Воспитательный проект "Ученик и нравственность"
проект (7 класс) по теме
Будучи классным руководителем разработала проект для ребят своего класса, опыт удался, как мне кажется. Сейчас мои ребятишки уже в десятом классе и мы по-прежнему вместе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mou_sosh_no11_poskotina_v.v._proekt_shkola_chelovechnosti.doc | 122 КБ |
proekt_nravstvennost.ppt | 340.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭССЕ «ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ»
В своем классе я провожу классные часы - «Урок человечности». «Почему?», - спросите вы. Потому, что на этих занятиях мне хочется воспитать в детях такие личностные качества как вежливость, отзывчивость, чуткость, стремление прийти на помощь, умение общаться с людьми.
На этих классных часах я помогаю детям в силу их возможностей осознать понятия Родина, труд, дружбу, доброта, борьба со злом.
Разумеется, в нашем учебно-воспитательном процессе мы не отказываемся от воспитания в детях этих черт. Однако, по моему убеждению, это происходит стихийно и вызывается обычно или нарушениями детьми нравственных норм, или же требованиями учебного материала (особенно на уроках литературы). И что же в этом случае получается?
За весь период начального обучения на долю каждого ребенка приходятся сотни нравоучений, нотаций, запрещений, наказаний и похвал (хотя на последнее педагоги часто скупятся), но в итоге он не может представить себе целостное зеркало человеческих отношений. И одна из причин этого та, что осколки и частицы нравоучений он получает бессистемно, непоследовательно.
Из каких частиц и осколков складывается наш воспитательный процесс? Простите, что буду схематизировать эту мысль. В принципе, получается так: мы застаем ребенка за нарушением нравственно-этических норм и в спешке «читаем» ему мораль – осуждаем, разъясняем, запрещаем, угрожаем. И так как в этих ситуационных моментах мы спешим, то обычно бываем раздраженными и, сказать откровенно, порой даже неэтичными с детьми: повышаем голос, угрожающе жестикулируем. Это происходит еще потому, что мы умеем подмечать нарушения принятых норм, а добрые поступки детей часто ускользают от нашего педагогического взора.
Детям нужны уроки человечности, на которых они постигнут, почувствуют важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности, определят свою моральную позицию, поупражняются в нравственно-этических поступках. В.А.Сухомлинский говорил, что основным предметом в школе должно быть человековедение. Он говорил это в самом широком смысле слова, имея в виду, что весь учебно-воспитательный процесс должен быть пронизан воспитанием в молодом человеке потребности в другом человеке. Но он имел в виду и то, что нужен и специальный предмет, который объединит в себе и обобщит заботу школы о воспитании в человеке человека.
Нравственность – опора самостоятельности. Конечно, самостоятельность – ценное личностное качество, и его нужно воспитывать, развивать и формировать, но вместе с тем его нужно и закалять в огне нравственности, нацеливать детей на солидарность, на взаимную помощь.
В современной школе все нацелено на то, чтобы объединять учеников, а не разъединять их; мы стараемся воспитать в них чувство солидарности, взаимной помощи и заботы друг о друге. Каждый умеет радоваться успехам товарищей. Всякое проявление чувства эгоизма, личной выгоды преодолевается с помощью совместной работы, объединенной высокой целью, чутких педагогических методов и личностного влияния педагога на воспитанников.
Основной целью своей работы как классного руководителя я ставлю не только и не столько вооружение детей знаниями, сколько воспитание в них мировоззрения, морали. Знания не существуют, не могут существовать, не должны существовать, так сказать в стерилизованном виде, то есть без определенной нравственной направленности. Зачем такие «чистые» знания, точнее, знания без личностной страсти творить ими добро, а не зло для людей, делиться ими с другими, приносить облегчение людям, оказавшимся в затруднении?
И вообще, зачем мы вооружаем человека знаниями, притом современными, научными, глубокими, если этот человек не применит в дальнейшем их на благо общества, которое так заботилось о нем?
Так в чем же заключается подлинная самостоятельность, опора нравственности? В том, что она может проявиться только в действительной социальной жизни детей. Человек нуждается в человеке, люди нужны друг другу, невозможно представить общность людей, где каждый полон самим собой и заботится только о себе. Робинзон Крузо среди людей, и такой же самостоятельный, как на необитаемом острове! Мыслимо ли такое? Сам Робинзон Крузо жил мечтой о том, чтобы скорее вернуться к людям, и было бы неестественным, чтобы он искал возможность стать независимым от людей.
Именно поэтому я убеждена: суть нравственной основы самостоятельности заключается в том, чтобы люди помогали друг другу достигать успеха, преодолевать затруднения, творить благо на пользу общества.
И хотя знания являются личностным приобретением, однако они накапливаются в результате социального исторического опыта многих поколений. Личность имеет право «загребать» их столько, сколько сможет, но не имеет морального права по отношению к ним проявлять частнособственнической тенденции, пользоваться ими только для себя, пренебрежительно относиться к другим, чувствуя свое превосходство над ними. Она не имеет морального права не обращать знания в более умноженном, творчески обогащенном, качественно преобразованном виде на благо общества, в котором она живет и которое предоставило их ей и позаботилось о развитии ее задатков. Эти идеи, разумеется, чужды обществу, где частная собственность и эксплуатация чужого труда являются законными. Они приобретают силу закона в современном обществе, где во главе угла стоит общественная забота о личности и личностная забота о благополучии общества.
У подростков этого возраста необходимо формировать привычку нравственного поведения. Учащимся необходимо демонстрировать достижения их товарищей в нравственном поведении, формировать культуру общения друг с другом в коллективе.
Большое внимание необходимо уделить демонстрации нравственных достижений выдающихся людей, подчеркивать благородство их поступков. Нужно обратить внимание на художественные произведения поэтов и писателей страны и мира, описывающие нравственные поступки человека в самые разные эпохи.
ПРОЕКТ
«УЧЕНИК И ЕГО НРАВСТВЕННОСТЬ»
СОСТАВИТЕЛЬ: В.В.ПОСКОТИНА
УЧИТЕЛЬ МОУ СОШ №11 Г.КАНСКА
г.КАНСК, 2010 г.
Введение
У младших школьников необходимо формировать привычку нравственного поведения. В
этом возрасте учащиеся приобщаются к проектированию своего нравственного поведения
и его самосовершенствованию.
С подростками нужно построить работу по нравственному воспитанию таким образом,
чтобы они понимали значение понятий «истинное» и «ложное», учились отвечать за
последствия своих поступков, принимать верное решение, признавать свои
ошибки, просить прощение, осознавая свои ошибки. Работа по формированию у учащихся
представлений о нравственности является профилактической. Организация этой
деятельности нуждается в продуманной системе мероприятий, позволяющих отслеживать
эффективность проводимой работы. Оценка эффективности мероприятий помогает
осмыслить результаты и скорректировать планируемую деятельность.
Актуальность и новизна предлагаемого мною проекта заключается в том, что при работе
с коллективом детей, я предлагаю им выбор принятия или не принятия какого-либо
решения, участвовать им в предложенном исследовании или нет, подростки образуют две
группы – экспериментальная и контрольная. Контрольная или группа сравнения – группа
учащихся, которая в промежутках между опросами НЕ изучает предложенную программу.
Сферой применения проекта является классный коллектив (6 класс – 26 учащихся).
Назначение проекта:
- воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и
самосовершенствовании;
- принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов
поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
-осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых
непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение
достоинства других людей;
-практическое применение нравственных знаний и умений;
-проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и будущее
близких и родных ему людей.
Конкретная проблема, для которой создавался данный проект – преодоление трудностей и
проблем воспитания нравственности в поведении школьников.
Цели и задачи проекта
Главная цель деятельности (проекта) – воспитание нравственного человека, способного к
принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых
жизненных ситуациях.
Задачи проекта:
- создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и
совершенствования нравственно оправданных поступков;
-знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
-изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
- развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;
- создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
- способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в
себе желания к проявлению безнравственных поступков;
- создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.
Понятийный словарь для изучения учащимися - нравственность, нравственный выбор,
жизненные ценности, нравственные законы и нравственные заповеди, эмпатия,
нравственное поведение, этика в поведении, высоконравственные личности в мировой
истории и культуре, нравственные категории: долг, порядочность. Ответственность,
скромность, душевная и духовная красота, умение общаться, конфликтность и без
конфликтное поведение.
Личностные прототипы – люди, внесшие нравственный вклад в развитие страны и мира,
герои войны и труда, хранители нравственных традиций поколений, демонстрирующие
положительный пример нравственного поведения в самых различных ситуациях.
Мною использованы беседы о таких замечательных людях, как мать Тереза, Юрий
Гагарин, Петр Первый, спасатели Чернобыльской АЭС, спортсмены-олимпийцы,
приемные матери, воины – интернационалисты, представители МЧС и других, ставших
нравственной историей страны и мира.
Содержание и механизм реализации проекта
Проект состоит из трех этапов.
1 этап – ознакомление с концепцией проекта, пре-тест или первичный опрос учащихся, -
измерение знаний, установок и до начала программы.
Используя методики личностно-ориентированной модели образования для работы с
классом, я в своей работе базируюсь на следующих постулатах:
- если есть возможность убеждать, а не приказывать, выбираю просьбу и убеждение;
- если есть возможность не подавлять ребенка, а строить отношения на равных, то
выбираю возможность строить отношения на равных;
- если есть возможность не навязывать детям что-либо, а предоставить свободу выбора, то
предоставляю им свободу выбора;
-если есть возможность принять учащихся такими какие они есть, то принимаю их
такими, со всеми достоинствами и недостатками;
-если есть возможность разрешать конфликты мирным путем, то стараюсь этот шаг
использовать.
Эта модель образования основывается на особых личностных характеристиках как
классного руководителя, так и учащихся: это – теплота в отношениях, искренность,
эмпатия и позитивное отношение к другим людям. Но хочется добавить еще –
уверенность в себе, оптимизм, интуиция, настойчивость – будут добрыми помощниками.
Именно, поэтому я была уверена, что мои дети меня поддержат в моем эксперименте и не
ошиблась.
Форма работы на данном этапе – интервью с учащимися для получения детальной
информации о том, что думает и что чувствует аудитория в отношении предложенного
проекта-эксперимента. Во время этого этапа дети получили исчерпывающую
информацию о мероприятии, подумав, определились, принимать ли им участие в
эксперименте. В результате мною были сформированы две группы - экспериментальная и
контрольная, в количестве 13 и 13 человек, то есть класс разделился пополам.
2 этап – ежемесячные беседы с группой учащихся ( в течение времени реализации проекта
– 6 месяцев с сентября 2009 года по февраль 2010 года, входящих в экспериментальную
группу, изучение детьми литературы, предложенной для осмысления, анализа и
последующего обсуждения.
В течение второго этапа дети знакомились с автобиографиями, историями жизни
различных людей: исторических личностей, живущих в настоящее время, писали эссе по
изученным материалам, делали выводы.
Группа интервенции ежемесячно собиралась для обсуждения, зачитывали свои
собственные наработки по темам проекта. Выделяли после каждой встречи плюсы и
минусы своей работы, предлагали новые модели изучения материала.
Формой организации учебной дискуссии была выбрана методика «мозгового штурма».
Моей целью было заставить работать воображение подростков. Высказать свои идеи по
проблеме, но не оценивать предложенные идеи. Затем при моей помощи ребята
группировали идеи и выбирали те, которые решают нашу задачу - воспитание
нравственности. Далее подводили итоги обсуждения и фиксировали полученный
постулат.
Мною как руководителем проекта было внесено предложение - обрабатывать, изученные
ребятами материалы при помощи составления денотатной карты. Учащиеся после
проведения инструктажа приняли мое предложение. Дальнейшее изучение материала
происходило быстрее, дети фиксировали свои работы, им стало проще презентовать свои
наработки друг другу. Приложение 1.
