Учебники нового поколения – составляющая перехода на новый стиль образования
методическая разработка на тему

Банникова Елена Александровна

Из опыта апробации учебника-хрестоматии «Литература» (5 – 8 классы)» Г. С. Меркина

и «Литература» (9 класс) С. А. Зинина, В. И. Сахарова, В. А. Чалмаева (издательство «Русское слово»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка196 КБ

Предварительный просмотр:

        «Учебники нового поколения – составляющая перехода

на новый стиль образования»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Современный учебник как важное звено образовательного процесса.

Глава 2. Дидактическая и методическая система учебно-методического комплекта Г. С. Меркина.

Глава 3. Особенности программы и учебника по литературе для 9 класса С. А. Зинина, В. И. Сахарова, В. А. Чалмаева.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность экспериментальной работы связана с модернизацией школьного литературного образования, которое в соответствии с требованиями времени должно нести в себе образовательные, культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции. В связи с этим возник вопрос о выборе учебника по литературе, ориентированного на современного школьника, отвечающего запросам времени, позволяющего обеспечивать не только качественное преподавание предмета, но и являющегося источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», способствующего полноценному становлению личности.

Всё сказанное позволило выявить противоречие, которое определило проблему исследования:

  • между необходимостью перехода к новому литературному образованию и отсутствием адекватного учебно-методического пособия.

Из этого противоречия вытекает формулировка проблемы экспериментальной работы: выбор учебника, отвечающего целям и задачам современного литературного образования.

Для решения этой была объявлена экспериментальная площадка по апробации учебника-хрестоматии «Литература» (5-8 классы) Г. С. Меркина и учебника «Литература» (9 класс) С. А. Зинина, В. И. Сахарова, В. А. Чалмаева (издательство «Русское слово»)

Цель экспериментальной работы заключалась в выявлении результативности обучения и педагогической целесообразности использования указанного выше учебника.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

  • Выявление соответствия материала учебника возрастным особенностям учащихся;
  • Определение степени трудности восприятия учащимися художественных произведений, включенных автором в учебник, вступительных статей и методического аппарата;
  • Выяснение возможностей учебника в образовательном и воспитательном процессе.

В основу построения экспериментальной дидактической системы обучения положены идеи Леонида Владимировича Занкова, выделяющего в эксперименте три этапа: подготовительный (организационный), собственно практика и завершающий (рефлексивный).

Экспериментальная работа проводилась на сопоставлении двух классов (экспериментальном и контрольном). Два класса, участвовавших в эксперименте (это составило 60 человек), занимались в начальной школе по системе развивающего обучения. У детей достаточно развиты общеучебные навыки, ярко выражена мотивация к учению.

Участники эксперимента обучались в разных условиях: изучение литературы проводилось на ступени основного общего образования, но по разным программам и учебникам.

Для организации работы по апробации учебника-хрестоматии были определены сроки, этапы, ожидаемые результаты, а также разработан план экспериментальной работы, составлено календарно - тематическое планирование уроков литературы. В течение экспериментальной работы велся дневник наблюдения. Кроме программы для урочной деятельности, была разработана и апробирована программа внеурочной деятельности, а именно кружковых занятий «В мире литературы», в результате которой была усовершенствована предложенная программа.

Для оценки результатов эксперимента использовались следующие группы критериев:

  • дидактические;
  • психологические;
  • физиолого-гигиенические;
  • социологические.

В качестве основных дидактических критериев рассматривались уровень и качество знаний и умений, учебной деятельности школьников в соответствии с государственными требованиями (см. Приложение).

Основными психологическими критериями выступали:

  • развитие познавательных процессов (внимание, память и т.д.)
  • эмоциональные состояния (уровень тревожности, активности и т.д.)
  • общие и специальные способности (интеллектуальные, творческие, художественные и т.д.)
  • личностные черты (самооценка, потребность в достижениях и т.д.)
  • коммуникативные способности.

Основным физиолого-гигиеническим критерием стало влияние разных видов деятельности, учебной нагрузки на здоровье учащихся и др. Основными социологическими критериями - степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса ходом и результатами обучения, качеством образования, сформированностью ценностных ориентиров учащихся (см. Приложение).

На протяжении апробации учебника постоянно производились наблюдения за процессом преподавания, за способами и приемами работы, за способами и степенью овладения детьми содержанием учебного материала и др.

Результативность

Анализ итогов эксперимента показал, что учебник-хрестоматия «Литература» (5-8 классы) Г. С. Меркина и «Литература» (9 класс) С. А. Зинина, В. И. Сахарова, В. А. Чалмаева (издательство «Русское слово»)

  • соответствует основным нормативным документам, педагогическому назначению и возрастным особенностям учащихся;
  • обеспечивает образовательные условия, способствующие развитию и сохранению психического и нравственного здоровья школьников;
  • позволяет повысить уровень литературоведческих знаний и умений учащихся, подготовить их к успешной сдаче единого государственного экзамена.

Практическая значимость

В ходе экспериментальной работы были выявлены модели организации образовательного процесса, соответствующие современным задачам совершенствования содержания и структуры общего образования, создан комплект научно-методических разработок по организации и проведению образовательного процесса (методических рекомендаций, дидактических материалов, материалов для педагогических измерений и т.д.).

В течение апробации регулярно проводились семинары, содержание которых заключалось в четырех основных направлениях: научно-содержательном, методическом, информационном  и консультационном.

В результате этой работы учебник-хрестоматия «Литература» (5-9 классы) Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. И. Сахарова, В. А. Чалмаева (издательство «Русское слово») вошел в массовую практику работы преподавателей литературы Тамбовской области.

Часть 1.

Современный учебник как важное звено

образовательного процесса

В любом производственном процессе среди всех используемых орудий труда выделяется одно, которое считается основным, главным. Таким главным орудием труда учителя признается учебник.

Конечно, наши учебники нуждаются в совершенствовании, назрела настоятельная необходимость в создании принципиально новых учебников.

Вопрос заключается вовсе не в том, плохие или хорошие традиционные учебники, а в том, насколько они отвечают сегодняшним требованиям, предъявляемым семьей, обществом и государством к системе образования и к учебнику как одному из основных инструментов этой системы, и насколько они вписываются в информационное общество, в условиях которого мы живем.

Если ставить вопрос именно так, то ответ на него достаточно очевиден: большинство сегодняшних учебников сделано в том формате, который в практически неизменном виде существует десятилетиями. В формате «кладезя знаний», постепенно - порциями - «вкладываемого» в головы детей.

Между тем, ситуация в современном информационном обществе изменилась - и изменилась она не только «количественно» (по объему, наполнению и скорости изменения знаний), но и качественно (по способу их усвоения и модернизации).

Поэтому тот факт, что сегодня учебник, выйдя из-под пера автора, уже устаревает, а, выйдя из типографии, зачастую устаревает безнадежно, - это серьезная, но не главная проблема. Куда глубже другая проблема - кардинально изменился способ взаимодействия с новой информацией. Мы очень часто слышим сетования: дескать, наши дети перестали читать, а наша страна становится менее читающей. Не стоит воспринимать эти сетования слишком однозначно, потому что они свидетельствуют об отсутствии понимания очень существенных изменений в способах существования современных людей. Проблема заключается в том, что сегодня мир живет в социокультурной среде, совсем не похожей на ту, которая была в XIX - XX веках. Если основным предметом обсуждения - а также источником мод, новых идей, господствующих настроений - в XVIII-XIX веках были прочитанные на бумаге тексты (сначала энциклопедии и романы, потом трактаты и фельетоны, еще позже - статьи в журналах и газетах), то уже в XX веке, помимо обсуждения и освоения идей, напечатанных на бумаге, важнейшую роль стали играть кинофильмы, радиопередачи. На рубеже XX и XXI веков произошло еще более существенное изменение - «печатное слово на бумаге» утратило свою прежнюю роль «базового» носителя актуальной информации, оставшись всего лишь одним из каналов освоения человеком новых знаний и навыков. Социокультурная среда человека не только неизмеримо расширилась (а это именно так: значительно разнообразнее стала культурная жизнь, появилась возможность ездить в другие города и страны, получили развитие новые и очень многообразные виды проведения досуга), но и стала в полной мере средой информационной. Сейчас человеку не просто доступно огромное количество источников информации, связанных с небумажными носителями. Радио, телевидение и Интернет - это уже не досуг, и даже не источники информации. Это - способ жизни внутри информационного моря, способ сосуществования с информацией, обновляющейся и постигаемой непрерывно.

Именно это приводит к постановке очень серьезных задач и перед разработчиками нового содержания образования и стандартов образования, и перед разработчиками учебников.

А сам учебник на сегодняшний день уже не может и не должен оставаться основным источником информации не только для учителя, но и для ученика. Необходимо изменить роль школьного учебника, сделать его в определенной степени интерактивным, превратив из традиционного «кладезя знаний» в универсальный «навигатор», в инструмент адаптации ученика к новым, многократно расширившимся, возможностям информационно-образовательной среды. Это неизбежно изменит и внутреннюю структуру, и содержание учебника. Совершенно очевидно, что в такой консервативной сфере, как образование, подобные изменения должны быть очень глубоко обоснованными и постепенными.

Классические учебники остаются «кладезем знаний». Информация, которую они несут, построена таким образом, что ориентирует ученика в основном на воспроизведение знаний. Даже старшеклассники часто затрудняются самостоятельно находить и использовать новую учебную информацию. Традиционные учебники также не ориентированы на компетентностный подход в образовании.

Отличие современных учебных пособий от традиционных учебников в том, что новые пособия позволяют применять дифференцированный, личностный подход к каждому учащемуся, в рамках одного учебника подбирать задания, рассчитанные на разный уровень подготовленности учеников.

