Научно-методическое сопровождение эксперимента
статья на тему
Технология проведения методических дней. Уроки-лаборатории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-metodicheskoe_soprovozhdenie_eksperimenta.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Казанцева Нина Николаевна,
заместитель директора
по научно-методической работе
МОУ «Русскополянская СОШ №2»
Организация научно-методического сопровождения экспериментальной деятельности МОУ «Русскополянская СОШ №2».
Развитие образовательного учреждения в режиме эксперимента сегодня, по существу, становится нормой. Это едва ли не самый надежный, фактически универсальный показатель высокого профессионализма руководителя, измеритель управленческого мастерства его заместителей, а также надежное свидетельство достигнутой профессиональной зрелости всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
Научно-методическое сопровождение образовательного процесса результативно лишь в тех учреждениях, где сложился прочный союз науки и практики, где целенаправленная организация процесса развития иерархически выстроенных подсистем не только пробуждает творческую инициативу детей и педагогов, но и содержит в своей основе вполне определенную научно-методическую базу.
Ориентиром в данной работе является не только внедрение новых достижений и рекомендаций педагогической науки и передового опыта обучения и воспитания, сплочения педагогического коллектива и обогащения знаниями педагогов, но и вовлечение их непосредственно в научно-исследовательскую деятельность, получение её реальных результатов.
В 2000 году школа включилась в широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В ходе создания системы научно-методического сопровождения нами был проведен анализ существующей научно-методической деятельности школы. В результате определены факторы, оказывающие негативное воздействие на результат качественной работы, а именно:
1. Задачи ставятся общие, без указания конкретных желаемых результатов;
2. Разрыв между содержанием методической работы и анализом состояния учебно-воспитательного процесса;
3. Бессистемность, случайность, отсутствие должного обоснования;
5. Разрыв между теорией и практикой, недостаточная практическая направленность, нацеленность на оказание реальной помощи преподавателям;
6. Плохое изучение возможностей преподавателей, отсутствие заботы о создании благоприятных условий для повышения творческого потенциала коллектива;
7. Формализм, отсутствие реального положительного сдвига в работе преподавателей.
Учитывая перечисленные недостатки, мы в школе разработали систему научно-методической работы, была поставлена цель по решению следующих задач:
1. Усиление логического и диалектического единства учебно-воспитательного процесса;
2. Совершенствование методического руководства учебными занятиями, разработка рациональных форм планирования, организации и контроля;
- Укрепление связи с наукой и практикой;
- Организация и управление деятельностью психологической службы по вопросам психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса;
5. Включение педагогических кадров в инновационную, научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность;
6. Оказание помощи преподавателям по модернизации своей деятельности в научно- исследовательскую.
В группе организационно-методических условий самым важным является подготовка кадров, способных соответствовать модернизации образования, через систему методической работы. Известно, что учитель до тех пор остается учителем, пока он сам учится. За время эксперимента учителя школы повысили свою профессиональную компетентность. Все прошли курсовую подготовку. Постоянное обновление и коррекция профессиональных знаний дают возможность педагогам школы принимать участие не только в муниципальных и региональных конференциях, форумах, конкурсах, но и во всероссийских. Именно курсовая переподготовка делает учителей увереннее в своих силах, инициирует их на использование различных технологий. Для примера: только в 2008 году курсы различной сложности и продолжительности прошли 19 человек, что составляет более 50% от общего количества педагогов. Главное, что в школе сложилась система методической работы, направленной на достижение целей эксперимента. Обучение и методическая помощь стали адресными, имеют практическую направленность, более индивидуализированы. Синтезом форм повышения профессионального мастерства педагогов стали методические дни. Администрация школы пришла к выводу, что больший эффект имеет обучение педагогов не в послеурочное время, а в течение целого рабочего дня.
Вся работа делится на два блока: методические дни, которые в течение года проводим 4-5 раз, и работа творческих групп между методическими днями. Направляющую роль в работе по повышению компетентности учителей играет методический совет школы, который выявляет проблему, требующую разрешения. Создаются творческие группы учителей, разрабатывающие уроки-лаборатории, представляемые в методический день.
Методический день строится по схеме:
1. Теоретическое изучение поставленной проблемы.
2. Проведение уроков-лабораторий.
3. Аспектный анализ уроков-лабораторий.
4. Систематизация изученного и обобщение материалов методического дня.
Таким образом в школе прошли методические дни «Система деятельности учителя по формированию общеучебных умений и навыков учащихся» с проведением уроков-лабораторий по введению памяток; «Технология проведения вводных уроков», «Технология проведения обобщающих уроков» и т.д.
Анализ результатов работы педагогов показал, что произошел профессиональный рост учителя, повысился уровень мотивации на педагогический труд, самообразование стало целенаправленным: 12 человек повысили свою квалификационную категорию с первой на высшую, 13 - со второй на первую. Показательным является и то, что за годы эксперимента победителями муниципального этапа конкурса «Учитель года», во время проведения которого педагоги показывают систему своей работы, стали 3 человека, победителями приоритетного национального проекта «Образование» стали 6 человек.
Система проведения методических дней дает весьма положительный результат. Все педагоги школы освоили адаптивные и разноуровневые технологии, работают по технологическим и информационным картам, большинство владеет навыками использования компьютерных технологий. Безусловным показателем повышения мастерства педагогов является то, что ими неоднократно была проведена экспертиза учебников и методических материалов, используемых во время эксперимента. Необходимость экспертизы была вызвана тем, что школа получила учебники разной сложности и различных авторов. Апробируя их, учителя определяли доступность каждого из них, а также возможность использования данных учебников в гетерогенных классах. Схема экспертной оценки учебников разработана нашим научным руководителем Л.С. Коневой
Общее руководство научно-методической службой осуществляет директор школы через педагогический, методический и экспертный Советы. Советы определяют стратегию развития службы, планируют и при необходимости корректируют научно-методическое сопровождение.
Научно-методическое сопровождение образовательного процесса, на наш взгляд, состоит из следующих элементов:
1. Управление научно-методической работой
2. Научно-методическая работа педагогического коллектива
3. Организация научно-исследовательской работы с учащимися
Для реализации этих направлений используются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
Общее руководство научно-методической службой осуществляет директор школы через педагогический, методический и экспертный Советы. Советы определяют стратегию развития службы, планируют и при необходимости корректируют научно-методическое сопровождение.
Целью управления научно-методической работой является получение результата, направленного на повышение качества образовательного процесса, совершенствование педагогического мастерства педагогов и формирование творческой личности специалиста.
Научно-методическая работа педагогического коллектива школы включает в себя:
Участие в разработке индивидуальных учебных планов
Создание комплексного методического обеспечения дисциплин (УМК)
Создание электронных (мультимедийных) курсов лекций
Использование инновационных технологий обучения
Работа по самообразованию педагогов
Прохождение курсов повышения квалификации и аттестация
Участие в научно-практических конференциях и выставках профессионального мастерства
Публикации
Одним из направлений научно-методического сопровождения образовательного процесса является использование преподавателями инновационных технологий обучения. Как правило, эта работа проводится в составе творческих групп. Выбор технологии обучения – это решение преподавателя, однако в процессе анализа результативности образовательного процесса (педагогического мониторинга) можно сделать выводы об эффективности выбора преподавателем тех или иных технологий обучения.
Результаты научно-методической работы педагогического коллектива, как правило, находят свое отражение в публикациях. В 2008 году при непосредственном руководстве научного руководителя школы доцента, к.п.н. Коневой Л.С. был издан сборник «Современная школа: приоритеты образования и социализации личности» (260 с.), содержащий материалы исследовательской и методической работы педагогов.
Организация научно-исследовательской работы с учащимися- важный элемент формирования творческой личности специалиста. Эта работа в школе проводится преподавателями в рамках предметных кружков при учебных кабинетах и лабораториях.
Используются такие формы, как
исследовательские работы учащихся
создание мультимедийных презентаций
создание видеофильмов
разработка компьютерного программного обеспечения
Учащиеся нашей школы принимают участие в различных конкурсах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровня. Наблюдаются качественные изменения в работе с талантливой молодежью. Ежегодно проводятся школьные олимпиады, интеллектуальный конкурс «Марафон знаний», интеллектуальный «Брейн-ринг». Победители школы направляются на муниципальные и региональные мероприятия. В школе успешно работает Научное Общество Учащихся «Мысль», учащиеся под руководством опытных педагогов занимаются научной работой, ведут исследовательскую, поисковую, творческую деятельность, разрабатывают проекты. 8 учащихся школы стали лауреатами Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги». Группа школьников стала участником Всероссийского форума «Сельская молодежь…Есть ли у нее будущее?». Один человек стал лауреатом Всероссийского Интернет – конкурса, посвященного юбилею И.С.Тургенева.
Только в этом году 221 учащийся школы приняли участие в Международном конкурсе, 64 человека – в региональных.
Россия нуждается в специалистах высокого класса, поэтому общество должно дать выросшим дарованиям возможность применить свои дарования.
В заключение, хочется отметить, что научно-методическое сопровождение образовательного процесса - это часть системы управления качеством подготовки специалистов. Результативность действия системы можно отследить по динамике успеваемости в школе за три последних года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическое сопровождение УВП
план работы НМС, учебно-методических кафедр...
Нормативно-правовое обеспечение научно-методического сопровождения образовательного процесса
Статья посвящена нормативному обеспечению научно-методической работы в общеобразовательном учреждении...
Презентация "Управление научно-методическим сопровождением образовательного процесса"
Презентация посвящена системе научно-методической работы МОУ СОШ № 2 г. Волжска, представлена как мультимедийное сопровождение выступления в марте 2009 года...
Управление научно-методическим сопровождением образовательного процесса
Реферат посвящен проблеме управления научно-методической работой школы...
Проектное задание на тему: «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ КОНТРОЛЯ»
ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»Факультет менеджмента в образованииКафедра управления и экономики в образованииПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕТЕМА: «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ...
Семинар «Научно-методическое сопровождение деятельности классных руководителей»
Научно-методическое сопровождение деятельности необходимо классным руководителям, которые только начинают свою профессиональную деятельность для того, чтобы они могли организовать эффективную ...