Воспитательный проект.
методическая разработка по физкультуре на тему
Планирование воспитательных задач в работе учителя физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_proekt_dlya_1-11_kl.doc | 319.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области
Педагогическая академия последипломного образования
Кафедра « Человековедение и физическая культура »
Проект на тему:
« Программа совершенствования собственной воспитательной деятельности учителя преподавания предмета «физическая культура» на учебный год »
Слушатель курса: «Повышение воспитательного потенциала физической культуры в школе»-
Королев Александр Владимирович-
учитель физической культуры МОУ-
Гимназия № 2 г. Клина
Руководитель: Никифоров Ю. Б.
2009 год
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
« Программа совершенствования собственной воспитательной деятельности учителя преподавания предмета «физическая культура» на учебный год »
Методическое представление проекта:
- Введение.
- Методический паспорт учебного проекта.
- Осуществление проекта.
- Выводы.
- Работа учителя в рамках учебного проекта.
Введение
Тематика проекта была выбрана с учетом учебной ситуации по предмету для последующего углубления знаний учителя.
Проект по типу деятельности - информационный, ознакомительно-ориентировочный; по характеру предметно-содержательной области - культурологический, педагогический монопроект; по характеру координации - с открытой, явной координацией; по характеру контактов - внутренний; малой продолжительности.
Методический паспорт учебного проекта
Адресация: учебный проект адресован учителям физической культуры, работающих в 1-х - 11-х классах для более глубокого ознакомления с темами по воспитанию. Программой курсов на эти темы отводится 36 часов.
Темы учебно-тематического плана:
-«Планирование общих и частных (конкретных) воспитательных задач на уроках физической культуры в 1-х-3-х классах»;
-«Планирование комплексных воспитательных задач на уроках физической культуры в 4-х-11-х классах»;
-«Методический материал».
Образовательные, развивающие, воспитательные цели и задачи:
-вовлечение учителя в различные виды деятельности;
-самостоятельное приобретение новых знаний;
-постановка и формулировка темы своего доклада, личностная мотивация выбора;
-организация деятельности учителя как индивидуальной, так и групповой.
Результатом являлась сама проектная деятельность.
Осуществление проекта
Работа над проектом позволила более подробно ознакомиться учителю с проблемами воспитания по предмету «физическая культура». Учитель занимался поиском информации для своего доклада с последующим использованием материала проекта для его защиты на итоговой конференции.
Учебный проект позволяет учитывать личные и групповые интересы и через личную мотивацию подойти к решению проблем новаторства и традиций в воспитании на уроках физической культуры.
Прошедшая 17 ноября 2009 года презентация проектов подразумевала самоанализ созданного в ситуации новизны деятельности учителя.
Для подготовки доклада к конференции учитель посещал данные учебные курсы: «Повышение воспитательного потенциала физической культуры в школе».
В ходе работы конференции учился быть терпимым к мнениям своих коллег, если они не совпадали с собственными.
Работа над проектом заняла 1-ю четверть и начало 2-й.
I этап включал в себя постановку проблемы и начало самостоятельной деятельности, выбор темы учителем, поиск и сбор информации, подготовку доклада.
II этап - написание проекта, его анализ и проведение в начале 2-й четверти самой конференции, где были сделаны лучшие сообщения.
На презентации проектов работала группа «критиков», в нее входили руководитель курсов и учителя. Были названы победители в различных номинациях.
Выводы:
1. В процессе физического воспитания необходимо осуществлять воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Нельзя судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентаций, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.
2. В процессе занятий физической культурой и спортом на учащихся нужно оказывать значительное воздействие по формированию духовно-нравственных, волевых и психических качеств, которые становятся постоянными чертами личности. Это позволяет занимающимся проявлять их в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности, а также в быту и в семье. К таким качествам относятся трудолюбие, дисциплинированность, чувство ответственности за результаты своего труда, коллективизм, смелость и решительность, целеустремленность, настойчивость, выдержка и самообладание.
3. Особое значение приобретает формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно- эмоционального напряжения, стресса; использование физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактика нервно- эмоционального и психофизического утомления; повышение эффективности учебного труда обучающихся и, в дальнейшем, их профессионального труда.
4. В своей работе учитель физической культуры должен обратить пристальное внимание на постановку, планирование и реализацию целей, задач, средств и методов по воспитанию личности учащихся.
В целом работа по проекту прошла успешно. В итоговой конференции приняли участие практически все слушатели названных курсов. Каждый был вовлечен в мыслительную деятельность по данной проблематике, приобрел новые знания путем самостоятельной работы. На заключительном этапе были апробированы практические приемы работы, проведен самоанализ в виде презентаций. Учителя были включены в различные виды деятельности как индивидуальной, так и групповой. Метод учебного проекта вошел в арсенал образования и, безусловно, будет использоваться и далее.
Темы воспитания, как правило, невозможно раскрыть в ходе одного или нескольких занятий. Это связано с объективными причинами. Метод проекта позволяет построить работу по изучению тем воспитания в течение продолжительного времени в разнообразной форме: самообразование, посещение курсов, работа над исследованиями и докладами, практическая конференция.
Список литературы:
1.Материалы лекций.
2.Максименко А.М., Теория и методика физической культуры: учебник для вузов.- М.: «Физическая культура»,2005.- 533с
3.Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта.- 2-е изд.- М.: «Советский спорт», 2006.- 294с
4.Белорусова В.В. Воспитание в спорте.- М.: «Физкультура и спорт», 1974.- 181с
5.Шуркова Н.Е. Беседы с тренером о воспитании.- М.: «Физкультура и спорт», 1973.- 112 с
Работа учителя в рамках учебного проекта:
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
« « Программа совершенствования собственной воспитательной деятельности учителя преподавания предмета «физическая культура» на учебный год » »
Планирование общих и частных воспитательных задач на уроках физической культуры в 1 – 3 классах
В результате педагогических исследований установлено, что в силу возрастных особенностей младших школьников, духовно-нравственное воспитание надо начинать с формирования у них навыков дисциплинированного, организованного поведения, чувства коллективизма, умения дружно работать в классном коллективе.
Дисциплинированность - важное нравственное качество и необходимое условие успешной работы на уроке. При воспитании этого качества существенную роль играют предъявляемые к поведению учащихся требования. В них учитель как бы программирует педагогически целесообразную деятельность учащихся в организуемой на уроке деятельности. При этом необходимо соблюдать принцип последовательности и постепенности. Определенные требования предъявляются каждый раз, как только создается для этого благоприятная ситуация.
Коллективизм - наиболее характерная черта нравственности, опреде-ляющей всю систему отношения человека к действительности, всё его поведение. Любые качества личности принимают разный характер в зависимости от того, в системе каких нравственных отношений они формируются и на достижение каких духовных ценностей направлены: общественных, коллективистских или эгоистических, индивидуальных. Для решения задач нравственного воспитания педагогический процесс важно рассматривать и с точки зрения тех отношений, которые складываются в учебной деятельности между ее участниками. Учебная деятельность, если ее не организовать соответствующим образом, нередко формирует у детей индивидуалистические тенденции. Внешне протекая как труд совместный, коллективный, обучение на уроках часто осуществляется как деятельность личностно-ориентированная.
Только в коллективе можно воспитать преданность общественным интересам, заинтересованность каждого в благополучии других людей. На уроке физической культуры можно помочь товарищу быстро переодеться, аккуратно сложить форму, завязать шнурки, напомнить нужное правило, найти место в строю, помочь выполнить задание и др. Подобные действия учащихся при соответствующей мотивации и оценке поступка вырабатывают привычку быть внимательным, вглядываться в действия окружающих, искать самому возможность приносить им пользу и радость. Подобные отношения сближают детей, приводят к взаимной привязанности, а потом перерастают в дружбу.
Почти на каждом уроке возможна совместная деятельность детей, которая позволит формировать отношения взаимной поддержки, помощи и требовательности, умение подчиняться уполномоченным коллектива и руководить группой одноклассников, действовать сообща при выполнении задания, коллективные интересы ставить выше личных, оценивать успехи и неудачи коллектива, товарищей и свои личные. Практическая деятельность учащихся организуется с учетом сознательного выполнения «Правил поведения при коллективной работе».
Привожу возможную постановку общих и частных задач по воспитанию дисциплинированности и коллективизма у школьников I - III классов.
Дисциплинированность
1класс.
Общая задача: формировать у детей навыки дисциплинированного поведения при переходе из классной комнаты в гимнастический зал и в процессе занятий на уроке физической культуры.
Частные задачи.
1. Познакомить с правилом «По звонку быстро стройся в классе, найдя свое место в строю».
2. Учить построению в колонну по одному, определив место каждого в строю. Упражнять в построении по отделениям, затем всем классом.
3. Познакомить с правилами: идти из класса в колонне по одному вдоль стены, бесшумно наступая на каждую ступеньку; не разговаривать, не смотреть по сторонам; не размахивать руками (чтобы не задевать
рядом идущих).
4. Закреплять навыки дисциплинированного поведения при передвижении по школе.
5. Познакомить с правилом: при встрече с учителями, другими работниками школы, взрослыми приветствовать их наклоном головы. Показать образец действия.
6. Закреплять навыки и привычки дисциплинированного поведения при передвижении по школе в соответствии с «Правилами поведения при переходе из классной комнаты в гимнастический зал». Воспитывать стремление поступать в соответствии с названным правилом.
- Проверить знание этих правил и умение действовать в соответствии с ними. Если окажутся ученики, которые не смогли усвоить названные правила (как и другие в дальнейшем), наметить индивидуальные задачи.
- Учить учащихся быстро переодеваться и аккуратно складывать одежду.
- Воспитывать у детей стремление своевременно готовиться к уроку, до звонка переодеваться и быть готовым к построению.
- Познакомить с правилом: в гимнастический зал входить по звонку строем, с дневником, в чистой спортивной форме и обуви. Напомнить: чистота - залог здоровья. Показать образцы действий учащихся.
- Воспитывать стремление действовать в соответствии с этим правилом. Формировать опыт поведения в соответствии с ним.
- Проверить знание правила и умение действовать в соответствии с названным правилом.
- Познакомить с правилом «Если ты опоздал и входишь в зал после звонка, спроси вежливо разрешение учителя». Показать образец действия в соответствии с этим правилом.
- Формировать опыт поведения в соответствии с названным правилом.
- Проверить знание правила и умение действовать в соответствии с ним.
- Познакомить с правилом «Помни, что запрещается подходить к снарядам и устанавливать их без разрешения учителя. Помни, что это может привести к несчастному случаю». Показать образцы действий учащихся при установке и уборке гимнастических снарядов (скамеек, стоек, матов) для выполнения учебных заданий на уроке.
- Формировать навыки правильных организованных действий при установке и уборке спортивного инвентаря и оборудования.
- Проверить знание правила и умение действовать в соответствии с ним.
- Познакомить с правилом «Аккуратно и бережно относись к спортивному инвентарю и оборудованию, это позволит пользоваться им долгое время». Показать образец действий при пользовании инвентарем и снарядами, обращая внимание на правильное, аккуратное и бережное отношение к ним.
- Воспитывать положительное отношение к правилу, стремление действовать в соответствии с ним, формировать соответствующие навыки и умения.
- Проверить знание правила и умение правильно пользоваться инвентарем и оборудованием в гимнастическом зале.
22. Познакомить с правилом «Внимательно слушай и точно выполняй все команды и распоряжения учителя и уполномоченных коллектива». Показать образцы действий учащихся по распоряжению учителя (построиться, принять исходное положение др.).
23. Воспитывать положительное отношение к правилу, стремление действовать в соответствии с ним, формировать умение внимательно слушать и точно выполнять распоряжения, команды, задания учителя.
24. Проверить знание правила и умение внимательно слушать учителя и правильно выполнять его задания, распоряжения.
25. Формировать умение сдерживать себя, не начинать и не заканчивать упражнения, задания без разрешения или команды учителя.
26. Учить организованно брать и сдавать мелкий спортивный инвентарь. Показать образцы действий.
2 класс.
Общая задача: закреплять навыки дисциплинированного поведения при переходе из классной комнаты в гимнастический зал под руководством уполномоченных коллектива и в процессе занятий на уроке.
Частные задачи.
1. Проверить знание «Правил поведения при переходе из классной ком-наты в гимнастический зал». Если есть необходимость, напомнить правила. Показать или напомнить путь следования.
2. Формировать навыки дисциплинированного поведения при переходе из классной комнаты в гимнастический зал под руководством уполномоченных коллектива. Учить взаимному контролю и взаимной оценке поведения при этом.
3. Закреплять навыки быстрого переодевания и аккуратного складывания одежды под руководством уполномоченных коллектива.
4. Воспитывать стремление своевременно готовиться к уроку.
- Проверить знание «Правил поведения в гимнастическом зале» и умение действовать в соответствии с ними. В зависимости от результатов проверки дифференцированное воспитание положительного отношения к названным правилам и стремления действовать в соответствии с ними, дифференцированное формирование навыков поведения на уроке.
- Формировать навыки взаимоконтроля и взаимооценки поведения на уроке.
- Проверить знание «Правил поведения в гимнастическом зале» и умения действовать в соответствии с ними.
3 класс.
Общая задача: закрепить навыки дисциплинированного поведения учащихся при переходе из классной комнаты в гимнастический зал под руководством уполномоченных коллектива и самостоятельно в процессе занятий на уроке.
Частные задачи.
1. Проверить знание «Правил поведения при переходе из классной комнаты в гимнастический зал» и умение выполнять их при переходе. Напомнить отдельные правила.
- Воспитывать навыки самоконтроля и самооценки поведения при переходе из классной комнаты в гимнастический зал.
- Воспитывать (дифференцированно) положительное отношение к «Правилам поведения при переходе из классной комнаты в гимнастический зал» и стремление действовать в соответствии с ними.
4. Воспитывать стремление своевременно готовиться к уроку, быстро и аккуратно одеваться и складывать одежду в раздевалке под руководством уполномоченных коллектива.
- Проверить знание «Правил поведения в гимнастическом зале» и умение выполнять их. Напомнить отдельные правила и показать образцы действий в соответствии с ними.
6. Воспитывать (дифференцированно) положительное отношение к «Правилам поведения в гимнастическом зале» и стремление действовать в соответствии с ними.
- Закреплять навыки дисциплинированного поведения на уроке в соответствии с названными правилами под руководством уполномоченных коллектива.
- Формировать навыки самоконтроля за поведением при выполнении упражнений, заданий в игровой и соревновательной обстановке.
9. Воспитывать умение сдерживать себя, действовать по команде (распоряжению) учителя или уполномоченного коллектива.
10. Проверить знание названных правил и умение поступать, действовать в соответствии с ними.
Коллективизм.
1 класс.
Общая задача: формировать навыки дружной, согласованной работы при выполнении учебных заданий на уроке на основе «Правил поведения при коллективной работе».
Частные задачи.
1. Познакомить с правилом «Будь вежлив с товарищами; разговаривая, не кричи; обращаясь к ребятам, помни о том, что существуют вежливые слова». Показать образцы действия учащихся.
- Воспитывать уважительное отношение к названному правилу и стремление действовать в соответствии с ним.
- Формировать навыки и привычки вежливого отношения к одноклассникам при выполнении учебных заданий, в играх и соревнованиях.
- Проверить знание правила « Будь вежлив с товарищами» и умение вежливого обращения с одноклассниками.
- Познакомить с правилом «Не ссорься с товарищами, старайся выполнять задания и играть всегда дружно и согласованно». Показать образцы действий учащихся.
- Воспитывать положительное отношение к названному правилу и стремление поступать в соответствии с ним.
- Формировать навыки дружной, согласованной работы на уроке в соответствии с правилом « Не ссорься с товарищами ».
- Проверить знание этого правила и умение дружно и согласованно работать при выполнении учебных заданий.
9. Учить детей начинать и заканчивать упражнение, задание строго по слову (команде) учителя.
10. Воспитывать внимательное, заботливое отношение к товарищам, умение и стремление прийти товарищу на помощь.
11. Познакомить учащихся с обязанностями физорга. Показать образец действия.
12. Воспитывать положительное отношение к исполнению роли физорга и стремление активно выполнять обязанности физорга.
13. Формировать и закреплять навыки выполнения обязанностей физорга.
14. Формировать навыки подчинения и выполнения указаний уполномоченных коллектива.
15. Воспитывать положительное отношение к ученикам, выполняющим обязанности уполномоченных коллектива.
16. Учить умению внимательно слушать товарищей, вести общую беседу.
17. Воспитывать любовь к классному коллективу.
2 класс.
Общая задача: формировать навыки и привычки дружной, согласованной работы в процессе урока под руководством учителя и уполномоченных коллектива.
Частные задачи.
1. Проверить знание правил, перечисленных в I классе, и умение действовать в соответствии с ними. Напомнить отдельные правила, показать образцы действий, воспитывать стремление действовать в соответствии с этими правилами.
2. Формировать навыки дружной, согласованной работы при выполнении учебных заданий в играх в соответствии с правилами вежливого поведения.
- Познакомить с правилом «Будь внимателен к товарищам; помогай тем, кому трудно, причем старайся сам увидеть, кто нуждается в помощи». Показать образцы действий.
4 .Воспитывать положительное отношение к этому правилу
и стремление действовать в соответствии с ним, быть внимательными друг к другу, приходить друг другу на помощь в учебной деятельности.
5. Формировать навыки внимательного отношения друг к другу и взаимной помощи.
6. Проверить знание правила « Будь внимателен к товарищам» и умение действовать в соответствии с ним.
7. Познакомить с правилом «Не жалуйся учителю на товарища. Если он в чем-то неправ, останови его и скажи сразу сам ему об этом». Показать образцы действий.
- Воспитывать положительное отношение к названному правилу, стремление действовать в соответствии с ним.
- Формировать навыки гуманных взаимоотношений между одноклассниками.
- Проверить знание правила «Не жалуйся учителю...» и навыки действий в соответствии с названным правилом.
- Познакомить учащихся с обязанностями групповода. Показать образцы действий.
- Воспитывать у учащихся положительное отношение к роли групповода и стремление активно выполнять его обязанности.
13. Формировать и закреплять навыки ответственного выполнения обязанностей групповода.
14. Воспитывать ответственное отношение к общественным поручениям, заданиям учителя, коллектива и стремление выполнять их как можно лучше.
15. Воспитывать положительное отношение к ученикам, выполняющим обязанности уполномоченных коллектива.
16. Учить работать дружно, согласованно действуя с одноклассниками в парах, тройках, небольших командах под руководством уполномоченных коллектива.
17. Воспитывать умение спокойно ожидать свою очередь при выполнении упражнения, задания, в играх, не мешая товарищам.
18. Воспитывать чувство любви к классному коллективу.
3 класс.
Общая задача: закреплять и расширять навыки дружной, согласованной работы в процессе урока под руководством уполномоченных коллектива.
Частные задачи.
1. Проверить знание правил, названных во II классе, и умение действовать в соответствии с ними.
2. Наметить индивидуальные задачи воспитания, исходя из результатов проверки.
3. Формировать навыки и привычки дружной, согласованной работы учащихся при выполнении заданий и в играх в соответствии с правилами поведения в коллективе.
4. Познакомить с правилом «Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если сегодня что-то не получилось. Помни, что товарищи обязательно помогут тебе». Показать образцы действий.
5. Воспитывать положительное отношение к названному правилу и стремление действовать в соответствии с ним, быть тактичным, уважать товарищей и приходить друг другу на помощь в учебной деятельности.
6. Формировать навыки внимательного, уважительного отношения Друг к другу.
7. Проверить знание правила «Не зазнавайся...» и умение действовать в соответствии с ним.
8. Познакомить с правилом «Умей принять советы, замечания и помощь от других ребят, при этом не забудь обязательно поблагодарить за помощь или совет». Показать образцы действий.
9. Воспитывать положительное отношение к названному правилу и стремление действовать в соответствии с ним.
- Формировать навыки и привычки доброго, тактичного отношения друг к другу, умение и стремление помогать товарищам и делать это с большим уважением к однокласснику.
11. Проверить знание названного правила и умение действовать в соответствии с ним.
12. Закреплять навыки дружной, согласованной работы в коллективе под руководством уполномоченных коллектива.
13. Воспитывать ответственное, заинтересованное отношение к выполнению обязанностей уполномоченных коллектива и заданий учителя и класса.
14. Воспитывать положительное отношение к учащимся, выполняющим обязанности уполномоченных коллектива, формировать умение выполнять их распоряжения, требования.
15. Формировать общественное мнение класса по вопросам взаимоотношений между учащимися, выполнения общественных поручений и заданий, поведения в процессе коллективной работы.
16. Воспитывать чувство любви к классному коллективу.
Планирование комплексных воспитательных задач
на уроках физической культуры в 4-11 классах.
Каждому специалисту известно, как это сложно осуществить, особенно имея в виду не общие задачи, а конкретные, которые действительно можно решать на серии уроков. Воспитательные цели должны органически увязываться с содержанием занятий. Исходя из этого, были определены ведущие воспитательные задачи по формированию личных качеств каждого ученика и коллектива в целом, по организации воспитания и самовоспитания.
В связи с этим особое внимание в каждом классе было уделено следующим воспитательным проблемам:
IV класс. Воспитание товарищеской взаимопомощи, умения сочетать личное и общественное. Формирование критериев оценки и самооценки. Объективная самооценка личных достоинств и недостатков.
V класс. Воспитание организаторских качеств, умения руководить и подчиняться. Организация взаимного воспитания и ознакомление с методикой самовоспитания. Воспитание требовательности к себе и к товарищу. Обучение приёмам и методам работы над собой.
- класс. Развитие самокритики. Самовоспитание воли (самодисциплины, самообладания). Воспитание чувства ответственности за себя и коллектив. Развитие критики. Преодоление личных недостатков через самовоспитание.
- класс. Формирование общественного мнения по вопросам внутриколлективных отношений. Формирование самосознания и организации нравственного самовоспитания. Формирование общественного мнения по основным вопросам жизни коллектива. Организация самопознания на основе психологической подготовки школьников.
