Статья "МЫ и ЭКСПЕРИМЕНТ"
статья по физкультуре на тему

Статья "МЫ и ЭКСПЕРИМЕНТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _1.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Мы и эксперимент.

        

             Подвижные и народные игры – это наше детство. Когда возникли подвижные игры, кто придумал их? Они созданы народом, так же как и сказки, песни.

        Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства ребёнка, укрепляют, способствуют закаливанию, а так же профилактике заболеваний.

        Народные игры доступны для всех возрастов и групп здоровья детей. Их можно с успехом использовать при планировании регионального компонента, в учебной программе. Включение игр помогает оживить, разнообразить урок. Специально подобранный комплекс народных игр позволяет достаточно быстро обучить основам любой спортивной игры, а также общей физической подготовке.

        Игра - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми.

За последние годы народные и подвижные игры все решительнее завоевывают симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования.

       С 2008-2009  учебного года для повышения эффективности уроков физической культуры и модернизации содержания физического образования в современных условиях,  в Белгородской области проводится региональный эксперимент: «Содержание и организация занятий физической культуры в школе на основе народных, подвижных и спортивных игр». Эксперимент предусматривает  внедрение новых  форм в организации проведения уроков физической культуры, то есть  обязательное использование в проведении уроков игрового и соревновательного методов. Рекомендовано в 1-4 классах  

включать в проведение уроков физической культуры  народные игры; в 5-8 классах подвижные игры с элементами спортивных игр.                                                                                                                    

В связи с этим у нас в городе созданы межведомственные физкультурно -оздоровительные центры на базе СК «Горняк», ДС «Кристалл», МОУ ДОД «ДЮСШ» города Губкина, стадиона «Труд» и плавательного бассейна «Дельфин». Основной целью деятельности центра является физическое воспитание учащихся с применением игрового и соревновательного метода на уроке физической культуры с использованием базы спортивного комплекса.

          Вначале эксперимента перед нами были поставлены основные задачи:

    - выявить исходный уровень физической подготовленности, физического развития учащихся, их потребности к занятиям физическими упражнениями и заболеваемость;

   - определить целесообразность применения комплекса подвижных, народных  и спортивных игр с учащимися младших, средних и старших классов в образовательных учреждениях;

   - разработать программно-методическое обеспечение для проведения занятий по физической культуре с учащимися на основе применения подвижных, народных и спортивных игр;

   - экспериментально апробировать разработанное программно-методическое обеспечение занятий по физической культуре со школьниками;

   - разработать практические рекомендации  по проведению занятий по физической культуре с учащимися на основе применения подвижных, народных и спортивных игр.

Педагогически обоснованная организация занятий спортивно-оздоровительных центров делает уроки более разнообразными и интересными.

        Каждую задачу урока ставим предельно конкретно, особенно при проведении уроков освоения нового материала. Чтобы повысить интерес учащихся к усвоению нового материала, мы используем элементы соревновательной деятельности, потому что как только ученик освоил какое-либо двигательное действие, интерес к нему резко снижается. Однако стоит включить в процесс обучения соревновательный момент и отношение обучаемого к данному двигательному действию сразу меняется. Игра, наряду с трудом и учебой, одна из основных видов деятельности человека. Народные и подвижные игры позволяют решить важнейшие задачи работы с детьми и подростками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические качества, но также умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.      

           Особенностью календарно-тематического планирования является включение в каждый урок народных, подвижных, спортивных игр и  игровых упражнений из базовых видов спорта программного материала. Планирование учебного процесса по рекомендации НМЦ было разработано совместно с учителями физической культуры МОУ «СОШ №1» и МОУ «СОШ №2», координатором межведомственного физкультурно - оздоровительного центра, которое предусматривает проведение уроков в форме игр и соревнований между параллелями. Спаренные уроки проводятся на базе МОУ ДОД «ДЮСШ» города Губкина и стадионе «Труд», которые расположены недалеко от школ. Все учащиеся, включая освобожденных,  находятся на уроке в спортивной форме и спортивной обуви. Освобожденных детей мы так же задействуем, они играют в шахматы, шашки и  настольный теннис.

