Аторская программа Штыркиной Н.С. "Обучение катанию на коньках на уроках физической культуры"
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме
Жизнь ХХI века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день это проблема сохранения здоровья нации. Существует проблема организации детского досуга и формирования здорового образа жизни с малых лет. Поскольку младший дошкольный возраст является самым благоприятным для выработки правильных привычек, что в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья можно добиться положительных результатов. Поэтому формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков, воспитание потребности в здоровом образе жизни являются основными задачами по физическому воспитанию детей.
Необходимо возрождать общедоступный спорт и спортивный отдых. Программа по обучению катания на коньках - это шаг к развитию спорта и физической культуры в нашем городе Новоульяновске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_kataniyu_na_konkah.doc | 380.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по физической культуре.
«Обучение катанию на коньках на уроках физической культуры».
Автор: Штыркина Надежда Семёновна
Введение
- Характеристика проблемы
Жизнь ХХI века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день это проблема сохранения здоровья нации. Существует проблема организации детского досуга и формирования здорового образа жизни с малых лет. Поскольку младший дошкольный возраст является самым благоприятным для выработки правильных привычек, что в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья можно добиться положительных результатов. Поэтому формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков, воспитание потребности в здоровом образе жизни являются основными задачами по физическому воспитанию детей.
Необходимо возрождать общедоступный спорт и спортивный отдых. Программа по обучению катания на коньках - это шаг к развитию спорта и физической культуры в нашем городе Новоульяновске.
- О пользе катания на коньках для детей
Оздоровление ребёнка на льду – звучит несколько непривычно. Хотя здоровье ребёнка – то, что больше всего тревожит всех родителей, такая мысль редко кого озаряет.
А ведь польза для ребенка от катания на коньках огромная. Ослабленному, часто болеющему ребёнку заняться им часто рекомендуют даже врачи.
Такое «лекарство» не имеет опасных побочных действий, свойственных большинству медицинских препаратов. Кроме того, кататься на льду просто интересно и приятно.
Почему же катание на коньках так полезно для детского здоровья?
Оно относится к циклическим видам физических нагрузок (также как бег, плавание). При таких нагрузках усиливается обмен веществ, интенсивно включается в работу дыхательная и сердечно-сосудистая система. Однако происходит это постепенно, что очень благоприятно для не совсем здоровых детишек.
Всегда можно подобрать индивидуальный темп для занятий, посильный конкретному ребёнку. Поэтому катание на коньках полезно детям с ослабленной иммунной системой, часто болеющим респираторными заболеваниями, и даже при заболеваниях сердца.
Многим поклонникам фигурного катания известна история чемпиона России, Европы и мира Евгения Плющенко, который рос очень слабым, болезненным ребенком. Отчаявшись найти лекарственную помощь, родители его решили пойти другим путём и уже в четыре годика Женю привели на занятия фигурным катанием. Результатом стали не только всем известные спортивные достижения, но и отступившие простуды и пневмонии.
Именно из-за слабого здоровья на лед привели и многих других известных фигуристов. Поэтому, кто знает, что уготовано вашему чаду…
Другим оздоравливающим эффектом катания на коньках является благотворное действие его на осанку детей. Не секрет, что нарушения осанки и сколиозы сейчас лидируют среди детской патологии. Не удивительно, если учесть всё возрастающую нагрузку в школах, недостаток двигательной активности в свободное время и многочасовое сидение за компьютерными играми.
Катание на коньках – замечательный выход из положения! При таких занятиях не избежать гармоничного развития фигуры. Это хорошо и для лечения, и для профилактики сколиозов, нарушений осанки и других проблем с опорно-двигательной системой.
Катание на коньках
Что такое катание на коньках?
Катание на коньках издавна является любимым спортом в России. Почти каждый человек в детстве и юности увлекался этим спортом, находя в нем выход той потребности в сильном движении, которая свойственна каждому здоровому человеку в этом возрасте.
Позже, когда человек делается взрослым и приступает к трудовой деятельности, он обычно прекращает катание на коньках, так как в зрелом возрасте простое катание, без цели и смысла, теряет свой интерес: нечего совершенствовать, некуда идти вперед. И действительно, кружиться по катку, не имея перед собой какой-нибудь задачи, не очень интересно. Играть в хоккей или состязаться на скорость также далеко не всем нужно и увлекательно. Поэтому посещения катка взрослым человеком делаются все реже, пока не прекратятся вовсе.
А между тем катание на коньках таит в себе очень большие возможности, чрезвычайно интересную и разнообразную работу над собой, которая может весьма заинтересовать и даже увлечь каждого.
Вначале может показаться, что исчерпать и систематизировать все бесчисленное множество фигур невозможно. Однако, это не так. Все фигуры, исполняемые на одной ноге (а в этих фигурах и лежит центр тяжести современного фигурного катания), в общем, сводятся всего к четырем элементам – «основным фигурам».
Вся область фигурного катания разделяется на три больших отдела: I – «Школьное катание», II – «Специальные фигуры» и III – «Произвольное катание».
Школьное катание заключается в исполнении тех или иных заранее определенных фигур, причем главным требованием является точность вычерчивания заданных фигур на льду и правильность, красота и свобода движений и положений. Если сравнить фигурное катание с какой-нибудь областью искусства, например – музыкой, то школьное катание приравняется к гаммам и техническим упражнениям.
Современное фигурное катание с его детально и подробно разработанными отделами и программами появилось, конечно не сразу, а развивалось постепенно, начиная с простейших дуг, так же как и современная полифоническая музыка развилась из простейшей мелодии.
Фигурное катание на коньках, как вид физической культуры.
Развитие мускулатуры, даваемое фигурным катанием, сравнительно незначительно вследствие слабой нагрузки и небольшой утомляемости. Но именно вследствие этих качеств фигурное катание окажется весьма подходящим спортом для тех людей, которым вредна или просто нежелательна трудная физическая работа конькобежца-скорохода или лыжника. В то же время фигурное катание содержит в себе все главные достоинства зимнего спорта в его оздоравливающем значении. Дыхание свежим, чистым, лишенным пыли морозным воздухом, не слишком трудное физически, но достаточное для согревания тела движение — все это рекомендуется медициной при слабости дыхательных органов и даже при начавшемся туберкулезном процессе.