Современный учебник должен быть «навигатором» по всей системе учебно-методических комплектов (УМК). Его содержательную составляющую, разработанную с учетом государственного образовательного стандарта, необходимо дополнять другими информационными ресурсами. Только в этом случае ученик овладеет методами самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, научится отбирать и интерпретировать учебную информацию.

Современный учебник должен содержать базовый минимум информации, необходимый в соответствии со стандартом образования. Тот минимум, без которого никак невозможно ту или иную тему рассмотреть, в учебнике присутствовать обязан.

С другой стороны, учебник должен ориентировать и учителя, и ученика на поиск дополнительной информации, которую никакой учебник сегодня вместить в себя не может. Особенно это важно для тех ребят, которым предмет нравится, которые дальше мыслят себя в этой области и желают в дальнейшем продолжать свою деятельность и учебу.

Это значит, что «учебник-навигатор» необходимо снабжать дополнительными материалами, которые развивают сам учебник. Нужны системы заданий для учителя и ученика, рабочие тетради, методические пособия, минимальные целевые хрестоматии, справочники школьника, электронные носители на дисках - для того, чтобы в человеке включалось абсолютно все для восприятия комплекса знаний.

Современный учебник определенно должен быть и кладезем знаний - но только отобранных знаний, основных, главных - и навигатором, который открывает путь к дополнительным знаниям.

Часть 2.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

 КОМПЛЕКТА Г. С. МЕРКИНА

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, шедевры мировой литературы остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное формирование личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.

Как показала апробация, наиболее целесообразным для обучения школьников в современных условиях является учебник-хрестоматия «Литература» Г. С. Меркина.

Программа (авторы Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 2-ое изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2015) для 5-11 классов общеобразовательной школы построена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Для реализации задач литературного образования в 5-9 классах в ней предложен концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. В связи с насыщенностью курса 9 класса, куда входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века, авторы программы предлагают начинать изучение соответствующих возрасту и уровню читательских интересов вершинных с 5 класса. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе.

Курс литературы 9 класса является своеобразным подведением итогов работы в 5-8 классах Это определяет структуру программы и учебника, отражающую принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий.

Автор учебника и программы решает основную задачу преподавания литературы -  развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.

Новый учебник отличается по структуре, содержанию, методическому аппарату. Разнообразный материал нового учебника направлен на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, позволяет учащимся заниматься самообразованием.

Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества – и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору, - можно строить с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельной творческой активности.

Воплотить указанные подходы помогают рубрики, позволяющие сделать сложный теоретический материал увлекательным и доступным для понимания учащихся.

В учебнике Г.С. Меркина представлено большое количество новых рубрик, позволяющих ученику и учителю осуществить свой выбор в связи с поставленными целями и задачами и учётом личностных особенностей школьника. Различного вида задания в учебнике (рубрики «Вопросы и задания», «Пофантазируем», «Живое слово») обеспечивают возможность систематизации и обобщения знаний по изучаемому разделу; активно используются игровые материалы для активизации мыслительной деятельности на уроках (рубрики «Литературная игра», «Пофантазируем», «Для вас, любознательные»). Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.).

Эффективно организовать внеклассную работу по предмету помогает рубрика «После уроков», в которой автор предлагает разные формы: фестивали, праздники, концерты, экскурсии, викторины и т.п.

Осуществлению внутри предметных связей помогают рубрики «Живое слово», «В мире художественного слова…», ученики, выполняя задания автора учебника учатся работать с различными справочниками и языковыми словарями. Знакомясь с другими рубриками учебника: «Поразмышляем о прочитанном», «Поговорим о прочитанном», «Это интересно», «Пофантазируем»,- ученик, вступая в диалог с автором учебника, получает советы в корректной форме по самообразованию, и, выполняя задания, выбирает то, что ближе ему: рисует, готовит сообщение, учит наизусть, пишет сочинение-рассуждение, идет в библиотеку для того, чтобы выбрать новую книгу. Осуществлять культуроведческий подход учителю позволяет работа с иллюстрациями, рисунками, портретами.

Учебник завершают необходимые разделы: «Справочник», «Краткий словарь литературоведческих терминов».

Таким образом, ученик становится активным участником трансляции культуры, так как в процессе своего развития, присваивает ее.

Информационная насыщенность учебника позволяет даже при отсутствии дополнительного учебно-методического материала провести урок интересно, используя разнообразные виды деятельности, как самого учителя, так и учащихся.

Учебник Г.С. Меркина обеспечивает детей необходимой информацией, трансформирует ее с учетом возрастных особенностей детей и дидактических требований, систематизирует излагаемое, координирует использование других средств обучения.

Достоинствами учебника является интеграция знаний и сведений из смежных дисциплин, логика и доступность учебного материала. Автором включены в круг чтения и изучения произведения, вызывающие на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, любви, социальных отношений. Особенностью учебника является настроенность на диалог: педагог формирует интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т.е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя. Особый акцент направлен на поисково-исследовательский метод анализа авторского текста художественного произведения, способствующего литературному образованию, философскому и нравственно-эстетическому осмыслению мира автора и его произведения.

Нельзя не отметить прочную связь учебного материала 5 класса с начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются.

Учебник обеспечивает возможность для формирования следующих умений:

  • правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  • выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;
  • осмысливать и анализировать изучаемый художественный текст;
  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов, к одному из жанров;
  • обосновывать свое суждение, давать характеристики героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  • владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов и т.п.

ЧАСТЬ 3

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

 ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 9 КЛАССА

Программа (авторы Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 2-ое изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2015) для 5-11 классов общеобразовательной школы построена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.

Курс литературы 9 класса является своеобразным подведением итогов работы в 5 – 8 классах и усвоение основ историко-литературного процесса в русской литературе. В 9 классе, как и в 5 – 8, имеют место разделы, включающие произведения от древнерусской литературы до литературы второй половины XX века.  Отличительной особенностью является расширенное изучение литературы первой половины XIX века и общей характеристикой последующих эпох. 

Программа 9 класса максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой, четко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом.

Авторы учебника и программы решают основную задачу преподавания литературы -  развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.

2. Дидактическая и методическая система учебника

Учебник «Литература» для 9 класса отличается по структуре, содержанию, методическому аппарату. Разнообразный материал нового учебника направлен на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, позволяет учащимся заниматься самообразованием.

В учебнике С. А. Зинина, В. И. Сахарова, В. А. Чалмаева представлены новые рубрики, позволяющие ученику и учителю осуществить выбор в связи с поставленными целями и задачами и учётом личностных особенностей школьника.

Обзорные и «портретные» главы позволяют не только углубиться в литературную эпоху, но и увидеть личность писателя в контексте его творчества.

Вопросы и задания к каждому разделу обеспечивают возможность систематизации и обобщения знаний по изучаемому разделу, позволяют ученику сориентироваться в мире особенностей изучаемого произведения.

Опорные понятия для каждого раздела позволяют определить основные литературные категории.

Темы сочинений, докладов, рефератов ориентируют школьников на самостоятельный анализ  и творческую работу.

Список рекомендуемой литературы является подспорьем при выполнении этой самой самостоятельной работы.

Достоинствами учебника является интеграция знаний и сведений из смежных дисциплин, логика и доступность учебного материала. Авторами включены в круг чтения и изучения произведения, вызывающие на данном этапе формирования личности подростка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, любви, социальных отношений. Особенностью учебника является настроенность на диалог: педагог формирует интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т.е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя. Особый акцент направлен на поисково-исследовательский метод анализа авторского текста художественного произведения, способствующего литературному образованию, философскому и нравственно-эстетическому осмыслению мира автора и его произведения.

Информационная насыщенность учебника позволяет даже при отсутствии дополнительного учебно-методического материала провести урок интересно, используя разнообразные виды деятельности, как самого учителя, так и учащихся.

Новый век внес изменения в форму, структуру, содержание самого доступного средства обучения. Однако, «Литература» под редакцией Г.С. Меркина как учебник нового поколения означает не тотальное перечеркивание всего предыдущего опыта по созданию учебника, а, скорее, сохранение всего лучшего из уже созданного плюс внедрение того нового, что диктует нынешнее время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сокращение затрат сил и времени учителя при одновременном повышении результативности в разработке учебного процесса неразрывно связано с эффективностью использования школьного учебника как главного орудия педагогического труда. Успех зависит от того, какие возможности в нем заложены и насколько полно они выявляются  и используются.

Эксперимент по апробации учебника-хрестоматии «Литература» (5-8 классы) Г. С. Меркина (издательство «Русское слово») позволил подойти к решению этих вопросов.

Использование указанного учебника как главного орудия педагогического труда означает обращение к нему как к нормативному документу, в котором воплощен социальный заказ общества.

Высокие педагогические возможности, эффективность методического аппарата, научная корректность содержания – несомненные достоинства учебника литературы, адресованного ученику современной общеобразовательной школы, человеку XXI века, наследующему духовный опыт великой русской культуры.

Учебник «Литература» Г. С. Меркина служит руководством в деятельности учителя на всех стадиях разработки учебного процесса – от общего педагогического замысла до его оформления в виде детально конкретизированной целостной системы.

Все это показывает не только, насколько сложен и ответственен процесс подготовки таких учебников, но и насколько велика потребность в сопутствующей таким учебникам документации.

Технология работы с учебником должна совершенствоваться. Предлагаемый вариант  всего лишь первый шаг в этом направлении.

