Оздоровительная физическая подготовка через подвижные игры
календарно-тематическое планирование (физкультура и спорт) по теме
программа мастер-класса для учителей физической культуры на 36 часов,для учащихся среднего звена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Upravlenie_obrazovaniya_Ispolnitelnogo_komiteta.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Исполнительного комитета
города Набережные Челны Республики Татарстан
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Программа мастер-класса
«Оздоровительная физическая подготовка школьников через подвижные игры»
Категория слушателей учителя физической культуры, учителя начальных классов
Составитель:
Абрамова Е.М.
учитель физической
высшей квалификационной
категории
Набережные Челны-2010
Пояснительная записка
Программа курса рассчитана на 36 часов и предназначена учителям, специалистам физической культуры, ориентирована на перспективу проведения первенств среди школ города и участия школьников во всероссийских соревнованиях по русской лапте. В процессе изучения данного курса педагоги имеют возможность расширить свои знания и укрепить практические навыки по вопросам физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности через народные подвижные игры и внедрение «Русской лапты» в образовательный процесс.
Цель школьного образования по физической культуре - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. На современном этапе, при переходе школ на профильное обучение, требования к уровню квалификации учителя, естественно, возрастают. Существует острая потребность учителей физической культуры в оказании методической помощи при выборе тем и программ элективных курсов по предмету. Недостаточная двигательная активность, масштабы духовно-нравственного кризиса, чрезмерное увлечение компьютером, безусловно, влечет за собой снижение как умственной, так и физической работоспособности, деградацию подрастающего поколения. И поэтому очень важно ненавязчиво внедрить физическую культуру в повседневную жизнь школьников, сформировать потребность двигаться. Миссия учителей физической культуры, в частности и моя: донести до ребят красоту движения, своим примером увлечь, создать предпосылки к осознанной мотивации в приобретении компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, научить заполнять свой досуг, поверить в себя. Научить ребят быть здоровыми - вот первоочередная задача учителя. Опыт воспитания здорового во всех отношениях человека заложен в исторических национальных традициях каждой нации и находит отражение в многочисленных народных состязаниях и особенно в играх. К сожалению, мы об этом подзабыли. Моя методика заключается в том, чтобы как можно больше и шире использовать народные игры, особенно во внеурочной форме деятельности. Применять игры не от случая к случаю, а планомерно включать их для развития двигательных качеств. Особое внимание нужно уделить играм не требующих специального инвентаря и условий. Мой девиз: «Просто! Доступно! Интересно!». Использование игровых образовательных технологий во внеурочной деятельности один из компонентов моей педагогической работы, позволяющий комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков. В процессе педагогической деятельности я искала ту игру, которая смогла бы увлечь всех ребят, невзирая на возраст и индивидуальные особенности, обеспечивала бы развитие двигательных способностей и мотивацию познавательной активности учащихся в большей степени. Я выбрала замечательную русскую народную игру «Лапта», которая у нас в школе пользуется огромной популярностью. Активное использование «Лапты» в работе позволило увеличить двигательную активность, совершенствовать двигательные навыки, расширять кругозор, приобретать социальный опыт, раскрывать творческие и организаторские способности, способствовать воспитанию морально-волевых качеств учащихся. Следует отметить, что «Лапту» можно включать как в разделы программы (легкая атлетика - элементы метания, развитие быстроты, спортивные игры - ловкость, ловля, передача мяча), что приведет к игровой рационализации урока, позволит его сделать интереснее и насыщеннее, так и в вариативную часть учебной программы «Подвижные игры народов Поволжья» или элективный курс.
По данному направлению выступала на семинарах, курсах, проводила «мастер-классы». Разработала программу элективного курса для учащихся 6-8 классов и методические рекомендации к ней.
Цель - способствовать разнообразию форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности с соревновательной направленностью в образовательном процессе через народные подвижные игры и внедрение «Русской лапты».
Задачи:
- создать предпосылки к осознанной мотивации педагогов в изучении и применении народных игр;
- целенаправленно использовать подвижные игры в урочной и внеурочных формах образовательного процесса;
- способствовать повышению уровня теоретической, методической и практической подготовки учителей, их самосовершенствованию, познанию и творчеству;
- пропаганда и популяризация народных игр;
- пропаганда и популяризация лапты на муниципальном и республиканском уровне;
3. Содержание мастер-класса
Лапта – динамичный вид спорта. И, как все динамичное, развивается, приспосабливаясь под различные условия. Примером такого развития стало появление мини-лапты, играть в которую можно в любых условиях. Богатые традиции игры в русскую лапту, имевшиеся в нашей стране, не позволили ей исчезнуть окончательно, и достаточно было поддержки на официальном уровне, чтобы началось ее второе рождение. Показательно, что русская лапта включена Министерством образования и науки Республики Башкортостан в программу по физической культуре для общеобразовательных школ, Мари Эл - постоянная участница всероссийских соревнований.
Народные игры как средство педагогики
Место и роль народных игр, их влияние на развитие двигательных качеств. Воспитательное значение народных игр. Возрастная характеристика народных игр. Игры на основе мастер-классов 2 Международного конгресса учителей физической культуры. Особенности национальных подвижных игр.
Основы методики проведения народных игр
Роль учителя в обучении народным играм. Подбор игр, принципы и методы. Требования к технике безопасности во время проведения игр.
Русская лапта.
Теоретическая подготовка. История и этапы развития лапты. Разновидности игры. Мини-лапта в школе. Правила и техника безопасности игры.
Общая и специальная физическая подготовка. Развитие скоростных и скоростно-силовых качеств. Эстафеты, подвижные и спортивные игры, упражнения из различных видов спорта. Тестирование физической подготовленности: бег 30м, челночный бег 3*10м, прыжок в длину с места, подтягивание (по тестам физической подготовленности «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Лях, А.А.Зданевич.-М.: Просвещение,2005)
Техническая подготовка.
Техника защиты: стойка игрока, стойка подающего; перемещения; ловля- положение рук при ловле, одной и двумя руками, летящего мяча, низко летящего мяча, в падении; передача мяча - с близкого и дальнего расстояния, на точность, в движении; осаливание – броски в цель, в движении, с разных дистанций, после финта; переосаливание; подача мяча – на различные высоты, на точность приземления;
Техника нападения: стойка бьющего игрока, игрока готовящегося к перебежке; способы держания (хваты) биты; удары по мячу – сверху, снизу, «свечой», сбоку, удары в заданную зону, в противоположную сторону; перебежки.
Тактическая подготовка.
Тактика защиты: индивидуальные действия – выбор места для ловли мяча при ударе; групповые действия – действия игроков передней и задней линии защиты, взаимодействие игроков; командные действия - система игры в защите.
Тактика нападения: индивидуальные действия – действия перебежчика, действия нападающего, действия подающего при ошибках защитников; групповые действия – групповые перебежки, виды перебежек; командные действия – при игре в нападении, расстановка игроков в очередности и пробития ударов, действия в конце встречи проигрывающей и выигрывающей команды.
Интегральная подготовка. Упражнения для развития физических качеств в рамках структуры технических приемов. Развитие специальных способностей (двигательных, психофизиологических) посредством многократного выполнения технических приемов; переключения в выполнении технических приемов нападения и защиты. Учебные игры с системой заданий в игре, отражающих программный материал.
Игровая и судейская практика. Применение технических и тактических действий в игре. Судейство игр.
Организация и проведение соревнований. Составление положения. Системы розыгрыша. Подведение итогов.
Доврачебная помощь. Виды травм, признаки, первая медицинская помощь.
Итоговый контроль. Тестовые задания по пройденному материалу курса.
Учебно-тематический план по программе
Оздоровительная физическая подготовка школьников
через подвижные игры .
(наименование программы)
Цель - способствовать разнообразию форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности с соревновательной направленностью в образовательном процессе через народные подвижные игры и внедрение «Русской лапты».
Категория слушателей учителя физической культуры, учителя начальных классов
Срок обучения 36 часов (час., нед., мес.,)
Форма обучения очная
Режим занятий 3 часа (час. в день)
№п/п | Наименование разделов, тем | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | ||
лекции | Выездные занятия и другое | Практ., лаб., семинарские занятия | ||||
1. | Народные игры как средство педагогики | 5 | ||||
1.1 | Роль, значение и применение подвижных игр | 1 | 1 | текущий | ||
1.2 | Подвижные игры народов мира | 2 | 2 | текущий | ||
1.3. | Подвижные игры народов Поволжья | 1 | 1 | текущий | ||
2. | Основы методики поведения народных игр | 1 | 1 | текущий | ||
3. | Русская лапта | 28 | ||||
3.1 | Теоретическая подготовка | 1 | 1 | текущий | ||
3.2 | Общая и специальная физическая подготовка | 2 | 2 | Тестирование физических качеств | ||
3.3 | Техническая подготовка | 10 | 1 | 9 | Техника выполнения подбрасывания, ударов, ловли | |
3.4 | Тактическая подготовка | 5 | 1 | 4 | текущий | |
3.5 | Интегральная подготовка | 4 | 1 | 3 | Определение нагрузки по ЧСС | |
3.6 | Игровая и судейская практика | 6 | 6 | Судейство игр | ||
4. | Организация и проведение соревнований | 1 | 1 | Составление положения, расписания соревнований | ||
5. | Доврачебная помощь | 1 | 1 | текущий | ||
6. | Итоговый контроль | 1 | 1 | тестирование | ||
итого | 36 | 6 | 30 |
4. Планируемые результаты
В результате изучения курса участники мастер-класса должны
Знать:
-основы методы и формы обучения играм;
-роль подвижных игр в развитии и формировании двигательных качеств;
-разновидности и правила лапты;
-основные признаки реакции организма на физическую нагрузку;
-основы техники и тактики игры в лапту.
