, активную и смешанную гибкость. Развитию активной гибкости способствуют упражнения, выполняемые как без отягощении, так и с отягощениями.
К ним относятся маховые и пружинящие движения, рывки и наклоны. Отягощения повышают эффективность упражнений вследствие увеличения амплитуды движения, за счет использования силы инерции.
Наряду с использованием таких упражнений в отдельных частях урока, они могут составлять программы отдельных тренировочных занятий. Однако упражнения на гибкость часто включаются в комплексные занятия, в которых наряду с развитием гибкости планируется развитие и других качеств, например, силы. Упражнения на гибкость могут составлять и значительную часть утренней гимнастики и мероприятий, проводимых в режиме дня учащихся.
При планировании работы по развитию гибкости необходимо иметь в виду, что активная гибкость развивается в 1,5-2 раза медленнее пассивной (с помощью партнера, отягощении и др.). Разное время требуется и на развитие подвижности в разных суставах. Этот показатель зависит от многих факторов: от структуры сустава и мышечной ткани, возраста ребенка, а в конечном счете - от построения тренировочных воздействий.
В зависимости от характера упражнений, применяемых для развития гибкости, особенностей конкретного сустава, возраста и пола учащегося, темпа движений продолжительность упражнений может колебаться в пределах от 20 секунд до 2-3 минут. При этом активные статические упражнения непродолжительны. Пассивные сгибательные и разгибательные движения могут выполняться длительное время.
1.7. Пути развития гибкости младших школьников во внеурочное время.
Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.
На современном этапе развития школ, недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только на уроках физической культуры. В условиях школы и за ее пределами можно организовать и пропагандировать те виды физического воспитания, которые являются ежедневными, массовыми и обязательными для всех здоровых детей.
Внеклассные занятия должны развивать навыки самостоятельной работы учащихся. Занятия должны быть не утомительными для детей, обеспечивать переключение с одних видов деятельности на другие, способствовать укреплению здоровья и физическому развитию школьников.
Одним из ежедневно выполняемых комплексов несложных упражнений является утренняя гимнастика, которая обычно сочетается с закаливающими процедурами и применяется главным образом с целью укрепления здоровья, повышения жизнедеятельности и общей работоспособности школьников, развитию гибкости как отдельных частей тела, так и всего организма в целом.
Ежедневные занятия утренней гимнастикой - этот минимум двигательной деятельности, может быть обеспечен в любое время года, при любых условиях; школы и внешкольные учреждения обязаны приучать учащихся к регулярному выполнению. Осуществляется это следующим образом:
1. Пропагандой утренней гимнастики и разучиванием упражнений с детьми на уроках в школе, в летних и зимних лагерях: пионерских, физкультурно-оздоровительных, туристских.
Время от времени нужно проверять, как ребята делают дома зарядку: предложить отдельным учащимся показать комплекс упражнений, как общеукрепляющих, так и на развитие гибкости, спросить, в какой дозировке они их выполняют.
2. Организацией коллективной утренней гимнастики для детей на свежем воздухе - на площадках.
3. Подготовкой инструкторов и физоргов к руководству коллективными занятиям гимнастикой и проведения физкультминуток.
Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) способствует быстрому переходу от сна и бодрствованию: выводит организм из пассивного состояния и подготавливает к предстоящей активной деятельности.
Физические упражнения настраивают центральную нервную систему на рабочий ритм, совершенствуют координацию движений, увеличивают скорости крово- и лимфообращение, укрепляют кровоснабжение тканей. Более глубоким и ритмичным становиться дыхание. Увеличивается поступление к мозгу, к мышцам и внутренним органам кислорода, что в свою очередь способствует повышению уровня укрепительных процессов в тканях.
Комплекс утренней гимнастики обычно состоит из упражнений, обеспечивающих всестороннее развитие на организм. Упражнения комплекса утренней гимнастики выполняют в определенной последовательности:
Начинают с упражнений, которые постепенно втягивают организм в работу, - с ходьбы и легкого бега.
За ними выполняют упражнения типа «подтягивание», на формирование осанки.
Затем приступают к упражнениям, воздействующим набольшие группы мышц всех частей тела (ног, плечевого пояса, живота, спины), различного рода поворотам и наклонам.
За ними следуют упражнения более сложного характера (например, движения туловища в сочетании с движениями ног и рук: приседания с движениями рук и ног, выпады с наклонами туловища и другие), которые оказывают еще более интенсивное влияние на деятельность внутренних органов, способствуют развитию пластики и гибкости.