Список использованной литературы

  1. Бардин К. В., Как научить детей учиться. – М., «Просвещение», 1969.
  2. Генике Е. А., Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – Москва, 2002.
  3. Гершунский Б. С., Философия образования для XXI века. // Мир образования. –1996. №4.
  4. Грицевский И. М., От учебника – к творческому замыслу урока. - М., «Просвещение», 1990 год.
  5. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994
  6. Лукьянов С. А. О методах и формах работы.//Литература в школе. №2. 1988
  7. Меркин Г.С., Литература 5 - 8 класс. М., "Русское слово" ,2005год.
  8. Меркин Г.С., Зинин С.А. ,Чалмаев В.А., Литература. Программа. М., "Русское слово", 2005 год.
  9. Новиков А. М., Российское образование в новой эпохе. – М., 2000
  10. Ожегов С. И.,Словарь русского языка. – Екатеринбург, 1994.
  11. Полонский В. М., Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. – М., 2000.
  12. Соловейчик С. Л., Час ученичества. – М., 1972.
  13. Сериков В. В., Образование и личность. – М., 1999
  14. Чудинова В. П., Книжная вселенная детства. // Читающая Россия: Мифы и реальность: Сб. статей по проблемам чтения. – Москва, 1997.

Приложение

Материалы к урокам

Виды заданий, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы

Задания для формирования познавательного интереса

Цели использования: 

  • построение познавательной деятельности различного уровня;
  • придание учебной деятельности занимательный, эмоционально окрашенный характер;
  • реализация индивидуальных особенности каждого ученика.

На уроках литературы основным каналом чувственного восприятия является слуховой, поэтому особое внимание при выборе заданий уделяется словесным методам обучения: выразительному чтению текста, различным видам его пересказа, беседе. Придать им характер познавательной деятельности помогают следующие их варианты:

1) пересказ от 1-го лица (т.е. от имени персонажа или даже какого-либо предмета, названного в эпизоде).

Назначение приема: «включение» воображения, позволение проникнуть в логику произведения или конкретного эпизода.

Так, при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский» ученики пересказывали эпизод встречи главных героев не только от их имени, но и от «имени» куста, листочка дерева.

2) беседа по содержанию иллюстрации к тексту 

Назначение приема: через анализирование иллюстрации открытие нового, неизвестного.

Фрагмент урока литературы в 8 классе «Два мира А. Н. Островского». 

Рассмотрим иллюстрацию  к сказке художника Б. В. Грозевского (стр. 268). О каком таланте А. Н. Островского позволяет говорить нам художник? (у А. Н. Островского было блестящее знание традиций русского народа, поэтому он заслуживает называться великолепным этнографом).

- Какие изображения вы видите на стенах палат царя Берендея?

- Прочитайте строки, объясняющие смысл такой росписи.  («Палатное письмо имеет смысл…»)

- Как вы думаете, зачем славяне расписывали свои жилища?

(Избы были первыми языческими храмами. Оттого и слова хоромы и храм тождественны. А поскольку изба у древних славян была местом совершения религиозных обрядов, то родилось верование, что в избе может тайно присутствовать вся боготворимая  сила природы)

3) составление  образного рассказа о писателе по его имени

Назначение приёма: установление связи имени с характером, судьбой, личностью писателя

Работа строится следующим образом:

  1. Учащиеся составляют все возможные варианты слов из букв, входящих в состав имени писателя

Владимир Маяковский: мир, маяк, око, рок, лира, даль, рай, ад, лик, солист, вокал и другие.

  1. Выбирают опорное слово, характеризующее человека

Маяковский - солист или маяк.

  1. Подбирают синонимы и антонимы

ведущий, первый - хорист, рядовой.

  1. Объясняют возникшие ассоциации

властный, единственный, уникальный, создатель, соло, яркий, громкий звучащий, победитель, основатель.

В процессе работы были созданы варианты «Слова о поэте»

Вечный двигатель, полный жизни и энергии, способный перевернуть мир.

Человек – дикарь, отличающийся от всех.

Властелин, великан, стоящий в море пустоты. Дракон в литературе и в жизни.

Командир на сцене жизни, он стоит как маяк на берегу моря, не боясь ни ветра, ни волн.

Маяковский. Не имя – утверждение. Как звезда, взлетел он на вершины литературы – и угас, как звезда. Его стихи – код, трудно читаемый. У него и судьба такая – трудно читаемая.

Результативность:

представленные виды деятельности позволяют сформировать прочные знания по предмету, пробудить интерес к предмету, осуществить личностный подход в обучении, помогают подростку избавиться от чувства страха, поверить в свои силы

Задания для развития творческого мышления школьников

Цели:

  • учить генерировать разнообразные оригинальные идеи, находить способы их практического решения;
  • стимулирование развитие творческих способностей;
  • переход от выполнения заданий репродуктивного характера к творческим

1) характеристика образа героя художественного произведения путём сопоставления с различными геометрическими фигурами

Назначение приёма: формирование эмоционального восприятия окружающего мира, читательского "я", своего взгляда на мир или на героя.

Например, составляя характеристику Пугачева, у учеников 8 класса его образ получился следующим:

"Это круг, колесо, края которого разноцветны; гамма цветов пестрая: от черного - к белому - алому и т.д. Почему? Круг потому, что характер Пугачева переменчив, он к тому же беспокойная душа, весь в движении. Цвета символизируют темное и светлое в его душе, алый - цвет крови, пролитой им или по его приказу».

Александра Н., 8 класс Б.

"Это треугольник, из каждого угла - цветовой луч, который представляет собой спектр: черный, белый, зеленый. Треугольник, т.к. в повести композиционно заложены три взгляда на героя: автор, Петр Гринев, сам Пугачев. Я нарисовала в углах цвет мрака, цвет очищения и цвет надежды (зелень), что все еще может измениться к лучшему".

Анастасия Л., 8 класс Б.

2) создание собственного художественного текста («проба пера»). 

Назначение приема: раскрытие индивидуальности ребенка.

а) После изучения стихотворения М. Ю. Лермонтова учащимся было предложено составить своё по подобию с лермонтовским.

Монолог паруса.

Туман и море голубое,

Вода лазурна подо мной,

И солнце светит золотое,

И я один. Один такой.

Зачем я здесь? Чего хочу я?

Зачем покинул край родной?

Дима Р., 5 класс

Монолог паруса.

Я белый парус одинокий,

Гуляю в море голубом,

И не ищу страны далекой,

Не забывал страны родной.

Плеснет волна светлей лазури,

Но виден шторм издалека,

И я хочу – желаю бури,

Мне мало просто ветерка.

СашаД., 5 класс

б) Познакомившись с пейзажной лирикой русских поэтов, ученики 5 класса посвятили любимому времени года свои стихотворения:

Люблю осенний мелкий дождь

В разгаре осени печальной,

Когда рябины красной гроздь

Глядит в окно ко мне печально.

По небу серый караван

Из туч промчался над рекою,

А на поля уж лег туман,

Покрыв все белой пеленою.

Солнце едва

Пробиваясь сквозь тучи,

Роняет последний

Негреющий лучик...

ВалерияО., 5 класс.

3) словесное рисование (работа может проводиться как путём построения рассказа, так и путем реального "цветорисования").

Назначение приёма: передача цветописи художественного произведения (главы, образа, эпизода, стихотворения и т. д.)

Иллюстрируя стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной...", пятиклассники объясняют, например, что, эпитету "хрустальный" соответствует нежно-голубой цвет, эпитету "лучезарный" - ярко-желтый, и создают свои работы. Учащиеся передают цветопись художественного произведения не только путем буквального рисования пейзажа, героев и т.п., но и буквальным цветовоспроизведением фрагмента (или всего произведения) в рамках самостоятельно выбранной плоскости или символической фигуры.

Результативность: предложенные приёмы дают возможность каждому подростку проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество.

Задания для совершенствования

коммуникативных способностей учащихся

Цели: 

  • совершенствование речевой деятельности школьников;
  • развитие коммуникативных способностей ребёнка;
  • формирование умений строить свои отношения с другими людьми

1)организация театрализованных игр

Назначение приёма: формирование умения владеть монологической и диалогической речью, высказывать собственное суждение, опираясь на прочитанный тест

Подготовка к театрализованному представлению не требует репетиций. Костюмы весьма символичны: косынки, шарфы, шляпы, рубашки. Парты расставлены в два ряда, образуя единственный проход посередине. Он станет местом сценических действий.

В 8-м классе запланирован урок по теме «Сберёг ли честь Петр Гринев?» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). На учительском столе - весы: на одной чаше их — папка с надписью «Закон государства», на другой — «Закон чести». На доске записана тема урока, эпиграф - строки из Шекспира: «Всей жизни нашей лучший дар – один: честь наша…»

Справа от доски, вверху на бечеве, как бы отделяющей от класса «сцену», вывешена карта «Российская империя во второй половине 18 века». Ниже — портретная рамка, затянутая лёгким газовым шелковым платком. За ней будет находиться ученица, играющая императрицу,— это так называемый живой портрет Екатерины II.

Урок начинается вводным словом учителя. За стол садится Петр Гринев. Он берёт перо, начинает писать биографию – называть события, случившиеся с ним в юности. В результате этой работы на доске и в тетрадях появляется логическая схема: «Нравственные дороги Петра Гринева».

На своем пути Гринев встречается с разными людьми – теперь они здесь: защищают честь героя перед судьями.

2) организация на уроке мини-дискуссий, мини – выставок, мини – конкурсов

Назначение приёма: формирование умения обосновывать свое суждение, делать характеристики, аргументировать свою точку зрения, при этом не оскорбляя мнения собеседников.

Данный прием можно использовать на любом уроке или на любом его этапе. Особенно эффективен данный приём при проверке знаний: на этапе проверки домашнего задания или на этапе подведения итогов.

Примеры мини – дискуссий:

«Я думаю, что я поступил бы так…»

«Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся ещё Н. В. Гоголь?»

