Статья "МЫ и ЭКСПЕРИМЕНТ"
статья по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Мы и эксперимент.
Подвижные и народные игры – это наше детство. Когда возникли подвижные игры, кто придумал их? Они созданы народом, так же как и сказки, песни.
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства ребёнка, укрепляют, способствуют закаливанию, а так же профилактике заболеваний.
Народные игры доступны для всех возрастов и групп здоровья детей. Их можно с успехом использовать при планировании регионального компонента, в учебной программе. Включение игр помогает оживить, разнообразить урок. Специально подобранный комплекс народных игр позволяет достаточно быстро обучить основам любой спортивной игры, а также общей физической подготовке.
Игра - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми.
За последние годы народные и подвижные игры все решительнее завоевывают симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования.
С 2008-2009 учебного года для повышения эффективности уроков физической культуры и модернизации содержания физического образования в современных условиях, в Белгородской области проводится региональный эксперимент: «Содержание и организация занятий физической культуры в школе на основе народных, подвижных и спортивных игр». Эксперимент предусматривает внедрение новых форм в организации проведения уроков физической культуры, то есть обязательное использование в проведении уроков игрового и соревновательного методов. Рекомендовано в 1-4 классах
включать в проведение уроков физической культуры народные игры; в 5-8 классах подвижные игры с элементами спортивных игр.
В связи с этим у нас в городе созданы межведомственные физкультурно -оздоровительные центры на базе СК «Горняк», ДС «Кристалл», МОУ ДОД «ДЮСШ» города Губкина, стадиона «Труд» и плавательного бассейна «Дельфин». Основной целью деятельности центра является физическое воспитание учащихся с применением игрового и соревновательного метода на уроке физической культуры с использованием базы спортивного комплекса.
Вначале эксперимента перед нами были поставлены основные задачи:
- выявить исходный уровень физической подготовленности, физического развития учащихся, их потребности к занятиям физическими упражнениями и заболеваемость;
- определить целесообразность применения комплекса подвижных, народных и спортивных игр с учащимися младших, средних и старших классов в образовательных учреждениях;
- разработать программно-методическое обеспечение для проведения занятий по физической культуре с учащимися на основе применения подвижных, народных и спортивных игр;
- экспериментально апробировать разработанное программно-методическое обеспечение занятий по физической культуре со школьниками;
- разработать практические рекомендации по проведению занятий по физической культуре с учащимися на основе применения подвижных, народных и спортивных игр.
Педагогически обоснованная организация занятий спортивно-оздоровительных центров делает уроки более разнообразными и интересными.
Каждую задачу урока ставим предельно конкретно, особенно при проведении уроков освоения нового материала. Чтобы повысить интерес учащихся к усвоению нового материала, мы используем элементы соревновательной деятельности, потому что как только ученик освоил какое-либо двигательное действие, интерес к нему резко снижается. Однако стоит включить в процесс обучения соревновательный момент и отношение обучаемого к данному двигательному действию сразу меняется. Игра, наряду с трудом и учебой, одна из основных видов деятельности человека. Народные и подвижные игры позволяют решить важнейшие задачи работы с детьми и подростками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические качества, но также умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.
Особенностью календарно-тематического планирования является включение в каждый урок народных, подвижных, спортивных игр и игровых упражнений из базовых видов спорта программного материала. Планирование учебного процесса по рекомендации НМЦ было разработано совместно с учителями физической культуры МОУ «СОШ №1» и МОУ «СОШ №2», координатором межведомственного физкультурно - оздоровительного центра, которое предусматривает проведение уроков в форме игр и соревнований между параллелями. Спаренные уроки проводятся на базе МОУ ДОД «ДЮСШ» города Губкина и стадионе «Труд», которые расположены недалеко от школ. Все учащиеся, включая освобожденных, находятся на уроке в спортивной форме и спортивной обуви. Освобожденных детей мы так же задействуем, они играют в шахматы, шашки и настольный теннис.
Нами разработана и опробована технология игровой деятельности. На каждом занятии используются игры, игровые задания или соревнования различной направленности. Подбор игр осуществляем в зависимости от изучаемого материала школьной программы, а так же от конкретно поставленных задач перед учениками на том или ином уровне.
Например:
Раздел – легкая атлетика – бег 30м, 60м, эстафеты по кругу, комбинированные эстафеты, челночный бег, подвижные игры на внимание, меткость.
Раздел – спортивные игры – эстафеты с элементами баскетбола, волейбола, подвижные игры с мячами.
Раздел – гимнастика – полоса препятствий, соревнования по ОФП, эстафеты с гимнастическими элементами, народные игры.
В первой четверти при прохождении раздела «Лёгкая атлетика» на стадионе «Труд», в игровой форме были проведены соревнования между классами и между школами по следующим видам: бег 60м, прыжок в длину с места, метание малого мяча, кросс, футбол, русская лапта. Во второй четверти, изучая раздел «Гимнастика», тест на гибкость, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивание, прыжки через скакалку, поднимание туловища за 1 минуту.
Положительное отношение школьников к уроку физкультуры невозможно без радостных переживаний на занятиях, возникающих неоднократно. Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости у учащихся - один из критериев успешного урока.
Мы соблюдаем несколько условий и методов, повышающих эмоциональность урока:
1. Источником радости должен стать сам процесс обучения элементами физической культуры.
2. Обстановка на уроке.
3.Игровые и образовательные методы.
На уроке физкультуры учителями в первую очередь решаются образовательные задачи в рамках урока: развитие двигательных способностей, овладение двигательными умениями, повышение знаний.
Включая школьников в соревновательную деятельность на уроках, проводимых в спортивном комплексе, мы активизируем их деятельность и повышаем эффективность обучения, делая уроки более разнообразными и интересными.
Психологическая установка учеников на соревновательную деятельность при обучении и совершенствовании двигательным умениям и навыкам формируется через систему разнообразных игр и эстафет. В процессе соревнований у детей формируется чувство дружбы, товарищества, развивается стремление к взаимопомощи, воспитывается ответственность за выполнение порученных заданий.
Для организации и проведения игр, игровых заданий и соревнований, мы руководствуемся следующими принципами:
- соответствие применяемых игровых форм и средств психофизическим особенностям занимающихся;
- доступность;
- зрелищность, эмоциональность игры, задания;
- целостность и последовательность игровых заданий;
- взаимное уважение, доброжелательность;
- развлекательность;
- анализ и корректировка правил игры и нагрузки.
От четкой и правильной организации соревновательного момента и подвижных игр зависит общий порядок и красочность. Соревнования мы проводим по трём системам:
- личные (определение сильнейших по виду спорта);
- командные (определение лучшего класса);
- смешанные (лично-командные).
Соревнуясь с учащимися МОУ «СОШ № 2» мы, систематически подводим итоги: по четвертям и за весь учебный год.
Выявили сильнейших учащихся в личном первенстве и определили классы-победители в конце учебного года. На празднике подведения итогов регионального эксперимента на базе СК «Горняк» лучшие спортсмены и классы-победители в каждом межведомственном физкультурно-оздоровительном центре были отмечены и награждены грамотами управления образования администрации Губкинского городского округа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
школьный эксперимент
план школьного эксперимента по мониторингу...
Эксперимент на уроке географии
Современный урок географии немыслим без наглядного обучения. Принцип наглядности можно рассматривать как стимул в организации активной познавательной деятельности учащихся при опоре на пре...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках физики через применение виртуального физического эксперимента на основе компьютерных игр
Опыт использования элементов современных компьютерных игр на уроках физики...
Роль физического эксперимента на уроках физики
Данный методический материал можно использовать на уроках физики...
Научно-методическое сопровождение эксперимента
Технология проведения методических дней. Уроки-лаборатории....
Несколько нетрадиционных экспериментов по геометрической и волновой оптике Предложения по проведению экспериментов
АННОТАЦИЯ. В данной статье предложены несложные в подготовке и проведении фронтальные и демонстрационные эксперименты, позволяющие быстро и наглядно продемонстрировать некоторые явления, изучаемые в т...
Статья От эксперимента мысленного к эксперименту реальному
Статья в сборнике АГУ...