Методическая разработка по теме "Психологические аспекты в обучении технике прыжка высоту".
методическая разработка по физкультуре (5 класс) по теме

Верховодова Марина Дмитриевна

Методическая разработка по теме "Психологические аспекты в обучении технике прыжка  высоту".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_tehnike_pryzhkam_v_vysotu_sposobom.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Методическая разработка по теме

               

                « Влияние психологического аспекта на эффективность обучения технике

                  прыжка в высоту».

                               

                Учителя физической культуры  Верховодовой М. Д.

                                                 

                                                                         

Прыжки в высоту с разбега – дисциплина лёгкой атлетики, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов. Прыжки в высоту являются олимпийской дисциплиной для мужчин с 1896 года и для женщин с 1928 года. Этот вид лёгкой атлетики требует от спортсменов хороших скоростно – силовых способностей, прыгучести и координации.

Способ прыжка «перешагиванием» - наиболее простой и доступный из всех способов прыжка в высоту для школьников. Он не требует дорогого оборудования, специальных поролоновых матов, так как прыгун осуществляет приземление поочерёдно на обе ноги и может прыгать в яму с песком.

Этим способом, известным ещё с середины 19 века, атлеты пользовались примерно до 1937 года и довели мировой рекорд до 2 м 09 см.

Составляющая прыжка – разбег, подготовка к отталкиванию, отталкивание, переход через планку и приземление.

Для учащихся  прыжки в высоту данным способом является наиболее сложным видом из всего раздела «Лёгкая атлетика» программы по предмету «Физическая культура».

В повседневной работе с учениками наблюдается недооценка психологического аспекта в обучении. Зачастую обучение сводится к развитию физических качеств, освоению элементов техники, а ведь нельзя добиться успеха только за счёт техники и физических качеств. Необходимо равновесие между физической и психологической подготовкой. Прыжки в высоту – в большей мере эмоциональное двигательное действие, которое требует несколько иных подходов в обучении.

Для эффективности работы учителю необходимо реализовать педагогические приёмы с учетом «человеческого фактора», использовать все педагогические приёмы для снижения негативного восприятия учащимися неудач при выполнении прыжков.

Педагогу манерой своего общения необходимо поддерживать в учениках психологическую уверенность, усиливать положительные эмоции при освоении нового двигательного действия.

Во многих случаях словестный метод обучения не эффективен: невозможно исправить технику прыжка только за xc`n указания учителя. Не нужны многочисленные объяснения – лучше предлагать двигательные задания, вызывающие эмоции и конкретную мотивацию.

Через органы зрения мы получаем 80% информации. В зрительно представляемых движениях удаётся быстрее и точнее  создать ощущения направления и скорости, закрепить мышечные чувства.

Ощущения позволяют управлять величиной и скоростью всех усилий, создают индивидуальный стиль.

Современные школьники изменились интеллектуально и психологически. Без учёта влияния на психику подростка нельзя начинать обучение, использовать те или иные методы.

Положительное, эмоциональное восприятие  при освоении сложных двигательных действий имеет большое значение. Поэтому разумно эмоционально «оформлять» все моменты процесса обучения.

Эмоции делают физическую нагрузку «живой», вызывают у детей внутреннее желание активно работать на уроках.

Для учащихся 5-6 классов основным в обучении является стиль игрового и соревновательного характера. Чтобы создать условия маленького соревнования, достаточно предложить ребятам : «Кто сможет?!», «Кто сумеет сделать так?!». Тогда удаётся значительный энергетический вклад в мышечное усилие. Но нельзя забывать, что предлагать надо возможное для выполнения действие, постепенно усложняя его, но не до степени мало реального.

Учеников целесообразнее чаще ориентировать на концентрации мысли: «Я смогу, мне всё посильно». За счёт такой эмоциональной энергии подсознания удаётся во многих случаях обеспечить успешное выполнение движений во время прыжка. Необходимо сохранить у учеников положительный, эмоциональный фон восприятия заданий и предлагаемых упражнений.

                                               Особенности  методики обучения

Главным для успеха в обучении и восприятия школьниками нагрузок и техники выполнения – умение избежать большого количества замечаний по ходу выполнения прыжков. Не надо ставить перед учениками в одном подходе к выполнению прыжка несколько задач. Желательно предлагать одну задачу и оценивать ее выполнение.