«Любовь – волшебная страна?» и др.

Мини – выставки:

«Пушкинские места в Москве и Петербурге»

«На поле Бородина»

«Спасское – Лутовиново»

«По чеховским местам»

«Щелыково в жизни А. Н. Островского» и др.

3) создание необычных ситуаций на уроке

Назначение приёма: воспитание интереса к книге, формирование представлений о разных видах творческой деятельности.

На обобщающих уроках литературы целесообразно использовать групповые занятия, на которых ребятам предоставляется возможность почувствовать себя художником, скульптором, сценаристом.

На уроке, посвященном обобщению знаний по творчеству Н. В. Гоголя, ребята создавали проект памятника писателю, а, изучив рассказ Х. К. Андерсена «Чайник», шестиклассники попробовали себя в роли постановщиков мультфильма.

Результативность: использование ярких, эффективных приёмов активизации деятельности позволяет учителю организовать учебный процесс, основанный на формировании эстетического идеала, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению устойчивого интереса к книге и учебному предмету, гармоничному развитию личности и индивидуальности каждого ученика, эмоциональному выражению его представлений о мире и о себе.

Организация текущего контроля на уроках литературы

При работе с учениками 5 - 8 классов следует учитывать особенности подросткового возраста. Этот аспект важен при организации контроля  и проверки знаний школьников. Опыт работы показывает, что задания для

экспресс -  контроля должны быть своеобразной творческой игрой.    

Цели:

  • будить  личную заинтересованность  ученика в изучении темы;
  • помочь учащимся глубже воспринять текущий материал, убедиться в необходимости последовательности его накопления, в практической пользе накопленных знаний;
  • предоставить свободу в выборе способов рассуждения внутри каждого задания;
  • дать возможность появлению самооценки учащегося и её изменения, самокоррекции

На уроках литературы возможны формы экспресс – контроля:

  • индивидуальные карточки контроля;
  • конспекты – опоры;
  • тесты

1. Индивидуальные карточки контроля

Индивидуальные карточки контроля могут содержать как теоретический материал, так и практические задания. На работу с ними у ученика уходит 5- 10 минут в зависимости от уровня сложности задания и степени подготовленности учащегося. Карточки для ребят со средним (низким) уровнем подготовки  содержат подсказку (карточки 2, 4, 5). Ученикам с высоким уровнем подготовки  предлагаются карточки с творческим заданием, предусматривающие большой объём мыслительных операций (карточки 1, 3, 6).

  Карточка 1.  Охарактеризуйте Петра Гринёва, героя повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», обосновав два противоположных мнения о нем.

 ( На ветвях необходимо написать обоснования ответа).

     или

        Герой        преступник

Карточка 2. Впиши в свободные овалы известные тебе имена друзей – лицеистов А. С. Пушкина.

Карточка 3. Какова тематика лирических произведений А. С. Пушкина? Впиши названия тем в свободные клеточки.

Карточка 4.  Повесть «Капитанская дочка» - произведение многоплановое. Какие стороны жизни в России отражены в ней? Впиши названия тем в свободные прямоугольники.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Карточка 5. Нравственные дороги Петра Гринева. Укажите названия эпизодов и те качества личности, которые проявил Гринев в своих отношениях с Пугачевым.

Встреча

 в степи

                           мужество

        преданность

честь

Установление причинно – следственных связей в ходе индивидуальной работы способствует реализации данного требования. Например,

Карточка 6. Постройте рассуждение.

Мцыри – живое и убедительное

сочетание силы и слабости

                             причины        факты

Результативность

 применение таких карточек дает возможность

  • учитывать индивидуальные (умственные и физические) особенности каждого ребенка;
  • предоставить учащемуся необходимое пространство, свободу для принятия самостоятельных решений;
  • способствует эмоциональному выражению представлений ребенка о том или ином литературном образе

Методические рекомендации по использованию

личностно  ориентированного  подхода на уроках литературы как средства положительной мотивации к учебной деятельности.

Цель:

  • организация учебного процесса на основе доверия, понимания и поддержки;
  • обеспечение процессов самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка;
  • развитие неповторимой индивидуальности каждого учащегося

Из опыта апробации известны  такие доступные и дающие значительный эффект по использованию личностно ориентированного подхода формы уроков:

  • урок – мастерская
  • урок – проектирование
  • урок – путешествие

Урок – мастерская

 В 5 – 7 классах целесообразно на таких уроках заниматься изданием коллективных сборников (фольклорный сборник, сборников сонетов, сборник стихов о природе и т. д.). При подготовке к уроку – мастерской учащиеся выбирают любой понравившийся вопрос для творческой работы и в зависимости от общности интересов объединяются в группы. Так на уроке окажутся и сказочники, и иллюстраторы сказок, и юные филологи. Миссия учителя заключается в том, чтобы разблокировать способности ребёнка, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала.