В течение всего периода работы в проекте дети контролировали поступки своих
одноклассников из группы сравнения. Делали свои замечания и записи по поводу их
поступков, у каждого из членов экспериментальной группы был свой наблюдаемый из
контрольной группы.
Один из ребят на очередном обсуждении вынес вопрос о вреде курения, так как его
наблюдаемый, был замечен курящим. Общим советом решено было провести с ним
беседу о вредных привычках. Можно считать этот эпизод показательным так как ребенок
обеспокоился состоянием здоровья своего одноклассника, хотя они не были близкими
друзьями.
На следующем «совещании» девочка предложила оказать помощь однокласснице, которая
после перенесенной операции не может носить сумку с учебниками из кабинета в
кабинет. Причем, хотелось бы заметить что, в основном, я как классный руководитель
была предельно пассивна во время их бесед, лишь иногда давала инструкции и
корректировала высказывания ребят.
У нас в классе три ребенка-инвалида. Одна из них девочка с диагнозом ДЦП. Будучи уже
в работе проекта класс собрался в поход. Это наше кредо осенние походы на природу.
Обычно девочка-инвалид с недостаточной подвижностью с нами в походы не ходила, но к
моему удивлению ребята из экспериментальной группы сами предложили взять ее в
поход. Поход прошел замечательно, дети в восторге и ребенок обычно не принимавший в
таких мероприятиях участия оказался в коллективе. Никто из ребят не бросал ее, все по
очереди помогали переходить трудные места в лесу, устраивали у костра поудобнее,
заботились. Это ли не показатели нравственного поведения?
3 этап – пост-тест, или повторный опрос учащихся, - изменение знаний, установок и
поведения учащихся по окончании программы проекта. Подведение итогов обучения.
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Результаты мониторинга программы проекта представлены в виде сообщений школьников
по различным темам (Приложение).
Таблица 1.
График выполнения работ по программе проекта
Тема | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
Воспитание отношения к человеку | Формирование представления об особенностях своего «Я» | Понимание ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, самодисциплина, потребность в здоровом образе жизни |
Воспитание отношения к Отечеству | Правовые знания, гражданская ответственность, национальная гордость | Настоящий гражданин любит свою Родину, изучает и приумножает историко- культурное, духовное наследие |
Воспитание отношения к семье | Социальная роль: -сын, дочь; -брат, сестра; -муж, жена | Сформированность у школьников представлений о сущности социальных ролей |
Воспитание отношения к природе | Проявление активности в решении экологических проблем | Любовь и бережное отношение к природе, активная позиция в борьбе за сохранение природы |
Таблица 2 .Схема оценки результатов программы проекта с привлечением контрольной
группы. Временной интервал между опросами составил полгода.
Мероприятия | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Первый опрос | Опрос | Опрос |
Обучение | Обучается | Не обучается |
Второй опрос | Опрос | Опрос |
Вопросник для проведения пре-теста и пост-теста .
1.Вы получили двойку.
Класс: Кто бы выразил свое мнение?
-резко осудил бы вас; -весь класс;
-поддержал бы; -большая часть класса;
-не обратил бы внимания; -несколько человек;
-одобрил бы; -никто;
-мнение было бы противоречивым. –в основном девочки;
- в основном мальчики;
-и те, и другие.
2.Вы нарушили дисциплину, совершили какой-нибудь проступок (изрезали стол,
разбили окно, нагрубили учителю).
Класс: Кто бы выразил свое мнение?
-резко осудил бы вас; -весь класс;
-поддержал бы; -большая часть класса;
-не обратил бы внимания; -несколько человек;
-одобрил бы; -никто;
-мнение было бы противоречивым. –в основном девочки;
- в основном мальчики;
-и те, и другие.
3.Вы соврали товарищу, подруге.
Класс: Кто бы выразил свое мнение?
-резко осудил бы вас; -весь класс;
-поддержал бы; -большая часть класса;
-не обратил бы внимания; -несколько человек;
-одобрил бы; -никто;
-мнение было бы противоречивым. –в основном девочки;
- в основном мальчики;
-и те, и другие.
4.Вы подрались из-за того, что вас обозвали.
