Оценка успеваемости по физической культуре
статья по физкультуре по теме
Я считаю необходимым ещё раз подчеркнуть, что оценка – это не абсолют. Главное, чтобы все дети полюбили физическую культуру и на основании полученных в школе знаний, умений и навыков избрали свой путь к физическому самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ocenka_uspevaemosti_po_fizicheskoy_kulture.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Оценка успеваемости по физической культуре»
Учитель физической культуры и ОБЖ
МОУ-ООШ с.Б. Журавка Бурдаков Н.П.
Юный гражданин России впервые пришёл к нам в школу. Маленький, любознательный, подвижный.
Каким он станет через 10 лет? Насколько разовьётся физически? Всегда ли хватит у него сил, выносливости, чтобы выдержать тяготы армейской службы, принести пользу обществу?
Все эти вопросы сразу же встают перед педагогическим коллективом школы, но в первую очередь, пожалуй, перед учителем физической культуры.
Профессия учителя физической культуры одна из самых сложных, нужных и благородных.
Успех обучения юного гражданина во многом зависит от того, насколько мы, учителя, заинтересуем его, насколько увлечём идеалом физического совершенства, как построим систему своей работы, какой путь изберём к заветной цели, какие средства и методы используем при этом.
Обучая двигательным умениям, развивая физические способности детей, мы действуем всегда комплексно, потому что одновременно формируем мир представлений, дум и чувств школьника, воспитываем его ум и волю, прививаем ему нравственные и эстетические качества.
Кроме основного дела – учебной работы, мы организуем всевозможные соревнования, спортивные вечера и праздники, обеспечиваем выступление школьных команд в соревнованиях различного уровня.
Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, на овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным во всех классах общеобразовательной школы. Именно на уроках физической культуры учитель создаёт условия для решения всех задач физического воспитания.
Нередко учитель полагает, что он достаточно полно знает способности учеников и поэтому может поставить оценку каждому, даже не проверяя его знания и умения. Хороший педагог, действительно, видит «насквозь» каждого ученика. Я считаю, что оценка выполнения заданий – это средство повышения эффективности учебного процесса. По результатам проверки освоения учебного материала за текущую серию уроков я сужу, насколько правильно реализую свои планы и, соответственно, вношу нужные коррективы. Хороший педагог знает, что оценки, которые учитель ставит ученикам, - это, в первую очередь, оценка его учебной деятельности. К сожалению, не все педагоги учитывают это, а поэтому нередко используют низкую отметку в качестве наказания, а высокую – в качестве поощрения. Выставленные в классном журнале отметки нередко вызывают конфликты между учителями и учащимися, их родителями, а нередко и педагогическим коллективом. Иногда учителя не находят убедительной аргументации той или иной отметке, не доводят до сведения школьников, родителей. Исходя из своего опыта, я подхожу значительно шире к оценке учебной работы своих учеников. Оценке подвергается всё разнообразие умений, получаемых учащимися на уроке. Больше внимания отводится индивидуальным сдвигам обучающихся в овладении умениями и навыками. Прежде всего, учитель должен всегда помнить, что отметка является одно из важных форм воздействия на ученика. Она призвана выполнять три основные функции: контролирующую, обучающую и воспитывающую. Однако, чтобы оценка выполняла все свои функции, она должна быть систематической, объективной, всесторонней и индивидуальной.
Более способных к занятиям физической культурой детей я, как правило, вызываю к выполнению упражнений в числе первых. Более слабым ученикам предоставляю больше времени для усвоения программного материала. И если у ученика стали заметны положительные сдвиги в его подготовке, при выполнении упражнений на оценку, ему я в виде поощрения и придания уверенности ставлю более высокую отметку. Учителю надо ясно себе представлять, что на всём земном шаре нет двух одинаковых людей. Имеется в виду их генетический аппарат. Одни получили в наследство от родителей силу, другие – выносливость, третьи – ожирение и т.д. Могут ли быть ко всем одинаковые требования? Конечно же, нет. Представьте, приходит на урок полненький мальчик, учитель ему задание сдать бег на два километра. Сдаёт, естественно на «2», потеряв при этом последние физические и духовные силы. И попробуй ему потом доказать, что движение – это жизнь.
Учителю надо ясно представлять, что оценка успеваемости по физической культуре не сводится только к выставлению отметки. Я на своих уроках часто прошу детей самим оценить деятельность своих одноклассников. Этот приём ведёт к развитию самостоятельности, критичности школьников, которым предоставляется возможность самим оценить и сравнить достижения товарищей. К оценке самых простых движений нужно привлекать учащихся уже в младших классах. Однако учитель должен выражать своё отношение к ней, тщательно аргументировать своё согласие или несогласие.
