Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.
статья (физкультура и спорт) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_fizkultury.docx34.4 КБ

Предварительный просмотр:

               Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей ,определяющих потенциал страны(экономический, интеллектуальный, культурный),а также одной из характеристик  национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологической, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Здоровьесбережение образовательного процесса осуществляется по следующим разделам и направлениям:

Поддержание в спортивном зале обоснованных санитарно - гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна;

Физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки;

Создание психологически комфортной среды в процессе обучения;

Оптимальное сочетание «субъект -субъектных» отношений в образовательном процессе;

Использование современных педагогических технологий в процессе обучения (в том числе здоровьесберегающих).

При составлении тематического планирования  я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижение перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.

Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий, используемых в работе.

Основные компоненты УВП, влияющие на здоровье детей:

- мотивация учебной деятельности;

- образовательные технологии;

-формирование культуры здоровья;

-урок.

Поскольку основной формой работы является урок, то и оценка его влияния, на здоровье обучающихся является наиболее важной частью общей оценки работы школы и учителя в этой сфере.

Основная задача в моей работе состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развивать свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. На уроках физической культуры, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей.

Здоровьесберегающие технологии связаны со следующими аспектами урока:

1.Соблюдение санитарно-гигиенических норм в спортивном зале, на спортивных объектах и спортивных снарядах; чистота, температурный режим, освещение;

2.Соблюдение техники безопасности на уроках физической культуры предупреждающей случаи травматизма;

3.Занятия проводятся в спортивной форме и обуви;

4.Урок разделяется на три составных части: подготовительная, основная, заключительная. Варьирование физической нагрузки соответствует назначению каждой части урока;

5.Чередование различных методов учебной деятельности и разнообразных по уровню сложности;

6.Соответствие физической нагрузки обучающегося состоянию здоровья, медицинским показаниям и возрастным возможностям;

7.Разноуровневый подход к обучению учащегося;

8.Создание психофизического и эмоционального комфорта для обучающихся на уроке;

9.Наличие у обучающихся мотивации учебной деятельности на уроке;

10.Рост динамики уровня физической подготовленности;

11.Включение в теоретическую часть урока тем связанных со здоровьесберегающим образом жизни;

12.Соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима;

13.Формирование здорового образа жизни. Широко используются игровые моменты во время проведения урока;

14.Учебная нагрузка соответствует санитарно-гигиеническим нормам и учитель неукоснительно им следуют.

Соблюдение правил техники безопасности на уроках (ИОТ -022, - 023, - 024, - 025, - 026, - 027…)  и организация рационального учебного процесс в соответствии с нормами САНПИНА.

Техника безопасности на уроках физической культуры.

В зале:

- спортивная форма (длинная или короткая) в зависимости от температуры или места занятий

- чистая обувь, на светлой резиновой подошве

- вход в зал, только с разрешения учителя

- во время занятий соблюдать дистанцию и интервал (нельзя обгонять,. ставить подножку, толкаться)

- не жевать на уроке (ж/резинку, конфеты ит.д.)

- нельзя пользоваться аппаратурой на уроке (мобильный телефон, МР3, диктофон, фотоаппарат и т.д.)

- уходить с урока или выходить без разрешения учителя. В случае плохого самочуствия предупреждать учителя заранее

- освобождённые слушают учителя и смотрят за уроком.

На улице:

- одежда тёплая (по погоде)

- Не уходить с места занятий без разрешения учителя

- не мешать одноклассникам

- не заниматься на снарядах без разрешения учителя

- не бежать навстречу во время выполнения задания (прыжков, метания, бега... и т.д.)

- не стоять и не уходить в зоне броска спортивного снаряда, не ловить метательные предметы (мячи, гранаты и т.д.)

- в случае травмы сообщить учителю

На уроках лыжной подготовки:

- обязательно должны быть варежки, вязанная шапка, куртка не продуваемая

- соблюдать дистанцию на лыжне

- не ломать свой и чужой инвентарь

- правильно нести лыжи во время передвижения к месту занятий

На уроках гимнастики:

- не заниматься на снарядах без учителя и страховки

-не выполняять упражнения без разминки

- соблюдать последовательность выполнения упражнения

-сложные упражнения выполнять со страховкой или помощью (учителя или одноклассников)

- внимательно слушать объяснение учителя

- выполнять упражнения строго по команде

 Спортивные и подвижные игры:

- не кидать мяч в голову (лицо), не бить мячу ногами

- бережно относиться к спортивному инвентарю

- не выражаться нецензурными словами

- нельзя брать мяч без разрешения учителя, и когда учителя нет в зале.

 О каких принципах здоровьесберегающей технологии в педагогике мы должны помнить?


  Принцип 4.

Субъективно

субъектное взаимоотношение с учащимися.

  1. Индивидуальный подход к каждому.
  2. Педагог – всегда пример.
  3. Вопросы здоровья обязательно рассматриваются на разных предметах (будь то русский язык или математика).
  4. У учащихся воспитана ответственность за свое здоровье

Принцип 5.

Непрерывность и преемственность.

  1. Здоровье сберегающая работа проводится в школе каждый день и

на каждом уроке. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.            

  1. Преподавание с учетом меж предметных связей.

Принцип 6.

Соответствие сознания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

  1. Объем учебной нагрузки, уровень сложности изучаемого материала должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся.
  2. Между педагогами, психологами, медицинскими работниками должно быть согласованное взаимодействие. Организация профилактических мероприятий, сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися.
  3. Отдавать предпочтение позитивным подкреплениям (воздействиям), стараясь избегать негативные (т.е. запреты). Создавать комфортные условия для учебы, чтобы все уроки, внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на его здоровье.
  4. Активные методы обучения приносят гораздо лучшие результаты.
  5. Следить за организацией правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении.

Принцип 7.

Сочетание охранительной и тренирующей стратегии.

  1. При учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося подбирается такой уровень учебной нагрузки, который будет соответствовать тренирующему режиму и, следовательно, является охранительным, т.е. щадящим (ниже утомляющего). Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки.
  2. Не забывать о формировании ответственности учащихся за свое здоровье. Способствовать формированию собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья, культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Принцип 8.Контакт с родителями.

Обязательно сотрудничать с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

Пока ребенок растет, формируется, педагоги, врачи, психологи, родители - все, от кого это зависит, должны способствовать наиболее полному раскрытию задатков ребенка, готовить его к будущей непростой жизни и формировать осознанное отношение к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни. Следуя этим принципам, мы обязательно достигнем поставленных целей и сумеем развить здоровье сберегающие навыки обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.

Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...

доклад на педсовете на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Здоровьесберегающие технологии  на уроках физической культуры.  Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к обр...

Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культурыИспользование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии н...

«Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»

Выступление на курсах повышения квалификации г. Казань 2018 год.Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Учитель физической культуры М.С.Палкина

ИспоИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчитель физической культурыМ.С.Палкинальзование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчит...


 

Комментарии

Жукова Инна Михайловна

Большое спасибо за эту тему