Здоровьесберегающие технологии, их применение в образовательном процессе
статья на тему

Русина Елизавета Борисовна

Данный материал содержит информацию о задачах здоровьесбережения в образовательном процессе, основных здоровьесберегающих  технологиях и их использовании в МАОУ "Гимназия №87". Файл содержит мультимедийную презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад  на педагогическом совете МАОУ «Гимназия №987» по теме

«Здоровьесберегающие  технологии, их применение в образовательном процессе»

слайд 1

По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Забота о здоровье учащихся – это обязанность каждой школы, каждого учителя.

слайд 2

Сегодня на педагогическом совете мы постараемся осветить вопросы здоровьесбережения,

слайд - 3

задачами которого являются: формирование потенциала здоровья учащихся, культуры здоровья, представления о здоровье как ценности, установки на ведение здорового образа жизни, привычки действенно и постоянно заботиться о своём здоровье и выявление, смягчение или устранение факторов, оказывающих вредное воздействие на организм учащихся.

Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Сегодня школа сталкивается с двумя серьёзными проблемами: трудности в обучении детей, связанные с повышением требований образовательных программ, и постоянно ухудшающееся состояние здоровья учащихся, препятствующее овладению образовательными компетенциями в различных областях научного знания. В проекте федеральной программы «Наша новая школа», которая вступает в действие с 2010 года, разработаны ключевые направления развития общего образования. Это:

          1. Обновление образовательных стандартов;

           2. Система поддержки талантливых детей;

           3. Развитие учительского потенциала;

           4. Современная школьная инфраструктура;

           5. Здоровье школьников.

В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования в области здоровьесбережения предстоит разработать и внедрить: новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, сформировать заинтересованное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса; рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся.

        По данным НИИ педиатрии только 14% школьников относятся к числу здоровых, 50%  детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата,  35-40% детей страдают хроническими заболеваниями. Если обратиться к структуре хронической патологии у школьников в 40 летней динамике то мы увидим, что в 60-е – 70-е годы на первое ранговое место вышли ЛОР болезни, в 80-е годы на первое место вышли болезни органов пищеварения. В конце XX и начале XXI века продолжают лидировать болезни органов пищеварения, но на второе место, и это очень настораживает, вышли нервно-психические болезни.  

слайд -4

Годы

Ранговое место

I

II

III

IV

60-е

ЛОР   34,7

ССС    13,3

Нервно-

психические болезни 10,4

Болезни обмена веществ 5,7

70-е

ЛОР   37,7

ССС     6,8

Нервно-психические болезни   6,7

Болезни обмена веществ 5,0

80-е

Органы пищева-рения 26,0

ЛОР    22,4

Нервно-

психические болезни 21,0

ССС       3,7

Конец ХХ -

начало

ХХI века

Органы пищева-рения 52,7

Нервно-психические болезни   29,1

ЛОР      27,7

Аллергические болезни 19,4

Количество случаев нарушения здоровья возрастает в периоды наиболее существенных изменений условий обучения: при поступлении в школу (адаптация 1-й класс), при переходе  к предметному обучению (адаптация    5-й класс) и продолжении обучения  на третье ступени  (адаптация 10 – й класс ).

 Многочисленные исследования последних лет показывают, что около  25 – 30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. В 2009-2010 учебном году к нам пришло 100 первоклассников с 1 группой здоровья – 17чел., 2-ой – 69 чел., 3 – 14 чел.

слайд – 5

класс

Кол-во учащихся

1 группа здоровья

2 группа здоровья

3 группа здоровья

25

3

15

7

25

4

18

3

25

5

18

2

25

5

18

2

 итого

100

17

69

14

58% обучающихся имеют  те или иные отклонения в здоровье.  Много детей с ортопедической патологией, в том числе с нарушением осанки и сколиозом. В масштабе страны за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускному классу до 12,3%, количество детей с нервно-психическими расстройствами до 16,4%, с нарушениями осанки  до 16,8%. Как же обстоят дела у нас?  На этот вопрос ответ даст врач гимназии Кошелева Л.Е.

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Такой средой для ребёнка от 7 до 17 лет является система образования, т. к.  с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования и соответственно заниматься здоровьем обучающихся должны, в том числе, и педагоги. В школе должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает  факторы риска нарушений здоровья детей, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

слайд -6

  1. стрессовая педагогическая тактика;
  2. несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. интенсификация учебного процесса;
  7. функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создаёт у обучающихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию

слайд - 7

  • невротизации личности школьников
  • деформации характера
  • снижению адаптационных возможностей
  • повышению риска хронических и инфекционных заболеваний
  • формированию беспечного отношения к своему здоровью
  • снижению иммунитета и т.д.

В результате традиционная система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Здоровье ребёнка можно считать нормой, если он:

умеет преодолевать  усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья); честен, самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

 слайд -8

 Основными критериями здоровья являются:

-  для соматического и физического состояния – Я МОГУ;

-  для психического – Я ХОЧУ;

- для нравственного – Я ДОЛЖЕН

Как же превратить образование из здоровьезатратного в здоровьесберегающее и здоровьеформирующее цель которого, как общая стратегическая задача, - воспитание гармонически развитой зрелой  личности  учащихся?

4 апреля 2003 года приказом Министерства здравоохранения РФ была утверждена инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений, в которой содержатся основные принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений:

Вышеупомянутым приказом был рекомендован перечень оборудования и методик по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений для профилактики заболеваний глаз, для профилактики ОРЗ, снижения частоты обострения хронических патологий органов дыхания, повышения резистентности организма, охраны психического здоровья детей, профилактики психосамотической патологии. Министерством образования РФ и Министерством образования Саратовской области  были разработаны и рекомендованы к применению «здоровьесберегающие» программы .

К программам образования в области здоровья, рекомендуемых к реализации в образовательных учреждениях, относятся:

слайды 9-11

- региональная образовательная программа «Основы здорового образа жизни», рассчитанная на учащихся 2-9 классов

- программа «Все цвета, кроме чёрного» рассматривает проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у учащихся с 1 по 9 класс.

- программа  «Разговор о правильном питании» рассчитана на детей от 6 до 13 лет, которая подразделяется на несколько возрастных групп: 1-я группа «Разговор о правильном питании» для детей от 6 до 8 лет. В ходе занятий дети узнают о полезных продуктах, правилах гигиены, режиме; 2-я группа –«Две недели в лагере здоровья» для учащихся 9 – 11 лет. Программа предназначена для дальнейшей работы по формированию у школьников основ культуры питания, расширение представлений школьников о полезных продуктах, традициях питания, правилах этикета; 3-я группа  - «Формула правильного питания» рассчитана для учащихся 12 – 13 лет предназначена для формирования у подростков основ культуры питания.

Элементы программы «Разговор о правильном питании» реализуются учителями и классными руководителями гимназии с февраля 2008года через классные часы, конкурсы, мини-конференции, игры в детском объединении «Пилигрим». Так в 2008 году кл. руководителем Русяевой Л.Ю. были организованы классные часы «Традиции православной кухни и Здоровьесберегающие продукты на нашем столе», Кожевникова А.А. провела конкурс рецептов летней здоровой кухни, под руководством Стяжкиной Е.И. прошла мини конференция «Проблема трансгенных продуктов в системе рационального питания. Влияние их на подростка». В ДО «Пилигрим» проведена игра «Молочные реки, кисельные берега»

-  Федеральная программа «Здоровье» для учащихся 1 – 11 классов.

Это попытка создать единый предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, антропологии и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию  и самоуважению.

-   программа «Мой выбор» помогает учащимся 8-9 классов осознать необходимость  личного выбора из нескольких вариантов поступков, поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор.

- профилактические программы «Проекта ХОУП»:

- «Полезные привычки» для детей 6-10 лет;

- «Полезные навыки» для подростков 11 – 15 лет;

- «Полезный выбор» для старшеклассников 16 – 17 лет;

 - «Полезная прививка» для старшеклассников16 – 17 лет

Профилактические программы направлены на предупреждение употребления психоактивных  веществ и инфицирования ВИЧ.

В процессе реализации образовательных и воспитательных программ возрастает утомляемость, психологическая напряжённость учеников из-за интенсификации учебного процесса, что ведёт к ухудшению здоровья обучающихся.

        Поэтому в настоящее время серьёзное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям.

слайд - 12

              Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии», сокращёно ЗОТ, можно рассматривать  и как качественную характеристику  любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья », и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их принципами здоровьесбережения. Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

слайд -13

 - почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения,

-   что ? – отбор и структура содержания,

-   как? -   оптимальная организация учебного процесса,

-   с помощью чего? – методы, приёмы и средства обучения,

-   кто? – реальный уровень квалификации учителя,

-   так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.  

Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К.Смирновым

слайд -14

По его определению «здоровье формирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни». Среди здоровьесберегающих технологий, он

выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, к методам и формам работы.

слайды -15 - 17

1. медико-гигиенические технологии (МГТ).  К этим технологиям относится контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с рекомендациями СанПиНа, проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся, проведение мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педколлектива, мониторинг здоровья учащихся, организация профилактические мероприятия в преддверии эпидемий и т.д.

 В реализации медико-гигиенических технологий на уроке важная роль отводится учителю, который проводит различные виды гимнастик для снятия утомления зрения, опорно-двигательного аппарата и другие.

Так с целью профилактики нарушений зрения особенно эффективна технология В.Ф. Базарного (рекомендованная МОРФ), проводимая посредством   «офтальмотренажера», Цель технологии – снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц.

      «глазная гимнастика», рекомендованная министерством здравоохранения Саратовской области, направлена на снятие утомления зрения Цель технологии – восстановление работоспособности зрительного анализатора.

- технология профилактики нарушений опорно-двигательной системы, рекомендованная министерством здравоохранения Саратовской области, цель которой - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов.

слайд- 18-19

2. физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) направлены   на физическое развитие обучающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Данные технологии реализуются на уроках физической культуры, в работе спортивных секций и на внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятиях. Реализацию данных технологий на уроках физической культуры раскроет учитель физкультуры Богословская Т.Г.

слайд – 20-21

3 экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Это создание экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В гимназии это  обустройство пришкольной территории, озеленение классов и рекреаций, участие в природоохранных мероприятиях.

слайд – 22 - 23

4  технологии обеспечения безопасности  и жизнедеятельности (ТОБЖ).   Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курсов ОБЖ и ОЗОЖ.

слайд – 24-26

5 здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на три группы:

- организационно-педагогические технологии;

-психолого-педагогические технологии связанные с непосредственной работой учителя на уроке, Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса. Педагоги-психологи гимназии ведут грамотную диагностическую работу, которая требует своего продолжения через информирование классных руководителей о полученных результатах, ознакомление родителей с выявленными проблемами на родительских собраниях, индивидуальными встречами с родителями и проведение тренинговых занятий с определённой группой детей. По данным классно-обобщающего контроля в 5-х классах, итоги которого были подведены 30 октября 2009 года, выявлена группа детей с высокой степенью тревожности, 28 учеников, или 22% пятиклассников которые не смогли адаптироваться к предметному обучению, к новой системе требований учителей-предметников, к системе оценивания. Для решения выявленных проблем необходимо продумать систему групповых и индивидуальных занятий с данной группой детей для смягчения и ускорения процесса адаптации к обучению на второй ступени обучения.  

 -воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек и т. д.

 Для успешного решения задач здоровьесбережения учащихся необходимы:

1. комплексность использования оздоровительных технологий с учётом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения и воспитания;

2. непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;

3. максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;

4. интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;

5. реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, охране психического здоровья, а так же по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и ее применение в образовательном процессе

В статье дано краткое теоретическое описание технологии деятельностного метода. Перечислены различные варианты ее использования в практической деятельности на уроке и во внеурочное время....

Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и её применение в образовательном процессе

Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и её применение в образовательном процессе  для учителя  возникает острая необходимость быть в курсе того, что и в какой степени осваивает учени...

Здоровьесберегающие технологии и их применение в образовательном процессе

Данная статья раскрывает основные аспекты применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....

Результаты применения в образовательном процессе современных образовательных технологий.

Статья отражает роль современных образовательных технологий в образовательном процессе.  а конкретно - на уроках математики....

Методическая разработка по применению в образовательном процессе модульной технологии при изучении спецдисциплины «Организация и управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте»

       В методической разработке изложена  методика изучения  предмета,    определена технология организации и управления перевозочным процессом, те...

Разнообразие средств информационно-коммуникационных технологий и возможности их применения в образовательном процессе

Разнообразие средств информационно-коммуникационных технологий и возможности их применения в образовательном процессе...