В отношении же физического воспитания, фигурное катание вырабатывает весьма необходимые не только для спортсмена, но для каждого человека, качества — ловкость, равновесие и исключительное владение своим телом. Фигуры, содержащие в себе элемент быстрого поворота с „переменой фронта" (см. ниже), выполняемого при помощи более или менее резкого перемещения частичных центров тяжести (движениями свободной ноги, рук, иногда даже головы), приучают фигуриста к уменью свободно распоряжаться своим телом, сохраняя равновесие в самых трудных положениях. Особенно четко вырабатывается это качество при изучении „крюка" и „скобки", где специфические особенности этих фигур требуют быстрого переноса центра тяжести совсем не в ту сторону, куда „хотелось бы".
Тренировочная работа фигуриста, требующая вначале очень большого сосредоточения, впоследствии сводится к повторению и комбинированию уже изученных фигур, и здесь в однообразном ритме колец, описываемой восьмерки, даётся глубокий отдых нервам, которые как бы „убаюкиваются" плавным кадансом движений.
Фигурным катанием можно заниматься в любом возрасте, с 9—10 лет и до старости. Ежедневные посещения катка, не требующие долгих сборов и поездок, оказывают помимо удовольствия, большое гигиеническое, влияние. В течение свободного часа – двух можно успеть побывать на катке, провентилировать легкие, освежиться движением на воздухе и вернуться домой.
Снаряжение для фигурного катания.
Прежде, чем говорить собственно о снаряжении, следует сказать несколько слов о катке. Площадь катка размерами 30 х 40 метров вполне достаточна для одновременной работы десяти человек. Каток следует заливать водопроводной (фильтрованной) водой, так как такой лед значительно лучше держится при оттепели, нежели лед из прудовой или речной воды. Выбирать площадь для катка лучше на суше, в защищенном от ветра месте. В морозный, не слишком холодный день площадь очищается от снега, оставшийся снег плотно утаптывается и затем каток заливается водой, пока не нарастет слой льда в 8 —10 см. После основной заливки, следует ежедневно расчищать каток от снега и обновлять лед, поливая его из леек, «дождем».Ученик должен хорошо видеть след, оставляемый коньком, поэтому работа на старом, изрезанном льду очень затрудняется.
I. Коньки.
Коньки для фигурного катания изготовляются во множестве различных образцов и моделей. Однако, существуют некоторые общие требования, которым должна удовлетворять каждая модель.
- Коньки должны наглухо привинчиваться к обуви маленькими шурупами (числом 12—14 штук).
- Коньки должны иметь высоту не меньше половины ширины подошвы.
- Лезвие должно быть изогнуто, при чем перед и задок загибаются кверху, несколько круче, чем середина.
- Лезвие должно быть в толщину от 4 до 6 мм и в длину не более, чем на 3 см. длиннее башмака.
- Коньки должны быть изготовлены из лучшей закаленной стали и никкелированы (для защиты от ржавчины). Приведем описания наиболее распространенных моделей.
Начать изучение школьных фигур можно и на простых коньках типа «Снегурочка» или «Пурине».
Коньки для фигурного катания должны быть всегда остро отточены. На тупых коньках лучше не кататься вовсе.
Точка производится поперек на небольшом круглом вращающемся точильном камне, после чего конек непременно шлифуется вдоль мелкозернистым бруском круглого сечения, чтобы удалить с нижней стороны лезвия все поперечные царапины, оставленные точильным камнем. При шлифовке надо следить, чтобы не затупить самые грани конька. Такой способ точки, образующий нижнюю поверхность в виде желобка, создает очень острые грани (ребра) конька, что является надежной опорой при исполнении самых трудных фигур. Хорошо наточить коньки самому довольно трудно, поэтому рекомендуется отдавать их для точки в хорошую мастерскую. Для предохранения коньков от затупления при ходьбе по деревянному полу теплушки, следует изготовить пару чехлов из толстой кожи, которые надеваются на коньки, как только конькобежец уходит со льда.
II. Обувь.
Обувь для фигурных коньков должна быть легкая и прочная, плотно обтягивающая ногу. Повсеместно приняты высокие (не ниже 30 см.) ботинки на шнуровке, из мягкой, но не растягивающейся кожи, лучше всего из американского опойка. Подошва должна быть из твердой кожи, толщиною не менее 4 мм, чтобы шурупы не проходили насквозь. Каблук широкий и прочный должен иметь высоту не менее 1,5 см и не более 3 см. Ботинки должны достаточно плотно сидеть на ноге, чтобы не было ни малейшего вихляния ноги; носок же должен быть настолько широк, чтобы можно было шевелить пальцами. При тесном носке кровообращение сильно затрудняется, и пальцы легко мерзнут.
Привинчивать коньки следует так, чтобы лезвие проходило под серединой пятки и под промежутком между большим и вторым пальцем. При шнуровании ботинка следует до перегиба подъема затягивать шнурки туго, затем обвести шнурки вокруг ноги и, связав их простым узлом, шнуровать далее значительно свободнее.
III. Одежда.
Одежда должна быть достаточно легка, чтобы не вызывать слишком обильного пота, и во всяком случае, не на меху. Белье лучше всего обыкновенный бумажный (не шерстяной) трикотажный гарнитур и теплые шерстяные носки. Если ноги очень зябки, полезно обвертывать ступни папиросной бумагой.
Верхняя одежда - длинное черное шерстяное вязаное трико на ноги и короткая куртка-венгерка, или фуфайка, дополняемая в сильные холода пиджаком.
В начале занятий фигурным катанием можно обойтись и без трико, пользуясь обыкновенными брюками. Но рекомендуется натягивать поверх брюк футбольные чулки, т. к. длинные брюки при фигурном катании очень некрасивы; кроме того, нижний край брюк при падениях мокнет и обмерзает, что очень неприятно. Головной убор - дело вкуса. Главное - защитить уши. Лучше всего кататься вовсе без шапки, пользуясь в холодные дни наушниками. Можно надевать шерстяную вязаную шапочку. На состязаниях обычно надевают круглую барашковую шапочку. Перчатки лучше всего черные, шерстяные.
- Обучение катанию на коньках
Обучение катанию на коньках начинается с ходьбы по льду, овладения равновесием. Далее новичков знакомят с двумя видами скольжения вперед: скольжением по прямой линии и скольжением по дуге.
- Обучение физическим упражнениям.
- Формируется целостное представление о разучиваемом упражнении.
- Разучиваются его отдельные элементы.
- Добиваются выполнения упражнения целиком.
Приводим выполнение упражнений, выполняемых на коньках.
- Катание на коньках с целью укрепления здоровья принято называть простым катанием.
- Простое катание включает в себя простейшие упражнения катания, а так же бег на перегонки, катание парами, втроём, игру в «Пятнашки» и т.п..
