Метапредметный подход на уроках физической культуры через подвижные игры, как способ реализации ФГОС
методическая разработка по физкультуре

Власова Алла Владимирова

Игры и развлечения составляют необходимую потребность всех детей, и разве только крайне больные дети не имеют этой потребности. В игре дети живут; все житейское далеко отстоит от них  в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе;  в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все его существо играющего как физическое, так и духовное.

          Дети просто обожают играть, во время игры «открываются мозги», потому что всё, что происходит в игре, происходит весело, легко, не академично. Любая информация, выданная в это время ученикам, легко воспринимается мозгом. Поэтому через подвижные игры, призванные развивать физические качества (скорость, ловкость, силу и выносливость), я в своей работе связываю с теоретическим  материалом из разных предметных областей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метапредметный подход на уроках физической культуры через подвижные игры,

как способ реализации ФГОС

                                                                  «Для  ребенка  серьезна всякая игра, ибо, играя, он живет.

                                                        Он только тогда и живет, тогда только и упражняется,

                                                        тогда только и растит душу и тело, когда играет.

                                                        Чистейшим родником  игры, бьющим непрерывно и

                                                        весело, является детская  жажда играть, стержнем

                                                        которой  надобно признать театральный инстинкт.

                                                                                           (Анатолий Васильевич Луначарский)

            Какой учитель  не хочет воспитать своих учеников чувствующими и знающими родное слово, поэзию, любящими  и понимающими окружающую природу. Чтобы дети были крепкими и здоровыми. Все учителя желают видеть своих учеников такими. И какими же средствами, этого достигнуть? Гениальный опыт воспитания ребенка накопленный, отточенный и проверенный на протяжении многих веков, дает нам народная педагогика. Этот опыт воспитания, утвердившийся в крестьянской Руси, подарил нам самобытнейшую культуру. В творчестве народных исполнителей мы встречаем великолепные песни и хороводы, сказки и загадки, пословицы и приметы и, конечно же, игры. Как известно, малая активность приводит к снижению жизнеспособности и деформациям развития. Для ребенка важно удовлетворение моторной потребности, овладениям собственным телом и пространством, развитие  реакции, накопление слухового, зрительного и информационного опыта. Удовлетворение этих потребностей ребенок может в большинстве получить через игру. При  этом дети, исполняя песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают ритмический слух. Исполнение песен, потешек в играх,  отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний. Не обижаясь в игре на дразнилки, ребёнок приобретает  иммунитет на оскорбления   в жизни. Психическое здоровье-одно из важнейших требований здоровье сберегающих технологий по ФГОС.

         Игры и развлечения составляют необходимую потребность всех детей, и разве только крайне больные дети не имеют этой потребности. В игре дети живут; все житейское далеко отстоит от них  в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе;  в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все его существо играющего как физическое, так и духовное.

          Дети просто обожают играть, во время игры «открываются мозги», потому что всё, что происходит в игре, происходит весело, легко, не академично. Любая информация, выданная в это время ученикам, легко воспринимается мозгом. Поэтому через подвижные игры, призванные развивать физические качества (скорость, ловкость, силу и выносливость), я в своей работе связываю с теоретическим  материалом из разных предметных областей.

          Во первых: у каждой игры есть водящий. Как я его выбираю:

-дети строятся в круг

-прошу одного ученика, чтобы тот назвал любое число от одного до 10

-прошу другого ученика, чтобы тот назвал любое число от одного до 10 и назвал сумму двух чисел

- прошу третьего ученика, чтобы тот назвал любое число от одного до 10 и прибавил к сумме первых двух чисел (предмет математика)

Получили число. Т.к. дети стоят по кругу счёт начинает тот, у кого больше всего цвета в одежде (называем цвета: предмет ИЗО) или у кого больше всего звуков в имени (предмет русский язык)  или у кого  самые светлые волосы и т.д.

        Во вторых: дети, пропевая песенки, изучают фольклор (предметы: музыка и литература)

            Всем известная подвижная игра «У медведя во бору»,  я её модернизировала и связала её с предметом Окружающий мир.

                                       У Медведя во бору.

    Один из играющих, по жребию, изображает медведя, остальные - детей. Медведь, подперши лицо руками, сгорбленный, сидит в стороне и молчит. Дети разбегаются в разные стороны, собирают ягоды и грибы (разбросанные карточки с изображением грибов и ягод) в лесу, и поют:

                                                У медведя во бору

                                                 Грибы, ягоды беру

                                                 Медведь постыл

                                                 На печи застыл.

                                                   Усь, медведь,

                                                   Погонись за мной.