Класс: Кто бы выразил свое мнение?
-резко осудил бы вас; -весь класс;
-не обратил бы внимания; -несколько человек;
-одобрил бы; -никто;
-мнение было бы противоречивым. –в основном девочки;
- в основном мальчики;
-и те, и другие.
5.Вы во время драки продолжаете бить уже упавшего противника.
Класс: Кто бы выразил свое мнение?
-резко осудил бы вас; -весь класс;
-не обратил бы внимания; -несколько человек;
-одобрил бы; -никто;
-мнение было бы противоречивым. –в основном девочки;
- в основном мальчики;
-и те, и другие.
6.Вы грубо выругались на улице, среди товарищей.
Класс: Кто бы выразил свое мнение?
-резко осудил бы вас; -весь класс;
-не обратил бы внимания; -несколько человек;
-одобрил бы; -никто;
-мнение было бы противоречивым. –в основном девочки;
- в основном мальчики;
-и те, и другие.
7.На дискотеке вы попробовали вино.
Класс: Кто бы выразил свое мнение?
-резко осудил бы вас; -весь класс;
-не обратил бы внимания; -несколько человек;
-одобрил бы; -никто;
-мнение было бы противоречивым. –в основном девочки;
- в основном мальчики;
-и те, и другие.
8.Вы стали дружить с девочкой или мальчиком.
Класс: Кто бы выразил свое мнение?
-резко осудил бы вас; -весь класс;
-не обратил бы внимания; -несколько человек;
-одобрил бы; -никто;
-мнение было бы противоречивым. –в основном девочки;
- в основном мальчики;
-и те, и другие.
9.Вас обидел одноклассник, а вы пожаловались не него учителю.
Класс: Кто бы выразил свое мнение?
-резко осудил бы вас; -весь класс;
-не обратил бы внимания; -несколько человек;
-одобрил бы; -никто;
-мнение было бы противоречивым. –в основном девочки;
- в основном мальчики;
-и те, и другие.
10.Вы помогли больной женщине дойти до медпункта, и поэтому весь класс опоздал
на поезд.
Класс: Кто бы выразил свое мнение?
-резко осудил бы вас; -весь класс;
-не обратил бы внимания; -несколько человек;
-одобрил бы; -никто;
-мнение было бы противоречивым. –в основном девочки;
- в основном мальчики;
-и те, и другие.
11.Ваш класс работает в поле (на пришкольном участке), вам не хочется работать.
Вы так и не приступили к выполнению задания.
Класс: Кто бы выразил свое мнение?
-резко осудил бы вас; -весь класс;
-не обратил бы внимания; -несколько человек;
-одобрил бы; -никто;
-мнение было бы противоречивым. –в основном девочки;
- в основном мальчики;
-и те, и другие.
Примечание. При обработке и интерпретации ответов я соблюдала максимальный такт,
корректность и деловитость. Ни в коем случае, не допуская, чтобы ребенок пострадал или
пожалел о своей искренности. Беседа с учащимися после опросов происходила в
спокойной обстановке, с открытой демонстрацией уважения к воспитанникам.
Данный опросник достаточно прост в обработке, нет никаких «ключей», не требуется
специальной подготовки школьников. Информация должна быть внимательно, неспешно
осмыслена, обобщена, расставлены акценты, и на этом основании с учетом выявленных
связей и отношений я определила свою позицию, выбрала тон и начала вносить в
классную жизнь новые идеи, интересные дела, привлекательные перспективы.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
По результатам пре-теста сделан вывод, что школьники очень часто сомневаются в
правильности выбранного решения, так как недостаточно информированы о
нравственности тех или иных поступков в равной мере обе группы.
По результатам пост-теста выявлено что ребята, изучающие предложенные им материалы,
более четко и вразумительно отвечают на поставленные вопросы, то есть у них начинает
формироваться понятие нравственности. Более четкие, обоснованные ответы. У группы,
не изучавшей программу проекта, ответы остались на прежнем уровне.
Ведь даже незначительное в количественном выражении улучшение результатов пост-
теста по сравнению с пре-тестом является объективным свидетельством эффективности
проведенного превентивного обучения, что доказывает, скорее всего, достоверность
изменений в знаниях подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Михайлова Света «Без чего не может жить человек»
Человеку трудно жить без любви, надежных друзей, но, по-моему, все-таки главное в
жизни – это работа, любимое дело.
Зачастую человек, проработав многие годы, уходит на пенсию и ощущает свою
ненужность, бессмысленность дальнейшего существования. Ведь так важно в любом
возрасте ощущать радость от проделанной работы и чувствовать себя нужным людям.
Бездействие разрушает мозг и тело. Совсем не важно, каким трудом занимаешься –
физическим или умственным. Любой труд развивает и помогает человеку всю жизнь
оставаться человеком. Не зря говорят, что труд создал человека, потому что прожить без
него невозможно.
Старостина Валерия « Смысл жизни»
Когда мы обсуждали в классе, что такое смысл жизни, нам сначала показалось, что это
очень простой вопрос. Ребята говорили разное. Однако, подумав дольше, мы вспомнили,
что в голодные годы у людей были свои радости, свои маленькие праздники, которые
помогали им пережить трудные времена. Да и в землянках, в подземельях выживали
люди, растили детей и надеялись на лучшее. Так что же нужно человеку для того, чтобы
жизнь его не была пустой и бессмысленной?
Мне кажется и богачу и бедняку больше всего в жизни нужна надежда, вот в этом то и
есть смысл жизни.
Мичурин Влад «Поступок»
Мне очень нравится читать книги о великих свершениях, подвигах. Я почему-то всегда
представлял людей, способных на такие поступки сильными, мужественными, высокого
роста. А на самом деле все оказалось иначе.
Прошлым летом мы с другом пошли купаться на Кан. Мы оба очень хорошо плаваем. И
вот, когда мы заплыли уже далеко от берега у меня стало вдруг судорогой сводить ноги. Я
держался сколько мог, но понял что до берега не доплыву. Друг доплыв до меня, стал
меня подталкивать к берегу. Так мы и приплыли. Когда мы добрались до берега мой друг
начал растирать мне ноги, и когда судорога прошла он вдруг заплакал. Вот такой подвиг
совершил мой друг, простой подросток.
Олейников Андрей «Зачем быть вежливым»
Наверное, всем людям хочется, чтобы все друзья, соседи, даже совсем незнакомые
прохожие всегда относились к ним внимательно, по-доброму, любили и уважали, чтобы
никто не делал замечаний.
Но тепло и внимание нужно заслужить, ведь никто ничего не делает просто так. По-
доброму, с теплом и вниманием окружающие люди относятся только к воспитанному, доброму, отзывчивому человеку.
Вежливый человек, нравственный, всегда заботится о родных и друзьях, всегда готов
помочь им.
И это правильно, потому что, если хорошо разобраться, все люди на белом свете
помогают друг другу, трудятся друг для друга.
Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми по отношению друг к
другу? Ведь на самом деле это не так уж трудно!
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- УЧЕБНО –МЕТОДИЧЕСКАЯ И ВОПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ. Н.И.
ДЕРЕКЛЕЕВА, - МОСКВА, «ВАКО», 2006.
- КЛАССНЫЕ ЧАСЫ. ДИАЛОГИ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ.С.А.
БРАГИНА, Л.В. АВДОЩЕНКО,- ВОЛГОГРАД, «УЧИТЕЛЬ», 2008.
- КАК ЖИВЕТЕ ДЕТИ?, Ш.А.АМОНАШВИЛИ, -МОСКВА, «ПРОСВЕЩЕНИЕ»,
1986.
4 .САМОПОЗНАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА, Ю.М. ОРЛОВ,
МОСКВА, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1987.
5.ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ,Л.В.КУЗНГЕЦОВА,
МОСКВА, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1988.