Можно, например, предложить выполнить конкретный технический элемент в каждом из пяти прыжков. Затем спросить: «Сколько из пяти прыжков было сделано правильно?». Эти учитель побуждает ученика самостоятельно анализировать замечания педагога.

Ученики 5-6 классов должны выполнять прыжки в доступных условиях, когда детская психика справляется с очередной двигательной задачей.

Педагогу в процессе обучения нельзя видеть только ошибки своих учеников, выражать своё недовольство, он должен давать разумные указания.

В большинстве случаев не совсем правильно технически выполненный прыжок связан с психологическим настроем ученика. Учителю следует подумать, как сказать и что сказать, чтобы в следующем прыжке избежать ошибок.

Для эффективного процесса обучения прыжкам в высоту используют специальные прыжковые и беговые упражнения, все прыжковые упражнения с вертикального отталкивания. Всё , что касается толчка, должно занимать в целом не менее ¾ времени в обучении. Не следует также забывать и об использовании упражнений ОФП, упражнений из других видов спорта.

Планка для подавляющего большинства учеников 5-6 классов доступна на уровне груди. Не многие ребята физически способны эффективно отталкиваться вверх. При недостаточной силе отталкивания ученик делает прыжок сверху - вниз, поэтому фактически отсутствует ощущение вертикальности усилий. В связи с этим следует снизить количество замечаний о переходе планки и обратить внимание на выполнение толчка и предшествующих ему шагов. Из – за недооценки толчка примерно 65% прыжков оказываются неудачными, сила отталкивания не реализуется.

Во время обучения целесообразнее иметь стойки без разметки высоты. Ученикам не обязательно осознавать высоту установленной планки: знание высоты оказывает на их движения психологическое давление. Тем более недопустим метод преодоления планки на максимальной высоте: у ученика появляются мысли о низком уровне личных физических возможностей, боязнь сбить планку.

Планкой надо «играть». Приём простой – поднимать и опускать её в каждом случае после выполнения 2-3х попыток, тем самым искать пути как выполнять прыжки в новой эмоциональной обстановке. Лучше обучать технике прыжка на доступных высотах. При этом главное – просить учеников пытаться выполнять прыжки через планку с максимальным «запасом» высоты.

Движения в этом случае будут выполняться без отрицательного психологического давления, но при максимальных усилиях.

Следует использовать в обучении различные варианты ориентиров, различные предметы и приспособления. Это могут быть разметки краской, лентами, конусами. Хорошим зрительным ориентиром может быть прыжок выполненный (правильно или с ошибками) одноклассником.

Использование ориентиров позволяет создать более яркие функциональные сигналы, надолго оставить их в двигательной памяти учащихся, стимулировать лучшее выполнение заданий.

Например, таким заданием будет: передать предмет под маховой ногой из руки ( со стороны маховой ноги) в другую руку. Этот приём подсознательно поможет прыгуну акцентировать толчок вверх и поднимать маховую ногу значительно выше планки.

Другой пример: надо научить ребят в момент отталкивания активно работать рукой (со стороны толчковой ноги). Достаточно дать ученику, к примеру, маленькое свёрнутое полотенце и попросить подбросить его как можно выше вверх – назад , то намного быстрее получите ожидаемый эффект нужного движения рукой.

Продолжительность внимания ученика 5-6 класса коротка, поэтому его приходится постоянно поддерживать. Для детей игровые задания вызывают большой прилив психологической уверенности. С целью разнообразия эмоций достаточно предложить ученикам 2-3 раза выполнить прыжок также хорошо, как в предыдущей попытке, в случае удачи у ученика возникает позитивный психологический настрой. Эффект реализации таких методов позволит увеличить общее время полноценной работоспособности.

                                       Обучая – тренируй, тренируя - обучай

Обучение основным движениям осуществляется успешно в том случае, если весь процесс строится на последовательном решении двигательных задач. Не следует переходить к очередным заданиям, если не освоены предыдущие. Занятие лучше начинать с короткого повторения разученных упражнений.

Задача №1 Создать у учеников правильное представление о технике.

Средства: Краткое описание техники прыжка, объяснение отдельных сложных элементов и их взаимосвязей. Демонстрация прыжка в целом.

Задача №2 Научить технике отталкивания.