Спев песню, все разбегаются, а медведь вскакивает и бежит за ними. Кого поймает, тот садится медведем. Условие игры: собирать можно только съедобные грибы и ягоды. У пойманного проверяем собранные грибы и ягоды, если у ребёнка среди съедобных грибов и ягод находятся не съедобные, он «умирает»  – выбывает из игры. А медведем садится др. игрок.  

               

                                 Подвижная игра «Космонавты»

      По краям площадки чертятся контуры ракет с названиями маршрутов: Земля-Марс, Земля-Юпитер, Земля-Луна, Земля-Сатурн и т.д.  Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты                  На такую полетим!

Для прогулок по планетам.                Но в игре один секрет:

На какую захотим,                              Опоздавшим места нет.

С последними словами дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают куда летят и что видят (например: созвездия) -предмет Окружающий мир или астрономия. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. Во время полета вместо рассказа о увиденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.

               

                                                            В лягушку.

Девочка, представляющая лягушку, садится на лужку. Играющие подходят к ней с песней:

                                                   Я в лягушечьем дому,

                                                    Что я делаю хочу:

                                                     Лягушка-то дура,

                                                      Губы-то надула.

Лягушка встает и бежит догонять разбегающихся, которые стараются добежать до своего места. Добежав, играющий говорит:-Дома! Лягушка же может ловить только на бегу. Пойманный становится лягушкой.

                                                           Овцы.

      Выбирают волка и пастушку. Остальные овцы. Волк отходит в сторону, овцы располагаются в ряд, а пастушка ходит вокруг них и приговаривает:

                                                   «Пасу, пасу овечки, не выпасу;

                                                     Пришел волк, ягня столк,

                                                     А я, молодая, заснула,

                                                     Своим духом не чула.»

При этих словах пастушка склоняется на одну из овечек и представляется спящей. Волк, пользуясь сном пастушки, подкрадывается к стаду и уводит крайнюю овечку. Оставшиеся овцы кричат : «Ме-ме!»

Пастушка просыпается, обходит стадо и отгадывает кого забрал волк.

                                                    Кошка и мышка

Играющие становятся в круг взявшись за руки. В начале игры один игрок-кошка становится в не круга, а другой-мышка-внутри. Кошка ловит мышку, которая увертывает от нее, бегая, то в кругу, то вне круга: остальные игроки всячески препятствуют кошке поймать мышку: если мышка в кругу, они не пропускают в него кошку, если же кошке удалось прорвать цепь, они моментально выпускают мышку из круга и задерживают кошку в кругу.

При игре поют:                                        

                                      Мышоночек в комнате

                                        Кушает говядинку,

                                        А кошечка издали

                                        На мышку бросается,

                                        Ла-ла-ла-ла-ла-ла-а!    

                           

                                             В оленя

Выбирают оленя по жребию. Дети обращаются к оленю:

                                         Уж ты, батюшка олень,

                                          Ты спусти меня на день,

                                           С утра до вечера.

                                           Вот тебе хомут,

                                           Вот тебе дуга,

                                           Больше я тебе не слуга.

Тот, кого олень поймает, помогает ему ловить остальных.

                                            В утку

Играющие становятся рядом, рука с рукой. Двое отрываются от вереницы (селезень и утка) и пробегают под руками стоящих в ряду, то спереди, то сзади, причем стоящие в ряду поют: Догони, селезень, утку,

                  Догони, молодой, утку,

                   Поди, утушка, домой,

                  Поди, серая, домой,

                  У тебя семеро детей

                  Восьмой селезень,

                  Девятая-утка,

                  Десятая-гуська.

Та пара, между которой селезень поймал утку, заменяет их, а они становятся на их место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры через подвижные, народные и спортивные игры

В данном материале основной целью является показать, как можно  укрепить здоровье у учащихся посредством использования на уроках физической культуры подвижных, народных и спортивных игр....

Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры через обучение играм

Игра-это источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой....

Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физической культуры в начальной школе в рамках реализации ФГОС

выступление на методическом объединении учебного комплексадоклад на педагогическом совете ГБОУ Школа №281...

Презентация. Здоровье-сберегающие технологии на уроках физической культуры через подвижные, народные и спортивные игры»

здоровье-сберегающие технологии на уроках физической культуры через подвижные, народные и спортивные игры»...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКИ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразием инновационной деятельности образовательных организаций. Использование новых информационных и педагогических техн...

Развитие физических качеств через подвижные игры у обучающихся начальной школы на уроках физкультуры

В статье говорится о необходимости учитывать физические способности ребенка на занятиях физической культурой и представлен комплекс подвижных игр для развития таких качеств, как гибкость, координация,...

Обучение физической культуре через спортивные игры в соответствии с ФГОС

Актуальность обучения физической культуре через спортивные игры обусловлена тем, что в век технического прогресса, когда новые изобретения позволяют существенно упростить жизнь человека, освобод...