- Обязательная дисциплина является обязательной дисциплиной содержащей теории и практические разделы.
Танцы
Произвольное
На простых коньках
Индивидуальное
Скоростной бег
Простое катание
Вспомогательные
Групповое
Парное
Школьное
На беговых коньках
Парное
Фигурное катание
Игры
Подвижные игры
Упражнения на коньках
Спортивные
Скольжение вперед по прямой выполняется отталкиванием ребром конька при мягком положении колена опорной ноги с поочередным переносом веса тела с толчковой ноги на опорную. При правильном выполнении этого движения на льду остается след, похожий на рисунок елочки. Характерными ошибками в этом упражнении являются толчок носком и потеря равновесия при одноопорном скольжении. Чтобы избежать этих ошибок, нужно делать толчки средней частью конька и использовать упражнения, совершенствующие чувство равновесия. Одно из таких упражнений выполняется на три счета: толчок правой ногой, скольжение на двух ногах, пауза; толчок левой ногой, скольжение на двух ногах, пауза и т. д
Скольжение по дуге является основным движением фигуриста, входящим во все виды фигурного катания. Трудность этого движения заключается в необходимости сохранять равновесие при наклоне туловища внутрь дуги. Движение выполняется так же, как и при скольжении по прямой. После толчка нужно наклонить туловище внутрь описываемой дуги. Следует обращать особое внимание на то, чтобы не допускать перекоса линии плеч и подгибания опорной ноги в голеностопном суставе. В качестве подводящего упражнения можно рекомендовать скольжение на двух ногах — змейку. При его выполнении необходимо акцентированное встречное вращение плеч относительно таза, что помогает более естественно выполнить все движение.
Другим эффективным упражнением является так называемый фонарик, в котором движение создается за счет активного сведения и разведения ног.
К числу движений, вызывающих определенные трудности у новичков, относятся толчки. Для овладения ими рекомендуются: имитация толчков с опорой на скользящий впереди предмет, а также отталкивание от бортика в двухопорном и одноопорном положении, толчки на дальность скольжения. Овладению правильным толчком способствует упражнение «самокат», при котором толчок постоянно выполняется одной ногой со скольжением на опорной, руки в стороны.
Обучение остановкам является важной частью программы обучения новичков. Различают остановки в двухопорном и одноопорном положении. Наиболее простой является Т-образная остановка. Торможение в этом случае осуществляется при скольжении вперед в двухопорном положении путем давления на внутреннее ребро ноги, находящейся сзади. Опорная нога слегка согнута, руки разведены в стороны. Более сложной является остановка, в которой торможение достигается поворотом двух ног перпендикулярно к направлению движения. Одна нога на внутреннем ребре конька, другая — на наружном. Плечи и голова повернуты в сторону движения. Тело слегка наклонено в сторону, противоположную направлению движения.
Распространенными видами торможения являются остановки; способами «полуплуг», «плуг», ребром конька в одноопорном положении. При торможении первым способом занимающийся выносит ногу вперед, разворачивает стопу поперек движения. Торможение осуществляется давлением на внутреннее, ребро конька. В момент выполнения торможения ноги чуть согнуты в коленях, спина прямая.
Способ «плуг» по своей технике схож с торможением «полуплуг». Отличие состоит в том, что торможение осуществляется обоими коньками. В момент торможения занимающийся сгибает ноги, поворачивает их носками внутрь и нажимает на внутренние ребра.
Остановка ребром конька в одноопорном положении сложна для новичков. Это объясняется необходимостью выполнить плавный переход от скольжения к торможению. Принцип выполнения торможения такой же, как и в способе «полуплуг». Указанные способы остановок применяются при выполнении скольжения вперед. Встречающиеся в практике способы торможения — носком, пяточной частью — неправильны, часто приводят к нежелательным навыкам. Так, например, использование носковой части конька для выполнения не только торможения, но и толчка является грубой ошибкой и противоречит правилам. Торможение пяточной частью конька в большинстве случаев неэстетично и затрудняет дальнейшее освоение приемов правильного торможения ребрами конька.
Чтобы остановиться при скольжении назад, занимающийся ставит ногу на внутреннее ребро, перпендикулярно к направлению движения, и переносит на нее вес тела.
Первоначальное обучение бегу на коньках.
Впервые встав на коньки, начинающий первое время не только не может сдвинуться с места, но даже просто удержать коньки стоймя, так как ноги подгибаются и конек ложится то на правый, то на левый бок. Происходит это от слабости связок и мышц голеностопного сустава, непривыкших к такой узкой опоре, как лезвие конька. Однако, следует с первых же шагов постараться удержать коньки в устойчивом положении и «ходить» по льду маленькими шагами, не отделяя коньков от льда. При этом следует слегка согнуть колени и наклонить корпус вперед. Обычно с первых же шагов начинаются падения, т. к. ноги опережают туловище и конькобежец садится на лед. Падать не страшно, но вставать довольно трудно. Чтобы удержать разбегающиеся коньки на одном месте, нужно при вставании ставить их на лед под прямым углом друг к другу, стараясь держать пятки вместе.
Через некоторое время связки окрепнут, ноги перестанут подгибаться и тогда можно начинать скользить – «ехать». Для новичка кажется почти невозможным скользить на одной ноге, поэтому обычно новичок, оттолкнувшись ногой, немедленно ставит ее на лед рядом с другой и катится на обеих. Отталкиваться нужно не носком, а всем внутренним ребром конька. Когда толчок будет усвоен, следует попытаться проехать весь «шаг» (до нового толчка) на одной ноге и ставить свободную ногу только перед началом нового шага (рис. 5).
С течением времени следует увеличивать силу толчка и длину шага. Отталкиваться необходимо обеими ногами с одинаковой силой.
Повороты во время скольжения на двух ногах производятся наклоном тела в соответствующую сторону. Это движение дается совершенно инстинктивно, поэтому говорить о нем не стоит. Когда выработается длинный шаг, необходимо научится скользить на наружных ребрах коньков (рис. 6); для изучения этого прекрасным упражнением является бег по кругу (рис. 7), при котором свободная нога при постановке ее на лед скрещивается спереди с несущей (так называемый «поворот с переступанием», применяемый при скоростном беге). После усвоения бега по кругу в обе стороны, изучение скольжения на наружных ребрах не представит больших затруднений.
Кроме толчка одной из ног, ход может получаться путем так называемых «змеек» - фигур, исполняемых на двух ногах (рис. 8), где при помощи сведения и разведения ног можно двигаться вперед или назад, не отделяя коньков от льда. После усвоения простейших змеек, необходимо изучить прием для быстрого хода назад (рис. 9).
Этот прием выполняется путем размашистого, переноса тяжести тела с одной ноги на другую в тот момент, когда конек соответствующей ноги идет на внутреннем ребре (точка «а» на рис. 9 а)). Легче всего выучиться этому приему, глядя на других конькобежцев и стараясь подражать им. Ход назад также дает возможность изучить скольжение на наружных ребрах (назад наружу). Постепенный подход к этому изображен на рис. 9 б) и в) (пунктир обозначает путь свободной ноги в воздухе).Изучение всех указанных элементов конькобежной техники займет при ежедневных занятиях (по 1 - 2 часа в день) около 2 - 3 недель. Изучать все приемы рекомендуется без всякой посторонней помощи и опоры. Правда, падать вы будете чаще, но зато научитесь сохранять равновесие гораздо скорее. После усвоения всех перечисленных приемов, начинающий может приступить к изучению первого отдела фигурного катания - школьных фигур. Для того чтобы легче можно было понять смысл и значение движений и положений тела при исполнении школьных фигур, следует ознакомиться с некоторыми теоретическими положениями.
- Программа обучения катанию на коньках на уроках физкультуры в МОУ Новоульяновской средней общеобразовательной школе №1.
- Пояснительная записка
В последние десятилетия в российском обществе упал интерес к занятиям физической культурой. В то же время, каждый четвертый родившийся ребенок имеет врожденную патологию, каждый третий страдает от хронических болезней, каждый второй имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья. Эти дети часто не могут в полном объеме посещать школьные уроки физкультуры, и получается замкнутый круг: отсутствие интереса к спорту способствует слабому здоровью, болезненные дети становятся неспортивными.
Не секрет, что школьные программы физической культуры устарели, что принудительный характер уроков деформирует мотивационную основу их двигательной активности, что вместо формирования полезного члена общества, готового к труду и обороне, пора посмотреть на школьника как на личность.
В этой связи становится актуально использование каждым учителем всевозможных способов, методов, технологий, оказывающих профилактическое и оздоравливающее воздействие на организм детей.
Данная программа составлена опираясь на программно - нормативные документы, касающиеся физической культуры в средней школе и на личном опыте проведения поурочных и секционных занятий на коньках. Программа допускает
многообразие и вариативность подходов к построению учебного процесса, в тоже время она вписывается в минимальный объем учебного материала по предмету «физическая культура», который должен быть освоен учащимися, не зависимо от их типа, характера, используемых учебных программ.
Целью программы является: обучение технике катания на коньках, формирование двигательных умений и навыков, укрепление здоровья.
Требования к уровню подготовки предусматривают усвоение учебного материала по предмету «физическая культура».
Катание на коньках стимулирует двигательную активность школьников, улучшает состояние их здоровья и общую физическую подготовку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и двигательной мускулатуры, развитию и укреплению всей опорно-двигательной системы. Повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы.
Сложность движений на коньках обуславливается взаимосвязью и общим ритмом двигательного акта при скольжении по льду на ограниченной площади опоры. Учить ребят этому виду спортивных упражнений можно начинать с 3-5 лет, для чего необходимо вести систематическую разъяснительную работу с родителями: проводить беседы, консультации о физическом воспитании детей.
Желание учащихся овладеть катанием, воспитывают у них волю, терпение, смелость, настойчивость и другие положительные качества. Совместная работа учителей физического воспитания и семьи поможет осуществить правильное физическое развитие и воспитание характера и личности. Этому способствует катание на коньках.
Программа позволяет последовательно решать такие основные задачи:
- укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;
- формирование двигательных умений и навыков;
- воспитание у школьников потребности в систематических и самостоятельных занятиях на свежем воздухе;
-воспитание волевых качеств характера;
- приобретение необходимых навыков самоконтроля и самостраховки;
- проведение культурного семейного досуга.
При проведении занятий строго соблюдаются правила техники безопасности, установленные для уроков физической культуры в общеобразовательной школе. Занятия с учащимися проводятся с учетом их состояния здоровья. Программа позволяет проводить занятия с учащимися на личностно- ориентированной основе.
В программе четыре раздела:
- основы знаний при занятии на коньках;
- подготовительный период обучения (занятия на твердом покрытии и на снежной утрамбованной площадке);
- основной период обучения (занятия на льду);
- заключительный период.
В подготовительном периоде решаются следующие задачи:
- вызвать у ребят интерес и желание кататься на коньках; обеспечить общую физическую подготовку;
- формировать чувство равновесия; формировать первоначальные представления о технике катания на коньках;
- выработать навыки быстрого самообслуживания, необходимые для подготовки к занятию и после его окончания;
- научить способам самостраховки при падении.
В основной период обучения, который охватывает 10 занятий, ставятся следующие задачи:
- обучать основам техники катания на коньках и закреплять движения, уже имеющиеся после подготовительного периода обучения;
-обучать технике отталкивания на одном, поочередно на двух коньках в катании по- прямой;
- обучать технике катания по кругу;
- обучить сочетанию отталкивание со скольжением на одном, на другом коньке, на двух вместе, соблюдая при этом правильную посадку, постановку коньков;
-обучить технике поворотов и торможению.
Таким образом, в основной период обучения включаются упражнения на льду (46% времени), произвольное катание (20%) и игры (34%).
Почасовой план рассчитан на 20 часов в учебный год.
Для реализации программы используются беседы, практикум, урок-тренировка.
Из опыта работы видно, что мотивация к занятиям физической культурой на коньках высокая. Уменьшилось количество учащихся, болеющих простудными заболеваниями. Многие учащиеся приобрели свои коньки и стали посещать каток в свободное время.
Тематическое планирование
Тема урока | Количество часов | |
1 | Основы знаний | 2 |
2 | Подготовительный период | 6 |
3 | Основной период | 10 |
4 | Заключительный период | 2 |
При освоении программы учащиеся должны знать:
- Как вести себя на льду.
- При каком температурном режиме можно заниматься.
- Как правильно падать.
- Как оказать помощь при травме.
При освоении программы учащиеся должны уметь:
- Правильно подобрать коньки.
- Кататься по прямой.
- Скользить на одном коньке.
- Делать повороты.
- Кататься по кругу.
- Кататься спиной вперед. .
- Тормозить двумя способами.
- Уметь группироваться при падении.
Классификация упражнений на коньках(беговые)
Дистанция | 10-12л. юноши | 13-14л. | 15-16л. | 17-18л. | 10-12л. Девуш. | 13-14л. | 15-16л. | 17-18л. |
100м. | + | + | ||||||
300м. | + | + | ||||||
400м. | + | + | + | + | ||||
500м. | + | + | + | + | ||||
800м. | + | |||||||
1000м. | + | + | + | + | + | + | ||
1500м. | + | + | + | + |
Классификация упражнений на коньках (простые)
Дистанция | 10-12л. юноши | 13-14л. | 15-16л. | 17-18л. | 10-12л. девушки | 13-14л. | 15-16л. | 17-18л. |
60м. | + | + | ||||||
100м. | + | + | + | + | + | + | + | + |
300м. | + | + | + | + | ||||
500м. | + | + | + | |||||
1000м. | + |
На практических и теоретических занятиях ученики приобретают знания , умения, навыки, необходимые для владения техники и бега на коньках. Ученики приучаются к соблюдению режима дня и необходимых гигиенических правил. Проведение правил при любой погоде, преодоление трудностей укрепляют волю и закаливают организм.
Формы контроля:
Каждая обязательная фигура оценивается отметками. При выставлении отметки прежде всего принимается во внимание правильность рисунка на льду; во - вторых положение тела и правильность движений; в -третьих- величина фигуры и в- четвертых - покрытие следа при троекратном повторении фигуры. Эти четыре требования по возможности располагаются в указанном порядке.
Для реализации программы необходимо:
1. Наличие катка, раздевалок, коньков.
Использовать следующие формы деятельности:
Беседы:
- Техника безопасности при занятиях на коньках;
- Правила поведения на льду;
- Приемы и техника падения.
Практикум:
- Подбор коньков;
- Занятия на твердом покрытии;
- Занятия на снежной утрамбованной площадке.
Урок-тренировка:
- Занятия на льду.
Инструкция по предупреждению травматизма на занятиях коньками Новоульяновской средней школы №1.
- Одежда для занятий должна быть легкой, теплой, не стесняющей движения.
- Уроки проходят в тихую погоду или при слабом и ветре, при температуре не ниже 20 0 С.
- Перед каждым уроком проверять коньки / они должны быть прочными , надежными, обувь удобной.
- При сильном морозе необходимо поручать занимающимся следить друг за другом и сообщать учителю о первых признаках обморожения.
- При утомлении или ухудшении самочувствия учащихся должен быть отправлен в медпункт.
- Перед занятиями, проводимыми на катке и после них, следует уделять внимание упражнениям без коньков, выполняемые в раздевалке.
- При обучении на льду новичков следует применять страховку, используя для этой цели барьеры, поручни и т.д.
- Запрещается кататься на катках одновременно на обычных коньках и хоккеистам.
- Запрещается находиться на льду во время занятий без коньков .
- Запрещается резко останавливаться, а также отдыхать на беговой дорожке.
- Во избежание столкновений кататься только против часовой стрелки.
- Во всех тяжелых случаях травматизма необходимо вызвать врача
- После урока поменять белье, носки.
4.2. Содержание программы (20 часов).
Примерное распределение материала по урокам
5 класс
1-й урок. Техника безопасности.
2-й урок. Техника падений.
3-й урок. Подбор коньков.
Занятия на твердом покрытии
4-й урок. Обучение позе конькобежца. Торможение «плу гом».
5-й урок. Закрепление техники торможения. Отталкивание в катании по прямой.
6-й урок. Закрепление навыка отталкивания в катании по прямой. Поворот направо и налево «дугой».
7-й урок. Упражнения в равновесии (скольжение в позе конькобежца). Скольжение на двух, на одном коньке . Игра «Салочки».
8-й урок. Игра. Обучение движениям рук при катании на коньках. Бег на скорость — 40—50 м.
9-й урок. Катание по прямой с маховыми движениями рук. С махом правой, затем левой ру ки. Игра «Салки».
10-й урок. Обучение повороту приставными шагами (разу чивание поворотов влево и вправо по окружности радиусом 6—8 м). Эстафета с поворотом приставным шагом влево и впра во.
11-й урок. Закрепление техники катания по повороту при ставными шагами (увеличить радиус круга до 10—12 м). Игра «Второй лишний».
12-й урок. Обучение повороту кругом и скольжению на двух коньках спиной вперед. Катание по прямой с маховыми дви жениями правой, левой и обеих рук. Игра «Пустое место».
13-й урок. Обучение движению спиной вперед. Разучива ние упражнения «фонарик». Эстафета с упражнением «фонарик».
14-й урок. Разучивание работы рук. Совершенствование техники катания по прямой. Эстафета — 30—40 м.
15-й урок. Оценка техники катания по прямой и торможе ния. Игра «Салки» по кругу. Катание в медленном темпе — 800 м.
16-й урок. Проверка умения выполнять повороты «дугой» и приставными шагами в левую и правую сторону. Игра «Рыбаки и рыбки».
17-й урок. Скольжение на одном коньке по разметке с различным положением рук. Соревнование в беге на 60—100 м и парами (без учета времени). Катание группами «в ногу». Упражнение «паровоз».
18-й урок. Катание парами, тройками. Эстафета с преодо лением препятствий (комочков снега), объезд препятствий спосо бом «фонарик». Бег на 60 м (с предварительными забегами, по луфиналом и финалом). Катание в медленном темпе — до 1 км.
19-й урок. Катание, взявшись за руки, шеренгами по человек, в ногу. Игра-упражнение «Карусель». Соревнование в беге на 100 м парами, на время. Учебный норматив на «удовле творительно», «хорошо», «отлично», соответственно девочки — 23—26—28 с, мальчики —22—24—26 с.
20-й урок. Подведение итогов. Работа с отстающими детьми.
6 класс.
1-й урок. Техника безопасности.
2-й урок.. Техника падений.
3-й урок. Подбор коньков
Занятия на твердом покрытии
4-й урок. Восстановление навыков в катании на коньках по прямой и поворотам, торможения. Совершенствование позы конькобежца на месте и в движении — 3—4 раза. Упражнения в торможении — 4—5 раз. Катание по кругу малого радиуса — 8—10 м; вправо и влево — 6—8 раз по 30 м. Эстафета.
5-й урок. Восстановление навыков выполнения поворотов вправо, влево, кругом. Упражнения в поворотах «дугой» — 4—6 раз. Упражнение в поворотах приставными шагами по кру гу малого радиуса — 3—6 м. Катание по 3—4 мин.
6-й урок. Совершенствование маховых движений рук на ме сте и в движении. Совершенствование отталкивания — упражне ние «иолуфонарик» левой и правой ногой. Эстафета парами, взяв шись за руки.
7-й урок. Совершенствование в катании по прямой с махо выми движениями рук. Обучение торможению переступанием. Игра «Тише едешь, дальше будешь» — 3—4 мин.
8-й урок. Катание по кругу с маховыми движениями рук. Совершенствование торможения всеми способами. Эста фета с торможением.
9-й урок. Проверка умения кататься по прямой с маховы ми движениями рук. Катание по кругу в парах, трой ках, со сменой мест .
10-й урок. Совершенствование поворота приставными шага ми по кругу малого радиуса — 6—8 м. Обучение катанию в ногу шеренгами по 5—6 человек влево и вправо. Катание на выносли вость— до 1500 м.
11-й урок. Совершенствование поворота «дугой» в обратном направлении по дуге малого радиуса (до 5 м). Оценка выполне ния поворота «дугой» в обратном направлении. Игра «Кару сель».
12-й урок. Совершенствование в катании по прямой и по вороту. Проверка торможения всеми способами. Эстафета — 2—3 раза по 50 м.
13-й урок. Совершенствование равновесия. С предвари тельного разбега 5 шагов до линии старта скользить на одной ноге с различным положением рук. Кто дальше проскользит по прямой на одном правом (левом) коньке? Оценка выполнения.
14-й урок. Обучение повороту кругом в движении. Поворот кругом на месте, с небольшого разгона 2—3 шага и с разгона в 5 шагов. Упражнение в поворотах кругом — 5—6 мин. Игра или эстафета. Катание на выносливость — до 1500 м.
15-й урок. Повторить материал 11-го урока.
16-й урок. Совершенствование ускорения в катании по пря мой— 2 раза по 30 м. Катание на выносливость— 1000 м.
17-й урок. Проверка техники бега по прямой. Повторное катание с маховыми движениями рук по прямой — 50—60 м. Уско рение по прямой — 2 раза по 40—50 м. Рывок с тихого хода — 2 раза по 10—15 м. Бег шеренгами по 8—10 человек — 2 раза по 20—30 м. Катание группами по 5—6 человек — до 1500 м.
18-й урок. Катание по кругу с маховыми движениями двух рук, одной рукой — 2 раза по 3—4 мин. Ускоренное катание по прямой—2 раза 30 м. Бег с хода парами на 60 м (на время). Игра или эстафета.
19-й урок. Катание по кругу, вполсилы. Совершенствование маховых движений рук, отталкивания — 4—5 мин. Ускоренное ка тание с разбега с работой рук по прямой — 2 раза по 30—40 мин. Бег с ходу парами на дистанции 100 м на время. Итоговая оцен ка успеваемости.
Учебный норматив: девочки — 22—25—27 с, мальчики — 21 — 23—25 с.
20-й урок. Подведение итогов. Работа с отстающими детьми.
7 класс
1-й урок. Техника безопасности.
2-й урок. Техника падений.
3-й урок. Подбор коньков.
Занятия на твердом покрытии
4-й урок. Восстановление навыков катания на коньках по прямой и повороту, торможения. Обучение посадке конькобеж ца (без коньков и на коньках, на месте и в движении). Эстафета.
5-й урок. Обучение отталкиванию и скольжению в посадке конькобежца в беге по прямой. Обучение технике бега по прямой на короткие дистанции — 3 раза по 50—60 м. То же, с постепен ным увеличением силы отталкивания — 2 раза по 50 м. Эстафета.
6-й урок. Совершенствование техники бега по прямой. Бер с маховыми движениями рук вполсилы, в полную силу. Эстафета.
7-й урок. Обучение технике бега по повороту без коньков, на коньках, на прямой и по кругу малого радиуса (8—10 м). Игра «Карусели». Длительное катание — 800—1000 м.
8-й урок. Подводящие упражнения для освоения бега по повороту скрестным шагом. Упражнения в переступании правой ногой через левую в шеренге — 2 раза. Упражнение в паре: разу чивание скрестного шага, постановки левого конька на наружное ребро — по 1—2 мин. Игра. Бег —5—6 мин с преследованием на повороте приставными шагами. Длительное катание— 1000— 1200 м.
9-й урок. Повторение подводящих упражнений для обуче ния бегу по повороту. Разучивание скрестного шага на круге ма лого радиуса 6—8 м — 8—10 мин. Совершенствование посадки, отталкивания в беге по прямой. Игра. Длительное катание — до 1500 м.
10-й урок. Разучивание техники бега по повороту малого ра диуса в левую и правую сторону группами по 6—8 человек—по30—40 с 8—10 раз. Совершенствование техники бега по прямой. Игра.
11-й урок. Бег по повороту с работой рук, правой руки (по кругу малого радиуса, по повороту разминочной и беговой до рожки). Игра или эстафета «Бег с преследованием по кругу».
12-й урок. Обучение бегу со старта. Разучивание стартовой позы и разбега. Бег с общего старта — 4—5 раз по 15—20 м. Игра на внимание, стартовую реакцию. Катание на выносли вость— до 2 км.
13-й урок. Совершенствование стартовой позы, разбега. Развитие быстроты двигательной реакции на различные стартовые сигналы — голосом, свистком, хлопком. Бег по прямой вполсилы — 2 раза по 50—60 м. Ускорение — 2 раза по 30—40 м. Бег со стар та парами — по Т5—20 м 2 раза. Эстафета со стартом — 2—3 ра за по 50 м.
14-й урок. Исправление ошибок в технике бега со старта. Совершенствование быстроты движений. Старт группой 6—8 чело век— 3—4 раза по 20 м. Старт с хода шеренгами по 4—5 чело век— 2 раза по 15—20 м. Бег со старта парами на время—-2 ра за по 30 м.
15-й урок. Проверка освоения техники бега по прямой на короткие дистанции. Ускорение — 2 раза по 40—50 м. Оценка техники бега по прямой. Эстафета или игра «Сумей догнать».
16-й урок. Проверка освоения техники бега по повороту на короткие дистанции. Поворот в центре поля в левую и правую сто рону с работой рук — 5—6 раз по 30 с. С хода пробегание поворо та по разминочной и беговой дорожке радиусом 10—12 м — 3—4 раза. Катание на выносливость — до 2 км.
17-й урок. Проверка техники бега со старта. Техническая настройка в беге на короткие дистанции —2 раза по 1 кругу вполсилы. Ускорение по прямой — 2 раза по 40—50 м. Рывок с ти хого хода — 2 раза по 10—15 м. Общий старт шеренгами по 8—10 человек — 2 раза по 15—20 м. Старт (на оценку) — 1—2 ра за по 10—15 м.
18-й урок. Разминочное техническое катание в посадке с работой рук — 2 раза по одному кругу. Упражнения в совершенст вовании равновесия. Игра «Кто дальше прокатится?». Ускорение на прямой — 2 раза по 30—40 м. Бег со старта парами на время на дистанцию 100 м. Учебный норматив: девочки — 21—24—26 с, мальчики — 20—22—24 с.
19-й урок. Совершенствование техники бега по прямой и повороту на коротких дистанциях. Совершенствование равновесия на двух и одном коньке. Бег со старта на дистанцию 100 м на время. Итоговая оценка за 7 класс.
20-й урок. Подведение итогов. Работа с отстающими детьми.
8 класс
1-й урок. Техника безопасности.
2-й урок. Техника падений.
3-й урок. Подбор коньков.
Занятия на твердом покрытии
4-й урок. Теоретические сведения: требования учебной про граммы, правила безопасного катания на льду. Катание на ко ординацию— свободное катание по прямой и повороту без ма ховых и с маховыми движениями одной и обеих рук. Развитие скоростной выносливости.
5-й урок. Катание на координацию. Развитие скоростной выносливости
6-й урок. Теоретические сведения: бег с маховыми движе ниями рук на прямой. Катание на координацию. Развитие быстроты. Развитие скоростной выносливости
7-й урок. Катание на координацию. Развитие быстроты со старта. Развитие скоростной выносливости
8-й урок. Теоретические сведения: бег с маховыми движе ниями рук на повороте. Катание на координацию. Бег по прямой и повороту. Развитие скоростной выносливости.
9-й урок. Теоретические сведения: бег с маховыми движе ниями рук на прямой и повороте с переходом для смены до рожки. Катание на координацию. Бег по прямой и повороту. Развитие скоростной вы носливости.
10-й урок. Катание на координацию. Бег по прямой и поворот. Развитие скоростной выносливости. Домаш нее задание.
11-й урок. Катание на координацию. Бег по прямой и повороту с согласованной работой рук. Развитие скоростной выносли вости.
12-й урок. Катание на координацию . Бег по прямой и повороту с согласованной работой рук. Развитие быстроты и скорост ной выносливости.
13-й урок. Катание на координацию. Бег по прямой и повороту с согласованной работой рук . Развитие скоростной вы носливости
14-й урок. Катание на координацию. Бег по прямой и повороту с согласованной ра ботой рук. Развитие скоростной вынос ливости.
15-й урок. Катание на координацию. Бег по прямой и повороту с согласованном работой рук. Развитие быстроты п скоростной выносливости.
16-й урок. Катание на координацию. Совершенствование техники бега по прямом и повороту. Развитие скоростной выносливости
17-й урок. Катание на координацию Совершенствование техники бега по при по повороту
18-й урок. Катание на координацию. Совершенствование техники бега по прямой и по вороту. Учебные соревнования на ди станцию 300 м.
19-й урок. Катание на координацию. Со вершенствование техники бега по прямой и повороту. Учебные соревнования на дистанцию 300 м.
20-й урок. Подведение итогов. Работа с отстающими детьми.
9 класс
1-й урок. Техника безопасности.
2-й урок. Техника падений.
3-й урок. Подбор коньков.
Занятия на твердом покрытии
4-й урок. Требования учебной программы, правила безо пасного катания на льду, профилактика травматизма. Катание на координацию. Развитие бы строты и скоростной выносливости.
5-й урок. Теоретические сведения: бег по прямой и вход в поворот. Катание на координацию .Бег по прямой и повороту. Развитие скоростной выносливости.
6-й урок. Правила бега со старта, дорожек. Катание на координацию. Развитие быст роты. Развитие скоростной выносливости.
7-й урок. Теоретические сведения: выход из поворота, сме на дорожек, нарушение правил бега.
8-й урок. Катание на координацию. Совершенствование стартового разбега .
9-й урок. Катание на координацию. Совершенствование стартового разбега и входа в поворот. Развитие скоростной выносливости.
10-й урок. Катание на координацию. Совершенствование входа и выхода из поворота. Развитие скоростной выносливости .
11-й урок. Катание на координацию. Совершенствование перехода при смене дорожек. Развитие скоростной выносливости.
12-й урок. Катание на координацию . Совершенствование перехода при смене дорожек. Развитие скоростной выносливости.
13-й урок. Катание на координацию. Совершенствование выхода из малой (внутренней) дорожки с переходом на большую (наружную). Развитие скоростной выносливости.
14-й урок. Катание на координацию. Совершенствование выхода с большой (наружной) дорож ки на малую (внутреннюю) Развитие скорост ной выносливости.
15-й урок. Катание на координацию. Со вершенствование выхода из малой дорожки с переходом на большую с последующим входом в поворот. Развитие скоростной выносливости.
16-й урок. Катание на координацию. Совершенствование входа в поворот и выхода из поворота, бег по переходной прямой. Развитие ско ростной выносливости.
17-й урок. Катание на координацию. Совершенствование входа в поворот и выхода из поворота, бег по переходной прямой. Развитие скорост ной выносливости.
18-й урок. Катание на координацию. Со вершенствование входа в поворот и выхода из поворота, бег переходной прямой. Учебные соревнования на ди станции 300 м.
19-й урок. Катание на координацию Со вершенствование входа в поворот и выхода из поворота. Учебные соревнования на дистанции 300 м.
20-й урок. Подведение итогов. Работа с отстающими детьми.
10-11 классы
1-й урок. Техника безопасности.
2-й урок. Техника падений.
3-й урок. Подбор коньков.
Занятия на твердом покрытии
4-й урок. Обучение технике стойки и ходьбы на коньках. Развитие чувства равновесия.
5-й урок.. Научить технике толчка и положение коньков при их наклоне. Развитие равновесия на коньках.
6-й урок.. Закрепить навыки параллельной постановки коньков при ходьбе; отталкивания коньком и скольжения на другом коньке (направление толчка, положение туловища).
7-й урок. Разучивание техники разбега из 2-3 шагов с отталкиванием по очереди то одним, то другим коньком и скольжением на обеих сомкнутых ногах.
8-й урок.. Закрепить умения отталкиваться в процессе разбега, сохранять правильную посадку. Разучить приемы переноса тяжести тела на опорную ногу.
9-й урок. Разучить разбег с помощью одних толчков с выполнением маховых движений руками.
10-й урок. Закрепить навыки ходьбы на коньках. Обучить более длительному скольжению на одном коньке.
11-й урок. Закрепить навыки скольжения на одном коньке и энергичного отталкивания другим коньком в катании друг за другом; разучить технику разбега из 2-3 шагов с переходом на двухопорное скольжение.
12-й урок. Совершенствовать навыки ходьбы и скольжения друг за другом и в парах. Обучить быстрой смене движений.
13-й урок. Обучить технике катания длинным шагом, перенося при этом тяжесть тела на опорную ногу и сохраняя наклон туловища. Закрепить умение делать поворот после скольжения, наклоняя при этом коньки и туловище в сторону поворота.
14-й урок. Обучить технике катания по кругу. Обучить при скольжении по прямой и по кругу выполнять невысокий прыжок, при этом хорошо группироваться: сгибать колени, наклоняя туловище в сторону круга.
15-й урок. Обучить технике торможения разными способами -«полуплугом» и «плугом».
16-й урок. Совершенствовать умение делать повороты, тормозить при катании в разных направлениях. Закрепление знаний правил катания на катке.
17-й урок. Обучение технике катанию спиной вперед. Совершенствовать навыки скольжения на одном коньке. Научать выполнять, скольжение с изменением направления коньков в любой части катка. Закрепить умение переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.
18-й урок. Обучение технике катанию спиной вперед по кругу. Совершенствовать навыки катания врассыпную, быстрого перехода с одного движения на другое. Закрепить умение скользить на одном коньке.
19-й урок. Совершенствовать технику бега по кругу, добиваться энергичного толчка одной ногой. Обучить быстроте передвижения на коньках.
20-й урок. Подведение итогов. Работа с отстающими детьми.
Рекомендации.
Катание на коньках помогает гармоничному развитию фигуры. Это хорошо и для лечения, и для профилактики сколиозов, нарушений осанки и других проблем с опорно-двигательной системой. Развиваются и такие физические качества как общая выносливость, ловкость, гибкость. А если ребёнка укачивает в транспорте, тоже стоит приобрести коньки и начать занятия, так как катание на коньках тренирует и работу вестибулярного аппарата.
Психологи по достоинству оценивают влияние катания на коньках на эмоциональную сферу детей. Ведь катание на коньках – не тот вид физических нагрузок, когда нужно ставить рекорды, нервничать из-за неудач. Нет, при скольжении по льду помимо общего оздоровления организма, дети избавляются от тревоги, стрессов, у них улучшаются сон и аппетит.
Итак, приведя ребенка на лед, мы поможем ему избавиться от надоевших простуд, укрепить иммунную и нервную систему, улучшить работу сердца, легких, вестибулярного аппарата. Ну а красивая фигура, правильная осанка, грация, хорошая пластика и удовольствие от самого катания – дополнительные и, согласитесь, приятные бонусы. Стоит воспользоваться!…
Список использованной литературы:
- Абсалямова И. В., Богданова Е. В. Фигурное катание. Комментарии к судейству. М., ФиС, 1989.
- Барышников Ю.А. Методические рекомендации . Начальная тренировка конькобежцев.- М. 1999.
- Богданов Г.П. «Уроки физической культуры в школе».- М.: Просвещение,1999 г.
- Глязер С. В. Азбука начинающего фигуриста. М., ФиС, 1996.
- История фигурного катания - Электронный ресурс;
- Мишин А. Н. Фигурное катание для всех. Лениздат, 1996.
- Мишин А. Н. Прыжки в фигурном катании. М., ФиС, 1976.
- Мишин А. Н. Школа в фигурном катании. М., ФиС, 1979.
- Мишин А. Н. Биомеханика движений фигуриста. М., ФиС, 1981.
- Москвина Т. Н. Короткая программа парного катания. М., ФиС, 1980.
- Москвина Т. Н., Москвин И. Б. Произвольная программа парного катания. М., ФиС, 1984.
- Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2010.
- Панин Н. А. Искусство фигуриста. М., ФиС, 2006.
- Пахомова Л. А. Хореография и фигурное катание. М., ФиС, 1980.
- Панов Г.М., Стенин Б.А. Направление 521900 «Физическая культура – учебная программа по специальности 022300». М., ФиС 1999 г.
- Петров Н.И. Конькобежный спорт. (2 издание). М.,1978 г.
- Пустынникова Л.Н. Коньки. М., Просвещение, 1999 г.
- Рыжкин В. И. Ледовая сюита. М., ФиС, 1975.
- Фигурное катание на коньках. Учебник для вузов под ред. А. Б. Гандельсмана. М., ФиС, 2003.
- Фигурное катание наг коньках. Правила соревнований. М., ФиС, 1983.
- Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с, ил
- Фигурное катание: журнал, 2008, N5, с.31.
22. «Век российских скороходов» - Анатолий Юсин.
23. «Физическая культура и спорт» - Михаил Болотовский, Александр Любимов.
- Конькобежный спорт (учебник для институтов физической культуры) Панов Г.М., Н.Н. Власова, Ю.К. Поликарпов.
Из книги «Русская школа фигурного катания», Л.Б. Тажирова, 1989 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активизация методов обучения и их результативность на уроке физической культуры и во внеурочное время"
Основные методические приёмы на уроках физической культуры и во внеурочное время....
Программа обучения катания на коньках на уроках физической культуры
Программа обучения катания на коньках на уроках физической культуры для учащихся 5-11 классов...
Обучение подтягиваниям из виса на уроках физической культуры.
Методическая разработка раскрывает систему работы на уроках и секционных занятиях при обучении подтягиванию....
Формы и методы обучения учащихся самостоятельной деятельности на уроках физической культуры
Каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний: умение видеть проблему - функция знаний...
Городской семинар "Использование педагогических технологий и нестандартного оборудования при обучении игры в волейбол на уроках физической культуры и на тренировочных занятиях"
Использование инновационных технологий на уроках физической культуры помогает повысить плотность урока, точность выполнения упражнений и заданий,развивает интерес к занятиям физической культуры. Если ...
Начальный период обучения игры в баскетбол на уроках физической культуры в школе
В данной статье даны упражнения для обучения техническим приемам игры в баскетбол...
Методическая разработка. Обучение катанию на коньках на уроках физической культуры.
Жизнь ХХI века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день это проблема сохранения здоровья нации. Существует проблема организации детского досуга и...