Средства: Основным упражнение является прыжок на «взлёт».

На первых парах все обучающиеся должны усвоить следующие основные правила:

Отталкивание производится  одной ногой при высоком взмахе другой;

Руки, продолжая перекрёстную беговую координацию, выполняют мах до уровня плеч;

Количество шагов 5-9 (шаги одинаковой длины);

Учащать шаги во второй половине разбега, шаг с маховой ноги более короткий;

В момент отталкивания быстро выполнить мах вверх стопой или коленом, и в полёте продолжать поднимать его выше уровня планки;

В фазе отталкивания добиться одновременного махового движения рук и ноги вдоль планки;

При переходе планки разгибать ноги в коленях как можно быстрее движением стоп вверх;

Направление разбега прямолинейное или под углом 45 градусов;

Главный враг – страх. Забывать, не говорить и не думать о нём, только в этом случае при выполнении прыжка удаётся обеспечить «двигательную смелость».

Уметь эмоционально настраиваться на уверенное выполнение всех элементов прыжка;

Самостоятельно размечать место начала своего разбега;

         Последовательность основных упражнений при обучении прыжку в высоту

Тем ученикам, которым с разбега трудно перепрыгнуть , надо установить планку наклонно, опустив её одним концом ниже со стороны места приземления. Но, если учитель хочет при этом сохранить высоту махового движения ногой, то надо опустить планку со стороны места отталкивания.

Для более эффективного обучения желательно выполнять задания в такой последовательности.

Встать на место толчка и после маха быстро опустить маховую ногу за планку на место, обозначенное учителем, но впереди отталкивания. Затем выполнить перешагивание или перепрыгивание через планку с места, без разбега.

Задача: в толчке выполнить маховое движение вперёд ногой вдоль планки.

Перепрыгивание через планку с одного шага. Затем перепрыгивание, но с ходьбы (количество шагов произвольное).

Задача: создать полет вдоль планки и приземление на маховую ногу на обозначенное место, но не сбоку от места отталкивания.

Обозначить направление разбега прямой линией от начала разбега до места толчка. Перепрыгнуть наклонно установленную планку с разбега длиной 5-7 метров. Выполнять разбег небольшими частыми шагами.

Задача: освоить мах ногой точно вдоль планки и отталкивание в обозначенном месте.

             Перепрыгивание горизонтально установленной планки (50-60 см) с 5-7 метров разбега. От обозначенной метки выполнять разбег частыми и мелкими шагами. В начале разбега сзади всегда одна и та же ноги, туловище при выполнении разбега держать прямо, а маховую ногу после толчка очень быстро опустить за планку на мат в обозначенное место. Установить разбег в 5-9 шагов. Перепрыгивание планки на лёгкодоступной высоте.

Задача: научиться выше поднимать маховую ногу и преодолевать планку без наклона плечами вперёд.

Перепрыгивание планки с полного разбега, учащать темп на последних 3-х шагах.

Задача: выполнить мах вдоль планки с нацеленностью на быстрое опускание ноги стопой вниз: первой касается мата пятка маховой ноги, тело после приземления находится вдоль планки.

Выполнить серию прыжков на средней высоте (3-5 прыжков) без остановки.

Задача: все прыжки выполнять быстро, с учётом времени по секундомеру: при сбивании планки попытка не засчитывается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Выполнение изделия "Зайчик" в технике изонить""

Занятие является одним из первых практических занятий в блоке "Изонить" моей дополнительной образовательной программы "Рукодельница"....

Методическая разработка программа "Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ"

Методическая разработка программа "Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ"...

Методическая разработка Личностно-эмоциональный аспект в преподавании английского языка в начальной школе

Методическая разработкаЛичностно-эмоциональный аспект в преподавании английского языка в начальной школе...

Методическая разработка по физической культуре. Основы обучения технике бега на короткие дистанции.

Одно из важнейших мест в физическом воспитании принадлежит бегу. Научные данные показывают, что у 80% детей 7–9-летнего возраста отмечается ряд не правильных движений и ошибок в беге: непол...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Практического занятия по теме: «Обучение техники приему и передачи мяча снизу, сверху двумя руками в волейболе».

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей  ГБПОУ РД «ДБМК» по предмету СГ.04 Физическая культура, работающих с обучающимися по специальности 34.02.01 Сестринское...