VIII класс. Воспитание общественной активности. Воспитание на боевых и трудовых традициях. Обмен опытом самовоспитания в различных областях. Самовоспитание в связи с профессиональным самоопределением.
IX класс. Знакомство учащихся с основами педагогики и психологии. Единство воспитания и самовоспитания. Система психологической и практической подготовки самовоспитанию. Самовоспитание по личной программе, составленной с помощью учителя.
X-ХI класс. Взаимосвязь самовоспитания и самообразования в жизненном самоопределении. Формирование активной жизненной позиции, гражданственности.
С учетом распределения комплексных воспитательных задач соответственно содержанию занятий планируются следующие конкретизированные воспитательные задачи:
IV класс. Оценка действий товарищей в выполнении упражнений по заданию учителя. (Легкая атлетика, I четверть.) Умение помочь товарищу в выполнении заданий. (Баскетбол.)
Привитие навыков самообслуживания. (Гимнастика.) Трудолюбие в подготовке и уборке спортивного оборудования. Преодоление трудностей. (Лыжная подготовка.)
Самооценка движений. (Волейбол.) Решительность в выполнении упражнений на результат. (Прыжки, бег, метания - IV четверть.)
V класс. Положительное отношение к выполнению упражнений. Дисциплинированность в выполнении заданий. (Легкая атлетика.)
Внимание к своим действиям и действиям окружающих. (Игры.)
Дисциплинированность в выполнении упражнений в группе и при страховке. (Гимнастика.)
Привитие умения анализировать действия одноклассников. (Лыжная подготовка.)
- класс. Сознательное отношение к качественному выполнению упражнений. Самостоятельное решение двигательных задач. (Легкая атлетика.) Внимательное отношение к товарищам. Культура общения в игровых ситуациях. (Баскетбол.). Оказание помощи товарищу в выполнении упражнений. Формирование навыков и умений анализировать свои действия. (Лыжная подготовка.)
- класс. Достижение цели общими усилиями в командных действиях. Внимательное отношение к товарищам. (Спортивные игры.) Воспитание уверенности в своих силах. (Упражнения на снарядах.) Формирование способности преодолевать трудности. (Лыжная подготовка.) Воспитание самостоятельности в решении двигательных задач. (Легкая атлетика - I и IV четверти.)
VIII класс. Развитие сознательности в занятиях. (Легкая атлетика - уроки 1-8.)
Оказание помощи товарищам в преодолении трудностей. (Гимнастика - уроки 19-32.)
Подчинение своих действий интересам коллектива. (Волейбол - уроки 9-18; 53-60.)
Преодоление трудностей, контролируя и анализируя свои действия. (Лыжная подготовка - уроки 33-48.)
Преодоление сопротивления соперника, не нарушая правил игры. (Баскетбол - 3чет.- уроки 49-52.)
Развитие самостоятельности в выполнении заданий в группе и индивидуально. (Легкая атлетика - уроки 59-68.)
IX класс. Воспитание самостоятельности в процессе занятий физической культурой и спортом. (Легкая атлетика - уроки 1-8.)
Оказание помощи товарищу в освоении упражнений на уроках и выполнении домашних заданий. (Волейбол - уроки 9-18.)
Воспитание мужества, целеустремленности. (Гимнастика - уроки -18-32.)
Преодоление трудностей в занятиях лыжной подготовкой, выполнении учебных нормативов. (Лыжная подготовка - уроки 33-48.) Подчинение индивидуальных действий коллективным интересам. (Баскетбол - уроки 49-52.)
Формирование самостоятельного проявления инициативы при занятиях с группой товарищей. (Легкая атлетика - уроки 58-68.)
X-ХI класс. Формирование самостоятельности в выполнении заданий. (Подготовка к основной части занятий по легкой атлетике - уроки 1-8.)
Воспитание воли к победе. (Волейбол - уроки 9-18.)
Формирование самостоятельности: самостоятельное решение в процессе подготовки и выполнения двигательных задач. (Гимнастика - уроки 19-32.)
Подчинение своих действий волевыми усилиями в соответствии с целевой установкой. (Лыжная подготовка - уроки 33-48.)
Организация команды на активные действия. ( Баскетбол - уроки 49-52.)
Организация группы и проведение с нею тренировочного занятия. (Легкая атлетика - уроки 59-68.)
При ознакомлении с записью воспитательных задач нельзя не заметить, что многие из них повторяются. Однако надо учесть, что повторяется лишь конечная цель, конкретные задачи разные. Это не расшифровано в плане, чтобы не занимать много места. Что касается конкретных задач, то они выглядят так: в одних случаях (в младших классах) это лишь сообщение знания о том, как надо делать, в других - постепенное усложнение - приучение.
Методический материал:
СХЕМА АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
АСПЕКТА УРОКА
Предлагаемая ниже схема определения воспитательного потенциала урока может быть использована в работе учителем для анализа своей деятельности.
Схема анализа воспитательного аспекта урока
№ | Содержание | Оценка | |
1 | Умение учителя: а) осознавать; б) формулировать; в) реализовывать воспитательную цель урока | Да Да Да | Нет Нет Нет |
2 | Получение учащимися полезной практической информации, необходимой для жизни | ДА | Нет |
3 | Эмоциональность учителя в подаче учебного материала: а) речь; б) мимика и жесты | Образная, интонированная. Выразительные | Сухая, монотонная. Невыразительные |
4 | Обеспечение способов коммуникации учащихся: дискуссия, диспут, работа над проектом, другое | НУЖНОЕ подчеркнуть | |
5 | Преобладание: а) коллективных; б) групповых; в) индивидуальных методов работы с учащимися | НУЖНОЕ подчеркнуть | |
6 | Организация: а) самостоятельной; б) творческой; в) исследовательской; г) проективной деятельности учащихся | НУЖНОЕ подчеркнуть | |
7 | Использование игровых методов на уроке: | ДА | Нет |
8 | Построение диалога «учитель-ученики» | ДА | Нет |
9 | Умение организовывать ситуацию успеха | ДА | Нет |
10 | Практическое использование здоровьесберегающих приемов и методов | ДА | Нет |
11 | Акцентирование позитивного ценностно-ориентированного отношения к жизни и к окружающему миру | ДА | Нет |
12 | Стиль отношений учителя с учащимися: а) авторитарный; б) демократический; в) либеральный | НУЖНОЕ подчеркнуть | |
13 | Общая психологическая атмосфера, эмоциональный фон урока: а) доброжелательность; б) рабочий настрой; в) творческая обстановка; г) тревожность; д) давящая атмосфера; е) безразличие; ж) что-то другое. | НУЖНОЕ подчеркнуть |
Королев А.В.,
Гимназия №2 , г. Клин
ОЦЕНКА ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕШНЕПОВЕДЕНЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
Уровни воспитанности | Высокий | Хороший Средний Средний | Низкий | |
Проявления | (всегда) | (в большинстве | (всегда) | |
случаев) | ||||
«5» | «4» «3» | «2» | ||
1 | Внешний вид, при- | Не раздражающий, | Чаще по Чаще по | Раздражающий, |
ческа, одежда, ук- | не вызывающий, не не | типу типу | вызывающий, от- | |
рашения и пр. | отвлекающий. | влекающий от заня- | ||
тий (немыслимые | ||||
украшения и т.п.). | ||||
2 | Общение, речь. | Вежливое, деликат- | Общение грубое, | |
ное, уважительное | речь крикливая, | |||
употребление руга- | ||||
тельств. | ||||
3 | Отношения с ребя- | Дружелюбное, сопе- сопе- | Заносчивое, бар- | |
тами. | реживающее, с сим- ссссссссссссссссссссссссссимсим- | ское, издеватель- | ||
патией | ское. | |||
4 | Отношения с учите- | Вежливое, уважи- | Неуважительное с | |
лями. | тельное, почтитель-ное почтитель- | элементами грубо- | ||
ное. | сти, хамства. | |||
5 | Отношения с други- | Вежливое, уважи- | Неуважительное, | |
ми сотрудниками | тельное. | грубое, хамское. | ||
школы. | ||||
6 | Дисциплинирован- | Всегда выполняет | В большинстве слу- | |
ность в плане вы- | (или всегда можно | чаев не выполняет, | ||
полнения указаний | убедить). | стремится отгово- | ||
учителя. | риться, солгать и т.п. | |||
7 | Отношение к | Бережное. | Пренебрежи- | |
школьному имуще- | тельное, портит, | |||
ству, к труду других. | пачкает мебель и пр. | |||
Общий бал вычисляется так (например) = |
5+5+5+4+4+4+3 -------------------------------------- = 4,3 7 = 4,3 |
«ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»
Сюжетно-игровой урок для 1 класса
Тип урока. Сюжетно-игровой
Цель урока. Формирование у детей социальных навыков средствами физического воспитания.
Задачи урока:
- Отработка форм совместной деятельности посредством игровых упражнений.
- Воспитание умения строить совместные действия в подвижных играх.
- Формирование правильной осанки, содействие общему укреплению организма ребенка, стимуляция функции дыхания.
- Развитие основных движений, внимания, быстроты реакции, умения согласованно действовать в коллективе.
Оборудование и инвентарь: гимнастическая скамейка, палки, канат, набивные мячи.
Часть урока, время | Содержание и дозировка упражнений | Основные методы и приемы, ключевые слова, формы организации |
1 | 3 | 2 |
Вводная часть ( 8 – 10 мин.) | Построение, рапорт. Беседа. (Вариант приветствия выбирают дети). « По местам!» - Посмотрите друг на друга, запомните, кто за кем стоит, какого цвета волосы, глаза у соседа. - Сейчас проверим, не потеряетесь ли вы в дороге. По команде «Разойдись!» все разбегаются по залу. По команде «По местам!» учащиеся должны как можно быстрее занять свое место в шеренге. (2 мин) «Поезд» Под музыку В. Шаинского «Голубой вагон» два «состава» двигаются в обход зала навстречу друг другу. Дети из встречных поездов протягивают друг другу руки, приподнимают воображаемые головные уборы, кланяются машут руками… Сделав два круга, дети останавливаются в центре зала. (3 мин) | Учитель. - Здравствуйте, ребята! - Как еще можно поприветствовать друг друга? - А как шутливо можно поздороваться? - Кто из вас любит путешествовать? Что такое путешествие? (Назвать привлекательные стороны путешествия) Сегодня мы с вами отправимся в игровое путешествие. Мы будем играть в такие игры, где нужно все делать сообща, дружно, вместе. - А что значит «дружно»? (Уметь согласованно действовать в коллективе, подчиняться правилам игры). - А если действовать не дружно, то, что получиться? Чтобы отправиться в игровое путешествие, нам необходимо занять места в вагонах.
Игра способствует совершенст-вованию умений и навыков в беге, развитию внимания. Во время бега, занимающиеся по сигналу останавливаются и закрывают глаза. Стоящему в колонне первым (глаза открыты) учитель показывает место. По второму сигналу дети открывают глаза и бегут строиться в колону туда, где стоит первый игрок. Строиться можно кругами, шеренгами. Учитель. - Молодцы! А теперь можно ехать! - Вот мы и приехали на станцию «Дружная». Мы долго ехали, пора размяться. - Давайте покажем, как мы умеем делать ритмическую гимнастику. |
Основная часть (25 мин) | ОРУ на гимнастической скамейке под музыку. (5 – 7 мин) 1. И.п. – о.с. лицом к скамейке. 1 – поставить правую ногу на скамейку; 2 – выполнить тоже левой ногой. 2. И.п. – о.с. лицом к скамейке. 1 – шаг левой ногой на ска- мейку, согнуть левую руку; 2 - приставить правую ногу; 3 – шаг левой ногой назад, левую руку опустить вниз; 4 – и.п.; 5 – то же правой ногой 3. И.п. – о.с. правым боком к скамейке. 1 – поставить левую ногу скрестно на скамейку, руки отвести влево; 2 – приставить левую ногу, руки вправо. Затем выполнить упражнения правой ногой, стоя левым боком. 4. И.п. – о.с. лицом к скамейке, руки на поясе. 1 – шаг левой ногой на скамейку; 2 – мах правой ногой в сторону; 3 – шаг правой ногой назад; 4 – и.п.; 5 – то же с другой ноги. 5. И.п. – о.с. лицом к скамейке, руки на поясе. 1 – шаг левой ногой на скамейку; 2 – приставить правую ногу; 3 - шаг левой ногой назад; 4 – и.п.. 5 – 8 тоже с правой ноги. 6. Полуприсед на левой ноге, правую ногу – на скамейку, руки на правом колене, удержание позы. 7. И.п. – сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях, стопы на полу, обхватить руками под коленями. 1 – 8 – «натянуть спину»; 9 – 12 – поворот туловища вправо, руки вправо; 13 – 16 – поворот туловища влево, руки отвести влево. Дети становятся в две колонны и продолжают свой путь до следующей игровой станции. (1 мин) «Иголочка и ниточка» По сигналу разматывается клубок (игрок не выпускает его из рук), конец шнура передают из рук в руки вдоль колонны. Когда конец шнура достигает первого стоящего в колонне игрока, тот продевает его сквозь ушко иголки (бутафорские иглы длиной 100 – 120 см из гимнастической палки) и возвращает конец шнура вдоль колонны в обратном направлении. Когда два конца шнура встретятся у последнего игрока, все, держась за «ниточку», быстрым шагом обегают отметку и возвращаются назад. (3 мин) Эстафета «Грузовые машины» Участвуют две команды. Перетягивание больших игрушечных машин с грузом (набивные мячи) на противоположную сторону с помощью веревки. (2 мин) Эстафета «Погрузка арбузов» Участвуют две команды. Команды выстраиваются цепочкой по длине зала. Рядом с первыми игроками стоят детские машины с грузом (по 6 набивных мячей). По сигналу дети начинают передавать по одному мячу друг другу на другую сторону площадки и складывать их в обруч. Побеждает команда, которая первой передала весь груз. (1 – 1,5 мин)
Плетень» (под музыку) Играющие строятся в шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 10 м и берутся за руки. Опустив их, идут навстречу друг другу со словами: «Раз, два, три, четыре, пять. Вместе весело играть, Нет во всем огромном мире Дружбы крепче, чем у нас!» На середине площадки дети образуют общий круг и выполняют под музыку танцевальные подскоки, шаги. Музыка останавливается, дети должны вернуться на свои места, построиться в шеренги, образовать «плетень». Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание. (4 мин) «Перетягивание каната» (дети соревнуются с учителем). Второй вариант. Канат кладут посередине. Обе команды выстраиваются в 15 шагах параллельно канату, поворачиваются к нему спиной и выполняют задание до сигнала. По сигналу все игроки поворачиваются и устремляются к канату. Задача – захватить канат (любым способом) и унести за линию своего «дома». (3 мин) | Стэп-аэробика формирует осанку, поддерживает и улучшает физические кондиции. Учитель. - Молодцы! Мы делали все движения согласовано, поэтому получилось красиво. - Наше путешествие продолжается. Прошу занять места в своих вагонах. Приехали мы на станцию «Выручалочка». На этой станции мы и проверим, умеете ли вы помогать друг другу. Давно замечено, что играть с друзьями интереснее, когда все уважительно относятся друг к другу и не ссорятся. Игра способствует развитию ловкости, внимания, сообразительности, умения действовать согласовано. Молодцы! У вас всё получилось. А почему? Да, ребята. Мы играли дружно. Спешили помочь друг другу, потому что мы – команда. Вы дружно справились с нелегким заданием, и у меня для вас есть еще одна командная игра. - А в этой эстафете вам помогала дружба?
Игра способствует развитию выносливости, быстроты, согласованности движений. Учитель. - А как вы считаете, вы помогали друг другу в этой нелегкой игре? Можно ли сказать о нашей игре вот такой поговоркой: «один за всех и все за одного?» - Сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Плетень». - Что такое плетень? (Плетень – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей). - Если вы будете играть слажено, то все у вас получится. Игра способствует развитию внимания, ловкости, быстроты реакции. Закрепляет навыки техники танцевальных шагов. - Ребята, а вы знаете поговорки и пословицы о дружбе? «Что одному не под силу, то легко коллективу» - А давайте это проверим. Развитие силовой выносливости, воспитание коллективизма, умения действовать по правилам. |
Заключительная часть (5 мин) | «Парашют» Дети встают по кругу, берутся за конец ткани и натягивают полотно так, чтобы поверхность была ровной. В центре круглого полотна находятся два отверстия на расстоянии 30 см друг от друга, отмеченные контурами красного и желтого цвета. Учитель кладет теннисный мячик на край полотна и по его сигналу дети стараются согласованными движениями закатить мяч в отверстие команды-соперницы. Игра продолжается до «трех» голов. Все дети становятся друг за другом и, изображая «поезд» «отъезжают» под музыку из зала. | - Ребята, а сейчас поиграем в очень интересную игру, где командные действия помогут вам стать еще дружнее Формирование согласованности движений в соревновательных упражнениях. Молодцы! Путешествуя по стране «Дружных игр», вы показали, что вы очень дружный класс. С вами можно отправляться в любое путешествие. А это подошло к концу. Все «пассажиры» могут сесть в один «поезд» и отправиться домой. |
Учитель: Королев А.В.
У Т В Е Р Ж Д А Ю: РАБОЧИЙ ПЛАН 7 класс I четверть Директор гимназии | ||||||||||||||||||||||
1. Правила поведения и техники безопасности на уроках легкой атлетики. 2. Реакция организма на различные физические нагрузки | Навыки, умения, развитие физических качеств | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Проблемные задачи | ||||||||||||
Выполнение контрольных тестов | У | У | У | |||||||||||||||||||
Бег с равномерной скоростью до 3,5 км | 4' | 6' | 8' | 10' | 11' | 12' | 13' | |||||||||||||||
Преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий | Р | З | С | У | Найти наиболее приемлемый индивидуальный способ преодоления препятствий | |||||||||||||||||
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» - движение рук и ног в полете | Р | З | С | У | На что влияют движения рук и ног в полете | |||||||||||||||||
Метание малого мяча в цель из положения лежа и стоя | Р | З | С | У | Определить условия точного броска | |||||||||||||||||
Метание малого мяча на дальность с 4-6 шагов разбега | Р | З | С | У | Как сохранить в разбеге удобное положение для броска | |||||||||||||||||
Бег 60 м на результат Бег 300 м – 500 м | У | У | ||||||||||||||||||||
Бег 1500 м | У | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |||||||||||||
Домашние задания 1. Стоя руки за голову, приседания - 5х10 раз 2. Стоя руки вверх, наклоны вперед, в стороны (15 раз) 3. Сидя с опорой руками сзади поднимание прямых ног (10 раз) 4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (д.: 3х5 раз; м.: 3х15 раз) 5. Прыжки из глубокого приседа с отягощением 1 кг (м.: 2х20; д.: 2х15) 6. В наклоне прогнувшись ноги врозь, руки в стороны - повороты туловища влево и вправо («мельница») - (20-25раз) | 1. Правила поведения и техники безопасности на уроках спортивных игр. 2. Основные приемы самоконтроля | Ведение мяча с изменением направления движения и скорости | Р | З | С | У | Что нужно сделать, чтобы изменить направление ведения мяча | |||||||||||||||
Передача мяча от плеча | Р | З | С | У | Определить условия сильной передачи одной рукой | |||||||||||||||||
Броски мяча в движении после двух шагов | Р | Р | З | З | С | У | Как сочетать движения рук и ног при броске в движении | |||||||||||||||
Мини-баскетбол | Р | З | С | У | У | Применять изученные правила и приемы игры 17 18 | ||||||||||||||||
7. Круговые движения рук с отягощениями 1 кг (2х10 раз) 8. Присед на левой, правую в сторону, руки вперед, менять положение, перенося вес тела с левой ноги на правую и обратно (10 раз) | 1. Правила поведения и техники безопасности на уроках гимнастики 2. Самостраховка при выполнении упражнений | Строевые упражнения: выполнение команд «Пол-оборота направо (налево)!», «Короче шаг!», «Полшага!», «Полный шаг!» | Р | З | ||||||||||||||||||
Акробатика: (м) кувырок вперед в стойку на лопатках | Р | З | Определить последовательность движений | |||||||||||||||||||
(м) Стойка на голове с согнутыми ногами | Р | От чего зависит устойчивость тела | ||||||||||||||||||||
(д) Кувырок назад в «полушпагат» | Р | Определить последовательность движений | ||||||||||||||||||||
Задачи воспитания: I. Легкая атлетика - сознательное отношение к качественному выполнению упражнения, самостоятельное решение двигательных задач II. Баскетбол - внимательное отношение к товарищам, культура общения в игровых ситуациях III. Гимнастика - оказание помощи товарищу в выполнении упражнений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий воспитательный проект "Люби жизнь, людей, самого себя".
Творческий проект "Люби жизнь, людей, самого себя!" ...
Воспитательный проект "За здоровый образ жизни"
Данный проект был реализован в школе во время оздоровительной кампании в летнем лагере с дневным пребыванием при школе. Можно проект использовать в своей работе как учителям физической культуры, ...
Воспитательный проект «День воинской славы России – День Бородинского сражения(1812 год)»
Воспитательный проект состоит из трех частей - взаимосвязанных мероприятий, объединенных в цикл « День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)».1 часть – непосредственно ур...
Проблемы организации воспитательных проектов в Гуманитарной школе
В статье описаны особенности организации проектной деятельности в Гуманитарной школе.Гуманитарная школа является школой не только для детей, ведь она служит своеобразной практикой и для студенто...
Воспитательный проект "Ученик и нравственность"
Будучи классным руководителем разработала проект для ребят своего класса, опыт удался, как мне кажется. Сейчас мои ребятишки уже в десятом классе и мы по-прежнему вместе....
Учебно-воспитательный проект «Поиск»
Цель проекта –воспитание у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать чувство национального самосознания. ос...
Воспитательный проект "Патриот" по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников
Основной целью программы является создание системы патриотического и гражданского воспитания учащихся с целью формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национ...