Рабочая программа 5-7 классы по Матвееву А.П
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему
Представлены программы по физической культуре для 5-7 классов по Матвееву А.П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-7.rar | 96.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), учебной программы «Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура Основная школа. Средняя (полная) школа 5-11 классы» Матвеев А.П.: М.: Просвещение, 2005., и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
В соответствии ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на преподавание в 5 классе отводиться 102 часа в год. 3 часа в неделю.
В данной программе учтены особенности региона, муниципального образования, образовательного учреждения.
Структура документа
Программа по физической культуре представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебного времени прохождения программного материала; учебно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки пятиклассников; литературу, использованную при составлении программы; календарно - тематическое планирование уроков
Общая характеристика учебного предмета.
Программный материал по физической культуре делится на две части - базовую и вариативную. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. В базовую часть- входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана (основы знаний о физической культуре, спортивные игры- волейбол, баскетбол и русская лапта, гимнастика с элементами акробатики, легкая атлетика), региональный компонент – лыжная подготовка.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ. Вариативная часть в 5 классе включает в себя программный материал по скиппингу и настольному теннису.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений выделяется время как в процессе уроков. Так и один час урочного времени в начале каждой четверти.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
-укрепление здоровья,
- содействие гармоническому физическому развитию;
-обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
-развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
-приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
В учебном плане МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» на изучение предмета физическая культура в 5 классе отводится 102часа: из федерального компонента (3часа в неделю).
Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:
-личностно-ориентированное обучение;
-ИКТ;
-игровые технологии.
Тематическое планирование
и распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре при трех часовых занятиях в неделю в 5 классе
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
1 | Базовая часть | 87 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Спортивные игры | 24 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 |
1.4 | Легкая атлетика | 27 |
1.5 | Лыжная подготовка | 18 |
2 | Вариативная часть | 15 |
2.1 | Скипинг | 7 |
2.2 | Настольный теннис | 8 |
3 | Всего часов (уроков) | 102 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы регуляции и самоконтроля.
Естественные основы
Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
Социально-психологические основы.
Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
Культурно-исторические основы.
Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
Приемы закаливания.
Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).
Волейбол.
Основы знаний:
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Практическая часть
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Стойка и перемещение игрока | 1 |
2 | Передача мяча сверху двумя руками на месте | 2 |
3 | Верхняя прямая подача | 2 |
4 | Передача мяча двумя руками после перемещения вперед | 2 |
Всего | 7 |
Баскетбол.
Основы знаний:
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Практическая часть
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Стойка и передвижения игрока | 1 |
2 | Повороты с мячом и без мяча | 1 |
3 | Ведение мяча | 2 |
4 | Передача мяча | 2 |
5 | Броски мяча по кольцу | 2 |
Всего | 8 |
Русская лапта
Основы знаний:
Терминология игры русская «Лапта». Правила и организация соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Практическая часть
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Правила игры, техника безопасности | 1 |
2 | Подачи и удары по мячу | 1 |
3 | Ускорения и пробежки | 2 |
4 | Осаливание и самоосаливание | 1 |
5 | Ловля мяча с лета | 2 |
6 | Учебная игра | 2 |
Всего | 9 |
Гимнастика.
Основы знаний:
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. Развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
Практическая часть
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Акробатика | 2 |
2 | Многоскоки | 1 |
3 | Развитие физических качеств | 3 |
4 | Акробатическое соединение | 5 |
5 | Висы, подтягивание | 2 |
6 | Опорный прыжок | 2 |
7 | Упражнения на рейке гимнастической скамейке | 1 |
8 | Прыжки через скакалку Поднимание туловища из положения лежа | 2 |
Всего | 18 |
Легкая атлетика.
Основы знаний:
Терминология легкой атлетики. Правила и организация соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Практическая часть
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Высокий старт | 2 |
2 | Бег с ускорением | 2 |
3 | Бег на результат 60м. | 3 |
4 | Прыжок в длину с разбега | 3 |
5 | Метание малого мяча | 4 |
6 | Бег на средние дистанции | 4 |
7 | Прыжки в высоту | 4 |
8 | Губернаторские тесты | 3 |
Всего | 27 |
Лыжная подготовка.
Основы знаний:
Терминология лыжной подготовки. Правила и организация соревнований по лыжной подготовке. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Практическая часть
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Скольжение шаг без палок | 1 |
2 | Одновременный двухшажный ход | 2 |
3 | Одновременный бесшажный ход | 2 |
4 | Подъем «полуелочкой», «елочкой» | 2 |
5 | Торможение «плугом» | 1 |
6 | Одновременный одношажный ход | 1 |
7 | Спуски в средней стойке | 1 |
8 | Попеременный двухшажный ход | 2 |
9 | Повороты на месте переступанием | 1 |
10 | Лыжные гонки 1км. | 1 |
11 | Круговая эстафета | 1 |
12 | Прохождение дистанций от2 до 3км. | 3 |
13 | Всего | 18 |
Скиппинг
Основы знаний:
Терминология и основные понятия. Правила и организация учебного процесса. Техника безопасности во время урока. Подготовка места занятий. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Практическая часть
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Прыжки вперед на двух ногах | 1 |
2 | Прыжки на месте со сменой ног. | 3 |
3 | Прыжки в стороны | 3 |
Всего | 7 |
Настольный теннис
Основы знаний:
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по настольному теннису. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Практическая часть
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Стойка и перемещение игрока. | 1 |
2 | Подачи и контратаки | 3 |
3 | Парная игра | 4 |
Всего | 8 |
Требования к уровню подготовки выпускников 5 класса
Легкая атлетика
Учащиеся должны знать:
Правила техники безопасности на уроках легкой атлетике.
уметь:
-пробегать 30м. с максимальной скоростью с низкого старта,
-прыгать в длину с разбега,
-метать на дальность мяч и в горизонтальную цель.
-пробегать дистанцию 1000м.,бежать в равномерном темпе до 20 мин.
Гимнастика
Знать:
Правила техники безопасности на уроках гимнастики, терминологию,
Уметь:
-выполнять страховку и самостраховку, строевые упражнения; упражнения в висе. Акробатический прыжок, акробатические упражнения раздельно и в комбинации, прыгать через скакалку.
Спортивные игры
Знать:
Правила техники безопасности на уроках спортивных игр во время игры в волейбол, баскетбол, лапту и настольный теннис.
Уметь:
-играть в волейбол, баскетбол, лапту и настольный теннис по упрощенным правилам.
Лыжная подготовка
Знать:
Правила техники безопасности на уроках лыжной подготовки.
Уметь:
-передвигаться на лыжах разными ходами и проходить дистанцию до 2км.
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом индивидуальных особенностей учащихся (таблица 1- уровень физической подготовленности обучающихся).
Виды и формы контроля двигательной подготовленности обучающихся 5 класса
№ | Форма контроля |
Виды контроля |
1 | Зачет | Бег 30 м. |
2 | Зачет | Прыжки в длину с разбега |
3 | Зачет | Метание мяча на дальность |
4 | Зачет | Бег 1000м |
5 | Зачет | Прыжки в длину с места |
6 | Зачет | Техника передачи мяча сверху в парах |
7 | Зачет | Техника верхней прямой подачи |
8 | Зачет | Техника приема мяча снизу |
9 | Зачет | Техника выполнения акробатической комбинации |
10 | Зачет | Техники выполнения опорного прыжка |
11 | Зачет | Упражнение на рейке гимнастической скамейки |
12 | Зачет | Прыжки через скакалку |
13 | Зачет | Техника выполнения упр. на брусьях |
14 | Зачет | Подтягивание |
15 | Зачет | Техника одновременного двухшажного хода |
16 | Зачет | Техника одновременного бесшажного хода |
17 | Зачет | Прохождение дистанции 1км |
18 | Зачет | Техника подъема «елочкой» |
19 | Зачет | Техника торможения «плугом» |
20 | Зачет | Подтягивание на перекладине. |
21 | Зачет | Техника ведения мяча |
22 | Зачет | Подачи и контратаки |
23 | Зачет | Парная игра |
24 | Зачет | Прыжки в высоту |
25 | Зачет | Кроссовая подготовка |
26 | Зачет | Умения играть в лапту |
Учебно - методическое обеспечение
Учебник:
1. Г.И.Мейксон. Физическая культура. 5-7 классы. М., Просвещение, 2008.
2. М.И.Васильева, И.А.Гордияш .Физическая культура 1-11кл. Развернутое тематическое планирование. Волгоград, Учитель, 2010.
3. В.И.Виненко, Поурочные планы 5класс, - Волгоград, Учитель, 2006.
4. М.Д.Рипа, Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе. М., Просвещение, 1994.
5.Л. Б. Кофман. Настольная книга учителя физической культуры . М., 2000.
6. Э. Найминов. Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры. М., 2001.
7.Методика преподавания гимнастики в школе. - М., 2000.
8.А.Н.Макаров. Лёгкая атлетика. - М., 1990.
9. И. В. Лазарев, В. С. Кузнецов, Г. А. Орлов. Практикум по лёгкой атлетике - М.,1999.
10. Г. К. Холодов, В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Лёгкая атлетика в школе - М.,1998.
11. О. Листов. Спортивные игры на уроках физкультуры - М., 2001.
12. В.С.Кузнецов.Г.А, Колодницкий, Физкультурно-оздоровительная работа в школе. -М., 2003.
13. Г. А. Баландин, Н. Н. Назаров, Т. Н. Казаков. Урок в современной школе - М., 2004.
14. И. П. Космин, А. П. Паршиков, Ю. П. Пузырь. Спорт в школе - М., 2003.
15. Журнал «Физическая культура в школе»
16. А.П.Матвеев. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура Основная школа. Средняя (полная) школа 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2005.
17. В.И. Лях, А.А.Зданевич . Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М., Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
Методическая разработка "Рабочая программа Обществознание 9 класс по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеевой 68 часов"
Здесь предствлена рабочая программа по обществознанию 9 класс по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеевой 68 часов...
Рабочие программы 1-4 классы. Г.С. Ригина, Л.В. Школяр, В.О.Усачёва. Рабочие программы 5-8 классы. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева.
Рабочие программы 1-8 классы...
Рабочая программа Spotlight, 5 класс (конструктор рабочих программ).
Рабочая программа. Создана с помощью конструктора рабочих программ....