  В мастерской комфортно будет всем: и слабо успевающим, и одаренным ученикам. А педагог получит прекрасные работы: выразительные, эмоционально окрашенные, выходящие из глубины души. Листы по окончании работы сшиваются.

Цель: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя, понимания других людей

Примеры вопросов к  итоговому уроку в 5 классе

 по теме «Устное народное творчество».

 Издание коллективного фольклорного сборника

  1. нарисовать иллюстрацию к любимой народной сказке, привести соответствующую цитату;
  2. по памяти написать любимые загадки, колыбельные песни;
  3. написать рассказ по пословице;
  4. сочинить сказку;
  5. придумать вопросы сказочной викторины;
  6. рассказать о путешествии по стране сказочных героев

Результативность урока – мастерской: 

развивается коммуникативная, рефлексивная, личностная культура       школьника; каждый ребёнок обучается способам работы; получает навыки принятия самостоятельных решений творческих задач

Урок – проектирование

Цели: 

  • научить приобретать знания самостоятельно и уметь пользоваться ими для решения новых практических задач;
  • дать возможность широким человеческим контактам, знакомству с разными точками зрения на одну проблему;
  • открыть значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения

План – описание

урока литературы в 5 классе

«Этот неожиданный талант – Н. В. Гоголь!»

После изучения  повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» учащимся было предложено создать проект памятника, в котором отразилось бы великое мастерство писателя, пейзажиста, психолога, историка, этнографа, сатирика, юмориста. Деятельность учащихся сводилась к тому, что каждая творческая группа не только предлагала и аргументировала свою точку зрения, но и формулировала (с помощью учителя) гипотезу проекта, предопределяла задачи. Результатом творческой работы стало предоставление коллективного проекта памятника писателю, отражающего многогранность его таланта.

Результативность: 

  • повышается самостоятельность ученика через предоставление выбора пути достижения поставленной учителем задачи;
  • развиваются навыки самостоятельной, творческой работы по нахождению и изучению материалов;
  • активизируется истинное учение, внутренняя мотивация к учебе;
  • происходит реальное самоопределение личности, т. е. Ученики осознают, что принятие решений – это их дело, что многие проблемы не имеют однозначных решений и, следовательно, они ответственны за выбор оптимальных решений трудных вопросов не только учебного характера, но и жизненного

Урок – путешествие

Цель: активизировать учебную деятельность учащихся, воспитывать положительную мотивацию к ней, создавать условия для творческой самореализации школьников, формировать умения самостоятельной работы, находить пути решения поставленной задачи

Виды уроков – путешествий

Путешествие «Вслед за автором»

  • С Пушкиным в Михайловское
  • С Лермонтовым на Кавказ

Путешествие «Вслед за литературным героем»

  • В Белогорскую крепость
  • В русскую дворянскую усадьбу XIX века
  • В пушкинский Петербург

Путешествие по родам и жанрам литературы

План – описание урока

Классная комната оформляется как «лаборатория» одного из литературных жанров: «Басня», «Комедия», «Эпиграмма», «Поэма». Можно сгруппировать жанры по родам: 1 вариант представляет эпические жанры, 2 –лирические.

 Творческие группы определяют хозяев лаборатории (писателей, героев произведений этого жанра)

Предварительная подготовка

Организуется подборка произведений данного жанра, выставка иллюстраций к этим произведениям, выпуск стенгазеты, информационного бюллетеня об авторах, работающих в этом жанре (например, «Баснописцы от Эзопа до Михалкова»), викторина по произведениям этого жанра.

Урок состоит из двух основных этапов:

  • Творческой лаборатории «Художественный анализ произведений данного жанра»
  • Творческого практикума «Проба пера» (дети сами пробуют сочинять в этом жанре)

Результативность:

уроки – путешествия способствуют отличному усвоению учебного материала, обеспечению комфортных, бесконфликтных условий развития личности ребёнка, реализации её природных потенциалов, принципа сотрудничества учителя и ученика

Рассмотренные формы уроков могут быть использованы при обобщении, систематизации, повторении и закреплении изученного материала.  На уроках - практикумах применяются отдельные задания, направленные на развитие личностной ориентации ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по английскому языку».

Современная школа заставляет решать непростые задачи. Одна из них  «Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по английскому языку»....

"Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"

ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....

Проектирование и организация образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения на разных ступенях общего образования в области "Искусство"

Развитие  активно-учебной  познавательной  деятельности обучающихся с использованием технологий критического мышления на уроках «Искусства» (музыка)....

Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.

Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...

Использование ЭОР нового поколения в условиях информатизации системы образования

В данной презентации рассматриваются модели уроков на основе использования ЭОР НП, изменение позиции учителя и ученика при использовании ЭОР НП в чебном процессе, схема взаимодействия учителя и ученик...

«Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по иностранному языку».

Иностранные языки в современном мире – это средство общения, познания, самообразования, самореализации, это инструмент сотрудничества и взаимодействия. Этот предмет рассматривается не тольк...