ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ
статья (физкультура и спорт) по теме

Мутагарова Люция Рифовна

 

Проблема здоровья человека является одной из самых сложных и актуальных. Философия с полным правом относит её к тем современным проблемам, которые приятно называть глобальными.

Проблема ценности здоровья является не только животрепещущей проблемой современности, но это одна из вечных проблем философии, центром которой является поиск путей к сбалансированному существованию, включая гармонию души и тела. Всё это обуславливает необходимость теоретического и методологического осмысления темы здоровья. Актуальным является развертывание научных исследований не только на медико-биологическом или психологическом, но и на философском уровне. В тоже время эффективное решение проблемы здоровья возможно только на основе междисциплинарного подхода, разрабатываемого в рамках философии.

 

Здоровье в системе мировоззренческих ценностей является важнейшим ориентиром личной жизни человека, так как выступает условием реализации его творческого потенциала. В рамках философии осознается необходимость исследования субъективных и объективных факторов, детерминирующих здоровье человека с целью определить наиболее общие закономерности формирования и сохранения здоровья. Соотношение субъективного и объективного, духовного и телесного, физического и метафизического в жизни и смерти человека составляет основу всех философских размышлений, включая размышления о здоровье.

Человек во все большей мере становится субъектом собственного здоровья, от воли человека зависит то, какие он будет создавать, и как будет использовать техники продуцирования здоровья. Философия здоровья исходит из методологической установки о комплексном характере здоровья, учитывает социальные и личностные аспекты формирования потребности в здоровье. Если социальное здоровье индивида определяется уровнем его благополучия в той или иной социальной системе, то индивидуальное здоровье определяется способностью самостоятельно контролировать и нести ответственность за свое здоровье.

Таким образом, целью данной работы является изучение философии здоровья.


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_filosofiya_zdorovya.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

План

Введение        

Философия здоровья        

Глава I. Здоровье человека как философская проблема        

§ 1.        

§ 2.        

Глава II. Научные подходы в изучении здоровья        

§ 1.        

§ 2.        

§ 3.        

Заключение        

Список литературы        


Введение

Проблема здоровья человека является одной из самых сложных и актуальных. Философия с полным правом относит её к тем современным проблемам, которые приятно называть глобальными.

Проблема ценности здоровья является не только животрепещущей проблемой современности, но это одна из вечных проблем философии, центром которой является поиск путей к сбалансированному существованию, включая гармонию души и тела. Всё это обуславливает необходимость теоретического и методологического осмысления темы здоровья. Актуальным является развертывание научных исследований не только на медико-биологическом или психологическом, но и на философском уровне. В тоже время эффективное решение проблемы здоровья возможно только на основе междисциплинарного подхода, разрабатываемого в рамках философии.

Здоровье в системе мировоззренческих ценностей является важнейшим ориентиром личной жизни человека, так как выступает условием реализации его творческого потенциала. В рамках философии осознается необходимость исследования субъективных и объективных факторов, детерминирующих здоровье человека с целью определить наиболее общие закономерности формирования и сохранения здоровья. Соотношение субъективного и объективного, духовного и телесного, физического и метафизического в жизни и смерти человека составляет основу всех философских размышлений, включая размышления о здоровье.

Человек во все большей мере становится субъектом собственного здоровья, от воли человека зависит то, какие он будет создавать, и как будет использовать техники продуцирования здоровья. Философия здоровья исходит из методологической установки о комплексном характере здоровья, учитывает социальные и личностные аспекты формирования потребности в здоровье. Если социальное здоровье индивида определяется уровнем его благополучия в той или иной социальной системе, то индивидуальное здоровье определяется способностью самостоятельно контролировать и нести ответственность за свое здоровье.

Таким образом, целью данной работы является изучение философии здоровья.


Философия здоровья

Глава I. Здоровье человека как философская проблема

§ 1.

Термин «философия здоровья» постепенно входит в круг обсуждаемых и в медицине и в философии проблем.

Под философией здоровья обычно понимается следующее:

1) теория здоровья, теоретическая интерпретация всех детерминационных факторов здоровья;

2) разработка концепции здоровья;

3) поиск определения понятия здоровья, которое позволяло бы оценивать его в количественных и качественных показателях;

4) исследование и пропаганда здорового образа жизни;

5) исследование процессов воспитания и обучения с целью формирования у человека потребности в здоровье;

6) разработка модели поведения в поисках лучшего способа самоосуществления жизни;

7) разработка методологической установки, которая позволяла бы индивиду самостоятельно контролировать свое здоровье;

8) формирование ответственности человека за свое здоровье;

9) здоровье человека как особый предмет междисциплинарного знания[1].

Таким образом, под «философией здоровья» понимается целый комплекс философских проблем здоровья. На более глубоком уровне просматривается задача, поставленная самой жизнью, задача разработки интегральной концепции здоровья, исходящей из представлений о человеке как системном существе. Однако следует отметить, что такой интегральной концепции еще не существует. Само понятие «философия» понимается абстрактно, в общем социокультурном контексте, без проработки предмета философии.

Как же философия может быть интегратором знаний о здоровье, если она сама понимается по-разному разными философами. В рамках идеализма совсем другие основания, чем в системе материализма. В рамках дуалистических ориентации основания другие, чем в идеализме и материализме. Материализм может быть вульгарным, механистическим. Философский аспект в понимании здоровья имеет важнейшее значение, так как необходима не только теоретическая разработка проблемы, но определенная ценностная позиция и особая позитивная мировоззренческая установка. Отсутствие ценностной и мировоззренческой компоненты делает любую «научную» концепцию здоровья заведомо ущербной.

Одним из самых трудных философских вопросов является вопрос о том, «что такое философия?» Поставим другой вопрос. Что должна изучать философия вообще и в частности «философия здоровья». Если философия ставит вопрос о бытии и об отношении к бытию, то философия здоровья - вопрос о здоровье и об отношении к здоровью[2].

В философии здоровья ставится вопрос о том, как перейти от гносеологического изучения проблемы к практическому и онтологическому пониманию здоровья. В классической философии это звучало как проблема перехода от изучения мыслей о жизни к самой жизни как онтологической реальности. В аксиологическом аспекте это вопрос о том, что важнее, или ценнее, мысли о жизни или сама жизнь, мысли о здоровье или само здоровье. Представляется, что философия, возможно, найдет ответ на свой самый трудный вопрос «что такое философия?», отвечая на вопрос «что такое жизнь» и, в частности, подлинная, т.е. здоровая жизнь. Можно отметить эвристическое влияние философии на разработку проблем здоровья, но возможен и обратный процесс, когда здоровье будет выступать как критерий и как то, что выявляет подлиню ценность философии. Понятия болезнь и здоровье, норма и патология, бытие и небытие могут выражать отчуждение человека от своей сущности и возвращение человека к самому себе.

Первоначально философия возникает как любовь к мудрости, как стремление к истине, как бескорыстная любовь к правде. В эпоху своего зарождения философия понималась как особое стремление к истине, которое является условием гармонии во взаимоотношениях человека с миром и с самим собой. Мудрость философии заключалась не только в познании общих принципов бытия, но и в познании роли человека в мире и в этом контексте его высокого предназначения, ответственности перед собой и миром. Философия не сводится к накоплению знаний, мудрость включает в себя знание и в то же время «выше» знаний. Мудрость философии состоит в ценностном отношении к знанию и к бытию. Знания сами по себе ценностно нейтральны и могут быть использованы как во благо, так и во зло человеку. Ценность мудрости состоит в использовании знаний только во благо человека. А в медицине параллельно формулируется принцип «прежде всего - не навреди» (Гиппократ).

Для прояснения сущности вопроса греки используют понятие Бога. Всей мудростью обладает только Бог, а человеку присуще лишь стремление к мудрости. Платон писал, что название «мудреца для философа слишком громко и пристало только Богу»! Бог - это носитель мудрости, а человек - это носитель любви. Поэтому «любовь к мудрости» можно понять как сближение человека с Богом, как уподобление человека Богу, как «несокрытость» (М. Хайдеггер) человека сущности мира. Философия как любовь к мудрости сущностно необходима человеку, чтобы не только знать, что такое человек, но и самое главное быть человеком. Смысл «любви к мудрости» не в том, чтобы быть мудрецом или самим Богом, а в том, чтобы стать человеком. В медицине особенно важно, чтобы врач был подлинным человеком. Отсюда понятно волевое утверждение Гиппократа: «Врач, знающий философию, подобен Богу»[3].

Для исследования здоровья актуально понимание мудрости как ценностного отношения к жизни. Мудрость выражает «заземленность» философского знания на житейском опыте, на гармонизации знаний с образом жизни человека, что в последствии будет названо «здоровым» образом жизни. Как отмечает П.В. Алексеев, мудрость - это «ось координат» наших философских размышлений. «Может даже стоять вопрос: а не является ли мудрость, или мудрое философствование той осью координат, на которой «завязаны» все другие разновидности философских размышлений?»[4].

Существо мудрости раскрывает Н. Гартман в книге «Этика». Мудрость - это «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей»[5]. Для нашего исследования актуально понимание мудрости как «проникновения чувства ценности» в здоровье. Ценностная компонента здоровья требует специального анализа. Аксиологический анализ здоровья связан с определенными трудностями вследствие того, что здоровье может пониматься узко как биомедицинская категория, когда здоровье определяется «негативно» через отсутствие болезни. Ценностные представления о здоровье в узко профессиональной среде медиков могут отличаться от философских отсутствием социокультурной рефлексии. Ценность здоровья не только абсолютна, но и относительна, т.е. зависит от социальных условий и мировоззрения. Ценность здоровья всегда «соотнесена» с конкретной практической жизнью, включающей в себя социальное и духовное измерение. Соотнесенность с исторической практикой наиболее очевидно обнаруживается в процессе переоценки ценностей, которая в свою очередь приводит к формированию «нового» мировоззрения с «абсолютным» ценностным ядром.

Таким образом, «проникновение чувства ценности» в здоровье очень важно, так как состояние телесного и психического здоровья часто остается только скрытой предпосылкой, не всегда даже осознаваемой. Часто только болезнь делает нас более мудрыми, заставляя оценить, что такое здоровье.

§ 2.

В философском плане проблема здоровья - это проблема целостности человека, поскольку только такой человек может жить тотально. Целостность человека включает в себя проблему личностного участия и усилия в поддержании здоровья. Философия здоровья рассматривает сущность человека как определенный потенциал, который должен быть реализован по мере существования человека. Жизнь человека, построенная вне реализации своего сущностного потенциала, превращается в простое существование. Существование вне своей сущности приводит к духовному страданию, а на физическом уровне является симптомом надвигающейся патологии. Таким образом, сохранение здоровья — это поддержание здоровья, достигаемое различными техниками согласования существования с сущностью человека[6].

Здоровье является достаточно сложным предметом для научного анализа. Переплетены субъективные и объективные стороны жизнедеятельности человека. Объективные характеристики здоровья всегда выражены в субъективной, даже виртуальной форме. Ощущение благополучия является условием творческого начала в человеке. Здоровье следует рассматривать как творчество, которое включает в себя ощущение виртуальности и подлинной реальности, связанной с раскрытием внутренних резервов человека. Субъективные состояния здоровья, тем более определение качества жизни трудно поддаются рационализации в терминах психологии или физиологии.

Философия пытается выяснить сущность феномена здоровья, рассматривая этот феномен в системе «человек-мир». Однако философия это не только наука, вид знания, отвечающий критериям научности. Философия, как любовь к мудрости, есть нечто большее, чем наука, а именно искусство, искусство жизни. Исходя из концепции философии как искусства жизни, а иногда как искусство выживания, здоровье предлагает и высокую духовность, и утонченную технику для своего поддержания.

Противоречие субъективного и объективного, желаемого и действительного, духовного и материального, должного и сущего составляет философский нерв проблемы здоровья. Появление биомедицинских техник манипулирования телом и духом человека выявляет биоэтический аспект проблемы здоровья. Вопрос стоит о том, каковы границы манипулирования здоровьем и болезнью человека, и каковы последствия этого «внешнего» манипулирования для личности, которая всегда понималась как индивидуальная воля и как усилие к самоутверждению в мире. Философия как искусство жизни, как особое отношение к жизни, в котором большое значение имеет здоровье, само здоровье продуцируется различными техниками, приемами, способами отношения к миру. Искусство жизни включает в себя поиск пути к собственному благополучию через раскрытие внутреннего сущностного потенциала человека.


Глава II. Научные подходы в изучении здоровья

§ 1.

Методологической основой биоцентристского подхода к проблеме здоровья является представление о человеке как природно-биологическом существе, что определяет способы продуцирования здоровья, техники манипулирования телом и отношения к здоровью как ценности. Как отмечает В.М. Розин, возможно, XXI век будет веком практик и наук не только о социальности, но и о телесности. Налицо бурное развитие телесно ориентированных практик, техник строительства тела - бодибилдинг, здоровый образ жизни, натуропатическое питание, возрождение физической культуры, карате, художественная гимнастика, транссексуальные операции (смена пола), попытки достижения бессмертия - креоника и движение трансгуманизма[7]. Человек во все времена обращал внимание на свое тело, но в эпоху новых биомедицинских технологий тело и в целом природа человека становится проблемой в силу трудностей с концептуализацией и осознанием тела как ценности.