            Нами разработана и опробована технология игровой деятельности. На каждом занятии используются игры, игровые задания или соревнования различной направленности. Подбор игр осуществляем в зависимости от изучаемого материала школьной программы, а так же от конкретно поставленных задач перед учениками на том или ином уровне.

           Например:

Раздел – легкая атлетика – бег 30м, 60м, эстафеты по кругу, комбинированные эстафеты, челночный бег, подвижные игры на внимание, меткость.

         Раздел – спортивные игры – эстафеты с элементами баскетбола, волейбола, подвижные игры с мячами.

         Раздел – гимнастика – полоса препятствий, соревнования по ОФП, эстафеты с гимнастическими элементами, народные игры.                  

В первой четверти при прохождении раздела «Лёгкая атлетика» на стадионе   «Труд»,  в игровой форме были проведены соревнования   между классами и между школами по следующим видам: бег 60м, прыжок в длину с места, метание малого мяча, кросс, футбол, русская  лапта. Во второй четверти,  изучая раздел «Гимнастика», тест на гибкость, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивание, прыжки через скакалку, поднимание туловища за 1 минуту.

             Положительное отношение школьников к уроку физкультуры невозможно без радостных переживаний на занятиях, возникающих неоднократно. Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости у учащихся  - один из критериев успешного урока.

   Мы соблюдаем несколько условий и методов, повышающих эмоциональность урока:

1. Источником радости должен стать сам процесс обучения элементами физической культуры.

              2. Обстановка на уроке.

              3.Игровые и образовательные методы.

На уроке физкультуры учителями в первую очередь решаются образовательные задачи в рамках урока: развитие двигательных способностей,  овладение двигательными умениями,  повышение знаний.

         Включая школьников в соревновательную деятельность на уроках, проводимых в спортивном комплексе, мы активизируем их деятельность и повышаем эффективность обучения, делая уроки более разнообразными и интересными.

Психологическая  установка учеников на соревновательную деятельность при обучении и совершенствовании двигательным умениям и навыкам формируется через систему разнообразных игр и эстафет. В процессе соревнований у детей формируется чувство дружбы, товарищества, развивается стремление к взаимопомощи, воспитывается ответственность за выполнение порученных заданий.                                                                                                                          

Для организации и проведения игр, игровых заданий и соревнований, мы руководствуемся следующими принципами:

 - соответствие применяемых игровых форм и средств психофизическим особенностям занимающихся;

 - доступность;

 - зрелищность, эмоциональность игры, задания;

 - целостность и последовательность игровых заданий;

 - взаимное уважение, доброжелательность;

 - развлекательность;

 - анализ и корректировка правил игры и нагрузки.

             От четкой и правильной  организации соревновательного момента и подвижных игр зависит общий порядок и красочность. Соревнования  мы проводим по трём системам:

- личные (определение сильнейших по виду спорта);

- командные (определение лучшего класса);

- смешанные (лично-командные).                                                                        

Соревнуясь с учащимися МОУ «СОШ № 2» мы, систематически подводим итоги: по четвертям и за весь  учебный год.

Выявили сильнейших учащихся в личном первенстве и определили классы-победители в конце учебного года. На празднике подведения итогов регионального эксперимента  на базе СК «Горняк» лучшие спортсмены и классы-победители в каждом межведомственном физкультурно-оздоровительном  центре были отмечены и награждены грамотами управления образования администрации Губкинского городского округа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

школьный эксперимент

план школьного эксперимента по мониторингу...

Эксперимент на уроке географии

Современный урок географии немыслим без наглядного обучения.  Принцип наглядности можно рассматривать как стимул в организации активной познавательной деятельности учащихся при опоре на пре...

Роль физического эксперимента на уроках физики

Данный методический материал можно использовать на уроках физики...

Научно-методическое сопровождение эксперимента

Технология проведения методических дней. Уроки-лаборатории....

Несколько нетрадиционных экспериментов по геометрической и волновой оптике Предложения по проведению экспериментов

АННОТАЦИЯ. В данной статье предложены несложные в подготовке и проведении фронтальные и демонстрационные эксперименты, позволяющие быстро и наглядно продемонстрировать некоторые явления, изучаемые в т...