Уметь:
-проводить функциональные пробы;
-оказывать первую медицинскую помощь;
-составлять положение соревнований;
-организовывать соревнования;
- разрабатывать комплексы занятий;
Демонстрировать:
-владение техникой двигательного действия;
-знания, умения, навыки в практической деятельности;
-готовность к применению игровой рационализации уроков в соответствии с разделами программы;
-осуществлять судейскую деятельность
5. Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий по данному курсу необходимы:
-наличие спортивного зала, не менее 24*12м, ровная открыта площадка, 30-60м (длина) на 20-40м (ширина), самодельные (на начальном этапе обучения) биты (длина 60-110см, ширина 8-13см, ручка закругленная, вес не более 1500гр.), теннисные и набивные мячи.
6. Портфолио
Имеются рецензии на программный материал элективных курсов: «Расступись, лапте дорогу» методиста кафедры ЕМОД ИНПО г.Набережные Челны Э.Л. Гафуровой; «Родом из детства - народная игра Лапта» доктора педагогических наук, профессора КамГАФКСиТ Ф.Р.Зотовой.
По данной теме неоднократно выступала на семинарах, курсах, проводила «мастер-классы»:
Темы выступлений | Год | Форма обобщения опыта |
Использование народных игр на уроках физической культуры | 2007 | Доклад в рамках региональных курсов повышения квалификации учителей физической культуры в ИНПО «Современные подходы к преподаванию физической культуры. Реализация концепции профильного обучения». |
Народные игры в урочной и внеурочной форме физического воспитания | 2009 | Мастер-класс на региональных курсах повышения квалификации учителей физической культуры и ОБЖ в ИНПО «Современные образовательные технологии в преподавании физической культуры и ОБЖ» |
Лапта на уроках физической культуры | 2009 | Мастер-класс на региональной конференции «Урок - основная форма физического воспитания школьников», Альметьевский техникум физической культуры |
Народные игры как средство развития двигательных качеств | 2009 | Публикация на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», на компакт-диске и в сборнике тезисов. www.1september.ru |
Расступись, лапте дорогу! | 2010 | Здоровье- в школы! Сборник статей по материалам 2 Международного конгресса учителей физической культуры, г.Петрозаводск. |
Участие в научно-практических конференциях, конкурсах
год | уровень | аудитория | место проведения конференции | форма участия, результат |
2009 | республиканский | учителя физической культуры, преподаватели, студенты Альметьевского техникума физической культуры | региональная конференция «Урок -основная форма физического воспитания школьников», г.Альметьевск, техникум физической культуры | мастер – класс «Лапта на уроках физической культуры» |
2009 | республиканский | учителя физической культуры, преподаватели, студенты Альметьевского техникума физической культуры | выступление «Учитель идет на урок. Первые шаги» | |
2010 | российский | Учителя физической культуры России | Московский педагогический марафон учебных предметов | участник |
2010 | международный | Учителя физической культуры | 2 международный конгресс учителей физической культуры | участник |
С учащимися 7 классов приняли участие во всероссийском конкурсе «Урок-21 века» в номинации «Урок после урока» и сейчас ожидаем его окончания и подведения итогов.
Литература:
1. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5–11 классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2003. -176 с.
2. Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры. Набережные Челны, 1996. - 100 с.
3. Лепешкин В.А. Лапта: обучение тактике игры. М.,2006.-32с. - ( Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып.5(11)).
4. Русская лапта: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. - М.: Советский спорт, 2004.-80 с.
5. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Научно-методический журнал РАО, Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, 2004 год, № 5.
6. Сайт федерации лапты России www.lapta.ru
Сайты: www.ruslapta.ru, www.mucnkap.ru, www.1september.ru,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие физических качеств через подвижные игры
презентация опыта работы...
Урок физической культуры: "Закрепление техники владения мячом (передачи, ловля, ведение) через подвижные игры"
Конспект урока по физической культуре со здоровьесберегающими технологиями....
здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры через подвижные, народные и спортивные игры
В данном материале основной целью является показать, как можно укрепить здоровье у учащихся посредством использования на уроках физической культуры подвижных, народных и спортивных игр....
Презентация. Здоровье-сберегающие технологии на уроках физической культуры через подвижные, народные и спортивные игры»
здоровье-сберегающие технологии на уроках физической культуры через подвижные, народные и спортивные игры»...
Развитие физических качеств через подвижные игры у обучающихся начальной школы на уроках физкультуры
В статье говорится о необходимости учитывать физические способности ребенка на занятиях физической культурой и представлен комплекс подвижных игр для развития таких качеств, как гибкость, координация,...
Метапредметный подход на уроках физической культуры через подвижные игры, как способ реализации ФГОС
Игры и развлечения составляют необходимую потребность всех детей, и разве только крайне больные дети не имеют этой потребности. В игре дети живут; все житейское далеко отстоит от них в это время...