После этого мышцам дают небольшой отдых: выполняются упражнения на расслабление.
Хорошо освоенные упражнения становятся постепенного легкими для занимающихся, интерес к ним снижается. Поэтому надо каждые 1-2 недели комплекс менять.
Более эмоционально проходят упражнения при музыкальном сопровождении.
Физкультминутки - проводятся в классе, во время уроков, когда появляются признаки утомления детей (невнимательность, беспокойное поведение). Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений, повторяемых по 5-10 раз, и выполняются под руководством учителя или физорга класса. Основными видами упражнений для физкультминуток являются: разгибание туловища, подтягивание, дыхательные упражнений сидя и стоя, ходьба, наклоны и повороты туловища, движения кистями рук.
Гимнастика перед сном. В сочетании с прогулкой и водными процедурами легкая гимнастика создает благоприятные условия для отдыха. Нужно приучать к ней детей. Такая гимнастика состоит главным образом из дыхательных упражнений по 5-6 раз каждое, медленное и плавное потягивание различных частей организма, что приводит к внутренней гармонии и способствует не только развитию гибкости, но и внутреннему сосредоточению и подготовки ко сну. Темп - медленный, движения плавные.
Глава 2.
2.1. Цели и задачи исследования.
Цель работы: исследовать воспитание гибкости младшего школьного возраста.
- Разработать эффективный комплекс упражнений для воспитания гибкости у детей школьного возраста
- Экспериментально проверить эффективность комплекса упражнений для воспитания гибкости у школьников младших классов.
- Методы исследования.
- Изучение информационных источников
- Педагогический эксперимент
- Тестирование
- Математическая обработка данных
Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы по: теории и методике физического воспитания и спорта, возрастная физиология.
Педагогический эксперимент проводился с учащимися 3а класса школы №3 п.г.т. Безенчука. Во время педагогического эксперимента на уроках использовался специально разработанный комплекс упражнений для воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста. В эксперименте был использован следующий тест: наклон туловища из положения сидя на полу. Измерения были проведены в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года. Данные об испытуемых представлены в таблицах 1 и 2.
Параметры | Высокий | Средний | Низкий |
Расстояние у пальцев рук при наклоне вперед относительно уровня площадки (см) | +10 | +6 | +1 |
- Организация исследования.
Вся программа исследования была выполнена в 3 этапа.
1 этап проводился с сентября по октябрь 2010 года.
Цель: Изучение различных методов воспитания гибкости у младших школьников.
2 этап: май 2011 года.
Цель: проведение сравнительного педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач были изучены школьники 3а класса. Средний возраст 10 лет. Под наблюдением находилось 14 человек. В течение года учащиеся занимались по специально разработанному комплексу упражнений, направленного на воспитание гибкости у детей.
3 этап: май 2011
Предполагает выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследований.
Глава 3. Полученные результаты и их обсуждение.
- Комплекс упражнений для воспитания гибкости.
Основным методическим условием, которого нужно придерживаться в работе над воспитанием подвижности в суставах, являемся обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание.
Разминка имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий.
Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций.
Разминка позволяет решить три задачи:
1. Разминка позволяет повысить температуру тела, прежде всего, мышц.
2. Повысить подвижность в наших суставах, т.е. после разминки человек может, например, наклониться гораздо ниже, чем до разминки.
3. Настроиться на те упражнения или игру, которые человек собирается выполнять. После разминки человек может любые упражнения выполнить, чем до нее и почти никогда не получит травм.
Порядок упражнений в разминке:
1. Спокойный бег или быстрая ходьба (можно на месте). Самое главное, чтобы после этого человеку стало жарко и еще лучше, если он немного вспотеет(6-10 минут).
2. Упражнение на растягивание. Нужно хорошенько растянуть все мышцы, но особенно те, которые в основном будут работать после разминки при выполнении упражнений и игр(6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног).
3. Выполнить несколько раз то упражнение, которое будете потом выполнять, но "не сильно". То есть если потом будет подвижная игра, то несколько раз пробежать быстро, но не в полную силу; если будете вставать на мостик, то несколько раз прогнуться или наклониться назад (по 10-15 раз).
С целью развития гибкости необходимо использовать в тренировочном процессе следующие средства: наклоны стоя и сидя вперед, в стороны с элементами вращении, прогибы, висы и др., эти же упражнения с помощью тренера или партнера.
Ниже приведены несколько комплексов упражнений способствующих развитию гибкости у детей младшего школьного возраста.
Комплекс упражнений 1.
И.п. - о.с. Наклон вперед, касаясь пальцами (ладонями, локтями) пола;
По - 10-12 повторений в 3-х сериях (подходах).
И.п. - сидя на полу. Наклон вперед, касаясь лбом пальцев ног;
По - 10-12 повторений, в 3-5-и сериях.
И.п. - сидя на полу. Наклон вперед, поворачиваясь с выносом правой к левой ноге;
Следующий цикл к правой. При этом коснуться ладонью стопы.
По - 8-10 повторений в разные стороны в 5-и сериях.
И.п. - стоя, ноги пошире.
Наклон к левой и правой попеременно с элементами скручивания;
По - 10-12 повторений, в 3-5-и сериях.
И.п. - о.с. Шаг вперед левой, с выносом прямых рук кверху над головой.
Прогнуться. Тоже с шагом вперед правой.
По - 8-10 повторений, в 3-5-и сериях.
Все упражнения можно выполнять с помощью партнера после 4-х недель систематических занятий.
Комплекс упражнений 2.
И.п. - Ноги на ширине плеч, руки на пояс.
Круговые движение головой вправо. Круговые движения головой влево.
И. п. - Ноги на ширине плеч, руки перед собой.
Круговые движения руками вперед. Круговые движения руками назад.
И.п. - Ноги на ширине плеч, руки перед собой.
Отведение рук в стороны.
И. п. - Ноги на ширине плеч, руки на пояс.
Наклоны туловища вперед. Наклоны туловища назад.
И.п. - о.с. Руки на пояс. Поднять правое бедро.
Вращательное движение голени вправо. Вращательное движение голени влево.
И.п. - о.с. Руки на пояс. Поднять левое бедро.
Вращательное движение голени влево. Вращательное движение голени вправо.
Комплекс упражнений 3.
Рекомендуется проделать комплекс из 8-10 упражнений на растягивание.
Упражнения на растягивание необходимо выполнять сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необходимо выполнять упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 8-10 упражнений пассивного или активного характера.
И.п. - о.с Рывки руками, правая рука наверху, левая в низу, 10 раз. Правая рука внизу, левая наверху, 10 раз.
И.п. - о.с. Руки перед собой. Наклоны туловища вперед, стараясь задеть пол, 10 раз. Наклоны туловища назад 10 раз.
И.п. - Сидя на матрасе руки, перед собой Тянуться к носкам ног, не сгибая колени 10 раз.
И.п. - Сидя на матрасе руки перед собой, партнер стоит сзади. Тянуться к носкам ног, не сгибая колени, с помощью партнера.
И.п. - Ноги на ширине плеч, руки на полу. Приседание на шпагат.
При выполнении упражнений махового характера необходимо максимально расслаблять мышцы ноги, так как только в таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения, для этого необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры.
Пружинящее приседание в положении разведенных в переднезаднем направлении ног следует выполнить обязательно с опорой на руки. Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у стенки, опираясь на нее руками.
Выполняя упражнение на растягивание, амплитуду движений нужно увеличивать постепенно, так как в противном случае даже после хорошей разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепенное увеличение амплитуды движения дает возможность организму приспособиться к специальной работе.
Темп движения с небольшой амплитудой (махи ногами, рывки руками и т.д.) - должен быть примерно 60 движений в минуту, в других движениях (наклоны туловища) - 40-50 движений в минуту.
В заключительной части занятия функциональная активность организма ребенка плавно снижается. Спокойная ходьба, упражнения на расслабление, легкий бег трусцой - наиболее подходящие средства для достижения целей заключительной части занятия.
- Результаты тестирования.
Варваровская | +6 | Средний |
Гладкова | +5 | Средний |
Ефремкина | +2 | Низкий |
Козлова | +2 | Низкий |
Сухорукова | +5 | Средний |
Тюнева | +10 | Средний |
Грачев | +1 | Низкий |
Касьянов | +1 | Низкий |
Куляпин | +5 | Средний |
Прахов | +1 | Низкий |
Тарасов | +1 | Низкий |
Уколов | +5 | Средний |
Ютрин | +1 | Средний |
Юрченко | +5 | Низкий |
В сентябре в процентном количественном отношении низкий уровень имели 43% учеников (6 чел.) средний уровень имели 8 чел (57,1%) Высокий уровень не имел ни один человек.
Второе контрольное тестирование было проведено в мае 2011.
Варваровская | +12,5 | Средний |
Гладкова | +9 | Средний |
Ефремкина | +7 | Средний |
Козлова | +6 | Средний |
Сухорукова | +12 | Высокий |
Тюнева | +13 | Высокий |
Грачев | +5 | Средний |
Касьянов | +6 | Средний |
Куляпин | +7,5 | Высокий |
Прахов | +6 | Средний |
Тарасов | +6 | Средний |
Уколов | +7,5 | Высокий |
Ютрин | +7 | Средний |
Юрченко | +5 | Средний |
Из таблицы мы видим, что показатели сильно выросли. 4 человека перешли из среднего уровня в высокий (29%), 3 человека уровень не поменяли, но у них вырос результат, он стал гораздо выше (Варваровская, Гладкова, Ютрин), из низкого уровня в средний перешли 7 человек (50%).
Заключение
При формировании двигательной функции детей необходимо учитывать координационную сложность применяемых упражнений, их влияние на вегетативные органы и энергетические затраты при их выполнении. Работоспособность у детей этого возраста значительно меньше, чем у взрослых. Они быстро утомляются при однообразной работе, но и быстро восстанавливаются. Интенсивно развиваются и совершенствуются двигательный анализатор в коре головного мозга.
Младшие школьники успешно осваивают простые по координации движения, состоящие из одного- двух элементов, которые не требуют при выполнении большой точности и больших мышечных движений.
Общеразвивающие упражнения в движении - ходьба, бег, прыжки, развивают жизненно необходимые навыки человека, вовлекают почти весь мышечный аппарат занимающихся.
Все упражнения, которые дает учитель детям на уроке - имеют большое образовательное значение, большую психофизиологическую нагрузку. Развивают выносливость, силу, координацию, ловкость, гибкость.
Важной задачей физического воспитания, которая решается в процессе физической подготовки, является обеспечение правильного формирования скелета, укрепление мышц и предупреждение нарушения осанки.
Увеличение показателей гибкости позволяет повысить функциональные возможности подвижности позвоночного столба и в значительной мере активизировать физические нагрузки в режиме дня школьников.
Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.).
Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.
Несомненно, гибкость является не единственным, но безусловно важным, фактором развития человека и ее развитие в сочетании с развитием силы, ловкости, координации движения и т.д. позволит воспитать здорового и сильного человека.
Список литературы.
- Ашмарин Б.А. – Теория и методика физического воспитания: Учебник. – М.: Просвещение. 1990.
- Быков В.С. – Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие – Челябинск. 1998.
- Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте // Теория и практика физической культуры. – 1988. - №3.
- Демидов В.М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников // Физкультура в школе. – 1991. - №1
- Емолаев Ю.А. Возрастная физиология. Учебник. – М., Возрастная физиология, 1985.
- Жук В.А. Мартыненко И.П. Эффективная методика двигательной подготовки школьников. – Омск ОГПИ. 1989.
- Зимкина Н.В. Физиология человека. Учебник. – М.: Физкультура и спорт. 1964
- Иванов А.В. От уроков к дням здоровья и спорт // Физическая культура в школе. – 1996. - №8
- Костенок П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта // Физиология человека – 19978
- Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. - №1
- Матвеев Л.П. – Теория и методика физического воспитания: Учебник – М., 1991.
- Харитонов В.В. Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодежи. Методическое пособие. – Челябинск: ДЦНТИ. 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 7 И 9 КЛАССОВ
В статье рассматриваются результаты исследования познавательного интереса у школьников, полученные в результате анкетирования учащихся....
Результаты исследования учащихся 4-х классов
Исследование учащихся четвертой параллели: познавательных процессов, уровня их адаптации к школьному обучению....
Исследовательская работа "Исследование состояние осанки учащихся 3-х классов"
Исследовательская работа " Исследование состояние осанки учащихся 3-х классов" Выполнила ученица 3 класса Пуговкина Ксения. Руководитель Хафизова Л.Г....
Методика развития гибкости учащихся (1-4 класс) в период летних каникул
Авторская методическая разработка...
Выступление на ШМО по теме: "Развитие гибкости у учащихся младшего и среднего школьного возраста"
Гибкость необходимо развивать с раннего возраста. Уровень гибкости у детей и взрослых должен быть таким, чтобы выполнять движения, необходимые для жизнедеятельности....
Необходимость развития гибкости у учащегося для выполнения наклона
В школе дети знакомятся со сдачей норматива «наклон, сидя на гибкость». Также это упражнение включено в часть соревнований «президентские состязания», в мониторинге и при сдаче...
Методические рекомендации "Развитие гибкости у учащихся младшего школьного возраста"
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих учащемуся, которые занимают важное место в ...