6.ЗАПИСКИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, Л.В.ГОЛУБЕВА, ВОЛГОГРАД,
«УЧИТЕЛЬ»,2007.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта коллективу детей предлагается выбор принятия или не принятия какого-либо решения, участвовать им в предложенном исследовании или нет подростки образуют две группы – экспериментальная и контрольная контрольная или группа сравнения – группа учащихся, которая в промежутках между опросами НЕ изучает программу проекта
Сфера применения проекта коллектив учащихся
Назначение проекта - воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании; - принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений; -осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей; -практическое применение нравственных знаний и умений; -проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее близких и родных ему людей.
Проблема преодоление трудностей и проблем воспитания нравственности в поведении школьников.
Личностные прототипы люди, внесшие нравственный вклад в развитие страны и мира, герои войны и труда, хранители нравственных традиций поколений, демонстрирующие положительный пример нравственного поведения в самых различных ситуациях.
Нравственная история страны и мира - мать Тереза, - Юрий Гагарин, - Петр Первый, - спасатели Чернобыльской АЭС, - спортсмены-олимпийцы, - приемные матери, - воины – интернационалисты, - представители МЧС
Механизм реализации 1 этап – ознакомление с концепцией проекта, пре-тест или первичный опрос учащихся, измерение знаний, установок до начала программы 2 этап – беседы с группой учащихся ( в течение времени реализации проекта , входящих в экспериментальную группу, изучение детьми литературы, предложенной для осмысления, анализа и последующего обсуждения 3 этап – пост-тест, или повторный опрос учащихся, - изменение знаний, установок и поведения учащихся по окончании программы проекта, подведение итогов обучения.
График выполнения работ по программе проекта Темы: Воспитание отношения к человеку Воспитание отношения к Отечеству Воспитание отношения к семье Воспитание отношения к природе
Содержание деятельности Формирование представления об особенностях своего «Я»: правовые знания, гражданская ответственность, национальная гордость Социальная роль: сын, дочь;брат, сестра;муж, жена Проявление активности в решении экологических проблем
Схема оценки результатов программы мероприятия Экспериментальная группа Контрольная группа Первый опрос Опрос Опрос Обучение Обучается Не обучается Второй вопрос Опрос Опрос
Результативность проекта По результатам пре-теста сделан вывод, что школьники очень часто сомневаются в правильности выбранного решения, так как недостаточно информированы о нравственности тех или иных поступков в равной мере обе группы
Выводы По результатам пост-теста выявлено что ребята, изучающие предложенные им материалы, более четко и вразумительно отвечают на поставленные вопросы, то есть у них начинает формироваться понятие нравственности, более четкие, обоснованные ответы. У группы, не изучавшей программу проекта, ответы остались на прежнем уровне.
Заключение даже незначительное в количественном выражении улучшение результатов пост-теста по сравнению с пре-тестом является объективным свидетельством эффективности проведенного превентивного обучения, что доказывает, скорее всего, достоверность изменений в знаниях подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности"Загляни в мамины глаза".
Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности Загляни в мамины глаза Цели: Познакомить с праздником, который посв...
Взаимодействие школы и семьи направленное на создание общей воспитательной среды для нравственного развития детей
Родительское собрание на тему: Взаимодействие школы и семьи направленное на создание общей воспитательной среды для нравственного развития детей....
Программа воспитательной работы по нравственному воспитанию "Мы все нужны друг другу"
Пояснительная записка Воспитанный человек… Это понятие охватывает многие качества, в том числе и умение вести себя в обществе так, чтобы общение с окружающими было взаимно приятным и непринуж...
Воспитательная программа «Планета нравственности»
Программа нравственного воспитания способствует повышению уровня нравственных качеств личности, культуры поведения в обществе, формирование правильной оценки окружающих и сам...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «Ты мне нужен»
Воспитанный человек…Это понятие охватывает многие качества, в том числе и умение вести себя в обществе так, чтобы общение с окружающими было взаимно приятным и непринужденным. В семье, на работе, в го...
Воспитательная программа духовно-нравственного направления «Уроки доброты и миролюбия»
Воспитательная программадуховно-нравственного направления«Уроки доброты и миролюбия»...
воспитательная программа по нравственно-эстетическому направлению «Воспитай в себе человека!» (на 2 года)
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственнос...