Образовательная программа по ритмической гимнастике
рабочая программа по физкультуре (7 класс) на тему
Программа по ритмической гимнастике, срок реализации - 2 года, может реализовываться как в УДОД, так и в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog.ritmich._gimn..doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр» Шебекинского района и города Шебекино
Белгородской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ ДОД «ДЮЦ»
_______________ Т.Г.Ткачева
«_____»_______________2011
Рабочая программа
по
ритмической гимнастике
1 год обучения
Возраст обучающихся – 14 лет
Педагог дополнительного образования
Ткачева Татьяна Геннадьевна
г. Шебекино
2011г
Модифицированная образовательная программа «Ритмическая гимнастика» физкультурно-спортивной направленности.
Педагог дополнительного образования Ткачева Татьяна Геннадьевна .
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «4» 2009 г., протокол №1
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического
совета от «31» августа 2011 г., протокол №1
Председатель_____________Ткачева Т.Г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе программы «Ритмическая гимнастика» (педагог Ткачева Татьяна Геннадьевна.), утвержденной на заседании педсовета от 4 сентября 2009 года.
Цель программы: Оздоровление обучающихся и гармоничное физическое и функциональное совершенствование.
Задачи:
- формировать правильную осанку;
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость;
- Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.
На изучение программного материала первого года обучения отведено 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Особенность программы заключается в том, что она компенсирует недостаток двигательной активности, избавляет от последствий малоподвижного образа жизни.
Формой организации учебного процесса являются - традиционные формы: групповые, практические.
Требования к уровню подготовки обучающихся
- умение выполнять основные гимнастические движения в ритме музыки;
- постановка корпуса, рук, ног, головы;
- музыкальный слух;
- навыки координации движений;
- правильность и чистота исполнения движений;
- умение работать в коллективе.
Материально-технические условия реализации программы.
Для успешной реализации программы используются:
- Музыкальный центр
- DVD – проигрыватель (плеер)
- Телевизор
- Фитболы
- Гимнастические коврики
- тренажеры
Календарно-тематический план
на 2011-2012 учебный год 1 год обучения
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | ЧАСЫ | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | |
Тема №1 Вводное занятие | Теория Понятие «Ритмическая гимнастика». Режим занятий. Форма одежды для занятий, личная гигиена. Техника безопасности во время учебного занятия. Первая помощь при травмах и ушибах. | 1час | 1 | ||||||||
Тема №2 История ритмической гимнастики | Теория Танец-модерн: Айседора Дункан. Физическое воспитание в Древней Греции. Бытовые танцы крестьян в средние века и др. | 1час | 1 | ||||||||
Тема №3 Влияние ритмической гимнастики на организм человека | Теория Профилактика заболеваний (опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, избыточного веса ) средствами ритмической гимнастики, повышение работоспособности, положительные эмоции. | 1час | 1 | ||||||||
Тема №4 Основы ритмической гимнастики | Теория Выбор режима занятий. Уровни нагрузки в ритмической гимнастике, измерение пульса, самоконтроль за переносимостью нагрузки. Понятия «темп, амплитуда, напряжённость действий, количество повторений». | 1час | 1 | ||||||||
Тема №5 Комплексы ритмической гимнастики | Практика Комплекс № 1 1 -разучивание упражнений; 2 - приобретение навыков в выполнении упражнений; 3- выполнение комплекса с полной нагрузкой и в высоком темпе. | 64часа 20часов 2часа 10часов 8часов | 2 2 2 | 2 | 2 | 2 | 2 2 | 2 | 2 | ||
Практика - Комплекс № 2 1-разучивание упражнений; 2-приобретение навыков в выполнении упражнений; 3-выполнение комплекса с полной нагрузкой и в высоком темпе. Практика – Комплекс № 3 1-разучивание упражнений; 2-приобретение навыков в выполнении упражнений; 3-выполнение комплекса с полной нагрузкой и в высоком темпе. | 24часа 2 часа 12часов 10часов 20часов 2 часа 10часов 8 часов | 2 | 2 3 | 3 2 2 | 2 2 1 | 1 1 | 1 1 2 1 | 1 1 2 3 | 1 2 3 | 1 3 1 | |
Тема №6 Итоговое занятие | Теория Тестирование. Ведение индивидуального «Дневника здоровья» | 2 часа | 1 | 1 | |||||||
Тема №6 Участие в массовых мероприятиях | Практика Участие в концертных программах учреждения. | 2 часа | 1 | 1 | |||||||
Всего часов: | 72 Теория:6ч Практика:66ч |
Содержание программы. 1-год обучения
Вводное занятие – 1 час.
Теория. Понятие «Ритмическая гимнастика» (танцевальная терапия), её особенности и содержание. Режим занятий. Форма одежды для занятий, личная гигиена. Техника безопасности во время учебного занятия. Первая помощь при травмах и ушибах.
История ритмической гимнастики – 1час.
Теория. Ритуальные пляски первобытных людей. Физическое воспитание в Древней Греции. Бытовые танцы крестьян в средние века. Системы Ж.Демени, Ф.Дельсарта, Э.Ж.Далькроза. Танец-модерн: Айседора Дункан, Марта Трахем, Хосе Лиман. Развитие ритмической гимнастики в России - «Институт ритма» С.Волконского, «Студия пластического движения» З.Г.Вербовой, школа ритмопластического движения в Московском театральном техникуме им. Луначарского, Центральный институт физической культуры. Деятельность Л.Матис-Лансона, С.В.Краминой, В.В.Матова, Т.С.Лисицкой. Массовое развитие ритмической гимнастики в конце 20 века. Ритмическая гимнастика на телевидении.
Влияние ритмической гимнастики на организм человека – 1 час.
Теория. Профилактика заболеваний (опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, избыточного веса ) средствами ритмической гимнастики, повышение работоспособности, положительные эмоции. Медицинские противопоказания к занятиям ритмической гимнастикой. Процесс регуляции различных функций организма во время занятий. Ритмическая гимнастика как средство для снижения веса.
Основы ритмической гимнастики -1час.
Теория. Выбор режима занятий. Уровни нагрузки в ритмической гимнастике, измерение пульса, самоконтроль за переносимостью нагрузки. Понятия «темп, амплитуда, напряжённость действий, количество повторений». Назначение упражнений, структура комплексов (движения отдельными звеньями тела типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений, махи. Разновидности ходьбы и бега, подскоки, прыжки; элементы вольных упражнений и художественной гимнастики; танцевально-хореографические элементы) и особенности их выполнения. Схема занятия (разминка, основная часть, упражнения на гибкость, расслабляющие, дыхательные).
Комплексы ритмической гимнастики – 64 часа.
Практика. Комплекс № 1 -20 часов
-разучивание упражнений -2 часа
-приобретение навыков в выполнении упражнений -10 часов
-выполнение комплекса с полной нагрузкой и в высоком темпе -8 часов
Комплекс № 2 -24 часа
-разучивание упражнений -2 часа
-приобретение навыков в выполнении упражнений -12 часов
-выполнение комплекса с полной нагрузкой и в высоком темпе -10 часов
Комплекс № 3 -20 часов
-разучивание упражнений -2 часа
-приобретение навыков в выполнении упражнений -10 часов
-выполнение комплекса с полной нагрузкой и в высоком темпе -8 часов
Итоговое занятие – 2 часа
Тестирование. Ведение индивидуального «Дневника здоровья»
Участие в массовых мероприятиях – 2 часа
Участие в концертных программах учреждения.
Средства контроля
В каждой группе проводится вводный, промежуточный и итоговый контроль.
Формы подведения итогов:
- тестирование;
- выступления;
- контрольные нормативы ОФП.
Учебно–методические средства обучения
1. Обучающие программы на DVD-дисках:
1. Классическая аэробика
2. Худеем танцуя.
3.Стрит-Дэнс.
-Подборка современной музыки на CD и DVD-дисках.
-Конспекты занятий
- Электронные книги по ритмической гимнастике. Лекционный материал.
Беседы: Об истории ритмической гимнастики. О влиянии ритмической гимнастики на организм человека.
2. Материалы по индивидуальному сопровождению развития обучающихся:
- тесты по итоговой аттестации обучающихся;
- материалы по работе с родителями (тесты, памятки, рекомендации, анкета
«Степень удовлетворённости воспитанников и родителей образовательным
процессом»).
- Методические рекомендации для обучающихся:
• выполнение упражнений;
• от простых движений к сложным;
• определение физической нагрузки путём подсчета пульса;
• определение оптимального режима занятий;
3. Материалы по работе с детским коллективом:
Методики диагностики сформированности коллектива:
- «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» (Методика Р.С. Немова);
- «Какой у нас коллектив» (методика А. Н. Лутошкина);
- «Наши отношения» (методика Л. М. Фридмана);
- «Психологическая атмосфера в коллективе» (методика Л. Г. Жедуновой);
- Анкета для старшеклассников.
(Из книги: Панченко Н. А. Педагогическая диагностика в работе классного
руководителя. - Волгоград: Учитель, 2005.)
Анкеты
- «Изучение познавательных потребностей»;
- «Изучение дружеского окружения школьника».
- «Определение уровня воспитанности школьника»;
Конспекты открытых занятий, программы показательных выступлений.
Список использованной литературы
- Баженова, Н.А. Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры / Н.А. Баженова. – Барнаул: изд-во БГПИ, 1992. – 31 с.
- Баженова, Н.А. Ритмическая гимнастика/ Н.А. Баженова. – Барнаул: изд-во БГПИ, 1993. – 56 с.
- Баженова, Н.А. Аэробика. Спортивный фитнесс / Н.А. Баженова. – Барнаул: изд-во БГПУ, 2003. – 55 с.
- Барканова, Е.А. Степ-аэробика на занятиях по физической культуре. Методические рекомендации / Е.А. Барканова; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М.Шукшина. – Бийск: БПГУ имени В.М.Шукшина, 2006. – 31
- Боген, М.М Обучение двигательным действиям/ Боген, М.М. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
- Казакевич, Н.В. Ритмическая гимнастика: метод. пособие. / Н.В Казакевич, Е.Г Сайкина, Ж.Е Фирилёва. – СПб., 2001. – 205с.
- Коричко, Ю.В. Методика применения ритмической гимнастики на уроках физической культуры в 5-7 классах / Ю.В. Коричко. – Омск, 2000. – 215 с.
- Коровкин, Ф.Я. «Йога - закалка тела, воспитание души, врачевание недугов» / Ф.Я.Коровкин – Ярославль, 1991. -193с
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд./ Г. Крайг, Д. Бокум - СПб.: Питер, 2005. – 321с.
- Крючек, Е.С. Аэробика: содержание, методика оздоровительных занятий / Е.С. Крючек. - М.: Терра-спорт: Олимпия - Пресс, 2001. – 61 с.
- Крючек, Е.С., Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной работе: Учебное пособие./ Е.С. Крючек, Л.Т. Кудашева, А.А. Сомкин, О.М.Малышева. - СПб., 1994.-211 с.
- Кряж, В.Н., Гимнастика. Ритм. Пластика./ Кряж В.Н – Минск. 1987.
- Кудра,Т.А., Аэробика и здоровый образ жизни: Учебное пособие./Т.А. Кудра. Владивосток. 2001.-219с.
- Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия / К.Купер. - 2-е изд., доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.
- Лисицкая, Т.С. Ритмическая гимнастика, 230 упражнений / Т.С. Лисицкая. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 96 с.
- Лисицкая, Т.С., Аэробика: В 2 т./ Т.С. Лисицкая, Сиднева Л.В – М. 2002. - 212с.
- Ломова, О.А. Лестница, ведущая к здоровью/ О.А. Ломова // Физическая культура в школе. - 2003. - № 2. – С. 53-60.
- Макланов , А. Г. Общая психология. /А. Г. Макланов- СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
- Максименко, С. Д. Общая психология./С.Д. Максименко - СПб.: Рефл-бук, 2004. - 528 с.
- Матов, В.В., Матова, М.А. «Ритмическая гимнастика для школьников», «Знание», Москва, 1989// «Физкультура и спорт», №4.
- Менхин ,Ю.В., Менхин, А.А., Оздоровительная гимнастика: Теория и методика./ Ю.В. Менхин, А.А. Менхин. – Ростов н/Д., 2002.-125 с.
- Методические рекомендации для проведения занятий по ритмической гимнастике с учащимися 1-11 классов средней школы/ сост.: Г.Н. Пшеничникова, Л.В. Лебедева, А.Ф. Караваев. – Омск: ОГИФК, 1993. – 47 с.
- Назаренко, Л.Д., Оздоровительные основы физических упражнений. /Л.Д. Назаренко – М. 2002.-234 с.
- Оздоровительное воздействие движений (нетрадиционные виды гимнастики). Методические рекомендации. - Барнаул, 1998.-212 с.
- Основы подготовки и проведения занятий по ритмической гимнастике [ Методические рекомендации для высших учебных заведений. – М,1996.
- Подласый, И. П. Педагогика. 1,2 том./И. П. Подласый - М.: Владос, 1999.
- Радугин, А. А. Психология и педагогика./ А.А. Радугин. М.: Центр, 2002, - 256 с.
- Ротерс, Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика», «Просвещение», 1989. – 352 с.
- Рыкова, Л.А. Развитие восприятия ритма средствами ритмической гимнастики: учебно-методическое пособие для студентов педвуза / Л.А Рыкова: Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. - 62 с.
- Тюрин, А., Самомассаж. / А. Тюрин.– СПб.. 1997.
- Фирилёва, Ж.Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий по ритмической гимнастике в школе./ Ж. Е. Фирилева – Л. 1987.
- Фирилёва, Ж.Е. Танцевально-игровая гимнастика «СА-ФИ-Дансе» для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. / Фирилёва, Ж.Е., Сайкина Е.Г.– СПб., 2000.
- Хендерсон, Л., Релаксация: Учитесь расслабляться (Советы врача) /Перевол с англ. Н.А. Кириленко/ Под. Ред. Р.А.Александровой. – СПб.:2003
- Шипилина, И.А. Аэробика./ И.А. Шипилина. – Ростов н/Д.: «Феникс»,2004.- 125 с.
Литература для детей:
- Гуревич, И.А. «1500 упражнений для круговой тренировки». / И.А. Гуревич.- Минск.: «Высшая школа», 1976.-200 с.
- Коркин ,В.П. «Гимнастика и акробатика в семье»./ В.П. Коркин. –Минск.: «Полымя», 1986.- 137 с.
- Коровкин, Ф.Я. «Йога - закалка тела, воспитание души, врачевание недугов». Ф.Я. Коровин.- Ярославль.: 1991.
- Лисицкая, Т.С. Ритмическая гимнастика, 230 упражнений/ Т.С. Лисицкая. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 96 с.
- Михайлова, Э.И. Ритмическая гимнастика./ Э.И. Михайлова.- М.: «Московская правда», 1987.
- Шипилова, С.Г. Комплексы ритмической гимнастики / С.Г. Шипилова. – Кишинев.: Universitas, 1992. – 100 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по Ритмической гимнастике
Программа дополнительного образования по Ритмической гимнастике составлена на основе программы «Са-Фи-Дансе» автор Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина /рекомендована Министерством обра...
Рабочая программа кружка "Ритмическая гимнастика"
Кружок проводится в рамках ФГОС (спортивно-оздоровительная работа) в 1 и 2 классах по 1 часу в неделю....
Программа по ритмической гимнастике
Программа занятий по ритмической гимнастике для детей 5 -7 лет. Педагог дополнительного образования: Разинкова Т.И....
Образовательная программа по хореографии и ритмической гимнастике для дошкольников «Музыка и движение»
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического ра...
Дополнительная образовательная программа кружка «Оздоровительная гимнастика (фитбол)» (2 год обучения, 8 – 10 лет)
Рабочая программа кружка «Оздоровительная гимнастика»...
Программа по ритмической гимнастике для 7-9 классов
Программа по ритмической гимнастике для 7-9 классов...
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по художественной гимнастике
Художественная гимнастика - это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и в выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляция...