Технологическая карта урока по физике на тему «Простые механизмы. Рычаг. Правило равновесия рычага»
план-конспект урока по физике (7 класс)

Чалзырай Айрана Буяновна

Технологическая карта урока по физике на тему «Простые механизмы. Рычаг. Правило равновесия рычага» для 7-го класса предназначена для формирования у учащихся базовых знаний о простых механизмах, в частности рычагах, и законах, управляющих их функционированием. Урок направлен на развитие у школьников понимания принципа действия рычажных механизмов, их роли в повседневной жизни и техники безопасности при обращении с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostye_mehanizmy._rychag_7_klass.doc330 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Простые механизмы. Рычаг. Правило равновесия рычага»

Автор разработки: Чалзырай Айрана Буяновна

Класс: 7

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательная:

  • обеспечить усвоение учащимися понятия простого механизма, принципа  действия рычага и условия равновесия рычага;
  • познакомить учащихся с различными видами простых механизмов;
  • рассмотреть простые механизмы как устройства, служащие для преобразования силы;

Развивающая:

  • способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.

Воспитательная:

  • пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;

формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия.

Планируемый результат:

Личностные УУД:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;  

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные УУД:

• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;

• формирование  умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

• построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

• построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:

 компьютер, мультимедийный проектор, экран,  штатив, рычаг демонстрационный, карточки.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

 Формирование УУД

Организационный момент

Приветствие учителя.

приветствие учащимися друг друга,

Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание Коммуникативные УУД:

умение слушать

Актуализация знаний

На прошедших уроках мы с вами познакомились с новыми физическими величинами: работа и мощность.

Скажите, достаточно ли большую работу может совершить человек?

Демонстрация.

Тележку поднимают на некоторую высоту при помощи динамометра; фиксируют показания. Затем ту же самую тележку поднимают на ту же высоту по наклонной плоскости с помощью рычага, каждый раз фиксируя показания динамометра.

Мы не можем сдвинуть с места небольшой камень, а вот по преданию, нам уже известный древнегреческий ученый Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!»

Как вы понимаете его  такое смелое высказывание?

Человек совершает намного меньшую работу, чем подъемный кран или трактор.

Дети высказывают свое мнение: необходимо приложить большую силу, чтобы сдвинуть такое большое тело с места, совершить большую работу.

Учащиеся выдвигают гипотезы: возможно ли поднять Землю.

Познавательные УД: использование необходимой информации для выполнения учебного задания

Структурирование знаний;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Личностные УД:

Осознание учащимися своих  знаний

Формирование «Я-позиции»

Регулятивные УД: учитывать правила контроля и способа решений;

Умение оценивать правильность выполнения действий

Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы должны решить простые бытовые проблемы, которые часто возникают. Нужно открыть бутылку минеральной воды, вытащить гвоздь из доски, расколоть орех и перенести тяжелый предмет из одного конца класса в другой.

Как же облегчить ему задачу?

для облегчения своего труда человек   использует различные механизмы

Все эти приспособления в  физике называются простыми механизмами.

Такие устройства – простые механизмы использовали еще 3 тыс. лет назад при строительстве пирамид в Др.Египте.

Очевидно древние строители смогли построить пирамиду в Египте тоже с помощью какого- то простого механизма.

 

  • Пирамида Хеопса
  • Высота 146,6м
  • Каждая сторона основания 230 м
  • Каменные блоки от2,5 до 15т

С помощью чего? Как мы можем назвать ?

Нужно использовать какое- то приспособление.

Например: открывалку для бутылок, кусачки для сахара или проволоки, выдергу для гвоздя, палку для камня

Обычной палки.

Рычаг

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные УД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Формулирование темы урока, постановка цели

Итак, мы на уроке будем говорить о механизмах, облегчающих труд человека.

А что именно должны нового узнать?

- Что такое простые механизмы

- Виды механизмов

- Почему используются для облегчения силы

тема урока «Простые механизмы» 

Пытаются ответить на вопросы (конструкция механизмов, виды  механизмов и почему их используют для облегчения силы)

Записывают тему урока

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Изучение нового материала

Вывешиваются понятия на доске.

Простой механизм

Рычаг

Точка опоры

Плечо силы

Практическая работа

Давайте сформулируем правило равновесия рычага.

Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил.

               

Вернемся к высказыванию Архимеда: так мог или нет Архимед в одиночку подвинуть Землю? Или все-таки это только легенда?

Используя длинный рычаг можно Землю сдвинуть с места?

Ведь для перемещения земли всего на 1см руке Архимеда пришлось бы проделать путь в 1018 км. А на такую дорогу человеку понадобилось бы много миллионов лет!.. Но это тема другого урока.

Учащиеся делают конспект в тетрадях.

Проговаривают понятия

Называют приспособления

Называют устройства

Записывают определения.

Работа в парах, делают выводы о получении выигрыша в силе

Возможно, прикладывая силу к большему плечу.

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Логические- анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов.

 Личностные: смыслообразование – установление связи между целью учебной деятельности и мотивом.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий, целеполагание, контроль, оценка.

Коммуникативные УУД:

использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Динамическая пауза

В качестве динамической паузы предлагается решение задачи:

  • Разломите спичку пополам, получившиеся части снова разломите пополам и так продолжайте ломать спичку на все более маленькие кусочки. Почему маленькие кусочки труднее разламывать, чем большие?

Выполняют упражнения на снятие статических нагрузок, усталости глаз.

Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Первоначальное закрепление нового материала

  1. А как можно применить рычаг в жизненных ситуациях

Приведите примеры рычагов, применяемых человеком

2. Применим изученный материал к решению стандартной задачи  

  • Почему ножницы для резания металла имеют наиболее длинные рукоятки, чем ножницы, предназначенные для резания бумаги?
  • Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а к краю, притом наиболее удаленному от оси вращения?

3      Решение задачи.

Предлагают решения, с помощью подручных средств (палки, сумки, гири) демонстрируют ответы

Ответ: ножницы, кусачки, рычажные весы и пр

 Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Логические- анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов.

  Коммуникативные: постановка вопросов – сотрудничество в сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка.

Контроль и самоконтроль

Тест с взаимопроверкой

Вариант I

1. Какое устройство называют механизмом?

1) Предназначенное для совершения работы      

2) Обладающее большой мощностью

3) Служащее для преобразования силы                

4) Создающее удобство для выполнения работы

2. На каких рисунках изображены рычаги?

  1. № 1 и № 4        2) № 3 и № 4
  1. № 1 и № 2        4) № 2 и № 4

3. Плечо силы - это

  1. длина рычага            
  2.  расстояние от оси рычага до его конца

3) кратчайшее расстояние от точки опоры рычага до линии, вдоль которой действует на него сила

  1. кратчайшее расстояние между линиями, вдоль которых направлены силы, действующие на рычаг

4. Какая формула выражает правило равновесия рычага?

1)            2)            3)

5. На одно плечо рычага, равное 25 см, действует сила 80 Н, на другое - сила 400 Н. На каком расстоянии от оси рычага должна находиться точка приложения второй силы, чтобы он
находился в равновесии?     1) 125 см                 2) 100 см        3) 10 см         4) 5 см

Вариант II

1. Какие из простых механизмов можно считать основными, так как другие представляют собой их разновидности?

  1. Рычаг и винт    2) Рычаг и наклонную плоскость    
  2. 3) Рычаг и блок     4) Блок и наклонную плоскость

2. Рычаг – это

1) стержень       2) длинная палка    

 3) стержень, упирающийся в землю

4) твёрдое тело, которое может поворачиваться вокруг неподвижной опоры

3. На рисунке представлена схема рычага, на который действуют силы   и . Каково плечо силы   ;
1) OA; OD        
2) АВ; CD        3) BD; CA          4) OB; ОС

4. В каком случае рычаг находится в равновесии?

1) Если его плечи равны

2) Если на него действуют равные силы

3) Если действующие на него силы обратно пропорциональны своим плечам

4) Если действующие на рычаг силы прямо пропорциональны плечам

5. Груз весом P = 100 H надо уравновесить с помощью рычага силой F = 20 Н. Какой выигрыш в силе необходимо получить? К короткому или длинному плечу следует приложить силу F?

1) В 5 раз; к длинному    2) В 5 раз; к короткому           3) В 10 раз; к длинному    

4) В 10 раз; к короткому

Взаимопроверка в парах, сверяют с правильными ответами на слайде. Оценивают работу.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов действия, установление причинно-следственных связей.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: формирование  умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Рефлексия учебной деятельности

1.Заполнение листка рефлексии

2. Выставление оценок за урок.

Заполняют листок, выражая настроение.

Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

 Подведение итогов. Домашнее задание.

Запись домашнего задания

  • Простые механизмы в быту
  • Простые механизмы в живой природе
  • Простые механизмы в устройстве человека

Записывают домашнее задание.

.

 Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике по теме "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"

Урок изучения нового материала с применением презентации. 7 класс....

План-конспект урока по физике по теме "Простые механизмы.Рычаг" 7 класс

Тема: Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент сил. Учитель Кравченко А.С. Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: урок-практикум. Цели: Образовательные: вызвать ...

Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса

Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса с ЭОР....

Технологическая карта урока по обществознанию на тему: "Правоотношения и субъекты права"

Цель урока: Способствовать формированию представлений о правоотношениях, субъектах правоотношений,познакомить их с понятием правоспособность и дееспособность...

Технологическая карта урока по физике по теме "Дефект масс.Энергия связи"

Технологическая карта урока  по теме "Дефект масс.Энергия связи" для подготовке к уроку в 9 классе....

Технологическая карта урока по физике на тему «Электрический ток. Условия существования электрического тока»

Технологическая карта урока физики на тему «Электрический ток. Условия существования электрического тока» предназначена для проведения занятия в основной школе. Урок направлен на формирова...

Технологическая карта урока по физике на тему «Работа и мощность электрического тока»

Технологическая карта урока по физике в 8 классе на тему «Работа и мощность электрического тока» разработана для формирования у учащихся понятий о работе и мощности электрического тока, а ...