Здоровьесберегающие технологии, их применение в образовательном процессе
статья на тему
Данный материал содержит информацию о задачах здоровьесбережения в образовательном процессе, основных здоровьесберегающих технологиях и их использовании в МАОУ "Гимназия №87". Файл содержит мультимедийную презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_i_ih_primenenie_v_obrazovatelnom_protsesse.rar | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогическом совете МАОУ «Гимназия №987» по теме
«Здоровьесберегающие технологии, их применение в образовательном процессе»
слайд 1
По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Забота о здоровье учащихся – это обязанность каждой школы, каждого учителя.
слайд 2
Сегодня на педагогическом совете мы постараемся осветить вопросы здоровьесбережения,
слайд - 3
задачами которого являются: формирование потенциала здоровья учащихся, культуры здоровья, представления о здоровье как ценности, установки на ведение здорового образа жизни, привычки действенно и постоянно заботиться о своём здоровье и выявление, смягчение или устранение факторов, оказывающих вредное воздействие на организм учащихся.
Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Сегодня школа сталкивается с двумя серьёзными проблемами: трудности в обучении детей, связанные с повышением требований образовательных программ, и постоянно ухудшающееся состояние здоровья учащихся, препятствующее овладению образовательными компетенциями в различных областях научного знания. В проекте федеральной программы «Наша новая школа», которая вступает в действие с 2010 года, разработаны ключевые направления развития общего образования. Это:
1. Обновление образовательных стандартов;
2. Система поддержки талантливых детей;
3. Развитие учительского потенциала;
4. Современная школьная инфраструктура;
5. Здоровье школьников.
В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования в области здоровьесбережения предстоит разработать и внедрить: новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, сформировать заинтересованное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса; рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся.
По данным НИИ педиатрии только 14% школьников относятся к числу здоровых, 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями. Если обратиться к структуре хронической патологии у школьников в 40 летней динамике то мы увидим, что в 60-е – 70-е годы на первое ранговое место вышли ЛОР болезни, в 80-е годы на первое место вышли болезни органов пищеварения. В конце XX и начале XXI века продолжают лидировать болезни органов пищеварения, но на второе место, и это очень настораживает, вышли нервно-психические болезни.
слайд -4
Годы | Ранговое место | |||
I | II | III | IV | |
60-е | ЛОР 34,7 | ССС 13,3 | Нервно- психические болезни 10,4 | Болезни обмена веществ 5,7 |
70-е | ЛОР 37,7 | ССС 6,8 | Нервно-психические болезни 6,7 | Болезни обмена веществ 5,0 |
80-е | Органы пищева-рения 26,0 | ЛОР 22,4 | Нервно- психические болезни 21,0 | ССС 3,7 |
Конец ХХ - начало ХХI века | Органы пищева-рения 52,7 | Нервно-психические болезни 29,1 | ЛОР 27,7 | Аллергические болезни 19,4 |
Количество случаев нарушения здоровья возрастает в периоды наиболее существенных изменений условий обучения: при поступлении в школу (адаптация 1-й класс), при переходе к предметному обучению (адаптация 5-й класс) и продолжении обучения на третье ступени (адаптация 10 – й класс ).
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. В 2009-2010 учебном году к нам пришло 100 первоклассников с 1 группой здоровья – 17чел., 2-ой – 69 чел., 3 – 14 чел.
слайд – 5
класс | Кол-во учащихся | 1 группа здоровья | 2 группа здоровья | 3 группа здоровья |
1а | 25 | 3 | 15 | 7 |
1б | 25 | 4 | 18 | 3 |
1в | 25 | 5 | 18 | 2 |
1г | 25 | 5 | 18 | 2 |
итого | 100 | 17 | 69 | 14 |
58% обучающихся имеют те или иные отклонения в здоровье. Много детей с ортопедической патологией, в том числе с нарушением осанки и сколиозом. В масштабе страны за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускному классу до 12,3%, количество детей с нервно-психическими расстройствами до 16,4%, с нарушениями осанки до 16,8%. Как же обстоят дела у нас? На этот вопрос ответ даст врач гимназии Кошелева Л.Е.
Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Такой средой для ребёнка от 7 до 17 лет является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования и соответственно заниматься здоровьем обучающихся должны, в том числе, и педагоги. В школе должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья детей, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
слайд -6
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создаёт у обучающихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию
слайд - 7
- невротизации личности школьников
- деформации характера
- снижению адаптационных возможностей
- повышению риска хронических и инфекционных заболеваний
- формированию беспечного отношения к своему здоровью
- снижению иммунитета и т.д.
В результате традиционная система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Здоровье ребёнка можно считать нормой, если он:
умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья); честен, самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
слайд -8
Основными критериями здоровья являются:
- для соматического и физического состояния – Я МОГУ;
- для психического – Я ХОЧУ;
- для нравственного – Я ДОЛЖЕН
Как же превратить образование из здоровьезатратного в здоровьесберегающее и здоровьеформирующее цель которого, как общая стратегическая задача, - воспитание гармонически развитой зрелой личности учащихся?
4 апреля 2003 года приказом Министерства здравоохранения РФ была утверждена инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений, в которой содержатся основные принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений:
Вышеупомянутым приказом был рекомендован перечень оборудования и методик по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений для профилактики заболеваний глаз, для профилактики ОРЗ, снижения частоты обострения хронических патологий органов дыхания, повышения резистентности организма, охраны психического здоровья детей, профилактики психосамотической патологии. Министерством образования РФ и Министерством образования Саратовской области были разработаны и рекомендованы к применению «здоровьесберегающие» программы .
К программам образования в области здоровья, рекомендуемых к реализации в образовательных учреждениях, относятся:
слайды 9-11
- региональная образовательная программа «Основы здорового образа жизни», рассчитанная на учащихся 2-9 классов
- программа «Все цвета, кроме чёрного» рассматривает проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у учащихся с 1 по 9 класс.
- программа «Разговор о правильном питании» рассчитана на детей от 6 до 13 лет, которая подразделяется на несколько возрастных групп: 1-я группа «Разговор о правильном питании» для детей от 6 до 8 лет. В ходе занятий дети узнают о полезных продуктах, правилах гигиены, режиме; 2-я группа –«Две недели в лагере здоровья» для учащихся 9 – 11 лет. Программа предназначена для дальнейшей работы по формированию у школьников основ культуры питания, расширение представлений школьников о полезных продуктах, традициях питания, правилах этикета; 3-я группа - «Формула правильного питания» рассчитана для учащихся 12 – 13 лет предназначена для формирования у подростков основ культуры питания.
Элементы программы «Разговор о правильном питании» реализуются учителями и классными руководителями гимназии с февраля 2008года через классные часы, конкурсы, мини-конференции, игры в детском объединении «Пилигрим». Так в 2008 году кл. руководителем Русяевой Л.Ю. были организованы классные часы «Традиции православной кухни и Здоровьесберегающие продукты на нашем столе», Кожевникова А.А. провела конкурс рецептов летней здоровой кухни, под руководством Стяжкиной Е.И. прошла мини конференция «Проблема трансгенных продуктов в системе рационального питания. Влияние их на подростка». В ДО «Пилигрим» проведена игра «Молочные реки, кисельные берега»
- Федеральная программа «Здоровье» для учащихся 1 – 11 классов.
Это попытка создать единый предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, антропологии и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению.
- программа «Мой выбор» помогает учащимся 8-9 классов осознать необходимость личного выбора из нескольких вариантов поступков, поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор.
- профилактические программы «Проекта ХОУП»:
- «Полезные привычки» для детей 6-10 лет;
- «Полезные навыки» для подростков 11 – 15 лет;
- «Полезный выбор» для старшеклассников 16 – 17 лет;
- «Полезная прививка» для старшеклассников16 – 17 лет
Профилактические программы направлены на предупреждение употребления психоактивных веществ и инфицирования ВИЧ.
В процессе реализации образовательных и воспитательных программ возрастает утомляемость, психологическая напряжённость учеников из-за интенсификации учебного процесса, что ведёт к ухудшению здоровья обучающихся.
Поэтому в настоящее время серьёзное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям.
слайд - 12
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии», сокращёно ЗОТ, можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья », и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их принципами здоровьесбережения. Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
слайд -13
- почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения,
- что ? – отбор и структура содержания,
- как? - оптимальная организация учебного процесса,
- с помощью чего? – методы, приёмы и средства обучения,
- кто? – реальный уровень квалификации учителя,
- так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.
Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К.Смирновым
слайд -14
По его определению «здоровье формирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни». Среди здоровьесберегающих технологий, он
выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, к методам и формам работы.
слайды -15 - 17
1. медико-гигиенические технологии (МГТ). К этим технологиям относится контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с рекомендациями СанПиНа, проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся, проведение мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педколлектива, мониторинг здоровья учащихся, организация профилактические мероприятия в преддверии эпидемий и т.д.
В реализации медико-гигиенических технологий на уроке важная роль отводится учителю, который проводит различные виды гимнастик для снятия утомления зрения, опорно-двигательного аппарата и другие.
Так с целью профилактики нарушений зрения особенно эффективна технология В.Ф. Базарного (рекомендованная МОРФ), проводимая посредством «офтальмотренажера», Цель технологии – снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц.
«глазная гимнастика», рекомендованная министерством здравоохранения Саратовской области, направлена на снятие утомления зрения Цель технологии – восстановление работоспособности зрительного анализатора.
- технология профилактики нарушений опорно-двигательной системы, рекомендованная министерством здравоохранения Саратовской области, цель которой - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов.
слайд- 18-19
2. физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) направлены на физическое развитие обучающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Данные технологии реализуются на уроках физической культуры, в работе спортивных секций и на внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятиях. Реализацию данных технологий на уроках физической культуры раскроет учитель физкультуры Богословская Т.Г.
слайд – 20-21
3 экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Это создание экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В гимназии это обустройство пришкольной территории, озеленение классов и рекреаций, участие в природоохранных мероприятиях.
слайд – 22 - 23
4 технологии обеспечения безопасности и жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курсов ОБЖ и ОЗОЖ.
слайд – 24-26
5 здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на три группы:
- организационно-педагогические технологии;
-психолого-педагогические технологии связанные с непосредственной работой учителя на уроке, Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса. Педагоги-психологи гимназии ведут грамотную диагностическую работу, которая требует своего продолжения через информирование классных руководителей о полученных результатах, ознакомление родителей с выявленными проблемами на родительских собраниях, индивидуальными встречами с родителями и проведение тренинговых занятий с определённой группой детей. По данным классно-обобщающего контроля в 5-х классах, итоги которого были подведены 30 октября 2009 года, выявлена группа детей с высокой степенью тревожности, 28 учеников, или 22% пятиклассников которые не смогли адаптироваться к предметному обучению, к новой системе требований учителей-предметников, к системе оценивания. Для решения выявленных проблем необходимо продумать систему групповых и индивидуальных занятий с данной группой детей для смягчения и ускорения процесса адаптации к обучению на второй ступени обучения.
-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек и т. д.
Для успешного решения задач здоровьесбережения учащихся необходимы:
1. комплексность использования оздоровительных технологий с учётом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения и воспитания;
2. непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
3. максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;
4. интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;
5. реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, охране психического здоровья, а так же по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и ее применение в образовательном процессе
В статье дано краткое теоретическое описание технологии деятельностного метода. Перечислены различные варианты ее использования в практической деятельности на уроке и во внеурочное время....
Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и её применение в образовательном процессе
Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и её применение в образовательном процессе для учителя возникает острая необходимость быть в курсе того, что и в какой степени осваивает учени...
«Здоровьесберегающие технологиии и их применение в образовательном процессе»
тема по самообразованию...
Здоровьесберегающие технологии и их применение в образовательном процессе
Данная статья раскрывает основные аспекты применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....
Результаты применения в образовательном процессе современных образовательных технологий.
Статья отражает роль современных образовательных технологий в образовательном процессе. а конкретно - на уроках математики....
Методическая разработка по применению в образовательном процессе модульной технологии при изучении спецдисциплины «Организация и управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте»
В методической разработке изложена методика изучения предмета, определена технология организации и управления перевозочным процессом, те...
Разнообразие средств информационно-коммуникационных технологий и возможности их применения в образовательном процессе
Разнообразие средств информационно-коммуникационных технологий и возможности их применения в образовательном процессе...