Доклад"Причины травматизма и роль разминки для проведения полноценного урока".
статья по физкультуре (8 класс) по теме
Часто причиной повреждений является пренебрежительное отношение к вводно-подготовительной части урока, разминке; неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие необходимой страховки, самостраховки, неправильное её применение, частое применение максимальных или форсированных нагрузок; перенос средств и методов тренировки с квалифицированных спортсменов на учащихся средней школы. Кроме этого причинами травм являются недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную общефизическую подготовку и преемственность в формировании и совершенствовании у учащихся двигательных навыков и психофизических качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_travmatizma_i_rol_razminki_dlya_provedeniya_polnocennogo_uroka.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины травматизма и роль разминки для проведения полноценного урока.
- Введение.
Залог хорошей тренировки - это хорошая разминка.
Не часто, но все же бывает, что на уроках физкультуры ученики получают травму. Как правило, это происходит по вине самих же учащихся, которые не правильно выполняют указания учителя, проявляя невнимательность. Но бывают и ошибки со стороны учителя, когда он нарушает инструкции и положение о проведении уроков.
Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно.
- Основные причины травматизма.
Итак, основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. Эти нарушения инструкций и положений о проведении уроков физкультуры, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушение их правил, неправильное размещение участников, судей и зрителей. Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушениями дидактический принципов обучения (регулярность занятий, постепенное увеличение нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовки школьников.
Часто причиной повреждений является пренебрежительное отношение к вводно-подготовительной части урока, разминке; неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие необходимой страховки, самостраховки, неправильное её применение, частое применение максимальных или форсированных нагрузок; перенос средств и методов тренировки с квалифицированных спортсменов на учащихся средней школы. Кроме этого причинами травм являются недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную общефизическую подготовку и преемственность в формировании и совершенствовании у учащихся двигательных навыков и психофизических качеств.
Недостаточное материально техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, неровность футбольных и гандбольных полей, отсутствие табельного инвентаря и оборудования ( жесткие маты ), неправильно выбранные трассы для кроссов. Причинами травм могут явиться плохое снаряжение занимающихся ( одежда, обувь, защитные приспособления ), их несоответствие особенностям вида спорта. Вероятность получения травм возрастает при плохой подготовки мест и инвентаря для проведения занятий и соревнований ( плохое крепление снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся ).
Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запылённость, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха и воды в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.
Низкий уровень воспитательной работы, который приводит к нарушениям дисциплины, невнимательности, поспешности, несерьёзному отношению к страховке, нарушениям спортивного режима. Зачастую этому способствует либерализм или низкая квалификация судей и тренеров.
Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований. Причинами травм, иногда со смертельным исходом, могут стать допуск к занятиям и участию в соревнованиях учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнением преподавателей, тренером и спортсменом врачебных рекомендаций по срокам возобновления тренировок после заболеваний и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп в зависимости от степени подготовленности.
- Разминка.
Для того чтобы учащиеся могли наиболее полноценно, с наибольшей пользой для собственного здоровья, заниматься на уроках физической культуры, необходимо правильно построить ход урока. Любой урок начинается с организационного момента и правильно организованной разминки. Я в начале урока обязательно узнаю о самочувствии учащихся и уже согласно данной информации строю степень нагрузки на каждого ученика.
Бег в период разминки необходимо дозировать, исходя из физического состояния ребенка и от нагрузки в основной части и поставленной задачи урока. Во время бега необходимо следит за дыханием учащихся (вдох через нос, выдох через рот), работой рук и положением постановки стопы.
Разминке следует уделять не менее 15 минут, но желательно и больше.
Всю разминку можно разделить на три этапа:
Начинается разминка обычно с простейшего упражнения - ходьбы, но ходьба тоже должна служить определенным целям - укреплению мышц ног и ритмичной работе сердечно-сосудистой системы учащегося. Ходьба на внешней стороне стопы, на носках, на пятках укрепляет продольные и поперечные мышцы стопы и предупреждает плоскостопие, которое очень часто встречается в последнее время из-за малоподвижного образа жизни учащихся. Особое внимание обращаю на осанку детей.
Общая разминка включает в себя разогрев и легкая растяжка всех групп мышц, разработка всех суставов. Разминка проходит сверху вниз, мы последовательно разминаем все части тела, начиная с шеи и заканчивая ступнями.
Суть разминочного комплекса в последовательной качественной проработке каждого сустава с целью разогрева. При этом мы стараемся не выводить сустав за его предельные границы, делаем все в том пределе, что дан нам организмом, например, плечевой сустав описывает окружность в плоскости перпендикулярной полу, а локоть работает лишь по конусообразной поверхности. Важный момент - не закрепощать тело при проработке, все движения должны делаться не с помощью физических усилий, а за счет инерции легкого тела.
После этого идет специальная разминка.
Для примера возьмем разминку волейболиста.
Волейбол – спортивная игра, отличающаяся высокой динамикой, скоростно-силовой работой, переменой мощности. Травмы во время игры в волейбол спортсмен может получить главным образом при падениях, прыжках и блокировании мяча.
Наиболее типичными из них - растяжение сумочно-связочного аппарата, ушибы тела и пальцев рук; реже переломы; вывихи плечевого сустава и пальцев рук. Следствием плохой разминки могут стать растяжения и разрывы мышц голени, ахиллова сухожилия, связок голеностопного сустава, повреждении коленного сустава.
Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях по волейболу:
- Занятия должны проходить на сухой площадке соответствующих размеров под руководством преподавателя.
- Занимающие должны иметь спортивную форму(одежду, обувь). При температуре ниже +10 занятия проводятся в спортивных костюмах.
- При обучении нападающему удару необходимо провести специальную разминку, а в процессе выполнения задания следить, чтобы посторонний мяч не попал под ноги игрока, наносящего удар по мячу.
- Перед обработкой защитных действий учащихся необходимо обучить технике всех способов нападения и приземления.
- Перед изучением техники приёма и передачи мяча, нападающего удара и блока необходимо проделать несколько физических упражнений типа разминки, особо обратив внимание на мускулатуру пальцев (т.е. подготовить конечности к выполнению упражнений). Перед игрой проделать хорошую разминку на все группы мышц и суставов.
Тут главное не забыть, что это разминка и не переусердствовать, просто дайте организму приспособиться к специфичным нагрузкам.
- И наконец, совсем специальная разминка. Это конечная разминка непосредственно с мячами в сочетании с бросками, ударами, перемещениями и т.д.
4. Зачем нужна разминка.
Зачастую учащиеся, не имеющие достаточной культуры спортивных занятий, пренебрегают первой и очень важной частью тренировки - разминкой (хочется скорее залезть на стенку или просто не хватает времени). И очень зря - они сильно рискуют получить травму: растяжение, вывих или даже разрыв связок. А все от того, что мышцы, суставы и связки не будут готовы к нагрузкам, которым их подвергают.
Итак, разберемся, как влияет разминка на организм:
- Во-первых, во время разминки разогреваются мышцы. Разогретые мышцы безопасно и с большей амплитудой движений растягиваются. Это происходит благодаря усиливающемуся притоку крови к мышцам.
- Аналогичное влияние приток крови оказывает и на связки они становятся более эластичными и меньше подвержены риску травмирования (а ведь растяжения связок это самая распространенная травма у большинства занимающихся).
- Увеличивается частота сердечных сокращений (за счет чего как раз и происходит приток крови к тканям) и вся сердечнососудистая система подготавливается к нагрузкам.
- За счет увеличения эластичности мышц и связок увеличивается подвижность суставов, что дает большую свободу движений.
- «Размятые» мышцы сокращаются быстрее и обменные процессы в них тоже начинают идти быстрее, а это в свою очередь предотвращает раннее утомление.
- Разминка помогает подготовить организм к переходу от обычного состояния к занятиям спортом не только на физическом, но и на психологическом уровне - помогает настроиться на предстоящее занятие.
Качественная разминка будет способствовать достижению лучших результатов и значительно уменьшит вероятность получения травм. Постарайтесь сделать так, чтобы разминка вошла в привычку и не забудьте, разминаться необходимо перед любой физической нагрузкой, даже перед легкой пробежкой в парке или перед плаванием в бассейне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль развивающей игры в полноценном развитии ребенка
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления....
Методика проведения урока по теме: "Причины травматизма в старшем школьно возрасте и пути их предотвращения"
методика урока по теме: "Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения"...
Доклад на МО по теме: «Роль нетрадиционных форм проведения урока в повышении мотивации обучения».
...
Причины травматизма на уроках гимнастики.
По какой причине возникают травмы на уроках гимнастики....
Причины травматизма на уроках физической культуры и техника безопасности на занятиях
Важные моменты, на которые стоит обратить внимание учащимся, чтобы не получить травму на уроках физической культуры...
Доклад на тему:«Методы и приемы , способствующие проведению эффективного урока»
Урок – неотъемлемая часть всего учебного процесса. А насколько успешно и познавательно пройдет сам урок, напрямую зависит от учителя. Перед тем, как провести урок, учителю нужно четко распланир...
Материал для проведения родительского собрания на тему: "Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях".
Материал предназначен для родителей (законных представителей) с целью информирования о причинах, признаках и характере подросткового суицида. Даются советы по оказанию помощи подростку в кризисных сит...