Здоровьесберегающая направленность на уроках физической культуры
методическая разработка (физкультура и спорт) на тему

Коврина Любовь Николаевна

Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchaya_napravlennost.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая направленность на уроках

физической культуры.

        

 
Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных факторов нарушения здоровья.
Здоровьесберегающие технологии – это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых ОУ для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования.

Цель моей профессиональной деятельности как учителя физкультуры -  укрепление и сохранение здоровья учащихся средствами физической культуры. По сути сам урок физкультуры является здоровьесберегающим. Это урок, где учащиеся могут разгрузиться не только физически, но и эмоционально. Здоровьесберегающие технологии, используемые на моих уроках:

  1. 1.      Чередование видов деятельности. Разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки учащихся  - один их способов повышения эффективности урока. Чередую теорию и практику.
  2. 2.      Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть развивающим, интересным. На уроке я обязательно обращаю внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотрю, как они воспринимают задания ,как оценивают работу. Предъявляю требования и замечания только в дружественной форме.
  3. 3.      Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки учащихся.
  4. 4.      Индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети очень разные, но учитель должен сделать свои уроки интересными. Для этого я предлагаю создать для каждого ученика ситуацию успеха, предоставить всем детям право оценить свой результат.
  5. 5.      Занятия на свежем воздухе. Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из моих задач является повышение устойчивости детского организма  такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. Я опираюсь на естественные факторы закаливания и большую часть уроков физкультуры провожу на свежем воздухе. Уроки на свежем воздухе включают занятия на школьном стадионе ,где проходит легкоатлетическая подготовка, футбол, игра в лапту, лыжная подготовка..
  6. 6.      Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физкультуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.

Здоровье сформированное в период роста и развития организма детей и подростков, в значительной степени определяет продолжительность жизни взрослого человека.

В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии.

Направленности в физическом воспитании-

Оздоровительная .Образовательная. Воспитательная

Образовательная направленность: использование программы физической культуры по освоению двигательных умений и навыков под

редакцией Ляха и Матвеева;

-обучение по темам: Лёгкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол, волейбол,

футбол, гимнастика, плавание.

-использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;

-использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;

- учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств.

Оздоровительная направленность:

    Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды,   а также ТБ,проверка инвентаря и оборудования.

Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма.

Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным

условиям путём закаливания.

Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их

методических рекомендаций

(распределение школьников на медицинские группы: основная,подготовительная, специальная).

Воспитательная направленность:

учет психологических особенностей учащихся согласно их возрастным особенностям;

создание эмоционально-положительного фона в обучении и общении (спортивные, подвижные игры и игровые упражнения);

стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку ввыполнении упражнений;

развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание, представление, мышление, память, воображение), а также умственных способностей (наблюдение, сравнение, обобщение);

получение знаний в различных видах спортивной деятельности.

учет психологических особенностей учащихся согласно их возрастным

особенностям;

создание эмоционально- положительного фона в обучении и

общении (спортивные, подвижные игры и игровые упражнения);

стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание

поддержки и помощи ребенку в выполнении упражнений;

развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание, представление, мышление, память, воображение), а также умственных способностей (наблюдение, сравнение, обобщение);

получение знаний в различных видах спортивной деятельности.

Сочетая эти три направления формируются :

Физкультурно-оздоровительные технологии - это процесс оздоровления детей.

По характеру действия различают:

-Стимулирующие Технологии (Закаливание и тренировка физических

качеств).

-Защитно- профилактические:

Санитарно- гигиенические нормы и требования, ТБ

-Компенсаторно- нейтрализующие :

Физкультминутки и физкультпаузы

-Информационно-обучающие:

Забота учащихся о своём здоровье

Средства физического воспитания:

1.Санитарно-Гигиенические

проветривание спортивного зала естественным сквозным способом;

влажная уборка зала

наличие туалетов и умывальников

соответствующее освещение, наличие аптечки;

спортивный инвентарь по возрасту (б/бмячи средний возраст №5, старший возраст №7, лыжный инвентарь,набивные мячи);

наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе(осень-весна, зима).

2.Физические упражнения –

 -это простые двигательныедействия, направленные нарешение задач вводно-подготовительной, основной и заключительной части урока;

-это сложные двигательные действия, направленные на

решение задач в подвижных и спортивных играх.

Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с двигательной активностью учащихся.

Двигательная активность восполняется при использовании различных форм.

1.Проведение урока физической культуры

   два раза в неделю.

2.Учащимся предоставлена возможность  заниматься в спортивном зале,и на стадионе.

 3.Организация и проведение физкультурных праздников и Дней здоровья.

4.Участие детей в городской спартакиаде школьников.

5.Проведение утренней зарядки с детьми младшего школьного возраста .

6 Использование между урокам физкультминуток и физкультпауз.

7.Домашнее задание.

8.Вовлечение учащихся в городские спортивные кружки и секции.

   

3.Естественные силы природы

   -разностороннее воздействие на организм учащихся солнца,воздуха и воды;

-занятия в лесной местности на свежем воздухе (воздух

лесов содержит особые вещества фитонциды –

способствуют уничтожению микробов в организме);

-сочетание естественных сил природы с физическими

упражнениями увеличивает их закаливающее действие на

организм.

Структура урока.

Вводно-подготовительная часть:

1. Начальная организация занимающихся;

2. Создание целевой установки;

3. Обеспечение благоприятного психического и эмоционального состояния;

4. Общее разогревание, постепенное втягивание и умеренная активизация функций организма;

5. Подготовка организма к решению специфических задач основной части урока.

Основная часть:

1. Общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствование функциональных возможностей организма;

2. Обучение технике упражнений;

3. Формирование специальных знаний;

4. Развитие основных и специальных двигательных качеств;

5. Воспитание нравственных,интеллектуальных и волевых качеств.

Заключительная часть:

1. Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;

2. Регулирование эмоционального состояния;

3. Подведение итогов урока;

4. Сообщение домашнего задания.

Здоровьесбережение на уроке физической культуры

1.Планируется переход от одного этапа урока к другому с чередованием:

-разных видов деятельности,

-фаз напряжения и «разрядки»

В каждый урок включаются 2-3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 минут в целях тренировки и повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин.

2.Оптимальное соотношение темпа и информационной насыщенности.

Кроме физической нагрузки ведётся теоретическая подготовка детей.

Нагрузка чередуется с теорией физической культуры.

3.Активные методы обучения –это побуждение участия детей к активной и самостоятельной деятельности.

Здесь наиболее предпочтительными методами обучения являются:

-индивидуальная работа,

-работа с партнером и

-работа в группе.

4.Дифференцированный подход это – правильно регулируемая нагрузка.

Как определить нагрузку на уроке?

УЧИТЕЛЮ НАДО:

учитывать состояние здоровья;

функциональные возможности всех учащихся;

физическую подготовленность;

индивидуальные особенности;

степень предшествующих нагрузок при   изучении ранее пройденного материала.

«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде.

Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто

положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей,

которые жизнь возлагает на человека»

Г. Сигерист

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков».

Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом,  психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности        /способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, ключевой компетенцией учителя, в частности учителя физкультуры, является сохранение и укрепление здоровья учащихся Здоровье сформированное в период роста и развития организма детей и подростков, в значительной степени определяет продолжительность жизни взрослого человека.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая физическая подготовка,как условие реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры.

}Качественное обучение физическим упражнениям, умениям и навыкам;}Обучение обрабатыванию и обобщению полученной информации при проведении тестов по уровню физической подготовленности;}Обучение с...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.

Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...

Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича

Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения  показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Учитель физической культуры М.С.Палкина

ИспоИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчитель физической культурыМ.С.Палкинальзование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчит...