Метапредметный подход на уроках физической культуры через подвижные игры, как способ реализации ФГОС
методическая разработка по физкультуре
Игры и развлечения составляют необходимую потребность всех детей, и разве только крайне больные дети не имеют этой потребности. В игре дети живут; все житейское далеко отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все его существо играющего как физическое, так и духовное.
Дети просто обожают играть, во время игры «открываются мозги», потому что всё, что происходит в игре, происходит весело, легко, не академично. Любая информация, выданная в это время ученикам, легко воспринимается мозгом. Поэтому через подвижные игры, призванные развивать физические качества (скорость, ловкость, силу и выносливость), я в своей работе связываю с теоретическим материалом из разных предметных областей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Метапредметный подход на уроках физической культуры через подвижные игры,
как способ реализации ФГОС
«Для ребенка серьезна всякая игра, ибо, играя, он живет.
Он только тогда и живет, тогда только и упражняется,
тогда только и растит душу и тело, когда играет.
Чистейшим родником игры, бьющим непрерывно и
весело, является детская жажда играть, стержнем
которой надобно признать театральный инстинкт.
(Анатолий Васильевич Луначарский)
Какой учитель не хочет воспитать своих учеников чувствующими и знающими родное слово, поэзию, любящими и понимающими окружающую природу. Чтобы дети были крепкими и здоровыми. Все учителя желают видеть своих учеников такими. И какими же средствами, этого достигнуть? Гениальный опыт воспитания ребенка накопленный, отточенный и проверенный на протяжении многих веков, дает нам народная педагогика. Этот опыт воспитания, утвердившийся в крестьянской Руси, подарил нам самобытнейшую культуру. В творчестве народных исполнителей мы встречаем великолепные песни и хороводы, сказки и загадки, пословицы и приметы и, конечно же, игры. Как известно, малая активность приводит к снижению жизнеспособности и деформациям развития. Для ребенка важно удовлетворение моторной потребности, овладениям собственным телом и пространством, развитие реакции, накопление слухового, зрительного и информационного опыта. Удовлетворение этих потребностей ребенок может в большинстве получить через игру. При этом дети, исполняя песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают ритмический слух. Исполнение песен, потешек в играх, отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний. Не обижаясь в игре на дразнилки, ребёнок приобретает иммунитет на оскорбления в жизни. Психическое здоровье-одно из важнейших требований здоровье сберегающих технологий по ФГОС.
Игры и развлечения составляют необходимую потребность всех детей, и разве только крайне больные дети не имеют этой потребности. В игре дети живут; все житейское далеко отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все его существо играющего как физическое, так и духовное.
Дети просто обожают играть, во время игры «открываются мозги», потому что всё, что происходит в игре, происходит весело, легко, не академично. Любая информация, выданная в это время ученикам, легко воспринимается мозгом. Поэтому через подвижные игры, призванные развивать физические качества (скорость, ловкость, силу и выносливость), я в своей работе связываю с теоретическим материалом из разных предметных областей.
Во первых: у каждой игры есть водящий. Как я его выбираю:
-дети строятся в круг
-прошу одного ученика, чтобы тот назвал любое число от одного до 10
-прошу другого ученика, чтобы тот назвал любое число от одного до 10 и назвал сумму двух чисел
- прошу третьего ученика, чтобы тот назвал любое число от одного до 10 и прибавил к сумме первых двух чисел (предмет математика)
Получили число. Т.к. дети стоят по кругу счёт начинает тот, у кого больше всего цвета в одежде (называем цвета: предмет ИЗО) или у кого больше всего звуков в имени (предмет русский язык) или у кого самые светлые волосы и т.д.
Во вторых: дети, пропевая песенки, изучают фольклор (предметы: музыка и литература)
Всем известная подвижная игра «У медведя во бору», я её модернизировала и связала её с предметом Окружающий мир.
У Медведя во бору.
Один из играющих, по жребию, изображает медведя, остальные - детей. Медведь, подперши лицо руками, сгорбленный, сидит в стороне и молчит. Дети разбегаются в разные стороны, собирают ягоды и грибы (разбросанные карточки с изображением грибов и ягод) в лесу, и поют:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру
Медведь постыл
На печи застыл.
Усь, медведь,
Погонись за мной.
Спев песню, все разбегаются, а медведь вскакивает и бежит за ними. Кого поймает, тот садится медведем. Условие игры: собирать можно только съедобные грибы и ягоды. У пойманного проверяем собранные грибы и ягоды, если у ребёнка среди съедобных грибов и ягод находятся не съедобные, он «умирает» – выбывает из игры. А медведем садится др. игрок.
Подвижная игра «Космонавты»
По краям площадки чертятся контуры ракет с названиями маршрутов: Земля-Марс, Земля-Юпитер, Земля-Луна, Земля-Сатурн и т.д. Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:
Ждут нас быстрые ракеты На такую полетим!
Для прогулок по планетам. Но в игре один секрет:
На какую захотим, Опоздавшим места нет.
С последними словами дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают куда летят и что видят (например: созвездия) -предмет Окружающий мир или астрономия. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. Во время полета вместо рассказа о увиденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.
В лягушку.
Девочка, представляющая лягушку, садится на лужку. Играющие подходят к ней с песней:
Я в лягушечьем дому,
Что я делаю хочу:
Лягушка-то дура,
Губы-то надула.
Лягушка встает и бежит догонять разбегающихся, которые стараются добежать до своего места. Добежав, играющий говорит:-Дома! Лягушка же может ловить только на бегу. Пойманный становится лягушкой.
Овцы.
Выбирают волка и пастушку. Остальные овцы. Волк отходит в сторону, овцы располагаются в ряд, а пастушка ходит вокруг них и приговаривает:
«Пасу, пасу овечки, не выпасу;
Пришел волк, ягня столк,
А я, молодая, заснула,
Своим духом не чула.»
При этих словах пастушка склоняется на одну из овечек и представляется спящей. Волк, пользуясь сном пастушки, подкрадывается к стаду и уводит крайнюю овечку. Оставшиеся овцы кричат : «Ме-ме!»
Пастушка просыпается, обходит стадо и отгадывает кого забрал волк.
Кошка и мышка
Играющие становятся в круг взявшись за руки. В начале игры один игрок-кошка становится в не круга, а другой-мышка-внутри. Кошка ловит мышку, которая увертывает от нее, бегая, то в кругу, то вне круга: остальные игроки всячески препятствуют кошке поймать мышку: если мышка в кругу, они не пропускают в него кошку, если же кошке удалось прорвать цепь, они моментально выпускают мышку из круга и задерживают кошку в кругу.
При игре поют:
Мышоночек в комнате
Кушает говядинку,
А кошечка издали
На мышку бросается,
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-а!
В оленя
Выбирают оленя по жребию. Дети обращаются к оленю:
Уж ты, батюшка олень,
Ты спусти меня на день,
С утра до вечера.
Вот тебе хомут,
Вот тебе дуга,
Больше я тебе не слуга.
Тот, кого олень поймает, помогает ему ловить остальных.
В утку
Играющие становятся рядом, рука с рукой. Двое отрываются от вереницы (селезень и утка) и пробегают под руками стоящих в ряду, то спереди, то сзади, причем стоящие в ряду поют: Догони, селезень, утку,
Догони, молодой, утку,
Поди, утушка, домой,
Поди, серая, домой,
У тебя семеро детей
Восьмой селезень,
Девятая-утка,
Десятая-гуська.
Та пара, между которой селезень поймал утку, заменяет их, а они становятся на их место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры через подвижные, народные и спортивные игры
В данном материале основной целью является показать, как можно укрепить здоровье у учащихся посредством использования на уроках физической культуры подвижных, народных и спортивных игр....
Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры через обучение играм
Игра-это источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой....
Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физической культуры в начальной школе в рамках реализации ФГОС
выступление на методическом объединении учебного комплексадоклад на педагогическом совете ГБОУ Школа №281...
Презентация. Здоровье-сберегающие технологии на уроках физической культуры через подвижные, народные и спортивные игры»
здоровье-сберегающие технологии на уроках физической культуры через подвижные, народные и спортивные игры»...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКИ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразием инновационной деятельности образовательных организаций. Использование новых информационных и педагогических техн...
Развитие физических качеств через подвижные игры у обучающихся начальной школы на уроках физкультуры
В статье говорится о необходимости учитывать физические способности ребенка на занятиях физической культурой и представлен комплекс подвижных игр для развития таких качеств, как гибкость, координация,...
Обучение физической культуре через спортивные игры в соответствии с ФГОС
Актуальность обучения физической культуре через спортивные игры обусловлена тем, что в век технического прогресса, когда новые изобретения позволяют существенно упростить жизнь человека, освобод...