Здоровьесберегающие технологии. Введение психопаузы в образовательный процесс.
статья по физкультуре по теме
Психологическая разгрузка учащихся в образовательном процессе. Применение психопауз и физминуток на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii._vvedenie_psihopauzy_v_obrazovatelnyy_process..doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №10
г. ЛУХОВИЦЫ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Здоровьесберегающие технологии.
Введение психопаузы
в образовательный процесс.
Жабарова Н.В.
учитель физической культуры
МОУ Гимназии № 10
2012г.
« Самый сильный тот, у кого есть сила
управлять собой». Сенека.
Перемены, новые мысли и действия, психологические и другие трудности современной жизни требуют от человека всех его резервов для адаптации в динамичных условиях и не просто выжить, а и победить.
Преобладающим фоном жизненного настроения часто является уныние, разочарование и переутомление. Отношение к жизни – это системообразующий
фактор, его здоровья. Мы обладаем бесценными механизмами: мозгом - чтобы мыслить; глазами – чтобы видеть прекрасное; слухом – чтобы слышать. Мы можем творить и двигаться, любить и быть любимыми, получать удовольствие от каждого шага и минуты.
Часто бывает так, что пока человек работает, он находится под влиянием спрессованного времени и ритма, он не замечает, как не заметно истощаются его жизненные силы.
Психическое и физическое здоровье тесно взаимосвязаны. Существует много различных специальных способов мышечной разрядки отрицательных эмоций. Стабилизация, релаксация и регуляция психической деятельности через приёмы психогимнастики составляет необходимый элемент «культуры здоровья». Учитель и ученик должны чутко реагировать на собственное психологическое состояние: от диагностики, осознания до коррекции.
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психологического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Введение психопаузы в образовательный процесс считаю необходимым.
Для профилактики гиподинамии, снятия эмоционального и интеллектуального напряжения рекомендуются упражнения, связанные с периодическим напряжением и расслаблением мышц и вестибулярного аппарата. Количество упражнений 8, они рассчитаны на определённую продолжительность, количество поворотов, адаптированных для трёх звеньев: начальное, среднее и старшее (сюда входят и учителя).
Продуктивность умственного труда зависит от биологических ритмов: суточных, сезонных, годовых. Отмечается определённая ритмичность в проявлении физической, эмоциональной, интеллектуальной активности человека. Цикл физических функций – 23 дня, эмоциональных – 28 дней, интеллектуальных – 33 дня. В каждом цикле есть положительный и отрицательный периоды, иногда критические ( переход от положительного к отрицательному) совпадают у физической, интеллектуальной и эмоциональной функций. Цикл суточный 90-100 минут, независимо от состояния активации, но спад работоспособности мышц сердца около 13 часов дня и 21 часа вечером. Пик активности примерно к 11 и 16 часам, а спад с 13.00 – до 14.00: снижается активность памяти, внимания, увеличивается число ошибок, снижается мышечная сила.
Биологические ритмы зависят от многих причин: внутренних (наследственность), внешних – времени суток, температуры, влажности, социальных факторов, индивидуальности. Предлагаю следующие правила проведения психопаузы:
1. Этапы дня:
1-й. Обучение и проведение психогимнастики из 8 упражнений.
2-й. Обучение и проведение психопаузы из специализированных комплексов – упражнений : « мышление», « внимание», «мотивация», «память», « эмоции», « общение» и т. д..
3-й. Индивидуализированное использование релаксационных методик: адекватно состоянию, ситуации и задач учебного дня и деятельности.
2. Этап. Время и продолжительность ( какая смена и какой урок).
3. Этап. Обучение приёмам психогимнастики проводятся по двум направлениям: педагоги – для себя и для учащихся; учащиеся – для себя и инструкторы.
4. Этап. Упражнения выполняются:
начальное звено 4-5 поворотов;
среднее звено 6 -7 поворотов;
старшее звено 8 -10 поворотов.
Каждый приём выполняется примерно 1 минуту, одно упражнение 2-4 секунды, между ними интервал 5 секунд.
Снять напряжение и утомление при повышенной учебной и психической нагрузке особенно необходимо и для учащихся , и для педагогов.
Психотерапевтическая зарядка - психогимнастика.
1. «Перекрёстные шаги» - локоть-колено с наклоном туловища.
2. «Ленивая восьмёрка» - сложить кисти рук ладонями друг к другу, вытянув руки вперёд. Глядя на кончики пальцев с наклоном туловища выполнять руками восьмёрку.
Результат: отдых и тренировка вестибулярного аппарата, мышц спины, эмоциональное расслабление, офтальмотерапия.
3. «Сова» - наклон головы вперёд со вздохом «ух», при этом руки положить на плечи. Для старших: медленные повороты головы влево, вправо, вперёд и назад.
4. «Ленивая кошка» - стоя руки на поясе, по диагонали одновременно вытягивать руку вперёд, а ногу назад.
Результат: расслабление мышц спины, рук, ног и затылочной части головы. Воздействие на энергетические меридианы и вестибулярный аппарат.
5. «Парусник» - стоя или сидя, мысленно, с открытыми или закрытыми глазами нарисовать парусник( можно солнце, бабочку, облако и т. д.). Вдохнуть и медленно выдохнуть на парусник. Повторить это 4-5 раз.
Результат: тренировка органов дыхания и самовнушения.
6. « Думающий колпак» - пальцы рук положить на голову и медленно круговыми движениями делать массаж, при этом растирая мочки ушей и слегка их поддёргивая.
Результат: воздействие на энергетические точки с активацией биологически-активных веществ головного мозга и активацией интеллектуальной деятельности.
« Семейка медвежат».
1. «Куда пошла мама?» - стрельба глазами влево, вправо, вдаль, вперёд.
2. «Игра с шишками» - на напряжение и расслабление мышц рук. Медвежата с силой сжимают в кулаках шишки прижав их к груди, а затем их кидают.
3. «Защита от пчёл» - поочерёдные перекрёстные шаги и движения рук.
4. «Жарко, холодно» - на напряжение и расслабление мышц туловища. Медвежата замёрзли – руки крест на крест на плечах, стало тепло – распрямились, руки опустили.
5. «Тёплый шарфик» - на расслабление мышц шеи. Наклоны головы влево и вправо, вперёд и назад.
6. «Пчёлка мешает спать» - пчёлка садится на нос, медвежата жмурят глазки и дуют на нос.
7. «Чай с мёдом» - рисуем на потолке воображаемой кисточкой чашку чая. Чай горячий, дуем на чай делая наклоны головы вверх и вниз.
Психопауза.
«Пограничники».
1. «В наряд» - маршировка ногами и руками.
2. «Часы» - наклоны головы влево и вправо.
3. «Внимание» - руки лежат на плечах у впереди стоящего. Первый учащийся поднимает вверх правую руку, за ним по очереди поднимают все. Затем левую руку, потом опускают в таком же порядке.
4. «В дозоре» - руки на поясе, выполняются приседания.
5. «Хлопок» - руки на поясе, поворот с прыжком влево и вправо.
6. «Стрельба глазами» - движения зрачками влево и вправо, зажмурить глаза на три секунды, затем открыть их.
7. «На границе спокойно» - смотреть сначала на дальний предмет, затем на ближний находящийся на парте.
8. «Пограничный флаг» - мысленно прорисовываем в воздухе флаг сначала левой рукой, потом правой.
Таким образом, используя психогимнастику и психопаузу в учебном процессе будет проявляться положительная психологическая динамика учащихся и прогрессировать оздоровительный процесс в эмоциональном и физическом плане.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии при организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении
В работе представлен материал, характеризующий понятие "Здоровье человека", "факторы здоровья" , обозначены "школьные факторы риска здоровья ребенка" . Автор в работе подробно ...
Здоровьесберегающие технологии, как основа организации учебного процесса в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
В статье предложены пути и методы сохранения физических, психологических и эмоциональных ресурсов учащихсяв общеобразовательной школе с углубленным изучение...
Использование здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса
Важнейшим показателем благополучия общества и государства является состояние здоровья подрастающего поколения. Следовательно, необходимо формировать особую, щадящую среду, где учитываются все трудност...
Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии как ключевое направление в процессе реализации новых образовательных стандартов"
Доклад на заседании педагогического совета на тему "Здоровьесберегающие технологии как ключевое направление в процессе реализации новых образовательных стандартов"...
Здоровьесберегающие технологии, их применение в образовательном процессе
Данный материал содержит информацию о задачах здоровьесбережения в образовательном процессе, основных здоровьесберегающих технологиях и их использовании в МАОУ "Гимназия №87". Файл содержит муль...
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
цель применения здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе...
Здоровьесберегающие технологии и методики в учебном процессе в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Здоровьесберегающие технологиии методикив учебном процессев специальной (коррекционной)школе VIII вида...