Доклад на МО по теме: «Роль нетрадиционных форм проведения урока в повышении мотивации обучения».
статья по математике на тему
«Все наши замыслы, все поиски и
построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться»
В. А.Сухомлинский.
Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_noyabr_17-18.docx | 34.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»
Доклад на МО учителей предметников по теме:
«Роль нетрадиционных форм проведения урока
в повышении мотивации обучения».
Подготовила:
учитель математики
Красюкова Е.Н.
2017г.
«Все наши замыслы, все поиски и
построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться»
В. А.Сухомлинский.
Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала.
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.
Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.
Мотивы могут оказывать заметное влияние на характер и результаты учебного процесса.
Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.
Это увлеченное преподавание, новизна учебного материала, историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывшимися, показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников; использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередования форм и методов обучения, проблемное обучение, эвристическое; обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах), тестирование знаний, умений, показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим собой), создание положительного микроклимата в классе, доверие к обучаемому, педагогический такт и мастерство педагога, отношение педагога к своему предмету, к обучаемым и т.д.
Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т.п.
Если внести в урок этот эффект, считайте, что вам уже удастся пробудить у учащихся желание решать те задачи, которые вы перед ними поставили.
Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:
- Создание проблемной ситуации.
- Привлечение учащихся к оценочной деятельности.
- Необычная форма обучения: урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов.
- Разнообразные коллективные способы обучения.
- Привлекательная цель.
- Лови ошибку.
- Нарисуй, как понял.
Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.
Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Нетрадиционные уроки реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля, такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, развивающую творческие способности. Cлишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, их необходимо сочетать с другими формами обучения, главное помнить: не форма определяет содержание, а содержание определяет форму урока.
Установки и методы обучения, которые способствуют формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса:
Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.
- Учет возрастных особенностей школьников.
- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
- Нестандартные формы проведения уроков.
- Создание ситуации успеха.
- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности.
- Эмоциональная речь учителя.
- Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.
- Применение поощрения и порицания.
- Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
Нетрадиционные уроки - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Признаки нетрадиционного занятия:
-присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;
-кроме программного, используется и внепрограммный материал;
-организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;
-занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления;
- в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;
- дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска;
- требует серьезной предварительной подготовки.
ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ В ОБУЧЕНИИ МЕТЕМАТИКЕ
1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.
Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Во время игры активизируются разнообразные умственные процессы, поэтому дидактическая игра является средством умственного развития. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения.
Приведу примеры дидактических игр, которые я использую на своих уроках.
Викторина
Викторина – это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. При отработке навыков устных вычислений, викторина проводится в начале урока, при проверке знаний и умений учащихся – в конце урока. Викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроке.
Класс делится на три команды по числу рядов. Баллы, заработанные во время викторины, записываются на доске.
«Стоимость каждого вопроса» может быть различна (Но это не обязательно), ее заранее я сообщаю ученикам.
Математический турнир
Математический турнир можно проводить по–разному. Если его проводить в неурочное время, то он требует тщательной подготовки как учеников, так и учителя. Время проведения должно быть определено заранее, ученики получают определенное задание еще до начала турнира; учителю необходимо продумать до мелочей все задания турнира , все игры, которые будут на нём разыгрываться.
Я опишу математические турниры, которые обычно провожу на уроках в 5-7 классах. Турнир проводится в конце урока, когда ученики немного устали. Класс делится на две команды. Каждая команда получает задание: 2-3 задачи или 5-6 примеров. Члены команды могут консультироваться друг с другом. Через 8-10 минут начинаем турнир. Капитаны команд вызывают по одному участнику команды соперников. Эти два ученика обмениваются заданиями, идут к доске и начинают решение, затем вызывается другая пара учеников и так далее. Побеждает та команда, которая правильно решит и объяснит наибольшее количество заданий другой команды. За ответами следят все учащиеся. Я выступаю в роли арбитра. Участникам турнира выставляются оценки в журнал, подводятся итоги.
Обычно на такие турниры я отвожу 15-20 минут.