Оценка, естественно, бывает положительной и отрицательной. В любом случае, они обязательно должны быть обоснованными. При положительной оценке учитель объясняет ученику причину своего одобрения, а при отрицательной - указывает на недостатки, в обязательном порядке раскрывает перед учащимися перспективу дальнейшего развития и совершенствования.
Устное одобрение можно выражать, например, фразами: «Правильно, смелее», «Ты делаешь всё лучше» и т.д. Этот приём полезен для школьников, не уверенных в своих силах, робких, физически слабых. Давая устные отрицательные оценки, нельзя употреблять выражения, оскорбляющие учащихся, фиксирующие их природные недостатки типа: «У тебя нет способностей», «От тебя ничего путного не добьёшься». Напротив, надо подчёркивать: «У тебя хорошие двигательные возможности, а ты их не используешь», «Пока ещё не всё у тебя получается, но заметен небольшой прогресс» и т.д. Всегда надо помнить, что отрицательная оценка действий и поступков, тем более плохая отметка, по-разному влияет на сильных и слабых духом и телом учеников. Порицания, двойка могут мобилизовать сильных и вселить неуверенность в слабых. Поэтому учитель не должен разбрасываться плохими оценками, они не приносят пользы ни ему, ни его подопечным.
При выставлении отметок я руководствуюсь принципом, что отметка должна содействовать развитию учащегося, а не тормозить его, воспитывать у него интерес и желание заниматься физическими упражнениями. Недопустимы такие вольности: например, за две ошибки, одинаковые по значению в технике движения, одному ученику ставить «3», а другому «4» только потому, что второй ученик в целом слабее, чем первый. Такие и подобные случаи – результат неправильного толкования индивидуального подхода к оценке успеваемости. Также объективно я выставляю отметки за четверть, за год. Здесь придерживаюсь таки установок. Итоговая четвертная оценка выставляется на основании всех оценок, при этом преимущественное значение имеют оценки за освоение законченных разделов программы. Например, в III четверти решающее значение приобретает оценка за раздел «Лыжная подготовка», во II-ой – «Гимнастика». Годовая оценка выставляется на основании четвертных оценок, причём, если за одинаковый раздел (например, «Лёгкая атлетика») ученик получает в последней четверти более высокий балл, более низкий уже не принимается. Например, за прыжки в 1-й четверти ученик имел «3», а в 4-й – «5», считаю, что ученик освоил прыжок на «5».
Качественным показателем успеваемости является степень овладения материалом – знаниями, двигательными умениями и навыками. К количественным показателям успеваемости относится уровень физической подготовленности, складывающийся обычно из показателей развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости. Эти показатели определяются результатами выполнения учебных нормативов программы, разработанных на основании измерения уровней (высокий, средний, низкий). Поэтому количественные показатели должны быть лишь одним из слагаемых общей оценки успеваемости по физической культуре. Отметка по физической культуре за выполнение нормативов будет выполнять стимулирующую и воспитательную роль только в том случае, если будут оцениваться показатели физической подготовленности за определённое, довольно длительное время.
В отличие от других общеобразовательных предметов оценка успеваемости в физической культуре требует более полного и глубокого учёта как психических качеств, свойств и состояния личности, так и особенности телосложения, физического развития, физических способностей и состояния здоровья у учащегося. К анатомо-физиологическим индивидуальным особенностям относятся особенности телосложения, физического развития, развития органов и систем организма (сердечно-сосдистой, дыхательной, центральной нервной, опорно-двигательной). Психические особенности личности составляют особенности психических процессов (память, восприятие, воображение, речь, воля), психических свойств (темперамент, характер, способности). При оценке успеваемости в первую очередь следует учитывать особенности физического развития (длина и масса тела) и типы телосложения. Учащимся с большой массой тела и длиной тела легче даются упражнения в метаниях на дальность. В то же время им значительно сложнее овладеть техникой гимнастических упражнений на снарядах (упоры и висы) и показать высокие результаты в заданиях на выносливость. Дети, у которых высокий рост и незначительная масса тела, легко и успешнее других справляются с прыжковыми упражнениями. Ребятам небольшого роста и с солидной мышечной массой эти упражнения даются с большим трудом. По моим наблюдениям проявляется влияние типов телосложения на результаты в осваиваемых упражнениях у мальчиков в 14-15 и у девочек в 11-12 лет. Наиболее внимательного и деликатного отношения при выставлении оценок требуют к себе дети дигестивного и и астеноидного типов сложения. Невысокие результаты в заданиях на выносливость у учащихся дигестивного типа и низкие показатели в силовых упражнениях у астеников не должны являться основанием для значительного снижения оценки успеваемости. В этом случае особенно важен подход к успеваемости не по абсолютным результатам, а по достигнутым приростам за заданное время. Детям с заторможенным восприятием и мышлением необходимо больше времени для осмысливания заданий учителя, подготовки к выполнению упражнения. Эмоциональным, легко возбудимым детям следует создавать спокойную обстановку, в которой они могли бы продемонстрировать свои достижения. Детям нерешительным, с недостаточно развитыми другими волевыми качествами нужно давать определённое время для адаптации к условиям повышенной трудности заданий, оказывать наиболее надёжную страховку и помощь. Учащиеся с разными типами темперамента также требуют различного подхода к оценке их успеваемости. Например, условия с повышенной мотивацией (игра, соревнование) более близки детям сангвинического и флегматичного темперамента. В то же время для холериков и меланхоликов условия соревнований менее подходят для оценки их возможностей.
При определении успеваемости учащихся я учитываю и то, что дети имеют разные способности к овладению различными видами программного материала: одним легче даются спортивные игры и легкоатлетические упражнения, другим – гимнастические, лыжные и т.д. Иногда причиной низких результатов является отсутствие действенных мотивов (интересов) к выполнению отдельных упражнений. Это требует от учителя выяснения и учёта подлинной картины успеваемости каждого учащегося.
Во время сдачи учебных нормативов, контрольного выполнения тех или иных упражнений учитель должен учитывать, что на результаты большое влияние оказывает психическое состояние учащихся. Учителю надо всегда помнить, что неудовлетворительная оценка, полученная на предыдущих уроках, самочувствие могут значительно повлиять на истинную картину достижений учеников. В таких случаях целесообразно отложить выставление отметки на последующие занятия. Вообще надо сказать, что «отложенная» отметка является одним из мудрых приёмов работы учителя. Она способствует сохранению у учащихся интереса к занятиям, помогает им поверить в себя, стимулирует к последующей работе. Я за время своей работы при оценке успеваемости учащихся не ставил плохих отметок за слабую посещаемость уроков, за отсутствие спортивной формы, недисциплинированность. Это, как говорится, иные понятия. И если учитель прибегает в таких случаях к спасительным (и воспитывающим, по его разумению) двойкам, он не только нарушает инструкции по оценке знаний и умений учащихся по каждому школьному предмету, но и показывает свою беспомощность в работе с классом. Точно также при выполнении контрольных нормативов нельзя снижать оценки физически сильным ученикам только за то, что, по мнению учителя, они по своим задаткам способны на большее.
Приступая к работе над данной темой, я не ставил перед собой цель создать какую-либо инструкцию по оценке успеваемости учащихся по физической культуре. Просто на большом практическом опыте я хотел бы немного помочь своим коллегам в этом нелёгком вопросе. Мой девиз: «Медали, призы – сильнейшим, крепкое здоровье – всем!». В заключении я считаю необходимым ещё раз подчеркнуть, что оценка – это не абсолют. Главное, чтобы все дети полюбили физическую культуру и на основании полученных в школе знаний, умений и навыков избрали свой путь к физическому самосовершенствованию.
Литература:
- Голобородько В.В. Педагогический подход к оценке. «Физическая культура в школе», 1980, №3
- Физическая культура в школе. Под редакцией З.И. Кузнецовой.М.: «Просвещение», 2008
- Книга для учителя физической культуры. Под общей редакцией В.С. Кагорова. М.: Физкультура и спорт, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕТ И ОЦЕНКА УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ специальной медицинской группы
Учет успеваемости по физической культуре, хорошо поставленный и разносторонний, способствует более гибкому управлению учебно-воспитательным процессом....
Оценка на уроке физической культуры.
Материал может быть полезен молодым учителям физической культуры, а также при подготовке выступления на заседании МО, педсовете....
Оценка успеваемости по физической культуре.
Оценка является одной из важных форм воздействия на ученика. Она призвана выполнять три функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую....
Качество современного образования и его оценка на уроках физической культуры.
От того, каким будет образование в современной школе, зависит, будут ли наши дети жить в перспективной стране. Докладе рассказывается, что понимается под качеством образования. Какие основные за...
Оценка успеваемости по физической культуре
Оценка является одной из важных форм воздействия на ученика. Она призвана выполнять три функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую....
Качественная успеваемость по физической культуре
Здесь даны показатели качественной успеваемости по физической культуре за последние 5 лет...
Оценка успеваемости по физической культуре.
Оценка успеваемости по физической культуре...