Оздоровительная физическая подготовка через подвижные игры
календарно-тематическое планирование (физкультура и спорт) по теме

Абрамова Елена Максимовна

программа мастер-класса для учителей физической культуры на 36 часов,для учащихся среднего звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Upravlenie_obrazovaniya_Ispolnitelnogo_komiteta.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Исполнительного комитета

города Набережные Челны Республики Татарстан

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

                                                                     

                       

Программа мастер-класса

«Оздоровительная  физическая подготовка школьников через подвижные игры»

Категория слушателей учителя физической культуры, учителя начальных классов

                                                                                  Составитель:  

                                                                       Абрамова Е.М.

                                                                     учитель физической          

                                                                                   высшей квалификационной

                                                     категории

                                       

Набережные Челны-2010

                                     Пояснительная записка

            Программа курса рассчитана на 36 часов и предназначена учителям, специалистам физической культуры, ориентирована на перспективу проведения первенств среди школ города и участия школьников во всероссийских соревнованиях по русской лапте. В процессе изучения данного курса педагоги имеют возможность расширить свои знания и укрепить практические навыки по вопросам физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности через народные подвижные игры и внедрение «Русской лапты» в образовательный процесс.

             Цель школьного образования по физической культуре - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.   На современном этапе, при переходе школ на профильное обучение, требования к уровню квалификации учителя, естественно, возрастают. Существует острая потребность учителей физической культуры в оказании методической помощи при выборе тем и программ элективных курсов по предмету. Недостаточная  двигательная активность, масштабы духовно-нравственного кризиса, чрезмерное увлечение компьютером, безусловно,  влечет за собой снижение как умственной, так и физической работоспособности,  деградацию подрастающего поколения.  И поэтому очень важно ненавязчиво внедрить физическую культуру в повседневную жизнь школьников, сформировать потребность  двигаться. Миссия учителей физической культуры, в частности и моя: донести до ребят красоту движения, своим примером увлечь, создать предпосылки к осознанной мотивации в приобретении компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, научить заполнять свой досуг, поверить в себя.  Научить  ребят быть здоровыми - вот первоочередная задача учителя. Опыт воспитания здорового во всех отношениях человека заложен в исторических национальных традициях каждой нации и находит отражение в многочисленных народных состязаниях  и  особенно в играх. К сожалению, мы об этом подзабыли. Моя методика заключается в том, чтобы как можно больше и шире использовать народные игры, особенно во внеурочной форме деятельности. Применять игры не от случая к случаю, а планомерно включать их для развития двигательных качеств. Особое внимание нужно уделить играм не требующих специального инвентаря и условий. Мой девиз: «Просто! Доступно! Интересно!».   Использование игровых образовательных технологий  во внеурочной деятельности один из компонентов  моей педагогической работы, позволяющий комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков. В процессе педагогической деятельности я искала ту игру, которая смогла бы увлечь всех ребят, невзирая на возраст и индивидуальные особенности, обеспечивала бы развитие двигательных способностей и мотивацию познавательной активности учащихся в большей степени. Я выбрала замечательную русскую  народную игру «Лапта», которая у нас в школе пользуется огромной популярностью. Активное использование «Лапты» в работе позволило увеличить двигательную активность, совершенствовать  двигательные навыки, расширять кругозор,  приобретать социальный опыт, раскрывать творческие и  организаторские способности, способствовать воспитанию морально-волевых качеств  учащихся. Следует отметить, что «Лапту» можно включать как в разделы программы (легкая атлетика - элементы метания, развитие быстроты, спортивные игры - ловкость, ловля, передача мяча), что приведет к игровой рационализации урока, позволит его сделать интереснее и насыщеннее, так и в  вариативную часть учебной программы «Подвижные игры народов Поволжья» или элективный курс.

                 По данному направлению выступала на семинарах, курсах, проводила «мастер-классы». Разработала программу элективного курса для учащихся 6-8 классов и методические рекомендации к ней.

                 Цель - способствовать разнообразию форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности с соревновательной направленностью в образовательном процессе через народные подвижные игры и внедрение «Русской лапты».

            Задачи:

-  создать предпосылки к осознанной мотивации педагогов в  изучении и применении народных игр;

-  целенаправленно использовать подвижные игры в урочной и внеурочных формах образовательного процесса;  

- способствовать повышению уровня теоретической, методической и практической подготовки учителей, их самосовершенствованию, познанию и творчеству;

-    пропаганда и популяризация народных игр;

-   пропаганда и популяризация лапты на муниципальном и республиканском уровне;

3. Содержание мастер-класса 

          Лапта – динамичный вид спорта. И, как все динамичное, развивается, приспосабливаясь под различные условия. Примером такого развития стало появление мини-лапты, играть в которую можно в любых условиях. Богатые традиции игры в русскую лапту, имевшиеся в нашей стране, не позволили ей исчезнуть окончательно, и достаточно было поддержки на официальном уровне, чтобы началось ее второе рождение. Показательно, что  русская лапта включена Министерством образования и науки  Республики Башкортостан в программу по физической культуре для общеобразовательных школ, Мари Эл - постоянная участница всероссийских соревнований.

Народные игры  как средство педагогики

Место и роль народных  игр, их влияние на развитие двигательных качеств. Воспитательное значение народных игр. Возрастная характеристика народных игр. Игры  на основе мастер-классов 2 Международного конгресса учителей физической культуры. Особенности национальных подвижных игр.

Основы методики проведения народных игр

Роль учителя в обучении народным играм. Подбор игр, принципы и методы. Требования к технике безопасности во время проведения игр.

Русская лапта. 

Теоретическая подготовка. История  и этапы развития лапты. Разновидности  игры. Мини-лапта в школе. Правила и техника безопасности игры. 

Общая и специальная физическая подготовка. Развитие скоростных и скоростно-силовых качеств. Эстафеты, подвижные и спортивные игры, упражнения из различных видов спорта. Тестирование физической подготовленности: бег 30м, челночный бег 3*10м, прыжок в длину с места, подтягивание (по тестам физической подготовленности «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Лях, А.А.Зданевич.-М.: Просвещение,2005)

Техническая подготовка.

Техника защиты: стойка игрока, стойка подающего; перемещения; ловля- положение рук при ловле, одной и двумя руками, летящего мяча, низко летящего мяча, в падении; передача мяча - с близкого и дальнего расстояния, на точность, в движении; осаливание – броски в цель, в движении, с разных дистанций, после финта; переосаливание; подача мяча – на различные  высоты, на точность приземления;

Техника  нападения: стойка бьющего игрока, игрока готовящегося к перебежке; способы держания (хваты) биты; удары по мячу –  сверху, снизу, «свечой», сбоку, удары в заданную зону, в противоположную сторону; перебежки.

Тактическая подготовка.

Тактика защиты: индивидуальные действия – выбор места для ловли мяча при ударе; групповые действия – действия игроков передней и задней линии защиты, взаимодействие игроков; командные действия - система игры в защите.

Тактика нападения: индивидуальные действия – действия перебежчика, действия нападающего, действия подающего при ошибках защитников; групповые действия – групповые перебежки, виды перебежек; командные действия – при игре в нападении, расстановка игроков в очередности и пробития ударов, действия в конце встречи проигрывающей и выигрывающей команды.

Интегральная подготовка. Упражнения для развития физических качеств в рамках структуры технических приемов. Развитие специальных способностей (двигательных, психофизиологических) посредством многократного выполнения технических приемов; переключения в выполнении технических приемов нападения и защиты.  Учебные игры с системой заданий в игре, отражающих программный материал.

Игровая и судейская практика. Применение технических и тактических действий в игре.  Судейство игр. 

Организация и проведение соревнований. Составление положения.  Системы розыгрыша.  Подведение итогов.

Доврачебная помощь. Виды травм, признаки, первая медицинская помощь.

Итоговый контроль.  Тестовые задания по пройденному материалу курса.

Учебно-тематический план по программе

Оздоровительная  физическая подготовка школьников

через подвижные игры .

 (наименование программы)

Цель - способствовать разнообразию форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности с соревновательной направленностью в образовательном процессе через народные подвижные игры и внедрение «Русской лапты».

Категория слушателей учителя физической культуры, учителя начальных классов

Срок обучения 36 часов (час., нед., мес.,)

Форма обучения очная

Режим занятий 3 часа (час. в день)

№п/п

Наименование разделов, тем

Всего, час.

В том числе

Форма контроля

лекции

Выездные занятия и другое

Практ., лаб., семинарские занятия

1.

Народные игры  как средство педагогики

5

1.1

Роль, значение и применение подвижных игр

1

1

текущий

1.2

Подвижные игры народов мира

2

2

текущий

1.3.

Подвижные игры народов Поволжья

1

1

текущий

2.

Основы методики поведения народных игр

1

1

текущий

3.

Русская лапта

28

3.1

Теоретическая подготовка

1

1

текущий

3.2

Общая и специальная физическая подготовка

2

2

Тестирование физических качеств

3.3

Техническая подготовка

10

1

9

Техника выполнения подбрасывания, ударов,  ловли  

3.4

Тактическая подготовка

5

1

4

текущий

3.5

Интегральная подготовка

4

1

3

Определение нагрузки по ЧСС

3.6

Игровая и судейская практика

6

6

Судейство игр

4.

Организация и проведение соревнований

1

1

Составление положения, расписания соревнований

5.

Доврачебная помощь

1

1

текущий

6.

Итоговый контроль

1

1

тестирование

итого

36

6

30

4. Планируемые результаты

        В результате изучения курса участники мастер-класса должны

Знать:

-основы методы и формы  обучения играм;

-роль подвижных игр в развитии и формировании двигательных качеств;

-разновидности и правила лапты;

-основные признаки реакции организма на физическую нагрузку;

-основы техники и тактики игры в лапту.

Уметь:

-проводить функциональные пробы;

-оказывать первую медицинскую помощь;

-составлять положение соревнований;

-организовывать  соревнования;

- разрабатывать комплексы занятий;

Демонстрировать:

-владение техникой двигательного действия;

-знания, умения, навыки в практической деятельности;

-готовность к применению игровой рационализации уроков в соответствии с разделами программы;

-осуществлять судейскую деятельность

5. Материально-техническое обеспечение

     Для проведения занятий по данному курсу необходимы:

-наличие спортивного зала, не менее 24*12м, ровная открыта площадка, 30-60м  (длина) на 20-40м (ширина), самодельные (на  начальном этапе обучения) биты (длина 60-110см, ширина 8-13см, ручка закругленная, вес не более 1500гр.),  теннисные и набивные мячи.

6. Портфолио

     Имеются рецензии  на программный материал элективных курсов:  «Расступись, лапте дорогу» методиста кафедры ЕМОД ИНПО г.Набережные Челны Э.Л. Гафуровой; «Родом из детства - народная игра Лапта» доктора педагогических наук, профессора КамГАФКСиТ Ф.Р.Зотовой.

      По данной  теме неоднократно выступала на семинарах, курсах, проводила «мастер-классы»:

Темы выступлений

Год

Форма обобщения опыта

Использование народных игр на уроках физической культуры

2007

Доклад в рамках региональных курсов повышения квалификации учителей физической культуры в ИНПО «Современные подходы к преподаванию физической культуры. Реализация концепции профильного обучения».

Народные игры в урочной и внеурочной форме физического воспитания

    2009

Мастер-класс на региональных курсах повышения квалификации учителей физической культуры и ОБЖ в ИНПО       «Современные образовательные технологии в преподавании физической культуры и ОБЖ»

Лапта    на    уроках    физической культуры

2009

Мастер-класс на региональной конференции «Урок - основная форма физического воспитания школьников», Альметьевский техникум физической культуры

Народные игры как средство развития двигательных качеств

2009

Публикация на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», на компакт-диске и в сборнике тезисов. www.1september.ru

Расступись, лапте дорогу!            

2010

Здоровье- в школы! Сборник статей по материалам 2 Международного конгресса учителей физической культуры, г.Петрозаводск.

Участие в научно-практических конференциях, конкурсах

год

уровень

аудитория

место проведения конференции

форма участия, результат

2009

республиканский

учителя физической культуры, преподаватели, студенты Альметьевского техникума физической культуры

региональная конференция «Урок -основная форма физического воспитания школьников», г.Альметьевск, техникум физической культуры

мастер – класс «Лапта на уроках физической культуры»

2009

республиканский

учителя физической культуры, преподаватели, студенты Альметьевского техникума физической культуры

 выступление «Учитель идет на урок. Первые шаги»

2010

российский

Учителя физической культуры России

Московский педагогический марафон учебных предметов

участник

2010

международный

Учителя физической культуры

2 международный конгресс учителей физической культуры

участник

С учащимися 7 классов приняли участие во всероссийском  конкурсе «Урок-21 века» в номинации «Урок после урока» и сейчас ожидаем его окончания и подведения итогов.

Литература:

1.        Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5–11 классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2003. -176 с.

2.        Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры. Набережные Челны, 1996. - 100 с.

3.        Лепешкин В.А. Лапта: обучение тактике игры. М.,2006.-32с. -                     ( Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып.5(11)).

4. Русская лапта: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. - М.: Советский спорт, 2004.-80 с.

5.        Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Научно-методический журнал РАО, Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, 2004 год, № 5.

6.        Сайт федерации лапты России www.lapta.ru 

Сайты: www.ruslapta.ru, www.mucnkap.ru, www.1september.ru,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физической культуры: "Закрепление техники владения мячом (передачи, ловля, ведение) через подвижные игры"

Конспект урока по физической культуре со здоровьесберегающими технологиями....

здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры через подвижные, народные и спортивные игры

В данном материале основной целью является показать, как можно  укрепить здоровье у учащихся посредством использования на уроках физической культуры подвижных, народных и спортивных игр....

Презентация. Здоровье-сберегающие технологии на уроках физической культуры через подвижные, народные и спортивные игры»

здоровье-сберегающие технологии на уроках физической культуры через подвижные, народные и спортивные игры»...

Развитие физических качеств через подвижные игры у обучающихся начальной школы на уроках физкультуры

В статье говорится о необходимости учитывать физические способности ребенка на занятиях физической культурой и представлен комплекс подвижных игр для развития таких качеств, как гибкость, координация,...

Метапредметный подход на уроках физической культуры через подвижные игры, как способ реализации ФГОС

Игры и развлечения составляют необходимую потребность всех детей, и разве только крайне больные дети не имеют этой потребности. В игре дети живут; все житейское далеко отстоит от них  в это время...