Количество заданий определяется многими факторами: целью турнира, наличием времени, содержанием заданий, составом играющих. Очевидно одно: если бы эти задания были предложены просто в виде самостоятельной работы в конце урока, то вряд ли бы все ученики решили предложенные им 5 примеров и прослушали бы внимательно решение ещё пяти аналогичных.
Эстафета
Каждый ряд получает таблицу с «форточками». Таблицу кладут на одну парту, и по команде ученик заполняет первую пустую клетку. Закрыв первую «форточку», он передаёт таблицу своему соседу и т.д. Последний ученик в ряду бежит к моему столу. За быстрое решение дополнительно даётся один балл. При проверке я учитываю правильность заполнения таблицы. Обычно за каждую правильно заполненную клетку – один балл. При подведении итогов учитывается поведение всего ряда во время эстафеты.
Такой вид опроса я использую при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи.
Аукцион
Аукцион можно проводить разными способами. Вот один из них.
После изучения очередной темы я объявляю, что сейчас проведём игру по типу чайнворда. Задание состоит в том, чтобы составить цепочку геометрических (алгебраических) терминов по такому принципу: каждый следующий термин начинается с той буквы, какой оканчивается предыдущий. Буква «ь» во внимание не берётся. Основное условие: принимаются только те термины, которые имеют прямое отношение к изученному материалу. Если на одну букву будет предложено несколько терминов, то в чайнворд записывается тот термин, который назвали последним. Если на последнюю букву названного термина не находится предложений, то берется предыдущая буква в этом слове и т.д.
Соревнование заканчивается, когда на доске записано цепочка терминов и следующих предложений нет. В процессе записи терминов над каждым из них ставят номер соответствующей команды. Побеждает та команда, у которой набралось наибольшее число терминов.
После изучения темы «Четырехугольники» в 8 классе я выставляю на аукцион параллелограмм, трапецию, прямоугольник, ромб, квадрат. Задача команд: «купить» фигуру, указав какое-нибудь ее свойство. Фигура достается той команде, которая сообщила последней ее свойство. Затем выставляется другая фигура…
Побеждает команда «купившая» наибольшее число фигур.
Молчанка
В 5 и 6 классах очень помогают мне в работе сигнальные карточки. Они дисциплинируют детей и позволяют получить информацию об усвоении материала. Обычно красная карточка соответствует утверждению «нет», а зеленая – «да». Но значение карточек можно в любой момент заменить. С помощью сигнальных карточек можно провести очень много устных упражнений.
Очень понравился мне вариант игры «Да-нет», описанный Т.Павленко в статье «Графические диктанты и устные контрольные работы.5-6классы» в газете «Математика» №18-20,2001 г. Ребята с увлечением пишут графические диктанты.
«Да» изображается отрезком, а «нет» - уголком. В результате ответов на вопросы получается «график», по которому легко определить, верно ответил ученик или нет.
После сдачи работ вопросы обсуждаются. Ученики сразу видят результат своего труда.
Диктанты позволяют проверить способность учащихся рассуждать, логически мыслить, делать правильные выводы.
Кто быстрее
Это – наиболее часто применяемая мною игра. Обычно ее я использую при устном счёте, при проведении самостоятельных работ, иногда раздаю карточки для отдельных ребят.
Внешнее оформление работ может быть различным, задание – тоже, но главная задача учащихся – выполнить его как можно быстрее.
Если нужно отработать какой-нибудь алгоритм решения, я так же использую эту игру. Задания при этом вроде ничем не отличаются от многих заданий из учебника, но ребята более активно включаются в работу, «рвутся» к доске, стараются выполнить его как можно быстрее и правильнее.
Эту игру я использую в 5,6 классах.
2. УРОКИ ФАНТАЗИИ
Уроки-сказки я обычно провожу после изучения темы для отработки навыков решения, для закрепления изучаемого материала. Игра проводится на основе сказки. Класс разбивается на 2-3 команды. Начинаю рассказ, ставлю проблему, учащиеся, применяя необходимые знания, решают ее.
Учитывается скорость и правильность решения. В конце урока подводятся итоги всей игры. Устанавливается команда – победитель, часть учеников получает оценки. Такую форму урока я чаще всего использую в 5 классе. Но иногда она приемлема и в более старших классах.
3. УРОКИ-ПУТЕШЕСТВИЯ
Урок-путешествие – это одна из наиболее часто используемых мною форм проведения уроков в 5-7 классах. Как и все дидактические игры, «путешествие» проводится после изучения темы, для отработки умений и навыков, закрепления и обобщения изученного материала.
Класс делится на несколько групп. Мы «путешествуем» по «остановкам» или «станциям», на каждой из которых команды получают задание, а иногда – оценки. В группах выделяются мои помощники, которые заполняют специальные ведомости. В конце «путешествия», учитывая записи в ведомостях, оценивается каждый ученик.
4. УРОКИ ОБЩЕНИЯ
Устный журнал
Устный журнал не требует соревнования. Важно само участие в выпуске журнала. Я стараюсь дать слово как можно большему числу учеников. Учащиеся заранее читают математическую литературу, находят в ней интересные факты, которые излагают за 1-2 минуты. Ведущие готовят ряд коротких рассказов об истории математики из тех разделов, которые не издаются в школе, но доступны учащимся. Цель ведущих – изложить свои заготовки, увлечь беседой учащихся. Они говорят таинственно, весело, обыгрывают сообщаемый факт, как эстрадную миниатюру.
Диалог
Игра направлена на повышение активности учащихся в процессе усвоения новых знаний. Я формулирую учебную проблему, а учащиеся должны решить ее. Они понимают, что для решения проблемы недостаточно имеющихся знаний. Каждая команда имеет право задать мне минимальное число вопросов с тем, чтобы извлечь из моих ответов максимум информации. В игре я как бы не желаю выдавать информацию, а ученики поставленными вопросами принуждают меня к этому. И если в диалоге при минимальном количестве вопросов у какого-нибудь ученика наступает озарение, то я считаю, что свою задачу по развитию творческого мышления учащихся я выполнила.
Приведу некоторые виды работ, которые использую на своих уроках:
« Путаница»
На доске пишу «зашифрованные слова», связанные с математикой, с перепутанными буквами, чтобы получилось слово, ребята должны расставить правильно буквы. Кроме, этого, после того, как они его составили, нужно объяснить значение данного слова. Задание можно усложнить: «Кто быстрее?».
«Справочное бюро»
Очень удобно использовать данный вид работы, если по теме изучается много определений, а также при повторении темы. Вызывается один учащийся, он будет работать в «Справочном бюро», остальные же задают ему вопросы по определениям. Желающих поработать в «Справочном бюро» всегда очень много.
«Кто или что лишнее?»
Необходимо определить, какое слово(понятие, число) лишнее и объяснить почему (учащиеся должны сгруппировать слова по определенному признаку).
Очень важно, что при выполнении подобных заданий, ученики превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к географии, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию. В детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Учителю необходимо подхватить детский порыв и пронести его через школьные годы.
Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка
В данной статье освещается методический материал по внедрению на уроках английского языка нетрадиционных форм обучения....
Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка
Данная статья поможет учителям реализовать свои навыки и умения при подготовке у урокам.Использовать нетрадиционные формы и методы...
«Использование нетрадиционных форм проведения уроков для активизации познавательной деятельности учащихся»
Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростк...
Доклад "Резервные возможности традиционных и нетрадиционных форм проведения уроков, а так же коллективных творческих дел"
Доклад учителя химии Пономаревой Т.В.2012-2013 учебный год....
Нетрадиционные формы проведения уроков и их роль в повышении интереса к предмету
Одним из путей, ведущих к повышению интереса к изучаемому иностранному языку, является разнообразие средств и приемов работы на уроке, использование активных форм обучения. Особенно к таким формам о...
Роль нетрадиционных форм проведения урока в повышении мотивации обучения
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А.Сухомлинский....
Педагогический совет "Нетрадиционная форма проведения уроков как одна из основных форм инновационных технологий в обучении русскому языку"
Сценарий на педагогический совет...