На биологическом уровне здоровье представляет собой нормальное функционирование организма, нормальное течение типичных физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству здорового потомства. Изначально здоровье предполагает динамическое равновесие функций всех органов и совершенство саморегуляции в нашем организме, гармонию физиологических процессов, обеспечивающих максимальную адаптацию к окружающей среде. Соответственно нарушение равновесия и неадекватная реакция организма на факторы среды представляет собой не что иное, как болезнь. Таким образом, корни человеческого здоровья имеют биологическую природу. Медико-биологические науки способны полностью описать эту биологическую предпосылку здоровья.

В истории философии биоцентризм представлен как натурализм, придающий первостепенное значение природным и биологическим особенностям. Жизнь организма, как заметил Г. Спенсер, есть непрерывное приспособление внутренних сил к внешним воздействиям. Адаптация - это способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде. Адаптационная концепция представлена в работах Г. Селье, Д.С. Саркисова.

Адаптационные возможности человека постоянно совершенствуются, и этот процесс сопровождается формированием целой системы защитных механизмов, назначение которых состоит в сохранении относительной устойчивости всех жизненно важных функций. Для понимания здоровья большое значение имеет понятие «гомеостаз» (У. Кеннон). Здоровье в биологическом плане выступает как «сила устойчивости», как тенденция к сохранению устойчивости основных физиологических функций организма, как способность вернуть систему в равновесное состояние[8].

Натурализм в медицине представлен как соматизм, который у греков охватывал всю патологию. Это подтверждается тем, что Гиппократ понимал истерию как болезнь матки. Греки мало внимания уделяли психической жизни в системе своей физиологической медицины. Характеристика природы человека у Аристотеля связана с формулой: «человек - это политическое животное». Гениальные идеи Платона и Аристотеля о катарсисе, об очищающей силе человеческого слова, о влиянии души на тело тогдашней медициной не развивались и не трансформировались в терапевтическом аспекте.

В заостренном виде «природность» человека представлена в творчестве Н.А. Амосова: «Человек есть стадное животное с развитым разумом, способным к творчеству»[9]. Главное отличие человека от животного - творчество. Природа задала нам три программы: «для себя» (самосохранение), «для рода» (размножение), «для вида» (совершенствование). Иначе: себе, семье, всем людям. В целом Н.А. Амосов подчеркивает, что человек живет одновременно в нескольких мирах. В том числе и в «мире тела». Условно выделяется «мир природы», «мир техники», «мир информации», «мир людей», «мир идей». Все «миры» неодинаковы и не равноценны. Все зависит от «включенности» человека в тот или иной «мир». Для больного состояние тела - «мир тела» - часто важнее, чем все другие миры вместе взятые. Для человека было бы естественно научиться оценивать «мир тела», то есть состояние своего тела и прилагать некоторый минимум усилий, чтобы сохранить то здоровье, которое имеет.

Биоцентрический подход имеет свое оправдание в том, что исторически так сложилось, что медицина интересуется преимущественно состоянием соматического (телесного) здоровья человека и поэтому развивалась как наука биологического цикла. В теоретическом плане такой подход предопределяет статус медицины как теории патологии. В методологическом плане это приводит к существенной недооценке субъективного социально-психологического измерения человеческого существования. Взаимосвязь биологического с социальным формулировалась как проблема влияния некоторых социальных факторов на организацию человека.

§ 2.

В социоцентристском подходе к данной проблеме исследованию подвергается не только качество личного здоровья, но и состав здоровья общественного. Выдвигается тезис о социальной сущности здоровья. Основное внимание уделяется тому, что выражено понятием «общественное здоровье». Данное понятие является достаточно дискуссионным. В тоже время здесь ставится задача не только обосновать необходимость создания «целостной теории здоровья» - саналогии, но и наметить контуры нового направления в науке. Основанные на таком подходе практики должны занять видное место в здравоохранении наряду с развиваемой теорией патологии.

В рамках социоцентристского подхода к формированию здоровья могла быть поставлена во весь рост весьма актуальная сегодня проблема в социальной ценности здоровья человека. Поэтому аксиология здоровья имеет не только личностное, но и социальное измерение. Такова реальность «микромира» аксиологии, которую нельзя не учитывать, чтобы не «впасть» в какую-либо крайность, ибо крайности уничтожают целостное видение здоровья как ценности[10].

Социоцентризм в крайней форме выступает как социологизаторский подход. Так анализ возрастания ценности здоровья может сводиться к перечислению дат принятия законодательных актов, решению съездов партии, программ партии, принятием конституции нашей страны. В тоже время следует отметить, что с «высот» социоцентризма хорошо просматриваются тенденции дегуманизации медицины, появление новых, либеральных подходов по евгенике, трансплантологии, геронтологии, которые противоречат принципам «клятвы Гиппократа». Здесь возможно аргументированная критика использования биомедицины в угоду военно-промышленному комплексу, для создания новых видов оружия массового уничтожения, психотропных средств манипулирования людьми, для критики транснациональных фармацевтических компаний, ставящих получение сверхприбылей выше ценности человеческой жизни и здоровья.

Человек получает здоровье как дар природы. С позиции материализма в предельно общем плане человека создает природа. Человек, по Казначееву, космо-природный феномен. То, что создает человека, то и является основным источником его здоровья[11]. Но человека создает и общество, социум, поэтому и общество необходимо рассматривать как один из важных источников здоровья. Во многом от общества зависит, как этот дар будет использован, либо растрачен, либо приумножен.

Социальная ценность здоровья человека означает, что оно воспринимается как неотъемлемая часть общественного богатства. От характера общественных отношений зависит, как будет использоваться, «эксплуатироваться» и воспроизводиться здоровье. Социологическая интерпретация здоровья дана в определении, принятом Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Отметим, что синонимом понятия здоровья является «благополучие». Корень последнего термина «благо» является древнейшим понятием и встречается уже у Платона. Перевод смысла может быть такой: благо, которое получили, или полученное благо. Если вспомнить, что «высшее благо медицины - здоровье», то благополучие можно осмыслить как «полученное здоровье».

Здоровье как состояние благополучия полностью определяется социумом, зависит от общества и может быть объектом для социальных манипуляций. Вместе с тем в этой парадигме нет указания на индивидуальную ответственность за состояние своего здоровья. Здоровье не рассматривается как ценность личной жизни, тем более как вопрос личных усилий.

Таким образом, выделение социального уровня в рассмотрении здоровья является важным компонентом анализа данной проблемы. Вне системы социальных связей, в которую конкретная личность включена, здоровье как ценность понять просто не возможно. Социальные факторы задают темп, как социальной активности, так и цикличности текущих органических процессов в индивиде.

§ 3.

В философском плане принцип антропологизма разрабатывается Л. Фейербахом при создании проекта «философии будущего». Нельзя считать, что его творчество оценено адекватно, когда оно рассматривается в контексте предвосхищения марксизма, как предшественника, как сыгравшего роль в формировании новых взглядов. Философия Фейербаха имеет самостоятельное значение. Известна оценка, что Фейербах ярок, но не глубок. Философ не может быть глубже тех проблем, которые он сам себе поставил. Фейербах достаточно ярок и достаточно глубок. Приведем следующее высказывание по глубине сопоставимое с религиозными идеями: «Я жил здесь раз и навсегда!». Если в христианстве утверждается, что Бог - это любовь, то Фейербах доказывает, что любовь - это Бог.

Безусловно, антропологизм акцентирует внимание на индивидуальном бытии человека, на индивидуальном подходе к здоровью. Здесь разрабатывается антропологически ориентированная концепция здоровья. Базисом такого подхода является система «человек - природа», причем человек рассматривается как часть природы и в этом смысле как природное существо[12].

Фейербах продолжает линию, идущую от Аристотеля: философия должна иметь в себе такую часть, которую можно было бы назвать практической философией. Как известно, он определял этику именно таким образом. Фейербах также говорит о необходимости практической философии, философии для человека, то есть антропологической философии, которая бы соединяла в себе достоинство теории и практики, «истину для себя самой» и «истину для человека». Для Фейербаха реально существуют отдельные люди, а не общество, отдельные вещи, а не природа как единое целое. Отсюда методологически возможен путь к здоровью через обращение к индивидуальному бытию человека.

Антропоцентристская парадигма здоровья пытается преодолеть недостатки и крайности, представленные в биологизаторских и социологизаторских подходах, и в целом усилить позитивное их содержание. Корни человеческого здоровья, безусловно, уходят в биологическую природу. Здоровье человека имеет и социальное измерение, здоровье - это мера социальной активности. В этом смысле можно говорить о биосоциальном измерении здоровья. В тоже время необходимо признать, что человек не только биологическое или социальное существо, то есть имеющее биосоциальную природу. Человек это и духовное существо. Духовность человека является субъективным выражением его объективного статуса в бесконечном мире. Духовность человека является новым качеством, выражающим целостное измерение личности. Антропоцентристская парадигма здоровья имеет в своем существе духовно-антропологическое содержание.

Духовно-антропологическая модель здоровья - это личностно-смысловой уровень здоровья. Когда мы характеризуем здоровье, как объективную реальность, как предметную ценность, мы подчеркиваем независимость здоровья от сознания. Действительно, человек может некоторое время жить, не осознавая здоровье как ценность сознания, не осознавая нормативную ценность здоровья как то, что обязательно должно регулировать наше отношение к миру. Это вопрос не только теоретический, но и практический. В жизни каждого человека имеет важное значение не только здоровье, но и само представление о здоровье, о путях и техниках достижения здоровья. Представление - это фундаментальная способность разума. Здоровье имеет природные предпосылки, которые не зависят от сознания. Но человек не только природное, но и духовное существо. Поэтому его здоровье имеет духовные предпосылки, которые делают здоровье зависимым от сознания. Здесь представление о здоровье в целом «спаяно» с личностью. Личностно-смысловой уровень здоровья определяется качеством смысловых отношений человека и его способностью построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. В медицинской деонтологии отмечается, что необходимо не только лечить больного, но также необходимо «учить пациента лечиться» (А.Ф. Билибин). Скажем так, необходимо не только иметь здоровье от природы, но необходимо уметь быть здоровым. В философском плане это вопрос о том «быть или не быть», «быть или иметь», это вопрос о соотношении объективной и субъективной ценности здоровья.

Подход к здоровью как субъективной ценности позволяет перейти к вопросу о субъективных резервах здоровья, о техниках актуализации и о пути к здоровью. Здоровье человека представляет собой интегративную целостность, включающую в себя способность перейти от опоры на регулирование среды в рамках социальной системы к опоре на себя и механизмы саморегуляции. Путь к здоровью - это конструктивное стремление к совершенству. В этом смысле здоровье человека есть целостное измерение его личности. Здоровье - это не только состояние организма, но и мироощущение человека в мире. Это определенная стратегия жизни, представляющая собой единство индивидуального стиля жизни, социального интереса и направленности поведения к цели. Важное значение для здоровой личности имеет способность быть самостоятельным и саморегулирующимся существом. Понятие «здоровая личность» выражает степень господства человека над природными и социальными обстоятельствами жизни.

Таким образом, в философском подходе к проблеме здоровья само понятие «здоровье» является интегративным признаком целостного развития человека, являющегося условием его успешной духовной и практической деятельности.

Как справедливо заметил академик Н.М. Амосов, «...не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Пока она даже не может научить его, как стать здоровым...»[13]. Одной из главных задач философии и медицины здоровья является формирование здоровых потребностей, реализация которых ведет к здоровью. Таким образом, здоровье выступает как стратегия жизни человека, который сознательно и активно строит свое поведение, свой здоровый образ жизни.

Духовно-антропологическая концепция здоровья - это духовно ориентированная философия здоровья, которая стремится открыть путь к здоровью через обращение к индивидуальному бытию человека. В этой парадигме скрыты наиболее глубокие ответы на многие вопросы. Каковы скрытые ресурсы человеческой психики? Каковы механизмы, облегчающие человеку доступ к этим резервам? Что необходимо для того, чтобы человек смог полноценно реализовать свой потенциал здоровья? Какова роль биологических предпосылок и социальных условий в реализации потенциала здоровья? Ответы на эти вопросы требуют глубокого исследования многоликой феноменологии здоровья.

Духовно-антропологический подход к здоровью акцентирует внимание на индивидуально-личностных факторах, которые определяют специфику восприятия феномена здоровья, выступая регуляторами различных оздоровительных практик. Здесь большую роль играют духовно-нравственные качества первичных внутриличностных структур, отвечающие за поддержание здоровья индивида. Внутренняя установка на здоровье имеет собственную разветвленную структуру, которая интегрирует когнитивные и ценностные, эмоциональные и моральные ресурсы. По крайней мере, можно предположить, что в структуре психики человека есть такой устойчивый компонент, который реально определяет индивидуальные феноменологию здоровья и по существу предполагает то, что называют здоровым образом жизни.

В философии здоровья происходит взаимообогащение и концептуализация, как философии, так и проблемы здоровья. Не только философия задает систему координат для восприятия здоровья, но и потребность в здоровье трансформирует философию. Философия выступает как практика «утешения». Известна работа Боэция «Утешение философией». Бердяев Н. отмечал, что настоящая философия глубоко религиозна, то есть, как нам представляется, прорабатывает тему спасения, пусть даже и в религиозной форме. Близка к теме спасения идея бессмертия души, которая исследовалась в творчестве Платона. В человеке он различал смертную и бессмертную часть души. Таким образом, потребность в здоровье трансформирует философию, которая выявляет свою сущность как практика и концепция «духовной навигации».

Философия здоровья концептуализирует саму философию как практику «духовной навигации». Здоровье предполагает вступление на путь духовной навигации, который открывает человеку новый мир, воспринимаемый им как подлинный мир. Человек осознает, что необходимым условием обретения подлинного мира является «техника себя», работа, направленная на самого себя, на духовную трансформацию собственной личности[14].

Философия здоровья рассматривает здоровье как то, что принадлежит и не принадлежит человеку, а также как то, что принадлежит социальным отношениям, которым подчиняется человек. Главные из этих отношений - властные. Именно властные отношения задают стратегии и практики и особую организованность в отношении к здоровью, которые в совокупности и образуют здравоохранение. Поэтому здоровье это не только техники здоровья, это также и форма осознания здоровья, и размышления о нем. Здоровье интегрально представлено в философии здоровья, а множественно в дискурсах здоровья.


Заключение

На основе изложенного материала можно сделать следующие выводы:

1. Проблема долголетия и здоровья, качества и смысла жизни принадлежит к числу вечных философских проблем. В современную историческую эпоху состояние здоровья отдельного человека вошло в число тех проблем, с которыми связано выживание человека, сохранение его как вида. Поэтому неудивительно, что беспокойство по поводу стремительного ухудшения состояния здоровья населения России в новом тысячелетии растет практически во всех слоях общества. Естественные, гуманитарные, даже технические сферы научного знания пытаются разработать и представить некие универсальные технологии, призванные помочь человеку сохранить или восстановить его здоровье.

2. Здоровье человека является одним из существенных условий творческой деятельности современного человека. Оно является фундаментальной основой социальной активности и всех аспектов благополучия человека. Только здоровье обуславливает гармоничное развитие человека и возможность достижения высокого проффесионализма. Философия пытается реализовать целостный подход к проблеме здоровья, которое понимается как главное условие свободной деятельности человека, как путь к его совершенству. Поэтому будет всегда актуальна мысль древних эллинов о том, что высшее благо медицины - это здоровье. В то же время, как представляется, путь к здоровью открывает не только медицина, но и философия.

3. Важно подчеркнуть, что здоровье - это не только медико-биологическая, но и мировоззренческая проблема. Отсюда следует, что здоровье должно стать важнейшим мировоззренческим и ценностным ориентиром человека. Именно это позволяет утверждать, что в современном мире существенно необходимо, чтобы человек сам стал субъектом собственного здоровья.

4. Одной из главных задач философии здоровья является формирование принципов заботы о самом себе, т.е. здоровых потребностей, ведущих к здоровью. В этом плане сам человек является «режиссером» своей жизни.

5. Здоровый образ жизни как способ бытия в мире есть выбор смыслов, целей и способов жизнедеятельности, не разрушающих гармонию системы «человек-мир». Здоровый образ жизни включает «технологии себя», техники «заботы о самом себе», то есть поиск индивидуальной системы оздоровления на основе народной, религиозной и философской традиции. В духовно-антропологической концепции здоровье понимается как обретаемая индивидом в ходе гуманизации отношения «человек-мир» определенная целостность, тождественная становлению духовной зрелости, т.е. становлению личности. В духовно-антропологической концепции здоровья раскрывается аксиологический аспект здорового образа жизни. В аксиологическом плане здоровье выступает как основополагающая человеческая ценность, связанная с основными ценностными ориентациями личности.


Список литературы

  1. Алексеев В.П. О роли социальных факторов в биологической дивергенции человеческих популяций. // Советская этнография. 1976. № 4. С. 114-131.
  2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1987. 64с.
  3. Гартман Н. Этика / пер. с нем. А.Б. Глаголева, под ред. Ю.С. Медведева, Д.В. Скляднева. — СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2002. 708с.
  4. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Феномен человека: комплекс социоприродных свойств // Вопросы философии. 1988. № 7. С. 29-36.
  5. Оглоблин К.А. Культура здоровья как философско-мировоззренческий феномен. // Человек и образование. 2009. № 3. С. 76-80.
  6. Розин В.М. Как можно помыслить тело человека, или На пороге антропологической революции // Философские науки. 2006. № 5. С. 33-53.
  7. Терентьев О.В. Здоровье человека как объект философского аксиологического анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук . - M, 2010.
  8. Хрусталев Ю.М. Философия - интеллектуальная и моральная основа здоровья. // Терапевтический архив. 2006. Т. 78. № 1. С. 83-87.
  9. Шаталов А.Т. (отв. ред.) Философия здоровья. - М.: ИФ РАН, 2001. 242 с.


[1] Терентьев О.В. Здоровье человека как объект философского аксиологического анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук . - M, 2010. С.5.

[2] Хрусталев Ю.М. Философия - интеллектуальная и моральная основа здоровья. // Терапевтический архив. 2006. Т. 78. № 1. С. 83-87.

[3] Хрусталев Ю.М. Философия - интеллектуальная и моральная основа здоровья. // Терапевтический архив. 2006. Т. 78. № 1. С. 83-87.

[4] Алексеев В.П. О роли социальных факторов в биологической дивергенции человеческих популяций. Советская этнография. 1976. № 4. С. 114-131.

[5] Гартман Н. Этика / пер. с нем. А. Б. Глаголева, под ред. Ю.С. Медведева, Д.В. Скляднева. — СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2002. С.208.

[6] Терентьев О.В. Здоровье человека как объект философского аксиологического анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук . - M, 2010. С.9.

[7] Розин В.М. Как можно помыслить тело человека, или На пороге антропологической революции // Философские науки. 2006. № 5. С. 33-53.

[8] Оглоблин К.А. Культура здоровья как философско-мировоззренческий феномен. // Человек и образование. 2009. № 3. С. 76-80.

[9] Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1987. С.32.

[10] Терентьев О.В. Здоровье человека как объект философского аксиологического анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук . - M, 2010. С.11.

[11] Казначеев В.П., Спирин Е.А. Феномен человека: комплекс социоприродных свойств // Вопросы философии. 1988. № 7. С. 29-36.

[12] Терентьев О.В. Здоровье человека как объект философского аксиологического анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук . - M, 2010. С.15.

[13] Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1987. С.54.

[14] Терентьев О.В. Здоровье человека как объект философского аксиологического анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук . - M, 2010. С.18-20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Генезис категории "здорового образа жизни" с точки зрения философии

На сегодняшний день наблюдается всплеск разговоров о человеке и человечности. Люди надеются на духовное возрождение, веря в моральную суть человека, которая не является чем-то извечным. На место одних...

Контрольная работа по философии к разделу "Основные этапы философии"

Контрольная работа по философии для студентов профессиональных училищ и техникумов....

Эссе «Моя педагогическая философия» на тему «Здоровым быть модно»

«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье»Гейне Генрих...

Презентация по основам философии на тему: Философия XX века. Экзистенциализм

Философия – наука мировоззренческая, поэтому талантливый преподаватель должен излагать учебный материал таким образом, чтобы мотивировать своих слушателей, формируя у них позитивное отношение к миру и...

Презентация по основам философии Тема: Философия Китая для студентов всех специальностей техникума

Философия – наука мировоззренческая, поэтому талантливый преподаватель должен излагать учебный материал таким образом, чтобы мотивировать своих слушателей, формируя у них позитивное отношение к миру и...

Тесты по основам философии Тема: Немецкая классическая философия

Работа с тестами охватывает разделы учебного курса «Предмет философии» и «История философии» за период от древности до эпохи Возрождения включительно. Предусматривается проверка усвоения базовых...

«Формирование философии здоровья средствами искусства»

Формирование и укрепление здоровья ученика является стратегтей валеологии. Валеология обучает мыслить чувствами, а чувствовать разумом....