Профилактика нарушений осанки у школьников
статья по физкультуре по теме

  в моей статье вы найдете много интересногоьв моей статье вы найдете много интересного и полезного для себя и вашего ребенка. в ней описаны причины влекущие за собой нарушение осанки, также ниже представлен комплекс упражнений для поддержания осанки, который вы можете использовать и в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osanka.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений осанки у  школьников

        Нарушение осанки является одной из самых распространенных патологий в детском возрасте. По данным медицинских осмотров детей установлено, что с приходом в детский сад нарушения осанки имеют 5-6% детей, а перед поступлением в школу – уже 20%, за время пребывания в начальной школе их количество увеличивается в 2 раза, а перед окончанием школы нарушение осанки имеет почти каждый второй подросток. В профилактике нарушений осанки особенно важно их раннее выявление, проще и быстрее исправить данную патологию на ранней стадии, пока дело не дошло до сколиоза.  

 Осанка – это гармоничное устройство человеческого тела, симметрия отдельных его частей, что придает легкость и непринужденность позы. Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11-12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдается у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников). Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника. Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба. Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например, неправильное положение туловища во время игр или занятий. Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Гиподинамия (снижение двигательной активности и силы мышечных сокращений) наблюдается и у взрослых, и у детей, которые даже в школу предпочитают ездить на транспорте, а не ходить пешком. Несколько часов на уроках, затем внеклассные занятия, часто не связанные со спортом, – здесь много не побегаешь. Приплюсуйте к этому домашнее сидение за выполнением домашних заданий, у компьютера, телевизора – и увидите, что на активный отдых времени не остается.

        Результаты подсчетов неутешительны: уроки физкультуры (2-3 часа в неделю) иногда бассейн, ритмическая гимнастика или модные у мальчишек школы восточных единоборств – вот и все. В плотном распорядке дня школьника нет места ни для прогулок, ни для игр на свежем воздухе.

Современные дети растут и созревают быстрее, но их физическое здоровье слабеет. Не способствуя развитию ловкости и подвижности, сидячий образ жизни влечет за собой гипоксию и ослабление иммунитета.

В настоящее время  нарушение осанки у школьников является одной из важнейших тем, с которой сталкиваются врачи, учителя физкультуры, инструктора ЛФК и т.д.  В настоящее время нет точного ответа как избежать этой проблемы, но исследователи и специалисты работают над ней. Сегодня можно найти множество комплексов общеразвивающих упражнений направленных на поддержание и коррекцию осанки детей.

 Ниже представлены некоторые из них

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ.

В ХОДЬБЕ:

  1. И.П. (исходное положение) – руки в стороны, ладони вверх.  Сгибаем руки в локтях – 20 раз.
  2. И.П. руки в стороны. Вращаем плечами в направлении назад. Повтор 20 раз.
  3.  И.П. – согнуть руки в локтях, ладони вперед. Отвести руки назад, вернуться в и.п. Выполнять медленно. (Не рывки!!!)
  4. И.П. правую руку поднять вверх, левая внизу. На каждый счет меняем положение рук. Повтор 10-12 раз.
  5. И.П. руки за голову, локти отвести назад, подбородок приподнят. Ходьба, высоко поднимая колени – 20-30 сек
  6. И.П. – руки вверх. Ходьба по залу на носках – 20-30 сек

СТОЯ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ

  1. И.П. – ноги врозь, палка в руках. 1- встать на носки, руки вверх, потянуться за палкой, 2- и.п., 3-4 то же. Повтор 6-8 раз.
  2. И.П.  – то же. 1- руки вперед, 2- руки вверх, 3- руки вперед, 4 – и.п. Повтор 6-8 раз.
  3. И.П. – основная стойка. 1 – руки вверх, правую ногу назад на носок, 2 – и.п., 3-4 – то же с другой стороны. Повтор 6-8 раз.
  4. И.П. – то же. 1 – согнуть руки в локтях, палку на грудь, 2- руки вперед, 3- как в 1, 4- и.п. Повтор 6-8 раз.
  5. И.П.  – И.П. – ноги врозь. 1- полуприсед, 2- и.п., 3-4 то же. Повтор 6-10 раз. Следить за спиной – спина прямая.
  6. И.П.  - ноги врозь, руки вверх. 1 – наклониться, не сгибая коленей, положить палку на пол, 2- и.п. 3-4 то же. Повтор 6-8 раз.

ЛЕЖА НА СПИНЕ

  1. И.П. – ноги вместе, руки слегка согнуты в локтях- “широкие крылышки” (для подготовленных – в руках теннисные мячи) 1 – согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах –“скамейка”; 2- выпрямить ноги вверх под углом 70°; 3 - слегка опустить левую ногу; 4 – правую ногу; 5 – и.п. Повтор 6-8 раз.
  2. Круговые вращения руками в направлении назад Повтор 6-10 раз.
  3. И.п. – ноги вместе , руки вдоль туловища. 1- согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах (“скамейка”); 2 – выпрямить ноги вверх под углом 90°; 3-4-5-6-7- в этом положении  меняем исходное положение рук(“мельница”). 8 и.п. Повтор 4-6 раз.
  4. И.П. – правая нога согнута в коленном и тазобедренном суставе (“скамейка”). 1-Левую ногу поднять вверх на угол 70°, 2 - опустить до 30°, 3-4 то же. Повтор 6-8 раз на каждую ногу.
  5. И.П. – ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах (“скамейка”), руки вдоль туловища. Круговые вращения в плечевом суставе в направлении назад 20 раз.
  6. И.П. – ноги вместе , руки вдоль туловища. 1. Руки вверх, ноги в “скамейку”, 2 – потянуть руки вверх, ноги выпрямить, 3 – руки в стороны, 4- и.п. Повтор 6-8 раз.

ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

  1.   И.п. –  Руки согнуты в локтевых суставах, ладони обращены к полу. 1 – приподнять голову, не запрокидывая ее назад, и руки, лопатки соединить. 2-7 – удерживать положение. 8 – и.п. Повтор 6-8 раз.
  2. И.п. то же. Поднять голову, руки к плечам. Круговые вращения в плечевом суставе в направлении назад 10 раз. Повтор 4- 7 раз.
  3.   И.п. – руки согнуты в локтях, подбородок на руки.  поднять голову- вдох, опустить – выдох. Повтор 2-3 раза.
  4. И.п. – руки на пояс. 1-7 поднять голову и плечи и удерживать положение, 8 –и.п. Повтор 6-8 раз.
  5.  И.п. – руки согнуты в локтях, подбородок на руки.Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах поочередно 30 раз на каждую ногу.

ЛЕЖА НА БОКУ

  1. И.П.  – лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая рука вдоль туловища. 1 – удерживая тело в положении на боку, приподнять правую ногу, 2 – и.п., 3-4 то же. Повтор 6-8 раз.
  2. И.П. – лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая рука согнута и ладонью упирается в пол. 1-приподнять правую ногу, 2- присоединить к ней левую, 3-4-5-6 удерживать ноги на весу, 7 – медленно опустить левую ногу, 8 – правую. Повтор 3-4 раза.

Повторить упражнения на другом боку.

ЛЕЖА НА СПИНЕ

  1. И.П. руки вдоль туловища ладонями вниз, поясница прижата к полу. 1 – согнуть ноги в коленях, подтянуть к груди, 2 – и.п., 3-4 то же. Повтор 6-8 раз.
  2.  И.П. то же. 1 – поднять прямые ноги под углом 30°, 2- развести в стороны, 3 – свести, 4- медленно вернуться в и.п. Повтор 6-8 раз.
  3. И.П. ноги согнуты в коленных суставах, стопы упираются в пол. 1-2-3 – приподнять таз и удержать его, 4 – вернуться в и.п. Повтор 6- 8 раз.
  4. Выполнить серию дыхательных упражнений с различным движением рук и использованием шипящих звуков “Ж, З, С” на выдохе, 3-5 повторов.
  5.   И.П. – ноги врозь, руки за головой. Поднять прямые ноги на угол 45° и скрещивать – 2 – 3 серии по 10 раз. Между сериями непродолжительный отдых 6-8 сек.

СТОЯ

  1. И.П. – стоя, касаясь стены или гимнастической стенки. При этом затылок, лоптки, ягодицы, голени и мятки должны касаться стены. 1- шаг правой ногой вперед, 2 – приставить левую ногу, 3- шаг правой ногой назад, 4 приставить левую ногу. Повтор 5- 8 раз. Следить за сохранением правильной осанки.
  2. И,П. – то же. 1-2-3 – встать на носки и удерживать положение. 4 – и.п. Повтор 4-6 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока 2 класс "Профилактика нарушения осанки"

Профилактика нарушения осанки. На уроке применяется здоровьесберегающая технология. Используются интересные упражнения для профилактики нарушения осанки...

Тема урока: «Осанка. Профилактика нарушений осанки».

Создание условий, способствующих повышению интереса у обучающихся к познанию своего организма, систематизации знаний обучающихся о строении своего тела, развитию потребности в формировании правильной ...

Правильная осанка и профилактика нарушений осанки у школьников.

Важную роль в нашей жизни играет правильная осанка. Необходимо с раннего возраста обратить внимание на физическую активность ребенка. Исправлять последствия неправильного воспитания все...

Метадическая разработка «Путешествие в Страну Хорошей осанки» (профилактика нарушения осанки)

ЦЕЛЬ  УРОКА: ознакомить учащихся  со способами профилактики и способами определения нарушения осанки в домашних условиях.ЗАДАЧИ:Образовательные: обеспечить усвоение учащимися  понятия о...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности&raqu...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активностиу дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...