Образовательная программа по ритмической гимнастике
рабочая программа по физкультуре (7 класс) на тему

 

Программа по ритмической гимнастике, срок реализации - 2 года, может реализовываться как в УДОД, так и в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._prog.ritmich._gimn..doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр» Шебекинского района и города Шебекино

Белгородской области

                                                          УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                   Директор МОУ ДОД  «ДЮЦ»    

                                                                                      _______________ Т.Г.Ткачева

                                                                                       «_____»_______________2011

                                                                                       

Рабочая программа  

по  

ритмической гимнастике

1 год обучения

 

Возраст обучающихся –  14 лет

Педагог дополнительного образования

                                                                                             Ткачева Татьяна Геннадьевна

                                                                                         

 

г. Шебекино

2011г

  Модифицированная  образовательная программа «Ритмическая гимнастика»  физкультурно-спортивной   направленности.

Педагог дополнительного образования  Ткачева Татьяна Геннадьевна .

Программа рассмотрена и утверждена   на заседании педагогического  совета от «4»  2009 г., протокол №1

  Рабочая  программа рассмотрена и утверждена   на заседании педагогического

 совета от «31» августа 2011 г., протокол №1

 Председатель_____________Ткачева Т.Г.

Пояснительная записка.

      Рабочая программа разработана  на основе программы «Ритмическая гимнастика» (педагог Ткачева Татьяна Геннадьевна.),  утвержденной на заседании педсовета от 4 сентября 2009 года.

Цель программы: Оздоровление обучающихся и гармоничное физическое и функциональное совершенствование.

Задачи:

  1. формировать правильную осанку;
  2. развивать мышечную силу, гибкость, выносливость;
  3. Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.

     На изучение программного материала первого года обучения отведено 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Особенность программы заключается в том, что она компенсирует недостаток двигательной активности, избавляет от  последствий малоподвижного образа жизни.

Формой организации учебного процесса являются -  традиционные формы: групповые, практические.

Требования к уровню подготовки обучающихся

- умение выполнять основные гимнастические движения в ритме музыки;

- постановка корпуса, рук, ног, головы;

- музыкальный слух;

- навыки координации движений;

- правильность и чистота исполнения движений;

- умение работать в коллективе.

Материально-технические условия реализации программы.

Для успешной реализации программы используются:

  1. Музыкальный центр
  2. DVD – проигрыватель (плеер)
  3. Телевизор
  4. Фитболы
  5. Гимнастические коврики
  6. тренажеры

Календарно-тематический план

на 2011-2012 учебный год 1 год обучения

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ЧАСЫ

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

Тема №1

Вводное занятие

Теория

Понятие «Ритмическая гимнастика». Режим занятий. Форма одежды для занятий, личная гигиена. Техника безопасности во время учебного занятия. Первая помощь при травмах и ушибах.

1час

1

Тема №2

История ритмической гимнастики

Теория

Танец-модерн: Айседора Дункан. Физическое воспитание в Древней Греции. Бытовые танцы крестьян в средние века и др.

1час

1

Тема №3

Влияние ритмической гимнастики на организм человека

Теория

Профилактика заболеваний (опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, избыточного веса ) средствами ритмической гимнастики, повышение работоспособности, положительные эмоции.

1час

1

Тема №4

Основы ритмической гимнастики

Теория

 Выбор режима занятий. Уровни нагрузки в ритмической гимнастике, измерение пульса, самоконтроль за переносимостью нагрузки. Понятия «темп, амплитуда, напряжённость действий, количество повторений».

1час

1

Тема №5

Комплексы ритмической гимнастики

Практика

Комплекс № 1

1 -разучивание упражнений;

2 - приобретение навыков в выполнении упражнений;

3- выполнение комплекса с полной нагрузкой и в высоком темпе.  

64часа

20часов

2часа

10часов

8часов

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Практика - Комплекс № 2

1-разучивание упражнений;

2-приобретение навыков в выполнении упражнений;

3-выполнение комплекса с полной нагрузкой и в высоком темпе.

Практика –  Комплекс № 3

1-разучивание упражнений;

2-приобретение навыков в выполнении упражнений;

3-выполнение комплекса с полной нагрузкой и в высоком темпе.

24часа

2 часа

12часов

10часов                                                      

20часов

2 часа

10часов

8 часов

2

2

3

3

2

2

2

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

3

1

2

3

1

3

1

Тема №6

Итоговое занятие

Теория

Тестирование. Ведение   индивидуального «Дневника здоровья»  

2 часа

1

1

Тема №6

Участие в массовых мероприятиях

 Практика

Участие в концертных программах учреждения.  

2 часа

1

1

Всего часов:

72  Теория:6ч    Практика:66ч

Содержание программы. 1-год обучения

Вводное занятие – 1 час.

Теория. Понятие «Ритмическая гимнастика» (танцевальная терапия), её особенности и содержание. Режим занятий. Форма одежды для занятий, личная гигиена. Техника безопасности во время учебного занятия. Первая помощь при травмах и ушибах.

История ритмической гимнастики – 1час.

Теория. Ритуальные пляски первобытных людей. Физическое воспитание в Древней Греции. Бытовые танцы крестьян в средние века. Системы  Ж.Демени, Ф.Дельсарта, Э.Ж.Далькроза. Танец-модерн: Айседора Дункан, Марта Трахем, Хосе Лиман. Развитие ритмической гимнастики в России - «Институт ритма» С.Волконского, «Студия пластического движения» З.Г.Вербовой, школа ритмопластического движения в Московском театральном техникуме им. Луначарского, Центральный институт физической культуры. Деятельность Л.Матис-Лансона, С.В.Краминой, В.В.Матова, Т.С.Лисицкой. Массовое развитие ритмической гимнастики  в конце 20 века. Ритмическая гимнастика на телевидении.

Влияние ритмической гимнастики на организм человека – 1 час.

Теория. Профилактика заболеваний (опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, избыточного веса ) средствами ритмической гимнастики, повышение работоспособности, положительные эмоции. Медицинские противопоказания к занятиям ритмической гимнастикой. Процесс регуляции различных функций организма во время занятий. Ритмическая гимнастика  как средство для снижения веса.

Основы ритмической гимнастики -1час.

Теория. Выбор режима занятий. Уровни нагрузки в ритмической гимнастике, измерение пульса, самоконтроль за переносимостью нагрузки. Понятия «темп, амплитуда, напряжённость действий, количество повторений». Назначение упражнений, структура комплексов (движения отдельными звеньями тела типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений, махи. Разновидности ходьбы и бега, подскоки, прыжки; элементы вольных упражнений и художественной гимнастики; танцевально-хореографические элементы) и особенности их выполнения. Схема занятия (разминка, основная часть, упражнения на гибкость, расслабляющие, дыхательные).

 Комплексы ритмической гимнастики – 64 часа.

 Практика. Комплекс № 1 -20 часов

-разучивание упражнений -2 часа

-приобретение навыков в выполнении упражнений -10 часов

-выполнение комплекса с полной нагрузкой и в высоком темпе -8 часов  

   Комплекс № 2 -24 часа

-разучивание упражнений -2 часа

-приобретение навыков в выполнении упражнений -12 часов

-выполнение комплекса с полной нагрузкой и в высоком темпе -10 часов                                                      

   Комплекс № 3 -20 часов

-разучивание упражнений -2 часа

-приобретение навыков в выполнении упражнений -10 часов

-выполнение комплекса с полной нагрузкой и в высоком темпе -8 часов

Итоговое занятие – 2 часа  

Тестирование. Ведение   индивидуального «Дневника здоровья»  

Участие в массовых мероприятиях – 2 часа

Участие в концертных программах учреждения.  

Средства контроля

        В каждой группе проводится вводный, промежуточный и итоговый контроль.        

 Формы подведения итогов:

- тестирование;

- выступления;

- контрольные нормативы ОФП.

Учебно–методические средства обучения

 1. Обучающие программы на DVD-дисках:

1.  Классическая аэробика

2. Худеем танцуя.

3.Стрит-Дэнс.

-Подборка современной музыки  на CD и  DVD-дисках.

-Конспекты занятий

- Электронные книги по ритмической гимнастике.  Лекционный материал.

 Беседы: Об истории ритмической гимнастики. О влиянии ритмической гимнастики на организм человека.

2. Материалы по индивидуальному сопровождению развития обучающихся:

  - тесты по итоговой аттестации обучающихся;

  - материалы по работе с родителями (тесты, памятки, рекомендации, анкета    

    «Степень удовлетворённости воспитанников и родителей образовательным  

    процессом»).

- Методические рекомендации для обучающихся:

•        выполнение упражнений;

•        от простых движений к сложным;

•        определение физической нагрузки путём подсчета пульса;

•        определение оптимального режима занятий;

3. Материалы по работе с детским коллективом:

  Методики диагностики сформированности коллектива:

  - «Социально-психологическая  самоаттестация коллектива» (Методика      Р.С. Немова);

  - «Какой у нас коллектив» (методика А. Н. Лутошкина);

  - «Наши отношения» (методика Л. М. Фридмана);

  - «Психологическая атмосфера в коллективе» (методика Л. Г. Жедуновой);

  - Анкета для старшеклассников.

  (Из книги: Панченко Н. А. Педагогическая диагностика в работе классного  

  руководителя. - Волгоград: Учитель, 2005.)

  Анкеты  

  - «Изучение познавательных потребностей»;

  - «Изучение дружеского окружения школьника».

   - «Определение уровня воспитанности школьника»;

 Конспекты открытых занятий, программы показательных выступлений.

Список  использованной литературы

  1. Баженова, Н.А. Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры / Н.А. Баженова. – Барнаул: изд-во БГПИ, 1992. – 31 с.
  2. Баженова, Н.А. Ритмическая гимнастика/ Н.А. Баженова. – Барнаул: изд-во БГПИ, 1993. – 56 с.
  3. Баженова, Н.А. Аэробика. Спортивный фитнесс / Н.А. Баженова. – Барнаул: изд-во БГПУ, 2003. – 55 с.
  4. Барканова, Е.А. Степ-аэробика на занятиях по физической культуре. Методические рекомендации / Е.А. Барканова; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М.Шукшина. – Бийск: БПГУ имени В.М.Шукшина, 2006. – 31    
  5. Боген, М.М Обучение двигательным действиям/ Боген, М.М. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
  6. Казакевич, Н.В.  Ритмическая гимнастика:  метод. пособие. /                     Н.В Казакевич, Е.Г Сайкина, Ж.Е Фирилёва. – СПб., 2001. – 205с.
  7. Коричко, Ю.В. Методика применения ритмической гимнастики на уроках физической культуры в 5-7 классах / Ю.В. Коричко. – Омск, 2000. – 215 с.
  8. Коровкин, Ф.Я. «Йога - закалка тела, воспитание души, врачевание недугов» / Ф.Я.Коровкин – Ярославль, 1991. -193с
  9. Крайг Г., Бокум  Д. Психология развития. 9-е изд./ Г. Крайг, Д.  Бокум  - СПб.: Питер, 2005. – 321с.
  10. Крючек, Е.С. Аэробика: содержание, методика оздоровительных занятий   / Е.С. Крючек. - М.: Терра-спорт: Олимпия -  Пресс, 2001. –     61 с.
  11.  Крючек, Е.С., Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной работе: Учебное пособие./ Е.С.  Крючек, Л.Т. Кудашева,  А.А. Сомкин, О.М.Малышева. - СПб., 1994.-211 с.
  12. Кряж, В.Н., Гимнастика. Ритм. Пластика./ Кряж В.Н – Минск. 1987.
  13. Кудра,Т.А., Аэробика и здоровый образ жизни: Учебное пособие./Т.А. Кудра. Владивосток. 2001.-219с.
  14. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия   / К.Купер. - 2-е изд., доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.
  15. Лисицкая, Т.С. Ритмическая гимнастика, 230 упражнений   / Т.С. Лисицкая. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 96 с.
  16. Лисицкая, Т.С.,  Аэробика: В 2 т./ Т.С. Лисицкая, Сиднева Л.В – М. 2002. - 212с.
  17. Ломова, О.А. Лестница, ведущая к здоровью/ О.А. Ломова // Физическая культура в школе. - 2003. - № 2. – С. 53-60.
  18. Макланов , А. Г. Общая психология. /А. Г. Макланов- СПб.: Питер, 2001. - 592 с.                                                                                                                                                                                          
  19. Максименко,  С. Д. Общая психология./С.Д. Максименко - СПб.: Рефл-бук, 2004. - 528 с.                                            
  20. Матов, В.В., Матова, М.А. «Ритмическая гимнастика для школьников», «Знание», Москва, 1989// «Физкультура и спорт», №4.
  21. Менхин ,Ю.В., Менхин, А.А., Оздоровительная гимнастика: Теория и методика./ Ю.В. Менхин, А.А.  Менхин. – Ростов н/Д., 2002.-125 с.
  22. Методические рекомендации для проведения занятий по ритмической гимнастике с учащимися 1-11 классов средней школы/ сост.: Г.Н. Пшеничникова, Л.В. Лебедева, А.Ф. Караваев. – Омск: ОГИФК, 1993. – 47 с.
  23. Назаренко, Л.Д., Оздоровительные основы физических упражнений. /Л.Д. Назаренко – М. 2002.-234 с.
  24. Оздоровительное воздействие движений (нетрадиционные виды гимнастики).  Методические рекомендации. - Барнаул, 1998.-212 с.
  25. Основы подготовки и проведения занятий по ритмической гимнастике [  Методические рекомендации для высших учебных заведений. – М,1996.
  26. Подласый,  И. П. Педагогика. 1,2 том./И. П. Подласый - М.: Владос, 1999.  
  27. Радугин, А. А. Психология и педагогика./ А.А. Радугин. М.: Центр, 2002, - 256 с.                                                    
  28.  Ротерс, Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика», «Просвещение», 1989. – 352 с.
  29. Рыкова, Л.А. Развитие восприятия ритма средствами ритмической гимнастики: учебно-методическое пособие для студентов педвуза / Л.А Рыкова: Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. - 62 с.
  30. Тюрин, А., Самомассаж. / А. Тюрин.– СПб.. 1997.
  31. Фирилёва, Ж.Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий по ритмической гимнастике в школе./ Ж. Е. Фирилева – Л. 1987.
  32. Фирилёва, Ж.Е. Танцевально-игровая гимнастика «СА-ФИ-Дансе» для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. / Фирилёва, Ж.Е., Сайкина Е.Г.– СПб., 2000.
  33. Хендерсон, Л., Релаксация: Учитесь расслабляться (Советы врача) /Перевол с англ. Н.А. Кириленко/ Под. Ред. Р.А.Александровой. – СПб.:2003
  34. Шипилина, И.А. Аэробика./ И.А. Шипилина. – Ростов н/Д.: «Феникс»,2004.- 125 с.

Литература для детей:

  1. Гуревич, И.А. «1500 упражнений для круговой тренировки». /                  И.А. Гуревич.- Минск.: «Высшая школа», 1976.-200 с.
  2. Коркин ,В.П. «Гимнастика и акробатика в семье»./ В.П. Коркин. –Минск.: «Полымя», 1986.- 137 с.
  3. Коровкин,  Ф.Я. «Йога - закалка тела, воспитание души, врачевание недугов». Ф.Я. Коровин.- Ярославль.: 1991.
  4. Лисицкая, Т.С. Ритмическая гимнастика, 230 упражнений/                        Т.С. Лисицкая. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 96 с.
  5. Михайлова, Э.И. Ритмическая гимнастика./ Э.И. Михайлова.- М.: «Московская правда», 1987.
  6.  Шипилова, С.Г. Комплексы ритмической гимнастики  /                             С.Г. Шипилова. – Кишинев.: Universitas, 1992. – 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по Ритмической гимнастике

Программа дополнительного образования по Ритмической гимнастике  составлена на основе   программы «Са-Фи-Дансе» автор Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина /рекомендована Министерством обра...

Рабочая программа кружка "Ритмическая гимнастика"

Кружок проводится в рамках ФГОС (спортивно-оздоровительная работа) в 1 и 2 классах по 1 часу в неделю....

Программа по ритмической гимнастике

Программа занятий по ритмической гимнастике для детей 5 -7 лет. Педагог дополнительного образования: Разинкова Т.И....

Образовательная программа по хореографии и ритмической гимнастике для дошкольников «Музыка и движение»

Дошкольный возраст — один из наиболее ответствен­ных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного ум­ственного, нравственного и физического ра...

Программа по ритмической гимнастике для 7-9 классов

Программа по ритмической гимнастике для 7-9 классов...

Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по художественной гимнастике

Художественная гимнастика - это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и в выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляция...